до Р. Х. по V в. по Р. Х. Первые образцы этой лит-ры были известны уже Плинию Старшему, в «Естественной истории» он представил Д. «усерднейшим после Пифагора учеником магов» ( Plin. Sen. Natur. hist. 24. 160; ср. 30. 8). Вместе с тем, поскольку демокритовская школа, в отличие от эпикурейской, была для христ. авторов не совр., а скорее «книжным» противником, их отношение к Д. в целом более снисходительно, чем к Эпикуру. Это объясняется и более осторожными высказываниями Д. о религии (он признавал не только существование богов, но и их вмешательство в жизнь людей, оправданность обращения к ним в молитве, предсказание будущего, толкование снов), а также отсутствием у него учения о том, что телесное удовольствие является благом. Данте в «Божественной Комедии» помещает Д. в 1-м круге ада, называя его «тот, кто мир случайным полагает, философ знаменитый Демокрит» (Ад. IV 135). Эпикур находится гораздо глубже, в 6-м круге (Ад. X 12). Имеются ссылки на Д. в древнерус. сборнике назидательных изречений «Пчела» , к-рый часто оказывался источником различной, в т. ч. и философской, информации. Некоторые изречения приобрели лит. историю. Так, из «Пчелы» архиеп. Ростовский Вассиан I (Рыло) процитировал Д. в «Послании на Угру» (1480) к вел. кн. Иоанну III Васильевичу : «И слыши, что глаголет Димокрит, философом первый: князю подобает имети ко всем временным ум, а на супостаты крепости, и мужество, и храбрость, а к своей дружине любовь и привет сладок» (ПСРЛ. Т. 26. С. 269) (ср.: Fr. 617 и его древнерус. перевод из «Пчелы»: «Князю (ρχων) подобает имети к временным ума, на супостаты крепость, а к дружине любовь» - цит. по: Лурье, 1970. С. 580). Опираясь на послание архиеп. Вассиана, в 1563 г. архиеп. Новгородский Пимен (Чёрный) использует в послании к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному то же изречение, сознательно изменяя текст Д.: «...а к своим боярам и воеводам и ко всему христолюбивому своему воинству милость и любовный привет» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 352). Изд.: DFV. Bd. 2. S. 81-224; Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946; Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, пер., исслед. Л., 1970; Demokrit: Texte zu seiner Philosophie/Ausgew., übers., komment. u. interpr. v. R. Löbl. Amst., 1989; Fragmente zur Ethik/Übers. und komment. v. G. Ibscher. Stuttg., 1996.

http://pravenc.ru/text/171670.html

«Я был очень рад, когда в Москве поставили памятник Гермогену Московскому, это единственный памятник святому у кремлевских стен, теперь ставят памятники и нашим правителям. Так что новость о том, что памятник первому Царю будет именно в Орле, для меня очень радостная», - заключил о. Александр. О памятнике Иоанну Грозному высказался в интервью Regions.ru также Евгений Федоров, член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция «ЕР», координатор «Национально-Освободительного Движения». «Вся российская история – это наша история, и ее надо ценить. Поэтому предложение орловского губернатора я считаю правильным. Помню, когда Потомский выступал с его обоснованием, он достаточно хорошо подготовился к этому в информационном и идеологическом плане, и его аргументы звучали вполне убедительно. Предполагаю, что общественное мнение эту инициативу поддержит. Правление Ивана Грозного – это, можно сказать, краеугольный камень в истории строительства российского государства. Территория страны при нем удвоилась, если не утроилась, при нем же был выработан метод борьбы с «пятой колонной», который по сути показал свою эффективность. Одним словом, это была очень серьезная и сильная личность в нашей истории», - отметил политик. «Понятно, что нельзя оправдывать какие-то перегибы, издержки, жестокость, имевшие место в процессе правления Ивана Грозного. Все это ни в коем случае нельзя рассматривать с позитивных сторон. Но одновременно надо учитывать, что уже тогда велась информационная война против России, и ее самодержцам много чего приписывалось. Так или иначе, но Орел был основан Иваном Грозным, и люди, которые там живут, имеют полное право поставить памятник основателю своего города. Подчеркну, что как минимум удвоение территории государства никто у Ивана Грозного не отнимет. А это 100%-но позитивное качество для Государя», - заключил Е.Федоров. Николай Коломейцев, заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции КПРФ, в свою очередь, считает, «идея установки такого памятника заслуживает поддержки».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/27/on...

Сибирь. По инициативе Ивана Грозного началось освоение этих богатейших земель. Темп продвижения был головокружительным. К середине XVII века русские вышли к Тихому океану. Можно ли представить современную Россию без природных богатств Сибири в XXI веке? Эти и другие обстоятельства позволяют нам говорить, что исторический ресурс деятельности Ивана Грозного до сих пор не исчерпан. Думаю, что нам, благодарным его потомкам поставить памятник первому Русскому Царю не только в Орле, но и в Москве, на Лубянской площади. Ведь кто, как не он стал родоначальником службы государственной безопасности России - Опричнины! Благочестивый, Боговенчанный и Христолюбивый Царь наш Господин Иван - Состоявшееся недавно воздвижение памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в основанном им граде Орле стало знаковым событием в возвращении нам нашей родной православной русской исторической истины, - начал свой доклад писатель, военный историк Борис Глебович Галенин. - Обретение которой есть необходимое условие чаемого нами возрождения Руси-России как Третьего, последнего Рима. Впервые удалось поколебать - во всероссийском масштабе, - усердно внедряемый в массовое сознание, увы, не один век! - лживый образ нашего первого великого Царя, как злодея на троне. Но всем нам ясно, что это лишь первое зримо выигранное сражение в непрекращающейся информационно-идеологической войне за душу Русского народа. Потому не лишним остается ни одно значимое историческое свидетельство, подтверждающее значение деяний Грозного Царя для самого существования Земли Русской. Вначале позволю повторить, уже высказываемое мною ранее суждение о значении Опричнины. Отмечу один важный, и обычно недооцениваемый фактор, имеющий весьма актуальное звучание. В теории систем существует положение, или, точнее, теорема, что системой нельзя управлять, находясь внутри ее: аппарат управления должен находиться вне системы. Для такой системы как государство, это положение можно применить в «ослабленном» виде. Управление будет более эффективным, если сам аппарат управления находится «вне» государства, вернее сказать, над государством, оставаясь при этом в государстве «физически».

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вадим Потомский: «Должен стоять памятник, и он никому там мешать не будет» В Орле установят первый в России памятник Царю Иоанну Грозному 14.07.2016 977 Первый в России памятник Царю Ивану Грозному будет открыт в Орле 3 августа. Об этом на пресс-конференции в ТАСС сообщил губернатор региона Вадим Потомский. Открытие монумента состоится за два дня до 450-летия Орла, основанного указом Царя. «Третьего (августа - РНЛ ) должны открыть памятник Ивану Грозному, - сказал губернатор. - Он основал 450 лет назад город Орел, очень красивый, великий город, город великих людей, великих писателей». Губернатор ответил на критику горожан, протестующих против места установки памятника - напротив входа в орловский Театр юного зрителя. Потомский отметил, что считает выбор места установки монумента нормальным. «Должен стоять памятник, и он никому там мешать не будет», - считает глава региона. Памятник создается без финансирования из бюджета города или региона, подчеркнул он. В ходе пресс-конференции также прозвучали вопросы о визите в Орловскую область Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, подготовке и проведении праздничных мероприятий, сообщает Портал Орловской области . Вместе с губернатором области в пресс-конференции участвовали член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Владимир Круглый, заместитель председателя Правительства Орловской области по социальной политике Сергей Ступин, заместитель председателя Правительства Орловской области по развитию инвестиционной деятельности - руководитель Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области Сергей Филатов, заместитель председателя Правительства Орловской области по агропромышленному комплексу Дмитрий Бутусов. Город Орел был основан в 1566 году Иваном Грозным как крепость, защищающая южные границы государства. День города Орла ежегодно отмечается 5 августа. В этом году Орел отметит свое 450-летие. Напомним, что памятник первому русскому Царю в скором времени собираются установить также в Александровской слободе , опричной столице России (ныне г. Александров).

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/14/va...

В 12–16 стихах описывается внешний вид явившегося Иоанну «подобного Сыну Человеческому». Он стоял посреди семи светильников, символизировавших собой семь церквей, и был облечён в «подир» – длинную одежду иудейских первосвященников, был, подобно царям, препоясан по персям золотым поясом. Этими чертами указывается на первосвященническое и царское достоинство Явившегося (ст. 12–13). Глава Его и волосы были белы, как белая волна, как снег, и очи Его, как пламень огненный. Белизна волос служит обыкновенно признаком старости. Этот признак свидетельствует, что явившийся Сын Человеческий – едино с Отцом, что Он – одно с «Ветхим днями». Которого в таинственном видении созерцал св. пророк Даниил (7:13), что Он такой же Вечный Бог, как и Бог Отец. Очи Его были, как пламень огненный, что означает Его Божественную ревность о спасении рода человеческого, что перед взором Его нет ничего сокрытого и тёмного и что Он пламенеет гневом на всякое беззаконие (ст. 14). Ноги Его были подобны халколивану, как раскалённые в печи. «Халколиван» – это драгоценный металлический сплав с огненно-красным или золотисто-жёлтым блеском. По некоторым толкованиям, халк – это медь, и которая знаменует человеческую природу во Иисусе Христе, а ливан, как благоуханный фимиам, – природу Божественную. «И голос Его как шум вод многих», то есть голос Его подобен голосу грозного судии, поражающему трепетом смятенные души судимых человеков (ст. 15). «Он держал в деснице Своей семь звёзд» – по следующему далее объяснению (ст. 20) Самого Явившегося Иоанну, эти семь звёзд обозначали собой семерых предстоятелей церквей, или епископов, называемых здесь «Ангелами церквей». Этим внушается нам, что Господь Иисус Христос держит в деснице Своей пастырей церковных. «И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» – этим символизируется всё проникающая сила слова, исходящего из уст Божиих (ср. Евр. 4:12 ). «И лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей» – это образ той неизреченной славы Божией, которой просиял Господь в своё время и на Фаворе (ст. 16). Все эти черты представляют нам целостный образ страшного Судьи, Первосвященника и Царя, каким явится некогда Господь Иисус Христос на землю при втором Своём Пришествии, дабы судить живым и мёртвым.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Спрашивается: почему о такой перемене времени сообщено Ап. Иоанну откровение с такою чрезвычайною клятвою? – Без сомнения, по причине крайней чрезвычайности самой этой перемены. Мир языческий, в продолжение стольких времен продолжавшийся и развивавшийся, и особенно в Римской Империи столь могущественный и железно-твердый, в последние три века так ожесточенно вооружившийся против враждебного ему христианства и еще так недавно мечтавший о решительной над ним победе, небесною силою сего самого христианства доводится до того, что, наконец, как тень рассевается и исчезает в Империи от кроваво-гонимого им христианства, и открывается и начинает жить совершенно новый мир – христианский. Во всем этом и доселе слышится, в самой силе и действии исполнения своего, клятвенное слово Самого Господа о низложении язычества: живу Аз во веки... Потому-то откровение Иоанну о тайне столь решительного и чрезвычайного торжества Христовой благодати над язычеством и должно было сопровождаться подобным клятвенным удостоверением: ибо языческий мир являлся тогда самою грозною громадою, подвигшеюся уже раздавить христианство. Чрез откровение означенного переворота в судьбах мира и Церкви, Тайнозрителю уже отверзался вход в новый ряд откровений и видений. Действительное его вступление в оный так изображается в Апокалипсисе: и глас его слышах с небесе паки глаголющь со мною: иди и приими книжицу разгнутую в руце Ангела стоящаго на мори и на земли: И идох ко Ангелу, глаголя ему: даждь ми книжицу. И рече ми: приими и виждь ю: и горька будет во чреве твоем, но во устех та сладка будет яко мед. И прях книгу от руки Ангела и снедох ю: и бе во устех моих яко мед сладка: и егда снедох ю, горька бяше во чреве моем. И рече ми: подобает ти паки пророчествовати в людех и племеннех и во языцех и в царех мнозех (8–11). И глас его слышах с небесе паки глаголющь со мною, т.е., (как уже сказано при изъяснении четвертого стиха) глас Царя Небеснаго, Духа Истины. Иди и приими книжицу разгнутую в руце Ангела, стоящаго на мори и на земли. Судя по известному уже нам значению сего Ангела и книжицы в его руках, можно так изложить глагол Духа, услышанный Иоанном Богословом: «Ты видишь бесплотного поборника Христианства, утвердившего свои стопы в области общественной жизни и государственного устройства Империи; видишь, что он принес миру и Церкви новые судьбы, которые легко и свободно рассматривать, как по раскрытой книжице. Но овладей вполне откровением этих новых судеб мира и Церкви; вникни, совершенно ли таковы они в своей целости и последовательности, какими оказываются на светлом зрелище победы христианства над язычеством, так ли они легки и свободно обнимаются в своей дальнейшей последовательности и полноте, как раскрытая книжка». Иди и приими книжицу раскрытую...» Последующее подтверждает, что точно таков смысл воззвания небесного Тайнозрителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Временем между 15 октября ок. 1559 г. и 13 апреля 1560 г. датируется грамота Александрийского патриарха Иоакима Ивану Грозному (л. 164 об. –169). 864 «А се грамота с Васкою Позняковым Иоакима патриарха Александреискаго. Высочайшему, светлейшему, православнеишему, великолепному и боговенчаному царю и великому князю, богохранимому господину, господину Иоанну. Державному и самодержавному, православным повсюду, Великие России и Московскому, Казанскому, Астраханскому, Псковскому, Смоленскому, Перьмскому, Болгарскому, Ливонскому, Аламанскому, и прочих, Владимерскому, Новагорода Низовские земли, Черниговскому, Рязанскому, Волоцкому, Белскому, Белозерскому. Удорскому, и прочих, Киевскому и Северные страны, милостию божиего, и о святем Дусе сыне возлюбленне, иже нашего смирения». В августе-октябре 1560 г. была составлена грамота Антиохийского патриарха Иоакима IV (л. 169–173 об.). 865 «А се грамота ко царю и великому князю Антиохийского патриарха Иоакима с Васкою Поздяковым. Иоаким, милостию Божиего патриарх Божья града великия Антиохия и всея Анаталии, сиреч всей Восточные страны. Превысочаишему, светлейшему, славнейшему, благочестивейшему, богохранимому, Богом дарованному, еже преже рожения от Бога венчанному, боголепному, Богом дръжавному и Богом венчанному господину, господину Иоанну, самодержцу и великому князю православныя всея благочестивыя Великия Росии, Московскому, Владимерскому, Казанскому, Киевскому, Астороханскому, Ноугороцкому, Ливонскому и прочих мест державы твоей. И всея Восточныя Инаталийские страны, ежи ти от Бога даровано и покори под нозе твои. И паче повиновении благодать, милость, мир, благословление, здравие, радость, спасение безвредно, ко хвале очищение, в долготу дней здравие души и телу, победу на враги видимыя и невидимыя, и всякое ино благое и спасенное буди тебе от Бога Вседержителя. Молимся Господу нашему Иисусу Христу во едином существе, иже всех Богу, о благочестивой владычице и о царице госпоже, госпоже нашей Анастасии со богохранимыми и возлюбленными вашими чады, господином Иоанном и господином Феодором, их же вам Бог дарова, и со всеми твоими боляры и велможами, и со князми, и со всеми твоими оружники, и с рабы, и с царствия. Радость и милость, и благословение, благодать, здравием и спасения молис от Бога Вседержителя, аще и грешни есмя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Каким образом будет отмечаться 408-я годовщина победы русского ополчения над польско-литовскими захватчиками? - Ну, у нас целая программа. Приглашаю всех в этот день в Калязин. Утром - Литургия в Вознесенском храме Калязина, крестный ход, торжественный митинг у памятника Скопину-Шуйскому. Затем, примерно с 12 часов будет проводиться большой фестиваль Походной кухни. Помимо дегустации походной кухни зрителям будут представлены реконструкция военных эпизодов периода Смутного времени, презентация книг, посвящённых Скопину-Шуйскому и его сподвижникам. Также - Фестиваль патриотической песни «Калязин. Родина. Единство». Музыкальную эстафету подхватят фестивали духовых оркестров и народных инструментов «Звонкие трубы». На территории фестиваля Походной кухни будут работать кулинарные и рукодельные мастер-классы, выставка-продажа изделий народных промыслов и ремесел, лавка сувенирной продукции, площадки народных игр и верховой езды. Подчеркиваю, мероприятия проводятся не только для жителей района, но и для туристов и просто гостей. Беседовал Андрей Сошенко , секретарь МОО «Русское Собрание» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 19. Re: «Памятнику Царю Иоанну Грозному в Калязине – быть» Идеологическое значение монументальной пропаганды трудно переоценить. Ломоносовское «Российское могущество прирастать будет Сибирью…» требует фиксации предваряющего судьбоносного деяния в величественном и символическом двойном монументе царя Ивана Грозного – Ермака в городах Сибири. Давно пора сцементировать пробелы в монолите истории и провозгласить в монументах неукротимую идею движения в построении нашего государства. 18. Монументальная пропаганда. В советское время установка памятников служила делу монументальной пропаганды. В первую очередь в городе Калязине следует установить памятник Иосифу Виссарионовичу аккурат на берегу Волги напротив затопленной колокольни. Благодаря Богоданному (по выражению Русского Сталиниста) вождю две трети прежнего города под водой, да что там Калязин, Калязин на дне Угличского водохранилища, в самом же Угличе при Сталине уничтожено 18 церквей.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/25/pa...

1948 Анонимный автор " Казанской истории» был русским узником в Казани до ее завоевания Иваном IV, она опубликована в кн.: Полное собрание русских летописей. Т. 19. СПб., 1903. См. также: Кунцевич Г.З. История о Казанском царстве, или Казанский летописец: Опыт историко-литературного исследования. СПб., 1905; Моисеева Г.Н.: Автор «Казанской истории»//ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 266–288. 1949 «Домашние записки» князя С.И. Шаховского, которого неуважительно прозвали " Харя», были опубликованы в журнале: Московский вестник. 1830. 4. 5. 17–20. С. 61–70; там же (С. 70–73) опубликованы письма Шаховского. См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. 1950 Сочинение князя И.А. Хворостинина-Старковского " Словеса дней, и царей, и святителей московских...» было опубликовано в кн.: РИБ. Т. 13. Изд. 2-е. СПб., 1891. С. 525–528. См.: Языков Д.И. Добавки и поправки (об И. Хворостинине)//Русский архив. 1880. 3. С. 482; Платонов С.Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник. СПб., 1888; ИРЛ. С. 57. 1951 «Послание дворянина к дворянину " " Иванца» Фуникова было впервые опубликовано Н. К. Никольским (Библиографические записки. 1892. 4. С. 279–281). Новую, более точную публикацию " Послания» можно найти в кн.: Смирнов И.И. Восстание Болотникова. М., 1951. С. 540–543. Разбор сочинения Фуникова в статье С.К. Шамбинаго см.: ИРЛ. С. 41–42. 1952 «Житие» Аввакума также формально адресовано его духовному отцу, иноку Епифанию (Аввакум. С. 1, 27, 31, 49, 51, 54, 56:59). Публичный характер писем Ивана IV тоже был очевиден московскому читателю, и одна из рукописных копий даже имеет заглавие: " Послание Царя Русскому Государству» (Послания Ивана Грозного. С. 538). 1953 См. выражения Ивана в письмах к князю Курбскому:«Что, собака!» (Послания Ивана Грозного. С. 16);»Паче кала смердя!» (Там же. С. 16);«Таких собак везде казнят» (Там же. С. 31); или «Пес Василий Собакин» (Там же. С. 175); и сравни у Аввакума в " Беседе об Аврааме»:»...и выблядков тех его уже много, бешеных собак» (Материалы для истории раскола... Т. 5. С. 363), или в " Книге толкований и нравоучений»: «блядь пишется ложь» (Там же. С. 34);»тот явной любодей церковный кровопиец и навадник, убийца, душегуб» и т.п., и " подпазушный пес борзой» и т.п. (Там же. С. 38), или в " Послании к некому Иоанну»:«родила на пути идучи младенца выблядка» (РИБ. Т. 39. С. 283);»Кал еси, вонь еси, пес еси смрадный» (РИБ. С 352). Ни водном другом произведении московского периода невозможно найти подобного стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Итак, с одной стороны, устроителям телепередачи по большому счету не нужны эксперты, но, с другой стороны, настоящие специалисты, понимающие глубинный смысл этих передач, конечно, не будут принимать участие в них. Кстати, устроители телепередачи обращались ко мне с просьбой принять участие в сериях, посвященных Ивану Грозному, но я отказался от этого предложения, объяснив им причину своего отказа. Я не считаю для себя возможным участвовать в передаче, во-первых, потому что в принципе не могу общаться, а тем более дело делать вместе с таким субъектом, как Сванидзе, которого я публично оценивал в качестве теледеятеля и идеолога резко отрицательно , во-вторых, мне понятен замысел этих передач, и я не хочу быть болваном у телевизионных " наперсточников " . РНЛ: Красной нитью через все три серии, посвященные Иоанну Грозному, проходит мысль о бессмысленности, немотивированности и беспричинности большинства поступков, совершенных первым Русским Царем. Иоанн Грозный описывается таким образом, что в сознании телезрителей он предстает умалишенным человеком, действия которого не имеют ни причины, ни цели, ни мотива, ни даже малейшего смысла. Участники передачи даже не пытались найти смысл и мотивы поступков Русского Царя. И.Фроянов: Тому, что они становятся на эту точку зрения, способствует одно обстоятельство: в исторической науке, в историографии существует целое психологическое направление, которое объясняет политику Ивана IV, в частности, учреждение им Опричнины, чисто психологическими мотивами, его настроением, всякого рода фобиями, личным страхом, причинами, совершенно не связанными с национальными интересами и государственными задачами. В этой связи я хотел бы обратить внимание на то, что устроители передачи проявляют не только невежество в знании основных исторических процессов, но и об историографии у них какие-то странные представления. Кургинян, например, берет себе в союзники академика Веселовского. Но Степан Борисович Веселовский был ярым противником Ивана Грозного. В его работах кипит какое-то зоологическое неприятие царя Ивана. Злоба и ненависть к Ивану Грозному, которыми пропитаны его труды, для меня остаются загадкой. Я до сих пор не могу найти причину такого озлобления академика Веселовского, жившего 400 лет спустя, по отношению к Русскому Государю Ивану Грозному. Веселовский как раз и принадлежит к этому психологическому направлению, он никакого государственного смысла в политике первого Русского Царя не видит. Поэтому странно наблюдать за тем, как Кургинян, доказывающий осмысленность политических действий Ивана Грозного, привлекает в качестве своего союзника С.Б. Веселовского. Так можно поступать, не имея понятия относительно современной исторической науки.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/16/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010