Ты помогаешь бедным, но ты не дошел до благотворения преподобного Серапиона, который отдал нищему последнюю свою одежду. Ты страдаешь и трудишся во благо Церкви Божией. Но вспомни о трудах великих Апостолов: Петра и Павла, или Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста!.. В деле нашего нравственного усовершенствования никогда не должно нам останавливаться на своих добрых делах, а идти все дальше и дальше, по словам Апостола: «Братья! я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фuлun.III:13). А фарисей остановился в своем духовном росте.Он творил не мало добрых дел: постился, молился, не обижал людей и помогал неимущим. Но и только: дальше он не стремился, полагая, что все он сделал и ни в чем не имеет нужды. А мытарь согрешивший много и принятый Богом за смиренное раскаяние подымался все выше к Богу и достиг Царства Божия, как о сем и замечает Господь наш фарисеям: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие» (Mф.XXI,31). Будем же идти все выше по пути идеалов христианских, т.е. стремиться к постоянному единению с Богом – Спасителем нашим, ибо нашим идеалом является не человек, с его ограниченным разумом и изменчивой волей и падшей природой, а премудрый, всемогущий, вечно неизменяемый, любвеобильнейший Христос — Бог, Которому да будет слава во веки веков. АМИНЬ.    Недавно я беседовал с одним образованным человеком, христианином. Он мне говорит: зачем вы, православные епископы и священники так усердно боритесь с обновленцами, католиками, лубенцами, иоанникиевцами, самосвятами и другими сектанствами. Вам нужно напротив, объединиться со всеми ими против общего врага – неверия. Ведь все эти неправославные религиозные общества: католики, обновленцы и другие – ведь они тоже веруют в Бога, как и вы. У всех вас один и тот же враг – безбожие. А боритесь друг с другом и тем распыляете свои силы. Это на руку неверию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Митрополит Иоанникий о долге каждого ревнителя православия служить делу миссии Молим вы братие, вразумляйте безчинныя ( 1Фес. 5:14 ). Сия заповедь святого апостола обязательна для всех христиан. Итак, никто не говори: «для вразумления заблуждающих есть нарочито избранные лица, на которых лежит долг возвещать истину Божию и обличать всякое уклонение от истины, а мне – какое дело до того, что заблуждается тот или другой?» И при апостолах были нарочито избранные лица, – были епископы, поставленные Духом Святым пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжал Он кровию Своею, – были пресвитеры церковные, которым вменялось в обязанность проповедывать слово истины благовременне и безвременне, настоять, обличать, запрещать: но не смотря на то, святой апостол и всем верующим вменяет в обязанность вразумлять бесчинно ходящих. «Как тело одно, но имеет многие члены, и члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. И вы – тело Христово, а порознь – члены. Страдает ли один член, – страждут с ним все члены; славится ли один член, – радуются с ним все члены. Так устроил Сам Господь, чтобы не было разделения в теле, а все члены заботились друг о друге» ( 1Кор. 12:14–27 ). Вот учение апостольское о союзе всех членов Церкви. Не странно ли, после сего, что когда поражается болезнию какой-нибудь член нашего тела, мы живо чувствуем болезнь его всем организмом и употребляем все зависящие от нас меры к его уврачеванию, а когда поражается язвою тот или другой член тела Христова (Церкви), мы, считающие себя членами того-же тела, говорим: «мне какое дело до того?»... Не значит ли это, что мы сами не принадлежим к числу живых членов тела Христова и потому не чувствуем болезни от поражения язвою его членов, точно так же, как в организме члены пораженные и онемевшие не чувствуют боли, когда поражается тот или другой член?... «Что же могу я сделать для вразумления и обращения заблуждающих?» могут спросить иные. Многое, и очень многое можете, если только позаботитесь возбудить в себе ревность к славе Божией и заботливость о спасении заблуждающих.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Этим подражай, а не пустынникам. Пусть отец Иоанникий 109 с подобными ему имеет пустыню и гору – ты же возлюби послушание и гостеприимство. Он в настоящее время не терпит гонения – ты же гоним за правду. Он не заключен в темницу – ты же находишься в темнице ради Господа. Он не бит – ты же избит за Христа. Насколько это выше тех подвигов! Нечто и о себе самом скажу я, смиренный. Так как я недостойно поставлен во главе вас, то оставлю ли настоятельство и перейду ли в пустыню или к другому, какой представится, образу жизни? Но это [недостойно] ни главы, ни пастыря, который должен душу свою полагать за овец своих (ср. Ин.10:11 ). Посему и вам не подобает ни замышлять, ни делать что-либо иное, чем то, что вы делаете теперь. Отсюда бесплодие и нестроение настоящей жизни, оттуда же плодородие послушания, которого мы ищем. Увещание. Поэтому каждый, якоже Бог разделил есть ( Рим.12:3 ) и как призвал его Господь, так пусть ходит, так пусть живет и так благоугождает Господу, чтобы удостоиться услышать: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего ( Мф.25:23 ), Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 39 О том, что должно подражать житиям отцов наших 110 Кто есть истинный монах. Братия и отцы. Ничего нет блаженнее нашей жизни, ничего нет возвышеннее нашего жительства, если только живем соответственно тому, как называемся. Но да не будем иметь жительства, противного нашему имени. Ибо монах тот, кто взирает на одного Бога, кто Бога одного желает, кто одному Богу прилежит, кто Богу одному предпочитает служить, кто мир имеет с Богом и является виновником мира для других. У кого же этого нет, а, напротив, есть зависть, рвение и разделение, тот слеп есть, мжай, забвение прием очищения древних своих грехов ( 2Пет.1:9 ), как написано. И по какой причине я сказал это, вы, виновные, знаете. И говорю не для того, чтобы снова опечалить вас, но для того, чтобы утвердить вас в будущем не впадать в те же самые прегрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но вот царским скипетром беззаконно завладел человек носивший имя зверя, Лев Армянин [ 3 ], восставший против царя Михаила и изгнавший его из царства. Так как он старался снова восстановить угасшее было иконоборчество, то все православные оставляли свои дома и обители, скрываясь от преследования царя; по совету преподобного Иоанникия Великого [ 4 ], оставил свою обитель и блаженный Евстратий и скитался в горах и пустынях пока нечестивый царь не был убит. Когда же, после его погибели, святая Церковь снова украсилась святыми иконами и стала совершать им поклонение, тогда вместе с другими отцами, возвратившимися в свои обители, возвратился в Авгаровский монастырь и блаженный Евстратий, и стал по-прежнему неленостно подвизаться и трудиться в монастырских работах вместе с братией. Молитва не сходила с уст его, и даже во время богослужения, находясь в святом алтаре, он непрестанно повторял про себя: «Господи помилуй!» Совершил он также и много чудес, которые несомненно свидетельствовали о богоугодности его жизни. А когда ему пришло время отойти от этого мира, то он, созвавши братию, сказал ей: — Время моего отшествия наступило; поэтому умоляю вас, чада мои любимые, сохранять те предания, какие вы приняли, зная, что все блага этой жизни скоропреходящие; они — временны, тогда как блага жизни будущей — вечны. Старайтесь и вы войти в число спасающихся. Сказав это, он помолился и, осенив их крестным знамением и возведя очи к небу, произнес: — В руки Твои, Господи, предаю дух мой! С этими словами он почил сном покоя о Господе. Прожив всего девяносто пять лет, он перешел в вечную жизнь и причтен был к лику преподобных. Память святого пророка Самея Святой пророк Божий Самей родился в Силоме [ 1 ] в царствование Соломона [ 2 ]. При сыне и преемнике последнего, Ровоаме [ 3 ], царство еврейское разделилось, причем колена Иудино и Вениаминово остались верными Ровоаму, а прочие десять колен признали царем Иеровоама, сына Наватова. Тогда Ровоам собрал многочисленное войско, намереваясь силой возвратить под свою власть отторгнутые Иеровоамом колена Израилевы. И было откровение от Господа Самею, человеку Божиему: — Скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу. Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой ибо от Меня это было. Царь и народ повиновались повелению Господню и братоубийственная война была предотвращена (3 Цар. 12:21–24; 2 Пар.11:1–4). На пятом году царствования Ровоама, за то, что он отступил от Господа, царство иудейское подверглось нашествию Сусакима [ 4 ], царя египетского; многочисленное войско фараона взяло все иудейские крепости и подступило к Иерусалиму. Тогда пророк Самей пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, спасавшимся от неприятеля в стенах столицы, и объявил им: — Так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакима. Услышав это, царь и вожди Иудейского народа смирились и сказали:

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

В старости Иоанникий привык ходить с жезлом. Однажды, когда он шел в горах узким проходом, жезл случайно выпал из его рук и пропал, потому что свалился с горы в пропасть, так что нельзя было и найти его. Святой, скорбя о потере жезла, преклонил колена, совершая обычную молитву Господу, а жезл в это время, невидимою силою принесенный по воздуху, очутился в руке святого. Проходя другой раз по пустыне, блаженный нашел одну пустую пещеру, в которой обитали бесы. Пещера эта полюбилась преподобному, и он остался жить в ней. Бесы же, не вынося его присутствия, восстали против него явно и причиняли ему различные беспокойства, надеясь испугать его и прогнать оттуда. Они кричали на него, скрежетали зубами, насмехались над ним, пугали его, бегали взад и вперед, нападали на него и, казалось, колебали всю пещеру. Но святой, по слову Павла, стоял, как бы в день брани, одетый в броню правды и со щитом веры и нисколько не страшился вражеских нападений. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Ефес. 6:13–16 ); Бесы же кричали: «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф. 8:29 ). и, не в силах будучи победить непобедимого, бежали от него, побежденные им сами. В то время дочь одного боярина, истинно верующая, лежала без сил на одре и очень страдала. Когда ее понесли к святому, он тотчас вышел к ней навстречу и, умилосердившись над ней ради её благочестия, так как она почитала святые иконы, хотя и жила среди множества иконоборцев, исцелил ее молитвою и крестным знамением от болезни. Случилось быть там зятю святого, женившемуся на сестре его; он был помрачен иконоборческою ересью, и святой долгое время убеждал его познать правый путь истинной веры и воздавать подобающую честь святым иконам. Когда же он не мог оказать на него никакого действия своими наставлениями (ибо тот, как фараон, пребывал в упорстве), тогда блаженный, позабыв о своем близком плотском родстве с ним, помолился Богу о том, чтобы у того иконоборца ослепли и плотские его очи, если он не имеет очей душевных. Так и случилось: зять его ослеп и понёс наказание, соответственное своему нечестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Отче! не следовало бы братию, предпринявшую ради тебя такое продолжительное путешествие, отпустить в скорби, не давши им увидеть лица твоего; сие прискорбно и смущает мое сердце. Святой же, похвалив труд и усердие тех братьев, начал молиться за них, а после молитвы, обратившись к Иоанну, сказал: – Брат! мы не имеем своей воли, но Бог делает с нами то, что Ему угодно. Если бы Богу было угодно, чтобы пришедшие братие увидели меня, то они узрели бы меня даже и в том случае, когда бы я скрылся от них, между тем как я, и не скрываясь, долгое время стоял пред их очами, и если они не увидели меня, то, значит, так было угодно Богу. Другой раз, когда некоторые братия пришли к преподобному и сидели пред его келлией, разговаривая между собою, неожиданно показалась большая и страшная медведица, шедшая на них с близлежащего поля. Увидев ее, они чрезвычайно испугались. Святой же сказал им: – Господь дал нам Своим рабам, власть попирать льва и змия, которые страшнее всех зверей, а вы боитесь медведицы? Он повелел бросить ей кусок хлеба, который она взяла и ушла в пустыню. Преподобный Иоанникий был настолько духовен и имел такие ясные духовные очи, что мог видеть и небесных духов и души праведных. Так однажды, стоя на молитве, он увидел душу одного архимандрита Петра, которую ангелы несли со славою на небеса, окруженную сиянием необыкновенного света, и рассказал о том ученикам своим для их назидания. В то время, когда над Греками царствовал Феофил иконоборец 7103 , были отправлены этим царем два знатных мужа к преподобному Иоанникию, чтобы спросить его, следует ли почитать образ Христов? Когда посланные пришли к святому, он отверз свои богодухновенные уста и, когда начал говорить в силе подаваемой ему свыше мудрости, мужи те устыдились, будучи не в силах что-либо возразить ему. Чрез него говорил Сам Бог, Которой в Евангелии говорит ученикам Своим: «Не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» 7104 ( Мк.13:11 ). Ясно показывая, что святым иконам следует воздавать подобающую честь, он обратил их на истинный путь и они, отрекшись от иконоборческой ереси, поклонились образу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Во время таинства венчания на головы жениха и невесты надеваются венцы как символ торжества, славы и величия. На это указывает тайносовершительные слова, которые произносит священник: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я [их]». Обычай этот весьма древний. На него указывает Священное Писание. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61:10 . Венцы на головах жениха и невесты являются также прообразами тех победных нетленных венцов, которые ожидают их в Царстве Небесном, если они построят свою семью как спасительный союз и, победив все соблазны и искушения этого мира, наследуют вечную жизнь. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Не только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан тот порядок молитв на сон грядущим, на который Вы указываете в письме. Обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. До сна еще остается некоторое время. Поэтому читается молитва Достойно есть…и делается отпуст сразу же после молитвы преподобного Иоанникия Великого. Оставшиеся молитвы, которыми верующие приготовляют себя ко сну (преподобного Иоанна Дамаскина , Честному Кресту и др.), произносятся непосредственно перед наступлением ночного покоя. Если для Вас после вечерних молитв начинается время сна, то молитву Достойно есть… и отпуст надо перенести в конец правила. Порядку совершения молитв на сон грядущим, который сложился в монастырях, можно следовать и дома. Тогда для выполнения вечернего молитвенного правила будет больше сил и времени. Почему на воцерковлении младенца священник произносит цитату из Евангелия: «Ныне отпущаеши…»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Молитва к Ангелу хранителю Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь. Молитва святого Иоанникия Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. Молитва Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла. Окончание молитв Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй.  (трижды) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Молитвы на сон грядущим (вечерние) на русском языке  Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровище для творящих благо и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.  (читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради! Господи, помилуй.   (трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

– Я пришел на Святую Гору и нашел хороших старцев, простых, настоящих подвижников, – говорил он. – Но я искал учителя, потому что чувствовал, что моя душа желала чего-то большего. Тем не менее превыше всего было для меня послушание, мой старец. Было время, когда я имел обильные слезы. Плакал везде: работая, лежа в кровати, вне кельи, на молитве – везде. Я не мог сдерживать умиления... Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.7:14 ), – сказал нам Господь. Бери крест свой, чадо, и иди. Потому что Господь также сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко 338 . – Почему, отче, в одном месте Господь говорит о скорби, а в другом о легком бремени? – Потому что в зависимости от нашего произволения иногда крест наш тяжек и невыносим, а иногда приятен и легок. И продолжил: – Если у тебя есть старец, то ты вооружен для войны против диавола. Если нет, то ты безоружен. Почитай своего старца святым, каковым он и на самом деле является. Знай, что и он человек, и пусть тебя не смущают его немощи. Твой старец для тебя – Сам Христос». Старец Савва из Нового Скита Однажды монах Дорофей из Нового Скита пришел к своему духовнику и сказал, что имеет помысл уйти от своего старца. – Я больше не могу, хочу уйти из Нового Скита. – Отец Дорофей, в Новом Скиту ты послушник одного только своего старца. В любом другом месте ты будешь послушником у всех, – сказал ему духовник. Старец сказал: – Послушник получает славу после креста послушания, как был прославлен Господь, бывший послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:8 ). «Мы пришли и подчинились нашим старцам, как ничего не смыслящие», – говорил один пожилой монах, желая указать на свое прежнее слепое и нерассуждающее послушание. «Мы творили послушание, как мулы», – сказал другой. Послушник лаврского старца Аввакума Босого, уважаемый старец Ефрем, говорил мне: – Мне не столько пользы принесло знание Священного Писания 339 или то, что я построил храм Святого Фанурия, сколько то, что я творил послушание в монастыре. Много видел, много слышал, но не говорил ни слова, потому что это не было полезно для моей души. Я пришел в идиоритмию, но живу как общежительный монах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010