– На другом саккосе Фотия митрополита вышиты также шелками и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа в ад; пророки Исайя, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, а, Елисей; свв.: Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон, Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Дмитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ Веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. – Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными, в кругах, четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда Святой Петр был еще во Владимире, откуда и привез его в Москву в 1325 г. Это священное одеяние Первосвятителя Московского возлагаемо было Всероссийских патриархов, при вступлении их на патриарший престол. – Саккос митрополита Макария (1343–1364), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан был Царем Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы. – Саккос митрополита Дионисия; на нем выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царем Иоанном Васильевичем Грозным, в память о сыне его, Царевиче Иоанне Иоанновиче. – Саккос патриарха Иосифа (1642–1632). На нем с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими именословно. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и осматривают святительские облачения, в особенности, саккосы Фотия митрополита, то нередко приходят к убеждению в истинно–крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. 7. Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов, для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

С 1483 г, игуменом был Исаия. При нем были перенесены в Соловецкую обитель нетленные останки препод. Германа. Обитель таким образом, приобрела третьего молитвенника и заступника. В игуменство Исаии Соловецкую обитель постигло большое несчастье. Пожар в 1485 г. истребил большую часть Соловецкого монастыря и его жизненных припасов. «Впав в крайнюю нищету», рассказывает об этом событии современник его, старец Савватий, «мы недоумевали, – терпеть ли лишения, оставаясь на месте, или разойтись по разным местам. Одно утешение оставалось нам – притекать к мощам преп. Зосимы и Савватия и просить их о помощи и заступлении». Старец Макарий, бывший сподвижником преп. Зосим и живший в пустыне, пришел посетить нас и утешал такими словами: «не скорбите, братия! Потерпите с благодарением, возложив упование на Бога». На помощь пострадавшим откликнулись Новгородцы и архиепископ Феофил, подарившей монастырю пустошь (Бобровскую гору) и при ней сельцо со всеми угодьями, а его преемник архиепископ Геннадий в 1491 г. освободил священно и церковнослужителей Варзужской монастырской волости от церковных пошлин; монастырь быстро оправился от несчастия. После 18 настоятелей, быстро сменивших друг друга, 33 более продолжительное время управлял монастырем Алексей Юренев (1534–1548). В его настоятельство подтверждена Иоанном Васильевичем Грозным, в 1541 г., несудимая грамота, данная Василием Иоанновичем, по которой монастырь с принадлежащими ему крестьянами был освобожден от гражданского суда, за исключением уголовных преступлений. Право суда над крестьянами было предоставлено непосредственно настоятелю; сам же настоятель находился в ведении великого князя. Со времени Иоанна Грозного Соловецкий монастырь принимает самое близкое участие в общерусской жизни. О всех важных событиях князья считают необходимым извещать настоятелей, просят их молитвенной помощи в предприятиях против врагов, делая богатые вклады, а в тяжелые годины государственных бедствий обращаются к обители за материальной помощью. Задумав поход против Казани, Иоанн Грозный посылает в Соловецкий монастырь деньги и письменно извещает настоятеля о своем намерении идти войною против Казанцев, «вы б, господине, молили Господа Бога и Пречистую Его Богоматерь и Великих Чудотворцев о здравии и тишине всего православного христианства, и о Государеве согрешеньи... в церквах молебны пели и обедни служили, чтобы от недруга казанского дал Бог помощь и крепость и утверждение и победу над ним. 34 Богатая помощь была оказана царем Иоанном Грозным и при вторичном пожаре, постигшем обитель по попущению Божию за то, что «имеющие власть в обители», как было открыто преп. Зосимою в видении старцу Леониду, «неправо поступают с братиею, а братия всегда ропщет и терпения не имеют и этим наводят гнев Божий на обитель». Иоанн Васильевич пожаловал три поморские деревни: Шижню с приходскою церковью Николая Чудотворца, Сухой Наволок и деревню Остров с соляными варницами и угодьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церквей в монастыре четыре: а) соборная Успенская, б) теплая Введенская, в) Богословская и г) Троицкая. Три церкви – соборная, теплая и Богословская замечательны и древностью и архитектурными особенностями, а все вместе характеризуют разные эпохи существования монастыря. а) Соборный Успенский храм каменный, весь из белого тесаного камня, с пятью большими главами, с кирпичною папертью, покрыт листовым железом; построен Старицким князем Андреем Ивановичем в 1530 годах, по образцу храма, стоящего на Синайской горе. Храм этот одно престольный, во имя Успения Божией Матери, холодный. Внизу его устроен большой подвал из белого тесаного камня. В древнее время из этого подвала был подземный ход под Волгу, с выходом в городской Борисоглебский собор, стоявший против монастыря на городище. Проход этот в настоящее время закрыт и засыпан землею. Бывший настоятель Старицкого монастыря архимандрит Агафангел, любитель древностей, делал попытку открыть этот проход; отрыл несколько ступеней, ведущих под землею, но выступившая с сильным напором вода понудила его снова засыпать отверстие землею из опасения, чтобы не затопить весь церковный подвал водою. Надобною полагать, что своды туннеля от давности времени осыпались и вода, из Волги залила весь проход. Кем и когда устроен был этот ход, положительных сведений не сохранилось. Достовернее других предположение, что ход этот устроен Иоанном Грозным. Он долго жил в Старице, особенно во время войны с Польским королем Стефаном Батырем; он строил Старицкую крепость; он же строил и Борисоглебский собор, в который проведён был выход из туннеля; к его времени естественнее всего отнести и устройство этого подземного хода. б) Другой храм Введенский теплый, каменный, двухэтажный, шатровый, с остроконечным верхом; конус и крыша покрыты железом и окрашены медянкой на масле, а глава и крест обиты белым железом. С северной стороны пристроена к нему в 1802 году большая каменная паперть. В нём два престола: на правой стороне во имя святителя Арсения Тверского, а на левой – Введения во храм Пресвятой Богородицы. На южной стороне алтаря находится ризничная палатка, каменная. Храм этот построен Царём Иоанном Васильевичем Грозным в 1570 году. При нем была трапеза для братии, которая в 1761 г. обращена в церковь . Внизу церкви первоначально были поварня и хлебна и погреб, а ныне помещаются хлебные амбары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Алатырь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи - древнейший, вероятно самый первый храм города Алатыря, заложенный, по преданию, царем Иоанном Васильевичем. Каменный теплый собор был сооружен на месте деревянной церкви в 1703 году. Храм расположен в историческом центре города на высоком левом берегу реки Сура. Содержание История [ править править код ] Датой основания города Алатыря принято считать издание царем Иоанном Грозным указа о построении города и Соборного храма от 4 августа 1552 года. Внутри города была выстроена церковь святого и праведного Алексия, человека Божия, с приделом во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Построена она была на том месте, где сейчас стоит каменный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Деревянная церковь святого и праведного Алексия, человека Божия, с приделом во имя святого пророка Иоанна Предтечи несомненно являлась древнейшим храмом города, так как основание собора соответствует дате основания города — 1552 год, что подтверждается грамотой о передаче соборной церкви Иваном Грозным образа, который в 1706 году все еще находился в храме. В 1703 году собор Усекновения главы Иоанна Предтечи был воссоздан в камне из бывшего деревянного предела после пожара, устроенного сподручным Степана Разина атаманом Осиповым при штурме города в 1670 году. Храм был построен в московском стиле (двухсветный куб и красочное пятиглавие над ним) присланными из столицы мастерами каменного дела. Это была зимняя с толстыми стенами отапливаемая церковь. Несколько севернее возведен соборный храм во имя Рождества Богородицы. Оба здания обнесены одной оградой. Службы стали совершать в Богородице-Рождественском летом (он был холодным), в Предтеченском — зимой. На территории восточнее храмов, ближе к обрыву, предавались земле тела умиравших священнослужителей Соборного храма. Для обоих храмов был один клир: протоиерей, дьякон и дьячок. Вплоть до 1929 года в соборе продолжались службы. После революции дважды проводилось изъятие церковных ценностей из собора — в 1918 и в 1921 годах. С 1929 года церковные службы были прекращены и собор закрылся. Илюшкина Анна Ильинична (1911 г.р.), жительница города Алатыря, вспоминает следующие события, связанные с закрытием храма: «Собор Иоанна Предтечи действовал до 1933 года. А потом из этого храма забрали и расстреляли последнего епископа Владимира (Юденича) и протоиерея Константина (Соловьева). Они жили под горой в небольшом доме у Романовых». Такая судьба была у многих храмов и священников в годы советской власти.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Пермская земля неоднократно страдала от опустошительных набегов вогулов, остяков и сибир. татар (в 1481, 1505, 1531, 1539, 1547, 1572, 1573, 1581, 1582). Во время набега пелымского кн. Асыки погиб кн. Михаил Ермолич, ему наследовал его сын, Матвей Михайлович. Коми-пермяки принимали участие в походах московских воевод на югру (1482, 1485, 1499) и вогулов (1484). Окончательное присоединение Пермской земли к Русскому гос-ву произошло в 1505 г., после того как вел. князь Московский Иоанн III Васильевич назначил туда наместником кн. Василия Андреевича Ковра, сумевшего в том же году отразить нападение сибир. татар. В это же время вел. кн. Василий III Иоаннович выдал т. н. Великопермскую уставную грамоту (подтверждена и дополнена царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1553), утвердившую полномочия наместника и волостелей на Пермской земле. В 1535 г. в Чердыни возведен деревянный кремль, к нач. XVII в. мощная деревянная крепость существовала также в Соли Камской. Пермь. Фотография. Нач. XX в. Пермь. Фотография. Нач. XX в. Освоение территории совр. П. к. ускорилось после выдачи в 1558 г. царем Иоанном IV Грозным жалованной грамоты Строгановым на их пермские вотчины, центром которых сначала была Пыскорская слобода (ныне с. Пыскор Усольского р-на; в 1560 Строгановы основали там Преображенский монастырь), а затем Орёл-городок (ныне пос. Орёл Усольского р-на), построенный в 1564 г. в устье р. Яйва. С 70-х гг. XVI в. в городах региона действовало воеводское управление. Летом 1582 г. объединенное татаро-вогульское войско под командованием сибир. царевича Али и пелымского кн. Аблегирима разграбило Соль Камскую и вырезало все ее население, Чердынь была взята в осаду. Эти события стали одной из причин похода в Сибирь отряда Ермака Тимофеевича. В 1606 г. Строгановы приступили к возведению на Каме между Орлом-городком и Пыскорским Преображенским мон-рем слободы Нов. Усолье (ныне г. Усолье) - нового центра своей вотчины. На Пермской земле развивались солеварение, охота, рыболовство, судостроение, кузнечное и гончарное производство. Жители активно участвовали в защите и освоении вновь вошедших в состав Русского гос-ва территорий на вост. склоне Урала и в Зап. Сибири. Из районов раннего рус. заселения (Чердынского и Соликамского уездов) шел отток населения на Ср. Урал и в Зап. Сибирь. Наряду с этим в XVI-XVII вв. происходило масштабное переселение в регион из районов бассейна Сев. Двины и Заонежья. С XVII в. широкое распространение в регионе получила пермская деревянная скульптура. В 1708-1727 гг. территория совр. П. к. входила в состав Сибирской губ., в 1727-1781 гг.- Казанской губ.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Мудрые детоводители! Вы, которые в сердца юношей вливаете страх Божий, усердие к отечеству, любовь к добродетелям, – вы любите отечество, вы служите отечеству. Трудолюбивые земледельцы! Вы, которые доставляете необходимую пищу вашим собратьям, – вы любите отечество, вы служите отечеству. Почтеннейшее купеческое сословие и вы, благосердые попечители сего памятника, вы, которые стараясь о усовершенствовании собственного состояния, доставляете пользу и спокойствие вашим соотечественникам; вы, которые по ревности к общему благу с таким величием и блеском украсили храм сей, что мы достойно созерцаем в нем образ обители Отца небесного; вы, которые приняли на себя достохвальную обязанность поддержать сие здание в его неразрушимой целости на все грядущие времена во всех отношениях; вы, которые ознаменовали, сей приснопамятный для России, день особенным усердием к благолепию святой церкви, к служителям алтаря Господня, к православным героям-защитникам отечества; вы любите отечество, вы служите отечеству. Благодетельные друзья, страждущего человечества, вы, которые отираете слезы больных, бедных вдов и сирот, – вы любите отечество, вы служите отечеству. Мужественные воины! Вы, которые тишине и удовольствиям семейной жизни, предпочитаете шум бранный, опасности и саму смерть, – вы любите отечество, вы служите отечеству. О, да одушевляет всех нас благой дух любви к отечеству и в пролитии теплых молений о его благосостоянии и в ревностном прохождении наших обязанностей, и в пожертвовании для блага общего самой жизнью. Да почивает выну благодать Божия на любезнейшем нашем отечестве! Аминь. Читать далее Источник: Слово на день взятия Казани царем Иоанном Васильевичем Грозным и на освящение храма, сооруженного в Памятник над могилой православных воинов, за веру и отечество при взятии Казани живот свой положивших, говоренное Казанского Успенского Зилантова монастыря настоятелем архимандритом Гавриилом 1832 года октября 2 дня. – Казань : Унив. тип., 1833. – 21 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Троицкий , 3 кл., в г. Муроме. Основан в 1642 г. При нем двуклассная школа. Успенский , 1 кл., в г. Александрове. Основан старцем Лукианом (см. 1426 стр., 1 прим.) при Успенской церкви, построенной еще Иоанном Грозным, который в 1564 г., оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих опричников монастырскую братию, надел на себя и на них иноческое платье и установил монашеский образ жизни (не исключавший, впрочем, собою самого широкого и необузданного разгула) и впоследствии часто проживал здесь. После Иоанна Грозного слобода не раз была разоряема врагами русской земли, но затем снова обстраиваема. Некоторые же из разграбленных храмов оставались неисправленными. При одном из таких храмов при участии Лукиана и с разрешения царя Алексея Михайловича и возникла в пол. XVII в. женская обитель, которая находилась под руководством Лукиана. После кончины его много потрудился для благоустроения обители о. Корнилий (игумен Лукиановой пуст.), скончавшийся в 1681 г. Памятниками пребывания здесь Иоанна Грозного сохранились две келии и два древних храма: вышеупомянутый храм Успения Богородицы, близ которого указывают «место бывшего двора Государева», и Троицкий собор, им же построенный, с своеобразного вида высокою колокольнею; в этом соборе замечательны входные так называемые «Васильевские» двери, сооруженные в 1336 г. в Новгороде для Софийского храма по повелению архиеп. Василия и привезенные сюда Иоанном Грозным в 1570 г., после разгрома города. Здесь же находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Под алтарем Троицкого собора погребен о. Корнилий, память о котором доныне жива в мон., где ежегодно в день его кончины (11 авг.) совершается по нем заупокойное богослужение. Ризница заключает в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII в., в библиотеке не мало рукописей и синодиков XVI и XVII в. При мон. школа и рукодельная мастерская (с 1889 г.), больница и странноприимный дом. Феодоровский Переяславский , 2 кл., общ., в г. Переяславле. Основан в XV в. и сначала был мужским; с 1667 г. стал женским. Соборный храм во имя св. Феодора Стратилата построен в 1557 г. В мон. находится гробница схимонаха Сергия, память которого чтится местными жителями совершением по нем панихид. При мон. школа, больница и странноприимница.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

УСПЕНСКИЙ, женский, 1 класса, в уездном городе Александрове, на берегу речки Серы. Основан в XVI веке царем Иоанном Васильевичем. – Обитель эта (прежде мужская) не редко бывала резиденцией царя Иоанна, который, окружив себя опричниками, здесь живал по нескольку времени, вел монашескую жизнь, как настоятель; соблюдал в точности наружный иноческий устав; ходил в черном платье в церковь и общую с опричниками трапезу; а между тем звал сюда на суд подданных, которые часто становились тут же жертвами его подозрительности: еще видны следы бывших подле обители и давно пересохших прудов, в которых, по преданию, погублено множество несчастных. – Здесь была учреждена царем Иоанном и типография, вторая по Московской. – Ныне монастырь этот, обращенный в 1651 г. при царе Алексее Михайловиче в женский и в 1764 возведенный в 1 класс, окружен огромными каменными стенами с башнями, которые построены при царе Феодоре Алексеевиче, и имеет 6 церквей, из коих две соборные: 1) Успения Богородицы, с приделами Иоанна Предтечи и Марии Египетской, построенные царем Иоанном Васильевичем; при ней находятся уцелевшие еще до ныне две келии, в коих сей царь имел пребывание. 2) Живоначальной Троицы, также древнего построения, с приделами Симеона Богоприимца и Сергия Радонежского. В этом соборе заслуживают внимания южные дубовые двери, покрытые листами красной медной, некогда вызолоченной латуни, с изображениями разных святых, притчей из священного Писания и даже мифологических лиц; они сделаны в 1336 году св. Василием, архиепископом Новгородским, что доказывается надписью на них. Эта драгоценность, известная в ученом свете под именем Корсунских врат, находилась в Новгородском Софийском соборе, а сюда вывезена в 1569 году царем Иоанном Грозным, по покорении им Новгорода. Здесь же есть другие, западные врата, также, по-видимому, из Новгорода привезенные, которые хотя и позднейшей работы, но замечательны простотой и величием древнего греческого искусства. 3) Покрова Богородицы, теплая. 4) Воздвижения Креста, под колокольней. 5) Феодора Стратилата, над вратами. 6) Сретения Господня, больничная. – В этой обители погребены две сестры императора Петра Великого: Марфа Алексеевна и Феодосия Алексеевна. Царевна Марфа Алексеевна была здесь более 8 лет в числе инокинь, под именем Маргариты. После нее остались принадлежавшие ей вещи, тщательно сберегаемые, как-то: серебряное блюдо, ложки, вилки с ножом, стеклянная чарка с вызолоченной подножкой и кубок с крышкой. Портрет ее также здесь находится. – Между погребенными в обители замечателен храбрый генерал и любимец Петра I, Иван Иванович Бутурлин. – Монастырская ризница наполнена древними и дорогими царскими вкладами; между прочим здесь находится золотой напрестольный крест, с серебряным распятием, украшенный жемчугом – дар царицы Наталии Кирилловны.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Сверх сего, более 200 подлинных грамот и указов разных российских государей и до 300 грамот от святейших патриархов, митрополитов и других духовных особ. Достопримечательные книги: 1) «Лавсаик» , или патерические наставления, ветхий, в десть, собственный преподобного Зосимы Соловецкого; 2) устав, или Типик церковный, принадлежал преподобному Зосиме; 3) служебник святителя Филиппа, митрополита московского; 4) две Псалтири с восследованием святителя Филиппа и одна духовного отца его, старца Ионы Шамина; 5) устав святителя Филиппа – по сколько кто из братии должен иметь в келье одежды и обуви, писанный в 1553 году; 6) часослов святителя Филиппа; 7) церковный служебник, писанный более 500 лет тому назад; 8) книга Иоанна Лествичника , вместе с  Аввою Дорофеем , писанная полууставом, с заглавными рисунками, пожалована в Соловецкий монастырь царем Иоанном Васильевичем Грозным в 1589 году; 9) Апостол письменный, пожертвованный монастырю святителем Филиппом; 10) книга писанная, Иосифа Флавия, историка иудейского, пожертвована царем Иоанном Васильевичем Грозным, – и многие другие достойные уважения книги, которых насчитывается около 8000 томов. Книги, значащиеся здесь под 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8, вместе со многими другими достопамятными и особенно древними соловецкими книгами, находятся в Казанской Духовной Академии. Достопримечательные вещи:  1) покрышка с шубы святителя Филиппа, шерстяной материи темного цвета; 2) палаш с сребропозлащеной оправой князя Михаила Васильевича Шуйского-Скопина; 3) сабля в сребропозлащеной оправе с камнями, дана вкладом от князя Димитрия Михайловича Пожарского; 4) серебряная кружка соловецкого старца Стефана, бывшего казанского царя Симеона Бекбулатовича (Эдигера); 5) кружка резная из слонового зуба, на коей отличной резьбой изображены шесть императорских портретов; 6) небольшой зазвонный каменный колокол, сделанный при игумене Зосиме, чудотворце соловецком; 7) клепало каменное, в которое ударяли к церковной службе во время игуменства преподобного Зосимы; 8) бомба чугунная, 26-фунтовая, найденная в 1855 году начиненной порохом за иконой Знамения Пресвятой Богородицы Раненой, что над входом в Преображенский собор; 9) семь штук винтовых трубок медных, собранных из гранат после воины 1854 года, и одна пистолетная пуля, пущенная в соловецкого архимандрита одним из главных офицеров с английских пароходов, подходивших к монастырю в 1855 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В конце того же века, архиепископ, св. Мартирий, устроил притвор, которого великолепие, тогда необыкновенное, было причиною, что его прозвали златою папертью; ныне он известен под именем Мартириева. – Кроме неприятельских разорений, собор четыре раза был жертвою пламени; губительнейший из всех пожар случился 7 июня, 1340, когда вся внутренность его выгорела. Ревнитель благолепия церковного, св. Василий, архиепископ новгородский, возобновил храм во всех частях и покрыл его опять свинцовыми листами; а стены украсил вновь живописью в византийском стиле. Сей же архиепископ сделал, в 1336, т. е. за четыре года до пожара, в правом притворе храма медные позолоченные двери, находящиеся теперь в Успенском Александровском монастыре (Владимирской губернии), куда они вывезены, 1569, царем Иоанном Васильевичем Грозным. Татары 1396 и 1407 годов нанесли также вред Софийскому храму, после которых архиепископ Иоанн, исправя попорченное, велел обить маковицу свинцом; а в 1408 сделал ее златоверхою. В настоящее время внутренность собора – мрачная и тесная сходствует несколько с Московским Успенским; но с тем различием, что здешние тяжелые своды поддерживают не четыре, но десять огромным столпов, делающих пространство в проходах еще теснее. На севере-восточной стороне верхних галерей изображен древним письмом, фреско, храмоздатель, св. князь Владимир, вместе с родителем и братьями; также в. к. Всеволод Святославич, Святослав Ярославич и Святослав Изяславич. В главном алтаре есть остатки мозаического украшения стен. Иконостас прямой, о четырех ярусах, служивший, как кажется, образцом для Московского Успенского, имеет, на поклоне, весьма древние образа, в богатых серебряных позлащенных ризах; из них замечательны иконы Софии Премудрости Божией и Апостолов Петра и Павла, присланные сюда, по преданию, св. Владимиром Равноапостольным, вскоре по введении христианской веры; они были увезены в числе трофеев царем Иоанном Грозным в Москву и возвращены сюда уже в 1572 году. По правую сторону Царских врат стоявший с XII века образ Всемилостивого Спаса, писанный греческим императором Мануилом и увезенный в 1476 году в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010