Этим уготовлялась благоприятная почва для созидательной работы. В семинарский режим была введена строгая дисциплина, учебное дело повысилось, воспитательная часть поднималась систематически. Воспитанники подтянулись и неуклонно приучались к достойной выдержке и всецелой порядливости, для чего о. Ив.А. Кратиров чуть не первым во всей России завел для них еще особую красивую форму. Вместе с обогащением обязательными учебными сведениями, воспитанники проникались сознанием долга соответственно предложенному для них служению, которое заранее являлось регулятором их внутреннего настроения и потому после принималось при укоренившейся готовности. Разумеется, всем этим превосходно обеспечивался успех пастырской и всякой иной жизненной деятельности, а факты этого рода утвердили добрую репутацию Харьковских семинаристов не только в духовенстве, но и в светском обществе. Нередко бывали примеры, что к ахиеп. Амвросию обращались с просьбой дать во священники именно «Кратировских учеников». Заботясь о непосредственных задачах семинарского образования, о. Ив. А. Кратиров не забывал об эстетических развлечениях и значительно улучшил содержание семинаристов, к которым вообще относился с отеческою снисходительностью. Хозяйственная сторона была предметом особенных попечений о. Ив. А. Кратирова; здесь он употребил много хлопот и трудов и для сего ездил на свои средства в С.-Петербург с самою трудною и неприятною миссией – добывать денег... Зато и результаты были плодотворные. О. Ив. А. Кратировым устроен новый прекрасный и обширный корпус для семинарского общежития, а также другой – специально для квартир преподавателей и инспектора, старое же здание для этой второй цели было расширено и капитально ремонтировано. Прежде Харьковская Семинария иногда (особенно в летние жары) много страдала от недостатка воды, пользуясь городским водопроводом. Ввиду этого о. Ив. А. Кратиров выхлопотал средства (до 8 тысяч руб.) и на самой семинарской усадьбе устроил артезианский колодец с собственными водопроводными сооружениями, оборудованными вполне капитально машинами и особыми зданиями. Семинария стала одним из лучших зданий в городе. Должно упомянуть еще, что при ней о. Ив. А. Кратиров устроил хорошее здание церковноприходской школы. Постепенно укреплялась у начальника с сослуживцами и питомцами самая тесная связь, которая особенно наглядно выразилась при оставлении семинарской ректуры, когда по чувству искренней любви и благодарности воспитанниками поднесена была ценная икона, говорились теплые речи, а от корпорации, между прочим, поднесен хороший альбом с семейными карточками. Добрые и дружественные отношения почтения, благоговения и симпатии между Семинариею и преосвящ. Иоанном продолжались во все время пребывания его в Харькове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1893 году 26 ноября, по постановлению правления той же Академии, выдана ему в дар Библия на английском языке. А в 1894 году, за безмездное преподавание гражданской истории объявлена ему архипастырская признательность высокопреосвященныйшего Неофита архиепископа Кишиневского. Но эпохою, можно сказать, в жизни и деятельности А.Г. Стадницкого было получение им степени магистра богословия, по удостоению Киевской Духовной Академии, за диссертацию: Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808–1812 гг.) и митрополит Кишиневский (1813–1821 гг.), которая составляет целую монографию в области русской церковной истории и истории юго-западного края России. Диссертацию эту автор обычным порядком представил в совет Киевской Духовной Академии и защитил на коллоквиуме. Защита советом признана была удовлетворительною, и совет постановил просить ходатайства высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Иоанникия пред Св. Синодом об утверждении А.Г. Стадницкого в степени магистра. Согласно этому ходатайству, указом Св. Синода от 21 марта 1895 года за 1305 А.Г. был утвержден в степени магистра богословия и уже тогда, как сказано выше, призван был к временному исправлению начальственной должности (инспектора) в семинарии. Вскоре и после того он еще более и быстрее стал возвышаться по степеням начальственных в духовно-учебных заведениях должностей. Не чувствуя склонности ко вступлению в семейную жизнь, А.Г. в конце 1895 года заявил свое желание вступить в монашество и, указом Св. Синода от 12 декабря сего года быв назначен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, 30 декабря того же 1895 года преосвященнейшим Иоанном (Кратировым), епископом Нарвским (ныне Саратовским), ректором С.-Петербургской Духовной Академии, в домовой академической церкви Александро-Невской лавры, был пострижен в монашество с именем Арсения, 31 декабря рукоположен в иеродиакона, а 1 января следующего 1896 года – в иеромонаха, и 23 февраля того же 1896 года «за отлично-усердную службу по духовно-учебному ведомству» награжден наперсным крестом, от Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

священномученик Павел (Кратиров) (6 мая 1871–23 дек./5 янв. 1932) Нравственное богословие Письма священномученик Павел (Кратиров) Епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии. Деятель иосифлянского движения в Русской православной церкви. Биография В миру - Кратиров Павел Фёдорович, родился 6 мая 1871 года в с. Покровское, Тотемского уезда, Вологодской губернии в семье священника Молочской Троицкой церкви, который впоследствии стал епископом Саратовским Иоанном. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1891), Казанскую Духовную Академию (1896) со степенью кандидата богословия. Преподавал в Тульской, Курской, а затем Харьковской духовной семинариях. Активно печатал свои труды в периодических изданиях епархии. Был женат, имел трёх дочерей: Валентину, Инну, Зою. Вдовец с июня 1914 года. Рукоположен в сан диакона 11 сентября, в сан священника 13 сентября 1921 года. Служил в храме Озерянской Божией Матери г. Харькова. 15 января 1922 был пострижен в монашество, 2 февраля возведен в сан архимандрита. 5 февраля совершилось его наречение во епископа, а 6 февраля — хиротония во епископа Старобельского в церкви «Всех скорбящих Радосте» Покровского монастыря. Хиротонию совершили Назарий, митрополит Курский и Обоянский, Нафанаил, архиепископ Харьковский и Ахтырский, Корнилий, епископ Сумский и Никон, епископ Белгородский. 2 мая 1923 года был арестован за то, что они не признал ВЦУ как каноническое учреждение и не желал подчиняться ставленникам «Живой церкви». 8 мая 1923 освобожден под расписку и выехал в Крым. В Крыму некоторое время управлял Ялтинским викариатством Таврической епархии, но пробыл там недолго. Затем жил в Абхазии. Позже переехал в Вологду. 4 сентября 1923 года был назначен временным управляющим Вологодской епархией. 14 ноября 1923 года постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Жил во Владимире. Затем переехал в Великий Устюг. Некоторое время жил в Москве.  С весны 1925 года жил в Харькове на улице Мариинская на положении ссыльного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

16 янв. 1931 г. И. был арестован в Новомосковске и этапирован в Киев. При обыске у него изъяли архив, в основном состоявший из документов по управлению Воронежской епархией, что вызвало многочисленные аресты. Проходил по групповому делу «Истинно-Православной Церкви» (ИПЦ) вместе со Старобельским еп. Павлом (Кратировым) и с большой группой иосифлянских священнослужителей. Обвинялся в «организации и руководстве контрреволюционной организацией ИПЦ на Украине», в распространении воззваний, в устройстве нелегальных собраний, в организации помощи ссыльному духовенству, в «воспитании верующих в антисоветском духе против коллективизации, раскулачивания и других мероприятий». 2 янв. 1932 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Вишлаге (пос. Красновишерск) в Предуралье. 16 февр. 1933 г. постановлением Коллегии ОГПУ заключение в лагере было заменено высылкой под надзором властей. Проживал в г. Камышине Нижневолжского края (ныне Волгоградской обл.) в одном доме со священномучениками Херсонским архиеп. Прокопием (Титовым) и свящ. Иоанном Скадовским , с к-рыми устроил домовую церковь. В окт. 1934 г. был арестован вместе с архиеп. Прокопием и со свящ. Иоанном. Обвинялся в «проведении контрреволюционно-монархической агитации» и «нелегальных богослужений на дому». 17 марта 1935 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 5 годам ИТЛ. По имеющимся сведениям, в 1937 г. приговорен в лагере к расстрелу и казнен. Арх.: ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744; ЦДНИ ВО. Ф. 9323. Оп. 2. Д. П-24705. Лит.: Данилушкин М. Б. и др. История РПЦ: От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1. С. 531; Шкаровский М. В. Icmuhho-Npabocлabha Церква проти радянькоï влади: укр. cmopihku//Людина i свит. К., 1997. 8. С. 43; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 286, 287; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 26, 54, 86, 89, 231, 272; Доненко Н., прот. Житие сщмч. Прокопия, архиеп. Херсонского. Люберцы, 2000. С. 18-24; Дамаскин. Кн. 5. С. 356, 357.

http://pravenc.ru/text/578104.html

После молебна состоялся органный концерт: студентка бакалавриата кафедры органа, клавесина и карильона (класс профессора Алексея Панова) монахиня Светлана (Тарасевич), насельница  Покрово-Тервенического женского монастыря , исполнила органные произведения французских композиторов. " Этот концерт не полностью воспроизводит то, что было 160 лет назад, органная музыка тогда не звучала, - отметил Анатолий Михайлович. - Но мы не случайно попросили сегодня наших коллег с факультета искусств принять участие в этом мероприятии, потому что сестринское дело, милосердие связано с музыкой и ее воздействием на человека. Сегодня мы анонсируем мероприятия, которые будут проходить в стенах Санкт-Петербургского университета, они будут посвящены оздоровляющему действию музыки на человека. Профессор Алексей Анатольевич Панов - художественный руководитель нашего проекта " . Анатолий Жирков напомнил, что в этом году также исполняется 110 лет с тех пор, когда в Акушерско-повивальном институте был впервые в мире установлен орган, и музыка стала использоваться как лечебное средство. Тогдашний директор института Дмитрий Отт, услышав орган в Германии, понял, что эти звуки могут оказывать целительное воздействие на женщин, страдающих женскими заболеваниями, беременных, рожениц. Пользуясь близостью к Царской семье, Дмитрий Оскарович добился, чтобы в институт из Германии был привезен орган. Санкт-Петербургский университет был учрежден указом Петра I  28 января 1724 года в качестве учебного заведениями при Академии наук. В 1819 году Университет возобновил свою деятельность, использовав в качестве фундамента для своего возрождения Главный педагогический институт, располагавшийся на 6-й линии Васильевского острова, в доме В 1836 году это здание перешло к Ларинской гимназии, названной так по фамилии петербургского купца Петра Ларина (1735-1778), завещавшего часть своего капитала на нужды народного образования. Церкви в гимназии на первых порах не было, и гимназисты молились в соседней Трехсвятительской. В 1897-1898 годах по проекту выпускника гимназии архитектора Андрея Иосса был построен храм, освященный во имя святой мученицы Татианы в честь рождения великой княжны Татьяны Николаевны. Храм был невелик и примыкал к актовому залу. Он был освящен 15 ноября (28 ноября по новому стилю) 1898 года ректором Санкт-Петербургской духовной академии епископом Нарвским Иоанном (Кратировым) в сослужении святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   Некогда Господь Спаситель при виде массового движения к Нему самарян, после Его беседы с самарянкой, пригласил учеников Своих позабыть о телесной пище, как забыл Он, и порадоваться Его сеянию и жатве, где нет «моего» и «твоего». Ведь и сеятели пускают на свою жатву других жнецов (см.: Ин. 4:35—38). Так и земная жизнь всякого пастыря есть непрерывное сеяние, а лица жнущие — дело второстепенное. Только сей и сей, не скрывая данного тебе таланта в земле!     Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский). Книга о должностях пресвитеров приходских… СПб., 1776. С. 70.    См.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения. 2-е изд. СПб., 1825. Т. 10. С. 241.    Постановления апостольские. Казань, 1864. С. 256.     Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 76.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 425, 471.    См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского. 2-е изд. М., 1906. Кн. 4. С. 630—631.    См.: Кратиров П. Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897. С. 62, 70—71.     Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 32—33.    Слово святого Афанасия, еже не осужати всякого согрешающего//Пролог. М., 1643. Л. 9 об.—10.    См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послание с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 80—81.     Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 150.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. С. 277.    См.: Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 183—184. Часть 3 Пастырская аскетика. Духовный опыт в пастырстве Неизбежность индивидуализма    Описание благодатной стороны пастырского служения составляет принципиальную часть Пастырского богословия, а способ раскрытия подвижнической жизни пастыря с помощью благодати Божией является предметом практической части пасторологии.    Пастырская деятельность вообще строго индивидуальна, нетипична. Она вытекает из характера пастыря, водимого благодатию хиротонии и личным напряжением в надлежащем служении. Среди Апостолов мы, например, видим твердого, порывистого апостола Петра рядом с самоуглубленным и любвеобильным созерцателем Иоанном Богословом. В сонме святителей известны святитель Василий Великий — благоразумно-ревностный деятель — и друг его, любитель безмолвия, глубокомысленный святитель Григорий Богослов. Из русских пастырей XIX в. нельзя не назвать разнохарактерных наших иерархов, современников,— Филарета Мудрого, митрополита Московского, и Филарета Благочестивого, митрополита Киевского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Проезд : на углу улиц Чапаева и Рокоссовского Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Казанский кафедральный собор (Волгоград) [ править править код ] На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным. Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней. Адрес : 400120, г. Волгоград, ул. Липецкая, 10 Телефон: 8 (8442) 94 78 43 Подробнее... Храм Всех Святых (Волгоград) [ править править код ] Приход Всех Святых образован в 1993 году. Идея постройки на Мамаевом кургане храма родилась в июне 1993 года, когда Волгоград посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, приехавший вместе с участником Сталинградской битвы архимандритом Кириллом (Павловым). В юбилейный год празднования 50-летия Сталинградской победы Патриарх освятил Мамаев курган для строительства на нём храма, чтобы люди могли поставить здесь свечи в память о защитниках этой высоты. В 1995 году Патриарх Алексий благословил строительство храма в честь Всех Святых. Начались проектные работы, в результате которых определилось и нынешнее место для храма, располагающегося примерно в 200 м от монумента «Родина-Мать» возле братской могилы. Геологи подтвердили, что храм не нанесет какого-либо ущерба монументу Матери-Родине и всему архитектурно-художественному ансамблю. Но неожиданно строительству воспротивилась администрация Волгограда. Ссылались на то, что общественность и ветераны этого не хотят. Но проведенный в 1997 году с помощью областного военкомата опрос показал, что 80 процентов ветеранов одобряют строительство храма — памятника на Мамаевом кургане.

http://azbyka.ru/palomnik/Волгоград

Что касается Германии, то после войны она была разделена на два государства: Федеративную Республику Германия (ФРГ) со столицей в Бонне, и просоветскую Германскую Демократическую Республику (ГДР) со столицей в Берлине. Особый статус имел Западный Берлин, контролируемый США, Великобританией и Францией. Из 42 русских приходов в Германии только восемь в начале 1950-х гг. признавали власть Московского Патриарха. Из них три прихода было в ГДР, два – в ФРГ, три – на территории Западного Берлина, 874 Поставленный московским священноначалием в Берлин архиепископ Борис (Вик) реально мог руководить лишь приходами в ГДР. Архиепископ свидетельствовал при этом, что подчиненное ему духовенство не проявляет активности и не имеет влияния. «Вашему Святейшеству, – писал иерарх, – известно берлинское духовенство, они плохие помощники, если не сказать более. Протоиереи Кратиров и Радзюк елико возможно мешают, стремясь ускорить появление близких для них, карловчан в Берлине. О[тец] Закидальский после появления о нем в западных газетах и журналах статей совсем не участвует в общецерковной жизни, боясь возможности выселения из Берлина. Протоиерей Положенский, настоящий ученик своего учителя М[итрополита] Евлогия. Он к карловчанам не пойдет, но при случае повторит действия своего учителя. Будучи тесно связанным с еп[ископом] Иоанном Шаховским, он идейно оттуда и вдохновляется. Духовенство храмов в Германской Демократической Республике не могут иметь и не имеют большого влияния, т. к. прихожан около этих храмов считаные единицы. Эти пастыри в большинстве случайно к нам попавшие и, конечно, по многим причинам помощниками настоящего дела быть не могут». 875 В результате активную проповедь православия среди русских эмигрантов должны были взять на себя оппозиционные Московской Патриархии структуры – Русская Зарубежная Церковь , Североамериканская митрополия и Западноевропейский экзархат. Понимание Русской Зарубежной Церковью своей исторической миссии В соответствии с принятым в 1956 г. «Положением о Русской Православной Церкви Заграницей» ее задачей было «сохранение в Зарубежье полной независимости Русской Православной Церкви от безбожных и антихристианских сил и всестороннее духовное окормление православной Российской паствы в рассеянии сущей». 876 То есть Зарубежный Синод видел свою миссию в том, чтобы хранить свободной хотя бы малую часть Русской Церкви, ту самую часть, которая впоследствии и оздоровит все тело Церкви на родине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Казанский Василий Павлович; 17.04.1873, с. Нименский Погост Каргопольского у. Олонецкой губ.- 13.08.1922, Петроград), сщмч. (пам. 31 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Самарских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), митр. Петроградский и Гдовский. Из семьи священника. После окончания Олонецкой ДС (1893) поступил в СПбДА. С 1-го курса принимал активное участие в деятельности Об-ва распространения религиознонравственного просвещения в духе правосл. Церкви (ОРРНП), выступал с беседами на фабриках, заводах и в ночлежных домах в С.-Петербурге, а также в Троицкой (центральной) ц. об-ва. 14 окт. 1895 г. ректором академии Нарвским еп. Иоанном (Кратировым) был пострижен в монашество, 21 нояб. рукоположен во иеродиакона, 19 мая следующего года - во иеромонаха. В 1897 г. окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Преосвящ. Аркадий, архиеп. Олонецкий, как деятель против раскола» (Петрозаводск, 1901; рец. проф. П. С. Смирнова - ИВ. 1902. 9. С. 999-1001). 13 сент. 1897 г. был избран пожизненным членом Леонтьевского попечительства о бедных воспитанниках семинарии, в пользу к-рого пожертвовал значительную сумму денег. Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Икона. XX в. Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Икона. XX в. 24 сент. 1897 г. В. был назначен преподавателем Свящ. Писания в Рижскую ДС, в авг. 1898 г. переведен в Холмскую ДС на должность инспектора. Впосл. В. вспоминал о своей инспекторской деятельности: «Круг моих забот... простирался на все бытие воспитанника. Для меня была дорога и его внутренняя личная и домашняя жизнь... Доверие оказывали воспитанники большое» (Самарские ЕВ. 1902. 9. С. 399). В Холме он, так же как и в С.-Петербурге, вел религиозно-нравственные чтения. 6 окт. 1899 г. В. был переведен инспектором в СПбДС, продолжил свою деятельность в ОРРНП, был избран пожизненным членом открывшегося 25 сент. 1900 г. братства во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова для оказания помощи беднейшим воспитанникам семинарии. В 1901 г. был назначен цензором нового ж. «Отдых христианина».

http://pravenc.ru/text/150263.html

Санкт-Петербургский университет был учреждён указом Петра I 28 января 1724 года в качестве учебного заведениями при Академии наук. В 1819 году Университет возобновил свою деятельность, использовав в качестве фундамента для своего возрождения Главный педагогический институт, располагавшийся на 6-й линии Васильевского острова в доме 15. В 1836 году это здание перешло к Ларинской гимназии, названной так по фамилии петербургского купца П.Д.Ларина (1735-1778), завещавшего часть своего капитала на нужды народного образования. Церкви в гимназии на первых порах не было, и гимназисты молились в соседней Трёхсвятительской. В 1897-1898 годах по проекту выпускника гимназии архитектора Андрея Николаевича Иосса был построен храм, освященный, по желанию почетного попечителя Альберта Александровича Хомзе, финансировавшего строительство, во имя святой мученицы Татьяны в честь рождения великой княжны Татьяны Николаевны, ныне причисленной к сонму исповедников и новомучеников российских. Храм был невелик и примыкал к актовому залу. Дубовый иконостас в нем вырезал И.П.Платонов по эскизу А.Ф.Красовского, образа написал Н. П. Щетинин, цветные стекла для окон поставил завод Эрленбаха. Храм святой Татьяны был освящен 15 ноября (28 ноября по новому стилю) 1898 года ректором Санкт-Петербургской духовной академии епископом Нарвским Иоанном (Кратировым) в сослужении святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Весной 1918 года храм святой мученицы Татьяны был закрыт. Ныне дом 15 на 6-й линии Васильевского острова вновь вернулся Университету. Здание это, являющееся старейшим университетским строением, сегодня принадлежит факультету филологии и искусств. С 2004 года в Татьянинском храме возобновились богослужения. В 2008 году университетская церковь святой мученицы Татьяны торжественно отпраздновала своё 110-летие. http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=49 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=11088

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010