По материалам: Редкий вид храма, стоявший на правом берегу реки Ваги, можно было видеть ещё совсем недавно. Это церковь Сошествия Святого Духа на Пинежке, стоявшая у д. Смотраковская Шенкурского района Архангельской области. Церковная история этого места началась около 1426 года, когда новгородским посадником, богатейшим боярином Василием Степановичем Своеземцевым на правом берегу Ваги в устье р. Малой Пинежки был построен Пинежский городок, куда он переехал вместе с семьёй. В конце 1440-х годов, однажды молясь в своем доме в Пинежском городке в ночь на празднование памяти ап. и евангелиста Иоанна Богослова, В.С. Своеземцев услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся в 1 версте выше по течению р. Ваги. Вскоре на этом месте, между устьями рек Пинежки и Малой Пинежки был основан Варлаамиев Важский Иоанно-Богословский мужской монастырь (именовался также по названию храма - Трёхсвятительской пустынью). Основатель обители в 1456 году принял постриг с именем Варлаам у первого игумена Иоанно-Богословского монастыря отца Серапиона. Прожив в иночестве шесть лет, он был погребён рядом с алтарной стеной построенной им церковью ап. Иоанна Богослова. Варлаам Важский был прославлен Церковью в лике преподобных. В XV веке обитель оставалась единственным крупным монастырем в Важском крае. В пер. пол. XVIII века монастырь был одним лучших по экономическому состоянию и благоустройству, несмотря на то что никогда не был большим - в нём проживало от 15 до 30 монахов. Рядом с монастырём постепенно складывается небольшая монастырская слобода Богословка. В 1764 году в ходе секуляризационной реформы монастырь был упразднён, его храмы стали приходскими, а братию перевели в Шенкурск, в упраздненный Троицкий женский монастырь. Так образовался Богословский погост на Пинежке; на картах XIX века это место отмечалась как Богословка. В 1782 году на месте обветшавшей Свято-Духовской церкви срубили новый деревянный храм с таким же посвящением и с пределом Трёх святителей Великих. Это был редкий для русского деревянного зодчества небольшой храм «иже под колоколы» стоящий на высоком подклете. На четверик основного объёма был поставлен высокий восьмерик, несущий ярус звона. Завершалась звонница первоначально, по всей видимости, грушевидным восьмигранным куполом с луковичной главой, которые были покрыты лемехом. С востока к основному объёму примыкал пятистенный алтарь, имевший два престола, но внешне они не как не выделялись, имея лишь по небольшому косящатому окну в восточной стене алтаря. С запада к основному объёму примыкала небольшая трапезная с притвором под одной крышей. Украшением храму служила двухвсходное крыльцо на ряже с резными балясинами.

http://sobory.ru/article/?object=24804

Смотраковская (Пинежка). Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский монастырь. Богословский погост, Варламова пустынь, Важский монастырь Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1426. Адрес: Архангельская область, Шенкурский р-н, местность Пинежка, ур. Погост Координаты: 62.226694, 43.099164 Проезд:На правом берегу Ваги в 25 км от Шенкурска, у Городецкого переката. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Сошествия Святого Духа (Трех Святителей) Часовня Варлаама Важского Церковь Иоанна Богослова (разрушена в 1949-50 гг.) Карта и ближайшие объекты Основан в 1426 г. прп. Варлаамом Важским. Упразднен в 1764 г., храмы преобразованы в приходские Иоанно-Богословского прихода. Название Погост Пинежка дано по правым притокам Ваги рекам Пинежка и Малая Пинежка, между устьями которых на высоком угоре располагались постройки монастыря. К концу 1940-х гг. на территории погоста находились: деревянная церковь Сошествия Святого Духа 1782 г. с приделом Трех Святителей, каменная церковь Иоанна Богослова 1802 г. с приделами Варлаама Важского и Скорбященской И.Б.М. (1809), деревянная часовня Варлаама Важского (1821 г., возобновлена в 1894 г.). Первые монастырские деревянные церкви - Иоанновская (до 1450 г., возобновлена в 1520-30 гг.) и Трехсвятская 1450-70 гг., сгорели в 1622 г. Следующая деревянная Иоанновская церковь построена в 1627-31 гг., Варлаамовский придел в ней устроен в 1635 г., разобрана за ветхостью в 1821 г. Трехсвятская деревянная церковь с 1630-х гг. отстраивалась заново дважды. Обе постройки последовательно сгорели к 1671 г. Во второй из них был устроен придел в честь Сошествия Святого Духа. Следующая деревянная церковь была освящена уже как Духовская с приделом Трех Святителей, она простояла с 1671 по 1782 г. и была за ветхостью разобрана и заменена нынешней. Каменная Иоанновская церковь была построена в 1802 г. на новом месте к юго-востоку от Духовской. Обе имевшиеся церкви и часовня были закрыты в 1929 г., колокола сняты, несмотря на протесты населения, священники и церковные активисты репрессированы. В Варлаамовской часовне устроено зернохранилище, в Духовской церкви - школа. Иоанновская церковь разобрана в 1949-50 гг. В 1998-99 гг. рухнуло ярусное завершение Трехсвятительской (Духовской) церкви. В настоящее время готовится проект реставрации монастыря. Ежегодно в день памяти Варлаама Важского 2 июля (19 июня по старому стилю) проходит Крестный ход от г. Шенкурска и молебен у Варлаамовской часовни.

http://sobory.ru/article/?object=24800

Спустя около 80 лет о жизни и чудесах Варлаама сообщили Новгородскому митрополиту Киприану, который причислил его к лику святых и благословил грамотой от 14 февраля 1631 г. соорудить в честь преподобного придел при Богословском храме. Придел был освящен 19 июня 1635 г. В этот день и чествуется преп. Варлаам Шенкурский (Важский). Сын преподобного Иван Васильевич из своих вотчин на реке Паденге отписал к Иоанно-Богословскому монастырю две деревни, на что дал грамоту в 1470 г. при игумене Серапионе. Исаак Семенович Немиров приписал пять деревень. Великий князь Иоанн III грамотой от 5.1.1482 на имя игумена Кирилла пожаловал монастырю разные деревни с лесами и угодьями. Великие князья выдавали монастырю несколько раз несудимые грамоты: Василий Иоаннович - в 1527 г. на имя игумена Феодосия, царь Иоанн IV - 16 марта 1535 г. на имя игумена Ионы и 17 мая 1551 г. на имя игумена Паисия. В 1764 г. монастырь был упразднен и превращен в приход. Иоанно-Богословский храм, построенный преп. Варлаамом, сгорел от удара молнии, о чем свидетельствовала грамота митрополита Киприана от 16 февраля 1627 г. на имя келаря старца Антония на постройку новой церкви вместо сгоревшей. В 1802-1809 г.г. был построен каменный храм во имя евангелиста Иоанна Богослова с приделами во имя преп. Варлаама Важеского и иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (в теплой трапезе). Трехсвятительский храм, построенный преп. Варлаамом, также сгорел от молнии. Митрополитом Аффонием в 1641 г. дана грамота на строительство новой церкви. В новом храме, по грамоте митрополита Новгородского Макария от 17 февраля 1655 г. на имя игумена Макария, с северной стороны был пристроен придел в честь Св. Духа. Этот храм вскоре сгорел. По грамоте митрополита Питирима от 12 сентября 1671 г. на имя игумена Ионы был построен новый храм в честь Св. Духа с приделом трех святителей. В 1782 г. он был заменен новой церковью с одноименными престолами. Часовня располагалась рядом с храмами, построена в 1821 г. Здесь под спудом находились мощи преп. Варлаама.

http://sobory.ru/article/?object=24804

Смотраковская (Пинежка). Церковь Иоанна Богослова. Богословская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Богослова , " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Варлаама Важского Год постройки:Между 1802 и 1809. Год утраты:приблизительно 1950 (разобрана) Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, правый берег р. Ваги, местность Пинежка, урочище Богословский погост (у Городецкого переката) Координаты: 62.226382, 43.100316 Проезд:От Шенкурска идти лесной дорогой северного направления 22 км; или по Ваги сплав на байдарке, 40 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Богословский погост располагался на правом берегу реки Ваги, в 70 верстах от впадения её в Северную Двину. До 1917 года он находился в Шенкурском уезде Архангельской губернии. Земля, на которой располагался приход, была издревле заселена «заволоцкой чудью» (финно-угорскими племенами) и только в XII–XIV веках стала заселяться новгородцами. В XIV-XV веках нижнее течение Ваги принадлежала роду Своеземцевых. Место, на котором с 1764 года стоял Богословский погост, именуемый местными жителями - Богословка (Пинежка тож), имеет богатую церковную историю, начинающуюся со второго десятилетия XV века, когда новгородским посадником Василием Степановичем Своеземцевым на правом берегу Ваги, в устье р. Малой Пинежки был построен Пинежский городок, куда он переехал вместе с семьёй. В конце 1440-х годов, однажды в ночь на празднование памяти апостола Иоанна Богослова время молитвы в своем доме он услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся в 1 версте выше по течению р. Ваги. Вскоре на этом месте, между устьями рек Пинежки и Малой Пинежки был основан Варлаамиев Важский Иоанно-Богословский мужской монастырь. Основатель обители в 1456 году принял постриг с именем Варлаам и, прожив в иночестве шесть лет, был погребён рядом с алтарной стеной построенной им церковью ап. Иоанна Богослова. Варлаам Важский был прославлен Церковью в лике преподобных. В 1821 году над его мощами была построена существующая поныне деревянная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=59316

Чушевская. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 1440 - 1462. Год утраты:приблизительно 1876 (Разобрана по ветхости) Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.301902, 42.940462 Проезд:От Шенкурска автобусом на Шеговары до х. Черепаха, далее идти по кусту деревень до моста на юго-восток, затем - на юго-запад, ок. 7 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ледский приход расположен по обоим берегам нижнего течения реки Леды, левого притока Ваги (бассейн Северной Двины). До 1917 года деревни этого прихода находились в Шенкурском уезде Архангельской губернии. Земля, на которой располагался приход, была издревле заселена «заволоцкой чудью» (финно-угорскими племенами) и только в XII–XIV веках стала заселяться новгородцами. В XIV-XV веках эти земли принадлежали роду Своеземцевых. Около 1426 года новгородским посадником, богатейшим боярином Василием Степановичем Своеземцевым на правом берегу Ваги, всего в 10 верстах от деревень будущего Ледского прихода, был построен Пинежский городок, а в конце 1440-х - начале 1450-х годов возле него он основал Варлаамиев Важский Иоанно-Богословский мужской монастырь. В 1456 году В.С. Своеземцев в своём монастыре на Ваге принял постриг с именем Варлаам, впоследствии прославленный Церковью в лике преподобных. Имеются исторические сведения, что первую церковь на Ледском погосте во вт. четв. XV века построил В.С. Своеземцев. Это был шатровый храм " восьмериком от пошвы " , с востока и с запада имевший прирубы, крытые бочками, причём трапезная была опоясана галереей. Храм имел один престол в честь Рождества Иоанна Предтечи. Погост получил название Ледский благодаря реки, на правом берегу которой он находился. Издавна на погосте стояла и Георгиевская церковь, когда построенная - остаётся неизвестно. Взамен неё вторая Георгиевская церковь на Ледском погосте была выстроена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 года, данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " . Эта церковь сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=59331

Смотраковская (Пинежка). Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский монастырь. Часовня Варлаама Важского. Варламовская часовня Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Варлаама Важского Год постройки:Между 1821 и 1894. Адрес: Архангельская область, Шенкурский р-н, местность Пинежка, ур. Погост рядом с д. Смотраковская Координаты: 62.227395, 43.100108 Проезд:На правом берегу Ваги в 25 км от Шенкурска, у Городецкого переката. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1802-1809 гг. в отдалении от могилы Варлаама Важского была возведена каменная церковь во имя Иоанна Богослова с приделом в честь Варлаама Важского; в 1821 г. над захоронением преподобного или рядом выстроили часовню (обновлена в 1894 г.). Мощи Варлаама Важского находились под спудом, над ними была сооружена медная посеребренная рака под балдахином. В XVIII - начале XX веках в день памяти Варлаама Важского к часовне ежегодно совершался крестный ход из Шенкурска. В Советское время храмы подверглись разрушению. Часовня сохранилась, в 1929 г. она была занята под зернохранилище совхозом имени Кирова, в настоящее время принадлежит Церкви; ведется работа по установлению местонахождения мощей Варлаама Важского. К 2003 г. сохранилась часовня над местом захоронения прп. Варлаама. Особенным почитанием у жителей Важского края пользуется " Варламиев (Варламовский) колодчик " , находящийся на реке Ледь на Ледском пастбище в 9 км от Иоанно-Богословского монастыря. По преданию, это было место уединенных подвигов Варлаама Важского, по его молитвам здесь забил ключ, впоследствии над ним возвели часовню. В конце XIX - начале XX вв., в день памяти Варлаама Важского, к " Варламиеву колодчику " совершали паломничество крестьяне, жившие по Ваге и Леди. В настоящее время у " Варламиева колодчика " ежегодно в день памяти преподобного служит молебен настоятель шенкурской церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=24803

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ [Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Арханг. С. 218; чудо 1712 г.- РНБ. Тиханов. 226). В др. редакциях жития В. В. описан в чудесах как монах в преклонных годах («возрастом высок»), в монашеских ризах, с большой темно-русой бородой и с жезлом в руках. Среди икон В. В., упоминаемых в письменных источниках, но не сохранившихся до наст. времени: образ, находившийся на мельнице при Иоанно-Богословском мон-ре (без описания во 2-й и 3-й Пространных редакциях жития); храмовый образ В. В. и ап. Иоанна Богослова в молении Св. Троице, написанный иконником Андреем в 1733 г. для Иоанно-Богословского мон-ря (Расходная книга Иоанно-Богословского мон-ря - ГААО. Ф. 829. Оп. 2, 237. Л. 2); большая икона «Варлаам Важский в житии», написанная в 1738 г. при игум. Исаии и поставленная в храме «во имя его посвященном» ( Мясников М. Н. Историческое описание Ваги и города ШенкурскаОтечественные зап. П. Свиньина. 1829. Ч. 38. 109. С. 241, примеч.). В Сийском иконописном подлиннике XVII в. отсутствует изображение В. В., хотя его почитание было распространено на территории Холмогорской и Важской епархии. В Иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 20 июня указано, что В. В. «подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, немного покороче, ризы монашеские и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 59); «сед, брада покороче Зосимовой Соловецкаго» (Перетцевский иконописный подлинник сводной старообрядческой редакции - ИРЛИ. Колл. Перетца. 524, Л.175, XIX в.), иногда добавлено «ряска санкирь з белилом» (РНБ. Собр. Погодина. 1931. Л.172, XIX в.). Сохранившиеся до наст. времени образы В. В. созданы не ранее XVIII в. На иконе XVIII в. (АМИИ) святой, в монашеском облачении с опущенным на плечи куколем, представлен в рост, обращенным влево, в молении Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Этот памятник имеет стилистическое сходство с др. иконой XVIII в.- «Святые Варлаам Важский и Иоанн Богослов» (АМИИ), на к-рой святой представлен вместе с ап. Иоанном Богословом, небесным покровителем мон-ря. Оба написаны в рост, в развороте к центру, в молении Христу Эммануилу, изображенному на облаках в верхней части иконы.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Лит.: Мясников М. Н. Нечто о пятинах Новгородских и в особенности о стране, известной издревле под именем Ваги//Сев. архив. 1827. Ч. 27. 9. С. 21; он же. Ист. черты о г. Вельске, собр. из древних летописей, старинных книг и архивных бумаг/Подгот. к публ. и коммент. Ю. С. Васильев//Важский край: Источниковедение, история, культура. Вельск, 2006. Вып. 3. С. 214; Верюжский. Вологодские святые. С. 366-375; Голубинский. Канонизация святых. С. 150; Дмитриев Л. А. Жанр севернорус. житий//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 192; Поважье в XVIII-XX вв.: (Важский у.- Вельский у.- Вельский р-н): Аннот. библиогр. указ. Вельск, 1999. С. 10; Биланчук Р. П. Церковно-ист. и стат. описание Вологодской епархии 1850-1880-х гг. и развитие ист.-церк. краеведения//Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 82-89; он же. Древности сев. прихода: Взгляд «изнутри»: (По мат-лам церк.-ист. и стат. описаний Сольвычегодского у. сер. XIX в.)//Двинская земля. Котлас, 2003. Вып. 2: Мат-лы 2 межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чт. «Проблемы истории Северного края». С. 132-140; Верёвкина Г. А. Кириллов день в Вельске: Возрождение традиций//Ист. вестн. 2001. 2/3. С. 231-238; Васильев Ю. С. Описание Вельского посада в переписной книге Верховажской четверти Важского у. переписи писца Ф. Л. Караулова и подъячего А. Хрущева 1682 г.//Важский край. Вельск, 2002. [Вып. 1]. С. 181; Романова А. А., Рыжова Е. А. Сказание о Кирилле Вельском//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 867-869; Едовин А. Г. Археологические исслед. на месте часовни Кирилла Вельского (2002 г.)//Важский край: Источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2006. Вып. 3. С. 33-38; Черкасова М. С. Актовые источники в составе нек-рых «историко-статистических описаний» церк. приходов Севера//Там же. С. 155-176; Рыжова Е. А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 390-442; она же. Архитектоника рус. агиографии: Композиционный эпизод «выбор места основания монастыря или храма»: (Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции)//Там же. 2009. Т. 60. С. 51-84.

http://pravenc.ru/text/1840305.html

Они не тело Господне предают на смерть, но раздирают и разсекают верующих которые суть Его члены, и чрез то предают их вечной смерти, паче же себя самих, подобно тому недостойному ученику. Но мы думаем, что и святыне твоей, разсудительной и мудрой, не безызвестно, что нелегко нам склонить к такому же образу мыслей прочих наших епископов, потому что не скоро можно сделать перемену в предмете, особенно касающемся до божества, хотя обычай возник в недавнее время и не утвердился многими годами. Посему полагаем, что можно дозволить читать символ с прибавкою, чтобы не принуждать насилием к оставлению оной, и лучше действовать с кротостию и осторожностию, внушая мало-помалу оставить сию хулу. Пасите еже в вас стадо Божие не нуждею, но волею, ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду, рек верховный апостол Петр. Итак обвиняющие нас в том, будто и мы разделяем сие мнение, говорят неправду; но те не лгут, которые, не сомневаясь о моем образе мыслей, утверждают, что есть еще у нас люди, дерзающие так произносить символ. Итак, твоему братству подобает и не соблазняться о нас, и не отделять нас от прочего церкви нашей тела, но паче с кротостию и осторожностию содействовать нам в обращение к истине уклонившихся от нее, да с нами купно получить награду». Иоанн. VIII Послан. к Фотию: духовн. бесед, т. 7, стр. 2–4. Спб. 1859 г. 167 Некоторые полагают, что символ с словами «и (от) Сына» принят был в Риме или в девятом веке при папе Николае I, или же в десятом, при папе Христофоре I или Ceprue III (Каве Истор. пвсател. церк. т. 1, стр. 464. Базель, 1741 г. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 1, стр. 253, примеч. 4. Литтих, 1850 г.); но неверность сего предположения можно видеть из двух предыдущих примечаний. Не принимают его и некоторые из латинских же писателей. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 422. Брюссель, 1848 г. 173 Либерман. Урок. богословск. т. 3, стр. 265. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 428. Брюссель, 1848 г. 174 «Следуя сим святым и блаженным пяти соборам, я признаю одно и единственное определение Веры, и знаю одно учение и символ, – тот самый, который премудрым и блаженным, исполненным божественного вдохновения, никейским собором трех сот осьмнадцати богоносных отцев, по внушению Духа Божия, изречен, и константинопольским собором ста пятидесяти богодухновенных отцев утвержден, и первым ефесским собором двух сот богопросвещенных отцев подтвержден, равно принят и подтвержден собором халкидонским, состоявшим из шести сот тридцати святейших отцев, на котором ясно повелено хранить сей символ неизменно, непреложно и ненарушимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010