Надвратная ц. во имя апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. 1767–1768 гг. Фотография. 2008 г. Надвратная ц. во имя апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. 1767–1768 гг. Фотография. 2008 г. Первые жилые постройки на о-ве Житном появились до основания Ж. м. Так, в 1717 г. в кельях проживали беглые монахи. В 1724 г. в Ж. м. было 4 деревянные кельи. В 1756 г. с сев. стороны колокольни была построена каменная братская трапезная с кухней. Согласно офицерской описи 1764 г., в мон-ре находились деревянная келья строителя, 4 монашеские кельи (2 каменные, 2 деревянные), все крытые тесом. Из хозяйственных построек упомянуты 2 деревянных погреба, 4 хлебных амбара, за оградой конюшенный двор с кельей, сарай и 2 хлева. В 1756-1757 гг. крестьянином Осташковской слободы И. Мосягиным к сев. стороне колокольни была пристроена каменная хлебня. К нач. XX в. в Ж. м. находились: к югу от собора - 2-этажный каменный настоятельский корпус (1834), к к-рому примыкал фруктовый сад, обнесенный деревянным палисадником; с юго-зап. стороны - 3 одноэтажные братские кельи (1772, 1779, 1861-1863); за зап. корпусом келий - монастырское кладбище. В сев.-вост. части Ж. м. располагались каменные конюшня, сарай для экипажей, амбар для хлеба, погреб, 2 сарая для дров, баня. В 1751-1758 и в 1772-1801 гг. в стенах Ж. м. особый деревянный флигель был предоставлен Осташковскому ДУ. Этот флигель был выстроен в 1750 г. на деньги, собранные со священно- и церковнослужителей Осташковской десятины. Первоначально уч-ще находилось в Осташковской слободе, но в 1751 г. по ходатайству учителей С. Алексеева и А. Постникова и с разрешения архиеп. Тверского и Кашинского Митрофана (Слатвинского) было переведено в Ж. м. С 1758 по 1772 г. уч-ще было закрыто, а флигель перешел в распоряжение монастыря. В 1772 г. уч-ще было восстановлено, но в 1801 г. окончательно переведено в Осташков. В 1774-1786 гг. в деревянной келье Ж. м. располагалась бурса на 19 учеников, учрежденная при уч-ще Тверским архиеп. Платоном (Левшиным) . С 1773 г. в Ж. м. находилось Осташковское духовное правление, переведенное из Селижаровского во имя Св. Троицы мон-ря. Вначале оно размещалось в кельях под трапезной пристройкой Иоанно-Богословской ц., с 1802 г.- в юго-вост. каменном флигеле мон-ря. Святыни и памятники церковной древности

http://pravenc.ru/text/182319.html

27 авг. 1989 г. решением Черновицкого облисполкома бывш. помещения и земли мон-ря были переданы Черновицкому епархиальному управлению. 7 авг. 1991 г. Свящ. Синод УПЦ по ходатайству еп. Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского) благословил восстановить К. м., назначив настоятелем игум. Владимира (Мороза; впосл. митрополит). С кон. 1992 г. наместником был архим. Евсевий (Дудка), к-рый 16 сент. 2014 г. решением Синода УПЦ избран епископом Хотинским; новым наместником назначен архим. Серафим (Дудка). В К. м. над источником сохранились каменная часовня с деревянным верхом (кон. XVII в., реконструирована в XX в.) и Иоанно-Богословская ц. (ок. 1765-1768). Композиционная схема храма строга и лаконична. К юж. стене притвора примыкает невысокая массивная колокольня. Своеобразие рельефа обусловило необходимость дополнительных опор. Для этого используются контрфорсы, с юга и запада укрепляющие колокольню, а с севера - апсиду. Обрамленный архивольтом арочный проем во 2-й ярус колокольни связан с соседней террасой мостиком. В интерьере сохранились росписи кон. XIX - нач. XX в. Также в К. м. построены собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы с нижней ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1998), часовня прп. Кукши Нового (1996), братский корпус (50-е гг. XX в.), корпус с трапезной церковью (1999-2001), 3 келейных (1992-1996) и хозяйственный корпуса. Под монастырской горой есть небольшая пещера, где, по преданию, жили иноки, основавшие обитель. В нижнем храме Благовещенского собора находятся рака с частицами мощей преподобных Кукши и Лаврентия Черниговского, чтимая икона вмц. Варвары, в алтаре - ковчег с частицами многих святых. В Иоанно-Богословской ц. хранится ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских. К. м. владеет 10 га земли, имеется подсобное хозяйство. Лит.: Михаïл (Мензак), Kpanлi духовноï води: Biд жерела св. Ibaha Богослова в Крищатику. Чephibцi, 1935; Icmopiя мicm i ciл Украïнськоï РСР: Чephibeцьka обл. К., 1969. C. 78; Гоберман Д. По Сев. Буковине. Л., 1983. C. 124; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1986. T. 4. C. 354-355; Мон-ри УПЦ: Справ.-путев./Сост.: В. Дятлов. К., 1997. С. 89; Piдyш Б. Neчephi мoh-pi Буковини//Питання стародавньоï та cepeдhьobiчhoï icmopiï, apxeoлoriï й emhorpaфiï: Зб. наукових статей. Чephibцi, 1997. Вип. 3. C. 108-111; Никодим (Руснак), митр. Жребий, предначертанный Богом: (Отрывки из книги)//Bichuk прес-служби УПЦ. К., 2005. Вип. 45. C. 51-55.

http://pravenc.ru/text/2459041.html

11 марта 1920 г. настоятель З. м. архим. Владимир отправил в Усадище-Спасовский волостной исполком копию описи церковного имущества мон-ря, к-рая свидетельствует, что большая часть церковных ценностей еще находилась в обители, в т. ч. посеребренная рака над гробницей прп. Мартирия, напрестольные Евангелия, иконы в серебряных окладах, сребропозлащенные кресты, сосуды и т. п. (Там же. Ф. 639. Оп. 1. Д. 224. Л. 32-36 об.). 28 апр. 1922 г. в З. м. произошло изъятие церковных ценностей. В губфинотдел поступило: серебра 5 пудов 33 фунта 91 золотник, золота 58 золотников 12 долей, медной монеты 5 пудов 32 фунта, бриллиантов мелких 17, аметистов 5, жемчужин 4 (Там же. Ф. 5865. Оп. 1. Д. 311. Л. 22). В описи, составленной в нояб. 1924 г. представителями администрации Волховского уездного исполкома, перечислены оставшиеся в З. м. 5 Евангелий «в серебряных переплетах», 4 креста, из них 2 позолоченных, 3 кадила, ковчег и дароносица, 10 икон с серебряными деталями убранства, складень на гробнице митр. Корнилия в серебряном окладе (Там же. Ф. 7838. Оп. 4. Д. 13. Л. 18). В мон-ре имелось 10 колоколов весом от 1 до 214 пудов. В нач. 20-х гг. XX в. последним настоятелем перед упразднением З. м. стал архим. Иосиф (Харин; † 1965). В 1924 г. в числе братии кроме него состояли 6 иеромонахов и иеродиакон. В 1928-1929 гг. Троицкий собор и Благовещенская ц. бывш. З. м. перешли к иосифлянам. К марту 1930 г. З. м. был окончательно ликвидирован. Решением Волховского райисполкома от 29 апр. 1930 г. по ходатайству «двадцатки прихода Троицко-Зеленецкого монастыря» было дано разрешение на проживание в сторожке при Иоанно-Богословской ц. иеромонаха (Там же. Ф. 1000. Оп. 50. Д. 44. Л. 18). 9 июня 1932 г. коопсельхоз «Зеленец» ходатайствовал о закрытии и передаче ему 2 храмов обители для переоборудования их под клуб и дом отдыха рабочих «Алюминьстроя», «исходя из того, что в церквях постоянной службы не производится и три церкви б монастыря обслуживает 1 иеромонах, который служит не чаще 1 раза в год» (Там же. Л. 10 об.). На заседании Леноблисполкома от 3-11 июля 1932 г. было принято постановление «считать Троицкий собор и Благовещенскую ликвидированными» (Там же. Ф. 7179. Оп. 10. Д. 382. Л. 48). «В пользование верующим» оставлялась Иоанно-Богословская ц. Собор был переоборудован под клуб, позже перестроена Благовещенская ц., внутреннее убранство храмов полностью утрачено.

http://pravenc.ru/text/199709.html

1887. 6. С. 92). Указом от 19 окт. 1890 г. дозволено пристроить алтарь к скитской часовне на средства старицы Екатерины Федоровны Харюковой (схимонахини, проживавшей в скиту). 1 окт. 1891 г. состоялось освящение Успенского скитского храма. Все постройки скита были деревянные, за исключением каменной надвратной колокольни, устроенной на средства подполковничьей вдовы Киселёвой в 1914 г. Рядом с колокольней с зап. стороны в 1916 г. находилась часовня св. кн. Александра Невского, а с восточной - сторожка. В Успенский скит на престольный праздник (15 авг.) ежегодно совершался крестный ход из Л. м. Среди посетителей скита - сщмч. Владимир (Богоявленский) , еп. Старорусский. Иоанно-Богословский скит (называемый «Крестик») располагался в 1 км к юго-востоку от монастыря. В 1893 г. игум. Таисия выстроила там небольшую часовню с кельей. В 1899 г. в часовне устроили алтарь. В июле 1899 г. освящение Иоанно-Богословского храма совершил прав. Иоанн Кронштадтский. Один из паломников указал, что со временем скит превратится в большой мон-рь (Там же. 1911. 29. С. 958). Все постройки скита были деревянные, за исключением отдельно стоящей каменной колокольни (1910). Ежегодно 8 мая (на престольный праздник) совершался крестный ход вокруг скитской ограды. После выселения монахинь из Л. м. большинство инокинь жили в скитах. Постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 6 марта 1931 г. скиты были закрыты. Значительные комплексы построек Л. м. находились в С.-Петербурге, Череповце и Рыбинске. Подворье в С.-Петербурге. 1894 г. Фотография. 2013 г. Подворье в С.-Петербурге. 1894 г. Фотография. 2013 г. В столице, на Бассейной ул. (ныне ул. Некрасова, 31), располагалось самое крупное подворье, к-рое, согласно отчету за 1916 г., являлось главным источником содержания мон-ря. В дек. 1893 г. игум. Таисия приобрела у И. Бобкова за 7700 р. участок земли с небольшим ветхим домом. Каменное здание возводилось по проекту архит. Н. Н. Никонова (1849-1918), автора проекта комплекса построек с.-петербургского во имя прп.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Прп. Евфросин Псковский. Роспись ц. Покрова Богородицы от Торга. Псков. Посл. треть XIX в. Известна житийная икона кон. XVI - 1-й четв. XVII в. (ПИАМ), где в среднике слева в рост представлен Е. вместе с ап. Иоанном Богословом, справа - свт. Савва Сербский и прп. Савва Крыпецкий в молении перед образом Божией Матери Одигитрии (вверху), вокруг 24 клейма, иллюстрирующие Житие прп. Саввы, 3 из них с участием Е., где повествуется о его пребывании в Снетогорском мон-ре, затем в Елеазаровой обители, благословение прп. Саввы на пустынножительство в «урочище Крыпцы» (Псковская икона XIII-XVI вв. Кат. 152). Облик Е. в среднике традиционен: борода длинная, окладистая, сужающаяся на конце, с проседью (но нераздвоенная), обрамляющие лоб волнистые волосы, монашеское облачение - темно-коричневая мантия, охряная ряса, сине-зеленая епитрахиль и куколь на плечах, десница поднята в молении перед грудью, в левой руке свиток. На клеймах преподобный изображен в зеленом исподе и темном округлом куколе, с ниспадающей прядями, острой бородой, в одном из сюжетов без куколя. Ведомости Крыпецкого монастыря 1764 г. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 217. Л. 19 об.; см.: Куликов С. Б. Ист. записка к проекту реставрации ансамбля Иоанно-Богословского Крыпецкого мон-ря. 1992. Ркп., хран. в б-ке Крыпецкого мон-ря) подтверждают происхождение иконы из собора во имя ап. Иоанна Богослова: она находилась «на левой стороне подле царских врат». Храмовый образ был богато украшен: «...у преподобного Евфросина крест за слудою обложен сребром резным золоченым, около ево и на возглавии осмь жемчужин средних да три бирюзы, два хрусталика. Оной крест на цепочку сребреной грановитой, наконешники сканные золоченые, две прониски сканных же золоченых». После закрытия монастыря в 1918-1923 гг. образ хранился в моленной поморского согласия при доме купца-старообрядца П. Д. Батова, в 1925 г. он поступил в собрание ПИАМ. В убранстве храма в 1764 г. имелась еще одна, возможно более древняя икона в алтаре над царскими вратами с изображениями тех же святых, предстоящих образу Божией Матери «Знамение» «во облацех», но без житийного цикла (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 217. Л. 21).

http://pravenc.ru/text/187848.html

15 февр. 1695 г. в Дубно состоялся Собор православного духовенства и шляхты Луцкой епархии, на котором епископом Луцким и Острожским был избран Жабокрицкий. Инициаторами избрания стали влиятельные деятели братского движения: глава луцкого Крестовоздвиженского братства А. Пузына, его заместитель П. Вышгерд-Заблоцкий (в монашестве Пахомий, впоследствии униат, настоятель Почаевского мон-ря), глава кременецкого Богоявленского братства С. Копыстенский. Недостаточная их осведомленность в канонах привела к тому, что епископом был избран человек, женатый 2-м браком на вдове и потому не имевший права принять священный сан. В ответ на действия Луцкого братства И. с войском 18 мая 1695 г. прибыл в Луцк, где разорил Братский мон-рь и кафедральный собор, затем вывез во Львов имущество Луцкой кафедры. И. попытался провести переговоры с Жабокрицким. 1 июля 1695 г. с последним встретился в Луцке игум. львовского Иоанно-Богословского монастыря Венедикт (Ступницкий), предложивший от имени И., чтобы хиротония Жабокрицкого на Луцкую кафедру при условии внесения им установленной платы и гиберны состоялась по благословению И. Жабокрицкий отказался и 6 сент. 1695 г. выхлопотал привилей короля, по к-рому Гощанский Михайловский и Подгорецкий Благовещенский (совр. с. Подгорцы, Львовская обл.) мон-ри перешли из-под власти И. в его распоряжение, несмотря на протесты Львовского епископа. 12 мая 1696 г. король выдал Жабокрицкому привилей на Луцкую кафедру, и с тех пор последний фактически управлял Луцко-Острожской епархией. В сент. 1696 г. он был тайно пострижен в монашество, затем также тайно рукоположен во иерея. И. отказался признавать Дионисия в качестве епископа-номинанта и распространял на Волыни листовки о его двоеженстве и безнравственности. Луцкое и Кременецкое братства обвиняли И. в клевете. 21 июля 1696 г., после смерти кор. Яна Собеского (17 июня 1696), И. отправил письма белгородскому воеводе кн. Б. Р. Шереметеву и Киевскому и Галицкому митр. Варлааму (Ясинскому), вошедшие в «Летопись Самуила Величко» (гл. 37). В обоих посланиях повторяется фраза: «Умер король, умерла и уния» (имеется в виду принятие И. унии по настоянию Яна Собеского), И. подчеркивал свою верность православной Церкви. В послании к митр. Варлааму (Ясинскому) И., жалуясь на Дионисия (Жабокрицкого), писал, что «отец Жабокрицкий угнетает духовенство моей Луцкой администрации, за что его нужно предать проклятию». Оба письма И. подписал не только как епископ Львовско-Галицко-Каменецкий, но и как «администратор митрополии Сучавской и епископии Луцкой». Несмотря на заявления в письмах о приверженности Православию, в 1697 г. И. внес в гродские книги Львова и Луцка запись своей присяги 1681 г. на верность Риму.

http://pravenc.ru/text/578563.html

В 1944-1995 гг. территория Архангельской епархии находилась в границах Архангельской и Мурманской областей и Коми АССР. К весне 1944 г. в епархии действовали 35 храмов, в 1955-м - 31 (в Архангельской обл.- 26, в Мурманской обл.- 4, в Коми АССР - 1), в 1987-м - 21 (в Архангельской обл.- 15, в Мурманской обл.- 2, в Коми АССР - 4), в 1995 г.- 114 храмов. В 1955 г. в клире епархии состоял 41 священник, 5 диаконов, в 1987-м - 30 священников, 8 диаконов, в 1995 г.- 93 священнослужителя. В 60-70-х гг. XX в., несмотря на активную антирелиг. политику властей (в Мурманской обл. в 1960 было закрыто 2 храма из 4, власти запретили крестить детей), процент правосл. населения оставался высоким. В 1961 г. в Котласском р-не Крещение в правосл. храмах приняли 51,5% новорожденных, в Сольвычегодске за 1964 г. количество Крещений возросло на 30%, за 1970 г. в Архангельской обл. число треб возросло в городских храмах на 2%, в сельских - на 24%. А. и Х. е. в 90-х гг. XX - нач. XXI в. Храм ап. Иоанна Богослова в Плесецке. Фотография. 1999 г. Храм ап. Иоанна Богослова в Плесецке. Фотография. 1999 г. Активное возрождение церковной жизни в епархии началось в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. Трудами еп. Исидора (Кириченко) , а затем его преемника еп. Пантелеимона (Долганова) были созданы правосл. общины в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, Красноборске, Сольвычегодске, Онеге, Каргополе, Шенкурске, Няндоме, Плесецке, Коноше, на Соловецких о-вах и во мн. поселках. В 1988 г. в епархии прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1991 г. возобновлено издание газ. «Архангельский епархиальный вестник». Постепенно возрождается жизнь мон-рей: в 1991 г. открыт Артемиев Веркольский муж. мон-рь, в 1992 г.- Антониев Сийский, в 1995 г. - Иоанно-Богословский женский монастырь , в 2000 г.- Кожеезерский в честь Богоявления Господня мужской монастырь . В 1998 г. еп. Тихон освятил архангельское подворье Соловецкого мон-ря. 10-15 окт. 1994 г. работал епархиальный семинар «Введение в православную педагогику». В 1995 г. в Архангельске был открыт заочный филиал ПСТБИ, в 2000 г. на 3 фак-тах филиала (богословско-пастырском, катехизаторском и педагогическом) обучалось более 30 чел. С 1995 г. епархиальным управлением совместно с Управлением образования администрации Архангельской обл., Отделом религ. образования и катехизации Московского Патриархата и Поморским международным ун-том им. М. В. Ломоносова проводятся Иоанновские образовательные чтения, посвященные памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского. В чтениях участвует духовенство епархии, руководители администрации области, профессора и преподаватели МДА и СПбДА, педагоги, светские ученые.

http://pravenc.ru/text/76432.html

В мае 1864 г. В. перевели в Харьков на должность ректора ДС и настоятеля Старохарьковского Преображенского мон-ря. 24 июня 1872 г. В. было определено быть епископом Сумским, вик. Харьковской епархии, хиротония состоялась 30 июля 1872 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. С 9 апр. 1883 г. В. епископ Кинешемский, вик. Костромской епархии. Он приехал в Кострому в преклонном возрасте, страдая мн. болезнями, но именно там окончательно раскрылся его дар духовничества и старчества . Через неск. лет епископ, живший постоянно в Ипатьевском костромском во имя Св. Троицы мон-ре (резиденции правящих и викарных Костромских архиереев), приобрел славу молитвенника и старца, имеющего дар прозорливости. За советом, утешением и духовным назиданием к нему непрерывно шло множество людей из Костромской и Ярославской губерний, его называли «вторым отцом Иоанном Кронштадтским». С 1902 г. В. по состоянию здоровья уже почти не выходил из своих покоев, но, как и всегда, к нему шли люди, особенно много во время начавшейся в 1904 г. русско-япон. войны. 17 июня 1905 г. тело В. было погребено на указанном им месте в Никольском приделе находящейся рядом с Ипатьевским мон-рем ц. св. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Могила В. вплоть до закрытия церкви в 1949 г. почиталась жителями Костромы и окрестных селений. При реставрации храма в кон. 50-х гг. Никольский придел, возведенный в нач. XX в., был разобран и могила В. оказалась вне храма. В 90-х гг., после возобновления богослужений в Иоанно-Богословском храме, сохранившаяся надгробная плита с места погребения В. была установлена в трапезной части церкви. Соч.: Христос - свет для сокровенной глубины душ человеческих//ПС. 1861. Ч. 1. 2. С. 143-172; О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемых разными вероучителями//Там же. Ч. 2. 6. С. 129-160; Вопрос о вере//Там же. 8. С. 357-390; Светлая сторона смерти, преломляемая взором веры//Там же. 1862. Ч. 1. С. 47-84, 213-262; Дух евангельской заповеди о прощении обид//Там же. Ч. 2. С. 41-104; Несостоятельность рационализма в ложной религии естественной//Там же. С. 105-138, 227-259; Разум христианский//Там же. С. 317-360; Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истин веры и поддержания в людях чистой нравственности//Там же. Ч. 3. С. 107-124; Любовь Божия привлекается мудростью//Там же. С. 149-178; Богопознание//Там же. С. 179-213; Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума//Там же. 1863. Ч. 1. 4. С. 349-400; Ч. 2. 6. С. 163-192; 7. С. 415-450; 8. С. 511-540; Истинное достоинство человека//Там же. Ч. 3. С. 296-322; Рус. раскол пред судом истины и Церкви//Там же. 1864. Ч. 1-3. (отд. изд.: Каз., 1864); Об отношении общества к Божественной вере христианской. СПб., 1871; Собр. слов и размышлений. Кострома, 1908.

http://pravenc.ru/text/150307.html

В 1999 г. были составлены житие святителя и акафист ему. 31 янв. 2002 г. Г. был включен в состав Собора Белорусских святых. Иконография Свт. Гавриил, архиеп. Рязанский. Икона. Нач. XXI в. (Свято-Троицкий мон-рь в Рязани) Свт. Гавриил, архиеп. Рязанский. Икона. Нач. XXI в. (Свято-Троицкий мон-рь в Рязани) Сохранился прижизненный портрет Г., выполненный худож. Н. В. Шумовым для Рязанского архиерейского дома, вероятно, в кон. 50-х гг. XIX в. (РИАМЗ). Это парадное поясное изображение святителя в архиерейской мантии с красными скрижалями и высоком клобуке, с благословляющей десницей, в левой руке - жезл с навершием в виде змей и овальным камнем с крестом, сулок с цветочным орнаментом закреплен бантом; на груди иерарха - большая панагия с образом Спасителя, знаки орденов св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени на лентах и звезда. Близкий иконографический извод (на левой руке - четки) имеется на книжном эстампе, выполненном через год после кончины Г., по-видимому, с более раннего оригинала, для издания С. Г. Родосского (Преосв. Гавриил, архиеп. Рязанский и Зарайский. СПб., 1863), внизу факсимиле автографа святителя («Гabpiuлъ Apxiencknъ Pязahckiй и Зapaйckiй»). Портретные изображения Г. использованы для создания его первых икон, где он имеет сравнительно крупные черты лица, окладистую бороду с проседью и длинные волосы. После обретения и прославления мощей святого в 2000 г. в соответствии с традиц. святительской иконографией в иконописной мастерской Иоанно-Богословского мон-ря в с. Пощупове написан поясной образ Г. для рязанской Троицкой обители, стоявший на раке: фон золотой, облачение - крещатый саккос с большим омофором и митра с меховым околышем, десница благословляющая, на левой, покрытой омофором руке святого,- чудотворная икона Божией Матери «Знамение» (Корчемная). На шитой иконе 2000 г. работы мон. Василии (Шевченко) на крышке раки святого в Троицком соборе обители - ростовое изображение в архиерейском богослужебном облачении (исполнено в технике аппликации, личное письмо - живопись): глаза закрыты, руки сложены крестообразно, в левой - крест-распятие, на груди - Евангелие.

http://pravenc.ru/text/161237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Капалин Алексей Михайлович; род. 11.03.1952, пос. Удельная Московской обл.), митр. Тобольский и Тюменский. Из семьи рабочего. Младший брат Калужского и Боровского митр. Климента (Капалина) . В 1969 г. поступил в Московский ин-т инженеров транспорта. По его окончании в 1974 г. работал инженером-конструктором, а затем ведущим конструктором в Проектно-конструкторском бюро Главного управления локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения. В 1982-1984 гг. учился в Московской ДС, а затем в 1984-1987 гг. в МДА. 31 янв. 1986 г. в ТСЛ принял монашеский постриг с именем Димитрий в честь прп. Димитрия Прилуцкого. 23 февр. 1986 г. рукоположен ректором МДА Дмитровским еп. Александром (Тимофеевым) во диакона, 7 апр.- во иерея. В нояб. 1986 г. был назначен экономом лавры и МДА на период восстановительных работ после пожара. 25 марта 1987 г. возведен в сан игумена, 13 июня 1987 г.- в сан архимандрита с назначением зам. ректора МДА по административно-хозяйственной работе. 1 сент. 1987 г. утвержден в должности преподавателя Свящ. Писания ВЗ. 1 янв. 1989 г. назначен помощником ректора по представительской работе. С апр. 1989 г. назначен инспектором Московской ДС и зав. церковно-археологическим кабинетом при МДА. В июне 1989 г. защитил дис. на тему «Троице-Сергиева Лавра в истории русского христианского искусства» с присуждением степени кандидата богословия. 27 окт. 1990 г. Д. определено быть епископом Тобольской и Тюменской епархии с назначением ректором Тобольской ДС. 4 нояб. 1990 г. хиротонию в московском Богоявленском соборе возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . С 26 февр. 1994 г. член синодальной Богословской комиссии. 19 февр. 1999 г. возведен в сан архиепископа. За время пребывания Д. на Тобольской кафедре количество приходов в епархии увеличилось с 8 до 216. Возрождено 2 муж. ( Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь под Тобольском, тюменский во имя Св. Троицы мон-рь ) и 2 жен. мон-ря (Иоанно-Введенский в пос. Прииртышский Тобольского р-на и Ильинский в Тюмени). Также действуют 1 монастырское подворье, 151 храм, 21 молитвенный дом и 20 часовен. Отреставрирован древнейший храм Сибири - тобольский Софийско-Успенский собор. В Тобольске построен храм в честь Воскресения Христова по образцу храма Христа Спасителя в Москве.

http://pravenc.ru/text/178159.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010