Иван Добровольский Скачать epub pdf Краткая биография Василий Федорович Руднев (в монашестве Тихон) родился в 1834 году 1 в подмосковном селе Кончинине в семье бедного сельского пономаря. «Лишившись в молодых летах отца, а вскоре и матери, он остался круглым сиротою. Но при помощи Божией и добрых людей он благополучно возрос и получил среднее духовное образование», – писали «Московские церковные ведомости» за 1904 год. Василий Руднев окончил Спасо-Вифанскую семинарию, основатель которой митрополит Платон (Левшин ; 1737–1812) ставил целью воспитать ученое и культурное духовенство. В аттестате говорилось, что Руднев обучался «при способностях очень хороших и прилежании весьма ревностном наукам». Сразу по окончании семинарии, в июле 1856 года, студент Василий Руднев был произведен Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Филаретом в диаконы и определен служить в церкви святых Космы и Дамиана в Старой Кузнецкой слободе. О диаконском служении Василия Руднева знавший его протоиерей П.С. Шумов говорил: «Он старался не сокращать, а расширять диаконские обязанности свои. На первых же порах он взял на себя труд за каждой литургией вместо причастного стиха прочитывать житие дневного святого, а дома в свободное время занимался обучением детей. Но любимым его занятием было духовное чтение. На последние, очень скудные средства свои он начал собирать библиотеку, которая, увеличиваясь, под конец жизни достигла больших размеров. …Тихий и миролюбивый, спокойный и всегда одинаковый, он скоро сделался любимцем прихожан, из которых одни вступали с ним в духовное родство, другие приглашали в домашние учителя для детей своих, и у всех он был другом семейства, постоянным посетителем и собеседником. Прихожане высоко ценили его душевные качества, благородство души его, и щедро помогали ему при его весьма скудных средствах. Наконец, по их просьбе он посвящается в их приход во священники». 2 августа 1868 года о. Василий Руднев был рукоположен в священники Космодамианской церкви Высокопреосвященным Иоанникием, митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

Иоанникий (Руднев) Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий. Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего. Обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром. 11 октября 1849 года пострижен в монашество. 6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и 7 ноября 1849 года – во иеромонаха. 21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита. С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии. С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 г. – ректор акад. С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. С-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа. С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии. С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий. С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии. 14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным) . За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_27.html

24 дек. того же года избран епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 31 янв. 1899 г. Киевский и Галицкий митр. Иоанникий (Руднев) возглавил в С.-Петербурге архиерейскую хиротонию М. 20 окт. того же года М. переведен на Ковенскую викарную кафедру Литовской епархии. 6 сент. 1903 г. назначен епископом Омским и Семипалатинским. Во время его управления епархией в Омске был построен новый Архиерейский дом с домовым храмом, начал работать епархиальный свечной завод. 9 дек. М. был назначен епископом Гродненским и Брестским. В 1907 г. добился учреждения в епархии викарной кафедры в Белостоке. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Участвовал в сессиях Синода, читал лекции в СПбДА. Во время первой мировой войны при приближении нем. войск М. ежедневно совершал богослужения в кафедральном соборе. 14 февр. 1915 г. архиерей прибыл на рус. оборонительные позиции близ Гродно, совершил торжественное богослужение и произнес речь перед защитниками города; обошел под артиллерийским обстрелом противника укрепления, окропляя их защитников св. водой и благословляя Коложской иконой Божией Матери. Тогда нем. наступление было остановлено, но в авг. 1915 г. рус. войска были вынуждены оставить Гродно. Еще до этого М. был эвакуирован в Москву с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. Он вывез с собой епархиальные святыни - фоб с частицей мощей мч. Гавриила Белостокского и Жировицкую икону Божией Матери, помещенные в храм Василия Блаженного. М. проживал в митрополичьих покоях Чудова мон-ря, проводил богослужения в храмах на Мясницкой ул., где в штате состояли эвакуированные гродненские священнослужители. После Февральской революции 1917 г., 14 апр. того же года, уволен Временным правительством из состава Синода вместе с др. его членами. Был участником Предсоборного Совета в Петрограде в июне-июле 1917 г. и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве В окт.-нояб. 1917 г., во время боев между отрядами большевиков и войсками Временного правительства, находился в кремлевском Чудовом мон-ре. Под артиллерийским обстрелом вместе с Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) и иноками перенес мощи митр. свт. Алексия в пещерную Ермогеновскую ц. и отслужил молебен. Во время гражданской войны М. оставался в Москве, принимал участие в заседаниях Синода под председательством патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) . Управление Гродненской епархией с сент. 1918 г. взял на себя викарий М. Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит, глава Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата). После советско-польск. войны 1920 г. Гродненская епархия оказалась на территории Польского гос-ва и в дальнейшем была включена в состав неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. Возвращение М. на Гродненскую кафедру стало невозможным. В нач. 1921 г. он был назначен настоятелем московского Донского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2563636.html

Верхнее Скворчее. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Свое название село получило по речке Скворке и в XVIII – нач. XX вв. входило в состав Новосильского уезда Тульской губернии. В 1769 г. в селе на средства помещицы Любови Орловой была возведена кирпичная церковь Воскресения Христова с приделом Покрова Богородицы и отдельно стоящей колокольней. Село Вышнее Скворчее является родиной одного из наиболее видных иерархов Русской Православной Церкви второй половины XIX в. митрополита Иоанникия (Иван Максимович Руднев, 1826–1900 гг.). 14 декабря 1889 г. митрополит поручил известному архитектору Николаю Владимировичу Султанову разработать проект новой церкви для его родного села, поскольку старый храм был малопоместителен и весьма обветшал. Обращение Иоанникия именно к этому зодчему не случайно: в бытность свою Московским митрополитом (1882–1891) он был с ним знаком. В 1891 г. состоялась закладка храма, а 29 декабря 1891 г. газета «Сын Отечества» в заметке, посвященной этому событию, писала: «Бывший Московский, а ныне Киевский митрополит, высокопреосвященный Иоанникий пожертвовал весьма крупную денежную сумму на постройку на его родине, в селе Высокое Скворчее, находящееся в Новосильском уезде Тульской губернии, громадного, красивой архитектуры, в «византийском» стиле, каменного храма. Храм будет двухэтажный, с шестью престолами и сооружен будет по проекту архитектора Султанова. Из сельских храмов этот будет едва ли не первый по своей величине храм на Руси». Этому отзыву вторит публикация за 1894 г.: «Вновь сооружаемый храм, закладка которого была совершена пять лет назад (в 1891 г. – В.Н. ), по своей величине и красивой архитектуре, а также роскошной внутренней отделке принадлежит к числу выдающихся церквей всей Тульской епархии». Покровская церковь была спроектирована архитектором в «византийском» стиле. Храм имел в плане крестообразную форму и его венчали пять глав, располагавшихся не традиционно – по углам здания, а крестообразно, по сторонам света, впрочем, иное решение при подобном плане здания было бы невозможно. Шлемы куполов покрывали золотые звезды, сиявшие на голубом небесном фоне. По словам современников, церковь планировкой напоминала собор Донского монастыря в Москве, что возможно было вызвано пожеланиями заказчика. Еще одна особенность выделяла Покровскую церковь из храмовых сооружений региона – колокольни при ней не имелось, и колокола висели внутри главы, венчавшей западный фасад. Впервые подобный творческий прием использовал архитектор Константин Тон при строительстве храма Христа Спасителя в Москве (1839–1883).

http://sobory.ru/article/?object=42987

Д. Бохонский (из дипломной работы, выполненной под руководством архиепископа Константина по кафедре догматического богословия) Петр Иванович Лепорский родился 22 августа 1871 г. в семье священника Нижегородской губернии. К сожалению, нам не удалось точно восстановить имя его отца. Вероятно, им был священник Иоанн Петрович Лепорский, который в 1873 г. был помощником смотрителя Арзамасского духовного училища и учителем греческого языка в III классе и Закона Божия в приготовительном классе при училище 1 . Лепорские были потомственными священно- и церковнослужителями. По семейному преданию, в XVIII в., следуя «моде» менять фамилии с русских на латинский лад, род «приобрел» себе фамилию Лепорские (от латинского lepus, leporis – заяц, что дает право предполагать, что ранее они были Зайцевыми или т. п. 2 . Семья И. Лепорского была большой – известны шесть его детей: Иоанн (родился около 1865 г.), священник с. Канерга Ардатовского уезда, затем в Нижнем Новгороде 3 ; Александр (родился 1 марта 1868 г.), протоиерей, ректор Псковской духовной семинарии 4 (его дочь – Анна – художница, ученица и последовательница К. Малевича); Петр (1871–1923); Николай (1877–1952), ученик И. П. Павлова, профессор Военно-морской медицинской академии; Сергей, агроном; Владимир, директор «Азовстали» и неизвестный по имени, скончавшийся в годы революции. Свое первоначальное образование П. И. Лепорский получил в Нижегородском духовном училище 5 , а среднее – в Нижегородской духовной семинарии, в которую поступил в 1885 г. Чтобы увидеть насколько основательно велось преподавание в Нижегородской духовной семинарии достаточно указать, что среди ее выпускников были в будущем крупные богословы и историки, такие как патриарх Сергий (Страгородский) , Н. И. Глориантов , Ф. Г. Елеонский , Π. В. Знаменский, A. JI. Катанский, А. И. Садов и др. 6 П. Лепорский успешно закончил все классы по первому разряду (первым по разрядному списку в 1-м классе, четвертым – во 2-м, вторым – в 3-м, 4-м, 5-м и 6-м) 7 . Он застал время, когда Нижегородская духовная семинария находилась в периоде своего расцвета. Ее ректором уже четверть века был протоиерей Г. В. Годнев. Особенное внимание на семинарию обращал нижегородский архиепископ Иоанникий (Руднев), консерватор и человек строгих правил, высоко ценившийся среди епископов как энергичный и самостоятельный иерарх. Впоследствии он был экзархом Грузии, митрополитом Московским, затем Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

Приход Троицкой, на Шаболовке, церкви занимает пространство в окружности около пяти верст. И теперь редко населенное, занятое большими садами и огородами, площадями и пустырями, пространство это, до самого конца 17-го века, было выгонной городской землей. В 1698 г., «в новосельной слободе, за Калужскими воротами, как значится в книге патриаршего приказа, на земле Данилова монастыря построена деревянная церковь во имя Св. Троицы 1 . Чрез 50 лет она обветшала, сломана и в 1747 г. на месте ее построена новая каменная с приделом во имя Покрова Пресв. Богородицы. – В начале 19-го века, после 1812 г., Москва стала разрастаться, окраины ее населяться, увеличилось население и в Шаболовском приходе, а храм Св. Троицы и с приделом едва вмещал в себя 300 человек. В 30-х годах начали уже думать о постройке нового храма, но не было ни средств, ни людей способных для того. В это время Господь послал на Шаболовку нового прихожанина, потомственного почетного гражданина, Гавриила Гавриловича Попова (Вечная ему память!) 2 . Он принимает на себя должность церковного старосты, воодушевляется ревностью сам, возбуждает других к постройке храма; придел тесный с небольшой колокольней разобран и в одно лето (1840 г.) сооружены два просторных придела с высокой колокольней. В 1842 году приделы освящены, а холодный храм оставлен в том виде, в каком застал его 1840 год; решено его не обновлять, денег напрасно не тратить, так как он был очень мал и тесен, а копить их на постройку нового храма. – Начали копить; но до 1869 года накопили очень немного, – всего только 22017 р. 12 к. В этом году принял на себя должность церковного старосты Московский 1-й гильдии купец Арсений Арсеньевич Глушков и церковная сумма стала быстро возрастать; так что к апрелю месяцу 1884 года в церкви денег было уже до 60,000 руб. 3 С такими деньгами, хотя и не без страха, но уже можно было приступать к постройке нового храма. Проект храма сделан архитектором Н. В. Никитиным, построившим церковь Казанской Божией Матери, у Калужских ворот. 18-го апреля 1884 года, прошение о постройке храма подано Высокопреосвященнейшему Иоанникию митрополиту Московскому и ровно чрез полгода, 18-го октября, получено разрешение Св. Синода. 12 ноября указом из Московской Духовной Консистории на имя благочинного, Скорбященской на Ордынке церкви, протоиерея Павла Стефановича Ляпидевского предписано объявить о разрешенной постройке прихожанам и учредить строительную комиссию, в которую кроме местных: благочинного, священника и церковного старосты избрать двоих или троих прихожан по их избраню и согласию.– Указ прочитан в церкви 9-го декабря в воскресенье после поздней литургии; после чего сказана местным священником Василем Рудневым следующая речь:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ИОАНН-ГЕОРГИЙ прп. Грузинской Православной Церкви - см. Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские преподобные (пам. груз. 8 сент.) ИОАНН ГРУЗИН (Картвели), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. в ст. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] [Картвели] (1-я пол.- сер. IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] Грузин [Картвели, Ханцтели], мч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен), подвизавшийся в мон-ре ИОАНН ДЕ МОНФОР (XII-XIII вв.), св. католич. Церкви (пам. кипр. 24, 25 мая), франц. происхождения, рыцарь-крестоносец ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ (IX в.), прмч. (пам. груз. 12 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), настоятель мон-ря Зедазени ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ (Майсурадзе Василий) (1882-1957) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) (1887-1962), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Липовац Йован; 1890 - 1945) митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви, сщмч. (пам. 4 июня),

http://pravenc.ru/rubrics/122308_59.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ» еженедельный общедоступный журнал, издававшийся при КДА в 1837-1912 гг. В кон. 1836 г. ректор КДА еп. Чигиринский Иннокентий (Борисов) совместно с преподавателями и профессорами академии прот. Иоанном Скворцовым , Я. К. Амфитеатровым и бакалавром иером. Димитрием (Муретовым ; впосл. архиепископ Херсонский и Одесский) составил программу первого в Киеве духовно-нравственного журнала. Благодаря поддержке Евгения (Болховитинова) в начале следующего года было получено разрешение на издание журнала. Первоначальный тираж составлял 2500 экз., иногда «В. ч.» выходило и 2-м изданием. В 1837-1839 гг. большинство опубликованных статей были написаны редактором журнала еп. Иннокентием (Борисовым), впервые здесь были напечатаны его статьи из «Догматического сборника». В 1872-1878 гг. должность редактора исполнял Х. М. Орда (впосл. епископ Орловский Ириней ), в 1879-1883 гг.- В. Ф. Певницкий . В 1884-1886 гг. редакторами журнала являлись К. И. Фоменко, Г. О. Булашёв и свящ. Иоанн Богородицкий, к-рый стал бессменным редактором и издателем с 1890 г. Среди наиболее деятельных сотрудников журнала были буд. ректор КДА иером. Димитрий (Муретов), прот. И. Скворцов, Амфитеатров, П. С. Авсенев, архим. Антонин (Капустин) , прот. Н. А. Фаворов , И. П. Максимович , иером. Иоанникий (Руднев ; впосл. митрополит Киевский) и др. Журнал долгие годы состоял из 10 отделов: статьи, «относящиеся к разумению Свящ. Писания»; патрология; церковная история и археология; каноника, или статьи, относящиеся к учению о церковном законодательстве, правилах и постановлениях; литургика; гомилетика; пастырская педагогика; христ. аскетика; сочинения нравственно-догматического содержания, размышления, разговоры и др. назидательные статьи; разные известия, мнения, заметки. Основное внимание уделялось библеистике, патрологии и литургике. Широко было представлено гомилетическое наследие Киевских иерархов. Исторический отдел ограничивался преимущественно небольшими биографическими статьями.

http://pravenc.ru/text/155342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫБОРГСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (5.09.1859 - 24.10.1892), Ленинградской (1962, 1976-1984) епархии, титулярное; Выборгский епископ являлся первоначально 2-м, в 1888-1892 гг.- 1-м викарием правящего архиерея. Создание В. в. позволило ввести ректоров СПбДА в епископском сане в состав клира С.-Петербургской епархии (в 1842-1857 ректоры столичной ДА имели титул епископов Винницких, викариев Подольской епархии). Первые Выборгские епископы являлись ректорами СПбДА, их местопребыванием была Александро-Невская лавра. 5 сент. 1859 г. имп. Александр II Николаевич утвердил доклад Синода о необходимости учреждения В. в. Хиротония архим. Нектария (Надеждина) во епископа Выборгского состоялась 13 сент. 1859 г., 22 сент. следующего года он получил назначение на Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. В 1859-1892 гг. сменилось 13 Выборгских епископов, из них первые 3 возглавляли СПбДА: епископы Нектарий, Иоанникий (Руднев ; 12 июня 1861 - 13 янв. 1864), Иоанн (Соколов ; 17 янв. 1865 - 9 нояб. 1866). В 1867-1887 гг. Выборгские архиереи не являлись ректорами СПбДА (в продолжение почти всего этого времени ее возглавлял прот. Иоанн Янышев ) и выполняли определенные функции управления С.-Петербургской епархией. В этот период В. в. возглавляли Григорий (Медиоланский; 2 февр. 1867 - 21 авг. 1868), Павел (Лебедев ; 8 сент. 1868 - 29 авг. 1869), Тихон (Покровский ; 14 сент. 1869 - 16 авг. 1871), Палладий (Ганкевич; 22 авг. 1871 - 28 сент. 1873), Ермоген (Добронравин ; 21 окт. 1873 - 9 сент. 1876), в течение долгого времени руководивший Исидоровским епархиальным жен. уч-щем в С.-Петербурге, Варлаам (Чернявский ; 9 сент. 1876 - 26 июля 1880), Нестор (Метаниев; 8 сент. 1880 - 31 окт. 1881), 8 мая 1882 г. на В. в. был назначен Арсений (Брянцев) , 17 мая того же года назначенный на Ладожское вик-ство . С 6 июня по 28 сент. 1882 г. В. в. управлял Анастасий (Добрадин) . Его преемник еп. Сергий (Серафимов ; 13 нояб. 1882 - 24 апр. 1887) стал 1-м председателем епархиального братства Пресв. Богородицы (создано в 1884), целью к-рого было развитие в епархии церковно-школьного образования, являлся председателем совета церковноприходских школ. В 1885 г. было основано братство преподобных Сергия и Германа Валаамских, распространявшее книги духовно-нравственного содержания на фин. языке; главный комитет братства находился в Выборге.

http://pravenc.ru/text/161053.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010