Балахнинская 10(23).08.1914–28.01(10.02).1917: Макарий Гневушев 02 .1917–24.10(06.11).1918: Лаврентий Князев 02(15).02.1919–1920: Пётр Зверев 29 .11(12.12).1920–1925: Филипп Гумилевский Балашовская 1918–1919: Нифонт Фомин 1919–1922: 1922–1923: Николай Коноплев 31 .12(13.01).1923–13(26).07.1927; Андрей Комаров 02(15).09.1927–01(14).12.1927: Евгений Кобраков 01(14).12.1927–05(18).12.1928: Флавиан Сорокин 24 .01(06.02).1929–22.03(04.04).1933: Иаков Маскаев Балашовская (обн.) 1922–1922: Николай Позднев 04(17).09.1922–1923: Пётр Данилов Балтская 12(25).02.1915–1918: Пимен Пегов 1918–1922: Герасим Строганов Балтская (обн.) 1922–1924: Герасим Строганов 1924–1927: 1927–1930: Гавриил Рогут, в. у. Барабинская (обн.) 1925–23.12(05.01).1925: Александр Четыркин 1926–1926: Владимир Злобин 1926–1928: 11(24).05.1928–1932: Максим Светич Барановичская (окк.) 1941–1944: Афанасий Мартос, в. y.. окк. Барнаульская 26 .01(08.02).1916–1919: Гавриил Воеводин 1919–1923: Виктор Богоявленский 1923–1925: Никодим 20 .03(02.04).1927–15(28).11.1933: Владимир Юденич 1930–1931(?): Александр Бялозор 12 .1931–1932: Тарасий Ливанов 1932–1932: Герман Коккель 22 .03(04.04).1933–29.11(11.12).1937: Иаков Маскаев 29 .01(11.02).1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев Барнаульская (григ.) Николай Барнаульская (обн.) 08(21).09.1922–23.10(05.11).1922: Иоанн Завадовский 01(14).12.1922–1923: Гавриил Ландышев 1923–1931: 1931(?)–09(22).04.1931: Анатолий Синицын 07(20).04.1931–03.1934: Михаил Вяткин Бахмутская (укр.) 21 .10(03.11).1921–: Иоанникий Соколовский Бежецкая 27 .08(09.09).1921–1923: Алексий Замараев 1923–1928: 1928–11(24).04.1929: Захария Лобов 1929–01.1937: Григорий Козырев Белгород-Днестровская 22 .11(05.12).1911–1918: Гавриил Чепура Белгородская 15(28).11.1913–21.08(03.09).1921: Никодим Кононов 1919–1921: Аполлинарий Кошевой 1921–1923: Никон Пурлевский 1924–1925: Никон Пурлевский, паки 1925–1930: 13(26).08.1930–1930: Евгений Зернов 01(14).06.1931–11(24).08.1931: Иннокентий Клодецкий 1931–1933: 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Харьковская (григ.) 1928–: Феофил Булдовский Иоанникий Соколовский Харьковская (обн.) 1922–1922: Серафим Мещеряков 29 .11(12.12).1922–09(22).11.1923: Николай Федотов 1924–1929: Пимен Пегов 1926–1927: Антоний Гончаровский, в. у. 1929–1935: 1935–09(22).07.1936: Андрей Одинцов 09(22).07.1936–21.05(03.06).1938: Иоанн Славгородский Харьковская (укр.) Александр Ярещенко Феофил Булдовский Херсонская 1923–: Николай Амассийский 1924–27.11(10.12).1925: Прокопий Титов 1925–1933: 01(14).10.1933–10(23).05.1937: Феодосий Кирика 1937–1942: 1942–: Серафим Кушнерук(?) 1942–1943: Антоний Марценко, окк. 1944–1945: Антоний Романовский, в. у. (?) 1945–02.1945: Фотий Топиро 16(29).04.1945–1947: Михаил Рубинский Херсонская (обн.) 1923–1924: Антоний Панкеев 1925–1930: Рафаил Прозоровский. в. у. 1927–1930: Иосиф Ясковский 1930–1937: Амвросий Нагорский, в, у. Херсонская и Одесская см. Одесская Хмельницкая см. Переяславль-Хмельницкая Холмская 21 .04(04.05).1916–27.05(09.06).1917: Серафим Остроумов. в. у. 1918–03(04).1918: Дионисий Валединский. в. у. 03(04).1918–1921: Дионисий Валединский, в. у., паки 04(17).04.1921–1922: Сергий Королёв, в. у. 30 .01(12.02).1922–21.01(08.02)1923: Георгий Ярошевский , в. у. 1923–1944: 1944–1945: Тимофей Штретер(?) Холмская (укр.) 1941–: Иларион Огиенко Хорольская 1920(?)–: Варлаам Лазаренко Хутынская 20 .08(02.09).1926–18(31).05.1932: Алексий Симанский Царевская 28 .07(10.08).1911–05(18).09.1917: Иннокентий Кременский 1918–23.06(06.07).1919: Леонтий фон Вимпфен 1920–1921: Анатолий Соколов Царицынская см. Волгоградская Царскосельская см. Детскосельская Цицикарская 05 .1941–1946: Иувеналий Килин 09(22).09.1946–1952: Никандр Викторов Цывильская и Чувашская (обн.) см. Чебоксарская и Чувашская (обн.) Чаплыгинская см. Ранненбургская Чаплыгинская (григ.) см. Ранненбургская (григ.) Чаплыгинская (обн.) см. Ранненбургская (обн.) Чаусская (обн.) 1924–1926; Феодор Бекаревич Чебоксарская 12(25).02.1915–1918: Борис Шипулин 1918–1920: 08(21).11.1920–21.08(03.09).1923: Афанасий Малинин(?)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Прмц. Екатерина Симбирская 18 декабря 1937 года послушница Екатерина была арестована и заключена в тюрьму в городе Ульяновске . В декабре 1937 года в Ульяновске было арестовано 78 человек духовенства, церковнослужителей и мирян, якобы входивших в мифическую " единую общеобластную церковно-монархическую, фашистско-повстанческую контрреволюционную организацию " под руководством обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского) , архиепископа Митрофана (Гринева) и григорианского митрополита Иоанникия (Соколовского) . На допросе следователь спросил ее, каким образом и в чем выражалось ею недовольство советской властью, на что послушница ответила, что она везде говорила, что существующим порядком вещей недовольна, потому что советская власть устраивает гонения на верующих, закрывает монастыри и церкви, священников арестовывают ни за что, за одно то, что они верующим говорят правду; конечно, эта власть не от Бога, а от антихриста... а она убеждена в существовании Бога и будет говорить об этом до самой смерти. – Вы сказали, что веруете и верующей остаетесь до настоящего времени. Где же вы исполняете свои обряды? – спросил ее следователь. – Мы живем вдвоем с монахиней Анастасией... Все обряды совершаем вдвоем в квартире, то есть читаем псалмы и молимся. К нам никто не ходит, и мы никуда не ходим. – Вы являетесь членом церковно-монархической контрреволюционной организации. Требую чистосердечных признаний. – Членом церковно-монархической организации я не состояла и о существовании таковой не знала. – Расскажите, что вы говорили относительно конституции и выборов в Верховный Совет? – Относительно конституции я говорила, что она нам ничего не даст, в советы попадут коммунисты, а коммунисты против религии. Вот если бы своих кандидатов избрали бы верующие, тогда бы другое дело. Этим самым я говорила против выдвинутых кандидатов и всей выборной системы. Лучше пойти в церковь, чем на выборы. Икона прмц. Екатерины в домовом храме Спасского монастыря 18 августа 2019 года в возрожденном Спасском монастыре был освящён домовый храм в честь преподобномученицы Екатерины. Освящение храма совершил митрополит Симбирский Анастасий (Меткин) .

http://drevo-info.ru/articles/23512.html

973 В тех условиях такая назойливая поддержка григорианами митрополита Агафангела едва ли могла повысить его авторитет в церковных кругах, многим и без того казалось, что между группировкой архиепископа Григория и Ярославским митрополитом была какая-то связь. Вслед за григорианами готовность признать митрополита Агафангела главой Российской Православной Церкви выразили и лубенцы. «Будучи проникнуты чувством глубокого уважения к личности почившего Первоиерарха Русской Правосл[авной] Церкви, Святейшего Всероссийского Патриарха Тихона, – льстиво писали Ярославскому митрополиту Феофил (Булдовский) и Иоанникий (Соколовский), – и следуя его верным заветам, выразившимся в заботах об упорядочении церковной жизни на Украине особыми грамотами о самоуправлении Церкви Украинской, с душевной радостью приветствуем вступление Вашего Высокопреосвященства в управление церковью Российскою и, видя в Вас законного местоблюстителя Патриаршего престола, питаем надежду, что Ваше Высокопреосвященство продолжите благожелательные отношения к Православной церкви Украинской, руководимой ныне, на основании Всеукраинских Киевских Соборов 1918 и 1922 гг., Собором Правосл[авных] Епископов Украины, и окажите всемерное содействие к закреплению приобретенных его каноническим путем прав, в тесном единении Ее со всею Греко-Российской Православной Церковью» 974 . Как видно, хитрыми словами лубенцы пытались убедить митрополита Агафангела в ответ на признание его прав признать их самочинный «Собор». Ответил ли он им что-нибудь, неизвестно. Скорее всего, нет. Но в том, что попытки лубенцев войти в контакт с митрополитом Агафангелом стимулировали украинских православных епископов скорее добиться от него отказа от своих прав, сомневаться не приходится. Митрополит Сергий же в начале июня 1926 г., не получив еще письмо митрополита Агафангела с приложением копии письма митрополита Петра и не зная, что дело приняло новый оборот, сосредоточился на урегулировании собственных отношений с властью, а именно попытался легализовать свое управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Иеромонах Варфоломей, в мире Василий Яковлевич Останенков, был сын казака города Переволочны, принял монашество в Мгарском Монастыре в 1712-м году, во иеродиакона посвящен в 1714-м году, во иеромонаха в 1725-м году в том же Монастыре. В 1735-м году, как сказавший за собою «слово и дело», отослан к следствию в Святейший Синод 1987 . Иеромонах Дамиан Новинский, сын священника погоста Воскресенского, что на Волге реке, Ржевского уезда, Алексея Максимова, в мире Дорофей, был с 1701-го года диаконом в Московском Зачатиевском (Зачатенском) девичьем Монастыре, пострижен в Московском Новинском Монастыре в 1702-м году, во иеромонаха посвящен в 1709-м году 1988 . Иеромоиах Иаков, в мире Иван Максимович Коропец, был сын хорунжего, – «то есть прапорщика», – Нежинского полка, родился в городе Короле в 1694-м голу, учился «в школах Славянского диалекта», по смерти отца фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев взял его к себе в певчие, пострижен в мантию в Московском Донском Монастыре в 1721-м году 1989 . Иеромонах Иоанникий, в Mipe Иаков Федорович Соколовский, сын Виленского мещанина, проживавшего в городе Дорогобуже, родился в 1694-м, году, в монашество пострижен в Москве, в Симонове Монастыре, архимандритом Петром, в 1714-м году 1990 . Иеромонах Леонид Троицкий, в мире Лев Михайлович Страшков, сын слуги Калязииа Монастыря, родился в 1682-м году, монашество принял в 1705-м году в Калязиие Монастыре и был рукоположен во иеродиакона, во иеромонаха посвящен в Троицкий Сергиев Монастырь в 1719-м году 1991 . Иеромонах Серафим Сретенский, в мире Стефан Онисимович Второв, сын священника села Георгиевского, что на валу, Галицкого уезда, родился в 1686-м году, был с 1710-го года диаконом при церкви села Остолопова, Казанского уезда, монашество принял в 1714-м году в Казанском Кизическом Монастыре, во иеромонаха рукоположен в 1722-м году в Москве в Новгородок Северский, в Сретенский Монастырь. Он в юности был несколько обучен иконному писанию 1992 . Иеромонах Филарет Златоустовский, в мире Феодор, был сын священника Нижнего Новгорода Василия Симеонова, родился в 1674-м голу, принял монашество в Оранской Пустыни в 1715-м году, до поступления в монахи был в Нижнем диаконом и священником 1993 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Члены и участники Собора. Биографические справки I. Преосвященные Агапит (Вишневский Антоний Иосифович; 1867–1923), архиепископ Екатеринославский и Мариупольский, – участник организационного собрания 27 апреля 1919 г., временный заместитель председателя Высшего церковного управления Украинской Православной Церкви, кандидат богословия. Председатель Хозяйственно-распорядительного совещания при Совете Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. (до декабря 1917 г.). Родился в селе Выгов Волынской губернии в семье диакона. В 1888 г. окончил Волынскую духовную семинарию, служил псаломщиком, учителем церковно-приходской школы. С 1889 г. – иерей, служил в селе Бехи Волынской епархии. В 1891 г. овдовел. В 1892–1896 гг. учился в Киевской духовной академии. В 1895 г. в Киево-Печерской Лавре принял монашеский постриг, иеромонах. С 1896 г. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1898 г. – архимандрит, ректор Екатеринославской духовной семинарии. В 1902 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, в 1903 г. назначен настоятелем киевского Златоверхого во имя Архангела Михаила мужского монастыря. С 3 января 1908 г. – епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с 16 сентября 1908 г. – Владикавказский и Моздокский, с 4 октября 1911 г. – Екатеринославский и Мариупольский, с 1918 г. – архиепископ. В декабре 1917 г. стал председателем украинской Предсоборной рады и членом Всеукраинского Православного Церковного Собора. Оказал поддержку С. В. Петлюре. Возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона. Был уволен ВВЦУ Юга России. По приговору суда 12 епископов под председательством митр. Антония (Храповицкого) 27 ноября 1919 г. уволен на покой с поручением управлять Георгиевским Балаклавским монастырем на правах настоятеля. После покаяния вернулся к управлению епархией. 23 июля 1922 г. наложил запрещение на всех переходящих в «Живую церковь », на следующий день был арестован, в августе присоединился к ней, призвав к тому через газету и паству, в октябре по его доносу был арестован епископ Иоанникий (Соколовский), в ноябре сам арестован за «преступное сокрытие церковных ценностей», принес покаяние и воссоединился с Православной Церковью, скончался от сыпного тифа 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Екатеринославской (с 1926 Днепропетровской) епархии, существовало в 1923-1924, 1928-1930 гг. Управлявший в 1922 г. Екатеринославской епархией еп. Иоанникий (Соколовский) в условиях репрессий со стороны властей рассматривал в качестве своего возможного преемника настоятеля Николаевского собора в Кривом Роге архим. сщмч. Онуфрия (Гагалюка) (Кривой Рог в 1919 перешел из Херсонской губ. в Екатеринославскую губ., до 1923 оставался в Херсонско-Одесской епархии). 4 февр. 1923 г. экзарх Украины митр. Михаил (Ермаков) и Белоцерковский еп. Димитрий (Вербицкий) хиротонисали архим. Онуфрия во епископа Елисаветградского, викария Херсонско-Одесской епархии. 12 февр. еп. Онуфрий был арестован в Елисаветграде (в 1924-1934 Зиновьевск, в 1934-1939 Кирово, с 1939 Кировоград), 15 мая освобожден, выслан из Одесской губ., поселился в Кривом Роге, где продолжил борьбу с обновленчеством , начатую в Елисаветграде. В докладе патриарху Тихону еп. Онуфрий писал: «В городе Кривом Роге я после одесского заключения некоторое время отдыхал, но вскоре уже начал борьбу с ВЦУ... В настоящее время, живя в Кривом Роге, я тружусь над объединением всей Криворожской округи в одно православное викариатство». Действия еп. Онуфрия имели успех. В отчетах советских властей говорилось, что в Криворожском и Александрийском округах через 2-3 месяца после приезда архиерея «обновленческое движение начало разваливаться». Еп. Онуфрий объединил вокруг себя клириков из разных районов Украины. По офиц. свидетельствам, советскими органами «принимались меры к прекращению богослужения им в церквях, но на все он отреагировал негативно, отвечая, что все наши действия являются посягательством на религию и т. д., и решительным образом отказался от подписки всех предложенных условий. Перехвачено несколько покаяний «живистов» перед этим епископом... Он пользуется большой популярностью как среди священного культа, так и верующих масс. В сентябре месяце созывается съезд «живистов», и мы не гарантируем того, что он не будет сорван этим реакционером» (цит. по: Дамаскин. 2001. Кн. 4. С. 165-166).

http://pravenc.ru/text/2459063.html

Погорилко был в числе украинцев-кандидатов на архиерейское служение, которые пытались получить поставление в Грузинской Православной Церкви, что, однако, не удалось. В дальнейшем Павел Погорилко отошел от группы Липкивского и также не признал образование УАПЦ и ее " самосвятской " иерархии. В 1922 г. он получил " рукоположение " в Москве от российских обновленцев. После этого Павел пытался создать свою " автокефальную церковь " на Подолии, но мало в том преуспел. Потерявший авторитет у паствы и доверие советских властей Погорилко приехал к Феофилу (Булдовскому) в надежде продолжить свою деятельность по созданию самостийной " церкви " на Полтавщине. Феофил (Булдовский), Павел Погорилко и Сергий (Лабунцев) объединяются в новой попытке достижения автокефалии Украинской Церкви. Епископ Феофил побывал в Москве у Патриарха Тихона, однако подробности его визита к Предстоятелю Русской Церкви известны лишь со слов самого Булдовского, а потому не вызывают доверия. По словам Феофила, св. Тихон никак не наказал Лубенского епископа за его деятельность и даже одобрил его автокефалистский курс, якобы разрешив " Собор епископов " для управления Православной Церковью на Украине. Ссылкой на будто бы имевшее место патриаршее благословение Феофил в дальнейшем обосновывал свои противоканонические действия. По возвращении из Москвы он собрал в Лубнах " собор " , в котором помимо него приняли участие Сергий (Лабунцев), Павел Погорилко и ряд других архиереев. К лубенским раскольникам в начале 1925 г. примкнул епископ Омский Иоанникий (Соколовский), отказавшийся от управления своей епархией. Среди приверженцев Феофила также оказался " епископ " Макарий (Крамаренко), вероятно получивший " рукоположение " от российских обновленцев. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь, резиденция Феофилу Постоянным местом пребывания " собора " Феофила и его сторонников стал г. Лубны, отчего происходит наиболее распространенное в литературе название учиненного Булдовским раскола - " Лубенский " . Резиденцией Феофилу служил Мгарский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на окраине Лубен.

http://pravoslavie.ru/archiv/lubenskijra...

Епископы Феофил и Сергий Лабунцев, которые получили от Митрополита Петра отношение [запрещение в служении – сост. ], находятся вне пределов патриаршей московской власти и суду её не подлежат. Собор признал необходимым проведение украинизации богослужения, и если верующие будут настаивать о служении на славянском языке, то разрешил такое допускать, но считать, как исключение из общего правила. Исполнительным органом собора является президиум в составе председателя, его двух заместителей и одного кооптированного секретаря. Председатель живёт в Харькове, хотя бы он не был Харьковским епархиальным архиереем и носит титул архиепископа всея Украины. В состав президиума вошли: 1) Председатель – епископ Павел Погорилко, 2) Первый заместитель – архиепископ Иоанникий Соколовский, 3) Второй заместитель – Феофил Булдовский. В данный момент имеется до 2000 приходов, исключительно бывших тихоновских, признавших собор епископов за канонический высший церковный орган на Украине » 447 . Другой документ органов ГПУ немного дополняет вышеприведённую информацию: « Обновленчество количественно, [но] совершенно слабое качественно, материально полуголодное, не могло противостоять своему противнику [Православной Церкви – сост. ], крепко, хотя и нелегально организованному и материально сильному. В связи с таким, можно сказать, катастрофическим положением, стояла серьёзная задача найти такие пути, которые вели бы к разложению тихоновцев и липковцев и укреплению за счёт их обновленчества. В этих целях с января 1925 года органами ГПУ усиленно была начата обработка тихоновского епископата, дабы склонить таковой к созыву собора епископов Украины. От этого собора была надежда добиться постановлений об осуждении тихоновщины, как политиканствующей группировки, отмежевании от неё, и организации новой группировки. Эта группировка должна была, не присоединяясь к обновленчеству, повести борьбу с тихоновщиной и липковщиной. К июню мес. было обработано пять епископов, три из которых как инициативная группа и созвали собор епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Полтавского и других, кои к тому времени изъявят желание принять участие в собрании, с целию организации инициативной группы для составления декларации и выяснения основных положений о дальнейшей жизни Украинской Церкви в направлении по пути автокефалии. При этом, прошу разрешить выезд в Полтаву тем из вышепоименованных Епископов, которые состоят под запрещением выезда с места жительства, о чём сделать своё распоряжение местной власти. Ответ на моё ходатайство прошу направить в Полтавский отдел управления культов для сообщения мне» 450 . Безбожная власть в это время давала разрешение только раскольникам на лжесоборы, и Архиепископу Григорию в его просьбе было отказано 451 . О возникновении Лубенского раскола в письме благочинному первого Миргородского округа протоиерею Антонию Луговскому он писал: «В последнее время у нас на Полтавщине явился новый раскол, известный по месту своего происхождения под именем «Лубенского раскола». Главными виновниками его были приехавшие в г. Лубны 4–5 июня 1925 года на съезд духовенства и мирян Лубенского викариатства: 1 . Запрещённый в служении Патриархом Тихоном викарий Полтавской епархии Епископ Лубенский Феофил Булдовский; 2 . Запрещённый в служении тем же Патриархом б. Архиепископ Екатеринославский Иоанникий Соколовский; 3 . Рукоположенный во епископа обновленцами Павел Погорилко из Подолии; 4 . Рукоположенный Феофилом Булдовским и Павлом Погорилко, без согласия на то Епископов Украины – неканонический епископ – Сергий Иваницкий и, 5 . Викарий Полтавской епархии Епископ Золотоношский Сергий Лабунцев. Эти пять епископов составили из себя «инициативную» группу, поставившую своей задачей установление автокефалии Украинской Церкви путём объявления таковой на этом съезде, и обратились с предложением к православным Епископам Украины принять участие в Съезде. Естественно, что такая группа и по своему составу (двух неканонических епископов – П. Погорилко и С. Иваницкий и двух, находящихся под Патриаршим запрещением – Ф. Булдовский и И. Соколовск ий) и по своей задаче (установление автокефалии Украинской Церкви), разрешимой только Поместным Всеукраинским Собором, не могла внушить доверия православному Епископату Украины, а потому и ни один из них не приехал в Лубны на этот Съезд. А шесть православных Епископов в ответ на приглашение прислали означенной «группе» послание с увещанием не делать нового раскола и не вносить тем новых соблазнов среди верующих, а путём раскаяния заслужить снятие запрещения, и тем войти в общение с остальными православными Епископами Украины. Тем не менее, собрание означенных сомнительных Епископов в Лубнах состоялось. Участники этого собрания имели смелость назвать его «продолжением Собора Епископов 1922 года». Объявили автокефалию Украинской Церкви, осудили всех православных Епископов Украины, сами себя избрали и назначили в высший церковный орган управления украинской автокефальной церкви, назвав его «собором епископов всея Украины».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010