Речи о тяжелом положении Церкви перемежались в устах лжеепископа с откровениями о сотрудничестве обновленцев с ОГПУ. Соловей заливался соловьем – для проникновения в Зарубежную Церковь все средства были хороши. «На нас... – бичевал авантюрист себя и своих коллег-обновленцев, – лежит ответственность за невинных страдальцев, архипастырей церкви, положивших жизнь свою за догматы православия. Вспомним невинно убиенных митрополита Петроградского Вениамина, лучшего иерарха Церкви Христовой, погибшего во цвете лет, архимандрита Сергия (в мире ученейшего профессора В. П. Шейна), протоиерея Александра Николаевича Заозерского – оратора и гордости Москвы, и много других. Нашей безмолвной покорностью мы развязали те жестокие руки, которые поднялись на лучших защитников православия». А вот еще один пассаж: «Лучшие из нас умыли руки, а худшие донесли на них и отдали их в руки палачей-безбожников. И мы после этого осмеливаемся считать себя руководителями православия в России. Позор и горе нам» 840 . Неудивительно, что пафосные возгласы провокатора поначалу многих расположили к нему. Даже консервативное «Новое время» отозвалось о лжеепископе с уважением, посетовав, что Европа, как и прежде, останется глуха к свидетельствам о зверствах советских палачей 841 . А ОГПУ умело подкрепляло легенду. Вскоре за границей была опубликована информация, что за «смелое выступление» Соловья в СССР были репрессированы его родственники и духовник. За границу было передано и письмо Соловью Евдокима (Мещерского), выглядевшее как попытка заманить мятежного «архиерея» обратно 842 . И все же разумное недоверие со стороны Русской Зарубежной Церкви восторжествовало. Сориентироваться архипастырям отчасти помогла информация, переданная архиепископом Рижским Иоанном (Поммером) . Святитель заподозрил неладное и предостерег от возможной ошибки митрополита Североамериканского Платона. Летом 1924 г. Соловей обратился к митрополиту Евлогию (Георгиевскому) с просьбой о встрече для принесения покаяния 843 . И митрополит Евлогий, и другие иерархи РПЦЗ готовы были принять кающегося, однако признавать его священный сан никто не спешил. Не согласился принимать авантюриста и митрополит Платон. Архиерейский Собор РПЦЗ 1924 г., рассмотрев прошение, согласился принять обновленца только в качестве мирянина 844 . От такого унижения «покаявшийся» отказался. Соловей упорхнул в Уругвай, предварительно «анафематствовав» архиепископа Иоанна (Поммера) 845 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со второй половины 20-х годов заметно активизировалось РСХД (Русское студенческое христианское движение), которое в Латвии носило название РСПЕ (Русское студенческое православное единение). Движение организовывало кружки по изучению православия, проводило на территории Латвии и Эстонии свои съезды. По приглашению РСПЕ в Латвию приезжали известные деятели русского зарубежья – Н.А. Бердяев , В. В. Зеньковский , В. И. Ильин , Г.В. Флоровский и др. Все это происходило под патронажем митрополита Евлогия Вначале руководство ЛПЦ поддерживало деятельность РСПЕ, даже принимало участие в его мероприятиях. Однако в 1931 году Западноевропейская епархия перешла в юрисдикцию Константинопольской патриархии, а в конце 1931 года разгорелся конфликт между архиепископом Иоанном (Поммером) и одним из руководителей РСХД – А.И. Никитиным (1889–1949). В конфликт был вовлечен митрополит Евлогий, который пытался защищать Никитина. Консервативному руководству ЛПЦ не нравились некоторые идеи руководителей движения, которые они считали не имеющими ничего общего с православием . В результате произошел практически полный разрыв в отношениях между ЛПЦ и Западноевропейской епархией В 1933 году разгорелся скандал с растратой церковных средств. Под обвинение попали такой известный священник как настоятель Рижского кафедрального Христорождественского собора прот. К. Зайц (1869–1948), а также протодиакон К. Дорин (1878–1941?). Обоих отстранили от священнослужения. От тюремного заключения К. Зайца спасло лишь то, что недостающую крупную сумму денег внес один из прихожан храма В начале 30-х годов, с целью дискредитации и травли, враги архиепископа стали распространять о нем лживые слухи. Все вышесказанное наносило несомненный урон церкви и лично Иоанну (Поммеру) . Владыка, по свидетельствам современников, в 30-е годы выглядел совершенно измотанным В 1931 году в Европу из США пришел мировой экономический кризис. По Латвии экономические проблемы сильно ударили в 1932 году. Тогда государственные дотации ЛПЦ были сокращены на 25% (с 22 050 латов в 1931 году до 17 640 латов в 1932 году) Следующий год принес церкви новое сокращение государственного финансирования Кроме того, падала платежеспособность населения. Церковь вынуждена была экономить. Именно тогда возникло хроническое недофинансирование Духовной семинарии, у которой стали накапливаться долги Объем ремонтных работ в храмах в эти годы также пришлось сильно сократить

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Пыталово. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Согласно условиям Рижского мирного договора 1920 года часть территории Островского уезда (в том числе Пыталово) была передана Латвии. Населённый пункт Пыталово дважды переименовывался : 1) в 1925 году - Яунлатгале, 2) в 1938 году – Абрене. Статус города был получен в 1933 году. В 1944 году территория была включена в состав Псковской области, а в 1945 году городу было возвращено прежнее имя. В 1927 году по инициативе группы православных жителей вопрос об образовании в Яунлатгале самостоятельного прихода был рассмотрен на собрании Вилякского благочиния и утвержден Синодом Латвийской Православной Церкви. Настоятелем нового прихода был назначен протоиерей о. Сергий Ефимов. Прихожане в количестве около 2 000 чел. отделились от общин в сёлах Вышгородок и Верхнее-Овсище. Для временной церкви было нанято старое здание, принадлежавшее уездной управе. 19 декабря 1927 года временный храм был освящен во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона старинного письма была взята из Вышгородецкой церкви. Приходской совет и дамский комитет организовали сбор средств на строительство нового храма, поддержанный многими членами общины. О. Сергий Ефимов собирал пожертвования в Риге и других городах Латвии. За пять лет было собрано 18 721 лат 28 сант. Средствами в количестве 3 161 лата помог также Синод Латвийской Православной Церкви. Из государственного земельного фонда были выделены участки земли для церкви и трех приходских кладбищ. Закладка храма состоялась 24 июня 1929 года, а к концу 1930 года он вчерне был построен. Состоялась первая служба – всенощная накануне Рождества Христова. В 1931 году выполнялись работы по обустройству интерьера. Церковную утварь приняли в дар от других храмов и частных лиц: из Лиепайского собора, от Рижских Михаило-Архангельской и Троице-Задвинской церквей, от архиепископа Иоанна (Поммера) и священников Латвии. Роспись стен выполнил сын о.Сергия - диакон о.В. Ефимов. Освящение храма было совершено архиепископом Иоанном (Поммером) 6 сентября 1931 года. Около храма были возведены причтовый дом и сторожка, в окрестностях города обустроены три кладбища – Абренское, у Баластной горы, Сидоренское. На Абренском кладбище в 1937-1938 годах была возведена маленькая (3 х 6 м) каменная Успенская кладбищенская церковь, на Сидоренском – деревянная часовня. Все работы велись на пожертвования прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=10089

Доктор теологии П.Х. Полхау, епископ немецкой общины Латвийской лютеранской церкви. ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1, No 206. Л. 33. Перевод с латышского языка. Рижская Гребенщиковская Старообрядческая община, 17 октября 1934 года. Синоду Латвийской православной Церкви По случаю трагической кончины архиепископа Иоанна Совет Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины выражает свое глубокое сочувствие и искреннее соболезнование осиротевшей Церкви православной, потерявшей своего архипастыря – неутомимого и самоотверженного защитника религиозных и национальных нужд русского населения Латвии. 11 подписей: И. Юпатов, И. Заволоко, П. Масляков и др. ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 206. Л. 40. 20 октября 1934 года Синоду Латвийской православной церкви Лаздонский православный приход и Совет военного благочиния, собравшись вместе 17 октября сего года, с глубокой скорбью, которую невозможно выразить в своем возмущении потерей, что принесла ужасная весть о неслыханном преступлении, жертвой которого пал в этом году 12 октября наш возлюбленный и незаменимый архипастырь, сокрушается. Его Высокопреосвященство, Преосвященнейший Архиепископ Иоанн, родной приход и также благочиние выражает синоду Латвийской православной церкви глубочайшее сочувствие и просит Небесного Отца за мученически умершего. Председатель Совета Лаздонского православного прихода протоиерей К. Платер – подпись. ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 206. Л. 70. Перевод с латышского языка. 20 октября 1934 года Синоду Латвийской православной церкви Возмущены ужасным преступлением, совершенным над глубокочтимым архиепископом всея Латвии Иоанном, русские люди, объединенные в Режицком благотворительном и Просветительном Обществе имени А.С. Пушкина, выражают синоду Латвийской православной церкви свое глубокое соболезнование по поводу потери стойкого борца за православие, ревнителя и поборника за православную церковь . Режицкое Благотворительное и Просветительское Общество им. А.С. Пушкина глубоко убеждено, что образ архиепископа Иоанна будет навсегда запечатлен в душе русских людей всей Латвии и его благородная деятельность послужит залогом дальнейшего укрепления православной церкви в Латвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

11 сентября 1883 года Преосвященнейший Донат, епископ Рижский и Митавский, в сослужении рижского духовенства освятил церковь в память усекновения честной главы святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. К концу XIX века церковь стала мала и возникла потребность в строительстве более просторного каменного храма. Созданное в 1895 году приходское Попечительство приступило к сбору средств на его строительство. Проект нового храма был разработан епархиальным архитектором Владимиром Лунским. К началу строительства приход смог приступить только в 1913 году. Но в связи с начавшейся Первой мировой войной, а затем и революцией, строительство было прекращено. В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в прострелянных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского. К осени 1929 года строительство храма было завершено и он был освящён священномучеником Иоанном (Поммер) Архиепископом Рижским и Латвийским в честь Усекновения Главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. В условиях всеобщих тяжелейших бед и испытаний рижская церковь святого Иоанна Предтечи оставалась действующей. Более того, по отчетам послевоенного времени, она была в числе наиболее посещаемых. Атеистические гонения коснулись и Иоанновского храма. В Совмине ЛССР готовилось постановление о его закрытии и переоборудовании под кладбищенскую каплицу. В этой связи Иоанновскому приходу предписывалось перейти в деревянную Казанскую церковь. Однако прихожане не смирились, им удалось отстоять храм. Но тогда гонение обрушилось на Казанскую церковь, которая в 1964 году постановлением Совета Министров ЛССР была снята с регистрации и закрыта. Православные богослужения в ней больше не совершались, а в начале семидесятых годов распоряжением РИК Московского района эта церковь была передана в ведение Католической курии. Храм переоборудовали под костел, с 18 января 1970 года здесь проводили службы католики.

http://sobory.ru/article/?object=08210

Первой игуменией монастыря стала в 1694 г. Анисия, она же названа в качестве настоятельницы в нач. XVIII в. В 1717 г. упоминается игум. Мария, в 30-х гг. XVIII в.- игум. Марина. Далее мон-рем управляли игум. Александра (не позднее 1741-1757), казначея мон. Елисавета (1757-1763, 1771-1773), игумении Анна (1763-1765), Фотиния (1765-1766) и Феврония (1766-1771). 2 авг. 1774 г. игум. Ермила (1773-1775) участвовала в торжественной встрече жителями Пензы Е. И. Пугачёва, за что позднее «с восемью другими монахинями лишена мантий по прикосновенности к делу самозванца». В 1775-1789 гг. обитель возглавляла игум. Александра (в миру Варвара Евстратовна Кекина), много сделавшая для развития П. Т. м. Ее преемницей стала игум. Евпраксия (в миру Авдотья (Евдокия) Ивановна Никулина; 29 нояб. 1789 - 8 февр. 1812), поступившая в П. Т. м. в 1778 г., а в 1785-1789 гг. возглавлявшая тамбовский в честь Вознесения Господня женский монастырь . В 1812-1826 гг. настоятельницей обители была игум. Олимпиада, ранее состоявшая казначеей, в 1826-1828 гг.- игум. Нектария, в 1828-1837 гг.- игум. Евлалия (Мансырева), отправленная за плохое управление обителью простой монахиней в арзамасский во имя преподобного Алексия, человека Божия, (Новодевичий) женский монастырь . Целую эпоху в истории П. Т. м. составило настоятельство Надежды (в миру Марфа Ломтева; 1837 - 1 нояб. 1879), которая в 1824 г. стала его послушницей, в 1837 г. возглавила обитель, а в 1838 г. была возведена в сан игумении. После краткого управления монастырем переведенной из Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в Керенске (ныне Вадинск) мон. Людмилы (1879 - дек. 1882) новой настоятельницей была избрана мон. Рахиль (в миру Людмила Васильевна Тархова; 11 янв. 1883 - 27 янв. 1909), к-рая с 1853 г. была послушницей П. Т. м., а с 1877 г.- монахиней и членом совета монастырского управления. 6 авг. 1883 г. мон. Рахиль была возведена в сан игумении. Ее преемницей стала игум. Маврикия (в миру Мария Кузьминична Сорокина; 13 апр. 1909 - 25 авг. 1917). Она поступила в П. Т. м. еще в 1859 г., приняла постриг в 1874 г., а в 1891 г. вошла в совет сестер управления экономией монастыря и была утверждена ризничей. Последней известной настоятельницей обители являлась Руфь (в миру Екатерина Ивановна Пестровская; 16 окт. 1917-1924), которая исполняла должность настоятельницы в течение завершающих месяцев управления мон-рем игум. Маврикии. 11 нояб. 1919 г. она была арестована Пензенской губ. ЧК вместе с еп. Пензенским сщмч. Иоанном (Поммером ; впосл. архиепископ), находилась в заключении до 14 мая 1920 г. (ЦА ФСБ России. Д. Р-33149. Л. 86-86 об.).

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Архив Пн Комментарий советника Патриарха Московского и всея Руси протоиерея Николая Балашова в связи с заявлением президента Латвийской Республики 7 сентября 2022 г. 15:27 Советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов прокомментировал заявление президента Латвийской Республики Эгилса Левитса о внесенных им в латвийский Сейм поправках в Закон о Латвийской Православной Церкви .  Внимательно ознакомился с заявлением президента Латвийской Республики Эгилса Левитса о внесенных им в латвийский Сейм поправках в Закон о Латвийской Православной Церкви. Удивляет недостаток осведомленности главы государства относительно истории своей страны. Действительно, как он сообщает, самостоятельность в управлении была предоставлена Православной Церкви в Латвии святым Патриархом Московским и всея России Тихоном летом 1921 года. Однако та же самостоятельность была вновь подтверждена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви 11 августа 1992 года, а 22 декабря Патриархом Алексием был подписан соответствующий томос о самоуправлении. Это именно тот статус, который Латвийская Православная Церковь имела при архиепископе Иоанне (Поммере) и имеет ныне, для его реализации никаких новых законов не требуется принимать. Упоминаемые президентом исторические «Правила о положении Православной Церкви» (проект был подготовлен тем же архиепископом Иоанном), 8 октября 1926 года утвержденные латвийским правительством, были для своего времени положительным достижением: благодаря им ЛПЦ получила права юридического лица. Но там говорилось о «правах самоуправления и самоопределения», а не об автокефалии, как ошибочно полагает господин Левитс. Пользуясь в своих церковных делах полной свободой внутреннего самоуправления, Латвийская Православная Церковь сохраняла и сохраняет духовную связь со всей полнотой Русской Православной Церкви, не отсекается от нее. Именно таков был завет святого архиепископа Рижского Иоанна, который за верность церковному единству заплатил самой дорогой ценою — ценою жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5957221.ht...

До 1913 были построены стены и крыша, однако из-за нехватки средств и начавшейся войны в 1914 строительство было остановлено. Построен и освящен новоиспеченный храм был 21 сентября 1921 года архиепископом Иоанном (Поммером) . В декабре 1933, точнее 18 числа, настоятелем Аксеново-Горского прихода становится Алексий Ионов. Вокруг молодого, энергичного и талантливого священника сплачивается община, которая приступает к выпуску собственного миссионерского листка. В 1937 с сентября месяца о. Алексий был переведен в Ригу, там он служит в Александро-Невском храме вторым священником. В августе 1941 одним из первых среди посланников митрополита Сергия (Воскресенского) прибывает в Псков и принимает непосредственное участие в восстановлении псковских храмов. Также с 27 августа 1941 года о. Алексий служил в Острове и являлся благочинным Островского округа. Благодаря его умелому руководству и активному участию восстанавливались и открывались храмы, проводились богослужения, церковные таинства. Благодаря усилиям о. Алексия в районных школах были введены уроки Закона Божия. Много сил было отдано миссионером на подготовку учителей для преподавания данного предмета. Не меньшую заботу отец Алексий проявлял о военнопленных: специально для них совершались богослужения, в храмах проводились сборы вещей, продуктов и медикаментов. Благотворительная деятельность священника и его помощников охватывала детей-сирот и беженцев. Для них совершались богослужения, проводились евангельские беседы, читались лекции. Когда линия фронта подошла слишком близко, миссионер эвакуировался в Европу вместе с семьей. С февраля 1937 года настоятелем храма становится Николай Коленцов. В 1937 при церкви был организован женский комитет, возглавляли его сестры Беклешевы. Они проводили активную работу по украшению церкви и увеличению ризницы. В настоящее время храм является действующим. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Псковская область, Пыталовский район, село Аксеново Ссылки [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

Немалую роль в миссионерском делании, конечно, сыграл журнал «Православный христианин». Несмотря на то, что редакция находилась в Риге, зачастую сбор, подготовка материалов и нередко написание статей осуществлялось членами Миссии, в частности работниками Управления Миссии. Это совсем не случайно, так как журнал (как указывалось выше) по сути являлся печатным органом Православной Миссии. В нем Управление Миссии публиковало свои циркулярные распоряжения, обращения к православным христианам митр. Сергия (Воскресенского), известия, касающиеся жизни Православной Миссии, сведения о новых назначениях и рукоположениях во священники, праздничные послания Миссии своей пастве. На этой, так сказать, официальной части журнала издатели не останавливались, и его остальное содержание как раз и носило просветительский характер и было не менее важным. Материалы здесь были самые разнообразные: поучения святых отцов церкви, например, св. Иоанна Златоуста «О необходимости и силе покаяния» и др.; проповеди исповедников веры и святителей-современников XX в., таких как патриарх Тихон «Мысли о Церкви», архиеп. Рижский Иоанн (Поммер) «Жажда бессмертия», еп. Охридский Николай (Велимирович) из Сербии «Русскому ветерану, который оплакивает свою распятую Родину» (все трое ныне причислены разными церквами к лику святых – прим. ред.); статьи, подготовленные редакцией журнала и членами Миссии, например, о. Кириллом Зайцом «Роль женщины в борьбе за Церковь Христову». Другие материалы посвящались вероучительному аспекту: «Крест (Христов) Господень», «Слава Божией Матери в Ее св. иконах»; каритативному направлению: «Будь ближе к человеку». Делалась даже попытка разобраться, в чем причина тяжелых испытаний, обрушившихся на Россию, на Русскую церковь : «Русскому патриоту – верному сыну св. Православной церкви». Уделялось внимание подвигу исповедников веры, положивших душу свою за св. Церковь , за свою паству. В одном из номеров было опубликовано циркулярное распоряжение Миссии о восстановлении уничтоженных за годы гонений летописей приходов, о составлении списков погибших священнослужителей и о подробном описании приходской жизни в период гонений. Отсылаться должны были эти документы в Управление Миссии. Этот призыв Православной Миссии свидетельствует о том, что миссионеры понимали, насколько важна история РПЦ нового, советского периода, они видели в этом свой долг христианина – восстановить имена новомучеников за веру Христову. Это же говорит нам, как серьезно и ответственно относились к своему положению деятели Псковской миссии, независимо от того, сколь долгий срок отпустит им Господь для их служения на израненной русской земле. С подобным призывом собирать материалы «о мучениках за веру» времен революции, гражданской войны и массовых чисток диктатуры пролетариата обращался еще во время войны Богословский институт в Париже. Призыв был тогда «горячо воспринят архиеп. Латвийским Иоанном (Поммером) , поручившим это дело благочинным…» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментарий советника Патриарха Московского и всея Руси протоиерея Николая Балашова в связи с заявлением президента Латвийской Республики Источник: Патриархия.ru Советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов прокомментировал заявление президента Латвийской Республики Эгилса Левитса о внесенных им в латвийский Сейм поправках в Закон о Латвийской Православной Церкви.      Внимательно ознакомился с заявлением президента Латвийской Республики Эгилса Левитса о внесенных им в латвийский Сейм поправках в Закон о Латвийской Православной Церкви. Удивляет недостаток осведомленности главы государства относительно истории своей страны. Действительно, как он сообщает, самостоятельность в управлении была предоставлена Православной Церкви в Латвии святым Патриархом Московским и всея России Тихоном летом 1921 года. Однако та же самостоятельность была вновь подтверждена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви 11 августа 1992 года, а 22 декабря Патриархом Алексием был подписан соответствующий томос о самоуправлении. Это именно тот статус, который Латвийская Православная Церковь имела при архиепископе Иоанне (Поммере) и имеет ныне, для его реализации никаких новых законов не требуется принимать. Упоминаемые президентом исторические «Правила о положении Православной Церкви» (проект был подготовлен тем же архиепископом Иоанном), 8 октября 1926 года утвержденные латвийским правительством, были для своего времени положительным достижением: благодаря им ЛПЦ получила права юридического лица. Но там говорилось о «правах самоуправления и самоопределения», а не об автокефалии, как ошибочно полагает господин Левитс. Пользуясь в своих церковных делах полной свободой внутреннего самоуправления, Латвийская Православная Церковь сохраняла и сохраняет духовную связь со всей полнотой Русской Православной Церкви, не отсекается от нее. Именно таков был завет святого архиепископа Рижского Иоанна, который за верность церковному единству заплатил самой дорогой ценою — ценою жизни.

http://pravoslavie.ru/148126.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010