Неоднократно Иоанно-Предтеченский Храм посещал царь-реформатор Пётр I. В один из своих приездов, царь читал в Храме за Литургией Апостол. В конце 1722 г. приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла. Антиминс для него был освящён астраханским епископом Платоном в 1799 г. А антиминс на престоле алтарного придела во имя Корсунской иконы Божией Матери (сейчас здесь иконная лавка) был освящён астраханским епископом Никифором ещё в 1689 г. В царствование Екатерины II Иоанно-Предтеченский женский монастырь упраздняется, и Иоанно-Предтеченская церковь становится приходской церковью. Окончательно монастырь был закрыт в 1755 г. Часть монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, часть пожилых доживает свои последние дни здесь, при Храме. Советская власть резко изменила историю Иоанно-Предтеченского храма. Его богослужебная утварь в 1922 г. попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола и сами иконы, и все имущество вплоть до кованой ограды. 27 февраля 1932 г. было решено закрыть церковь по иезуитской причине — опасности оползней. Договор аренды был расторгнут, а 3 апреля 1932 г.горсовет решил пустить церковь на слом… Во время Сталинградской битвы в 1942 г. немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший наше контрнаступление на этом участке. Внутреннее убранство Первым шагом по воссозданию Иоанно-Предтеченского Храма на Центральной набережной г.Волгограда стали 10 сентября 1995 г. закладка и освещение места под строительство храма и открытие близко к месторасположению Храма, деревянной часовни во имя Иверской иконы Божией Матери (освящение часовни состоялось на Пасху 1996 г.). Единого священника,окормлявшего воссозданный таким образом Иоанно-Предтеченский приход, не было. Высокопреосвященный Герман, Архиепископ Волгоградский и Камышинский, оставил за собой управление приходом, став его настоятелем. Часовня была закреплена за братией Волгоградского Свято-Духова мужского монастыря и в течение полутора лет все Богослужения совершались в часовне братией Свято-Духова монастыря. Литургии совершались по праздникам и воскресным дням.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_И...

товарища Синодального Обер-Прокурора, от 19 мая сего года за 2410, о том, что со стороны Министерства Внутренних Дел не встречается препятствий к учреждению женской общины при Красносельской Иоанно-Предтеченской, близ города Соликамска, церкви, на средства купцов Рязанцевых с наименованием сей общины Иоанно Предтеченскою, и 2) справку, по коей оказалось следующее: Соликамские купцы Василий и Иван Рязанцевы, в поданном Пермскому епархиальному начальству прошении, объяснили, что покойный их родитель, Соликамский купец Александр Рязанцев, еще при жизни своей, имел желание устроить женскую общину, вблизи города Соликамска, при безприходной приписной к Соликамскому Свято-Троицкому собору, Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви. Обновив и украсив означенный храм, родитель их пожелал, чтобы при этом храме был особый самостоятельный причт, и на содержание его внес капитал в 10400 руб., а на отведенной от города усадебной земле устроил приличное помещение для причта, который и состоит при Красносельской церкви с 1887 года. Вполне сочувствуя благому желанию своего родителя, они, Рязанцевы, изъявляют желание в память их отца основать при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви женскую общину для благочестивых вдов и девиц, желающих посвятить себя на служение Богу, и для этого обязываются: 1) на отведенной от граждан города Соликамска земле, в количестве 3 десят. 1160 саж., построить помещение для 20 – 25 сестер, с необходимыми надворными строениями; 2) на содержание общины внести 10000 р., с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты поступали ежегодно на содержание общины и проживающих в ней сестер; 3) если сестры общины пожелают заниматься хлебопашеством, то они Рязанцевы, изъявляют готовность взять в аренду на 24 года от 10 до 15 десят. Близ лежащей земли от крестьян Поповского сельского общества, на что крестьяне означенного общества изъявляют свое полное согласие. Община должна состоять при Красносельской церкви и именоваться Иоанно-Предтеченскою и причт ея должен исполнять все духовные требы для общины, без обязательного вознаграждения, взамен чего сестры общины обязываются наблюдать за полною чистотою в храме, за целостию ризницы и приготовлять просфоры.

http://sobory.ru/article/?object=16250

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска игумена Климента (Родайкина) с возведением в сан архимандрита. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об освобождении игумена Андроника (Могилатова) от обязанностей наместника Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни города Сарова и о назначении на эту должность архимандрита Кирилла (Покровского). ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха о преобразовании Иоанно-Предтеченского прихода в бывшем Красном селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь и о назначении на должность настоятельницы монахини Варвары (Сухининой) с освобождением последней от должности настоятельницы Обвинского Свято-Успенского женского монастыря, а также о преобразовании Обвинского Свято-Успенского женского монастыря Пермской епархии в монастырское подворье со статусом приписного к Соликамскому Красносельскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха о благословении на преобразование Пророко-Ильинской женской пустыни Пермской епархии в монастырское подворье со статусом приписного к Кунгурскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю и об освобождении монахини Веры (Редкиной) от должности старшей сестры данной пустыни. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха об освобождении монахини Руфины (Сидоровой) от должности настоятельницы Бахаревского Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря в городе Перми и о назначении ее на должность настоятельницы Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, а также о назначении на должность настоятельницы Бахаревского Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря в городе Перми монахини Софии (Забурдаевой). ПОСТАНОВИЛИ:

http://pravmir.ru/opublikovany-zhurnaly-...

Подробнее... Свято-Троицкий Соликамский мужской монастырь [ править править код ] Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь под именем Вознесенского возник около 1589-1591 гг. Основали его посадские люди и уездные крестьяне. Первыми основателями могут считаться Василий Анофриев и Прокопий Моисеев. С 1619 г. в Вознесенском монастыре установлено игуменство. В 1698-1704 гг. деревянная Воздвиженская церковь была заменена на каменную. В 1731-1734 гг. выстроен надвратный храм во имя при. Михаила Малеина с колокольней и с верхним приделом свв. апп. Петра и Павла. В 1764 г. монастырь выведен за штат как маловотчинный. В 1775 г. в него переведен Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, который в 1793 г. был переведен в г. Пермь. В 1795 г. в г. Соликамск переведен Троицкий монастырь из с. Истобенского Вятской губернии. С этого времени Вознесенская церковь была переименована в Троицкую с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Надвратная церковь переименована в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с верхним приделом во имя Вознесения Христа. Адрес: Россия, Пермский край, Соликамск, ул. Демьяна Бедного, 25 Телефон: +7 (34253) 76131 ; +7 (909) 1128122 (наместник обители игумен Иннокентий (Деньщиков)) Подробнее... Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь [ править править код ] Женский монастырь изначально основан как община при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви. В 1894 получает статус монастыря. В 1921 монастырь закрыт, монахини выселены. В 1989 году на Красном открыт приход. В 2009 решением Св. Синода приход преобразован в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Адрес : Россия, Пермский край, Соликамск, Привокзальная улица, 35 Телефон: +7 (34253) 79800 Подробнее... Усольский Спасо-Преображенский женский монастырь [ править править код ] Спасо-Преображенский женский монастырь находится на территории уникального историко-архитектурного ансамбля, расположенного в городе Усолье. История города тесно связана с историей дома крупнейших землевладельцев, предпринимателей и соляных магнатов России, а в последствии знаменитых меценатов, Строгановых. Возник монастырь по инициативе главы Администрации г. Усолья Шехматова Г. П. с благословения архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия в 2000 году. Разместился монастырь в Доме конторы сользаводов. Насельницы монастыря взялись за восстановление полуразрушенной Никольской церкви. Благословившись, отслужили молебен Святителю Николаю в храме без окон и дверей и начали трудиться. Милостью Божьей Пасха Христова 2001 года к величайшей радости насельниц монастыря и жителей округи была встречена в Никольском храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Пермский_край_...

Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь. Подворье Успенского Зилантова монастыря (город Казань) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1551. Ссылки:   Адрес: Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Троицкая, дд. 1, 2, 3 Координаты: 55.7703, 48.6592 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова повернуть направо на улицу Троицкая, идти мимо Конного двора около 400 метров. Монастырь будет справа. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание Добавить фотографии Автор: Сергей и Маша Поповы Снято: 20 августа 2008 Добавлено: 29 августа 2008 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1551 году. С 14 августа 2004 года образовано женское Иоанно-Предтеческое подворье Свияжского Успенского мужского монастыря. Службы совершаются ежедневно, в полном объеме. Ведутся работы по благоустройству и озеленению территории.

http://sobory.ru/article/?object=07032

Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Ивановский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1415. Первое упоминание в летописях 1415г.. Архитектор: М.Д. Быковский Ссылки:   Адрес: 109028, Россия, город Москва, Малый Ивановский переулок, дом 2. Координаты: 55.754969, 37.640457 Проезд:От станции метро " Китай-город " (выход к улице Солянке) пешком по Солянскому проезду и улице Забелина. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году. Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Леушино (акватория Рыбинского водохранилища). Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1875. Год утраты:1941 (Затоплен в 1941-1947 гг., остатки позднее разрушены ледоходами) Адрес: Россия, Вологодская область, Череповецкий район, акватория Рыбинского водохранилища Координаты: 58.779672, 38.082988 Проезд:От Череповца, Рыбинска или Пошехонья авт. до Мяксы, далее на лодке на юго-запад 13 км.(В Мяксе на берегу Рыбинского водохранилища стоит поклонный крест о затопленном монастыре) Изменить описание Добавить фотографии Вид Леушинского монастыря с юга. Из книги: Игумения Таисия Леушинская. Келейные записки. Автобиография. Издательство " Леушинское подворье " , СПб, 2004, с. 183. Слева женская учительская школа, справа настоятельский корпус с церковью Спаса Нерукотворного, за ним видны купола собора Похвалы Божией Матери Сергей Прохоров ?? Фотография 1950-х гг. С открытки, купленной на петербургском Леушинском подворье в 2006 г. Оригинал фотографии хранился в архиве Дарвинского Государственного заповедника, а затем был передан в храм св. Иоанна Богослова Леушинского подворья. Сергей Прохоров ?? Вид с севера. С открытки, купленной на петербургском Леушинском подворье в 2006 г. На переднем плане Троицкий собор и колокольня с трапезной, богадельней и надвратной церковью (на крыше видна ее маленькая главка). На заднем плане купола собора Похвалы Божией Матери Сергей Прохоров ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь располагался в пойме реки Шексны, ниже Череповца, у деревни Леушино, в углу Новгородской губернии, на стыке с тремя соседними губерниями - Вологодской, Ярославской и Тверской. Теперь эта местность затоплена Рыбинским водохранилищем. В наше время ближе всего к затопленному Леушину село Мякса, Вологодской области на берегу Рыбинского водохранилища. http://sobory.ru/state/?location=4954 В конце XIX - начале XX века Леушинский монастырь был одним из самых больших и самых почитаемых женских монастырей России, наряду с женскими монастырями в Дивеево и Шамордино. В 1847 г. имение купили помещики Каргопольцевы - инженер-подпоручик Николай Николаевич Каргопольцев с семьей и его мать - Глафира Васильевна Каргопольцева. По желанию матери, стараниями их обоих (мать собирала средства, а сын организовывал строительство) удалось построить в Леушине храм. Строительство деревянной церкви св. Иоанна Предтечи началось в 1860 г., а в 1862 г. она была освящена.

http://sobory.ru/article/?object=35039

Впрочем, большая часть денег ушла на росписи стен, которых ранее в летнем храме не было. По свидетельству современников, церковь по окончании ремонта не уступала по благоустройству лучшим храмам Соликамска. После реставрации и щедрых пожертвований Иоанно-Предтеченскому храму в 1887 году вернули самостоятельность и отдельный штат. Новый этап истории храма начался на исходе XIX века, когда при нём учредили женский монастырь. Создание обители было заветной мечтой главного жертвователя храма купца Александра Рязанцева, но осуществилась она лишь после его смерти. Были выстроены помещения для двух десятков сестёр на специально выделенной для этого земле. В начале ХХ века монастырь обзавелся собственным подворьем, в качестве какового выступил небольшой Ильинский храм в соседнем хуторе. Действовала небольшая больница при обители только для заболевших насельниц монастыря. 31 января 1918 года в Соликамске была провозглашена советская власть. Иоанно-Предтеченский монастырь безбожная власть ликвидировала уже в 1921 году, а инокинь, число которых превышало шесть десятков, разогнали. Храм превратили в детский дом и провели " ремонт " - уничтожили иконостас, замазали росписи, разделили пространство перегородками на отдельные спальни. Впрочем, в этом статусе здание пребывало недолго: уже в 1930 году в нём разместился клуб местного отделения ОГПУ. В годы войны в храме располагался химический завод, ещё позже - ватная фабрика; в советскую эпоху Красное село официально вошло в состав Соликамска. В 1930-е годы предполагалось разобрать колокольню Иоанно-Предтеченской церкви, на сей счёт даже было принято решение, но по неизвестным причинам его не исполнили. Любопытно, что для Соликамска это не было единичным случаем - несмотря на повсеместные закрытия и грозные постановления, храмы, за редким исключением, более или менее благополучно сохранились до наших дней. В конце 1980-х годов началось их возвращение верующим. Иоанно-Предтеченская церковь относится к распространённому на Русском Севере, Урале и в Сибири типу храма- " корабля " , однако отличается " удвоенностью " пропорций.

http://sobory.ru/article/?object=02978

Леушино (акватория Рыбинского водохранилища). Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь. Церковь Иоанна Богослова в скиту " Крестик " . Пустынька, Крестик /// Объект утрачен Добавить фотографии Слева старая часть здания, справа пристроенная к нему церковь. Первая треть XX в. Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв. II-1270 (ошибочная аннотация «Общий вид трапезной»; с сайта goskatalog.ru; изображение обработано) Сергей Прохоров ?? Добавить статью Скит находился в одной версте к югу от монастыря. Он был основан на месте остановки св. Иоанна Кронштадтского во время прогулки летом 1892 года. Сначала оно было отмечено крестиком (отсюда – одно из названий скита). В 1892 - 1893 гг. была построена деревянная келья с часовней, а в 1898 – 1899 гг. к келье была пристроена церковь Иоанна Богослова. Со временем появились другие строения и садик: " [...] место, огражденное здесь деревянным забором (скиток " Пустынька " ), представляет собою ровный квадрат, посредине которого расположен одноэтажный деревянный дом, на восточной половине коего - храм во имя святого Апостола Иоанна Богослова. С этой стороны от ограды до храма - кельи сестер, а по ту сторону церковного домика - садик с аллеями, где и любил всегда прохаживаться отец Иоанн, совершая свои тайные молитвы. " Игумения Таисия (Солопова). Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. В кн.: Игумения Таисия (Солопова). Автобиографические записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. М., " Отчий дом " , 2006, с. 237, 260-264 Иоанно-Богословский скит (в просторечии называемый «Крестик») располагался в 1,5 км к юго-востоку от обители. Основан на месте, где в 1892 году св. прав. Иоанн Кронштадтский в неурочное место нашел кустик спелой земляники. Это место первоначально было отмечено крестом, почему скит и получил название «Крестик». В 1893 г. игумения Таисия устроила на этом месте небольшую часовню и келью. В 1899 году в часовне устроили алтарь. Освящение Иоанно-Богословского храма совершил св. прав. Иоанн Кронштадтский в июле 1899 г. Место это любили св. Иоанн и игумения Таисия, нередко удалявшиеся туда для молитвенного уединения. Пользовался он большим почитанием и у верующих. Один из паломников даже указал, что со временем он превратится в большой монастырь. Все постройки скита были деревянные за исключением отдельно стоящей каменной колокольни, устроенной в 1910 г. 8 мая (на престольный праздник) совершался ежегодный крестных ход вокруг скитской ограды

http://sobory.ru/article/?object=35044

Истории монашества посвящен новый раздел сайта Иоанно-Предтеченского монастыря 6 июля 2016 г. 10:03 Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов недавно сказал об Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре , что женская обитель на Китай-городе постепенно становится своеобразным научным центром. В начале нынешнего года здесь состоялась масштабная научно-практическая конференция к 600-летию святыни «Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь: история обители от возникновения до наших дней». В июне прошел выпуск курсов дополнительного образования для насельниц женских обителей. К  достижениям монастыря в этой области  можно отнести и то, что на его официальном сайте появился раздел, посвященный истории монашества. Об этом проекте рассказывают монахиня Анувия (Виноградова), куратор по образованию в ставропигильных женских монастырях, и преподаватель курса западного монашества Александр Ткаченко, заведующий редакцией Литургики Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» , член Синодальной библейско-богословской комиссии . Совместная идея монашествующих и ученых — Мать Анувия, скажите, пожалуйста, кто стал инициатором раздела, посвященного истории монашества? Монахиня Анувия (Виноградова): Инициатива одновременно исходила от нас и от преподавателей столичных православных и светских вузов, которые на протяжении четырех лет читали лекции на наших курсах, принимали зачеты у сестер Иоанно-Предтеченского монастыря и других монастырей, занимавшихся вместе с нами. В какой-то момент подумалось: коль удалось нам собрать в стенах обители ведущих специалистов в своей области, хорошо бы с их лекциями и исследованиями ознакомить более широкий круг людей. В первую очередь — монашествующих из других обителей, интересующихся историей западного и восточного монашества разных веков. А как это сделать? Решили предоставить площадку на своем сайте, о чем более подробно может рассказать один из ответственных за наполнение нового раздела — Александр Анатольевич Ткаченко.

http://patriarchia.ru/db/text/4554146.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010