Вражда Не питай вражды ни к какому человеку, иначе молитва твоя будет неприятна Богу (прп. авва Исаия , 60, 95). Живущие во вражде между собою, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение... (прп. Ефрем Сирин , 31, 334). Источник. Как червь точит дерево, так вражда повреждает душу монаха (прп. Ефрем Сирин , 31, 586). Источник. Кто имеет вражду на брата и думает принести что-либо Богу, тот принят будет наравне с приносящим в жертву пса, или цену блудницы. Посему ничего не предпринимай делать без любви (прп. Ефрем Сирин , 32, 6). Источник. Не имей ни с кем вражды, если можно, даже и на один час; никогда не засыпай, имея с кем-нибудь вражду, чтобы ночь не разлучила вас друг с другом, и чтобы тебе не подпасть неумолимому осуждению (прп. Ефрем Сирин , 32, 371). Источник. Одну вражду узаконил нам Законоположник нашей жизни, разумею вражду ко змею, и ни в чем другом не повелел нам проявлять силу ненависти... (свт. Григорий Нисский , 25, 463). Источник. Если примиришься прежде вечера с ближним, получишь от Бога прощение, но если долее пробудешь во вражде, то неприязнь твоя будет знаком не увлечения от раздражительности и гнева, но злости, знаком души развращенной и преданной греху (свт. Иоанн Златоуст , 46, 231). Источник. С одним только повелено нам быть во вражде – с диаволом: с ним никогда не примиряйся (свт. Иоанн Златоуст , 46, 231). ...Вражда составляет и небывалые грехи, и у нее находят веру все клеветники – все, кто радуется чужому несчастию и разглашает чужие пороки (свт. Иоанн Златоуст , 46, 232). Источник. Если кто будет находиться в неприятных к нам отношениях, не станем еще более воспламенять его нерасположения, а кротостью и смирением в словах и делах будем умирять вражду и таким образом врачевать озлобленную душу (свт. Иоанн Златоуст , 48, 633). Станем все переносить, и делать, и терпеть, лишь бы врагов (наших) примирить с нами. Будем доискиваться не того, справедливо или несправедливо они злобятся на нас, а только того, чтобы они перестали враждовать против нас (свт. Иоанн Златоуст , 48, 838). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Счастье Первая степень счастья – не согрешать, вторая – сознавать согрешения (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 263). Источник. Если стеснят тебя несчастья, то знай, что Едем распростирает к тебе объятия свои (прп. Ефрем Сирин , 35, 298). Источник. Таков человеческий род, таково и человеческое счастье: оно подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезываются спереди и исчезают сзади! (свт. Григорий Богослов , 15, 281). Источник. Не будь привязан к счастью, которое разрушается временем; а что время строит, время же и разрушает (свт. Григорий Богослов , 15, 367). Источник. Один златолюбец где-то сказал: «Желаю тебе лучше каплю счастья, нежели бочку ума». Но мудрец возразил ему: «Для меня лучше капля ума, нежели море счастья» (свт. Григорий Богослов , 16, 119). Источник. ...Прогневать Бога и сделать что-либо Ему неугодное – вот истинное несчастие! (свт. Иоанн Златоуст , 46, 71). Источник. ...Немалое дело для находящихся в счастии – не гордиться своим благоденствием, но уметь скромно пользоваться счастием (свт. Иоанн Златоуст , 46, 642). Источник. ...Определять счастье жизни на основании роскоши и богатства и настоящих вещей свойственно не людям, обращающим внимание на свое собственное благородство, но людям, сделавшимся лошадьми и ослами (свт. Иоанн Златоуст , 46, 801). Источник. ...Люди, сознающие за собою много грехов, если и потерпят какое-нибудь несчастье, по крайней мере, могут найти причину происходящего, взвешивая свои грехи и таким образом устраняя смущение, рождающееся от неизвестности. Опять если что-нибудь подобное испытают люди, несознающие за собою ничего, но украшенные добродетелями, то, зная учение о воскресении и помышляя о будущих воздаяниях, знают, что приключающаяся им борьба служит основанием и для бесчисленных венцов (свт. Иоанн Златоуст , 47, 584). Источник. ...Причина радости обыкновенно лежит не столько в природе обстоятельств, сколько в разуме людей... многие, изобилуя богатством, считают жизнь невыносимой, а другие, живя в крайней бедности, всегда остаются радостнее всех... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 592–593). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи – детей каждый день настраивай и осматривай их тщательно всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу (свт. Иоанн Златоуст , 46, 339). Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он тоже своего собственного сына; а этот – своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках (свт. Иоанн Златоуст , 46, 340). ...Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставить его детям; будем научать их добродетели испрашивать им благословение от Бога; вот это, имен это – величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все большее богатство (свт. Иоанн Златоуст , 47, 712–713). Источник. Будем... так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто (свт. Иоанн Златоуст , 47, 713). Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание (свт. Иоанн Златоуст , 47, 781). Источник. ...Не столько вреда терпишь ты от болезней и трудов (рождения), сколько получаешь, если хочешь, пользы от воспитания детей, находя в нем повод к добрым делам(свт. Иоанн Златоуст , 47, 782–783). Источник. ...Если рождаемые тобой дети получают надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание (свт. Иоанн Златоуст , 47, 783). Источник. Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их (свт. Иоанн Златоуст , 47, 788). Источник. возраст нежный – он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым (свт. Иоанн Златоуст , 51, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бедность Бедность обыкновенно более спасает душу, а богатство для многих служит к тому препятствием; бедность находит всякий, а богатство не в нашей (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 142). Знай, что скудость в вещах приближает тебя к Богу (прп. авва Исаия , 60, 206). Нищета, при истинном самодовольстве, для целомудренных предпочтительнее всякого наслаждения (свт. Василий Великий , 5, 112). Источник. Мы, бедные, отличаемся от богатых – свободою от забот: наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами, не зная беспокойств и будучи свободны, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены (свт. Василий Великий , 5, 190). Источник. ...Беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 799). Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее; это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. Одолеть бедного не так легко, как богатого, потому что последний со всех сторон представляет к этому случаи как диаволу, так и коварным людям и бывает рабом всех, по великому множеству дел (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. ...Бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 190). Источник. ...Бедный, как человек свободный... есть лев, дышащий огнем, имеет душу отважную и, отрешившись от всего, легко делает все, что может принести пользу церквам, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 197). ...Бедному бедность не может быть препятствием к милостыне по причине его душевного богатства (свт. Иоанн Златоуст , 47, 342). ...Бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделия и праведные труды... от этого в душе великое любомудрие... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366). Бедный, почивающий в недрах Авраама, удостоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с благодарением переносил бедность (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Глава 13. Молитва о единстве Прощальная беседа с учениками завершается молитвой, которую Иисус произнес в их присутствии. В христианской традиции эта молитва часто именуется первосвященнической, по-видимому, под влиянием богословия Послания к Евреям, где Иисус представлен как Тот, Кто должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа ( Евр. 2:17 ). Называя Иисуса Первосвященником великим, прошедшим небеса ( Евр. 4:14 ), автор Послания пишет: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение ( Евр. 5:7 ). По словам Кирилла Александрийского , Сын Божий «ходатайствует опять как человек, Примиритель и Посредник Бога и человеков ( 1Тим. 2:5 ), и как истинно великий и всесвятой Первосвященник наш Своими молитвами умилостивляет Своего Родителя, Самого Себя священнодействуя за нас. Ведь Сам Он есть Жертва и Сам – Священник, Сам – Посредник, Сам – всенепорочное приношение, Агнец истинный, берущий грех мира ( Ин.1:29 ) 483 ». Иисус находился в постоянном молитвенном общении со Своим Отцом. Это явствует из упоминаний синоптиков о том, как Он восходил на гору, чтобы помолиться ( Мф.14:23 ; Мк.6:46 ); уходил для молитвы в пустынные места ( Лк.5:16 ); воссылал Богу благодарение ( Мф.26:27 ; Мк.14:23 ; Лк.22:17 ); возводил взор на небо ( Мф.14:19 ; Мк.6:41; 7:34 ; Лк.9:16 ). Иоанн приводит два случая, когда Иисус обращается к Отцу с молитвой: перед воскрешением Лазаря ( Ин.11:41 ) и во время беседы с иудеями ( Ин.13:28 ). Во втором случае ответом на молитву Иисуса становится голос Бога Отца, который слышат многие присутствующие. Все три синоптика приводят слова молитвы Иисуса в Гефсиманском саду ( Мф.26:39, 42 ; Мк.14:36 ; Лк.22:42 ), а Матфей и Марк – Его молитвенный вопль на кресте ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Наконец, произнесенные Им в последние минуты перед смертью слова, согласно Луке, были обращены к Отцу ( Лк.23:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пресыщение ...Пресыщение – начало всякого вреда (свт. Василий Великий , 8, 16). Источник. Переполнять свое чрево и обременять себя яствами достойно проклятия, как сказал Господь: горе вам, насыщенные ныне ( Лк. 6, 25 ). Через это и самое тело делается неспособным к деятельности, склонным ко сну и готовым к повреждениям (свт. Василий Великий , 9, 120). Источник. Воздержание измождает плоть, а многоядение делает грубым ум (прп. Ефрем Сирин , 30, 159). Источник. Не будь пристрастен к мясам и винопитию, чтобы не сделать тебе ум свой неспособным к принятию духовных дарований (прп. Ефрем Сирин , 30, 320). Источник. Многоядение и многопитие в настоящем только имеют приятность, а на следующий день оставляют в помысле неприятность и расслабление (прп. Ефрем Сирин , 30, 573). Источник. Пресыщение делает наглым, а я тебе... желаю позаботиться о том, что вечно питаемую душу удерживает в должных пределах (свт. Григорий Богослов , 15, 361). Источник. Никакое пресыщение не бывает целомудренно; потому что огню свойственно сожигать вещество (свт. Григорий Богослов , 15, 368). Источник. ...Не говорим: не будь чрева, но – да не будет пресыщения; потому что не чрево рождает пресыщение, а наша беспечность (свт. Иоанн Златоуст , 45, 175). Источник. Что пользы, скажи мне, расторгаться от пресыщения через меру и преступать пределы потребности? Это и телу вредит, и душу лишает благородства (свт. Иоанн Златоуст , 46, 824). Источник. ...Тот, кто преступает пределы потребности , потом уже не в состоянии будет вкушать удовольствие; это особенно хорошо знают те, которые сами испытали это, получив себе через это бесчисленные виды болезней... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 824–825). Не ядение худо, – да не будет! Вредно объядение и пресыщение до обременения чрева; через это уничтожается и удовольствие от пищи (свт. Иоанн Златоуст , 47, 74). Источник. От чего эти многоразличные болезни и расстройство? Не оттого ли, что, преступая меру, мы обременяем чрево слишком тяжелым грузом? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 407).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 4: Отец Иоанн (Крестьянкин) 30.03.2007 551 Время на чтение 12 минут Отец Иоанн (Крестьянкин) Сам отец Иоанн (Крестьянкин) несколько лет служил в нашей Рязанской епархии. Кстати, не многие знают, что отец Иоанн открывал Троице-Сергиеву лавру. Дело в том, что лавра была возобновлена по настоянию властей, поскольку им нужно было иметь место, которое можно было бы показывать иностранцам. Это было в 46-м году. Собрали четверых человек, среди них был и отец Иоанн. Потом его убрали - для лавры не годился, очень уж большой авторитет у него был на приходе в А вскоре его арестовали. И вот через некоторое время после освобождения из лагеря он стал служить у нас. Отцу Иоанну в Рязанской епархии больше года не давали служить ни на одном приходе, постоянно переводили - боялись, что он обрастет духовными детьми. А получилось наоборот - все эти приходы собрали ему духовных детей. И когда он в Печорах был, вся эта гурьба туда ездила. Однажды ему запретили служить во время полевых работ. То есть служить надо было в пять утра, чтобы людей, отправляющихся в поле, не задерживать. В нашем храме отец Иоанн был настоятелем. Сначала он не очень хотел сюда идти, потому что приход этот мощный, много дела. Он боялся, что силенок не хватит. Но когда узнал что, если он не пойдет, закроется штат священников, то пошел. Ведь я, когда поступил на службу сюда, был четвертым священником, последним. Потом стал третьим-последним, потом вторым-последним. Грозило, что я останусь первым и последним. От такой беды и избавил отец Иоанн наш храм своим согласием у нас служить. Не много отец Иоанн рассказывал о годах своего заключения. Но кое-что можно вспомнить. Был у нас такой батюшка, отец Евгений Климентовский. Его, как и всех священников, вызывали в органы, стращали всячески. И вот однажды пригласили его в определенное учреждение и, чтобы он передрожал, так сказать, посадили на деревянный диван с ручками и спинкой и долго не вызывали в кабинет. Он сидел-сидел, потом снял с себя верхнюю одежку, положил под голову, улегся и заснул. Выходят: " Старик, ты чего спишь? " - " А что, разве нельзя? " - " Неужели ты не боишься? " - " А чего мне вас бояться, вы ребята хорошие, я к вам привык " . - " Иди отсюда, старик! "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Власть Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается кротким и милостивым, потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи (прп. Ефрем Сирин , 30, 141). Источник. Имея большую власть, не грози сразу кому-либо смертью, зная, что по естеству и ты подлежишь смерти, и что всякая душа, как последнюю одежду, скидает с себя тело свое. Разумея это ясно, подвизайся быть кротким, делая добро, благодари всегда Бога. Кто немилостив, тот не имеет добродетели в себе (прп. Макарий Египетский , 89, 79). Источник. Что за выгода властвовать над столь многими, когда сам не в состоянии победить себя и свои собственные страсти? (свт. Иоанн Златоуст , 46, 800). Источник. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать (свт. Иоанн Златоуст , 50, 6). Власть побуждает делать многое, Богу неугодное, и надобно иметь очень мужественную душу, чтобы пользоваться властию как следует. Тот, кто лишен власти, волею и неволею любомудрствует; а облеченный ею терпит то же, что и человек, который, живя с хорошею и красивою девицею, обязался никогда не посмотреть на нее с вожделением (свт. Иоанн Златоуст , 51, 434). ... даже против воли делает многих обидчиками, у многих возбуждает гнев, снимает узду с языка и отворяет двери уст, как бы ветром раздувая душу и, как ладью, погружая ее в самую глубину зол (свт. Иоанн Златоуст , 51, 434). Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 442). Поднявшаяся пыль занимает много места в воздухе, а сама невелика; такова и власть. Как пыль ослепляет глаза, так гордыня власти помрачает зрение ума (свт. Иоанн Златоуст , 55, 444). Источник. Трудно и благочестивому человеку остаться таким по получении власти. Тогда сильнее заявляют о себе и тщеславие, и корыстолюбие, и самонадеянность – так как начальство дает к тому возможность, – равно и столкновения, оскорбления, злословия и многое другое. Поэтому кто не благочестив, тот будет еще более неблагочестивым, сделавшись начальником (свт. Иоанн Златоуст , 55, 842). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

XXXIX. Об обрядах Получая в таинствах Церкви от Бога всё потребное для жизни и благочестия, мы твёрдо должны помнить, что благодатные силы не стесняют свободы человека, не влекут его насильно к добру, а только призывают, возбуждают, помогают, освящают и спасают, если он не противится им ( Откр.3:20 ; Деян.7:51 ; Евр.3:7–8 ). Для нравственного усовершенствования, исправления и преуспеяния на пути добродетели необходимы усилия и самого человека. Приходя в этом случае на помощь усилиям его, Церковь предлагает ему различные средства, содействующие сохранению, укреплению и возвышению в нём нравственной христианской жизни. Из этих средств она прежде всего указывает на молитву. Сам Христос Спаситель учил о том, что должно всегда молиться. Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ; Лк.18:1–8 ; Мф.6:6–13:7:7–11 ; Ин.16:23–24 ; Лк.5:16:6:12:9:18:28–29 ). Об этом же учили и апостолы словом и примером. Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Молитва укрепляет нашу веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ); она приобретает просвещение уму нашему ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорбях и страданиях ( Иак.5:13–15 ), содействует нам в борьбе с искушениями и врагом нашего спасения – диаволом ( Мф.26:41:17:21 ). Вообще молитва приобретает нам всё, что служит к истинному нашему благу. Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). Молитвы наши к Богу, по тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках, ибо от избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ), Сам Христос Спаситель хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю ( Лк.3:21:6:12 ; Мф.26:39 ; Лк.22:41–46 ; Ин.17:1 ; Евр.5:7 ). То же свидетельствует нам Слово Божие и об апостолах ( Деян.1:14:2:46–47:3:1 ; Еф.3:14 ; Деян.20:36 ). Апостол Павел заповедует верующим: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ) и выражает желание, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Обольщения волхвов служили к большему прославлению апостольских чудес. – Иудейские секты. – Случай с оглашением отроковицы. Том 9, книга 1, беседа 46 - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги %20 " > святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Обольщения волхвов служили к большему прославлению апостольских чудес. – Иудейские секты. – Случай с оглашением отроковицы. Том 9, книга 1, беседа 46   1. Этот (Иаков) был брат Господень и епископ Иеруса­лимский, муж великий и дивный. К нему-то приходит Павел, подобно как и прежде он был послан к нему же; а каким образом, послушай. " На другой день " , говорит (писатель), " Павел пришел с нами к Иакову " . Смотри, как он чужд гордости. " Пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его " . Опять рассказывает им случившееся у язычников, не из тщеславия, – да не бу­дет! – но чтобы показать Божие человеколюбие и исполнить их великой радости. " Они же " , смотри, " выслушав, прославили Бога " ; не стали превозносить Павла и удивляться ему, но прославили Бога, потому что рассказывая он все приписывал (Богу). " Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям " (ст. 20, 21). Смотри, как скромно и они го­ворят. Не (Иаков) говорит, как епископ, со властью; но самого (Павла) они делают участником совещания, и тотчас же, с самого начала, как бы извиняются тем, что им не хо­телось бы (видеть его обвиняемым). Видишь ли необходимость этого дела. " Видишь, брат " , говорят, " сколько тысяч уверовавших Иудеев " ? Не говорят: сколько тысяч мы обратили, но: " уверовавших " . " И все они " , говорят, " ревнители закона " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010