прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 23 1925 г. 25 ноября. – Из письма протоиерея П. Пяхкеля архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну (Поммеру) 35 Ваше Высокопреосвященство глубокочтимейший Владыка! Прочитал в газетах об избрании Вас русским населением Латвии в депутаты сейма. Поздравляю от всей души и желаю всякого успеха. Авось теперь и правительство вынуждено будет смотреть на Вас не как на простого подвального жильца. У Вас вот в Латвии такая тесная связь и согласие между епископом и пасомыми. У нас же пропасть между тем и другими все увеличивается. Как Вам известно, еще в прошлом году русскому населению предоставлено было право иметь собственного епископа, правда зависимого от митрополита и Синода. Как мы тогда уже предполагали, это должно было быть чревато последствиями. Теперь эти последствия постепенно начинают проявляться. Недавно наш парламент принял закон об отделении Церкви от государства. Закон этот не столь радикален, как, например, советский, но все-таки вносит значительные изменения в существующее положение. По этому закону, например, признаются все существующие церковные организации, но вместе с тем каждой единице организации, т. е. приходу, дается право в любой момент по своему желанию выступить из организации, т. е. официальной Церкви, причем за приходом сохраняется все его имущество и права. Если учесть все накопившееся против митрополита и Синода недовольство из-за насильственного введения нового стиля, удаления русофильствующего духовенства (например, Аристова), принудительного обэстонивания печерских полуверцев и т. п., то немудрено, что русские пожелают использовать новый закон для образования отдельной и вполне автономной церковной организации. Они уже давно смотрят на своих собратьев православных эстонцев как почти на еретиков. Действительно, у нас идет какая-то протестантизация Православия: не говоря уже о кантах, которые все обязаны вводить в церквах, во многих православных церквах уже даются концерты на виолончели, скрипке, духовых инструментах, а в ревельском эстонском Преображенском соборе предполагается даже установить орган. Русские смотрят и диву даются. Но результат начинает сказываться. Никого мы этими нововведениями не приобрели, а русских уже утеряли. На днях проживающий в Нарве бывший архиепископ Псковский Евсевий приведен к служебной присяге и назначается епископом русских приходов с титулом Нарвского. Правда, на первых порах русские будто бы номинально будут признавать митрополита, но ведь это только до первой черной кошки. А мы, эстонцы, с кем и с чем же тогда останемся?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   27 2024 р. У 80-ту повного блокади Кирил взяв участь в на Санкт-Петербурга 27 в день повного блокади в роки Предстоятель Церкви взяв участь в покладання до монумента на — в братському жертв Фото 6 червня 2018 р. 10:22 У Нью-Йорк пам " ятник преподобному Серафиму Саровському У пам " ятника взяли участь Вашингтонський, Митрополит Америки Канади Тихон, митрополит Нью-Йоркський а також дипломати, культури та представники православних громад США. (рос.) 4 червня 2018 р. 17:37 У пройшли призначення священномученика (Поммера) на Пензенську кафедру У пройшли призначення священномученика (Поммера) на Пензенську кафедру. У заходах взяла участь Церкви. (рос.) 2 червня 2018 р. 11:27 Предстоятель Церкви очолив святкування Собору святих краю у 1 червня, в день пам " Собору святих Слобожанського краю, митрополит очолив Божественну у кафедральному Харкова. 31 травня 2018 р. 12:02 У Нижньому з проведення пам " преподобних Серафима Саровського Жовтоводського Унженьского 29 травня в уряду з проведення пам " преподобних Серафима Саровського (1 серпня) Жовтоводського Унженьского (7 серпня). (рос.) 31 травня 2018 р. 10:46 читання», присвячена ВРНС 28 травня перший науковий форум у читання», присвячений пам " видатного Олександра приурочений до руського народного собору. Тема — «Роль в багатополярному (рос.) 28 травня 2018 р. 14:10 В пройшов X православного палестинського товариства З 25 по 27 травня в пройшов X православного палестинського товариства. присвячений Царствених (рос.) 22 травня 2018 р. 16:56 Представники Церкви взяли участь у виставки до дипломатичних зв " У виставки взяли участь керуючий Московського в ВЗЦЗ Петровський. (рос.) 21 травня 2018 р. 12:38 митрополит вшанував пам " ять жертв радянського 20 травня Предстоятель Церкви митрополит взяв участь в вшанування пам " жертв 19 травня 2018 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/news/1264/pa...

Молодость Ле Пуатвена задушить было куда труднее, чем флоберовскую: ее хотя бы отчасти защищала природа, которой он, пантеист, поклонялся. В один из последних дней, глядя, как в открытое окошко льется солнечный свет, он восклицает: «Закройте, слишком красиво, слишком красиво!»  4 Закрылось окно и для Флобера. 1 Там же, с. 108—109. ( Пер. М. Ромм.) 2 Там же, с. 120. ( Пер. М. Ромм.) 3 Там же, с. 122. ( Пер. М. Ромм.) 4 Там же, с. 139. ( Пер. М. Ромм.)   Правда, прежде чем окончательно стать затворником, он сделал последнюю и блистательную вылазку: совершил путешествие на Восток. Однако все там наводило на него скуку; словно старик, он весь в прошлом. Не то чтобы он очерствел — в этом разубеждают нас его письма к матери. До чего же трогателен у высокорослого молодого человека тон ласкового ребенка, когда он обращается к ней «моя бедняжка», «милая старушка», «милая моя бедняжка»! В этой обширной корреспонденции потрясает затаенный поток нежности, детской беззащитности. К тем же выражениям он вернется и в старости, забыв, что уже писал их сорока годами раньше; но ведь человеческое сердце мало меняется, в нем нет переменчивых течений, а есть лишь вихри и водовороты перед скрытыми преградами. Прочитав исполненные нежности слова, обращенные к матери в октябре 1849 года накануне отъезда в Египет: «Милая моя бедная старушка, сейчас ты, наверно, спишь. Как ты, должно быть, плакала сегодня вечером, и я плакал тоже... О, как я расцелую тебя, моя бедняжка, когда вернусь!» — стоит обратиться к письму, которое Флобер почти через три десятка лет, в 1876 году, написал племяннице (его мать давно уже умерла): «Куда делись, куда ты задевала шаль и садовую шляпку бедной мамы? Я люблю иногда прикоснуться к ним, бросить взгляд...» И в следующем письме: «Я перепутал. Я искал вовсе не шаль, а старый зеленый веер, который был у мамы, когда мы путешествовали по Италии...» Таковы были грустные тайные радости этого грубого, бесчувственного чудовища, которым так возмущался Гонкур. Во время этой последней поездки, последнего побега на Восток, предшествовавшего пожизненному затворничеству в святилище идола, путешественник не столько наслаждается молодостью, сколько вспоминает отошедшее отрочество. Когда он на рассвете уходит из дома куртизанки Рушук-Ханем; перед ним стоят не картины только что изведанных наслаждений, а воспоминания об утре после бала у маркиза де Поммерё: «Я совсем не ложился и совершил одинокую утреннюю прогулку на лодке по пруду, в костюме школьника. Лебеди следили за мной, листья кустарников падали на воду. Несколько дней оставалось до отъезда, мне минуло пятнадцать лет»  1 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Эту мою работу, которую подлинно русские люди – мои сопастыри и пасомые – вменяли мне в высокую заслугу, восхваляя и в прессе, и в поднесенных мне многочисленных адресах, здравый смысл может трактовать не иначе, как честное исполнение долга. На всех местах моего прежнего служения и моими сопастырями и моими пасомыми были подлинно русские люди – миллионы русских крестьян и русских рабочих, и я был призван заботиться о них и заботился. Я должен был стоять и стоял за религиозные, национальные, экономические и пр интересы моих подлинно-русских пасомых. Когда ныне наши марксисты такую мою деятельность наперекор оценке, данной ей моими подлинно русскими сопастырями и пасомыми, силятся представить зазорной и предосудительной и в то же время кричать о своей дружбе к «русским», невольно сам собою напрашивается вопрос, к каким русским питают дружбу наши марксисты, если дружбу к подлинным русским людям они считают зазорной и предосудительной? Не являются ли предметом их дружбы те подложно-русские люди из стана родственных им марксистов, которые под прикрытием громких русских имен: Троцких, Зиновьевых, Сталиных, Каменевых и пр , и пр , крича о дружбе к русскому народу и обманно втираясь в доверие к нему, исподволь работали над разложением подлинного русского народа и всего русского, исподволь подготовляли и подготовили подлинному русскому народу тот ад неописуемых унижений и мук, в котором он на виду у всего мира корчится ныне? Духовное родство наших марксистов с этими подложно-русскими людьми не подлежит никакому сомнению; одного поля ягодки, одного отца дети – марксисты те, марксисты эти. Непреодолимое тяготение наших марксистов к миру, созданному подложно-русскими Троцкими и Ко., ярко обнаружилось в 1927 году, когда были сделаны совершенно определенные попытки теснейшим образом сблизить и связать нас с детищем Троцких и Ко. Близкое сродство душ наших и соседних марксистов в 1927 году выявила и марксистская пресса. В официозах двух сродных станов наблюдалась трогательная общность вкусов и стремлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Так как число ячеек этой организации договором не ограничено, то надо думать, что сеть ячеек скоро покроет все лицо земли латвийской, и на месте былых замков Латвия повсюду будет видеть нечто еще более привилегированное, чем былые замки. Вот и говорите, что история не имеет обратного хода. Заключительный протокол к ст 9 предоставляет «государственным торговым, транспортным организациям, а также организациям СССР право: а) пользоваться на льготных условиях портовыми сооружениями и складами, принадлежащими Латвийскому государству; б) аренды земельных участков и постройки на них складов, элеваторов, холодильников и прочих, относящихся к транспорту сооружений, на портовых территориях». А латвийские торговые дома и купцы, плательщики латвийских налогов, полноправные граждане Латвии, несущие все тяготы, связанные с гражданством, будут пользоваться всем тем же, но не на льготных условиях. Как все это напоминает старую историю с орденскими организациями и орденскими купцами. Не надо быть пророком, чтобы предвидеть, к чему должно привести Латвию и латвийских граждан внедрение на территорию Латвии чужих организаций с правами, во всех отношениях превосходящими права местных коренных граждан. Говорят, что история учит, но, очевидно, не все способны к усвоению уроков истории. Кроме этих и других откровенных, незамаскированных привилегий, договор гарантирует Советам еще длинный ряд замаскированных привилегий. Для примера возьмем вторую статью договора. В этой статье с формальной и чисто словесной стороны договаривающиеся стороны обещают друг другу привилегии по принципу равной взаимности. Но когда мы вникаем в реальную суть статьи, то открывается, что Советы на основании этой статьи получают действительно нечто реальное, а Латвии формальные обещания этой статьи ничего ровно реального не дают. Дело в том, что привилегиями этой статьи приходится пользоваться на территории контрагента, в согласии с законами, существующими на этой территории. Когда советам предоставляется право всеми узаконенными способами приобретать на латвийской территории недвижимости, то за советами обеспечена и реальная возможность осуществлять это право в самых широких размерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

ДЛЯ РУССКИХ ТАКИХ СПИСКОВ ДВА: No10 ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ И No 17 ДЛЯ СТАРООБРЯДЦЕВ. ЗА ЭТИ ДВА СПИСКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДАНЫ ВСЕ ПОДЛИННО РУССКИЕ ГОЛОСА. Марксистам, плюнувшим в национальное лицо русских грубою презрительною кличкою – «азиаты», вы должны доказать, что и вы, невзирая на тяжелые обстоятельства, не утратили чувства национального достоинства, опирающегося на достижения тысячелетней русской истории, признанного во всем культурном мире и дерзко оплевываемого только озорными марксистами. Я не призываю отвечать плевком на плевок, пощечиною на пощечину, но вы должны дать почувствовать марксистам, что и униженные, и обиженные среди унижений и обид дерзают сознавать и свое человеческое, и национальное достоинство. Голосование русских за марксистские списки – позор для русской национальной чести и достоинства, оно знаменовало бы нарождение несвойственного характеру великого народа холопства и раболепства. Пред кем? Разве не марксисты являются могильщиками всех священнейших достижений подлинно русской силы и гения, подлинного русского народа? 1928. No 773. С. 1. Речь архиепископа Иоанна При составлении бюджета Министерства иностр дел нам волей-неволей приходится затронуть несколько весьма болезненных вопросов, из которых самый болезненный – вопрос о наших договорах с Сов Россией. С теоретической точки зрения, абсолютно ясно, что никакое нормально функционирующее государство, ни одно государство, существующее на юридических и моральных основах, не имеет возможности вступить договорные отношения с государством, которое и теоретически и практически отклоняет все международные, правовые и моральные нормы, которые в других государствах считаются основой основ жизни и сожительства. Все те государства, которые вступили с Сов Россией в договорные отношения, рано или поздно пришли к выводу, что договор с советчиной является не только безнадежной, но и всесторонне вредной сделкой. Высокому собранию известны случаи, когда договоры с Сов Россией превратились в колоссальные политические скандалы. У нас самих в этом отношении тоже есть скандальные истории. Наш мирный договор с Сов Россией является ничем иным, как длительным международным политическим скандалом. Сов Россия заключила с нами мирный договор и этим добилась для себя экономических и политических привилегий, так как те ноши, которые на нас взвалил договор, мы несли и несем. Но большинство тех тяжестей, которые договор возложил на Сов Россию, остались и остаются без носильщика. Нас СССР использовал и использует в таком объеме, какой предусмотрен в мирном договоре, но те ноши, которые СССР, согласно мирному договору, приходится нести в нашу пользу, как уже неоднократно сообщалось с этой кафедры, предоставляются только усмотрению СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Из гарантийного договора так ничего и не вышло. Так называемый торговый договор наши марксисты, как говорится, за волосы протянули чрез парламент. Хотя век этого злополучного договора еще не долог, но ныне уже есть полная возможность говорить о плодах этого договора для Латвии. Прежде всего, о плодах в области экономической. Авторитетный специалист в авторитетной газете «Сегодня» подытожил плоды торгового договора за первый месяц для наших рынков. Плачевные плоды, и именно для Латвии плачевные. Так как все вы усердно читаете эту газету, повторять данные статьи мне не приходится. Сейчас определенно начинает выявляться и то, что нет оснований обольщать себя плодами договора в области промышленной. Самый крупный заказ по договору выпал на долю вагонного завода «Феникс». Что же мы видим? Все металлические части для вагонов прибудут из заграницы, следовательно, и соответствующая прибыль уйдет за границу. Мы из своего материала будем конструировать только малоприбыльные деревянные части. Главных мастеров для конструирования вагонов пришлет сам заказчик, следовательно, и главный куш заработной платы достанется не нашим рабочим (совершенно при этом неясно, будут ли привозные рабочие мастера конструировать только вагоны, или им будет дана возможность конструировать и комячейки?) Чистая прибыль, если таковая будет, достанется акционерам «Феникса». А много ли среди этих акционеров латвийских граждан? Этот пример нам уясняет, как малоприбыльны будут совзаказы для Латвии. Перед заключением договора марксисты во все трубы трубили, что на почве договора будет мобилизована громадная армия рабочих в 50.000 человек. Пока мы определенно знаем только одно, что к нам прибудут совмастера, а о грандиозной мобилизации наших рабочих пока ни слуху, ни духу. Трубили еще в уши нашему рабочему люду, что наши свободные живые рабочие силы о договоре найдут свободный выход на просторы Руси – граница раскроется. И этого нет. Напротив, в связи с раскрытием сов шпионских организаций граница закрылась еще плотней, чем до договора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Не ясно ли, что у наших марксистов с советскими есть что- то таинственное общее, что они ставят выше всего, что Латвия для наших марксистов, согласно изречению одного из виднейших наших марксистов, не цель, а средство. Я, очевидно, стою нашим марксистам поперек дороги, и потому они готовы чернить меня самыми бессмысленными обвинениями и устрашать всеми жупелами. Остановлю еще ваше внимание на некоторых из таких обвинений. Мое имя марксистский оратор пытался связать с делом обрусения литовцев, с еврейскими погромами, с борьбою против прогресса. Нелепость этой инсинуации поразительна. В Виленской духовной семинарии, где я, будто бы, занимался обрусением литовцев, за все время моего служения там не обучался решительно ни один литовец, и в тех епархиях, которые обслуживала эта семинария, не было ни единого литовского православного прихода. Ясно, что марксист оклеветал меня самым бесцеремонным образом. Мое отношение к евреям всегда и всюду было совершенно такое же, как и ныне здесь в Латвии и, в частности, в Сейме. Беспочвенность клеветнического выпада марксиста видна уже из того, что он не смог указать ни времени, ни места приписанных мне деяний. Клевета его повисла в воздухе. Беззастенчивой клеветой является и то, что я, будто бы, собственноручно расправлялся с революционерами. По невежеству своему недоучка-марксист не ведает, что даже по отношению к оскорбляющим нас хулиганам, мы, духовные лица, никогда не применяем тех способов физического воздействия, которые приняты среди мирян. Как я уже сказал, все выдвинутые против меня марксистами обвинения фигурировали и в обвинительном акте, предъявленном мне в 1919 году чекой. В течение шести месяцев губчека и вечека производили тщательнейшую проверку данных обвинительного акта. В вечека мое дело находилось непосредственно в руках грозного Мартина Лациса. Осудивший латвийского героя Бредиса, конечно, не пощадил бы и меня, если бы к осуждению меня были бы хотя какие бы то ни было основания, ибо отношение Вчека к монархистам и контрреволюционерам общеизвестно. Все данные обвинения были тщательно проверены на местах. В Москве в качестве свидетелей по моему делу были привлечены, между прочим, и мои бывшие ученики и сослуживцы, в том числе известный вам всем марксист Юлий Кажмер, мой товарищ по учению и сослуживец по учительству. И после такой громоздкой и длительной разборки моего дела, Вечека с Дзержинским во главе оказалось во всех отношениях выше и культурнее наших марксистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Все эти дорогостоящие предприятия затеяны, конечно, не зря. Очевидно, момент считается и подходящим, и очень важным. Бросим еще хотя бы беглый взгляд и на нашу внутреннюю жизнь под властью марксистов с обращением прежде всего внимания на те стороны этой жизни, разгромление которых составляет программное требование для наших властителей марксистов. По идеологии марксизма прежде всего разгромлению подлежат религиозно-моральные устои страны и народа. В этой области нашими марксистами, как и соседними, проявляется особенно напряженная э нергия. Антирелигиозные речи и писания наших марксистов могли бы составить подходящий материал для таких изданий как «Безбожник», «Атеист» и др . По грубости и невежеству речи и писания наши превосходят во много раз все то, что нам приходилось слышать и читать в пределах страны марксистской диктатуры. Удостовериться в этом вы, г депутаты, можете, заглянув хотя бы в стенограммы, увековечившие антирелигиозные выступления наших марксистов в этом высоком собрании. Но оставим в стороне эти речи. Они будут достойно заклеймлены историком. Перейдем к деяниям наших сегодняшних правителей на антирелигиозном фронте. Вам всем еще памятна попытка наших марксистов изгнать религию из наших казарм, из быта наших воинов. Вам всем ведомы героические усилия марксистов изгнать религию из школ. Попытка марксистов лишит воспитанников и воспитателей наших школ возможности посещать воскресные богослужения была предметом продолжительного обсуждения в сем высоком собрании. Это все попытки оторвать от церкви нашу молодежь. Но наша марксистская власть считает своею обязанностью и борьбу с религиею в среде зрелых граждан нашей страны. Укажу на некоторые хотя бы примеры этого рода. Излюбленным приемом в этом роде является отнятие у живого нормально функционирующего прихода храма и причтовых построек. Когда прихожанам негде собираться для молитвы и назидания словом Божиим, когда пастырю негде жить в пределах прихода, приходу грозят распад, постепенное духовное умирание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Прозорливое предвидение грядущих неизбежных событий было одною из самых характерных черт церковной и общественной работы святителя. И в Риге, а особенно в Вильне, близорукие деятели в связи с этою чертою Агафангела чинили ему крупнейшие огорчения. Но история своим неотвратимым ходом доказала правоту политики Агафангела и в делах церковных, и в делах гражданских. Даже лица, разглагольствовавшие о церковной и политической «неблагонадежности» Агафангела, ныне вынуждены признать, что Агафангел был прозорливее их. Авторитет его на Руси в последнее время стоял необычайно высоко. На него «взирали», и по нем равнялись даже его бывшие противники. Его желали видеть у кормила управления всею Русскою Церковью. Все это должно было служить почившему на склоне его жизни источником глубочайшего духовного удовлетворения. Он мог сказать про себя вместе с ап Павлом: «Подвигом добрым подвизахся, веру соблюдох, течение скончах». Ныне, когда вся верующая Россия молитвенно поминает этого всегда безупречно-правильного русского человека, русского архиерея и русского деятеля, ставя почившего в образец для живущих, и мы, граждане суверенной Латвии, не можем не присоединиться к молитвенному поминовению того, кто в течение тринадцати лет был «добрым ангелом» (перевод имени Агафангел) – хранителем и для заветнейших чаяний Латвии, и для борцов за эти чаяния. Вернейшим другом и благожелателем Латвии он пребыл и вне Латвии и до конца. От этого верного друга осталось нам завещание, завещанное не словами, а делами: относитесь к русскому меньшинству Латвии так, как относился к вам типичнейший представитель великодержавного русского народа, когда вы сами были одним из малейших «меньшинств» великой державной Руси. 1928 г. 28 октября. 1928. No 1005. С. 1. Речь в Сейме архиепископа Иоанна Господа народные избранники. Когда я жил на дальнем севере и мне по ревизии школ приходилось объезжать северные села, в первую мою поездку меня поразило невероятное множество собак, с диким лаем, воем и визгом бросившихся на мою подводу. Старик-возница, обратился ко мне: «Не смущайся, батюшка, это наше собачье царство тебя по-собачьему приветствует». После этого мудрого разъяснения, меня не смущает тот дикий гам, которым меня встречают при первом появлении на кафедре марксисты. Это они меня приветствуют по-марксистски. Перехожу к запросу. Я знаю коалиционные круги. Знаю, что среди них нет ни одного депутата, не осознавшего, каким великим и серьезным бедствием является безработица. Все они проникнуты ясным сознанием и сердечным желанием, что неотложно необходимо сделать все по нашим обстоятельствам и средствам возможное для предотвращения бедствия. Запросчикам не к чему было разъяснять нам то, что и без них все и чувствуют, и понимают. Приходится лишь пожалеть, что уже три, весьма дорого стоящих государству, заседания парламента потрачены зря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010