В таком положении были дела, когда разнеслась весть о кончине царя Феодора. Вельможи, твердо решившиеся провозгласить Петра, знали или догадывались о движениях Милославского и потому думали, что при этом провозглашении, может быть, дело дойдет и до ножей. Дядька царевича Петра князь Борис Алексеевич Голицын с братом Иваном и четверо Долгоруких – Яков, Лука. Борис и Григорий, отправляясь во дворец на царское избрание, поддели под платье панцири. На этот раз, однако, дело обошлось без смуты. Когда все, по обряду, простились с покойным царем и потом одинаково целовали руки у обоих оставшихся братьев его, Иоанна и Петра, патриарх с архиереями и вельможами вышел в переднюю и спросил: кто же из двух царевичей будет царем? Присутствующие отвечали, что этот вопрос должен быть решен всех чинов людьми Московского государства. Под Московским государством, в тесном смысле, разумели обыкновенно один царствующий град: так по крайней мере было понято тут. Патриарх с архиереями и вельможами вышел на крыльцо, велел всяких чинов людям собраться на площади перед церковию Спаса и спросил: кому из двоих царевичей быть на царстве? Раздались крики: «Петру Алексеевичу!» Раздались и другие крики: « Иоанну Алексеевич у!» – но были заглушены. Всех чинов люди решили дело патриарх возвратился во дворец и благословил на царство Петра. Но кто же и по каким побуждениям кричал за Иоанна? Современники сохранили имя одного из этих крикунов, дворянина Максима Сумбулова, и рассказывали следующее о позднейшей встрече его с Петром. Однажды Петр, будучи у обедни в Чудове монастыре, заметил, что один монах не подошел к антидору; царю показалось это странным, он спросил, кто этот монах, и получил в ответ, что Сумбулов. Петр подозвал монаха и спросил, отчего он не подошел к антидору. «Не посмел пройти мимо тебя и поднять на тебя глаза», – был ответ. Петр велел ему идти к антидору и потом, подозвавши опять к себе, спросил: «Отчего я тебе при выборе на царство не показался?» Монах отвечал: «Иуда за тридцать сребреников продал Христа, будучи его учеником; а я твоим, государь, учеником никогда не бывал: то диво ли, что я тебя продал, будучи мелким дворянином, за боярство?»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Голицыным, храм Смоленской Богоматери в Сафарине, возведенный боярином Ф.П. Салтыковым, и церковь Спаса Нерукотворного в Уборах, построенную стольником П.В. Шереметевым. После воцарения Петра I семья Нарышкиных более других приближается к царскому дому. Идея прославления правящей династии нашла свое отражение во внешнем и внутреннем убранстве храма. Так, кресты на западной и восточной главах церкви увенчаны двуглавыми орлами, а балкончик владельца на западной стене верхнего храма получил название царской ложи. Иконы местного ряда посвящены святым, тезоименитым самому хозяину Льву Кирилловичу и членам царского дома: царю Алексею Михайловичу, вдовствующей царице Наталье Кирилловне и молодым царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Нарышкины принимали активное участие в украшении нового храма. В 1705 г. в нижние окна Спасской церкви были вмонтированы цветные стекла витражи, вывезенные К.А. Нарышкиным из покоренной Петром I Нарвы в качестве трофеев. Витражи были украшены изображениями на библейскую тему, рыцарскими гербами и растительными орнаментами. Делала вклады в церковь и царица Наталья Кирилловна. Петр I пожаловал из казны 400 золотых червонцев на украшение храма. За три века своего существования филевский храм неоднократно подновлялся. Важной архивной находкой стали обмерные чертежи церкви конца XVIII в. с подписью «Сыман под присмотром Архите Казакова». Благодаря этим чертежам уда лось выяснить, что первоначально храм имел лестницы на один сход с девятигранной формой нижнего марша без парапетов. Они были перестроены и получили сходы на две стороны с парапетами от нижней площадки. Вероятно, чертежи были выполнены между 1775 и 1782 гг. для каких то реставрационных работ, которыми руководил М.Ф. Казаков. В верхней церкви до сих пор сохранились подоконники из искусственного мрамора, часто встречающиеся в постройках мастера. В Отечественную войну 1812 г. филевский храм был разорен французами. Огромный урон храму нанесла Великая Отечественная война 1941-1945 гг. были утрачены все главы и кресты, а также верхний барабан (третий восьмерик).

http://sobory.ru/article/?object=02066

жеребей (по распределению) село Алачина на Суходоле (то есть село Алачино без реки и без пруда) пополам с Емельяном Ивановичем Бутурлиным " в награду за " Московское осадное сиденье " (окончание русско-польской войны, взятие Мининым и Пожарским Москвы в 1612 году и всенародные выборы царя, который впоследствии щедро одарил своих сторонников). В грамоте упомянуто, что Алачино было ранее вотчиной царя Василия III (Ивановича, род. 1479, ум. 1533) то есть госимуществом. И далее при Алачино упоминается деревянная церковь Николы чудотворца с приделом мученика Георгия. Сама церковь и всё её церковное хозяйство находилось в собственности вотчинника, владельца села. Перечислялись и основные обитатели дворов при церкви примерно в промежуток между 1637 и 1647 гг. - поп Василий Онтонов, пономарь Степка Микифоров и просвирница Татьяница. В 1672 году вотчина перешла к детям Друцкого - Семёну и Фёдору. Через восемь лет часть села, что была у Фёдора, была отдана его дочери, девке княжне Анне в приданое, с которым она вышла замуж за Ивана Васильевича Владыкина. В 1685 году Анна Федоровна умерла и эта часть Алачино вернулась к Друцким, была отдана её дяде Семёну, который ранее был владельцем другой части. В 1688 году в царские инстанции царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу пришла челобитная от Семёна Друцкого: " ...бьет челом хопоп ваш Сенка кн. Иванов сын Друцкой: вотчина у меня холопа вашего села Алочино и в той вотчине о меня холопа вашего церковь Николы Чудотворца ветха... " . Далее сообщается, что Семён рад бы построить новую церковь взамен старой и обветшавшей, но церковные власти не разрешают, т.к. за церковью официально не числится никакой земли и, таким образом, её попу не на что будет жить. Семен просит царской волей дать земли церкви и о том сообщить в Патриарший приказ, т.е. церковным властям. Просительное письмо заканчивается словами ... " Великие государи смилуетеся! " , и они смилостивились. Бумаге был дан ход, чтобы разобраться как обстоят дела на месте был учинен допрос подателю.

http://sobory.ru/article/?object=02894

И егда аз прешедшаго 7163-го (1655 г.) лета пришед в Киевский общаго жития Межигорский монастырь и постригохся в монашеский чин, когда обещахся и в велием моем усердии же-лах за моя злая дела и многое прегрешение, яже в мирском житии и в военных случаех полковых содеях и прогневах Творца моего владыку, дабы ис тоя святыя обители ни каковым образом нигде исходите и плакатися грехом моим тамо, или уединенно в пустыни, или в отшелничестве кончити жизнь мою и тело мое грешное в том обещания моего Преображения Господа нашего Иисуса Христа в Межигорском монастыре погрести весма хотех. Но волиею Божиею — или попущением за грехи моя, сего не вем, обаче якоже весть судьбами своими допусти мя не точию священства, оттуду мне отлучившуся, но и архиерейства и крайняго патриарша Всеросийскаго престола и всех северных стран председателя и в духоводство и в управления в церкви Хрнстове многаго народу уже шестое надесять лето имам. Сего ради зело болезную, еже мое обещание во единстве жития не исполнися, к сему о истязанию и взыскании преданнаго мне, грешному, народа христианскаго велми болезнию содержуся. Тем же слезно прошу у всеа Божия церкви у святейших патриархов православных: Констянтннополскаго, Александрийскаго, Антиохийскаго же, Иерусалимскаго и кто ли по мне будет на патриаршем Всероссийском престоле святейший патриарх, — прощения во всем и разрешения. У священного же собора и у всего православнаго народа молитв святых смиренно велиим усердием прошу, да помолятся о душе моей Господу Богу и пречисгей деве Богородице Марии, да сотворит Господь милость бедствуемей души моей, и простит согрешения моя, и сподобит небеснаго Царствия его. По сем благочестивейшим великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, в Дусе Святом духовным моим чадом, и благоверным великим государыням царицам, и благородному государю царевичю и великому князю Алексею Петровичю, и благородным царевнам мир Божий, и благословение, и прощения подаю. Такожде и всем архиереем всероссийским мир и благословение подаю, и всесвященнаго и духовного чина и весь народ христианский благословляю, прощаю и разрешаю кающияся всесовершенно во всех приключениях.

http://sedmitza.ru/lib/text/443583/

«По смерти б. и в. д. памяти Государя, говорил – показывал архимандрита Гавриил: – я-де по се время всегда думал, что мне от его рук кончина жития будет; что-де в нем сие размышление от того родилось, как де он, еще в младых летать, приехал к Москве с шляхтою смоленскою, и приведены были в палату и пожалованы к руке, тогда-де кланялся царю Иоанну Алексеевич у; а как пришел до руки царя Петра Алексеевича, тогда таков-де на него страх напал, что мало-де не упал и колена потряслися, и от того-де времени всегда разсуждал, что мне от тоея же руки и смерть будет». – «Когда корабль Варахиил спущен был, тогда на корабле спрашивал присутствующих синодальных членов: для чего в субботу в Синод приезжали? И ответствовали, что по важному делу некиих надлежало было священства и монашества обнажить, и выговорили, что его преосвященство худо учинил, понеже ему о том докладывал секретарь Тайной канцелярии; отвечал на тое: смотрите-де на тое, каково легко рязстрижение. Вот-де которые я Овсянникова разстригали, мало кто в живых обретается». 228 «Милосердия Божия уже не видим – ничто по духовному Регламенту действуется; и какому христианству надеяться, все хощет быть тиранство: духовная власть весьма изнемогает, не что турецкая хощет быти вера, но и в турках того не делается; не то правится, что надлежит по св. Писанию; и больше нашего они могут и его Государя к сему приклонить, что хотят; они временно и безвременно с ним всегда, а нам когда-когда прилучится его видеть; и что от сего будет – ничего добраго ждать». 229 По показаниям синодальных членов, 30 апреля, сделали новый допрос Болтину, который отозвался, что все, говоримое Феодосием, относится не к царскому величеству, а к приказным, которые пебрегут о Церкви, и к сенаторам, которые имеют злобу на Синод за отнятие попов и что у них церкви запечатаны и тем-де всю их гордыню пресекли. 230 Феодосий между тем просил ходатайства Голштинского герцога и, 30 апреля, вручил ему письмо к Императрице. «Хотя великая моя вина пред вашим величеством недостойна мене сотворила всякаго прощения и помилования, однако, уповая на великое, вашего величества, всем виновным изливаемое милосердие, сим моим всенижайшим доношением паки без извинения, ради вручения вашему величеству сего доношения вседражайшаго зятя вашего и всей государевой высокой фамилии и ради вечнаго поминовения блаженныя и вечно достойныя памяти императорскаго величества, всенижайше прошу всемилостивейшаго извинения и помилования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

II. Иеромонах Феофан прилежно занимался изучением новогреческого языка, как книжного, так и разговорного, и навык читать и понимать тот и другой язык довольно свободно, но вести разговора ещё не в состоянии. Кроме сего он начал учиться по-французски. Что касается до прочих учёных занятий его, то он с особенным усердием приступил к исследованию всех аскетических творений православных писателей по изданиям мало кому известным и, особенно, по древнейшим рукописям библиотек иерусалимской, саввинской и Афонских. По 1 июля настоящего года им рассмотрено печатное творение Павла Евергетина Συναγωγ τν θεοφθγγων ρημτων κα διδασκαλιν τν θεοφρων πατρων и частью переведены следующие рукописи: Πανθκτη. ντιχου μοναχο κα Παρανεσις τν πατρων. III. Послушники Николай Крылов и Пётр Соловьёв прилежно учились новогреческому языку, как книжному, так и разговорному. Посильное разумение того и другого языка и слабое лепетание по-новогречески суть плоды их прилежания. Николай Крылов перевёл с греческого следующие извлечения, сделанные архимандритом Порфирием в конце прошлого года из кодекса святейшей патриархии иерусалимской: 1) письмо назаретского митрополита Иоасафа к Петру I; 2) его же письмо к генерал-адмиралу и наместнику Сибири Феодору Алексеевичу 1704 года; 3) его же письмо к великому гетману Иоанну Стефановичу Мазепе; 4) обличительное послание иерусалимского патриарха Досифея к рязанскому митрополиту Стефану Яворскому ; 5) послание того же святителя к вселенскому патриарху о трёх догматических заблуждениях Киевской Академии и о том, чтобы на место патриарха Адриана избран и поставлен был святитель из великороссиян, а не от заблуждающийся киевлян; 6) его же два письма к Иоанну Мазепе. Пётр Соловьёв перевёл с греческого следующие извлечения, сделанные тем же архимандритом из того же кодекса: 1) грамоту иерусалимского патриарха Досифея об освобождении от долгов грузинских монастырей в Иерусалиме грузинским царём Георгием и братом его светлейшим кир Леваном; 2) его же послание к грузинскому царю Менесу Вахтану о разных предметах 1706 года;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Гроб, в котором был погребён преподобный, в основном разрушился. Облачение и мягкие ткани тела уже полностью утрачены, но кости преподобного сохранились хорошо. После обретения святые мощи были очищены и обмыты митрополитом Арсением и братией монастыря. Вскоре, 8 ноября, мощи преподобного будут перенесены в Спасо-Преображенский храм Нового Валаама и положены в раку для поклонения верующих со всех концов земли. Преподобный Иоанн, схиигумен Валаамский (в миру Иван Алексеевич Алексеев, 1873-1958) родился в Тверской губернии в крестьянской семье. В Валаамский монастырь поступил в 16-летнем возрасте и пребывал в нём (с четырёхлетним перерывом на военную службу и десятилетним — на настоятельство в Трифоно-Печенгской обители) до своей блаженной кончины. При пострижении в монашество в 1910 году получил имя Иакинф. Во иеромонаха он был рукоположен в 1921 году при избрании на должность игумена Трифоно-Печенгской обители. Спустя год после возвращения на Валаам 8 мая 1933 года был пострижен в великую схиму. В обители на острове Валаам, а затем после эвакуации в 1940 году в Хейнявеси исполнял послушание духовника братии. Отец Иоанн обрёл множество духовных чад по всему миру, и его переписка с ними, неоднократно переиздаваемая до сего дня и переведённая на несколько языков, составляет главное его письменное наследие. Для братии отрадно совпадение даты честного преставления преподобного и освящения главного храма обители — оба эти события произошли 5 июня  — в 1958 и 1977 гг. Тропарь преподобному Иоанну Валаамскому — творение монахини Свято-Троицкого Линтульского монастыря Ксении, глас 4:  От юности твоея узким путем подвига шествовал еси,/преподобне отче наш Иоанне./Во образ ангельский облечен быв,/все житие твои молитве предал еси./Яко раб Христов, последовал еси ему, крест на рамо взем./Подвигом благим веры подвизавыйся, имаши дерзновение пред Богом,//емуже молися помиловатися душам нашим. Акафистное пение преподобному Иоанну Валаамскому в день прославления в лике святых. Богослужение совершает высокопреосвященный митрополит Пантелеимон в сослужении с братией Ново-Валаамского монастыря и духовенства Финляндской православной церкви, поёт праздничный хор Ново-Валаамского монастыря.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

После перенесения кафедры из Новгород-Северска в Чернигов начался великий подвиг миссионерства архиепископа Лазаря в защиту истин святой православной веры и усиления борьбы с иезуитами. Он с истинно апостольской ревностью назидал черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии, основал в Новгород-Северске типографию, которая при его жизни выпустила в свет около пятидесяти книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языке. В 1679 году новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Его заслуги в деле издания и исправления церковных книг по справедливости ставят наряду с заслугами митрополита Петра (Могилы , † 1646), патриарха Никона († 1681), ключарей Дионисия и Арсения и иеромонаха Епифания (Славинецкого, † 1675). Народная молва, почитая его как праведника, питает уверенность в нетлении его тела. Труды: Новая мера старой Веры (на польском языке). – Новгород-Северский, 1676. – Чернигов, 1679. О Флорентийском соборе. – 1688. Собрание проповедей: Меч духовный, иже есть Глагол Божий, состоящий в Поучительных словах на воскресные и праздничные дни всего лета. – Киев, 1666 и 1686. Трубы Словес, или Поучения на Праздники Господские, Богородичные и различных святых. – Киев, 1674 и 1679. Жития святых (на польском языке). – Киев, 1670. Окружные послания. Разговоры о вере и житиях святых (на польском языке). – Киев, 1671. Благодать и Истина Христова, или Похвальное слово царям Иоанну и Петру Алексеевичам, примененное к Иоанну, яко Благодати, а к Петру яко к Истине. – Чернигов, 1680. Плач о смерти царя Алексея и приветствие царю Феодору (стихи). – Киев, 1676. О случаях жизни человеческой (на польском языке). – Чернигов, 1678. Надгробие митрополиту Иосифу Тукальскому (на польском языке)//Величко С. В. Летопись событий в Юго-Западной России в XVII в.: в 4 т. – Киев, 1848–1864. – Т. 2. – С. 384–388. Лира Аполлонова (на польском языке). – Киев, 1671. Наияснейшая Царица неба и земли Владычица Матерь Мария (в прозе и стихах). – Чернигов, 1683.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Благовещенская церковь - сооружение в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Отличается приземистым силуэтом. Колокольня с подвалом, находящаяся с западной стороны, имеет четыре яруса. Территория церкви обведена массивной кирпичной изгородью со столбами. Интересный факт, что в советские времена вместо колоколов здесь использовали пустые газовые баллоны. И лишь в 2001 году были отлиты новые колокола. Все они именные – на каждом указана фамилия горожанина, выделившего деньги на их изготовление. В августе 2012 года состоялось торжественное включение декоративной подсветки Благовещенской церкви в ночное время. Церковь является настоящей жемчужиной церковного зодчества Слобожанщины. Она находится в самом центре города. В настоящее время храм действующий. Земли Тростянца в 1676 и 1682 гг. даны были в поместье Ахтырскому полковнику Ивану Ивановичу Перекрестову, а Царской грамотой января 25 1685 г. отданы ему же в отчину, как награда за его верную службу Царям Алексею Михайловичу, Федору Алексеевичу и Царям братьям Иоанну и Петру. В 1696 году примежеваны к Тростянцу купленные полковником земли у боярских детей с. Люджи, у Радомлян и Бороменцев, где «пострен хутор Криничный, а «вольные черкасы пришли и населили 50 дворов». В 1704 г. Тростянец вместе с другими имениями отобран был у полковника Перекрестова в казну и ок. 1720 г. подарен был царскому духовнику о. протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому, уроженцу Тростенца. У княгини Софьи Алексеевны Голицыной, коей о. Тимофей был предком, поныне цела следующая записка Петра I к о. Тимофею: «пришли, не медля, ко мне своего свояка, если есть у него крайняя нужда меня видеть. Petrus». Эта записка нигде не издана. В числе изданных писем Царевича Алексея Петровича одно есть следующее: «Милостивейший Государь Батюшка! Сего дня под вечер приехал ко мне отец наш духовный Тимофей и просил меня, чтоб мне послать его письмо к тебе Государю с нарочным курьером тайно, не мешкав ни часу. А сказал, что письмо о самых нужных делах. И я то письмо послал к тебе Государю в сем пакете с нарочным курьером; а его письмо не подписано. Сын твой Алексей. Из Преображенского села, 24 д. в вечеру Письма Царевича, Одесса, 1849, стр. 22).

http://sobory.ru/article/?object=16289

В 1866 году в Архангельской церкви прошло отпевание Н.Н. Муравьёва-Карского, после чего его тело было перенесено в Задонск, где, по завещанию, было погребено у алтаря Владимирского храма Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. В 1930 году церковь была закрыта. Новая жизнь и церкви, и имения связана с именем Алексея Вадимовича Шкрапкина. Почти всё детство он провёл в Скорняково. Вот как он сам рассказывает: «Несколько мистическая история. Когда я был мальчиком, проезжал в старом пазике мимо этих мест, мне почему-то казалось, что я обязательно должен восстановить эту церковь. И когда у меня появились такие возможности, я подумал, что да, наверное, настало время». По последним данным, в сентябре 2010 года была закончена наружная реставрация церкви, теперь предстоят внутренние работы. Оригинал статьи на сайте Липландия Церковь Михаила Архангела в селе Скорнякове с приделом св. муч. Иоанна воина, каменная, с колокольнею, построена в 1812 г. помещиком графом Григорием Ивановичем Чернышевым. Село Скорняково находится в 35 верстах на север от г. Задонска. Первоначальное население этого села относится к концу XVII ст., в 1680 г. Это село называлось Архангельским, и в нем была церковь во имя Архангела Михаила, построенная помещиком Гр. Неф. Скорняковым-Писаревым. За заслуги, оказанные во время боярских смут в начале царствования Петра I, «что он, будучи в царском походе в селе Коломенском, в Саввине монастыре, в селе Воздвиженском и в Троице-Сергиевском монастыре, во время нашедшего в Их Императорских Величеств царствующем град Москве мятежа и нестроения, служил Им, великим князьям и царям Петру и Иоанну Алексеевичам верно за особые заслуги его и верную службу пожаловали, Мы, великие князья и цари, ему в роды и роды 178 четвертей – в Лебедянском уезде, в городском стану, пустошью – под Пружин. лесом, возле реки Дона, близ прежних его дач; да ему же дано еще 185 четвертей земли на Тростянском верху». К поместьям Гр. И. Скорнякова-Писарева принадлежали Лебедянское имение (ныне с. Задонское), села: Тростяное, Ивовое, Истобное, Студенец, Рогожня… и село Писарево-Скорняково. Последнее в 1730 г. перешло к дочери Б. Г. Скорнякова-Писарева Марии, вышедшей замуж за камер-юнкера Иосифа Ефимовского; в 1737 г. это село перешло к дочери Ефимовского Елисавете, вышедшей замуж за графа И. Г. Чернышева, затем к его сыну Григорию Ивановичу, а после него село Скорняково-Архангельское перешло к дочери его Александре Григорьевне, вышедшей замуж за генерала Н. Н. Муравьева-Карского.

http://sobory.ru/article/?object=10759

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010