Закрыть itemscope itemtype="" > Хоругвеносцы приняли участие в открытии памятника Иоанну Грозному в Орле 18.10.2016 470 Время на чтение 3 минуты 14 октября, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, братчики Союза Православных Хоругвеносцев приняли участие в открытии памятника первому Русскому Царю — Царю Иоанну I Васильевичу всея Руси (С восшествием на престол в 1740 году младенца-Императора Иоанна Антоновича, по отношению к русским Царям, носящим имя Иван (Иоанн), ввели цифровое указание. «Прадед Иоанна III Антоновича получил уточненный титул Царя Иоанна II Алексеевича всея Руси, а Царь Иван Васильевич Грозный получил уточненный титул Царь Иван I Васильевич всея Руси». Таким образом, первоначально Ивана Грозного именовали Иоанном Первым. Цифровая часть титула — IV — впервые была присвоена Ивану Грозному писателем Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского»), по указанию которого в 1566 году для охраны южных границ Русского государства была основана крепость Орел, сообщает пресс-служба СПХ. Памятник подарен городу Орлу Международным Фондом славянской письменности и культуры. Автор памятника известный российский скульптор Олег Иванович Молчанов. Прибыв в город Орел, хоругвеносцы поклонились святыням Богоявленского собора Орла, собор располагается на стрелке Оки и Орлика, в центре бывшей орловской крепости, на месте где Царь Иоанн Васильевич основал город (по распоряжению Государя Ивана Васильевича основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей), осмотрели центр города и посетили памятник уроженцу Орловской Области, великому русскому полководцу, покорителю Кавказа - Алексею Петровичу Ермолову, развернув возле памятника знамя «Православие или Смерть» и флаг Донского казачьего войска, после чего отправились на открытие памятника Царю Иоанну Васильевичу. В торжественной церемонии открытия памятника Первому Русскому Царю и основателю города Орла, приняли участие Губернатор Орловской области Вадим Владимирович Потомский, Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский, член Совета Федерации Владимир Круглый, депутат Государственной Думы РФ Николай Земцов, скульптор Олег Иванович Молчанов, генеральный директор Международного Фонда славянской письменности и культуры Александр Владимирович Бочкарев, схиархимандрит Илий, казачий атаман Валерий Васильевич Камшилов, схимонахиня Николая, православный предприниматель Василий Вадимович Бойко-Великий, писатель, председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов, заместители главы Союза Православных Хоругвеносцев Валерий Александрович Левченко и Игорь Игоревич Мирошниченко, члены Правительства области, руководство города, лидеры и члены общественных организаций, гости и жители Орловщины.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/ho...

Блаженная Мелания, Елецкая затворница, и ее сподвижницы (Память 11 июня). Девица Мелания родилась в 1759 году от бедных, но благочестивых и православных родителей. Это были – Елецкого уезда, подгородней Ланской слободы однодворцы – Памфил и Феодосия Пахомовы, которые, пожив добродетельно немного лет в честном супружестве, отошли ко Господу, оставив по себе наследника дому своего старшего сына. Перед кончиной своей вручили ему весь дом и своих малолетних дочерей – Меланию и Екатерину, завещав ему воспитывать их в страхе Божием, и самому, паче всего, стараться быть благочестивым христианином. Девица Мелания, еще прежде совершенных лет, почувствовала в себе влечение к иноческой жизни. Трудолюбивая, как пчела, молодая и красивая собою, она часто ходила в храм Божий и чаще всего на Каменную гору; там она слушала душеполезные беседы стариц, и, возвращаясь в дом, уговаривала брата отпустить ее на жительство в монастырь. Каменная гора находится при городе Ельце, в Орловской епархии. Предание говорит, что сначала здесь жили монахи, а в 1675-м году здесь был уже монастырь Курской иконы Божией Матери с малыми кельями для монахов. Но не было приличного приюта для стариц и монахинь, которые, за неимением обители, с болезнью сердца и воздыханиями скитались по домам благочестивых жителей Ельца, и для слушания богослужения приходили то в ту, то в другую приходскую церковь г. Ельца. Такое грустное положение благочестивых стариц, – между которыми в то время Иулита была уже игуменией, – обратило на себя сердобольное внимание первого епископа Воронежского и Елецкого, святителя и чудотворца Митрофана. Проникнутый отеческой заботливостью о своей пастве, святитель Христов писал о столь безотрадном положении Елецких монашествующих к царствовавшим тогда Иоанну и Петру Алексеевичам с сестрой их Софией; а в 1683 году – монахинь с игуменией Иулитой, не имевших монастыря, св. Митрофан поместил в монастырь Курской иконы Божией Матери, что на Каменной горе, а монахов из этого монастыря перевел в Елецкий Троицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Девятый день. Поуч. 4-е. Свят. Феодосий Черниговский. (Образец истинного пастыря, представляемый жизнью святителя). I. Между другими наставлениями, какие заповедал своему ученику-епископу ефесскому Тимофею святый апостол Павел, содержится и такое наставление: будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4, 12 ). Этот завет апостольский епископы, как предстоятели церквей, старались осуществлять в своей жизни. И воспоминаемый ныне великий святитель, архиепископ черниговский Феодосий, воплощал в себе образец истинного пастыря. II. а) Слово его было мудро, растворено благодатию. Он назидал своими речами своих пасомых при жизни; назидает всех нас и теперь. В своих видениях он нередко наставлял людей верующих на путь спасительной жизни: научал ходить в храмы Божии, говеть, исполнять уставы святой Церкви, слушать в храмах молебные и акафистные пения, молиться пред чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповедываться в своих согрешениях и приобщаться святого тела и крови Господней. Был святитель Феодосий правдив и говорил только слова правды. б) Подавал собою святитель Феодосий образец «в вере и в житии». Сильна и непоколебима была вера святителя в живого Господа Бога и в Его святой Промысл. Всею душею и сердцем святитель Феодосий был предан Господу и Его заповедям. Жил он так, как велит закон христианский. С юности святитель отличался смирением, терпением, воздержанием и трудолюбием. С раннего возраста он начал жизнь подвижническую, святую, – был инок в истинном смысле этого слова. Любя иночество сам, святитель Божий старался проводить иноческое житие и среди других: как игумен сперва Корсунской обители, потом Выдубецкой, а по переходе в Черниговъ – Елецкой обители, святитель Феодосий много заботился об устройстве в них жизни на строгих иноческих началах. Святая, подвижническая жизнь Феодосия Углицкого доставила ему великое уважение сначала со стороны киевлян, а потом и от жителей черниговской области. Ему давали важные поручения, например, отправляли в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с ходатайством об утверждении епископа луцкого Гедеона на кафедре митрополита киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА (7.12. 1718, Росток - 7.03.1746, Холмогоры), правительница Российской империи (9 нояб. 1740 - 25 нояб. 1741). Дочь герц. Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского и царевны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна V Алексеевича , в Крещении по протестант. обряду получила имя Елизавета Екатерина Христина. В России с 1722 г., с 1730 г. воспитывалась при дворе императрицы Анны Иоанновны , стремившейся оставить российский престол за потомками своего отца царя Иоанна V и воспрепятствовать приходу к власти потомков имп. Петра I . В 1733 г. Елизавета Екатерина Христина приняла Православие с именем Анна в честь императрицы. 3 июля 1739 г. в петербургском Казанском соборе еп. Вологодский Амвросий (Юшкевич) обвенчал А. Л. с принцем Брауншвейг-Беверн-Люнебургским Антоном Ульрихом, к-рый остался лютеранином. 12 авг. 1740 г. у А. Л. родился сын, названный в крещении Иоанном (см. Иоанн Антонович ) и объявленный имп. манифестом от 5 окт. 1740 г. наследником престола с титулом вел. князя; регентом при наследнике был назначен герц. Э. И. Бирон. 17 окт. 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна, 18 окт. был обнародован манифест, согласно к-рому российский престол наследовал Иоанн Антонович. 23 окт. в Исаакиевском соборе состоялась церемония приведения к присяге на верность новому императору, а по существу регенту Бирону. Правосл. жители С.-Петербурга, недовольные усилением инославного влияния, порой отказывались от присяги, поскольку «та присяга учинена благоверному государю князю Иоанну, а он родился не от христианской крови и не в правоверии» и «отец Его Высочества иноземец, и в церковь не ходит, и святым иконам не поклоняется». Правительница Анна Леопольдовна. Портрет. Неизвестный художник. Ок. 1740 г. (ГРМ) Правительница Анна Леопольдовна. Портрет. Неизвестный художник. Ок. 1740 г. (ГРМ) В ночь с 8 на 9 нояб. 1740 г. фельдмаршал Б. К. Миних с одобрения А. Л. арестовал и низложил Бирона.

http://pravenc.ru/text/115606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) - по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне ), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам : «А тому, государи, богомолию (А. м.- В. С.) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов. Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , А. А. Шахматов , В. В. Зверинский , В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в. В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г. число братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (празд. 15 февр.), чудотворный образ, прославившийся в XVII в. История Д. и. связана с основанием Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» (ГИМ. Син. 844. Копия; опубл.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186). В монастырской описи от февр. 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. В сер. XVII в. житель Тобольска казак Дмитрий Иванович Мокринский, пожалованный за службу дворянским званием, оставил жену и детей и ушел в Невьянский Богоявленский мон-рь Верхотурского у., где принял монашеский постриг с именем Далмат. За благочестивую жизнь братия пожелала сделать его игуменом, но Далмат, считая себя недостойным такой чести, взял икону Успения Пресв. Богородицы и удалился за р. Урал, где на левом берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, на Белом городище, в 1644 г. он ископал себе пещеру. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который решил прогнать незваного насельника. В сонном видении Илигею явилась Богоматерь в багряных одеждах и сверкающем венце, с хлыстиком в руке, и велела ему не нападать на Далмата, а отдать ему вотчину под строительство мон-ря. Весной 1646 г. земли были переданы Далмату, и к нему вскоре стали приходить люди, искавшие монашеского уединения. В сент. 1651 г. мон-рь был сожжен войском сибирского царевича Девлет-Гирея, невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы, а икона стала главной святыней мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168670.html

Местоположение монастыря Астраханский мужской заштатный Иоанно-Предтеченский монастырь находится на восточной стороне Астрахани, вне белого города, за рекою Кутумом. Он расположен на ровной долине, отделенной от города речкою; огражден со всех сторон каменными стенами и образует квадрат, каждая сторона которого имеет по 4б сажень. Основание монастыря и последующая судьба его Основание сей обители положено было при четвертом Астраханском Митрополите Савватии, главным образом на иждивение сего истинно благочестивого Иерарха и при помощи доброхотных дателей 1 . Первый храм в обители был, вероятно, деревянный. В 1688 году в октябре месяце строитель новой обители старец с братиею просили Митрополита Савватия о дозволении выстроить каменную церковь во имя Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, по имени Коего и монастырь наименован Иоанно-Предтеченским. Восемь лет продолжалось строение каменной церкви, которая освящена была уже при Митрополите Сампсоне в 1697 г. октября 19 числа 2 .  Едва основанная обитель Предтеченская вскоре получила историческое значение. Здесь в 1705 году некоторое время скрывался от взбунтовавшихся стрельцов Преосвященный Митрополит Сампсон. Около сей обители, по совету и благословению сего доблестного Архипастыря, собралось и утвердилось верное Царю войско, оттеснило мятежников в белый город и тем положило прочное начало к усмирению мятежа 3 . В 1723 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был обращен в лазарет. В нем не осталось ни одного монаха, так что и требы в лазарете совершал белый священник, к которому присылали на помощь двух иеромонахов из Спасского монастыря. Потом, в замене иеромонахов, придан был другой 6е-лый священник. Но в 1727 г. Апреля 13-го, вследствие представления Преосвященного Варлаама, опять была восстановлена Иоанно-Предтеченская обитель. При своем основании обитель Иоанно-Предтеченская не имела никакой недвижимой собственности, а содержалась единственно временными доходами от доброхотных дателей. Посему первый же строитель обители сей старец Александр с 6ратиею били челом Великим Государями Царям и Великим Князьям Иоанну и Петру Алексеевичам и Великой Государыне Софии Алексеевне о назначении им жалованья для пропитания и поддержания монастырских зданий, «кормятся де они» (писали о себе строитель с братией) «Христовым именем, а Великих Государей жалованьем, противу иных Астраханских монастырей, ничем не пожалованы, нуждны и бедны» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Никольская. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Чтобы увидеть Покровскую церковь при слободе Никольской, нужно было, оставив позади слободу, вброд, по песчаному дну, преодолеть быструю Калитву. Покровская церковь – посреди поля, на удалении от реки и от высоких, в серых пятнах глины и мела, холмов с цепочками рощ поверху. Как она выразительна! Куб основного здания и, воедино с ним, небольшая, коренастая, плотная колокольня в «шатровом стиле» Древней Руси. Вокруг – травы… Кому пришло в голову её здесь установить? Меланье Степановне, жене генерал-майора Степана Степановича Кутейникова, участника Отечественной войны, заграничных походов 1813–1814 годов, русско-турецкой войны (1828–1829): он получил земли по правобережью Калитвы в наследство от отца, тоже генерал-майора. Дочь атамана Степана Ефремова, властная помещица, Меланья Степановна Кутейникова в январе 1848 года обратилась с прошением к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Иоанну о постройке этой церкви. Первый камень заложили через пять лет. 31 декабря 1855 года храм освятили в честь Покрова Божией Матери. Чуть позже церковный двор опоясала каменная ограда, а тридцать лет спустя заработала церковно-приходская школа. В начале ХХ столетия о Покровской церкви писали, что она хоть и тесна, но «крепка во всех своих частях, кроме колокольни над папертью», где обнаружилась трещина. Колокольню перестроили, иначе она не достояла бы до наших дней. Судьба этой церкви повторяет судьбы множества других церквей… В конце тридцатых годов её закрыли, а кресты стянуть не сумели – они лишь наклонились к северу. В 1944-м году снова открыли, и до 62-го она была единственной действующей в Миллеровском районе. Потом здание присвоил совхоз «Курский», хранивший в нём зерно и сено. В 1981 году оно осталось без хозяина, стояло два десятилетия полузабытое, в окружении высоких трав и вечной тишины… Но Покровская церковь не всегда стояла в одиночестве. Поблизости находился кутейниковский барский дом из пилёного мела (о барской усадьбе до сегодняшнего дня напоминают остатки подвала, ограды и рва); да ещё до рождения церкви на правом берегу существовал посёлок Свиновской, позже переименованный в слободу Покровскую. Но куда пропала Покровская? Краевед Никольской слободы Виктор Алексеевич Ващенко мне объяснил так: жители стали покидать Покровскую ещё со времён Столыпинской реформы, потом – нэп, коллективизация, разнарядка на Атоммаш…

http://sobory.ru/article/?object=49020

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Николай Клюев Клюев Николай Алексеевич (1884–1937) – поэт, прозаик. В его судьбе решающую роль сыграл не только Александр Блок, но и Иона Брихничёв, с которым в конце 1910 года Клюева познакомил Блок как с одним из лидеров «голгофских христиан». К тому времени Синод уже лишил его сана, что лишь прибавило ему популярности. Первые поэтические книги Клюева вышли благодаря Брихничёву. А первые стихотворные сборники самого Ионы Брихничёва рецензировал Клюев. Именно Брихничёв стал представлять Клюева как пророка, равного Христу и Иоанну Дамаскину . Вскоре их пути разошлись. Уже после разрыва он обращался к Клюеву: Мой Псалмопевец, мой Давид – И змию и орлу подобный… С душою ангельски незлобной И с сердцем темным, как Аид… Я верю, верю в Светлый Май… Исполним вящее Закона… Ты снова скажешь: брат Иона! И я воскликну: Николай! «Брату Ионе» не удалось сделать Клюева рупором своих сектантских идей, но влияние «голгофцев» не прошло безследно. С Ионой Брихничёвым они еще не раз встретятся после революции, но уже заочно, как авторы революционных гимнов и одних из первых стихов о Ленине. Оба вступят в РКП(б). Но Брихничёв на этом не остановится. В 20е годы он станет одним из создателей и руководителей Союза воинственных безбожников. И самая погромная брошюра 1923 года о патриархе Тихоне с обвинениями его в «контрреволюции» и «черносотенстве» тоже принадлежит бывшему «голгофцу» Брихничёву, начинавшему свой поэтический путь в Тифлисской семинарии вместе с Иосифом Джугашвили. В жизни Клюева были два коротких революционных периода – эсеровский и большевицкий. Весной 1917 года на революционных митингах часто выступали два поэта-эсера – Николай Клюев и Сергей Есенин. Стихотворное послание 1918 года Дмитрия Семёновского «Николай Клюев» начинается строками: «На божнице – сапоги и вакса,//На печи приятней, чем в раю,//Не люблю я, знаете ли, Маркса,//Хоть уж год в эсерах состою». А заканчивается : «Что-то мне не нравится слобода!//Всюду в вирши Спаса я сую,//Несмотря на то, что больше года//В партии эсеров состою».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

С. Девятова Скачать epub pdf Инок Владимир (Алексеев) (1878 –1927) Инок Владимир (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) родился в Петербурге 16/29 апреля 1878 года, а отошел в вечность 26 января (ст. ст.) 1927 года, 49-ти лет от роду. В храме на Шуваловском кладбище и в храме при Богословском кладбище на большой Спасской улице на панихиде об иноке Владимире бывает много народу. Он был сыном петербургского купца, в юношестве учился в Санкт-Петербурге, в гимназии. Состоятельные родители давали сыну деньги на личные расходы, мальчик, часто приходил в Казанский собор, покупал крестики, иконки и все раздавал бедным вместе с продуктами. В возрасте около 20 лет юноша Владимир ушел странствовать по святым местам. После смерти родителей, он отправился к  отцу Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному), который благословил его на иноческую жизнь в Никифоровской пустыни. Он был пострижен в монашеский чин с тем же именем Владимир. Инок Владимир и после пострига продолжал путешествовать по России. За 20 лет он обошел 36 губерний и не раз – палестинские Святые места. С раннего отрочества, отрекшийся от мирских удовольствий и удобств жизни, инок Владимир за свою простоту, кротость и строгую жизнь удостоился благодатных духовных даров. Он терпеливо переносил поношения, ни на что и ни на кого не жаловался. Не смотря на то, что инок  принял подвиг юродства, у него появилось много почитателей и учеников. По его молитвам люди получали помощь и исцеление... Незадолго до его перехода в вечные селения, он предсказал, что будут хоронить его дважды. И действительно так случилось: первоначально был он похоронен на Преображенском кладбище, где тело его пребывало с 1927-го по 1945 гг. В 1945 году кладбищенская администрация объявила, что Преображенское кладбище предназначается к застройке и что схороненных здесь родственников и знакомых можно по желанию перенести в другое место. Друзья, знакомые, почитатели собрали необходимые средства и перевезли мощи блаженного старца на другой конец города – на Богословское кладбище. Летом 2000 года блаженного инока Владимира, по благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, были перенесены из Санкт-Петербурга в Важеозерский монастырь. Могила старца находится у Преображенского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010