Алексеем I Комнином (1081-1118), к-рый якобы был погребен в П. м. Легенда отражена в ряде публикаций Нового времени, в т. ч. в «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701). В. Г. Григорович-Барский также некритически принимал эти сведения. Предание подверг критике архим. Порфирий (Успенский) , справедливо полагавший, что основателями П. м. были вел. стратопедарх Алексей и его брат, вел. примикирий Иоанн, которые жили в XIV в. Порфирий в подтверждение своей т. зр. ссылался на акты Св. Горы Афон (Там же. C. 120-127); эту идентификацию принимают и совр. исследователи. Т. о., П. м. был основан высокопоставленными чиновниками, военная и адм. карьера которых достаточно отражена в источниках: Алексей († между 1368 и 1373) занимал в то время (1357) должность вел. примикирия, а год спустя стал вел. стратопедархом в Македонии (PLP, N 91128); его младший брат - Иоанн († до 1394; возможно, в 1386/87) был протосевастом (1357), затем - также вел. примикирием (с 1357) (Ibid. N 92154). Возможно, они принадлежали к числу родственников имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), хотя неизвестно точно, носили ли они ту же фамилию. Предложенное Г. А. Острогорским отождествление одного из братьев с Иоанном Палеологом, занимавшим должность вел. примикирия в 1373 г. (PLP, N 21484; см.: Острогорски Г. Сабрана дела. Београд, 1970. Кн. 4: Buзahmuja и Словени. С. 615-624), в наст. время окончательно отвергнуто ( Talbot, Cutler. 1991). Время создания мон-ря определяется на основании дарственной записи пинкерниссы Анны Торникины (Actes de Saint-Pantéléèmon. 1982. P. 100-105. N 12; рус. пер.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 122-125); датирована авг. 6866 г. от Сотворения мира, т. е. 1358 г. по Р. Х. Еп. Порфирий, указывая на то, что последняя цифра в обозначении года может быть прочитана и как «6» (ς), и как «1» (α), считал более обоснованным последний вариант, к-рый соответствует 1353 г. В совр. литературе принимается датировка 1358 г. ( Kravari. 1991. P. 7-9; Talbot, Cutler. 1991; Pavlikianov. 2001. P. 113-114; PLP, N 29135).

http://pravenc.ru/text/2578890.html

В Ватопеде хранятся частицы мощей многих святых: святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители – преподобных Николая, Афанасия и Антония, великомученика Меркурия, апостола Андрея Первозванного, святого Иоанна Предтечи, апостола Варфоломея, первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, священномученика Харалампия, святого Андрея Критского, мучеников Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, великомучениц Екатерины и Марины, мучениц Параскевы, Пелагии и Феодосии, праведного Иоанна Милостивого, преподобного Евдокима, Ватопедского чудотворца; преподобных Агапия, Никодима и Иоакима Папулакиса, мучеников Флора и Арефы, преподобной Макрины, священномученика Ермолая. Библиотека хранит одно из самых богатых и редких собраний книг (более 10000) и рукописей (2068). Историческая драгоценность здешней библиотеки – Птолемеева «География» с картами. Богатейшим собранием обладает и ватопедская ризница. В ней, в частности, можно поклониться небольшим иконкам, которым царица Феодора молилась в годы иконоборчества. Иверский монастырь Иверский монастырь, иначе называемый Ивирон, занимает третье место в святогорской иерархии. Эта обитель расположена в полутора часах ходьбы от Карей. Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица – это место называется Климентова пристань. Первоначально на месте Иверской обители существовал языческий храм Посейдона. Впоследствии он был перестроен и освящен в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Некоторое время спустя на этом месте была устроена «Лавра Климента». Сам Иверский монастырь в его нынешнем виде был основан в конце X века выходцами из Иверии – преподобными Иоанном Торникиосом, Евфимием и Георгием, происходившими

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В 40-х гг. XII в. А. с. в третий раз подвергся структурной переработке по велению настоятеля мон-ря Иоанна (Калакалы): гимнографический материал и поминальные записи были перенесены в конец рукописи и снабжены специально оставленными чистыми листами для новых записей, сборник приобрел, т. о., черты своего рода хроники Ивирона, где с документальной точностью фиксировались важнейшие события жизни мон-ря. Эта часть рукописи названа «Книгой агап» (синодик) и содержит 167 поминальных записей. В 1-й редакции их насчитывалось 50, сохранилось 22 (1 дек.- 13 февр.). Игум. Иоанном (Таплаисдзе) сделано еще 77. Записи расположены в порядке церковных празднеств. Каждая состоит из поминовения лиц, оказавших к.-л. услугу мон-рю, при этом точно указаны объем и содержание пожертвования (евлогии), а также общественное положение жертвователя. Для самых заслуженных лиц и царских особ дни поминовения сопадают с днями Господских праздников (напр., память Константина Мономаха установлена 6 янв.- в день Крещения Господня и 6 авг.- в день Преображения Господня). В синодике упомянуты груз. царь Баграт IV, царица Мариам, св. царица Тамара и мн. др. представители груз. и визант. знати. С особым почетом (со множеством литургических элементов) совершалось поминание основателей Ивирона и отцов-подвижников, среди к-рых святые Иоанн Торникий Святогорец, Иоанн Грузин , Евфимий и Георгий Святогорцы и др. Отдельные поминальные записи появлялись в виде вставок и позже, напр. в XVI в. поминовение семьи Атабагов - правителей княжества Юж. Грузии 161-164 по изд. Е. П. Метревели). Кроме того, рукопись пополнялась приписками, сделанными странниками, с разными сообщениями на груз. и греч. языках, среди них - приписка Филиппа Шакарашвили (1565), поминальная запись митр. Тбилисского Елисея (1640), а также запись архиерея Тимофея (1755), выполненная неким Бердзеновым в Грузии в 1868 г. Как сообщает проф. А. Цагарели, нашедший А. с. в Мегрелии, рукопись была доставлена с Афона в Грузию неким афонским монахом-грузином. В 80-х гг. XIX в. ее привезли в Тбилиси и передали в Церковный музей Грузинского экзархата, затем в рукописное отд-ние Гос. музея Грузии, оттуда в 1959 г. в Ин-т рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии.

http://pravenc.ru/text/77106.html

Эти две ветви принадлежать к древнейшим и знаменитейшим родам Грузии. Один из предков их, эристав Торникий служил со славою в византийских войсках в десятом веке; в последствии он основал, на Афонской горе, обитель Иверскую-Афонскую, где и приял образ иноческий, вместе с родственниками своими Евфимием и Иоанном, уступив игуменство Иоанну, а по нём Евфимию. По смерти Императора Романа III, в государстве вспыхнул страшный бунт, поддерживаемый Персиянами. Вдовствующая Императрица Зоя прибегла к Торникию, который, с благословения святого Афанасия Афонского , принял начальство над византийским войском; разбил и Персиянин и мятежников; усмирил бунт, и вместо предлагаемых ему Императрицею наград просил сумму на достроение монастыря, куда немедленно возвратился и кончил в нём жизнь простым иноком, в маститой староста, около 1028 года. Разделение Эристовых на Арагвских и на Ксанских произошло следующим образом. Предки их были эриставами Ксанскими. По кончине эристава, в 1560 году, Царь Грузинский Симион I, не желая отдать его наследства второму брату его Иасону, отдал третьему, младшему брату, от коего происходят князья Эристовы-Ксанские, а Иасону отдал Арагвскую область, объявив его эриставом арагвским, и внук Иасона, эристав Нуксар был родоначальником нынешних князей Эристовых-Арагвских. Из числа князей Эристовых-Ксанских, бывших удельными князьями до присоединения Грузии к России, в 1801 году, четверо пали смертию храбрых в рядах русского войска; один убит, в 1806 году, под Баку, вместе с знаменитым Цициановым; другой убит при усмирении в Грузии мятежа; третий, офицер лейб-гвардии уланского полка, убит под Лейпцигом, в 1813 году; четвёртый, князь Захарий Георгиевич, убит на Кавказе, в 1850 году. Отец сего последнего, князь Георгий Евсеевич, ныне генерал от инфантерии, сенатор и святого Александра Невского кавалер; женат был на царевне Грузинской Гаианне (рождение 1795 † 22 июля 1820), дочери последнего Царя Грузинского Георгия XIII, и от брака сего, кроме вышеупомянутого сына, женатого на княжне Елене Луарсабовне Орбелиани, имел двух дочерей: княжну Кетевань Георгиевну, за князем Мамукою Фомичём Орбелиани, и княжну Марию Георгиевну, за князем Георгием Эристовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Ошкская Библия. 978 г. (Ath. Iver. 1) Ошкская Библия. 978 г. (Ath. Iver. 1) В духовной культурно-просветительской деятельности в Ошки принимали участие представители груз. феодального рода Чордванели - братья прп. Иоанн Торникий и Иоанн (Варазваче). Созданные в Ошки рукописи содержат много приписок-завещаний их авторов, а также прп. Иоанна Торникия и Иоанна (Варазваче) и являются первоисточниками по истории феодального дома Чордванели и культурно-лит. жизни Тао-Кларджети. Нек-рые исследователи (П. Пеетерс, Н. Акинян, Н. Адонц) выразили сомнение в достоверности этих сведений, считая их неаутентичными. Проведенные в последнее время кодикологические, палеографические и исторические исследования материала позволили доказать обратное, а также более четко определить роль ошкского скриптория в создании фондов груз. книжности Иверского мон-ря на Афоне. По инициативе ктитора Иверского мон-ря прп. Иоанна Торникия и Иоанна (Варазваче) в Ошки специально для Афона переписывались мн. рукописи. С Ошки связана деятельность Давида Ошкели, переписавшего в 995 г. Тбетское Четвероевангелие (РГБ), Иоанна Ошкели (Псалтирь. Sinait. iber. 15, X в.), Ефрема Ошкели (XI в.), в дальнейшем подвизавшегося на Чёрной Горе (Кекел. Q 37). В лит. центре мон-ря Хахули в XI в. по инициативе Иоанна Хахульского были переписаны Поучения свт. Кирилла Александрийского (Hieros. Patr. 151) и Минея на февр. (Hieros. Patr. 35); Василий, сын Баграта, создал песнопение в честь прп. Евфимия Святогорца (Кекел. Н 1710); Давид Тбилели переписал Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна (Hieros. Patr. 32), рукопись была перевезена в Крестовый мон-рь в Иерусалиме. В Хахули начинал свою деятельность прп. Георгий Святогорец. Уцелела лишь малая часть его рукописей. Самое раннее сведение о мон-ре Пархали зафиксировано в переписанном для мон-ря в 973 г. Иоанном Бераи Четвероевангелии (Кекел. А 1453). Здесь Габриел Патараи (X-XI вв.) переписал одну из древнейших рукописей, выполненную строчным письмом нусхури,- Пархальское Четвероевангелие (Кекел. S 4927), а также «Слова и чтения св. отцов» (Кекел. А 144) и Пархальский Многоглав (Кекел. А 95, пергамен) - обширный сборник, содержащий как переводные, так и оригинальные агиографические и гомилетические произведения.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Иверский монастырь (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иверский монастырь или Ивирон — православный (ныне греческий) монастырь на Святой Горе, занимающий в святогорской иерархии 3-е место. Иверский монастырь (греч. Μον Ιβρων, груз. ) находится на северо-востоке полуострова; основан в 980—983 гг. грузинами. Содержание История [ править править код ] Ивирон – греческое название Древней Грузии, Иверия. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном , Евфимием и Георгием , происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия. Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки. Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги. Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери . О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Ивер...

Ивер основан в исходе 10-го века царственными иноками: Иоанном, Евфимием, сыном его, и родственным им Георгием. Все они происходили из династии Грузинской – от рода Багратионов, в области Таосской. Малая Иверская обитель вначале посвящена была св. Иоанну Предтече. Но потом при Торникии, также Грузинского происхождения, знаменитом полководце Греческом, монастырь этот был распространен и возвеличен до настоящего его вида, и соборный храм устроен в чести. Успения Божией Матери. На берегу моря, близ монастыря, обозначено место несколькими кельями и церковью в честь Богоматери, где Её святая икона была принята с моря отшельником иноком Гавриилом. Вблизи Иверской обители полагают пристань Климентову, где, по преданию, Пресвятая Дева Богородица, по прибытии к Святой Горе, вступила с корабля на Афонский берег. От Ивера до монастыря Филофея – два часа ходу, а до скита Предтечи – полчаса. Скит Иверский св. Предтечи (принадлежит Иверскому монастырю) На полчаса пути от Иверского монастыря отстоит скит св. Предтечи, входящий в составь Иверской собственности на Святой Горе. Соборный храм скита посвящен в честь усекновения честной главы св. Предтечи Господня Иоанна. Основателем скита полагают преподобномученика Иакова; более десяти келлий скитских рассыпано на живописном холме. В одной из них находятся мощи новых преподобномучеников Игнатия, Евфимия и Акакия, от турок пострадавших. Старец этих страстотерпцев инок Григорий только что в 1862 году декабря 22 скончался. Основание скита относится к 16 веку. В ските находятся св. мощи: св. муч. Меркурия, св. Христофора, св. Пантелеимона, св. Трифона, св. Иоанна Златоуста , св. Дионисия Ареопагита , св. бессребреника Космы, трех новых мучеников: Игнатия, Евфимия и Акакия. 13. Монастырь св. Филофея (идиоритм) От Карии отстоит на два часа ходу, от Каракалла – на полчаса. Соборный храм посвящен в чести. Благовещения Пресвятой Богородицы. Кроме животворящего Древа Креста Господня, здесь есть части св. мощей: правая рука Иоанна Златоуста ; нога, начиная от колена, св. великомученицы Марины; левая нога св. великомученика Пантелеимона; части, руки и лба преподобного Луки Элладского; части св. мучеников: Исидора и Харалампия, кровь великомученика Димитрия и части, св. мученицы Параскевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь Иверский 3 в разряде монастырей Афонских, первоначально был населен тремя иноками из Грузинских князей Иоанном, Евфимием, Георгием. Он стоит на берегу моря под высокими горами. Помянутые князья построили там сперва небольшую обитель и церковь богатую, с куполом на четырех мраморных столпах. Но со вступлением на иноческие подвиги мужественного полководца Грузинского Торникия, обитель сия обратилась в богатый, великолепный и славный числом подвижников, а в последствии и чудотворною иконою монастырь Иверской Божией Матери. Посла кончины императора Греческого Романа, по случаю открывшейся войны с Персами, ужасавшей Византию, царица Зоя вызвала Торникия из скромной келии Афонского монаха; – не соглашавшийся на предложение двора был к тому побужден всеобщею просьбой пустынножителей Афонских волей и благословением Св. Афанасия Афонского ; прогнал Персов и, заключив с ними мир, Победитель Торникий сделан был Архимандритом, и вместо чинов и величия испросил пособия для построения нового лучшего монастыря. Сими пособиями умножив келии, расширил церковь о многих главах, и окружила высокими станами, уцелевшими доныне. По воле основателя главный храм был освящена во имя Успения Пресвятые Богородицы, вместо прежней обители, именовавшейся Предтеченскою. Этот храм носил сие имя до Феофила ИконоборцаˆВ царство же Феофила, (827–842 г.) воздвигшего жестокое гонение против иконопочитателей, благочестивые христиане в Константинополе, как говорит предание, ввергли икону Богоматери в море, чтобы не дать на посрамление свирепым исполнителям нечестивой воли императора. По усмотрена Божию, икона сия в сиянии света приплыла к горе Афонской, и остановилась в виду монастырей. Преподобный Монах из Грузин, живший в уединении от братьев, был удостоен, – с опорою веры, препобеждающий чин природы вступить на море и принять Св. икону Божия Матери. Икона сия поскольку положена была в Иверском монастыре, а сам монастырь находится при всходе на Афоне, при вратах всей горы; то и получила название: Πορτατισσης, (вратарницы). Посему случаю на иждивении царей Грузинских и построена церковь во имя сей чудотворной иконы, украшенной и обложенной серебром с Грузинскою надписью, какою-то воспитательницею владетельного князя Дадиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Иоанн скончался 14 июня 1005 г. (по церковной традиции 998). Согласно его письменному завещанию (цитируется в Житии; не сохр.), управление мон-рем было передано прп. Евфимию, после кончины к-рого игуменом И. м. должен был стать прп. Георгий Строитель. Епитропом И. м. был определен император. Прп. Иоанн был погребен в И. м., над его могилой прп. Евфимий выстроил ц. во имя Всех святых. В игуменство прп. Евфимия (1005-1019) И. м. стал одним из крупнейших мон-рей Афона, в нем подвизалось уже ок. 300 насельников: преподобный охотно принимал опытных в хозяйственных делах монахов, большинство из к-рых были греками. Появившееся в то же время название И. м. как «монастыря, лавры иверов» (μον τν Ιβρων - Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 27, 28; Λαρα τν Ιβρων - Ibid. N 29, 30) прочно закрепилось в документах. Т. о., И. м., основанный прп. Иоанном-Торникием как родовой мон-рь, стал восприниматься как мон-рь грузин на Афоне. Прп. Евфимий управлял монастырем 14 лет, в документах 1007-1015 гг. (Ibid. N 14-18, 20, 21) встречается лишь его подпись. Известен только один документ этого периода - акт протоспафария и судьи Волерской, Стримонской и Фессалоникийской фем Андроника от 1017 г. (Ibid. N 29), на основании которого можно заключить, что прп. Георгий Строитель также был наделен некоторой властью. Последний подписанный прп. Евфимием документ относится к янв. 1018 г., подписи прп. Георгия появляются в документации с сент. 1019 г. Именно с периодом настоятельства в И. м. прп. Евфимия церковная традиция XIX в. связывает явление на Афоне иконы Божией Матери «Портаитиссы». Согласно греч. сказаниям, сохранившимся в рукописях XVI в., икона была брошена в море вдовой из Никеи в правление имп.-иконоборца Феофила (см. подробнее в ст. Иверская икона Божией Матери). Еп. Порфирий (Успенский) считал, что фигурирующее в поздних греч. источниках имя груз. настоятеля Павла относилось к мон-рю Афо и что период игуменства Павла в Афо пришелся на одно время с настоятельством прп. Евфимия в И. м. По мнению епископа, описание и история иконы были известны груз. инокам Афона благодаря рассказам подвизавшегося в Афо сына вдовы из Никеи (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 160-171).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Евфимий Новый         Евфимий Новый (1005-1019) ктитор монастыря Иверон   13 мая   В игуменство прп. Евфимия       В игуменство прп. Евфимия (1005-1019) Иверон стал одним из крупнейших монастырей Афона, в нем подвизалось уже ок. 300 насельников: преподобный охотно принимал опытных в хозяйственных делах монахов, большинство из к-рых были греками. Появившееся в то же время название Иверон как «монастыря, лавры иверов» прочно закрепилось в документах.   Т. о., Иверон , основанный прп. Иоанном-Торникием как родовой монастырь, стал восприниматься как монастырь грузин на Афоне.   Евфимий Новый Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=654

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010