15 февр. 1695 г. в Дубно состоялся Собор православного духовенства и шляхты Луцкой епархии, на котором епископом Луцким и Острожским был избран Жабокрицкий. Инициаторами избрания стали влиятельные деятели братского движения: глава луцкого Крестовоздвиженского братства А. Пузына, его заместитель П. Вышгерд-Заблоцкий (в монашестве Пахомий, впоследствии униат, настоятель Почаевского мон-ря), глава кременецкого Богоявленского братства С. Копыстенский. Недостаточная их осведомленность в канонах привела к тому, что епископом был избран человек, женатый 2-м браком на вдове и потому не имевший права принять священный сан. В ответ на действия Луцкого братства И. с войском 18 мая 1695 г. прибыл в Луцк, где разорил Братский мон-рь и кафедральный собор, затем вывез во Львов имущество Луцкой кафедры. И. попытался провести переговоры с Жабокрицким. 1 июля 1695 г. с последним встретился в Луцке игум. львовского Иоанно-Богословского монастыря Венедикт (Ступницкий), предложивший от имени И., чтобы хиротония Жабокрицкого на Луцкую кафедру при условии внесения им установленной платы и гиберны состоялась по благословению И. Жабокрицкий отказался и 6 сент. 1695 г. выхлопотал привилей короля, по к-рому Гощанский Михайловский и Подгорецкий Благовещенский (совр. с. Подгорцы, Львовская обл.) мон-ри перешли из-под власти И. в его распоряжение, несмотря на протесты Львовского епископа. 12 мая 1696 г. король выдал Жабокрицкому привилей на Луцкую кафедру, и с тех пор последний фактически управлял Луцко-Острожской епархией. В сент. 1696 г. он был тайно пострижен в монашество, затем также тайно рукоположен во иерея. И. отказался признавать Дионисия в качестве епископа-номинанта и распространял на Волыни листовки о его двоеженстве и безнравственности. Луцкое и Кременецкое братства обвиняли И. в клевете. 21 июля 1696 г., после смерти кор. Яна Собеского (17 июня 1696), И. отправил письма белгородскому воеводе кн. Б. Р. Шереметеву и Киевскому и Галицкому митр. Варлааму (Ясинскому), вошедшие в «Летопись Самуила Величко» (гл. 37). В обоих посланиях повторяется фраза: «Умер король, умерла и уния» (имеется в виду принятие И. унии по настоянию Яна Собеского), И. подчеркивал свою верность православной Церкви. В послании к митр. Варлааму (Ясинскому) И., жалуясь на Дионисия (Жабокрицкого), писал, что «отец Жабокрицкий угнетает духовенство моей Луцкой администрации, за что его нужно предать проклятию». Оба письма И. подписал не только как епископ Львовско-Галицко-Каменецкий, но и как «администратор митрополии Сучавской и епископии Луцкой». Несмотря на заявления в письмах о приверженности Православию, в 1697 г. И. внес в гродские книги Львова и Луцка запись своей присяги 1681 г. на верность Риму.

http://pravenc.ru/text/578563.html

В 1922 г., в самое трудное для канонической Церкви время, в обновленчество перешли почти все храмы Казани и до половины сельских церквей. После освобождения из-под ареста в июле 1923 г. Патриарха Тихона позиции обновленцев были подорваны. Указом Патриарха от 3 окт. 1923 г. епископом Спасским, викарием Казанской епархии, был назначен бывш. Чебоксарский еп. Афанасий (Малинин), ставший фактически главой епархии в отсутствие архиеп. Иоасафа (Удалова), к тому времени выдворенного из Казани властями. В 1924-1926 гг. обновленческое движение в епархии пошло на спад. По данным обновленческой печати, которые, по всей видимости, являются завышенными, к нач. 1924 г. Казанская обновленческая епархия насчитывала 320 приходов, 350 священников и 50 диаконов, к нач. 1928 г.- 126 приходов и 168 клириков (Вестник Священного синода православной Российской церкви. 1925. 1. С. 15; 1928. 2. С. 8). В 1923-1924 гг. в каноническую Церковь вернулись все самые активные деятели обновленчества, в т. ч. викарный обновленческий еп. (с 1923) Герман (Кокель) , управлявший в 1922-1924 гг. раскольническими приходами в Буинском и Бугульминском кантонах, к-рые вместе с последним вернулись в церковную ограду. В 1924 г. Патриарх Тихон возглавил хиротонию Германа во епископа Ибресинского, вик. Симбирской епархии. К кон. 20-х гг. на территории совр. Татарстана обновленцы имели не более 100 приходов, обновленческие «архиереи» и «священники» бедствовали; как отмечала раскольническая печать, главной проблемой было «безденежье приходов», т. к. верующие не посещали обновленческие храмы. Теряя влияние на паству, раскольники искали опору в гражданской власти. К лету 1925 г. обновленцам были переданы кафедральные соборы Казанской епархии: Петропавловский в Казани и Николаевский в Чистополе. По указанию местного управления НКВД из мон-рей, отказавшихся перейти в обновленчество, раскольникам отдали чудотворные списки Смоленской (из Седмиезерной пуст.) и Грузинской (из Раифской пуст.) икон Божией Матери (Правосл. церк. вестник. 1925. 4. С. 14). Также обновленцы получили чудотворный список Нерукотворного образа Спасителя из Казанского кремля. В мае 1925 г. власти передали обновленцам казанский Феодоровский жен. мон-рь, настоятельница к-рого Е. И. Асьянова присоединилась к расколу и устроила обитель как «трудовую общину». По просьбе обновленцев в янв. 1926 г. власти изгнали из казанского Иоанно-Предтеченского мон-ря служившего там Мамадышского еп. Андроника (Богословского). У раскольников также изымались храмы: в 1926 г. был закрыт Петропавловский собор, общине позволили перенести оттуда мощи свт. Гурия в казанскую Пятницкую ц. При этом обновленцам разрешили совершить крестный ход.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

1632-1648 годы характеризовались упадком униатской кафедры. Униаты потеряли множество приходов в Луцком повете. Осенью 1635 г. они вынуждены были уступить православным храмы Луцка. Не способствовал укреплению униатов и затяжной конфликт между Владимирским еп. И. Мокосием-Баковецким и жидичинским архим. Пахомием Война-Оранским. В условиях восстановления правосл. епархии униаты воспользовались поддержкой патронов-католиков. Осенью 1636 г. кнг. Анна Алоиза Ходкевич (урожд. Острожская) перевела в униатство подданных своих имений в Луцком у.- ок. 38 тыс. чел. После смерти в окт. 1637 г. униат. Луцкого еп. И. Почаповского униат. Владимирский еп. И. Мокосий-Баковецкий прибыл в Луцк и, несмотря на протесты местного клироса, вывез из кафедрального собора архив и ценности. В этих обстоятельствах православные взяли под свою опеку имения Л. е. Потери униатов были огромными. 30 окт. 1637 г. кор. Владислав IV издал универсал, к-рым передал духовенство и мирян униат. Л. е. под власть Владимирского униат. еп. Мокосия-Баковецкого. 14 дек. король передал Жидичинскую архимандритию униат. митрополиту, в 1637-1640 гг. Жидичинский мон-рь являлся одной из резиденций митр. Рафаила Корсака. 7 нояб. 1637 г. Мокосий-Баковецкий был введен митр. Рафаилом Корсаком в управление Луцкой кафедрой. Однако кафедральный клирос подчинился правосл. еп. Афанасию (Пузыне) и передал ему кафедральный собор. Пользуясь поддержкой местной знати, униаты оказали сопротивление, только 14 июля 1638 г. митр. Петр (Могила) добился окончательной передачи Иоанно-Богословского храма православным. Управление униат. приходами нек-рое время осуществлял администратор униат. Л. е., настоятель Жидичинского мон-ря Никифор Лосовский. Основными центрами унии оставались города Острог и Дубно. Накануне восстания под рук. Хмельницкого в Волынском воеводстве насчитывался 101 униат. храм. Восстание Хмельницкого, выдвигавшее среди проч. антиуниат. лозунги, подорвало позиции унии в регионе. О деятельности униат. епископов на Волыни в сер. - 2-й пол. XVII в. свидетельств нет.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

В 90-х гг. открытие приходских В. ш. шло быстрыми темпами и во многом стихийно. Основная забота по организации школ легла на духовенство, представители к-рого в большинстве своем не имели специальных педагогических знаний. В нач. 90-х гг. работой по оказанию помощи преподавателям В. ш. занимался прот. Глеб Каледа , проводивший соответствующие учебные семинары. 31 янв. 1991 г. Свящ. Синод одобрил «Рекомендации по организации учебного процесса в воскресных школах» (ЖМП. 1991. 8. С. 51-54). В 1992 г. Отдел религ. образования и катехизации издал сборник программ для В. ш. «Закон и Заповеди Божии» (М., 1992; впосл. вышли в свет еще неск. сборников программ), в 2003 г. отдел провел пастырский семинар «Проблемы воскресных школ», на к-ром главное внимание было уделено путям решения кадрового вопроса. В наст. время В. ш.- наиболее массовое явление в сфере образовательной деятельности РПЦ. В 1994 г. существовало более 1200 В. ш., в к-рых обучалось 58 тыс. детей и более 4 тыс. взрослых. В 2000 г. число школ превысило 2600, среди учащихся насчитывалось более 80 тыс. детей и 30 тыс. взрослых. В 2004 г. действовало ок. 5 тыс. В. ш. Основная программа обучения в совр. В. ш. включает Закон Божий, Свящ. историю, историю Церкви, церковнослав. язык. В нек-рых школах действует долгосрочная программа обучения (в частности, в школе при московском храме Богоявления в Китай-городе программа рассчитана на 7 лет). Занятия могут проводиться не только по воскресеньям, но и в др. дни. Ведется дополнительная работа: учащиеся посещают богослужения, совершают паломнические поездки, принимают участие в жизни прихода. В ряде школ создаются творческие кружки. В. ш. при художественно-производственном предприятии РПЦ «Софрино» (Московская обл.) готовит иконописцев. На базе В. ш. существуют также спортивные и военно-патриотические орг-ции: при школе Иоанно-Богословского мон-ря в с. Пощупове (Рязанская епархия) создана орг-ция «Православные витязи». В школе помимо основных предметов преподаются военная история России, строевая подготовка, автомобильное дело, рукопашный бой и т. д. В ряде школ предусмотрен летний отдых детей, иногда совместно с родителями. Существуют В. ш. для дошкольного, школьного возраста, для взрослых, семейные, смешанные. Программа семейного обучения успешно реализуется, напр., в московской школе «Живоносный Источник» при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Наиболее крупные школы преобразуются в дальнейшем в правосл. гимназии. Существуют В. ш. в местах лишения свободы.

http://pravenc.ru/text/155346.html

В XIX в. примитив обретает более романтизированные и праздничные черты. Эти свойства присущи всем скульптурам Н. М. Кирьянова (1860-1906), крестьянина из дер. Габово Карагайского р-на, который, вероятно, учился у карагайского резчика Н. Т. Филимонова. Для часовни в своей деревне Кирьянов изготовил ок. 500 деревянных скульптур, создав наивный по формам, но высокий по духовному строю ансамбль, достойно завершающий скульптурные традиции края. Из этого цикла в ПГХГ хранятся «Распятие» с 34 херувимами и «Страстной ангельский чин» из 11 фигур с центральным образом «Ангела Великого Совета». Создавая образ рая, Кирьянов наделяет изображения ангелов чертами наивного, но высокого вдохновения. Влияние барокко сказалось и на развитии орнаментальной резьбы, украшающей великолепные иконостасы Иоанно-Богословской ц. в Чердыни, Похвало-Богородицкой ц. в пос. Орёл, Богоявленской ц. в Соликамске. Собранные в ПГХГ царские врата XVII-XIX вв. выделяются богатейшими травными орнаментами, обильной позолотой и живописными вставками, искусным исполнением отличается огромный барочный иконостас с 2-слойной резьбой и листовой позолотой, созданный в сер. XVIII в. для Пыскорского мон-ря и находящийся ныне в интерьере Спасо-Преображенского собора в Перми. В целом пермская храмовая скульптура на разных этапах своего развития демонстрирует как попытки выйти из рамок древнерус. системы, так и невозможность окончательного отделения от нее, поскольку сохраняет в своей основе канонические черты древнерус. скульптуры - устойчивость типологических схем, яркую образность, высокую технологичность приемов. Но главное в пермской храмовой пластике - чувство меры и соразмерность в произведениях иконостасной резьбы и храмовой скульптуре, к-рые были присущи древнерус. мастерам. Арх.: Березниковский ист.-худож. музей им. И. Ф. Коновалова. Д. 52; ГА Пермского края. Ф. 412. Оп. 1. Д. 107. Лит.: Власова О. М. Строгановские иконы в собр. ПГХГ//Искусство строгановских мастеров: Реставрация, исслед., проблемы: Кат. выст. М., 1991. С. 85-114; она же. Строгановские иконы в собр. Пермской галереи//ПКНО, 1993. М., 1994. С. 121-137; Пермская деревянная скульптура кон. XVII - нач. XX в.: Коллекция ПГХГ/Авт.-сост.: О. М. Власова. М., 2013; она же. Пермская деревянная скульптура как феномен правосл. культуры//Дни слав. письменности и культуры: Сб. мат-лов 8-й и 9-й краевой науч.-практ. конф. «Язык и духовность»/Сост.: Н. И. Россомагина, А. Г. Хуторянская. Пермь, 2015. С. 11-15.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Рус. насельники Пантелеимоновой обители оставались российскими подданными и находились в ведении российского посольства в К-поле, платя ежегодную подушную подать (харадж) тур. правительству в размере 6 р. Хотя святогорским канонизмом 1876 г. афонские монахи, «какого бы рода и народности они ни были», объявлялись «верными подданными могущественной Оттоманской империи», подданство это было номинальным, а канонизм, хотя и был введен в свод тур. законов, никогда не выполнялся. Пантелеимонов мон-рь пользовался покровительством рус. имп. дома и правительства в лице российских послов в К-поле. Особую помощь рус. афонцам оказывали гр. Н. П. Игнатьев (посол в 1864-1877) и А. И. Нелидов (посол в 1883-1897). Обитель получала большую поддержку и от российских консулов в Салониках (А. Е. Лаговского, К. Н. Леонтьева , Н. Ф. Якубовского, М. К. Ульянова, М. А. Хитрово, А. А. Якобсона, Н. А. Иларионова и др.). Иеросхимон. Константин (Семерников), настоятель рус. Иоанно-Златоустовской келлии (Иверского мон-ря), возле колокола, подаренного цесаревичем мч. Алексеем Николаевичем. Фотография. 1911 г. Иеросхимон. Константин (Семерников), настоятель рус. Иоанно-Златоустовской келлии (Иверского мон-ря), возле колокола, подаренного цесаревичем мч. Алексеем Николаевичем. Фотография. 1911 г. К нач. XX в. на А. подвизались ок. 4800-5000 рус. иноков, в то время как греч. насельников было ок. 3900-4000 чел. К 10-м гг. XX в. в Пантелеимоновом мон-ре насчитывалось более 1900 чел. (с насельниками Нов. Фиваиды), в Андреевском скиту - ок. 500, в Ильинском скиту - ок. 300 чел. Рус. келлиотам (ок. 1200 чел.) принадлежало свыше 70 афонских келлий. В нек-рых из них (Иоанно-Златоустовской, Благовещенской, Иоанно-Богословской Хиландарского мон-ря) проживало по общежительному уставу по 70-100 чел. братии. Согласно сведениям, предоставленным в 1913 г. для Русского консульства в Салониках А. А. Павловским (составителем путеводителей, в т. ч. по А.), рус. монахам принадлежали также 187 калив, в к-рых подвизались те, кто избрал не общежительный, а пустынный образ жизни; большая часть этих пустынников получала денежную и продовольственную помощь из Русского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Домовая ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в братском корпусе мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. Фотография. 2006 г. Домовая ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в братском корпусе мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. Фотография. 2006 г. В сент. 1988 г. И. Б. м. был передан РПЦ, в апр. 1989 г. открыт. 23 июня 1991 г. возрождавшийся мон-рь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 1988 г. наместником был архим. Авель (Македонов; в схиме Серафим; † 6 дек. 2006), первый после гонений XX в. постриженик Рязанской епархии. В 2004 г. И. Б. м. возглавил настоятель, викарий Рязанской епархии еп. Шацкий Иосиф (Македонов) , 20 июля 2006 г.- архиеп. Рязанский Павел (Пономарёв), затем - наместник игум. Мефодий (Илюточкин), 27 дек. 2007 г.- наместник иером. Дионисий (Порубай). Видение ап. Иоанна Богослова хану Батыю. Роспись трапезной мон-ря. Нач. XXI в. Видение ап. Иоанна Богослова хану Батыю. Роспись трапезной мон-ря. Нач. XXI в. Первый из восстановленных храмов - Иоанно-Богословский собор (XVII в.) - был освящен 20 мая 1989 г. архиеп. Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым) . В И. Б. м. отремонтированы и действуют также храм во имя прп. Серафима Саровского, сщмч. Иувеналия, архиеп. Рязанского, и Новомучеников и исповедников Российских (освящен 1 авг. 1993), расположенный в подклете Богословского собора; храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя свт. Николая и имп. св. Николая II (освящен 19 мая 2001), расположенный в нижнем ярусе шатровой колокольни (XVII в.); храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», во имя вмч. Пантелеимона и вмч. Георгия Победоносца на 3-м этаже братского корпуса (освящен 21 июня 2002); домовый храм во имя св. князей Бориса и Глеба в новом братском корпусе (освящен 3 авг. 2006); домовый храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя арх. Гавриила и вмц. Варвары в доме наместника (освящен 9 дек. 1999). В Успенском соборе (1870) завершаются отделочные работы. Имеются привратная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, часовня-купальня во имя ап. Иоанна Богослова на св. источнике, в 300 м от мон-ря, а также др. часовня на св. источнике.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1760–1764 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1760–1764 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В кон. 50-х гг. XVIII в. обветшавший храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (XVI в.) был разобран, и в 1760-1764 гг. возведен одноименный 5-главый храм в стиле барокко. В 1756 г. были разобраны и 2 наиболее древние усыпальницы Годуновых, располагавшиеся у алтарей Богородице-Рождественской ц. Извлеченные при этом останки Годуновых перенесли в 3-ю усыпальницу, находившуюся в подклете Троицкого собора, и захоронили в месте, не отмеченном даже надгробной плитой. В 1808 г. в Новом городе была разобрана примыкающая к зданию консистории (бывш. вотчинной конторе) ц. свт. Иоанна Златоуста. Престол этой церкви перенесли в Рождественский храм: 11 дек. 1810 г. на паперти еп. Евгений (Романов) освятил Иоанно-Златоустовский придел. 15 мая 1767 г. И. м. посетила имп. Екатерина II. К ее приезду в средней части сев. стены Старого города, на месте прежних ворот, артель каменщиков из дер. Захарово Костромского у. «Яков Никитин сын Корытов с товарищи» возвела новые парадные ворота в стиле барокко, впосл. названные Екатерининскими (1766). Арку ворот украшал фронтон с лепным вензелем Екатерины II. По сторонам были установлены 2 небольшие часовни. 19-20 авг. 1817 г. И. м. посетил вел. кн. Михаил Павлович. Он оставил отзыв о скромных размерах палат и простоте интерьера, в к-рых пребывали царь Михаил Феодорович и его мать ( Вознесенский. 1859. С. 48-49). После посещения И. м. (7 окт. 1834) имп. Николай I распорядился привести мон-рь в состояние, достойное «колыбели Дома Романовых». В февр. 1835 г. в Кострому был направлен архит. К. А. Тон, разработавший масштабный проект переустройства мон-ря, к-рый царь утвердил в марте 1835 г., в день памяти сщмч. Ипатия. Решением Синода от 31 марта 1835 г. И. м. был преобразован в первоклассный общежительный мон-рь. В июне 1835 г. указом имп. Николая I мон-рь получил статус кафедрального (на правах московского Чудова мон-ря),- переведен «в лучшее и прочное положение, соответствующее знаменитости места, но с тем вместе сохранив остатки архитектуры и вкуса древнего времени, применяясь к ним и в новой отделке монастыря» (Костромские ГВ. 1840. Ч. неофиц. 25. С. 70). Костромской архиерей по-прежнему пребывал в И. м., но кафедра из монастырского собора была перенесена в городской Успенский собор бывшего Костромского кремля. В 40-х гг. XIX в. в числе служащих архиерейского дома упоминались: певчие (женатые и холостые), истопники, повара, водовоз, садовник, хлебопекари, различные служители. Большинство из них имели семьи и проживали в находившихся поблизости Богословской и Андреевской слободах. В 1851 г. в штате архиерейского дома находилось 68 чел., в т. ч. 9 монашествующих, 4 послушника, 10 певчих, 5 штатных служащих и 40 служителей (ГА Костромской обл. Ф. 132. Оп. 1. Ед. хр. 1039. Л. 35-47, 86-99).

http://pravenc.ru/text/673737.html

Останки архимандритов Зосимы, Виталия и Тихона в храме во имя прп. Серафима Саровского Останки архимандритов Зосимы, Виталия и Тихона в храме во имя прп. Серафима Саровского В Иоанно-Богословском храме и в ц. в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» находятся мощевики с мощами мн. святых, чтимые иконы ап. Иоанна Богослова (XVI и XVIII вв.), вмч. Пантелеимона (XIX в.), иконы Божией Матери «Тихвинская» (XIX в.), «Скоропослушница» (XIX в.). В богатой ризнице И. Б. м. хранятся обагренная мученической кровью походная мантия архиеп. Рязанского сщмч. Мисаила (сер. XVII в.), крест с частицей древа Креста Господня, мантия, жезл и Чиновник архиеп. Рязанского сщмч. Иувеналия (Масловского) , деревянный жезл последнего настоятеля Саровского мон-ря игум. Руфина. В ризнице хранятся также: Евангелие-апракос (Киево-Печерская лавра, 1707; принадлежало, судя по записи на первых листах, митр. Сарскому и Подонскому Илариону (Властелинскому)); напрестольное Евангелие (вклад кон. XIX в. Хлудова), серебряный вызолоченный потир (2-я пол. XVIII в.); саккос еп. исп. Тихона (Тихомирова; † 1955); облачение подвижника благочестия архиеп. Филарета (Лебедева); плащаница с живописным изображением Спасителя во гробе, подаренная архим. Иоанном (Крестьянкиным) . К 2010 г. в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике хранились изъятые в XX в. из И. Б. м.: серебряный потир 1739 г. 3575); Евангелие в серебряном чеканном окладе сер. XVII в.- вклад московского зодчего Ю. К. Ершова 3641); серебряная филигранная риза с иконы Божией Матери 3584); деревянный резной крест афонской работы XIX в. 3820); напрестольное облачение XVIII в. 18593); плащаница XIX в. 3516); воздух и 2 покровца 70-х гг. XVII в., мастерская «московского гостя» Ивана Гурьева 3500-3502); фелонь 70-х гг. XVII в., мастерская «московского гостя» Ивана Гурьева 3452), и др. Часовня на св. источнике близ мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. 2005-2006 гг. Часовня на св. источнике близ мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. 2005-2006 гг.

http://pravenc.ru/text/471597.html

В 1822-1829 гг. для помещиков Томиловых М., вероятно, спроектировал и построил ц. Рождества Христова Христорождественского Пашского погоста (совр. дер. Надкопанье Волховского р-на Ленинградской обл., закрыта в 1937, восстанавливается с 1997). Величественная 5-главая 5-престольная церковь соборного типа соединена обширной трапезной с 3-ярусной колокольней, завершенной шпилем. Притвор и боковые фасады украшают 4-колонные портики под треугольными фронтонами. Круглые барабаны глав прорезаны арочными окнами. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в ярославском Казанском мон-ре. 1835–1845 гг. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в ярославском Казанском мон-ре. 1835–1845 гг. В 1827-1829 гг. М. вместе с Л. Ф. и Д. Ф. Адамини принимал участие в перестройке ц. вмц. Екатерины и Рождества Богородицы в Графской Славянке близ Павловска (ныне в черте города, перестроена), в 1831-1833 гг. по его проекту пристроен придел к Успенскому собору Староладожского жен. мон-ря (в с. Ст. Ладога Волховского р-на Ленинградской обл., приделы утрачены). По проекту М. в 1827-1832 гг. был полностью перестроен собор Мозоловского Вознесенского жен. мон-ря (с. Мозолово Мстиславского у. Могилёвской губ., сохр. со значительными утратами). Трехчастный, вытянутый в плане по оси «запад-восток» храм включал притвор с возвышавшейся над ним колокольней со шпилем, соединенный с притвором трапезной основной объем, увенчанный шлемовидным куполом на круглом в плане барабане, и полуциркульную в плане апсиду. Вход в храм и основное помещение с севера и юга украшали 4-колонные портики. В 1840 г. из Слуцка в Минск была переведена ДС, для к-рой отвели дом по Александровской ул. Он был перестроен по проекту М. для размещения там домовой Иоанно-Богословской ц. В 1832 г. М. выполнил проект теплой Печерской (во имя Всех святых Печерских) ц. при доме игумении воронежского Покровского монастыря (построена в 1832-1835, приделы - в 1838, 1842, перестроена в рус. стиле, в советское время - жилой дом (ул. Рабочий Городок, 30)). М. спроектировал теплый Благовещенский собор с приделом равноап. кнг. Ольги в Псковском кремле. Строительство церкви велось в 1832-1836 гг. под надзором архитекторов А. Т. Дурнова и М. А. Томаринского (взорвана в 1933). Кубический храм с массивным полусферическим куполом окружали небольшие ризалиты с 4-колонными портиками и алтарный ризалит, завершенные треугольными фронтонами. В Пскове М. выполнил также проект реконструкции ДС (1830).

http://pravenc.ru/text/2562950.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010