Не было бы Распятия – не было бы торжественного ухода на Небеса, в Царство Бога Отца. 2 Но кроме этого, основного богословского вектора в понимании значения Крестной Смерти, Евангелист Иоанн понимает Страдания и Смерть Христа как Жертву Агнца (такое именование Христа встречается только в Евангелии от Иоанна). В каком смысле об Иисусе как об Агнце дважды высказывается в нем Иоанн Креститель: Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1, 29, 36 )? Может быть, здесь имеется в виду пророчество Исаии о Страдающем Рабе Господнем? Там Страдалец назван смиренным и безгласным агнцем: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис. 53, 7 ). Очень может быть! Но возможно, что, учитывая пророчество Исаии, Иоанн имел в виду и еще нечто другое. То, о чем речь пойдет в следующем, третьем, пункте. 3 При внимательном чтении Евангелия от Иоанна становится очевидно, что Иоанн связывает Смерть Иисуса с иудейской Пасхой. Иоанн все время подчеркивает эти параллели: Распятие совпадает по времени с пасхальным жертвоприношением – Тогда была пятница перед Пасхою ( Ин. 19, 14 ); Распятому предлагается уксус и иссоп, что является параллелью к рассказу о установлении ветхозаветной Пасхи (см. Исх. 12, 22 ); кровь, истекшая из пронзенного бока Иисуса, тоже намекает на установление Пасхи (см. Исх. 12, 23 ); воины не перебили Иисусу голени – да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится ( Ин. 19, 36 ), что тоже имеет отношение не к чему иному, как к пасхальному агнцу: см. Исх. 12, 46 ; Числ. 9, 12 . Таким образом, несомненно, что Иисус для Ап. Иоанна – не только агнец из Исаии, но и иудейский пасхальный агнец. А что это был за агнец? Каков его смысл? Пасхальный агнец – это агнец, которого приносили в жертву в иудейских пасхальных торжествах и который напоминал о истории, произошедшей во время установления ветхозаветной Пасхи. Освежу в вашей памяти эту замечательную историю:

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

1. Почему же Христос говорит, что они не верили Иоанну? Потому что это была не вера, если они не приняли Того, о Ком Иоанн проповедовал. Они, по-видимому, внимали и учению пророков, и словам Законодателя, – и однако Христос обличал их в невнимании, потому что они не приняли Того, о Ком предрекали пророки. «Ибо если бы вы верили Моисею, – говорит Он,– то поверили бы и Мне» ( Ин. 5:46 ). И впоследствии, когда Христос спрашивал их: «Крещение Иоанново откуда было»? – они так рассуждали между собою: «Если сказать: от человеков, – боимся народа; если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему» ( Мф. 21:25–26 )? Из всего этого, таким образом, видно, что они приходили к крещению, и крестились, но не пребыли в вере проповеданному. И евангелист Иоанн открывает нам их злобу, когда, говоря о посланных спросить Крестителя: «Ты Илия?» Христос ли ты? тотчас прибавляет: «А посланные были из фарисеев» ( Ин. 1:21, 24 ). Так что же? А простой народ разве не точно так же думал? Правда, говорит; но только простой народ думал так по простоте сердца, фарисеи же хотели уловить его. Так как, например, было известно, что Христос придет из веси Давидовой, а Иоанн был от колена Левиина, то они и предлагали ему коварный вопрос, чтобы в самом его ответе найти случай напасть на него. Это видно и из дальнейшего: несмотря на то, что он и не дал тех ответов, каких они ожидали, они все-таки нападают на него, говоря: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос...» ( Ин. 1:25 )? Но чтобы тебе еще более увериться в том, что фарисеи приходили креститься с одними мыслями, а простой народ с другими, послушай, как показал это евангелист. О простом народе он говорит, что он приходил и крестился от Иоанна, исповедуя свои грехи; а о фарисеях говорит уже не то, но вот что: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева»? Какая высота духа! Как сильно говорит он к людям, всегда жаждавшим крови пророков, – людям, ничем не лучшим змей! С какою свободою он обличает и их самих, и родивших их!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

(8) И снова вопросил: Господи, как долго это продлится на земле? И услышал голос, говорящий мне; слушай, праведный Иоанн, три года продлятся времена те, и сделаю те три года как три месяца, и три месяца как три дня, и три дня как три часа, и три часа как три мгновения. Как и пророк Давид говорит: престол его поверг на землю, сократил дни. времени его, покрыл его стыдом (Пс 88/89:45-46). Тогда пошлю Еноха и Илию для обличения его (Антихриста), во свидетельство лжи и обмана его. И [он] убьёт их у жертвенника , как сказал пророк: тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс 50/51:21). (9) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда умрет вся природа человеческая и не останется живого человека на всей земле . И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих принести бараньи рога, лежащие на облаках. И спустятся с небес, и вострубят Михаил и Гавриил в рога те, как предрёк пророк Давид: при звуке трубы роговой (Пс 97/98:6). И будет слышен звук трубный от [одного] конца до [другого] конца вселенной. И от звука труб тех сотрясется вся земля, как предрёк пророк, и от звука малой птицы восстанет всякое растение; то есть от гласа архангельского воскреснет вся природа человеческая. (10) И ещё спросил: Господи, умершие от Адама и доныне, и которые пребывают в аде от [начала] века, и которые умрут при кончине века, как воскреснут? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, вся природа человеческая воскреснет в тридцатилетнем [возрасте] . (11) И ещё спросил: Господи, мужской и женский пол умерший, одни в старости, другие в молодости, другие во младенчестве, как восстанут в воскресении? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, ибо как пчёлы не различаются между собою, но все вместе единый вид и возраст имеют, так будет в воскресении с каждым человеком; не будет ни белого, ни красного, ни черного, и не будет никакой смуглости в лице, но все восстанут в едином образе и возрасте. Вся природа человеческая воскреснет бесплотной, как и прежде говорил вам; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах (Мф 22:30).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И кого убил? Человека праведного, больше которого не восставал среди рожденных женами, по свидетельству самого Господа, – человека, обитавшего в пустыне необитаемой, безводной, бесплодной, недоступной, где не было ни деревца, ни былинки, ни цветочка. Обитал в пустыне Иоанн, не убегая от соплеменных и родственных людей, но избегая видеть и слышать о скверных делах человеческих. Он ни сеял, ни жал; у него не было ни хлеба, ни вина, ни трапезы, ни ложа, доставляющего людям столько удовольствий, ни мягких пуховых перин, расслабляющих и изнеживающих телеса женоподобных мужчин; не имел он ни свечи, ни подсвечника, ни стола, ни подножной скамейки, ни чаши, ни блюда. Одним словом, удалившись от жизни мирской, он ничем мирским не пользовался. Обитал он не под кровом дома с золоченым потолком, но под кровом скал, нетронутых человеческой рукой. И столом, и подножием, и ложем для него была земля, мясо ему заменяли акриды, а пирожные – дикий мед; чашей у него служила горсть собственной руки, а вместо вина он пил чистейшую ключевую воду. Такого-то человека схватил Ирод и держал в узах. «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего» ( Мф. 14:3 ). О, неестественное дело! Иоанн его душу, связанную узами греха, хотел разрешить обличением, а он наложил узы на своего разрешителя! Но и в узах Иоанн вещал, и содержимый под стражей обличал. " Говорил... перед царями и не ...стыдился» ( Пс. 118:46 ). Смерти Иоанн не боялся, а боялся молчать об истине. Его-то убил Ирод, и, убив, совершил убийство не одно, но многие. Умертвив учителя и исцелителя душ, он вместе с ним умертвил и всех тех, кого тот при жизни мог бы оживить своим словом. И когда он убил его? Стыдно сказать, не для говорящего стыдно, а для сделавшего убийство. Когда праздновался день рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред пирующими и угодила ему, до такой степени, что он с клятвой обещал ей дать все, чего бы она ни попросила. А та, по наущению матери своей, сказала: «дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя» ( Мф. 14:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

A иоанниты говорят, что в о. Иоанне Господь воцарился и прославил его славою Своею на всю вселенную, ибо сказано: «истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (там же стр. 2). Все это Господь Иисус Христос говорит о Самом Себе, а иоанниты это приписывают о. Иоанну, простому человеку, хотя и праведному: не кощунство ли это? «Господь показал славу Свою в преображении св. апостолам, говорят они, а ныне Господь явил в батюшке о. Иоанне столько славы, что описания её не вместить ни в каких книгах человеческих» (там же 45 стр.). Ужели Сын Божий, Который прежде всех веков родился от Отца, а потом принял плоть от Пресвятой Девы Марии, пострадал, умер на кресте за наши грехи, воскрес из мертвых, вознесся на небо, ужели Он теперь вновь перевоплотился, явившись миру в лице о. Иоанна Кронштадтского ? Страшно даже подумать об этом! Вспомните Христа Спасителя, Его жизнь, Его чудеса, Его учение со властью, Его слова – Я есмь путь и истина и живот; никто не придет к Отцу, только – Мною; Меня послал Отец, Я и Отец одно, Я с вами во все дни до скончания века, кто из вас обличит Меня во грехе? ( Ин.8:46 ) спрашивал Господь у иудеев. Греха в Нем несть, свидетельствует Апостолы Он – единый Безгрешный. Почитайте теперь проповеди о. Иоанна! Он считает себя грешным и грешнейшим человеком; в его книге «Моя жизнь во Христе» вы услышите искренние покаянные вздохи души о грехах, и в последних своих поучениях он называет себя «бренным человеком» (иоаннит. брошюра «Новые грозные слова»). О. Иоанн Кронштадтский был смиренный пастырь стада Христова, служитель алтаря, молитвенник, проповедник, получающий подкрепление, как сам говорит, через общение со Христом в таинстве причащения, к которому призывает усердно и всех православных христиан, рассеянных по лицу земли. Но слышал ли кто, что о. Иоанн советовал. учил, убеждал причащаться только у него в Кронштадте или там, где он служить? Если есть у вас иоаннитская брошюра «Новые грозные слова отца Иоанна», прочитайте те два слова о причащении св. Христовых таин, которые батюшка говорил в Иоанновском монастыре. Выясняя всю необходимость и великую силу причащения Тела и крови Христовой, которая «потопляет все грехи мои», о. Иоанн призывает чад Церкви к наиболее частому участию в Божественной трапезе после достойного приготовления к ней, но не упоминает, чтобы причащаться шли только к нему. Это выдумывают иоанниты, которых он не посылал, которых не знает, с которыми не имеет ничего общего; они враги его, ибо они враги Церкви православной, которой о. Иоанн предан и ради блага который не пожалеет жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ioannity...

Аминь.  . 1. Почему же Христос говорит, что они не верили Иоанну? Потому что это была не вера, если они не приняли Того, о Ком Иоанн проповедовал. Они, по-видимому, внимали и учению пророков, и словам Законодателя, — и однако Христос обличал их в невнимании, потому что они не приняли Того, о Ком предрекали пророки. “Ибо если бы вы верили Моисею, — говорит Он, — то поверили бы и Мне” (Ин. 5:46). И впоследствии, когда Христос спрашивал их: “Крещение Иоанново откуда было”? — они так рассуждали между собою: “Если сказать: от человеков, — боимся народа; если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему” (Мф. 21:25,26)? Из всего этого, таким образом, видно, что они приходили к крещению, и крестились, но не пребыли в вере проповеданному. И евангелист Иоанн открывает нам их злобу, когда, говоря о посланных спросить Крестителя: " Ты Илия? " Христос ли ты? тотчас прибавляет: “А посланные были из фарисеев” (Ин. 1:21,24). Так что же? А простой народ разве не точно так же думал? Правда, говорит; но только простой народ думал так по простоте сердца, фарисеи же хотели уловить его. Так как, например, было известно, что Христос придет из веси Давидовой, а Иоанн был от колена Левиина, то они и предлагали ему коварный вопрос, чтобы в самом его ответе найти случай напасть на него. Это видно и из дальнейшего: не смотря на то, что он и не дал тех ответов, каких они ожидали, они все-таки нападают на него, говоря: “Что же ты крестишь, если ты ни Христос” (Ин. 1:25)? Но чтобы тебе еще более увериться в том, что фарисеи приходили креститься с одними мыслями, а простой народ с другими, послушай, как показал это евангелист. О простом народе он говорит, что он приходил и крестился от Иоанна, исповедуя свои грехи; а о фарисеях говорит уже не то, но вот что: “Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева”? Какая высота духа! Как сильно говорит он к людям, всегда жаждавшим крови пророков, — людям, ничем не лучшим змей! С какою свободою он обличает и их самих, и родивших их!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Лк.3:9 .  Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Эти стихи представляют собой почти буквальное повторение Мф.3:7–10 . Различие состоит только в том, что у Матфея Иоанн обращается с обличениями к фарисеям и саддукеям, а у Луки – к толпам народа. Но, как видно из грозного тона речи, Лука имел в виду и то, что в народной толпе преобладающее значение имели фарисеи и саддукеи, – только он отдельно не упомянул их. Прочее см. в комментариях к Мф.3:7–10 . Лк.3:10 .  И спрашивал его народ: что же нам делать? Лк.3:11 .  Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Лк.3:12 .  Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Лк.3:13 .  Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Лк.3:14 .  Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Наставления Иоанна простому народу, какие тот дал в ответ на вопрос народа, передает один евангелист Лука. Общая мысль этих наставлений такая. Настоящие плоды покаяния – это не что-либо особенное, непосильное, а просто честное исполнение принятых на себя обязанностей. «У кого две одежды...». Этим Иоанн напоминает об обязанности каждого помогать своему нуждающемуся ближнему, чем кто может. «Дай», т.е. одну. «У кого есть пища» – не только большие запасы пищи, а и малое количество. «Делай то же», т.е. делись и куском хлеба. «Мытари» (см. комментарии к Мф.5:46 ). Мытари могли думать, что Иоанн заставит их совсем отказаться от их ненавистного народу служения. «Более определенного вам», т.е. больше того, что вам велело собирать с народа правительство. Обыкновенно же мытари требовали немало и в свою личную пользу. «Воины». Тут могли быть и воины из евреев, и римские солдаты разных других наций, которые также были увлечены проповедью Иоанна. Они так же, как и мытари, чувствовали себя отчасти виновными в том, что содержание их тяжким бременем ложилось на народ. Нередко им также приходилось во время походов насильно брать чужое имущество, и это казалось им неизбежным делом их профессии. Как же им теперь каяться? Совсем, что ли, оставить военную службу, раз она вынуждает их к совершению таких несправедливостей по отношению к ближнему? Иоанн в ответ им говорит, что они могут обойтись и без таких несправедливостей – пусть живут своим жалованьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 109-й – мессианский. Сам Иисус Христос применяет его к Себе ( Мф. 22:41–46 ). Бог Отец говорит Богу Сыну. Так изъясняет 1 стих 109-го псалма и св. ап. Петр ( Деян. 2:34–36 ). Христос – один из великих? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В Священном Писании нередко богословские истины раскрываются образами и сравнениями. Цель их одна – с впечатляющей яркостью и силой выразить главную мысль. Всякое сравнение условно, поэтому надо положить границы применения аналогии и не переходить их. Например: Господь, призывая быть всегда духовно бодрым, говорит: «Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Лк.12:39–40 ). Можно найти и другие примеры. В приведенном стихе также содержится образ. Мессия после перенесенных за грехи людей страданий и унижений явиться победителем. Священный писатель сравнивает Его с великими и победоносными царями, которые не только покоряли другие царства, но и, как добычу, присоединяли их к своей державе. Разве Иоанн не был уверен, что Иисус Христос – долгожданный Спаситель? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Надо сразу же поставить и разрешить вопрос: мог ли усомниться великий Пророк Иоанн в том, что Иисус, Которого он крестил, есть Мессия-Христос? Предположить такое сомнение невозможно. Этому противоречит вся предшествующая деятельность св. Иоанна. Он был избран для особой миссии в планах Божественного Промысла: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мк. 1:2 . Ему были даны особые откровения о том, что Крещенный им в водах Иордана действительно Мессия: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» ( Ин.1:35–37 ). Позже, когда св. Иоанну сказали, что Тот, Кто был с тобой при Иордане крестит, и все идут к Нему, Иоанн Предтеча прямо засвидетельствовал, что Он – Христос: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним Ему должно расти, а мне умаляться Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Явление Христа народу. Александр Иванов. 1837—1857 Иоанн Предтеча стал предшественником воплотившегося Бога — Господа Иисуса Христа. Он учил иудейский народ покаянию, без которого люди не могли бы узнать Спасителя, не поняли бы Его проповедь о Царствии Небесном. Иоанн, безусловно, не был Илией, но пришел в духе и силе Илии (Лк 1:17). Он выполнял ту же задачу, которую предстоит выполнить Илие в преддверии Второго пришествия Господа Иисуса Христа: напомнить людям, чьи мысли и интересы связаны только с земным, о Боге и о грядущем Страшном суде. «Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого», — говорит святой Иоанн Златоуст. Чем важно это пророчество: Явление пророка Илии — один из основных признаков Второго пришествия Господа и Страшного суда. Где еще можно встретиться с этим пророчеством: К пророчеству Малахии несколько раз обращаются участники евангельских событий. Апостолы, видевшие Преображение Господа на горе Фавор (и пророка Илию, говорившего с Господом во время Преображения), на обратном пути интересуются: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? И Господь им разъясняет: Правда, Илия [должен] прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них (Мф 17:10–12). А позже жители Иерусалима, проходившие мимо Голгофы в день распятия Господа и слышавшие Его вопль: Илú, Илú! ламá савахфанú? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», приостанавливались и говорили: Илию зовет Он ; посмотрим, придет ли Илия спасти Его (Мф 27:46, 47, 49). Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева . Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

4 . Люди часто избавляются от руки врагов своих, но отнюдь не «небоязненно». Ибо когда устранению врагов предшествуют опасность и страх, и некто избавляется от руки врагов своих, он действительно освобождается, но не без боязни. А пришествие Господа Иисуса избавляет нас «от руки врагов наших» «небоязненно». Мы не ощущаем своих врагов и не видим, как они противодействуют нам, но нас, без нашего ведома, внезапно вырывают из их пасти и не позволяют нам угодить в их сети. «Вдруг, во мгновение ока» ( 1Кор.15:52 ) Он переносит «нас к участию в наследии святых во свете» ( Кол.1:12 ), и мы небоязненно избавляемся «от руки врагов наших», чтобы «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» ( Лк.1:75 ). 5 . «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего» ( Лк.1:76 ). Но почему Захария, изрекая пророчество, говорит не об Иоанне, а обращаясь к самому Иоанну: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего» и прочее? Ведь бессмысленно говорить тому, кто не может слышать, обращаться к младенцу, возлежащему на груди. Но, мне кажется, я нашел объяснение. Рождение Иоанна было чудесным, он пришел в мир через пророчество ангела. Иоанн родился после того, как в течение трех месяцев Мария оставалась с Елисаветой в стране той. Поэтому все, что написано о нем, повествует о чудесных событиях. Возможно, ты не поверишь, что младенец, только что вышедший из материнской утробы, может услышать и понять слова отца своего, обращенные к нему: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего» ( Лк.1:76 ), но вспомни о том, что происшедшее ранее было еще более чудесным: «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ( Лк.1:44 ). 6 . И если Иоанн услышал Иисуса, находясь в утробе матери, и, услышав Его, взыграл радостно, то почему же ты не можешь поверить, что когда он родился, то смог уразуметь пророчество отца, сказавшего ему: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицеем Господа приготовить пути Ему» ( Лк.1:46 )? Поэтому я полагаю, что Захария спешил сказать все это младенцу, ибо знал, что вскоре Иоанн уйдет в пустыню, и у него больше не будет такой возможности, ибо «младенец… был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010