В самую Пасхальную ночь в полусне Ангел приветствовал Марию словами: «Христос воскресе!» Желание полностью посвятить себя и всю свою будущую жизнь Богу утвердилось у девочки уже к 12 годам после одного необычного случая. Тогда в их институте случилась эпидемия кори, поразившая и Марию, так что ей даже пришлось лежать в отделении лазарета для тяжелобольных. Это было весной, шел Великий пост . В самую Пасхальную ночь в полусне Ангел приветствовал Марию словами: «Христос воскресе!», и необычное чувство тогда поселилось в ее сердце, которое, по признанию самой матушки, уже больше никогда ее не покидало. Сразу же после этого она выздоровела. Вскоре еще одно духовное видение помогло Марии окончательно утвердиться в решении принять монашество. После Святого Причастия девочке приснился необычный сон. Вначале она видела себя стоящей на коленях посреди поля, а через реку находился шумный город, в котором она узнала Петербург. Мария была обрадована, что оказалась по эту сторону реки, вдали от городской суеты. Затем она в таком же положении была перемещена на небо, где видела славословящих Бога святых. Наконец Сам Спаситель в непередаваемом величественном виде оказался подле нее. Когда Мария, преодолев свой трепет и страх, бросилась, чтобы облобызать Его стопы, Иисус, прикоснувшись к голове девочки, произнес: «Еще не время». То, что это было именно духовное видение, а не прелесть, подтвердил духовник институтского храма и посоветовал Марии до времени хранить эту тайну. Но уже тогда она нисколько не сомневалась в своем призвании. Позже так случилось, что экзамен по Закону Божию у них принимал епископ Выборгский (впоследствии митрополит Московский и Киевский) Иоанникий (Руднев). Нужно отметить, что благодаря своей удивительной памяти Мария уже тогда знала все Евангелие наизусть. Об этой ее способности преосвященного Иоанникия предупредили заранее, и на экзамене он был приятно удивлен не только дословному знанию священного текста, но и тому, как ученица его понимает. После экзамена он отдельно подозвал Марию к себе и благословил избранницу Божию. Благословение на монашество

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

е. распыления скудных стипендий 651 . Другие подали голоса в пользу пересмотра организации учебного процесса по типу светских гимназий: заменить двухлетние циклы-отделения одногодичными классами; а классы комплектовать не более чем из 40–50 человек, создавая параллельные; преподавателям поручать вести один, максимум два предмета 652 ; составить программы по всем предметам и объявлять конкурсы по написанию учебников 653 . «Свод мнений» явился хорошей основой для дальнейшей работы, совершить которую был призван специальный Комитет во главе с архиепископом Херсонским Димитрием (Муретовым) , учрежденный 22 февраля 1860 г. Делопроизводство и редактирование сосредоточились в руках доверенного А. П. Толстого, чиновника по особым поручениям при обер-прокуроре, Т. И. Филиппова. Членами стали сначала Нектарий (Надеждин), а затем, с 6 октября, архимандрит Иоанникий (Руднев), ректор Петербургской семинарии Платон (Троепольский), два чередных (то есть вызванных в Синод для служения) архимандрита – Феофилакт (Губин) и Феодосий (Шаповаленко), протоиереи Дебольский и К. Крупский, чиновник за обер-прокурорским столом И. Гаевский, ректор Московской духовной академии А. В. Горский. Стоит сказать несколько слов о представителях обер-прокурора в Комитете. Т. И. Филиппов всю жизнь занимался проблемами истории Восточной Церкви, сотрудничал с М. П. Погодиным и М. Н. Катковым, помещая свои статьи и заметки в их изданиях. Таким образом, он отлично знал предмет обсуждения и не был в Комитете случайным человеком. И. С. Гаевский входил в состав Комитета, что называется, по должности, ибо возглавлял Духовно-учебное управление. Представление о нем дает отзыв коллеги – Т. И. Филиппова: «Не знал, что молитва Господня есть Отче наш ... Он же Гаевский, после трехлетнего управления департаментом (Духовно-учебным управлением. – Р. С), не знал, что Московская духовная академия помещается у Троицы» 654 . Но еще раньше, чем появился Комитет, в 1858 г. семинарские программы претерпели изменения. Исключили геодезию, сократили курс естественных наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.) Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.) В 1863 г. по делам обители И. был в Москве, общался с Московским митр. Филаретом, к-рый подарил ему на память свои четки. В 1887 г. Оптину пуст. посетили вел. кн. Константин Константинович и Московский митр. Иоанникий (Руднев) . При И. в обитель неоднократно приезжали бывш. обер-прокурор Святейшего Синода А. П. Толстой , гос. контролер Т. И. Филиппов, Ф. М. Достоевский , гр. Л. Н. Толстой . В 1883-1885 гг. в Оптиной пуст. жил на покое еп. Петр (Екатериновский) , в 1887-1891 гг. при обители жил К. Н. Леонтьев . Все они с уважением относились к оптинскому настоятелю. Вел. кн. Константин Константинович говорил: «Ученых архимандритов я видел многих, а такого простяка вижу в первый раз. Я его очень полюбил!» (РГБ ОР. Ф. 214. Л. 120 об.- 121). Сам И. с особым почтением относился к имп. фамилии, с теплотой отзывался о вел. кн. Константине Константиновиче, имп. Александра III называл великим и истинно благочестивым государем. Скорбел о распространении революционных учений, об упадке монашества в России. До 1865 г. И. переписывался со своим братом архим. Мелетием, к-рый давал советы по управлению мон-рем (напр., о том, что подавать за трапезой), хотя считал И. неспособным к настоятельской должности (Там же. Ф. 213. К. 70. Д. 2). В 80-90-х гг. XIX в. И. состоял в переписке со своей племянницей мон. Антониной из курского во имя Св. Троицы мон-ря (Там же. К. 66. Д. 29). Переживал из-за угасания семьи Антимоновых, сетовал, что «некому поддержать фамилию». Избран действительным членом Православного миссионерского общества (1876), награжден орденами св. Анны 3-й (1876) и 2-й (1880) степени, св. Владимира 4-й (1889) и 3-й (1894) степени. В конце жизни И. стал заметно слабеть и келейно принял постриг в схиму. В июне 1894 г. началась предсмертная болезнь. На просьбы указать своего преемника И. отвечал: «Матерь Божия Сама укажет вам игумена». В течение последних 2 недель ежедневно причащался, принимал монахов и давал им наставления. И. был похоронен в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Чин погребения 24 авг. 1894 г. совершили Калужский еп. Александр (Светланов) и настоятели неск. мон-рей. В завещании, составленном в июле того же года, И. распорядился свои иконы и книги передать Оптиной пуст. и добавлял: «Кроме же св. икон и книг ничего собственного я не имею... Наг родился я, ничего и не оставляю» (Там же. К. 65. Д. 45. Л. 11-13 об.).

http://pravenc.ru/text/674766.html

Нижний Новгород, 1907 Карея, административный центр Афона. Фотография 2002 г. Д. А. Менькова Ильинский скит (современный вид). Фотография Д. А. Менькова Митрополит Сербский Михаил (Йованович). Из кн.: Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия Ватопед. Современный вид. Из кн: Images of Athos. Mount Afhos, 1997 Хилендар. Фотография 2000 г. Д. А. Менькова Зограф. Вид на соборный храм вмч. Георгия. Фотография 2000 г. Д. А. Менькова Заслуженный профессор КДА по кафедре церковной истории И. И. Малышевский . Из кн: Корольков И. Н. Иван Игнатьевич Малышевский ... Киев. 1897 Профессор КДА по кафедре словесности и языкознания И. М. Бобровницкий. Из кн.: Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия Заслуженный профессор КДА по кафедре гомилетики и истории проповедничества В. Ф. Певницкий . Из кн.: Пятидесятилетний юбилей заслуженного ординарного профессора Киевской Духовной академии Василия Феодоровича Певницкого. Киев, 1905 Митрополит Кишиневский и экзарх Молдо-Влахийский Гавриил (Банулеско-Бодони). Из кн.: Юбилейный сборник Кишинева 1812–1912 Епископ Чигиринский Дмитрий (Ковальницкий), ректор КДА в 1898–1902 гг. ЦИА ПСТГУ Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожскнй Антоний (Вадковский) , в 1892–1898 гг. –- архиепископ Финляндский. ЦИА ПСТГУ Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. Из кн.: Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999 Митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), первенствующий член Св. Синода (1898–1900). Из кн.: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М., 1996 Митрополит Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев), в 1892–1900 гг. архиепископ Новгородский. ЦИА ПСТГУ Листок из Дневника митрополита Арсения. ГА РФ. Ф. 550 Д. 511. Л. 13 Профессор СПбДА по кафедре истории славянских церквей И. С. Пальмов . Из кн.: Сосуд избранный. СПб., 1994 Епископ Нарвский Иоанн (Кратиров), ректор СПбДА (1895–1899). ЦИА ПСТГУ Санкт-Петербургская Духовная академия Из кн. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

23 мая 1847 г. Л. окончил академический курс (5-м по списку) со степенью магистра богословия (тема работы - «О подлинности книги пророка Даниила») и 9 нояб. того же года был назначен помощником ректора СПбДС «по профессорской должности», преподавателем нравственного и сравнительного богословия, гомилетики, с 1849 г. работал помощником инспектора. По результатам ревизии 1849 г. удостоился сана соборного иеромонаха. По рекомендации ректора КДС архим. Антония (Амфитеатрова) Л. был переведен в Киев, 20 марта 1851 г. назначен инспектором КДС, преподавателем богословия, в сер. 1851 г. покинул С.-Петербург, встречался в Москве со свт. Филаретом (Дроздовым) , 5 мая прибыл в Киев. С 28 янв. 1852 г. инспектор КДА, экстраординарный профессор (до 1 июля 1856). 15 февр. 1853 г. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) возведен в сан архимандрита. Проживал в семинарском ученическом корпусе вместе с профессорами иером. Платоном (Троепольским) и свящ. П. А. Троицким (впосл. Аккерманский еп. Петр). Среди помощников Л. были иером. Филарет (Филаретов) и архим. Иоанникий (Руднев) . В воспоминаниях Л. пишет о дружбе с иером. Филаретом, о конфликтах с ректором архим. Антонием (Амфитеатровым), сочетавшим, по его мнению, аскетизм с чрезмерным «ученым самолюбием», и особенно с архим. Иоанникием, «ехидным и хитрым». Митр. Филарета, напротив, он называл «великим старцем». В 1854 г. Л. осуществлял ревизию Воронежских ДС и ДУ, Полтавского и Курского духовных уч-щ, посетил родную слободу. Он считался одним из самых снисходительных семинарских ревизоров. 30 мая 1856 г. по инициативе митр. Новгородского и С.-Петербургского Никанора (Клементьевского) Л. был назначен ректором Владимирской ДС, настоятелем переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мужского монастыря . В июле того же года Л. выехал из Киева, в Москве на Троицком подворье общался со свт. Филаретом (Дроздовым), к-рый предрек ему «много хлопот» во Владимирской семинарии. Однако впосл. Л. благожелательно отзывался о недолгом периоде ректорства во Владимире, студентов называл способными и восприимчивыми; лишь «либеральные убеждения» Владимирского еп. Иустина (Михайлова) , к-рый иногда посещал экзамены, по мнению Л., оказывали негативное влияние на учеников.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

В 1871 году указом Нижегородской Духовной консистории была официально открыта и утверждена женская богадельня во имя Архангела Михаила. Попечителем богадельни стал местный землевладелец титулярный советник Александр Михайлович Троицкий, которому помогала его жена Евдокия Васильевна. После постройки и утверждения богадельни количество женщин в ней значительно увеличилось. Сестры жили по монастырскому уставу: ежедневно все вместе совершали молитвенное правило, по праздникам и воскресным дням ходили на службу в сельский Троицкий храм. В 1877 году Преосвященный Иоанникий (Руднев), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, во время традиционного обозрения епархии прибыл в село Большая Пица. Осматривая приходской храм, он увидел отдельно стоящих сестер богадельни. Благословив каждую, поинтересовался, почему они не поют и не читают в храме во время службы. Матрона Державина, как старшая, ответила, что они были бы очень рады это делать, но храм приходской, и они не смеют хозяйничать в нем без благословения священника. Тогда владыка посоветовал им построить свой храм, хотя бы домовый, и по благословению святительскому освятить его. Обрадованные сестры стали хлопотать о пристройке к их корпусу домовой церкви, но тут-то и начались искушения. Местная крестьянская община посчитала, что с постройкой домовой церкви произойдет укрепление богадельни, и способствует образованию женского монастыря. И тогда крестьяне испугались, что земли их пахотные отойдут монастырю и они лишатся приходского храма и самостоятельности. Дело дошло до Окружного суда, куда было подано прошение от сельского общества и церковного причта, в котором сестер богадельни обвинили в незаконной постройке на церковной земле жилого корпуса из церковного материала. Решением суда каменный дом у сестер отобрали, разобрали на кирпичи, из которого в последствие возвели ограду вокруг храма. Почти пятьдесят лет существовала женская богадельня в селе Большая Пицах. В соседнем селе Малая Пица (Апраксина) проживала вдовая благочестивая помещица Юлия Александровна Чуприкова. Узнав, как поступила сельская община и жители села с женской богадельней, предложила сестрам богадельни купить у нее усадьбу с прилежащими к ней землями. 3 марта 1879 года купчая от имени А.М. Троицкого, Матроны Державиной и Анны Галявиной была совершена, сестры получили в свое владение деревянную усадьбу с хозяйственными постройками, фруктовым садом и 49 десятинами пахотной и луговой земли.

http://sobory.ru/article/?object=10895

Обустройство Голосеевской пустыни продолжилось и после кончины владыки Филарета. Хозяйство Голосеевского хутора, принадлежащего Киево-Печерской Лавре, было большим и процветающим. С ноября 1895 года по 1917 год в Голосеевской пустыни жил духовный сын старца Парфения – ризничий и духовник Киево-Печерской Лавры – Алексий (Шепелев), будущий преподобный Алексий Голосеевекий. При нем Голосеевская пустынь стала резиденцией Киевских митрополитов. Духовный сын преподобного Парфения митрополит Иоанникий (Руднев), пришедший на Киевскую кафедру в 1891 году, решил разобрать уже ветхую к тому времени деревянную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», и построить новую над могилой своего духовного отца. Однако до кончины высокопреосвященного Иоанникия (8 июня 1900 года) в 1900 году успели только разобрать церковь . К строительству новой, но уже каменной церкви (по проекгу архитектора Е. Ермакова) приступили только спустя 10 лет, при митрополите Флавиане (Городецком), пришедшем на Киевскую кафедру в 1903 году. Строительство этого храма, возможно, началось, и закончилось, не без влияния духовного отца Владыки Флавиана старца Алексия. В 1912 году новую, пяти купольную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» торжественно освятил наместник Лавры архимандрит Амвросий. Старец духовник Киево-Печерской Лавры преподобный Алексий скончался 11 марта 1917 года и был погребен у восточной стены нового храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». В период революции и Великой Отечественной войны большинство святынь в Голосеево было разрушено. Возрождение началось в начале девяностых годов XX века. В 1993 году, когда монастырь наконец-то вернули Церкви, от нет остался один митрополичий корпус, да и тот без окон и дверей. Пятнадцатого июня 1993 года начался новый отсчет в жизни обители: спустя почти семьдесят лет здесь была совершена первая литургия. С этого дня богослужения в Голосеево стали совершаться по воскресеньям и праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Одним из самых близких и любимых учеников П. был архим. Лаврентий (Макаров), наместник Киево-Печерской лавры (1844-1852), впосл. настоятель Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Также духовными чадами П. были Антоний (Амфитеатров), юродивый прп. Паисий (Яроцкий) , прп. Алексий (Шепелев) , свт. Иоанникий (Руднев) , митр. Киевский и Галицкий, игум. Парфения (Адабаш), кнг. В. С. Голицына и ее дочь В. П. Шереметева, В. И. Молчанова, тайная монахиня Е. Н. Бердяева, Н. Шупинская. С П. тесно общались дочери сенатора А. И. Муханова, Татьяна, Екатерина, Елизавета (фрейлины Высочайшего двора) и Прасковья, сохранившие сведения и свидетельства о смерти П., а также его письма ( Миловский. 1905. С. 446-460). О встречах с П. упоминал свт. Феофан Затворник (Говоров) . С особым почтением к П. и его духовному правилу, составленным им молитвам относились сщмч. Кирилл (Смирнов) , митр. Казанский и Свияжский, священноисп. Афанасий (Сахаров) , еп. Ковровский, схиархим. прп. Варсонофий (Плиханков) . Последние годы жизни П. провел в келье, устроенной в доме за Крестовоздвиженским храмом, при входе в Ближние пещеры, ежедневно служил литургию в пещерном храме прп. Антония. Когда его самочувствие ухудшилось и он не мог выходить из келий, митр. Филарет благословил устроить церковь в зале при кельях, что было исполнено за неск. дней при помощи духовных чад П., особенно Бердяевой. Храм освятили в честь Сретения Господня. П. считал устройство храма высшим благодеянием митрополита по отношению к себе. За год до смерти, весной 1854 г., П. уже не мог совершать литургию, но всегда присутствовал во время службы в алтаре и ежедневно причащался. Он предвидел день своей смерти, о чем упоминал в письме к сестрам Мухановым ( Хрулёва. 2008. С. 153). 25 февр. 1855 г. по его желанию над ним было совершено таинство Елеосвящения. На Страстной седмице, в Великую среду, его посетил митр. Филарет, в Великий четверг П. простился с самыми близкими духовными чадами, дал им наставления, а также нек-рые духовные распоряжения. В Великую пятницу, совпавшую в тот год с праздником Благовещения, в 5 ч. утра пономарь, готовивший к литургии Сретенскую ц., услышал, как П. вышел из кельи, и, закончив уборку, подошел к старцу за благословением. Он нашел П. уже мертвым, сидящим на стуле у церковных дверей. В Великую субботу тело П. было перенесено митр. Филаретом и архимандритами лавры из келейной церкви, не вмещавшей всех желающих проститься с ним, в Крестовоздвиженскую ц. 28 марта, в Светлый понедельник, митр. Филарет совершил отпевание усопшего, затем духовные сыновья старца перенесли гроб в Голосеевскую пуст. Несмотря на сильный дождь, шествие сопровождала многочисленная толпа. В 6-м часу вечера тело П., не тронутое тлением, было похоронено в деревянной ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Живоносный Источник». В кельях П. у Ближних пещер устроена часовня (в наст. время там находится резиденция наместника Киево-Печерской лавры).

http://pravenc.ru/text/2579067.html

Д. Бохонский (из дипломной работы, выполненной под руководством архиепископа Константина по кафедре догматического богословия) Петр Иванович Лепорский родился 22 августа 1871 г. в семье священника Нижегородской губернии. К сожалению, нам не удалось точно восстановить имя его отца. Вероятно, им был священник Иоанн Петрович Лепорский, который в 1873 г. был помощником смотрителя Арзамасского духовного училища и учителем греческого языка в III классе и Закона Божия в приготовительном классе при училище 1 . Лепорские были потомственными священно- и церковнослужителями. По семейному преданию, в XVIII в., следуя «моде» менять фамилии с русских на латинский лад, род «приобрел» себе фамилию Лепорские (от латинского lepus, leporis – заяц, что дает право предполагать, что ранее они были Зайцевыми или т. п. 2 . Семья И. Лепорского была большой – известны шесть его детей: Иоанн (родился около 1865 г.), священник с. Канерга Ардатовского уезда, затем в Нижнем Новгороде 3 ; Александр (родился 1 марта 1868 г.), протоиерей, ректор Псковской духовной семинарии 4 (его дочь – Анна – художница, ученица и последовательница К. Малевича); Петр (1871–1923); Николай (1877–1952), ученик И. П. Павлова, профессор Военно-морской медицинской академии; Сергей, агроном; Владимир, директор «Азовстали» и неизвестный по имени, скончавшийся в годы революции. Свое первоначальное образование П. И. Лепорский получил в Нижегородском духовном училище 5 , а среднее – в Нижегородской духовной семинарии, в которую поступил в 1885 г. Чтобы увидеть насколько основательно велось преподавание в Нижегородской духовной семинарии достаточно указать, что среди ее выпускников были в будущем крупные богословы и историки, такие как патриарх Сергий (Страгородский) , Н. И. Глориантов , Ф. Г. Елеонский , Π. В. Знаменский, A. JI. Катанский, А. И. Садов и др. 6 П. Лепорский успешно закончил все классы по первому разряду (первым по разрядному списку в 1-м классе, четвертым – во 2-м, вторым – в 3-м, 4-м, 5-м и 6-м) 7 . Он застал время, когда Нижегородская духовная семинария находилась в периоде своего расцвета. Ее ректором уже четверть века был протоиерей Г. В. Годнев. Особенное внимание на семинарию обращал нижегородский архиепископ Иоанникий (Руднев), консерватор и человек строгих правил, высоко ценившийся среди епископов как энергичный и самостоятельный иерарх. Впоследствии он был экзархом Грузии, митрополитом Московским, затем Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

К оформлению интерьеров И. м. привлекались художники В. М. Васнецов (см. ст. Васнецовы ), И. Е. Репин , И. К. Айвазовский, Г. И. Семирадский, а также мастера артели иконописца Н. М. Сафонова . Палешане выполняли росписи стен и сводов кабинетов председателя и товарища председателя совета музея, Новгородского, Владимирского, Суздальского и др. залов. Сохранилось свидетельство, выданное Управлением музея 24 окт. 1889 г. мастеру иконописной артели Сафонова И. А. Дадыкину «для исполнения порученных ему работ в Новгороде по изготовлению снимков с древней стенописи в новгородской Спасо-Нередицкой церкви и в других храмах с различных памятников древности по указаниям Управления музея» (ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. Ед. хр. 276. Л. 128). 2 июня 1883 г. состоялось офиц. открытие музея, освящение совершал митр. Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев) . На торжествах присутствовали вел. кн. Сергей Александрович, городские власти, высшее чиновничество, научная общественность. 12 нояб. 1889 г. в стенах И. м. была открыта аудитория на 500 мест для чтений, лекций и заседаний ученых об-в Москвы - 1-я публичная аудитория, имевшая общегородское значение. 4 авг. 1887 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов утвердил «Правила для руководства Управления Императорского Российского Исторического музея». 11 апр. 1888 г. было высочайше утверждено «Положение об Императорском Российском Историческом музее» - новый устав. Согласно этому документу, цель музея - «собирать и хранить (в подлинниках, моделях, слепках, снимках, рисунках, фотографиях и проч.) разнородные памятники древности и старины, которые в своей совокупности представляли бы наглядную и по возможности во всех частностях полную картину прошлой жизни как русского народа, так и народов, когда-либо обитавших в пределах Российской Империи» (Положение об Имп. Рос. Ист. музее. 1916. С. 202). Музей получал право печатать описания и каталоги собраний и научные труды, а также устраивать публичные чтения по предметам археологии и истории. Коллекции

http://pravenc.ru/text/1237671.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010