Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Митропольский Стефан; 27.09.1836, Калуга - ночь на 3.05.1914, Болдинский Покровский муж. мон-рь, близ Астрахани), еп. Аксайский, вик. Донской епархии. Род. в семье причетника. По окончании Калужской ДС (1858) поступил в МДА. Учился вместе с буд. профессорами А. И. Гренковым и М. И. Каринским . 29 авг. 1861 г., еще студентом, Митропольский был пострижен в монашество, 25 сент. рукоположен во диакона, 29 (по др. сведениям, 21) июня 1862 г.- во иерея. Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) В 1862 г. И. окончил академию по 1-му разряду, 3-й магистр XXIII курса (1858-1862). 28 сент. утвержден в степени магистра богословия и оставлен в академии бакалавром: сначала на кафедре церковного красноречия и церковной археологии (30 окт.- 2 нояб. 1962), с 11-12 янв. 1863 г. на кафедре всеобщей церковной истории. 17 мая 1864 г. назначен помощником библиотекаря академии. С 26 сент. того же года соборный иеромонах Донской иконы Божией Матери московского монастыря . Опубликованная в том же году работа И. «О христианском девстве» свидетельствовала о его знании святоотеческой лит-ры не только в рус. переводах, но и на лат. и греч. языках. Наряду с апологией девства как новозаветной добродетели И. рассматривал основные возражения против него, в т. ч. в медицинской лит-ре, и искажения христ. идеала девства в секте скопцов. 27 окт. 1868 г. И. был возведен в сан архимандрита, 3 мая 1869 г. определен помощником инспектора академии, с 31 янв. по 20 июня 1870 г. исполнял должность инспектора. Особо почитал митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) , сказал слово у гроба святителя, впосл. посвятил ему изд. «Два цветка из венка, сплетенного на гроб приснопамятного высокопреосв. митр. Филарета при встрече и погребении его в 1867 г.» (Новочеркасск, 1898). К этому периоду относится написание известного труда И.- обзора деяний Вселенских Соборов на основании наиболее употребляемых в изучении этой темы источников.

http://pravenc.ru/text/469514.html

    О книге Книги представляют собой один из первых в России опытов глубокого изучения Деяний Вселенских Соборов (опубликованных незадолго до того Казанской духовной академией) и обобщений их в столь крупной работе. Сам епископ Иоанн указывал только на отдельные попытки подобных исследований. К сожалению, в этих публикациях не была отчетливо отражена «естественно-историческая связь между ересями, служившая поводом к созванию Вселенских Соборов», что являлось, по словам преосвященного епископа Иоанна, их главным недостатком. Предисловие «Иисус Христос вчера и днесь, тойжде и во веки» (Евр. 13:8). После первоначального основания церкви на земле Господом Иисусом Христом и первого распространения ее трудами святых Апостолов период вселенских соборов составляет самую достопримечательную по своему высокому значению в истории церкви пору ее жизни. Высочайшая важность вопросов, подававших главный повод к созванию соборов, способ исследования и решения сих вопросов, всеобщая применимость и обязательность постановлении соборных для времен последующих, и главное, – несомненно видимое как из собственных деяний и выражений соборов, так и из частных свидетельств святых отцов и учителей церкви – особенное содействие отцам соборов от Святого Духа, – все это доставляет святым вселенским соборам непререкаемый авторитет, a истории их высокий интерес. Не удивительно после сего, что лица, занимающиеся исследованиями церковно-историческими, с особенными вниманием останавливаются как на истории самых соборов, так и на истории частных лиц, соприкосновенных к сей истории; не удивительно, что из посвятивших себя изучению жизни и науки церковно-исторической, некоторые избирают предметом своих особых занятий историю собственно соборов и издают внушающие к себе почтение обширнейшие труды по истории соборов. На историю вселенских соборов было обращено внимание и в нашем отечестве; в «Христианском Чтении», например, (с 1842 по 1848 г.) помещена история всех вселенских соборов; но эту историю и сам автор ее назвал краткою, и самое содержание ее оставляете неудовлетворенным желание видеть разъяснение на некоторые вопросы, существенно относящееся к истории соборов. Главный и самый ощутительный недостаток в этой истории – это недостаток объяснения естественной исторической связи между ересями, служившими поводом к созванию вселенских соборов. Не менее чувствителен здесь недостаток в раскрытии как самого учения еретиков, так и особенно в раскрытии православного учения, направленного против лжеучений еретических.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Положение Римского епископа в то время было отнюдь не легкое. Теснимый, с одной стороны, арианскими полуварварскими ломбардами, он был не свободен и с другой, так как должен был во многих отношениях подчиняться власти Византийского императора и его представителя в Италии, экзарха Равеннского. Тем не менее, положение не лишено было своих преимуществ и Григорий сумел воспользоваться ими. Папа был самым крупным поземельным собственником в Италии. Из его многочисленных владений, не только в Кампаньи, Апулии, Калабрии, Сицилии и Сардинии, но также в Галлии, Далмации и Северной Африке, в его казну стекались огромные суммы, и Григорий оказался великолепным администратором, строгим и не упускавшим из вида даже самых ничтожных мелочей. С этим богатством соединялся известный престиж и в светских делах. Вследствие слабости и малоспособности экзархов, папа сделался действительным правителем Рима, и эта роль особенно подходила Григ., который прежде, чем сделаться папой, был praetor urbis. Таким образом, он занимал почти совершенно независимое положение, служа посредником между ломбардами и Византией. Через посредство Теодолинды, Баварской принцессы, принадлежавшей к православной церкви, и жены короля Агилулфа, он оказывал некоторое влияние на ломбардов; хотя однажды (593), как раз в то время, когда произносил беседу на пророка Иезекииля, должен был откупиться большой суммой золота и серебра от Агилулфа, подступившего к воротам Рима. Его голос имел значение и в Константинополе, хотя его отношения с императором Мавритием, особенно после спора с Иоанном Постником , более и более омрачались. – Иоанн IV, патриарх Константинопольский, любил называть себя «вселенским патриархом». Но он не первый принял этот титул, да и не к нему одному он прилагался: его предшественник Мина принял его в 536, и он предоставлен был также папе Льву I собором Халкидонским с 451, Ормизде – сирийскими монахами в 517, и Бонифацию II – митрополитом Ларисским в 531. Григорий однако, предпочитавший называть себя servus servorum Dei (не в укор Константинопольскому патриарху, а просто в подражание блаженному Августину ), неодобрительно отнесся к этому титулу, жаловался по этому поводу Мавритию (595), и с необычайной резкостью нападал на самого Uoahha IV . Иоанн умер в том же году. Но его преемник Кириак, продолжал носить этот титул, и Григорий более и более раздражался, особенно когда Мавритий уклонился от вмешательства в это дело. В ноябре 602 Мавритий был низвергнут с престола Фокой, и не только сам был обезглавлен, но и его жена, пятеро сыновей и три дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Указатель русской литературы, более или менее относящейся к истории разделения церквей в IX, X и XI веках (I Муравьев. II Аноним. III Волков. IV Лебедев 1-ый. V Добротворский. VI Mumponoлum Герасим (Яред) . VII Лебедев 2-ой. VIII Скабаланович. IX Лебедев 2-ой. Х Платонов. XI О. Преображенский. XII О. Иванцов. XIII Епископ Иоанн (Митропольский) . 1841–1899 гг. Разумеем сочинения, рассматривающие историю разделения церквей в полном или же неполном её виде, а также сочинения, посвященные изучению жизни константинопольских патриархов: Фотия (9-го в.), Михаила Керулария (11-го в.) и Николая Мистика (10-го в.), приходивших в столкновение с римскими папами. Указатель вестись будет в порядке хронологическом. I. – Следуя хронологическому порядку появления сочинений рассматриваемого рода, первое место надлежит отвести книге А. Н. Муравьева(†) под заглавием: «Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах» (Петербург, 1841 г.). Сочинение Муравьева заслуживает внимания, как первая известная нам попытка ориентироваться в трудном и сложном вопросе о Фотии и разделении церквей при нем и после него. Автор не обладал большими богословскими познаниями и потому в основу своих рассуждений о патриархе Фотии полагает церковную историю известного, но давнего французского богослова Флери и пользуется переводным с греческого сочинением Илии Минятия : «Камень соблазна». Разумеется, пользуясь таким ограниченным количеством пособий, трудно было сделать много серьезного для разъяснения личности Фотия и состояния церкви его времени. Флери 435 дал автору почти всю фактическую сторону для этого его исследования. Что касается освещения и разъяснения истинного положения вещей фотианской эпохи, то в этом отношении французский историк мало был полезен для русского писателя. Флери смотрит на Фотия с папистической точки зрения и недовольно пригоден для русской православной науки. Мало того: папистическая или точнее – римско-католическая окраска истории Флери – по отношению к личности Фотия и его времени – должна была задавать русскому исследователю множество таких вопросов, с которыми совладать было очень нелегко.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ваше Высокоблагородие Милостивый государь Василий Александрович! Хотя Вам и неприятно, что я несвоевременно (как Вам кажется) вмешиваюсь в Ваши занятия, но признаюсь, что согласиться с Вами в Вашем суждении в этом пункте, т. е. в несвоевременности (будто бы) моего вмешательства я не вижу оснований. В таких занятиях – как статьи, помещаемые в журналах, много значит интерес современности: т.е. предмет рассуждения удобнее рассматривать с разных сторон тогда, когда о нем уже ведется речь с каких-нибудь сторон, пройдет время – и интерес современности улетучится и массивность пунктов рассмотрения – ежели их все скоплять и скоплять – на неопределенное время – может подействовать отягощающим способом: между тем как ежели вставлять заметки время от времени – по частям – то и интерес современности удержится и количество заметок не отяготит: – три-четыре странички в книжке журнала – и делу конец – на известный промежуток времени. Притом же вмешательство мое Вашим занятиям не препятствует; Вы можете продолжать свои занятия, как это и устроилось после Майской книжки, по поводу которой мы обменялись заметками. И так позвольте мне продолжить свои суждения, вызываемые суждениями Вашими. В своих ответных заметках на заметки мои, кроме упрека в несвоевременности моего вмешательства Вы поставляете на вид, что я не обратил внимания на тот оттенок в Вашем суждении – о действительности Англиканской иерархии, что Вы признаете Англ. иерархию действительною не вообще, не со всех сторон и не безусловно, – а только со стороны совершителей рукоположения. Не знаю – как покажется рассудителям другим, но мне кажется, что Ваш помянутый оттенок в Вашем суждении нисколько не может изменять существа дела. – И со стороны совершителей рукоположения – так же как и со всех возможных и невозможных сторон иерархии Англ. Церкви не может быть признана действительною – по той именно причине, какую я указал в своих заметках. И совершители рукоположения и принимавшие рукоположение нарушили те условия, при которых рукоположение могло быть действительным 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Несправедливая укоризна: [Письмо в редакцию по поводу ст. проф. А. П. Лебедева «О нашем символе веры»] Источник В февральской книжке «Богословского Вестника» за настоящий год на мою долю досталась укоризна от Ал. П. Лебедева в том, что я приписал ученейшему р.-катол. епископу Гефеле «невозможнейший абсурд» (стр. 281 – примеч. под строкою). Обвинение конечно тяжкое, и мне – признаться – горько слышать это, – тем паче, что, бросив на меня эту укоризну, А. П. не благоволил обставить свою речь так, чтобы дело было изложено в надлежащей ясности и чтобы никаким недоумениям места не оставалось. В чем же, однако, дело? Дело в том, что слова «невозможнейший абсурд» сковал сам А. П., что из-под моего пера их выпускаемо не было. Я в своем разборе Гефелевского мнения по разбираемому вопросу употребил выражение, что Гефеле допустил «важ­ный недосмотр». Чтобы, кажется, нетерпимого в таком моем выражении, чтобы следовало из-за него выпускать такой громкий выстрел? Ал. П. изъявляет свое неудовольствие на мое замечание, сделанное при разборе суждения Гефеле потому, что таким замечанием оказывается неуважение к учености Гефеле; не говорит Ал. П. ясно – но разуметь дает, что благодаря таким не разумным отношениям к трудам западных ученых, мы рискуем опасности подвергнуться неприятностям от немцев: благо нам, что немцы не читают наших книг. Да позволено мне будет отстранить от себя обвинение, какое незаслуженно возвел на меня г. Лебедев. В разбираемом месте, служащем поводом к настоя­щему неприятному объяснению, у Гефеле идет речь о том, кто был составителем Символа веры , известного теперь у нас под именем Никео-Цареградского. Гефеле пишет (Ист. соб. т. 2, стр. 10): Никифор Каллист свидетельствует, – (точнее было бы перевести слова Гефеле: will wissen – словами: Никифор хочет знать – но ведь смысл от сего не изменяется): – так Никифор Каллист свидетельствует, что Символ нашего собора был издан Григорием Нисским , Марк Евгеник на Флорентийском соборе утверждал, что автором Символа следует признавать или признается (werde gehalten) Григорий Богослов .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Иоанн (Митропольский) Иоанн (Митропольский Стефан), еп. Аксайский, вик. Донской епархии. Родился 27 сент. 1836 года в г. Калуге в семье причетника. Окончил Калужскую духовную семинарию. В 1862 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 29 авг. 1861 г., будучи студентом, постригся в монашество. 21 июня 1862 г. рукоположен в иеромонаха. 28 сент. утверждён в степени магистра богословия и оставлен при Московской духовной академии бакалавром сначала при кафедре Церковной археологии, а затем по Общей Церковной Истории. 27 окт. 1868 года возведён в сан архимандрита. 5 июля 1870 года хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В Америке пробыл семь лет. С 12 апр. 1877 года – член Московской Синодальной Конторы. С 26 марта 1881 года – настоятель Симонова монастыря в Москве. С 12 авг. 1889 г. – епископ Аксайский, вик. Донской епархии. С 1902 г. – почётный член Московской духовной академии. 9 апр. 1910 года уволен на покой, согласно прошению. Управлял Астраханским Покрово-Болдинским монастырём. 8 ноября 1913 года освобождён от управления Покрово-Болдинским монастырём. Скончался 2 мая 1914 года. Церковный историк. Духовный писатель. Почётный член Казанской духовной академии с 1897 года. Труды Речь при сретении в Бозе почившего архипастыря, Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета в Троице-Сергиевой Лавре, произнесённая в Троицком соборе 26 ноября 1867 года «Моск. Вед.» 263, 01.12.1867 года «Из истории религиозных сект в Америке» 1–2 «Методизм», 3 «Пресвитериане», 4 « Церковь Епископальная», 5 «Конгрегационалисты» «Жертва Истинному Богу по учению Слова Божия» Новочеркасск, 1895 «Любители Слова Божия» Новочеркасск, 1893 «Открытое письмо по вопросу об англиканской иерархии 1-е и 2-е» «Богосл. Вестн.» 1897, март, стр. 543. «Богосл. Вестн.» 1897, июль, стр. 68 «Отпадение Западной Церкви от Восточной» «Дон. Еп. Вед.» 1897–1899 гг. Новочеркасск, 1899 «Рационалистическое богословие пред судом православия» Новочеркасск, 1899 «Несправедливая укоризна»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 8 ( 21 ) Священномученик Павел Преображенский Священномученик Павел родился 10 декабря 1882 года в городе Коломне в семье священника Платона Павловича Преображенского. В 1905 году Павел Преображенский окончил Московскую Духовную семинарию. В 1907 году он женился на дочери протоиерея Иоанна Митропольского Анастасии и в 1908 году был рукоположен во диакона к Московскому Рождественскому монастырю. В 1917 году диакон Павел был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы села Мишутино Московской губернии. Приход был очень бедным, и приходилось заниматься летом сельским хозяйством, а зимой извозом. Недалеко от села была роща, в которой мужики рубили лес на дрова. Вместе с крестьянами и отец Павел ездил в рощу, грузил дрова на телегу и возил их в Сергиев Посад. Семья батюшки с трудом сводила концы с концами. В трех километрах от Мишутина служил священник Иоанн Инюшин. Инюшины и Преображенские были дружны. В праздники они встречались семьями, на Рождество устраивали елку, которую дети украшали самодельными игрушками, яблоками и конфетами. В конце 1928 года отец Павел был назначен настоятелем Ильинской церкви села Синьково. Уезжая из Мишутина, он продал дом, чтобы в Синькове купить новый, но денег за него не получил: покупатель, вселившийся в дом священника, заявил, что попу денег не полагается. Поэтому жилье пришлось снимать. Жили в одной комнате. Уголок священника был отгорожен гардеробом. В середине тридцатых годов отец Павел был возведен в сан протоиерея. В общении священник был прост и добросердечен. Прихожане любили батюшку и бывали частыми гостями у него в доме: кто с вопросами приходил, кто за книгой, а кто нуждаясь в духовной поддержке. «Добрейшей души человек», – говорили они. Его пастырское участие распространялось на каждого, кто к нему обращался. В середине июня 1937 года у него в гостях оказалась женщина, перешедшая на агентурную службу советской власти и не скрывавшая этого, – Раиса Уклонская. Отец Павел принял осведомительницу у себя дома и сказал ей: «Зря вы... ушли из Церкви, ведь не прочна ваша новая платформа, не верьте ей».

http://fond.ru/kalendar/1004/pavel/

Собор Святой Троицы (Сан-Франциско) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Святой Троицы (Holy Trinity Cathedral) — православный храм Тихоокеанского Центрального благочиния Западно-Американской епархии Православной церкви в Америке в городе Сан-Франциско в штате Калифорния. Место пребывания кафедры предстоятеля Западно-Американской епархии Православной церкви в Америке. Богослужения проводятся на английском языке (редко на церковно-славянском языке). Содержание История [ править править код ] Православный приход в Сан-Франциско был основан 2 декабря 1857 года. 2 сентября 1867 года приход вошёл в состав Греко-Русско-Славянской Православной Восточной Церкви и благотворительного общества. В эти годы в православных общинах области залива Сан-Франциско несли пастырское служение флотские священники Российской империи с кораблей, которые нередко заходили в местный порт. На Пасху 1868 года в Сан-Франциско был направлен православный священник-миссионер с Аляски, иерей Николай Ковригин, который остался в городе и нёс пастырское служение до своего возвращения в Российскую империю в 1879 году. Другой священник-миссионер с Аляски, протоиерей Павел Кедроливанский был первым настоятелем прихода в Сан-Франциско. В 1872 году епископ Иоанн (Митропольский) передал приходу в Сан-Франциско здание резиденции архиерея Алеутских островов и Аляски. В том же году в нём была учреждена архиерейская кафедра и освящена соборная церковь во имя Святого Александра Невского. За свою историю храм был также освящён во имя Святителя Николая, Святителя Василия Великого и Святой Троицы. С 1898 по 1905 год в нём нёс архиерейское служение святитель Тихон (Белавин). Кафедру в соборе занимали митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Иоанн (Шаховской) и епископ Василий (Родзянко). Среди священников, служивших в храме, были протоиерей Владимир Николаевич Вечтомов (1845—1870) — священник-миссионер с Аляски, протоиерей Владимир Сакович (ум. 1931) — борец с обновленчеством и «ангел-хранитель» русских беженцев, протоиерей Роман Аркадьевич Штурмер — ветеран Первой мировой войны, протоиерей Георгий Михайлович Бенигсен (1915—1993) — активный участник Русского студенческого христианского движения. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святой_Т...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010