Но кроме этих произведений, несомненно принадлежащих перу митрополита Даниила, существуют литературные памятники, которые только приписываются ему 572 . Некоторыми весьма почтенными учеными митрополиту Даниилу приписывается послание к Иоанну Васильевичу Грозному 573 . Так, думают Филарет Черниговский 574 , Востоков 575 , автор Истории Российской Иерархии, архимандрит Амвросий 576 . Основанием для такого предположения послужил сборник Новгородской Софийской библиотеки 577 , где после тринадцати посланий Даниила следует без указания имени автора известное послание к Иоанну Грозному. Основание опять довольно шаткое. Преосвященный Макарий 578 высказался против мнения тех, которые думают усвоять послание митр. Даниилу. Мы с своей стороны имеем такие данные, которые сильно подрывают предположения преосвященного Филарета, Востокова и Амвросия и др. Если их мнение основывается главным образом на том, что послание в одном сборнике помещено непосредственно после сочинений митр. Даниила, то мы с своей стороны можем указать на такой рукописный сборник XVI–XVII века, в котором находится известное послание к Иоанну IV, но где вовсе нет ни одного послания Даниила и где оно также встречается без имени автора 579 . С другой стороны существует сборник и с четырнадцатью посланиями, несомненно принадлежащими м. Даниилу, но между ними нет послания к Иоанну Васильевичу, а между тем оно должно было быть и занимать последнее, четырнадцатое место в сборнике посланий, если только признать доводы Востокова, Филарета и Амвросия основательными 580 и это тем более, что первые тринадцать посланий этого сборника те же самые, которые находятся и в Софийском сборнике. В частности, что касается мнения Востокова, то оно есть плод простого недоразумения и невольной ошибки. Востоков высказал свое известное мнение при составлении описания рукописей Румянцовского Музея, имея под руками современный список посланий м. Даниила, сделанный с Софийской рукописи (Сильвестровского сборника). К сожалению, список сделан не совсем исправно. Я рассматривал его и нашел в нем не мало отступлений, введших в заблуждение составителя описания. В нем, наприм., некоторые послания не имеют указания своего числа, в нем встречается по два послания, обозначенных одним и тем же числом 581 . А пред посланием неизвестного автора к Иоанну Грозному на поле другою Рукоп. чем какою писана рукопись, прибавлено: «слово тринадцатое», чего вовсе нет в оригинале, и что составляет, произвольную вставку какого-либо лица, имевшего дело с рукописью 582 . Отсюда становится ясно, что Востоков, ни сколько не подозревая подлога со стороны переписчика, на основании рассмотрения рукописи, и высказал свой известный уже взгляд на личность автора послания. Что касается взгляда преосвященного Филарета Черниговского , то последний высказал его на основании шаткого мнения Востокова. Таким образом, не существует никаких данных для того, чтобы послание к Иоанну IV считать принадлежащим м. Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Установку памятника Иоанну Грозному в Орле решено отложить до сентября 2016 года 25.07.2016 685 Установку памятника основателям города Орла решено отложить до сентября 2016 года. Такое решение было принято на рабочей встрече губернатора Орловской области Вадима Потомского с представителями общественности, выступающими против установки в Орле памятника, и ее сторонниками, сообщает портал Орловской области . На встречу были приглашены известные орловские художники, дизайнеры, скульпторы, историки, краеведы, общественные деятели, участники митинга протеста. В числе приглашенных были дизайнеры Виктор Панков и Елена Шаренкова, писатель Владимир Ермаков, художники Анатолий Костяников и Гиви Калмахелидзе, скульптор Валерий Михеев, председатель областного совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Николай Кутузов, заведующий кафедрой истории России Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, доктор исторических наук, профессор Сергей Минаков, заместитель директора Орловского филиала РАНХиГС, доктор исторических наук, профессор Виктор Ливцов, организатор пикетов против памятника Иоанну Грозному Анна Дулевская. Общественные активисты высказали свое мнение об установке памятника Иоанну Грозному в Орле. В свою очередь глава региона Вадим Потомский озвучил свою позицию по данному вопросу, подчеркнув, что это памятник не исторической личности, а основателям города Орла. «Мы не собираемся вносить какие-либо изменения в историю, канонизировать Ивана Грозного. Речь идет об основателе города Орла, который 450 лет назад принял решение основать здесь крепость», - сказал губернатор. По итогам встречи принято решение провести широкий социологический опрос общественного мнения о необходимости установки памятника Иоанну Грозному в Орле и месте его расположения. Вопросы анкеты будут согласованы с общественными активистами. Окончательное решение об установке памятника основателям Орла будет принято по результатам опроса.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/25/us...

Закрыть itemscope itemtype="" > Перед Богоявленским собором в Орле Определено место установки памятника первому русскому Царю Иоанну Грозному 01.10.2016 1079 Время на чтение 3 минуты В Орле не утихают споры вокруг памятника первому русскому Царю Иоанну Грозному. 29 сентября конфликт вышел на новый уровень – судебный, сообщает сайт « Орел.ру ». Скульптура «Грозный на коне» - подарок Международного фонда славянской письменности и культуры. Монумент уже в городе. Изначально памятник должен был появиться 3 августа напротив театра «Свободное пространство». Однако под давлением либеральных правозащитников памятник так и не был установлен. Первое решение о запрете всех видов работ по установке памятника Иоанну Грозному в Орле Заводской райсуд вынес в начале сентября, назначив заседание на 29 сентября. Сообщалось, что только после него будет определена возможность или невозможность установки монумента у здания «Свободного пространства». В суд на администрацию Орла и мэра иск подал экс-депутат горсовета градозащитник Юрий Малютин. Экс-депутат на предварительном судебном слушании потребовал признать незаконным возведение памятника в охранной части города, ссылаясь на то, что земля под памятником - историческая и охраняется законом. Судебное слушанье затянулось на несколько часов, и в итоге судья перенесла заседание на другой день. Тем временем постамент для скульптуры «Иван Грозный на коне» уже готов. Пятиметровое основание под памятник теперь в бетоне. Новое место для Царя – участок перед Богоявленским собором - утвердили депутаты Городского совета на заседании. Как отметили в горсовете, никто не возражает против памятника и его нового расположения. Полагались они на данные опроса , который показал, что 70% людей «за» памятник, но не возле ТЮЗа. Напомним, что итоги исследования, которые проводилось на базе лаборатории кафедры социологии и информационных технологий орловского филиала Российской академии народного хозяйства, были озвучены 15 августа на аппаратном совещании в правительстве. «По результатам опроса 72,6% респондентов высказались за установку памятника. 76,6% опрошенных в качестве лучшего места для памятника назвали территорию возле ТЮЗа, 4% проголосовали за место на въезде в Орёл и 2,4% орловчан хотели бы видеть памятник Ивану Грозному в городском парке», — сказал представитель правительства.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/01/pe...

РНЛ: Многие участники дискуссии о роли и личности Иоанна Грозного связывали большинство поступков Царя во многом с особенностями его психики. Млечин и Сванидзе, которые, как известно, не являются экспертами в психиатрии, по очереди упражнялись в попытках поставить психиатрический диагноз Иоанну Грозному. Первый Русский Царь, оказывается, был шизофреником, параноиком, он, по словам скандально известного режиссера Лунгина, был хуже серийного убийцы... Насколько успешными, на Ваш взгляд, были попытки некоторых участников передачи диагностировать психическое состояние Иоанна Грозного? И.Фроянов: Ими была предпринята совершенно нелепая попытка. Абсолютно невозможно поставить психиатрический диагноз человеку, который жил 400 лет тому назад. Об этом специалисты-медики не раз говорили. Но я хочу сказать ещё и о другом. В этих упражнениях относительно психической неуравновешенности, ненормальности Ивана Грозного, на мой взгляд, проявляется психическая неуравновешенность и некоторые особенности психики тех авторов, которые приписывают Иоанну Грозному свои качества. Собственные душевные свойства они, согласно психологическому закону субъективной экстраполяции, переносят на Царю Ивана. Давайте вспомним, как начинается фильм «Царь» Лунгина. Он начинается со сцены, где подбрасывают бедных птиц и расстреливают. В кадре кровь, кричат несчастные птицы, разворачивается тяжелая, совершенно ненужная сцена. Зачем она, чем она обусловлена, что хочет сказать Лунгин таким началом своего фильма? В этом, по-видимому, проявляются именно его психические свойства. Вероятно, Лунгина, а не Ивана Грозного, надо освидетельствовать специалистам-медикам относительно его психического состояния. Потому что ряд тяжелых сцен в его фильме (отчасти излишних, отчасти придуманных) вызывает вопрос, здоров ли психически сам создатель фильма. РНЛ: Считаете ли Вы, что телепередачи, вроде «Суда времени», представляют общественную опасность? Или они безвредны для общества? И.Фроянов: Мне кажется, что сериал Сванидзе «Суд времени» не будет иметь того эффекта, на который рассчитывали ее устроители.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/16/...

  27 августа в Орле открывается памятник Царю Иоанну Васильевичу Грозному. 450 лет назад Грозный Царь основал славный город Орел. Всего в царствование Государя Иоанна Васильевича было построено 155 городов, основано 60 монастырей, были сокрушены Казанское и Астраханское ханства, присоединена Сибирь, территория Русского государства увеличилась в два раза, были проведены военная и судебная реформы, создана первая регулярная армия, учреждены и проводились Земские соборы. Но несмотря на это, решение жителей Орла поставить памятник Государю Иоанну Грозному вызвало истерическую реакцию либеральной общественности по всей стране.   Казалось бы, на фоне мощнейших антирусских информационных кампаний, развернутых в подконтрольных «мировому интернационалу ростовщиков» СМИ,  на протесты российских либералов против памятника Царю Иоанну Васильевичу Грозному можно не обращать внимание. Но, любопытно, что именно в царствование Грозного Царя на Западе была развернута первая информационная война против России. И затем во всех информационных кампаниях против Российской Империи и Советского Союза на протяжении веков методично повторялись русофобские мифы, придуманные во время этой первой информационной войны XVI столетия. В годы Ливонской войны европейцев впервые стали запугивать нашествием диких орд «русских варваров», были введены, говоря современным языком, экономические санкции против Московской Руси, объявлено «эмбарго на доступ к высоким технологиям». Времена меняются, вместо печатного станка Гутенберга используются цифровые технологии и «всемирная паутина», а мифы и легенды об «ордах русских варваров», угрожающих мирной Европе, о мрачной «империи зла» во главе с «жестоким тираном» остаются прежними.   Цинизм западных политиков и бойцов «информационного фронта» не знает предела. «Майдан» в Киеве, где бойцов «Беркута сжигали «коктейлями Молотова» и расстреливали снайперы, нашими «западными партнерами» объявлен «мирным демократическим волеизъявлением народа». Извергов, которые отрезают головы детям и женщинам,  в США называют «демократической сирийской оппозицией». Мы видим, как наши «западные партнеры» упорно не замечают сожжение людей в Одессе, наблюдатели ОБСЕ упорно «не видят», как два года каратели киевской хунты методично громят из тяжелых орудий кварталы городов на Донбассе, убивая сотни мирных жителей - женщин, детей, стариков. Говорить о «двойных стандартах» уже неприлично - это все равно, что упрекать доктора Гебельса, за то, что он в своих выступлениях по берлинскому радио обманывал население Третьего Рейха. Это настоящая война, которую ведут с нашей страной. И исторический опыт убеждает, что особенно яростно вопли о «русской агрессии» раздаются в то время, когда «цивилизованная Европа» готовит очередное нашествие на «варварскую Россию».  

http://radonezh.ru/monitoring/pervaya-in...

Из пяти ярлыков, данных ханами митрополитам, как мы говорили, сохранились до настоящего времени четыре: Менгу-Темиров Кириллу, Узбеков св. Петру, Бердибеков св. Алексию и Атюляков Михаилу (Митяю). Вместе с этими четырьмя ханскими ярлыками сохранились ещё три ярлыка одной ханши, именно – знаменитой жены хана Чанибека Тайдулы, данный ею митрополитам Феогносту и св. Алексию и епископу Сарайскому Иоанну, так что всего сохранилось семь ярлыков. В собрании ярлыков, сделанном (весьма невежественно) при кафедре митрополичьей в XV-XVI веке, ярлык Менгу-Темиров Кириллу стоит не на первом месте, а на пятом, потому что собиратель усвоил его Менгу-Темир-Оксану, т. е. Тамерлану. Что касается до ярлыков Тайдулы, то ярлыки митрополиту Феогносту и епископу Иоанну (по надписанию – Ионе, митрополиту киевскому и всея Руси, т. е. будто св. Ионе, жившему спустя столетие после Тайдулы), имеют целью оградить духовенство,– в первом случае всей митрополии, а во втором – епископии, от притеснений и обид частных ханшиных чиновников (ярлык Иоанну не есть грамота ему, а есть грамота о нём кому-то из начальных чиновников ханши; ярлык митрополиту Алексию есть проезжий ему лист по Орде на тот случай, „коли ему случится итти в Царюграду”). Когда помянутый собиратель ярлыков в своём послесловии к ним уверяет, будто кроме наших семи ярлыков „мнози суть иные велицы ярлыци”, то или разумеет ярлыки ханов не митрополитам, а князьям (сам же и тут же он говорит, что в митрополии нашёл только наши семь ярлыков), или утверждает тенденциозную неправду (имея в виду укорить наших государей XV-XVI в., решавшихся посягать на права церкви). Что во время митрополита Макария хранилось при кафедре митрополичьей (и ему – митрополиту известно было) только семь ярлыков, об этом он ясно свидетельствует в своём известном ответе Грозному „о недвижимых вещех, вданных Богови”: „и доныне в русской митрополии, – говорит он, – седмь ярлыков написаны пребывают”. Перевод ярлыков, к сожалению, очень неудовлетворителен, а сохранившиеся их списки, как нужно думать, очень неисправны. Ярлыки напечатаны были несколько раз; последнее их издание, по которому их должно читать, – в приложении к диссертации В. В. Григорьева: „О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой орды русскому духовенству”, Москва, 1842.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 сентября суд продлил запрет на установку памятника Иоанну Грозному до 7 октября. Об этом « ОрёлГраду » рассказал Юрий Малютин, присутствовавший на заседании. «Заседание суда отложено до 7 октября по моему ходатайству, — сообщил «ОрёлГраду» Юрий Малютин. — На него будут приглашены специалисты из управления архитектуры. Кроме того, я планирую привлечь бывшего главного архитектора Орла. Все они выступят в качестве экспертов». Главным своим успехом истец Юрий Малютин называет то, что вместе с переносом заседания запрет на работы не отменен. Пока не будут определены границы «Предмостной площади», никаких изменений в облик этого места производить нельзя. Так что, по мнению Малютина, своими действиями строители нарушили судебный запрет. 3 октября, то есть за 4 дня до следующего заседания суда, вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». В нем говорится, что вокруг каждого памятника архитектуры должна быть установлена защитная зона (не охранная, которая гораздо меньше в размерах). В черте города она составит 100 метров вокруг памятника. Таким образом, судя по всему, согласование места расположения нового памятника может затянуться. Напомним также , что ранее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал установку в Орле памятника Иоанну Грозному. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/01/pe...

Таким образом, помимо Большой Орды, образовались еще две орды Ногайская и Крымская. Для этих двух последних, равно как и для России, была ненавистна Большая Орда и общими силами Ногаи, Крымцы и Русские содействовали падению Большой Орды. Но когда она пала, Ногаи и Крымцы, из желания поживиться на счет русских, задумали перенести на себя права, какие имела прежде Большая Орда на Россию. Естественно вследствие этого частые нападения их на Русь. Нападения Ногаев, а особенно Крымцев были весьма опустошительны. Таковы особенно были набеги татар на русскую землю в 1521, 1552, 1571 годах, а мелкие набеги крымцев и ногаев на южных пределы России были почти каждый год. Воронежский край служил передовым пунктом для этих нападений. В западной его части бегали крымцы, в восточной ногаи, отчего правая сторона Дона получила на звание Крымской, а левая – Ногайской. Русские (Московские) князья (а потом цари) не столько походами (слишком утомительными по дальности расстояния) старались усмирять татар, сколько возбуждением татарских орд одной против другой, то вооружением против татар черкесов и казаков. Для воронежского края особенно важное значение имели казаки донские и запорожские. С целью ослабить татар, московские цари тщательно поддерживали дружественныя сношения с черкасами и казаками. Хотя они позволяли себе иногда нападать и на русския селения, но особенно удальство и жестокость они проявляли в нападениях своих на татар. Казаки, без различия, нападали на ногаев, астраханцев и крымцев, строили по Дону крепости и нередко свои действия прикрывали именем русских царей. Ногайский князь Юсуфь в 1549 г. писал к Иоанну Грозному: «Холопи твои, некто Сарыазман (предводитель донских козаков) словет, на Дону в трех и четырех местах городы ноделали» (Истор. Рос. Гос. VIII. 86). Московский посол Иван Тургенев в 1551 г. доносил Иоанну Грозному из Ногайских Улусов: «Прислал турецкий царь (Сулейман) к Измаил-Мирзе (Ногайскому) посла сей весны, с тем: в наших де бусурманских книгах пишется, что те лета прошли, что русского царя Ивана рука над бусурманы высока; уже де и мне от него обида великая; поле де все, да и реки у меня поотымал, да и Дон отняв, да и Азов город пусть у мене доспел; поотымал всю волю в Азове; козаки его с Азова оброки емлют и воды из Дону пити не дают»... (Ист. Рос. Гос. VIII. 254).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лукавые сомненья прочь Более 72% жителей Орла одобрили установку памятника русскому Царю Иоанну IV, более известному как «Иван Грозный» 16.08.2016 836 Более 72% опрошенных жителей Орла поддерживают идею установки в городе первого в России памятника русскому Царю Иоанну IV, более известному как «Иван Грозный», сообщил РИА Новости представитель пресс-службы областного правительства. Как сообщалось , первый в России памятник Ивану Грозному планировалось открыть в Орле 3 августа, в день 450-летия Орла. Однако из-за общественных протестов по поводу неуместности памятника, которые глава региона Вадим Потомский назвал надуманными и несправедливыми, было решено отложить установку и провести опрос общественного мнения. По словам собеседника агентства, итоги исследования, которые проводилось на базе лаборатории кафедры социологии и информационных технологий орловского филиала Российской академии народного хозяйства, были озвучены 15 августа на аппаратном совещании в правительстве. «По результатам опроса 72,6% респондентов высказались за установку памятника. 76,6% опрошенных в качестве лучшего места для памятника назвали территорию возле ТЮЗа, 4% проголосовали за место на въезде в Орёл и 2,4% орловчан хотели бы видеть памятник Ивану Грозному в городском парке», — сказал представитель правительства. Ранее со ссылкой на представителей академии сообщалось, что более половины жителей Орла, участвовавших в опросе, высказались за появление монумента. Подчеркивалось также, что опрос проводился анонимно, в нем участвовали 400 респондентов. Выборка является репрезентативной по полу, возрасту и образованию. Отмечалось также, что в опроснике было более 20 вариантов месторасположения памятника, но большинство высказались за первоначально предложенное место. Как сообщил «Русской народной линии» помощник президента Международного славянского фонда письменности и культуры Роман Вийт, открытие памятника планируется 27 августа в 12.00 по адресу улица Карла Маркса д.2.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/08/16/lu...

В тот же день всех Шуйских и их приверженцев заключили в темницы или сослали в отдаленные места. Народ радовался падению своих притеснителей, воображая, что теперь все будут спокойны и счастливы. Но как жестоко обманулся он! Враги его не исчезли, а только переменили имя, и на место Шуйских встали Глинские; а государь, взрослея, не любил ни в чем противоречий и, с малолетства приученный к жестокости, не имел никакого понятия о сострадании и не жалел никого. Беспрестанно говорили то о гневе великого князя на одного из бояр, то о новом наказании другого боярина, то о ссылке третьего. Так, одному придворному чиновнику за несколько дерзких слов отрезали язык; так, пятидесяти Новгородцам отрубили головы только за то, что они осмелились пожаловаться Иоанну на притеснения, какие они терпели от бояр — его любимцев. Одним словом, первые годы молодости Ин. 4 предвещали столько жестокостей и столько бедствий его подданным, что только одна беспредельная привязанность Русских к своему государю помогла им перенести их страдания. Не смея роптать на того, кто назначен был Богом управлять ими, они усердно просили Господа умилостивить его сердце и послать ему умных и добрых советников, которые бы говорили ему о нуждах народа, а не о забавах и веселостях. Уже четыре года Русские молились об этом, и Иоанну исполнилось семнадцать лет. Царство Грозного царя и последние Рюриковичи Чудесная перемена 1547 год Было утро 16 января 1547 года. Яркие лучи солнца осыпали алмазными искрами белый снег, покрывший улицы Москвы. По этим улицам — не широким и великолепным, как те, которые окружают теперь Кремль, но узким, застроенным бревенчатыми домами, — толпился народ в праздничном наряде, ехали бояре в разукрашенных санях, шло войско, хотя и не похожее внешним видом и своей одеждой на наше нынешнее войско, но столь же храброе, столь же усердное в служении Отечеству, столько же верное государю. Все эти люди были веселы, на всех лицах написано было какое-то приятное ожидание. Это был большой, торжественный, драгоценный для Русского народа праздник — коронование или венчание на царство государя.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010