Восемь вышеуказанных страстей взаимосвязаны. По преподобному Иоанну Кассиану Римлянину , излишество предыдущей даёт начало последующей – это относится к первым шести страстям (Добротолюбие. Т. 2. С. 17). Последние же две (тщеславие и гордость) от них не зависят, но соединены между собой. Каждая страсть проявляется в нескольких видах. Во главе восьми страстей стоит чревоугодие. Со времени грехопадения прародителей эта страсть является началом всякого греха. Она, как и все прочие, происходит от греховного расширения сверх меры естественных потребностей человеческой природы. Попечение о плоти не превращайте в похоти, – говорит Священное Писание ( Рим. 13:14 ). После того как страсть чревоугодия завладела душой и телом человека, она становится содержанием и целью всей его жизни. Но человек призван к свободе. Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною, – говорит апостол Павел ( 1Кор. 6:12 ). По свидетельству преподобного Иоанна Кассиана Римлянина , чревоугодие выражается в трёх видах: в желании есть раньше установленного часа, в моногояствии до объядения и в потребности пищи лакомой (Добротолюбие. Т. 2. С. 18). Говоря о времени вкушения пищи, препододбный Иоанн Кассиан Римлянин имеет ввиду условия жизни монастырской, где время это определено Уставом, но самый принцип вполне применим для подвижников благочестия и в условиях мирской жизни. Святитель Иоанн Златоуст порицает вкушение пищи в утренние часы. «Одни неразумные животные спешат наполнить своё чрево утром по пробуждении от сна», – говорит святитель. Святая Православная Церковь установила священные времена «поста и разрешения» соответственно временам церковного года. У монашествующих количество и качество снедей строго определены монастырским Уставом. Здесь уместно сказать ещё об одном виде чревоугодия, называемом тайноядением. Этот вид зарождается в младенческие годы. Из невинной детской шалости съесть что-либо тайно с годами может вырасти ужасное зло – воровство и даже уголовное преступление или, по меньшей мере, всякая мелкая ложь. В монастырях тайноядение строго запрещено и духовно наказывается; ныне в мирских семьях оно ни во что не считается: ребёнок без спросу берёт конфеты и другие лакомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Тула: Типография И.Д. Фортунатова, 1897. Епифаний Кипрский , свт. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег//Его же. Творения. М.: Типография М.Н. Лаврова и Ко, 1882. Ч. 5. Ефрем Сирин , прп. Песнопения на Рождество Христово//Его же. Творения. М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого , 2014. Т. 5. Ефрем Сирин , прп. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия//Его же. Творения. М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого , 2014. Т. 6. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры //Его же. Источник истины. М.: Индрик, 2002. Иоанн Златоуст , свт. Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу//Его же. Полное собрание сочинений. М.: Эксмо, 2017. Т. 2. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Собеседования египетских подвижников//Его же. Писания. СТСЛ, 1993. Ириней Лионский , св. Против ересей//Его же. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди . СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. Кирилл Александрийский , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна: В 2-х тт. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Т. 1. Климент Римский , сщмч. Первое послание к коринфянам//Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. Максим Исповедник , прп. О различных трудных местах у святых Дионисия и Григория, к Иоанну//Святые отцы и учители Церкви. Антология. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2021. Т. 3. Николай Кавасила , св. Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии//Его же. Христос. Церковь . Богородица. М.: Храм св. мученицы Татианы при МГУ, 2007. Николай Сербский , свт. Наука чудес. М.: Паломник, 2011. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Издательский Совет РПЦ, 2006. Святоотеческое понимание Шестоднева. Святые отцы о творении мира [Электронный ресурс]//URL: обращения: 23.12.2022). Сильвестр (Малеванский) , архим. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Новозаветные конференции посвящены конкретным книгам: мы начали с Евангелия от Матфея , затем пойдут Евангелия от Марка, Луки и Иоанна, далее другие новозаветные книги вплоть до Апокалипсиса. В каждой конференции участвуют специалисты с мировым именем из Великобритании, США, Германии, Франции, Италии и других стран, которые вступают в интересный и взаимообогащающий диалог с нашими отечественными исследователями. Патрологические конференции посвящены конкретным авторам, представляющим греческую, латинскую и сирийскую патристику. Прошли конференции по преподобным Исааку Сирину , Симеону Новому Богослову , Иоанну Кассиану Римлянину , Ефрему Сирину , священномученику Иринею Лионскому , святителю Василию Великому . На следующий год запланирована конференция по святителю Амвросию Медиоланскому. Участвуя в организации и проведении этих мероприятий, студенты отделения «Христианские источники» не только получат возможность познакомиться почти со всеми ведущими специалистами по тем или иным отцам Церкви и книгам Священного Писания, но и приобретут огромный опыт организационной работы. Во-вторых, при Общецерковной аспирантуре и докторантуре действует Издательский дом «Познание». Помимо выполнения важных церковных поручений (прежде всего это издание полного комплекта учебников для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви), мы издаем книги по важнейшим направлениям богословской науки. Студенты отделения «Христианские источники» получат опыт издательской и редакционной работы, который по достоинству смогут оценить их будущие работодатели. Специалист по христианским источникам не может не быть востребован в Церкви, которая остро нуждается в энергичных и образованных молодых людях. — Какие зарубежные стажировки предусмотрены образовательной программой? — Мы активно сотрудничаем с университетами Фрибурга и Халле, многие наши аспиранты проходят там практику. Учащиеся магистерской программы «Христианские источники» получат возможность стажироваться в этих и других университетах, работая с крупными специалистами по истории христианской письменности и библеистике.

http://patriarchia.ru/db/text/5450217.ht...

А пять крытых ходов в этой купальне (Ин 5:2) изъясняются как пять способов покаяния ( mrTpoi mБj metano…aj), которые суть: воздержание от зол, делание добрых дел, памятование о своих грехах, исповедь и постоянное сокрушение ( тХ dihnekj “Ведь все греховные дела, будучи брошены в воду покаяния, тонут и гибнут в ней. Но и мысли ( t¦ ™nqum»mata), запечатлённые в душе после осуществлённого на деле греха, — они также изглаживаются слезами покаяния и исповеди” 34 . Данное рассуждение святителя Феолипта показывает, что, тесно сопрягая покаяние и исповедь, он мыслит первое как более широкое и объёмное понятие: исповедь включается в покаяние как частный, хотя и очень существенный момент его. И филадельфийский Святитель не одинок в подобном заключении: например, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин считает, что грехи изглаждаются, помимо “общей благодати крещения” (generalem baptismi gratiam) и кровью мученичества, “мно­гими плодами покаяния” (multi sunt paenitentiae fructus). Ибо вечное спасение обретается не только с помощью “простого покаяния”, но и через любовь (per caritas); через милостыню, скорбь — как душевную, так и телесную, и т. д., а также через покаяние (confessionem). Как добавляет преподобный Иоанн, “если ты стыдишься открыть свой грех перед людьми, то не переставай открывать его перед Тем, Кому он известен Он и без пристыжения обнародованием врачует, и без укоризн прощает грехи” 35 . Эта мысль об исповеди как об одном из существенных моментов покаяния прослеживается ещё и у Златоустого отца, который изрекает: “Если бы Бог дал нам один путь покаяния, мы стали бы отговариваться так: не можем идти этим путем, не можем спастись. Но вот, чтобы отнять у тебя этот предлог, Он дал тебе не один только путь, и не два, и не три, но многие и различные, дабы чрез это множество сделать для тебя легким восхождение на небо. Сказали мы также, что покаяние не трудно, и что нет в нём никакой тяжести. Ты грешник? Войди в церковь, скажи: я согрешил — и загладишь грех” 36 . Другими словами, исповедь Богу, приносимая в храме, согласно святителю Иоанну Златоусту, есть не просто один из путей покаяния, но, как можно предположить из контекста, первейший и один из важнейших путей.

http://pravmir.ru/svyatootecheskoe-uchen...

169 Ср. у преп. Петра Дамаскина : «делатель Божественных заповедей Христовых» (о εργτης τν εων εντολν το Χριστο) верует, что для Господа все возможно, что всякая воля Его является благом и без Него не может быть ничего благого. Поэтому такой «делатель» не желает ничего творить помимо воли Божией, «даже если это есть жизнь» ( παν ζω εστι), но взыскует лишь одну волю Божию, ибо она «есть жизнь вечная». См.: ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ. ΤΟΜΟΣ Γ. Σ. 116. 170 Многомысленное понятие γνμη («мысль, разум, дух, воля, решение» и т. д.) употребляется здесь, скорее всего, в подобном значении. Данное значение встречается и в одном из посланий св. Игнатия Богоносца , который увещевает христиан жить в согласии (Букв.; сходиться) с волей (или «мыслью») Бога ( συντρεχητε τ γνμη το Θεο). Cм.d’Anmioche. Polycarpe de Smyrne. Lettres. P. 60. 171 Или «исповедовать [Его]» ( δδως εξομολγησ); однако значение благодарения для термина εξομολγησις применительно к данной фразе св. Аммона дается в словаре Лампе (см.: Lampe G. W. H. Op. cit. P. 500). Впрочем, «исповедание» и «благодарение» относительно Бога являются практически синонимами. Так, Дидим Слепец , толкуя Пс. 42, 4 , прямо говорит: «Исповедание означает благодарение» ( εξομολγησις εχαρισταν σημανει) ( ΔΙΔΙΜΟΣ Ο ΑΛΕΞΑΝΔΡΕYΣ. ΜΕΡΟΣ Δ » ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ ΕΛΛΗΝΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ. Τ. 46. ΑΘΗΝΑΙ, 1973. Σ. 322). 172 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин замечает, что стремящийся к совершенству должен начинать с первой ступени, которой является страх, именуемый «рабским» (de illo primo timoris gradu quem proprie diximus esse servilem); с этой ступенью и соотносятся слова в Лк. 17, 10 (см.: jean Cassien. Conferences. T. II. P. 105). Наоборот, для преп. Симеона Нового Богослова выражение «ничего не стоящий раб» соотносится с высшей ступенью духовного преуспеяния: такое наименование прилагается им к любимому ученику Господа (св. Иоанну Богослову). Также, говоря о неком почившем брате Антонии, преп. Симеон восхваляет его добродетели (чистоту, целомудрие, смирение), рожденные в этом строгом подвижнике благодаря заповеди, данной Господом в Лк. 17, 10 (см.: Symeon le Nouveau Théologien. Catéchèses. T. II. P. 340, 352.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Помните, что на Западе мы начинали с нуля. Нам нужна базовая инфраструктура. Что тоже может прийти с помощью из России. Нам нужны бессребренические епископы и священники, которые могут говорить на разных языках. Если вы не можете говорить на других языках, другие никогда не присоединятся к Русской Православной Церкви Это часть мессианской роли России - финансирование. Теперь, пожалуйста, помогите нам в восточной части Англии, за которую я ответственен. Мне нужно строить церкви здесь или же переоборудовать помещения для использования в качестве Церквей. У нас есть люди, бедные русскоязычные иммигранты, особенно из Эстонии, Латвии и Литвы, беженцы по причине бедности, созданной в этих странах ЕС и русофобией их проамериканских колониальных правительств. В Восточной Англии до сих пор у нас только две собственные церкви, в Колчестере и Норвиче. Я на связи с компанией в Калининграде. Они делают красивые деревянные церкви, которые на наши деньги очень дешевы. Мы можем купить землю здесь и воздвигнуть их. К сожалению, земля здесь стоит дорого. Помогите нам, пожалуйста! Бог вознаградит вас. Сейчас я расскажу вам о нашем позоре. После 1917 года в Лондон приехали 2000 русских. В Лондоне шестьдесят лет назад у них было две церкви, одна маленькая, одна средняя. Сегодня, по крайней мере, для 50000 россиян, есть все еще только две церкви, одна маленькая, одна средняя. Ни одной большой. При этом наша церковь в провинциальном Колчестере больше, чем обе в Лондоне. В лучшем случае мы имеем 800 русских православных в лондонских церквях в любое воскресенье. Как насчет других 49200? Нам нужны еще десять церквей в Лондоне. - Отец Андрей, какие из святых отцов наиболее близки Вам, наиболее повлияли на Вас? Какие святоотеческие творения Вы могли бы посоветовать для ознакомления? - Я чувствую себя особенно близким к свт. Василию Великому (да, вашему покровителю) и свт. Иоанну Златоусту, потому что они оба строгие православные, которые называли ереси ересями и не боялись никого, а меньше всего ненавидящих Христа императоров и императриц. Но они также были любящими пастырями, и их любил народ. Далее, свт. Амвросий Медиоланский и св. Иоанн Кассиан Римлянин, которые были глубоко духовными и жили в западном мире, перенося духовный опыт с Востока на Запад, что именно мы и делаем сегодня. Из последних отцов Церкви - святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Иоанн Кронштадтский, святитель Николай Сербский и, конечно же, наши возлюбленные святые Русской Зарубежной Церкви: святитель Серафим Богучарский (Соболев) и святой Иоанн Шанхайский. Все они особенно близки к нам, потому что говорят нам на нашем языке.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/07/svya...

765. Письмо Северу. 1840. III. 54. Исихия, Пресвитера Иерусалимского †около 433 766. К Феодулу, слово душеполезное и спасительное о трезвении и добродетели. 1827. XXV. 131. Преподобного Кассиана Римлянина †434 I. Собеседованья: 767. О молитве. 1835. IV. 40. 137. 267. 768. О Божественных дарованиях. 1836. I. 234. 769. О совершенстве. 1836. III. 8. 770. О умерщвлении Святых. 1836. IV. 238. 771. К Леонтию Игумену, слово о Св. Отцах, в ските пребывающих, и о различии духовном. 1828. XXIX. 133. 772. К Епископу Кастору, об осьми порочных помыслах. 1827. XXVIII. 241. 773. О правилах общежительных монастырей. 1844. I. 209. 774. Собеседование с Аввою Херемоном о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел. 1844. III . 299. 775. Собеседование с Аввою Пафнутием о времени прекращения покаяния и об удовлетворении за грехи. 1844. III. 333. 776. Собеседование с Аввою Пафнутием о трех отречениях от мира. 1846. IV. 3. 777. Собеседование с Аввою Даниилом о борьбе плоти и духа. 1846. IV. 177. Св. Кирилла Александрийского †444 778. Слово на исход души и на Второе Пришествие. 1841. I. 200. 779. О святой Троице. 1847. III. 3. 780. О вочеловечении Господа. 1847. III. 165. 781. При вступлении во Св. Четыредесятницу. 1842. I. 326. 782. На Св. праздник Ваий. 1842. II. 3. 783. Толкование на Пророка Малахию. 1842. III. 1. 206. IV. 3. 784. Изъяснение Символа Веры , составленного Отцами Никейского Собора. 1841. I. 166. 785. Двенадцать глав. 1841. I. 38. Св. Исидора Пелусиота †445 786. Письма Тимофею Чтецу, Евсевию Пресвитеру, Офелию Грамматику, Диофанту Архонту, Мине Схоластику, Геласию Полководцу, Иоанну монаху, Мартирию, Киринию Игемону, Пелусиотским монахам, Петру Архимандриту, Феоне, Селевку, Мартиниану, Леонтию Епископу, Киринию, Ориону Диакону, Палладию, Евстафию Диакону, Гераклиду Епископу, Филоксену учителю, Феодору Схоластику, Ему же, Зосиме Пресвитеру, Евтонию Диакону, Зосиме Пресвитеру, Ниламмону Диакону, врачу Павлу, Аполлонию Епископу, Марону, Арсенуфию Чтецу, Феоне Епископу, Исакию, Феодосию Епископу, Пампрецию Диакону, Исидору Диакону, Евтонию Диакону, Мартиниану Пресвитеру, Исидору Диакону, Асклипию Епископу, Евстафию Пресвитеру, Зосиме, Пресвитеру, Павлу Пресвитеру, Знаменитейшему Иераксу, Гермогену Епископу, Архонтию Пресвитеру, Лампецию Диакону, Диогену Пресвитеру, Павлу, Урстенуфию Чтецу. 1826. XXXIII. 264.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На это письмо патриарху также не ответили. Для того чтобы выяснить подробности вост. доктринальных разногласий, К. обратился к свт. Кириллу Александрийскому, главному противнику Нестория. Кирилл сообщил папе, что Несторий - упорный еретик и богохульник, погрязший в гордыне и чванстве, отрицавший Божественную природу Христа. В присутствии Нестория и с его одобрения некий еп. Дорофей во время богослужения произнес анафему тем, кто называют Деву Марию Богородицей. Кирилл уверял, что готов отлучить Нестория от Церкви и ждет только одобрения Римского епископа (Ibid. Vol. 1. Pars 5. P. 10-12). Диак. Посидоний, доставивший послание свт. Кирилла, должен был установить доверительные отношения не только с К., но и с влиятельными лицами в Римской курии, чтобы склонить их на свою сторону. В дополнение к письму свт. Кирилл передал К. сборник цитат из проповедей Нестория, в к-ром еретическим утверждениям противопоставлялись выдержки из сочинений отцов Церкви в лат. переводе. Диак. Лев (впосл. папа Лев I Великий) передал материалы прп. Иоанну Кассиану Римлянину, который вынес заключение о несомненном еретическом характере учения Нестория. Этот сборник, ставший основным источником сведений об учении Нестория на Западе, был использован прп. Иоанном Кассианом при написании полемического соч. «О воплощении Господа против Нестория» (De incarnatione Domini contra Nestorium - CPL, N 514). Сведения, полученные от свт. Кирилла Александрийского, донесения из К-поля и заключение прп. Кассиана убедили К., что Несторий - еретик, изрыгающий хулу на правосл. веру. В авг. 430 г. Собор в Риме осудил заблуждения Нестория и постановил отлучить его от Церкви и низложить, если через 10 дней после извещения о решениях Собора он не представит письменного отречения от ереси. В речи на Соборе К. противопоставил Несторию отцов Церкви свт. Амвросия Медиоланского, свт. Илария Пиктавийского и еп. (папу) Римского Дамаса I (Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13//PL. 53. Col. 289-290). О постановлениях Собора К.

http://pravenc.ru/text/1684145.html

468 Преп. Макарий употребляет редкое в святоотеческой лексике и не зафиксированное в словарях Г. Лампе и В. Бауера слово μστομα , производное от глагола μεστω (наполнять). 469 В данном случае мы следуем церковнославянскому переводу Лк. 14:26, который более точно передает греческий текст. Это место Евангелия служило одним из главных «доказательств от Священного Писания», которые легли в основу «теоретического обоснования» монашеского жития. Согласно преп. Иоанну Кассиану Римлянину, услышав в храме чтение его (вкупе с Мф. 19:21), преп. Антоний внял этим словам как гласу Божию и вступил на путь иноческого подвига (см.: Jean Cossien. Conferences. T. I. P. 142). Неоднократно приводит данное место и св. Василий Великий в своих творениях, адресованных инокам (см.: ΒΑΣΙΛΕΙΟΣ Ο ΜΕΓΑΣ . ΜΕΡΟΣ Γ . Σ . 120, 161, 166, 326, 388; Сеж. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 92, 126, 169, 170, 175, 382). Преп. Симеон Новый Богослов, толкуя указанное место (и Мф. 16:24; Мк. 8:32; Лк. 9:23), показывает, что такое повеление Господа отнюдь не противоречит известной заповеди (понижай ожа жеоего и мажь жеою - Исх. 20:12) и аналогичным ей (Ис. 58:7; 1 Тим. 5:8), но лишь превосходит их, ибо мы не должны любить сродников своих по плоти паче Бога; и если мы обязаны быть послушны родителям и почитать их, то тем более обязаны быть послушными Богу, приведшему в бытие и наших родителей, и нас самих. Кроме того, преп. Симеон указывает, что для христиан «свои по семени нашему» ( οχεοι το σπρματος ημν ) - не столько «сродники по плоти» ( συγγενες ), сколько «свои по вере» (ср. Гал. 6:10; ο ο χε ο ι ε σι της πστεως ). См.: у-гпеоп «e NoMoeaM 7%eo/ogien. Catecheses. T. II. P. 72—74. 470 Букв.; быть беззаботным ( αμριμνος ειναι ); но речь идет об обретении той жизни «без попечения», которой обладал Адам в раю. Об этом говорит св. Афанасий Александрийский: Бог ввел первых людей в рай и дал им закон - если они сохранят благодать и пребудут добрыми ( χαλο ), то будут вести в раю жизнь беспечальную, безболезненную и лишенную [всякого] попечения ( αλυπον χα ανδυνον χα αμερμνον ) (см.: AfAaHase " A/eyaHr; e.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2648...

Диадох, еп. Фотикийский . По его выражению, до крещения бесы обитают в человеке, а благодать действует извне, привлекая и располагая душу к добру, а после крещения сатана изгоняется вон, и в сердце поселяется благодать ( Diad. Phot. De perfect. spirit. 76; отсылки на Слова св. Диадоха приводятся по изд.: Попов К. Д. Блж. Диадох (V-ro века), еп. Фотики Древнего Эпира, и его творения. К., 1903. Т. 1. С. 17-526). Атаки бесов не прекращаются, однако теперь они не имеют власти над душой, поэтому они «пребывают около членов сердца» ( Diad. Phot. De perfect. spirit. 33) и с помощью многочисленных ухищрений как бы извне «коптят» ум соблазнами (Ibid. 76). Преимущественно И. приходят через тело, его немощи и потребности: «Лукавые же духи потом (после крещения.- Д. А.) вскакивают в телесные чувства и скрываются [в них], действуя на младенчествующих еще душой посредством легкоуступчивости плоти» (Ibid. 79). Кроме этого причина уклонения к злу находится в самой воле человека. После грехопадения, по мнению св. Диадоха, в душе человека появилась некая двойственность хотения, к-рая стала порождением двойственности знания (добра и зла). Указывая на внутреннее противоречие человеческих желаний, св. Диадох противопоставляет раздвоение воли в человеке мессалианскому раздвоению ипостаси в человеке на добрую и злую (Ibid. 29, 78, 88). Также греховный опыт сохраняется в памяти человека, что служит предпосылкой буд. грехов (Ibid. 88). Всем этим пользуются злые духи и стараются рассеять «память ума» греховными мечтаниями, но вглубь души они не имеют доступа до тех пор, пока там пребывает Св. Дух (Ibid. 82). Т. о., борьба с И. происходит в воле человека, и зло завладевает христианином только в силу его нерешительности в этой борьбе. Четкое обозначение роли свободы выбора в момент И. позволило прп. Иоанну Кассиану Римлянину избежать крайности взглядов участников т. н. пелагианского спора. Пелагиане провозглашали себя защитниками свободы воли. Последователи Пелагия полагали, что человек по своей природе имеет способность не только устремляться произволением к добру или злу, но и реализовывать в жизнь благие и дурные намерения: грешить и не грешить ( Aug.

http://pravenc.ru/text/674970.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010