Рубеж 40-50-х гг. XVI в. ознаменовался кратковременным возвышением А. и его близостью к Иоанну Грозному, увлеченному идеями гос. преобразований. Собираясь вынести на обсуждение Стоглавого Собора (1551) вопрос о секуляризации монастырских вотчин, царь и его окружение стремились опереться на нестяжателей. В 1550/51 г. епископом Рязанским был назначен архим. Юрьева новгородского мон-ря Кассиан, открытый противник иосифлян (см. Иосиф Волоцкий ). По царскому указу весной 1551 г. А. был рукоположен во иеромонаха и поставлен игуменом Троице-Сергиева мон-ря; старец долго отказывался от игуменства и согласился с крайней неохотой. Перед назначением с А. по приказу царя беседовал в Чудовом мон-ре протопоп Сильвестр , проверяя его благонадежность, тогда А. не был замечен ни в чем предосудительном. А. изложил взгляды нестяжателей в несохранившемся послании Иоанну IV «на Собор» 1551 г. А. был против землевладения мон-рей, но считал, что земли не следует отнимать силой, монахи сами должны отказаться от них. 2 мая на Соборе было принято постановление о вотчинах, ограничившее рост церковного землевладения. По «молебному словеси» А. Иоанн IV приказал перевести из тверской ссылки в Троицкий мон-рь прп. Максима Грека (2-я пол. 1551 или 1547-1548). Во время игуменства А. просил царя за своего товарища по Порфириевой пуст. прп. Феодорита. К этому времени игум. Феодорит был изгнан из основанного им Троицкого мон-ря монахами, не выдержавшими сурового устава, введенного преподобным. Феодорита вызвали в Москву и в нач. 1551 г. поставили архимандритом Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. Как и на Коле, архим. Феодорит стал вводить нестяжательный устав, по словам Курбского, заставляя жить суздальских монахов по «Книге о постничестве» свт. Василия Великого. Приблизительно в то же время А. писал Иоанну IV, что «святии отци уставляют жити» по «Книге о постничестве» Василия Великого, и советовал царю читать ее «со прилежанием всяким» (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 1388, 1440). Нестяжатели видели в этом сочинении наилучшее руководство к совершенной иноческой жизни. Очевидно, не без влияния А. еретик Феодосий Косой , отвергавший всю святоотеческую лит-ру, признавал «Книгу о постничестве». В кон. 1551 г. А. самовольно оставил Троицкий мон-рь и возвратился в Порфириеву пуст. Причина ухода заключалась в противоречии между взглядами А. и жизнью одного из крупнейших мон-рей России. Близкие А. старцы объясняли его поступок именно так: «Его силно царь и государь на игуменьство взял… а он-де… видит, что душе его не в пользу игуменьство, и того ради игуменьство оставил, хочет себе внимати… и от своею руку питатись, пищею и одежею доволитися» (ААЭ. Т. 1. С. 249). Курбский сообщает, что А. пришлось оставить игуменство «многаго ради мятежу и любостяжательных… мнихов» (РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 335).

http://pravenc.ru/text/76378.html

Игорь и Ирина Камшиловы - Игорь Никитович, благодарю в вашем лице фонд за большую издательскую и миссионерскую работу, за распространение знаний об одном из самых удивительных святых Русской Православной Церкви XX века ( http://www.youtube.com/watch?v=FDubDa0-zRs ). Этот святой способен объединить не только людей, но и целые народы, если мы будем молиться ему, родившемуся в селе Адамовка Изюмского уезда Харьковской губернии. Ныне это Славянский район Донецкой области. В 1914 году будущий святитель окончил Полтавский кадетский корпус, а в 1918 году – по настоянию родителей – юридический факультет Харьковского университета. Учась на филфаке ХГУ, я, к сожалению, ничего не знала о святителе Иоанне. - Отец владыки был предводителем уездного дворянства Харьковской губернии, откуда Максимовичи были вынуждены уехать в Сербию. Там Михаил окончил богословский факультет Белградского университета, хотя мечтал учиться в Киевской духовной академии. Его родители не могли знать, что их сына после смерти причислят к лику святых и назовут в акафисте «последних времен Чудотворцем» ( http://www.youtube.com/watch?v=4olwnRmouC8 ). Хотя он практически наш современник, его удивительная жизнь – это живая иллюстрация подвигов древних отцов Церкви. Сейчас, когда мы действительно живем в последние времена, без помощи святых угодников Божиих нам не обойтись. Будем же усердно молиться Иоанну Чудотворцу о примирении братских народов России и Украины. - В прошлом году ваш Фонд издал на народные деньги маленькую книжечку «Помощь в зоне боевых действий». Ее уже получили некоторые раненые, проходящие лечение в Санкт-Петербурге. Планируете ли вы дальнейшее издание этой книжки для раздачи воинам? - Конечно, мы хотим издать ее большим тиражом, чтобы наши бойцы молились святителю Иоанну, узнав о его чудесной помощи от пуль и страшных бомбежек неприятеля. В наше время глубокого упадка нужно горячо молиться Иоанну Чудотворцу, который показал собой, что жива Святая Русь. По его мысли, Господь, рассеивая русский народ по всему миру, сделал его проповедником Православия среди других народов, «проповедником веры во всех краях вселенной». Господь наградил его практически всеми духовными дарами, которые помогли владыке Иоанну стать знамением победы Христа над тьмой для тысяч инославных и язычников. Подвижник-столпник, прозорливец, молитвенник, чудотворец, суровый аскет-постник, любящий пастырь, целитель, бессребренник, апостол-миссионер, глубокий ученый богослов, тайновидец, юродивый, святитель вселенского значения, он был также устроителем храмов, приходов, сиротских домов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/29/...

– Вот верно: в честь Усекновения его честной Главы. А знаете ли, кто был Иоанн Предтеча? Он был великий праведник пред Богом, великий постник и подвижник, жил в пустыне, со зверьми, питался самой скудной пищей, одевался в грубую одежду, власяницу; потом когда ему исполнилось 30 лет, вышел на проповедь к народу; всех учил спасительной жизни, призывал к покаянию и кающихся крестил в реке Иордан. Удостоился быть Крестителем Самого Господа нашего Иисуса Христа. А потом, за справедливое обличение Царя Ирода в беззаконном грехе с Иродиадой, женой брата его Филиппа, был посажен в темницу и усечен мечем. Вот кто был Иоанн Предтеча! Он был великий постник и трезвенник. А вы поститесь ли и ведете ли трезвую жизнь? Если плохо поститесь и нетрезво живете, то следует в этом случае подражать Св. Иоанну Предтече, и просить его помощи. Он покровитель вашего св. храма, он поможет вам проводить трезвую и спасительную жизнь. Еще какие у вас есть престольные праздники? – спросил Владыка. – Николая Угодника! – ответили ему. Нет, это не храмовой ваш праздник!. – Варвары Великомученицы!– Вот это так, верно: Варвары Великомученицы! А знает ли вы жизнь этой святой? Празднуете ли вы ей! Бываете ли вы в этот день в храме Божием? Слышали ли житие этой святой? Знаете ли, кто она была и чья дочь?.. Она была дочь князя. Великомученицей называется потому, что за исповедание веры Христовой претерпела, перенесла великие и страшные мучения. В Христову веру она старалась обратить и своего жестокого отца; но он не склонился на ее уговоры, а напротив, отдал ее на великие и жестокие муки и под конец своими руками отсек ей голову. Честные и нетленные мощи ее и до сих пор почивают в Киеве, в Михайловском Златоверхом монастыре и источают великие чудеса с верой приходящим к ним. Советую и вам, братья, почаще обращаться к святой великомученице во всех ваших нуждах, скорбях и несчастиях. Она ваша постоянная покровительница и ходатаица пред Богом. Теперь, второй у вас придел кому устроен?... – Петру и Павлу! – отвечают Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

М. В. приписывается авторство следующих работ, к-рые в рукописях обычно приводятся в приложении к «Алфавитной Синтагме»: 1) синопсис Канонического сборника патриарха св. Иоанна IV Постника - краткое систематическое изложение 35 канонов, рассмотрение вопросов исповеди, разрешения различных грехов, налагаемых епитимий (изд.: Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 432-445); 2) синопсис 13 ответов митр. Ираклийского Никиты на вопросы еп. Памфилийского Константина, переработаны М. В.- вопросы опущены, 8 (из 13) ответов приведены в вольном сокращенном изложении; кроме того, к ним добавлен 9-й ответ, автором к-рого был сам М. В. (см.: Павлов А. С. Канонические ответы Никиты, митр. Ираклийского (XI - XII вв.) в их первоначальном виде и позднейшей переработке Матфея Властаря (XIV в.)//ВВ. 1895. Т. 2. Вып. 1. С. 160-176; приводится первоначальный текст, сокращенное изложение М. В. в греч. оригинале и слав. переработке); 3) синопсис 37 канонов Никифора, патриарха К-польского; 4) синопсис т. н. ответов Иоанна, епископа Китрского - из 33 вопросоответов, приписываемых Иоанну Китрскому, М. В. изложил только несколько, объединив вопросы и ответы в один текст (который он целиком приписывает самому Иоанну), и дополнил их правилами, взятыми из др. источников (см.: Он же. Кому принадлежат канонические ответы, автором к-рых считался Иоанн, епископ Китрский (XIII в.)?//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 3/4. С. 493-502); 5) описание должностей Великой ц. и имп. двора - 2 стихотворных сочинения, в к-рых указываются соответственно высшие церковные и светские чины К-поля. Первое сочинение содержит 19 стихов (строчек), второе - 69. Оба сочинения неоднократно издавались (см.: Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 540; PG. 144. Col. 953; 157. Col. 129, 236-239; Πσχος . 1978. Σ. 126-127); 6) греко-лат. юридический словарь, известный как δνομιον (от лат. ad nomina - «относящееся к именам»). Этот словарь представляет собой выстроенные по алфавиту 67 схолий. Его источниками послужили словари ασηθ (от лат. absit - «пусть не будет») и κτωρ (от лат. actor - «истец»). Возможно, словарь не был включен в приложение к первоначальному тексту «Алфавитной Синтагмы» и был добавлен к ней позднее ( Burgmann. 1990. S. 332-337).

http://pravenc.ru/text/2562688.html

   В день Богоявления, когда во всем мире Иорданским освящением «вод освящается естество», освящаются и все пьющие крещенскую воду: верующие и неверующие, люди и животные.    Есть одно примечательное место в богослужении дня Богоявления, которое для маловерующего человека может явиться величайшим соблазном. Это тропарь, который обращен к Иоанну Крестителю и поется в конце часов поется.    Святая Церковь сознает, что предстоит Крещение Господа, которое ныне в Церкви совершается вновь, предстоит великое освящение Иорданское, а не частное освящение воды в храме. Кого же звать для совершения торжества? Конечно, того, кто прежде совершал это, кто крестил Господа. «Руку твою, прикоснувшуюся пречистому верху Владычню, с неюже и перстом Того нам показал еси, воздежи о нас к Нему, Крестителю, яко дерзновение имея много: ибо болий пророков всех от Него свидетельствован еси. Очи же твои паки Всесвятаго Духа видевшия, яко в виде голубине сошедша, воздвигни к Нему, Крестителю, и милостива нам соделай: и прииди, стани с нами, запечатаяй пение и предначинаяй торжество».    Если веровать в это всем сердцем, а Церковь не имеет в своем богослужебном опыте ничего из того, что присуще миру временному, — но лишь то, что вечно, что действенно, что свято, — если веровать вместе с Церковью во все это, то с каким величайшим трепетом и благоговением надо подходить к богослужению!    В другом месте, в день Сретения Господня, мы просим о том, чтобы дщи Фануилева, то есть Анна Пророчица, пришла к нам на торжество: «О дщи Фануилева. Прииди, стани с нами...»    Недавний праздник в честь Григория Декаполита говорит в одном из тропарей своего канона о том же в отношении памяти святых: «Днесь с нами собор постников и преподобных веселится, патриархов и пророков в памяти твоей, блаженне, спразднуют нам апостоли и мученицы, с ними же поминай чтущих тя верно, досточудне».    Вот эта связь наша с миром горним, это сликовствование небесных и земных дает ту величайшую силу, которая заключается в молитве богослужебной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В день Богоявления, когда во всем мире Иорданским освящением «вод освящается естество», освящаются и все пьющие крещенскую воду: верующие и неверующие, люди и животные. Есть одно примечательное место в богослужении дня Богоявления, которое для маловерующего человека может явиться величайшим соблазном. Это тропарь, который обращен к Иоанну Крестителю и поется в конце часов.    Святая Церковь сознает, что предстоит Крещение Господа, которое ныне в Церкви совершается вновь, предстоит великое освящение Иорданское, а не частное освящение воды в храме. Кого же звать для совершения торжества? Конечно, того, кто прежде совершал это, кто крестил Господа.    Руку твою, прикоснувшуюся пречистому верху Владычню, с неюже и перстом Того нам показал еси, воздежи о нас к Нему, Крестителю, яко дерзновение имея много, ибо болий пророк всех, от Него свидетельствован еси. Очи же твои паки Всесвятаго Духа видевшия, яко в виде голубине сошедша, воздвигни к Нему, Крестителю, и милостива нам соделай, и приди, стани с нами, запечатали пение и предначинаяй торжество.    Если веровать в это всем сердцем, а Церковь не имеет в своем богослужебном опыте ничего из того, что присуще миру временному, – но [содержит] лишь то, что вечно, что действенно, что свято, – если веровать вместе с Церковью во все это, то с каким величайшим трепетом и благоговением надо подходить к богослужению!    В другом месте, в день Сретения Господня, мы просим о том, чтобы дщерь Фануилева, т.е. Анна Пророчица, пришла к нам на торжество: «О дщи Фануилева. Прииди, стани с нами...» Недавний праздник в честь Григория Декаполита говорит в одном из тропарей своего канона о том же в отношении памяти святых:    Днесь с нами собор постников и преподобных веселится, патриархов и пророков в памяти твоей, блаженне, спразднуют нам апостоли и мученицы, с ними же поминай чтущих тя верно, досточудне.    Вот эта связь наша с миром горним, это сликовствование небесных и земных дает ту величайшую силу, которая заключается в молитве богослужебной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Любовь к духовному просвещению побудила отца Василия стать деятельным членом Московского религиозно-философского кружка и различных церковных братств, например, Братства Святителей Московских. Им же были организованы в приходе две школы: церковноприходская для детей и воскресная для взрослых, устроена публичная библиотека духовно-нравственных книг.    Стремясь сохранить пастырскую совесть непорочной, отец Василий в сомнительных случаях обращался за советом к уважаемым епископам и старцам: к отцу Иоанну Кронштадтскому, с которым любил служить во время его приездов в Москву, к отцу Анатолию Оптинскому, епископу Феодору, митрополиту Макарию. К последнему он, между прочим, нарочито ездил года за три до своей смерти просить прощения, остро почувствовав вину московского духовенства пред сим святителем.    Не забывал отец Василий и меня. Он принимал участие в деятельности возглавляемых мною церковных братств и при всякой встрече нашей любил беседовать о текущих вопросах церковной жизни и поверять свою пастырскую работу.    Припоминаю предпоследнее свидание с ним в церкви Воскресения в Барашах, когда там служил Святейший Патриарх, хиротонисуя во епископа архимандрита Рафаила (Гумилевского), моего духовного сына.    Улучив минутку во время причастного стиха, отец Василий передал мне из своей духовнической практики такой случай. Он рассказал, как однажды к нему на исповедь пришел один субъект и заявил, что в послереволюционные годы был активным гонителем Церкви и даже руководил направленными против нее действиями властей. Каясь в этом, просил исповедать его и причастить.    «Имел ли я право, — спросил отец Василий, — разрешить пришедшего и допустить к Святой Чаше, и как в таких случаях поступать?»    Осветив данный вопрос со стороны милосердия Божия ко всем кающимся грешникам, мы с отцом Василием остановились на следующем решении: одного формального покаяния и принятия Святых Тайн недостаточно впавшему в столь тяжкие грехи; тут нужно изглаждение преступления соответствующими добрыми делами, что доказал своей жизнью святой апостол Павел: насколько он гнал Церковь Божию, настолько потом и даже в сугубейшей степени прославил ее. И вышеназванному лицу для успокоения мятущейся совести и примирения с Богом, несомненно, необходимо в последующее время деятельное проявление веры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  С 6. Сборник аскетический 1-я пол. 19 в. 4о. 16х11, 265 л. (209+16+31+9). В начале и в конце рукописи один припереплетный лист вне нумерации без текста. Полуустав, переходящий в скоропись, двух почерков. I – (л. 1-209), II – (л. 210-265). Нумерация буквенная писцом, отдельная с начала каждого сочинения. Имеется поздняя нумерация карандашом. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах (л. 1-209). Переплет картон в коже с золотым тиснением. На корешке название рукописи. Украшения Заголовки и инициалы киноварные (л. 1-209). Записи На л. 265 об. внизу запись писца: «Конец Ниловых притчей». Содержание л. 1. Лествица Иоанна Синайского с предисловием. «Послание святаго Иоанна игумена Раифскаго ко Иоанну досточудному Синайския горы игумену». Нач.: «Вышеестественному и равноангелному отцу... о Господе радоватися» «Ведуще мы худии еже о Господе несумненное твое прежде всех, якоже и во всех добродетелях украшенное послушание...» л. 194 об. Никиты Стифата поучение. «Никиты инока и презвитера обители Студийския. Вопрос и ответ. О еже кий есть мысленный рай». Нач.: «Древо разума, святый Дух есть, живущий в верном человеце…» л. 195. Иоанна Синайского слово к пастырю. «Тогожде святаго отца Иоанна игумена, иже в Синайстей горе иноком. Слово к пастырю». Нач.: «Пастырь истинный той есть, иже может…» л. 208. Поучение из Синайского патерика (отрывок) «От патерика Синайскаго». л. 209. «Послание иже во святых отца нашего Григория Богослова к великому Василию. О иноческом уставе». Нач.: «Познах твое послание, якоже друзи другов своих дети...» л. 210 (1). Преподобнаго отца нашего аввы Кассиана Римлянина о злобных осми помыслех. О чревообъядении». Нач.: «Прежде о воображении общым житиям сочинивше слово…» л. 226 (1). «Блаженнаго Диадоха епископа Фотикии Иппирския Умврина, словеса постническа главизн 100, предели же 10, предглаголеми». Нач.: «Первый предел веры, мысль о Бозе нестрастна…» л. 254 (1). Стаго Нила епископа и мученика Главы поучителныя 13. Нач.: «Начало спасению есть себе самаго зазрение…»

http://bogoslov.ru/article/6192784

Был в дни былые возвещен, Что в назареях будет Он. Глава 3 В пустыне тогда иудейской явился Святой Иоанн; покаяние тщился Он людям внушить, проповедуя там: «Уж близко небесное царствие к вам». О нем предрекал нам Исаия чудный: «Вот голос раздался в пустыне безлюдной: «Владыке небес приготовьте пути, Чтоб было Ему к вам прямее пройти». В верблюжий был плащ Иоанн облечен, И кожаный пояс носил на нем он, И был он воздержник и постник великий, Акрид лишь вкушал, да мед еще дикий. И шел к Иоанну от всюду народ, Из стран иудеи, с сионских высот, А также из ближней страны Иордана, Крещение в нем от руки Иоанна Народ принимал, во грехах своих каясь. Молвил тогда Иоанн, обращаясь К толпе фарисеев и злых саддукеев, Что шли по примеру других иудеев: «Ехидн порожденья! Кто помысл благой Внушил вам спасаться от муки лютой, Что грешным грозит от Владыки созданья. Так дайте ж святые плоды покаянья, Оставьте надежды пустыя, что вам Заступник святой ваш отец Авраам, Из этого может воздвигнуть каменья Детей Аврааму Создатель творенья; У корня деревьев топор уж лежит, И дерево то, что безплодным стоит, Срубая, сжигают нещадной рукою. Крещу в покаянье народ я водою, Но явится Тот, Кто сильнее меня, Сапог недостоин понесть Ему я, Он Духом святым и огнем даст крещенье; Лопата в руках у Него, очищенье Он ею гумна своего совершит, Зерно от мякины пустой отделит, И в житницу чистое семя положит, А всякую нечисть огнем уничтожит». Пришел и Господь на реку Иордан Из стран галилейских, дабы Иоанн Над Ним совершил как над всеми крещенье, И молвил Креститель Владыке творенья: «Я должен крещен быть Твоею рукой, А Ты ко мне с просьбой явился такой». Ответил Спаситель, его убеждая: «То верно, но ныне исполнить тебя Я Прошу Мою просьбу, желает того Верховная правда»; Креститель Его Тогда допускает к обряду крещенья. Как вышел из вод Он, то в эти мгновенья Небесные своды разверзлись над Ним, И оком увидел Креститель своим, Что дух к нему Божий нисходит чудесно, Как голубь; и глас он услышал небесный: «Вот Сын мой любимый, к Нему неизменно

http://azbyka.ru/fiction/evangelie-ot-ma...

В день Богоявления, когда во всем мире Иорданским освящением «вод освящается естество», освящаются и все пьющие крещенскую воду: верующие и неверующие, люди и животные. Есть одно примечательное место в богослужении дня Богоявления, которое для маловерующего человека может явиться величайшим соблазном. Это тропарь, который обращен к Иоанну Крестителю и поется в конце часов поется. Святая Церковь сознает, что предстоит Крещение Господа, которое ныне в Церкви совершается вновь, предстоит великое освящение Иорданское, а не частное освящение воды в храме. Кого же звать для совершения торжества? Конечно, того, кто прежде совершал это, кто крестил Господа. «Руку твою, прикоснувшуюся пречистому верху Владычню, с неюже и перстом Того нам показал еси, воздежи о нас к Нему, Крестителю, яко дерзновение имея много: ибо болий пророков всех от Него свидетельствован еси. Очи же твои паки Всесвятаго Духа видевшия, яко в виде голубине сошедша, воздвигни к Нему, Крестителю, и милостива нам соделай: и прииди, стани с нами, запечатаяй пение и предначинаяй торжество». Если веровать в это всем сердцем, а Церковь не имеет в своем богослужебном опыте ничего из того, что присуще миру временному, — но лишь то, что вечно, что действенно, что свято, — если веровать вместе с Церковью во все это, то с каким величайшим трепетом и благоговением надо подходить к богослужению! В другом месте, в день Сретения Господня, мы просим о том, чтобы дщи Фануилева, то есть Анна Пророчица, пришла к нам на торжество: «О дщи Фануилева. Прииди, стани с нами...» Недавний праздник в честь Григория Декаполита говорит в одном из тропарей своего канона о том же в отношении памяти святых: «Днесь с нами собор постников и преподобных веселится, патриархов и пророков в памяти твоей, блаженне, спразднуют нам апостоли и мученицы, с ними же поминай чтущих тя верно, досточудне». Вот эта связь наша с миром горним, это сликовствование небесных и земных дает ту величайшую силу, которая заключается в молитве богослужебной. И для нас, кто подходит к молитве с этих двух сторон, кто верует, что мы, с одной стороны, участвуем в богослужении как часть видимого мира, и не одни, а со всей природой и, с другой стороны, что и мир ангельский, и сонм святых совокупляются в праздновании с нами, — для тех понятно, сколь дерзновенна Церковь; она не говорит: «Давайте вспомним, как это было — как родился Христос, как был крещен , как преобразился, распят, предан и погребен был Господь». Правда, иногда она говорит и об этом: «Днесь собравшися воспоим то-то и то-то» или: «Днесь восхвалим того или иного святого», — поется в некоторых стихирах, канонах, тропарях, но по-преимуществу Церковь говорит иное: «Днесь благоволения Божия предображение...», «Днесь Дева вводится во храм». «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждается», — говорит пасхальный канон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3901...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010