Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Черногории выпущены на свободу задержанные полицией священнослужители Сербской Православной Церкви 17.05.2020 В ночь на 16 мая 2020 года были выпущены на свободу епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович) и семеро священников кафедрального собора города Никшич , задержанные 12 мая черногорской полицией после крестного хода, который состоялся на праздник святителя Василия Острожского. Тысячи верующих провели день и ночь перед зданием суда, требуя освобождения архипастыря, и встретили его появление громкими восклицаниями «Не отдадим тебя, владыка!», «Не отдадим святыни!». Епископ Иоанникий обратился к собравшимся с троекратным пасхальным приветствием «Христос Воскресе!». В своем слове архипастырь сказал: «Прежде всего благодарю вас за поддержку и любовь. Ваша поддержка и выражение вашей любви к Церкви являются логическим и естественным продолжением борьбы за наши святыни». Епископ Иоанникий подчеркнул, что причиной его задержания стало непонимание властями великого значения праздника святителя Василия Острожского. «Они воюют с Негошем, а сейчас начали воевать и со святителем Василием», — сказал иерарх, напомнив, как в годы социализма пытались запретить паломничество в Острожский монастырь, где почивают мощи святителя Василия, но так и не смогли. Архипастырь отметил, что продолжением политики тех лет является и отношение нынешних властей Черногории к Сербской Православной Церкви . «Надо готовиться к долгой борьбе, — сказал архипастырь. — Мы хотим свободы вероисповедания, хотим порядка в государстве, хотим уважения к Конституции и законам… Пусть же эта борьба продолжается, но подлинно Божиими средствами — истиной и правдой и любовью к нашему Отечеству. Пусть воцарится мир, благословение Божие и братское согласие между нами». Вечером 12 мая после крестного хода на праздник святителя Василия Острожского епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий и семеро священников кафедрального собора города Никшич были задержаны черногорской полицией на 72 часа. Тысячи верующих изо всех уголков Черногории вышли на акции протеста против поведения власти, в котором выразилось ее враждебное отношение к сербскому Православию. Святейший Патриарх Сербский Ириней, Священный Синод Сербской Православной Церкви и Епископский совет Черногории выступили с заявлениями, требуя освободить представителей духовенства. 14 мая председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в комментарии для РИА «Новости» выразил озабоченность судьбой священнослужителей и призвал к их немедленному освобождению. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.05.2020 11:10:23

http://drevo-info.ru/news/25861.html

Благоприятный момент для сближения В мае 2001 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании принял решение об образовании и восстановлении Будимлянско-Никшичской епархии, расположенной на севере Черногории. Тогда же администратором епархии был назначен викарный епископ Будимлянский Иоанникий (Мичович). Спустя год на очередном заседании Собора в мае 2002 года владыка Иоанникий был назначен правящим епископом Будимлянско-Никшичским с резиденцией в монастыре Джурджеви Ступови (Георгиевы Столбы) в г. Беране. Владыка Иоанникий любезно согласился рассказать нам о жизни епархии и своем служении.      - Владыка, в начале нашего разговора скажите, пожалуйства, несколько слов об устройстве и истории Сербской Православной Церкви на территории Черногории? Христианство присутствует на территории Черногории еще с ранних веков своего существования. На Приморье и здесь на севере Черногории в долине Лима есть много древних храмов, но только со времени правления династии Неманичей, прп. Симеона Мироточивого и особенно со свт. Саввы церковная жизнь приобрела здесь свою полную форму. Святой Савва основал на территории Черногории две епархии. В то же время на территории сегодняшней Черногории их больше. Если говорить о епархиях, чьи кафедры расположены непосредственно в Черногории, то это Черногорско-Приморская митрополия и наша Будимлянско-Никшичская епархия. Это древние, как мы говорим, святосаввские епархии, которые связаны с Черногорией своими центрами, а древняя Хумская (сегодняшняя Захолмско-Герцеговинская) и Милешевская епархии захватывают некоторые западные районы Черногории. - Это вообще характерно для Сербской Церкви, что границы епархий не совпадают с современными административными границами? Эти древние границы епархий, вероятно, были связаны в определенной степени с административным делением во времена правления Неманичей, и мы продолжаем, насколько возможно, сохранять эти епархиальные границы, чтобы это не было забыто. Это, естественно, имеет свои основания и смысл. Сербская Церковь всегда хранила память о временах Неманичей, когда мы действительно достигли и в церковном и в государственном отношении пика своего развития. Позднее, когда настали тяжелые времена и 500-летнее турецкое рабство, мы хранили эту память и благодаря этой памяти позднее и восстановили и восстанавливаем до сих пор церковную жизнь. Наша Будимлянско-Никшичская епархия жила полнокровной жизнью до середины XVII века, когда турки насильно упразднили ее, а с митрополита Паисия живого содрали кожу на воротах монастыря Джурджеви Ступови. Он почитается у нас как священномученик в то время как принятие решения о его канонизации нам еще предстоит.

http://pravoslavie.ru/40727.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Черногорский: Власти Украины преследуют УПЦ 31.01.2023 29 января 2023 г., выступая с проповедью после Божественной литургии в Цетинском монастыре, митрополит Черногорский и Приморский Сербской Православной Церкви Иоанникий (Мичович) рассказал о преследованиях, которым подвергается сегодня Украинская Православная Церковь . Об этом сообщает радио «Светигора». «Украинская Православная Церковь – каноническая, самоуправляемая и единственная признанная всеми Православными Церквями, – заявил архиерей. – Но в это военное время она страдает вместе со своим народом». Митрополит отметил, что «раскольники вместе с властями Украины добрались до Киево-Печерской лавры – одной из крупнейших православных святынь на земном шаре». «Они отобрали два больших храма. Сначала их конфисковало государство, а затем передало раскольникам», – сказал владыка. По его словам, «весь мир промолчал о краже двух великих святынь в Киево-Печерской лавре, где Украинская Православная Церковь находилась издревле». «Это древняя святыня, одна из самых известных. И весь мир молчит. Но пусть молчит. Бог явит Свою справедливость, а мы будем молиться Богу. И молитва – не нашей силой, а силой Божией – действительно творит чудеса», − подчеркнул архипастырь. Он отметил, что храмы у УПЦ отнимали и ранее: 15 лет назад он был очевидцем того, как верующие в Украине защищали храм, ключи от которого отобрали представители государства, чтобы передать их неканонической структуре. «Это был плохой знак. Конечно же, посягательство на святыню бумерангом вернется каждому. Это никому не принесет пользы», – убежден архиерей. По его словам, верующие Черногории собирали помощь для УПЦ и собираются передать ее Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию. «Он приезжал к нам, когда нам было труднее всего, и возглавил самый большой крестный ход, который когда-либо был в Черногории, – напомнил владыка. – Мы тоже хотим помочь Украинской Православной Церкви сейчас, когда ее буквально преследуют». По словам черногорского архиерея, Предстоятель УПЦ молится о всех и помогает всем «без оглядки, кто на какой политической позиции». «Даже в эти самые трудные времена он учредил фонд помощи всем, кто в ней нуждается. И он делится всем, что у него есть, со всеми. Вот как он относится к несправедливости. Он всех прощает, на всех изливает прощение, как Господь Иисус Христос на Голгофе. И мы должны знать это здесь, в Черногории, и это должен знать весь мир», – сказал митрополит Иоанникий. Spzh.news / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 31.01.2023 18:43:05

http://drevo-info.ru/news/28737.html

Закрыть «Все на выборы в защиту святынь!» Митрополит Амфилохий (Радович) и епископ Иоанникий (Мичович) призвали граждан Черногории выйти на парламентские выборы 28.08.2020 808 Время на чтение 3 минуты Иерарх Сербской Православной Церкви митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий призвал граждан Черногории выйти на парламентские выборы и голосовать против политики властей, принявших скандальный закон о свободе вероисповедания и положении религиозных общин, сообщает РИА Новости. В ночь на четверг в нескольких городах Черногории снова прошли протестные собрания православных верующих и сторонников оппозиции, автомобильные крестные ходы в поддержку Сербской Церкви и против правящей Демократической партии социалистов президента (ДПС) Мило Джукановича. Митрополия опубликовала специальное видеообращение владыки. «На 82-м году жизни впервые сейчас пойду на парламентские выборы - 30 августа - и призываю всех черногорцев, жителей Черногории и всех остальных голосовать в защиту Божьих святынь, которые сейчас под ударом в Черногории со стороны тех, кто не знает, что такое святыня. Дай Бог, чтобы это защита победила ради будущего всех жителей Черногории. Все на выборы в защиту святынь!» - заявил митрополит Амфилохий. С видеообращением также выступил епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий. Расшифровку выступления и перевод с сербского языка осуществил Павел Вячеславович Тихомиров, публицист, общественный деятель, помощник главного редактора «Русской народной линии». «Граждане, призываю прийти на парламентские выборы и отдать свои голоса за тех, кто храбро противоборствал беззаконию. Тому беззаконию, которое власть Черногории лукаво назвала " Законом о свободе вероисповедания " . Выйдем достойно и храбро - как на литию. И своим голосованием сменим тех, кто покушался на святыни, на память, на честный образ Черногории. Не бойтесь! Пусть боятся те, кто напал на Православие и на мученическую Церковь. Свободно голосуйте. Голосуйте за свободу! Не отдадим святыни!» - воззвал архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/28/vs...

«Ибо в страданиях рождается слава!» О многострадальном сербском народе и посвященном ему фестивале Ольга Орлова 18 октября в Москве открылся Международный русско-сербский фестиваль «Сербское утешение русскому сердцу». 10 дней, с 18 по 28 октября, в новом здании ПСТГУ (Московском епархиальном доме по адресу: Лихов переулок, 6) и на других площадках будут проходить встречи, кинопоказы, конференции. Как сказано на анонсирующем сайте , этот фестиваль – выход туда, где сливаются Святая Русь и Небесная Сербия, вдохновляя действовать в истории. «Час мужества пробил на наших часах…» Косовская битва Чем же может утешить нас столь многострадальный сербский народ? Эсхатологическим ожиданием Страшного Суда? К нему с локализацией «Косово наших дней» отсылает один из фильмов фестивальной программы… Такое всегда теплое, буквально светящееся внутренним светом улыбки лицо митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича)… Памяти святителя посвящен вечер на открытии фестиваля, его преемник по Черногорской кафедре митрополит Иоанникий (Мичович) уже в Москве, служил в минувшее воскресенье литургию в Сретенской обители. Там, в кадрах фильма, – ужасы расправ, это же своими руками владыка Амфилохий собирал фрагменты растерзанных тел. А лицо у него всё то же – озаренное. «Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом», – говорил и преподобный Паисий Святогорец. Страдают сербы сквозь века. Поселившись некогда на юго-западной окраине православного мира, эти пограничники оказались вплотную к католическому и исламскому рубежам. Для сербов Православие – это изначально был выбор Креста. «Без Креста нет Христа», а именно крестное служение Ему и явление тем самым Его в этот надорванный отречением от Бога мир и есть суть веры православной. «Смысл жизни в богослужении и богоявлении», – говорил сербский преподобный Иустин (Попович), которому посвящен один из фильмов фестиваля. Не так давно знаменитую сербскую песню на стихи святителя Николая (Велимировича) (о нем тоже будет показан фильм-житие) «Вера вечна, вера славна – наша вера православна» перевел на русский и украинский языки митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан – тот самый, кто арестован сейчас СБУ за «пропагандистскую литературу», среди которой, возможно, были и эти переводы. И в русском, и в украинском речь идет о единой Руси, как это поется словами святого отца и самими сербами.

http://pravoslavie.ru/148809.html

Сербские и всеправославные новомученики верой и невинной жертвой победили тройное зло: фашизм, коммунизм и римо-католический прозелитизм. Их святыми молитвами, которые возносятся к престолу Небесному, да сохранит Господь всех нас, православных, в единстве веры, чтобы единым сердцем и едиными устами прославляли мы Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Епископ Будимлянский Иоанникий (Мичович), ректор Цетиньской Богословии (семинарии) О Сербии Сербский народ роднит с русским не только православная вера и славянская общность, но и множество мучеников за веру и народ. Неисчислимы новомученики и исповедники Российские. Но и сербский народ страдал пропорционально не меньше, причем на протяжении почти всей своей христианской истории. Сербский народ поселился на юго-западной оконечности православного мира, там, где граничат три мировые конфессии – Православие, католичество и ислам. К западным своим соседям, католикам, сербы относились со свойственной этому народу благородной открытостью. Свой духовный выбор сербы сделали твердо и бесповоротно: в момент исторического умаления и унижения Православия, когда Константинополь был захвачен и разграблен варварами-«крестоносцами», сербы обратились к изгнанной в Малую Азию Византии за благословением на автокефальное бытие своей Церкви, и святой Савва стал первым ее Предстоятелем. Сербы любят называть свою Церковь святосавской. Но брат святого Саввы, Стефан, для утверждения политического статуса своего государства обратился в Рим и стал первым, Первовенчанным, сербским королем. Только постепенно, под византийским влиянием, возобладало в Сербии строгое отношение к католичеству. Неисчислимые бедствия принесло Сербии турецкое завоевание. В кровавых битвах XIV–XV веков, на протяжении долгих десятилетий, истреблялся цвет сербского воинства. Но и побеждая, турки склонялись перед непреодолимым мужеством сербов. Долгое время побежденные сербы сохраняли автономию. Но завоеватели видели, что православный сербский народ вновь и вновь поднимает оружие. Ценой новых страшных войн, жестоких насилий, беспощадных опустошений сербские земли постепенно стали провинциями Османской империи. Одна лишь героическая Черногория так и не была покорена врагом.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИЛЕШЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ [Серб. Милешевска enapxuja] Сербской Православной Церкви. Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической Рашской обл., Полимья и Потарья (совр. общины Прибой, Приеполе, Нова-Варош, Сьеница) в Сербии и общину Плевля в Черногории. Кафедра находится в мон-ре Милешева близ г. Приеполе (Сербия). Временный администратор - еп. Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович). История Время учреждения М. е. неизвестно. Вероятно, она входила в число первых епархий, основанных после получения автокефалии Сербской Православной Церкви (1219). Впосл., в зависимости от политической ситуации, границы епархии, как и ее название, неоднократно менялись, но кафедра в основном размещалась в мон-ре Милешева, к-рый благодаря находящимся в нем мощам свт. Саввы I , архиеп. Сербского, являлся одним из главных серб. духовных центров. Уже в XIII в. епархия имела статус митрополии, т. к. в службе свт. Савве она упоминается как «славная митрополия». В XIII-XIV вв., возможно, она периодически объединялась с Хумской епархией и называлась Полимской или Петровской, по храму святых апостолов Петра и Павла на Лиме. Из ее епископов наиболее известен Савва, в 1263 г. возглавивший Сербскую архиепископию (см. Савва II ). В 1377 г. неизвестный по имени Милешевский митрополит возле раки с мощами свт. Саввы короновал боснийского бана Твртко. Первый известный по имени Милешевский митр. Давид (1466-1470) был соратником воеводы Стефана Вукчича Косачи, принявшего титул герцога свт. Саввы. Впосл. хумские земли, к-рыми владел Стефан Вукчич, стали именоваться Герцеговиной (см. в ст. Босния и Герцеговина ), что привело к изменению названия епархии на «Герцеговинская». Возможно, тогда были объединены 2 епархии - М. е. и Герцеговинская (Требинская), кафедра объединенной епархии находилась в мон-ре Тврдош (см. ст. Захумско-Герцеговинская и Приморская епархия ). После восстановления Печской Патриархии ненадолго М. е. в 1577 г. была выделена в отдельную епархию - Полгерцеговинскую, или Петровскую. После 1633 г. упоминается митр. Милешевский Лонгин. Впосл., вероятно, территория М. е. входила в состав Будимлянской епархии (см. ст. Будимлянско-Никшичская епархия ).

http://pravenc.ru/text/2563200.html

Закрыть «Пророка могучее слово...» Против маргинализации славянской культуры 22.01.2014 771 Время на чтение 12 минут Минувшей осенью вновь довелось мне посетить братскую Сербию - страну, ставшую на закате ХХ столетия необычайно близкой и дорогой русскому сердцу, а потому искусственно (и настойчиво) отдаляемую от нас в последние годы теми, кому не по душе славянское духовное единство вообще, а героический дух и проявление национального достоинства - тем паче. За два дня до возвращения на родину (которая, несмотря на все «перестроечные» и «постперестроечные» катаклизмы, все равно продолжает оставаться Родиной), гуляя по набережной черногорского города Бара, увидел я объявление о вечере русско-сербской дружбы и подумал: почему бы и не сходить напоследок. Листок извещал о прибытии «известного российского поэта Сергея Гловюка». И хотя титул меня несколько удивил, фамилия показалась знакомой. В летней приморской резиденции короля Николая (краля Николы, верного друга и союзника России), в небольшом и уютном помещении, обставленном и оформленном, правда, в современном стиле, уже собрались местные поэты, художники, представители сербской общественности и культурных организаций. Многие из этих людей были мне хорошо знакомы. С иными и вовсе связывала давняя дружба - еще с тех времен, когда и в помине не было «независимой Черногории», созданной по указке американского госдепартамента, при лакейском содействии российского МИДа. В президиуме тоже были сплошь знакомые все лица: во-первых, бывший министр (а до того ответственный комсомольский, по-нашему, работник) Будимир Дубак, в принципе человек культурный и, несмотря на журналистские хвалы в адрес сепаратиста Мило Джукановича, в поэзии своей не чуждый темы сербства и православия; затем «молодая восходящая звезда» промасоненной демократической «черногорской культуры» Андрия Радулович, в отличие от Дубака - безграмотный до предела, не умеющий даже на родном языке связно выразить свои мысли в публичном выступлении, но при этом обладавший когда-то более глубоким, на мой взгляд, поэтическим дарованием, которое, однако, сам же и похоронил в себе, пойдя на службу к «вечно гонимому народу»; и, наконец, старый поэт Милутин Мичович, брат владыки Иоанникия, возможно, попавший в эту компанию по ошибке. Радулович, как главный организатор, сидел в центре. Рядом с ним помещался «второй Есенин, тоже Сергей» (примерно так представил московского гостя Б. Дубак), С. Н. Гловюк.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/23/...

Напомним, что в конце апреля – начале мая 2018 года состоялось ежегодное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, на котором было принято послание по вопросу Косова и Метохии . Послание было адресовано не только «верным сынам и дочерям Церкви, но также национальной и мировой общественности». Архиерейский Собор тогда недвусмысленно заявил, что берет на себя ответственность «за сохранение этих наших исторических краёв в границах Сербии и за будущее сербского народа в ней», поскольку Церковь является «духовной матерью сербского народа в целом и Сербии, как страны, к территории которой и относится Косово и Метохия». Понятно, что с такой позицией Священноначалия Сербской Церкви признать отделение Косова и Метохии для белградских властей политической смерти подобно. Владыки, прибывшие на грядущий Архиерейский Собор, расположились почему-то в отеле «Хилтон». И в этом мои сербские собеседники видят также тревожный знак. Почему не в монастырях, не в Патриархии, а в отеле, который считается в Белграде любимым местом американской агентуры? С точки зрения моих сербских собеседников, это не только должно деморализовать, условно говоря, антизападников среди епископата, но ещё и показать, что архиереи СПЦ – это не монахи-святители, а скорее высокие функционеры бюрократической структуры религиозной организации. Организации, пока ещё имеющей авторитет у значительной части электората. Кстати, с точки зрения информационной безопасности, этот отель является «колпаком», где отслеживается каждый шаг и прослушиваются все разговоры. Конфиденциальность в таких условиях исключена в принципе. Разве можно эти условия сравнивать с пребыванием епископов на своей, церковной, территории? Как считают мои собеседники, наиболее авторитетные и популярные епископы консерваторы русофилы по разным причинам могут отказаться принимать участие в баллотировке на выборах Патриарха. Один из самых любимых в сербском народе архиереев епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий (Мичович), скорее всего, не будет претендовать на Патриарший Престол. Дело в том, что Черногория совсем недавно находилась на грани катастрофы, поэтому владыка нужен именно там, на своей малой родине. Другой уважаемый в среде православных сербов архиерей, тоже консерватор и русофил, епископ Баня-Лукский Ефрем (Милутинович) слишком стар (в апреле архипастырю исполняется 77 лет).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/11/st...

В фильме приняли участие игумения Феврония (Божич), настоятельница монастыря Печь Патриарша; архимандрит Михаил, духовник монастыря Гомирье; епископ Далматинский Фотий, ректор семинарии мон. Крка; епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий (Мичович). И все они непрестанно вспоминают о святом патриархе Павле, как о явлении для сербского и для всего христианского мира в целом, кто-то замечает, что его будто взяли из IV-ro века и перенесли в ХХ-й. 5 июля 2001-го г. в Скопье (Македония) правительство Македонии и выступающие в качестве посредника представители НАТО подписали Соглашение о прекращении огня. Аналогичный документ был подписан представителями НАТО и «Освободительной национальной армии» (ОНА). Сокрушаясь об этом, игумения Феврония (Божич), настоятельница монастыря Печь Патриарша, говорит: «Лучше бы нас всех, сербов, побили, чтобы мы вошли в историю как святой народ… Для сербов теперь ничего хорошего нет. Если только ваши (русские) молитвы спасут нас, будет хорошо. Русские от семи до часу в храме: утреня, литургия, акафист, освящение воды. Такого больше нигде не видела. Русский народ продлит век на этой земле. Я тако верую». В настоящее время матушка уже предстала пред Господом. И автор фильма уверен, что они тогда встречались со святой, которую благословил еще святитель Николай Сербский. «Святые касаются друг друга. Это непостижимая тайна». В этом Валерий Тимощенко убедился, работая над фильмом о Сербии, о русской деревне, о казачьей станице, о Николо-Угрешском монастыре, о князе-миротворце А.И. Барятинском… «Нас с русскими сто пятьдесят миллионов» Казаки первыми пришли на помощь сербскому народу, воюя в Югославии, Боснии и Герцеговине. У всех сохранилось в памяти, как в Первую мировую войну сербов спрашивали: сколько вас, сербов? И они отвечали: «Нас с русскими сто пятьдесят миллионов». Один из сербских героев фильма рассказывает о том, как погибли его сыновья в 199293-м гг., когда началась гражданская война между Боснией и Герцеговиной. «Я ходил к боснийским властям 25 раз. Потом мы с женой помолились Богу, зажгли свечу. И она попросила меня принести носки с останков сына. Когда она вязала их сыну, ошиблась в петлях в трёх местах. И она по этим меткам опознала носки сына. Потом мы нашли крестик в костях и оба узнали его». Похоронили сына без головы и до сих пор ищут его голову. Известно, что когда сербским воинам отсекли головы, их, вероятно, отвезли в Сараево. Около 80-и голов сербов заложены в самую большую мечеть в Европе – в Сараево, которую финансировали арабы. «В тот год хорошие деньги давали тому, кто приносил голову сербского бойца», – говорит отец погибшего. Он мог устроить сыну отсрочку, но парень ответил: «Папа, если кто-то попадёт на моё место и с ним что-то случится, я буду сожалеть до гроба. Не хочу. Пойду защищать сербский народ». Такие они были, эти ребята – и сербы, и наши.

http://pravoslavie.ru/106737.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010