Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Ивирон. Очень подробная история из справочников с библиографией [Ивирон, Иверон; груз. ; греч. Ιερ Μον Ιβρων], в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона, 3-й после Великой Лавры и Ватопеда. Основан в 980-983 гг. преподобными Иоанном-Торникием (Чордванели) и Иоанном Святогорцем. До 1015 г. И. м. назывался лаврой Климента (Λαρα το Κλμη, το Κλμεντος), затем - мон-рем или лаврой Евфимия (Λαρα το κρ Εθυμου), с 1020 г.- лаврой Ивера, т. е. прп. Иоанна Святогорца (Λαρα το Ιβηρος), мон-рем иверов, т. е. грузин (μον τν Ιβρων),- это название впосл. сократилось до Ивирон. И. м. расположен в сев.-вост. части п-ова Айон-Орос (Афон) на берегу небольшой бухты, где находился античный г. Клеоны со святилищем Посейдона. По преданию, здесь высадилась Пресв. Богородица с ап. Иоанном Богословом, когда их корабль был принесен бурей к берегам Афона. Жители этого города были обращены в христианство пришедшим из Иерусалима еп. Климентом в III или в нач. IV в. Пристань и возникшая здесь в VIII в. обитель получили имя епископа, церковь была освящена во имя св. Иоанна Предтечи. В ней покоились мощи прп. Петра Афонского (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 460). Источники по истории И. м. имеют важное значение для изучения истории не только Иверского и др. афонских мон-рей, но также Грузии, Византии, грузино-визант. взаимоотношений, средневек. уклада монастырской жизни груз. и визант. мира. Важнейшими первоисточниками для изучения истории И. м., особенно его раннего периода, служат агиографические памятники груз. и греч. лит-ры: грузинские соч. «Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве», написанное прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в 1042-1044 гг. (НЦРГ. A 558, 1074 г.; Афонский сб.//НЦРГ. А 130, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.- Георгий Мтацмидели. Житие...//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105), и соч. «Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца», созданное учеником преподобного Георгием Мцире по поручению прп. Георгия Затворника в 1066-1068 гг. (НЦРГ. S 353, XI в.; Афонский сб.//НЦРГ. А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.- Георгий Мцире. Житие... 1901. С. 279-351; Он же. То же. 1946. C. 180-214; Он же. То же//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207), а также составленная в 1-й пол. XVIII в. и основывающаяся на груз. источниках греч. повесть неизвестного автора «О Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах», дошедшая в 2 рукописях 1-й пол. XVIII в.: Ath. Iver. georg. 453 (Lambros. 1900. Vol. 2. P. 147) и Vat. gr. 2613 (BHG, N 2143; Греч. «Житие» Иоанна... 1982. С. 74-120).

http://isihazm.ru/?id=748

Эти две ветви принадлежать к древнейшим и знаменитейшим родам Грузии. Один из предков их, эристав Торникий служил со славою в византийских войсках в десятом веке; в последствии он основал, на Афонской горе, обитель Иверскую-Афонскую, где и приял образ иноческий, вместе с родственниками своими Евфимием и Иоанном, уступив игуменство Иоанну, а по нём Евфимию. По смерти Императора Романа III, в государстве вспыхнул страшный бунт, поддерживаемый Персиянами. Вдовствующая Императрица Зоя прибегла к Торникию, который, с благословения святого Афанасия Афонского , принял начальство над византийским войском; разбил и Персиянин и мятежников; усмирил бунт, и вместо предлагаемых ему Императрицею наград просил сумму на достроение монастыря, куда немедленно возвратился и кончил в нём жизнь простым иноком, в маститой староста, около 1028 года. Разделение Эристовых на Арагвских и на Ксанских произошло следующим образом. Предки их были эриставами Ксанскими. По кончине эристава, в 1560 году, Царь Грузинский Симион I, не желая отдать его наследства второму брату его Иасону, отдал третьему, младшему брату, от коего происходят князья Эристовы-Ксанские, а Иасону отдал Арагвскую область, объявив его эриставом арагвским, и внук Иасона, эристав Нуксар был родоначальником нынешних князей Эристовых-Арагвских. Из числа князей Эристовых-Ксанских, бывших удельными князьями до присоединения Грузии к России, в 1801 году, четверо пали смертию храбрых в рядах русского войска; один убит, в 1806 году, под Баку, вместе с знаменитым Цициановым; другой убит при усмирении в Грузии мятежа; третий, офицер лейб-гвардии уланского полка, убит под Лейпцигом, в 1813 году; четвёртый, князь Захарий Георгиевич, убит на Кавказе, в 1850 году. Отец сего последнего, князь Георгий Евсеевич, ныне генерал от инфантерии, сенатор и святого Александра Невского кавалер; женат был на царевне Грузинской Гаианне (рождение 1795 † 22 июля 1820), дочери последнего Царя Грузинского Георгия XIII, и от брака сего, кроме вышеупомянутого сына, женатого на княжне Елене Луарсабовне Орбелиани, имел двух дочерей: княжну Кетевань Георгиевну, за князем Мамукою Фомичём Орбелиани, и княжну Марию Георгиевну, за князем Георгием Эристовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Ивирон На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия. Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки. Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги. Климентова пристань Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/52975.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Евфимий Новый (1005-1019) ктитор монастыря Иверон         Евфимий Новый (1005-1019) ктитор монастыря Иверон   13 мая   В игуменство прп. Евфимия       В игуменство прп. Евфимия (1005-1019) Иверон стал одним из крупнейших мон-рей Афона, в нем подвизалось уже ок. 300 насельников: преподобный охотно принимал опытных в хозяйственных делах монахов, большинство из к-рых были греками. Появившееся в то же время название Иверон как «монастыря, лавры иверов» прочно закрепилось в документах.   Т. о., Иверон , основанный прп. Иоанном-Торникием как родовой монастырь, стал восприниматься как монастырь грузин на Афоне. Прп. Евфимий управлял монастырем 14 лет, в документах 1007-1015 гг. встречается лишь его подпись. Известен только один документ этого периода - акт протоспафария и судьи Волерской, Стримонской и Фессалоникийской фем Андроника от 1017 г, на основании которого можно заключить, что прп. Георгий Строитель также был наделен некоторой властью. Последний подписанный прп. Евфимием документ относится к янв. 1018 г., подписи прп. Георгия появляются в документации с сент. 1019 г.         «Портаитисса»           Именно с периодом настоятельства в Иверон прп. Евфимия церковная традиция XIX в. связывает явление на Афоне иконы Божией Матери « Портаитиссы ».     Согласно греч. сказаниям, сохранившимся в рукописях XVI в., икона была брошена в море вдовой из Никеи в правление имп.-иконоборца Феофила (см. подробнее в ст. Иверская икона Божией Матери). Еп. Порфирий (Успенский) считал, что фигурирующее в поздних греч. источниках имя груз. настоятеля Павла относилось к мон-рю Афо и что период игуменства Павла в Афо пришелся на одно время с настоятельством прп. Евфимия в Иверон По мнению епископа, описание и история иконы были известны груз. инокам Афона благодаря рассказам подвизавшегося в Афо сына вдовы из Никеи (Порфирий (Успенский).       А. Натроев, ссылаясь на описание в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев чудесного выздоровления прп. Евфимия, полагал, что в месте, где речь идет о молитве прп. Иоанна за сына перед образом Пресв. Богородицы, подразумевается именно « Портаитисса ».

http://isihazm.ru/1/?id=1870

В состав сборника о свт. Иоанне Златоусте (Ath. Iver. georg. 3. 141 fol.; 36×24,7 см; пергамен, кожаный на деревянной основе с тиснением переплет, письмо нусхури), созданного каллиграфом Иоанном Чираем по заказу прп. Иоанна-Торникия и Иоанна (Варазваче), входят Житие свт. Иоанна, написанное патриархом Георгием I Александрийским (Fol. 1-131), и энкомий Космы Веститора на перенесение мощей свт. Иоанна (Fol. 131-141). Упоминание прп. Иоанна-Торникия как патрикия (Fol. 26, 35) позволяет определить, что рукопись начали переписывать ок. 978 г. (Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 28-30; Метревели. 1996. С. 22-24). По мнению Н. Акиняна, в О. также был переписан трактат «Сокровище» свт. Кирилла , архиеп. Александрийского. Однако в современной грузинской историографии считается, что, несмотря на то что рукопись переписал деканоз О. каллиграф Стефан, сборник был создан в одном из мон-рей, расположенных во владениях прп. Иоанна-Торникия в окрестностях Карина-Эрзурума ( Метревели. 1996. С. 24-34). В 70-х гг. X в. в О. работали также каллиграфы Георгий, сын Геласия, и Микаел, сын Иоанна (Варазваче). Деятелем X или XI в. являлся Григорий Ошкели, переводивший и переписывавший сочинения свт. Григория Богослова. Известно слово «Против евномиан» (НЦРГ. A 87, XI в. Л. 387-393 об.). Прп. Ефрем Мцире писал, что этот перевод был осуществлен с арм. текста, восходившего к греч. прототипу (НЦРГ. A 292, 1800 г. Л. 314; Описание груз. рукописей. 1980. Т. 1. Вып. 3. С. 189). По мнению К. Кекелидзе , Григорий Ошкели также перевел слово свт. Григория «Надгробное брату Кесарию» (НЦРГ. A 87. Л. 394-415 об.; Описание груз. рукописей. 1973. Т. 1. Вып. 1. С. 308-309). Переводы Григория Ошкели отличаются высоким лит. уровнем и существенно разнятся с известными арм. переводами ( Абуладзе. 1944. С. 034-035; 0194-0199). В 1033 г. по заказу еп. Ишханского Илариона каллиграф Гавриил переписал в О. Четвероевангелие, известное как Местийское (ИЭМС. 1; см. в ст. Ишханская епархия ). Братия О. нередко подвизались в др. мон-рях Грузии и за рубежом. В 995 г. в Тбети Давид Ошкели и Архип переписали Тбетское I Четвероевангелие (РНБ; ротокопия: НЦРГ. Rt. 3. 21). В 978 г. Иоанн Ошкели (по мнению нек-рых исследователей, Иоанн-Зосим ) по заказу деканоза Михаила переписал в Екатерины великомученицы монастыре на Синае Псалтирь (Sinait. iber. 15. Fol. 39, 68, 115v). В XI в. в мон-ре Езры на Чёрной Горе работал Ефрем Ошкели, сподвижник прп. Ефрема Мцире (НЦРГ. Q 37) ( Силогава. 2006. С. 47-59; Рукописное наследие. 2018. С. 95, 98-102).

http://pravenc.ru/text/2581783.html

Вскоре после воздвижения храма во имя Предтечи Господня стал воздвигаться большой великолепный храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. По воле Божией случилось так, что славный воевода Торникий Иверской земли, также рода царского Багрид, принимает иночество с именем Иоанн, подвизаясь вместе с Иоанном и Евфимием. Инок Иоанн, известный своим великим умением полководца, вызывается вдовою императора Романа Младшего, Феофанией, для помощи в отражении сарацын. Торникий (Иоанн) после победы возвращается в обитель с неимоверным богатством, которое было отдано на сооружение дивного храма Успения Пресвятой Богородицы. Храм венчает главный купол над церковью и два над притворами: справа – свят. Николая и слева – св. Архангелов. Стеныхрама сияют, выложенные мраморной плитой, притворы поддерживаются мраморными колоннами. Так с Божией помощью, по милости и обещанию Божией Матери в заступничестве своего святого удела, из малой обители постепенно будет устраиваться будущий обширный Иверский монастырь. Здесь, где, по древнему преданию, первый раз ступала ее нога, испуганные афонские язычники неистово кричали: «Люди, прельщенные Аполлоном! Ступайте все в Климентову пристань и приимите там Марию, Матерь Великого Бога Иисуса!» Народ быстро побежал на морской берег, к указанному месту и, действительно, увидел там приставший корабль с Божией Матерью...». (Путеводитель по Афонской горе, Москва 1903, стр. 9). Именно в этом месте, в X веке воздвигаются стены Иверского монастыря Иверскими подвижниками – Иоанном, Евфимием и Торникием (в иночестве Иоанном). Сюда, к стенам Иверской обители, прибудет чудесным образом по водам Чудотворная икона Божией Матери, брошенная в море во спасение от иконоборцев. В IX веке по Рождестве Христовом, в царствование греческого императора Феофила, ярого иконоборца, недалеко от города Никеи жила богатая и благочестивая вдова с сыном. В их доме находилась дивная икона Божией Матери, и в это жестокое время гонений, истязаний христиан за св. иконы, они получали великое утешение в молитвах перед Ней.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Алексеем I Комнином (1081-1118), к-рый якобы был погребен в П. м. Легенда отражена в ряде публикаций Нового времени, в т. ч. в «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701). В. Г. Григорович-Барский также некритически принимал эти сведения. Предание подверг критике архим. Порфирий (Успенский) , справедливо полагавший, что основателями П. м. были вел. стратопедарх Алексей и его брат, вел. примикирий Иоанн, которые жили в XIV в. Порфирий в подтверждение своей т. зр. ссылался на акты Св. Горы Афон (Там же. C. 120-127); эту идентификацию принимают и совр. исследователи. Т. о., П. м. был основан высокопоставленными чиновниками, военная и адм. карьера которых достаточно отражена в источниках: Алексей († между 1368 и 1373) занимал в то время (1357) должность вел. примикирия, а год спустя стал вел. стратопедархом в Македонии (PLP, N 91128); его младший брат - Иоанн († до 1394; возможно, в 1386/87) был протосевастом (1357), затем - также вел. примикирием (с 1357) (Ibid. N 92154). Возможно, они принадлежали к числу родственников имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), хотя неизвестно точно, носили ли они ту же фамилию. Предложенное Г. А. Острогорским отождествление одного из братьев с Иоанном Палеологом, занимавшим должность вел. примикирия в 1373 г. (PLP, N 21484; см.: Острогорски Г. Сабрана дела. Београд, 1970. Кн. 4: Buзahmuja и Словени. С. 615-624), в наст. время окончательно отвергнуто ( Talbot, Cutler. 1991). Время создания мон-ря определяется на основании дарственной записи пинкерниссы Анны Торникины (Actes de Saint-Pantéléèmon. 1982. P. 100-105. N 12; рус. пер.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 122-125); датирована авг. 6866 г. от Сотворения мира, т. е. 1358 г. по Р. Х. Еп. Порфирий, указывая на то, что последняя цифра в обозначении года может быть прочитана и как «6» (ς), и как «1» (α), считал более обоснованным последний вариант, к-рый соответствует 1353 г. В совр. литературе принимается датировка 1358 г. ( Kravari. 1991. P. 7-9; Talbot, Cutler. 1991; Pavlikianov. 2001. P. 113-114; PLP, N 29135).

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Афанасия, в 1,5 км от Великой Лавры построили груз. ц. во имя св. Иоанна Предтечи и келлии «и перебывали там долгое время, подобно ангелам Божиим». И.-Т. упоминается в колофоне переписанного в 978 г. прп. Евфимием Святогорцем сборника сочинений свт. Василия Великого (Ath. Iver. georg. 16) вместе с 7 др. насельниками келлий: прп. Иоанном, прп. Евфимием, Арсением, Феодором, Георгием и переписчиком рукописи Саввой ( Lefort. 1985. Vol. 1. P. 16-17, 21-22; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54). В 976 г. началось восстание Варды Склира, провозгласившего себя визант. императором и разбившего визант. войска Варды Фоки. Феофано, мать малолетних императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII , рассчитывала на военную помощь Грузии. Не имея возможности отправить к груз. царю своего посланника, она обратилась к груз. вельможам-монахам. Летом 978 г. она от имени своих сыновей направила с севастофором письма прп. Афанасию, прп. Иоанну и И.-Т., где просила «вне всякой причины прийти к царству нашему». Как указано в Житии, преподобные Афанасий и Иоанн, оказавшись «в великом затруднении... поклонились Торнику и стали умолять его». Но И.-Т. не хотел покидать мон-рь: «Знаю я, из-за чего призывают меня… и поскольку… облекся я в образ монашеский, я отныне не имею ничего уступать ни царям, ни кому иному в мире… если пойду, опять ввергнут меня в мятеж мира сего». Как сказано в Житии, споры продолжались неделю, наконец преподобным удалось уговорить И.-Т. отправиться в К-поль. Духовную ответственность за его временный уход из мон-ря они взяли на себя. И.-Т. с большими почестями был принят в К-поле, императоры пожаловали ему высший церковный титул синкелла. Часть трофеев И.-Т. разделил между воинами, часть отдал груз. царю, оставшееся (свыше 1,2 литры золота) - передал в ведение прп. Иоанна. Поскольку с собой на Св. Гору И.-Т. привез «рясофорных и прославленных монахов… множество немалое и желал, дабы одни лишь грузины были в монастыре все насельники», прп. Иоанн «ради покоя грузин, а еще более для назидания Торника» разрешил на имеющиеся средства основать груз.

http://pravenc.ru/text/578028.html

Взяв сына и неск. учеников, преподобный пришел на Афон к основавшему в 963 г. Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому . Согласно Житию, мать прп. Афанасия происходила из Колхиды, чем мн. исследователи и объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу. Из источников известно, что И. С. встречался с посещавшим Афон визант. имп. Никифором II Фокой , на основании этих сведений время появления преподобного в Великой Лавре датируют периодом между 963 и 969 гг. (по мн. источникам, 965). И. С. исполнял в Лавре послушание повара. Весть о нем быстро разнеслась по империи, и в Лавру стали приходить грузины, желавшие подвизаться под руководством такого подвижника. Груз. община росла, И. С. не хотел, чтобы он и его соотечественники находились на иждивении прп. Афанасия. Согласно хрисовулу, полученному И. С. после 969 г. от византийского имп. Иоанна I Цимисхия , годовой доход от о-ва Лемнос (244 номисмы) передавался Великой Лавре на содержание грузин. Сведения об этом содержатся в акте пожертвования прп. Афанасия от 13 дек. 984 г. (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52; Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21). Жизнь груз. общины изменило восстание Варды Склира (976-979): августа Феофано, мать малолетних визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII , обратилась за военной помощью к груз. царю, отправив летом 978 г. 3 письма преподобным Афанасию, И. С. и Иоанну-Торникию и прося их посредничества. Прп. Иоанн-Торникий не желал покидать Афон и возвращаться на военное поприще, но прп. Афанасий и И. С. «с трудом» смогли убедить его, сказав, что «всю вину примут на себя». Прп. Иоанн-Торникий и груз. полководец Джоджик были поставлены Давидом III во главе 12-тысячной груз. армии и в составе войска Варды Фоки во 2-й битве при Панкалии 24 марта 979 г. победили Склира. Часть военных трофеев прп. Иоанн-Торникий передал царю и роздал войскам, а оставшуюся (свыше 1,2 тыс. литр золота) отдал И. С. Поскольку с прп. Иоанном-Торникием на Афон пришли и «многие рясофорные и прославленные монахи...

http://pravenc.ru/text/471496.html

Прилагаемые к рукописям завещания-приписки не подтверждают мнения Кекелидзе. В нескольких рукописях, созданных в 70-80-х гг. Х в. (Шатбердский сб.: НЦРГ. S 1141; Ошкская (Афонская) Библия: Ath. Iver. georg. 1; Новый Иадгари: НЦРГ. S 425; ошкская (афонская) рукопись «Рая»: Ath. iver. georg. 9), упомянуты 2 Микаела: М. М., насельник Шатберди, гимнограф и гимнолог, составитель Нового Иадгари, племянниками которого являлись Иоанн-Бераи и Давид, также насельники Шатберди; Микаел, сын Варазваче, который принял участие в переписывании Ошкской (Афонской) Библии, представитель рода Чордванели. По мнению Ингороквы, племянник прп. Иоанна-Торникия, сын Иоване Варазваче, по всей вероятности, был моложе М. М. ( Ингороква. 1954. С. 765). Метревели именно этого Микаела считала 3-м духовником Иверского мон-ря, принявшим постриг с именем Георгий ( Метревели. 1996. С. 87-106). Согласно ее рассуждениям, после завершения работы над Ошкской (Афонской) Библией этот Микаел отправился в основанную прп. Иоанном-Торникием 2-ю лавру «в страну Карини» и там продолжил книжную деятельность, переписав в 981 г. рукопись «Клада» (Там же. С. 28, 33). Следует также заметить, что в ошкском (афонском) «Рае», в Шатбердском сборнике и своих завещаниях М. М. всегда упоминается как Модрекили; что касается переписчика Ошкской (Афонской) Библии, то всегда указано только его имя. Очевидно, дядя М. М. Давид был известной личностью: гимнограф не приводит имени своего отца, но часто упоминает имя «облаченного Богом отца Давида» (НЦРГ. S 425. Л. 56, 73 об., 86, 223, 262 об. и др.). Возможно также, это связано с тем, что Давид и М. М. подвизались в одном мон-ре - в Шатберди. На основании завещаний-приписок Шатбердского сборника были установлены и еще раз подтверждены ареал деятельности братьев Иоанна-Бераи и Давида и их родственная связь с М. М. Иоанн-Бераи назвал М. М., ежедневно помогавшего ему, «братом матери моей и братом моего Давида» (Шатбердский сб. 1979. С. 21). В завещании ошкской (афонской) рукописи «Рая» (Атн. Iver. georg. 9) Давид, специально приглашенный для этого в Ошки из Шатберди и написавший текст под диктовку или по поручению прп. Иоанна-Торникия, отмечал: «Завещание это написал я, недостойный Давид, племянник облаченного Богом Микаела Модрекили» ( Метревели. 1996. С. 47). На основании этого завещания Ингороква пришел к выводу: М. М. «был настолько прославленным деятелем, что Давид упоминает о себе не как о сыне своего отца, а как о племяннике Микаела Модрекили» ( Ингороква. 1954. С. 765). Иоанн-Бераи, Давид и М. М. поддерживали отношения с другими богословско-лит. центрами Тао-Кларджети. В приписках к Новому Иадгари часто упоминается Стефан - очевидно, он был духовным отцом М. М. (НЦРГ. S 425. Л. 220). Известны неск. деятелей X в. с таким именем, среди них выделяется чкондидели (Чкондидский епископ) Стефан (Сананоисдзе) ( Хачидзе. 1989. С. 20). Новый Иадгари

http://pravenc.ru/text/2563174.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010