Так в России оно очищается великими скорбями. То же будет с ним и в Польше, но как? Уния? Это будет видно впоследствии. Нужно готовиться к этому подвигами, благочестием и терпением.1924 г». Здесь, очевидно, разумеется именно церковь, оформленная как земная организация, хотя в 1924 году русская Церковь уже практически не была таковой. Об отношении же о. Понтия к Декларации митр. Сергия – ниже. Ср. выше приведенную характеристику консисторий как «современных законников» или такую запись: «Всякое внешнее делание в христианстве постольку имеет ценность, поскольку в основе его лежат духовная сущность и нравственный закон. Это относится и к церковно-административному управлению в Церкви, которое стало теперь исключительно внешним. То же относится и к светскому не только деланию, но и учению, например, юридическому. Поскольку право покоится на этих положениях, постольку оно приближается к справедливости. Поскольку оно отступает от них, постольку становится бесправием».   [xxii] Митр. Антоний Храповицкий Жизнеописание и собрание сочинений в 17-томах. Издание Североамериканской и Канадской епархии. 1956-1971. Т.12. С.177. Написано, кстати, также в 20-е годы. – авт. [xxiii] Пример такого равноапостольного пастыря о. Понтий усматривал в о. Иоанне Кронштадтском.  – авт. [xxiv] «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела – Миряне не могут решать на соборах вопросы и дела веры и благочестия». [xxv] «Ин. 18:23. Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? - Своим ответом Господь Иисус Христос показал, что власть духовная и внешняя не выше нравственной правды, которой она сама должна подчиняться».   [xxvi] «Втор. 33: 11. благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять - За недоброжелательство и ненависть к посвященным Богу гибель временная и вечная. Посему надлежит почтить законных пастырей, каковы бы они не были». [xxvii] Келья 1931. Или еще: «Монашество есть дело только личного подвига, пастырство есть дело Христово в пастырях и чрез них.

http://bogoslov.ru/article/4604758

1152 По Либерату (Breviaruin, cap. XXII: Migne, lat. ser. 68, col. 1040), Велизарий и его супруга предлагали папе Сильверию исполнить приказание Феодоры касательно отвер­жения Халкидонского собора, но безуспешно. 1153 Этот эпизод передают: Либерат (Breviarium, cap. XXII: Migne, lat. ser. t. 68, col. 1039–1041) и Виктор Туннонский (Chronicon ad an. 543: M. I. 68, col. 956–957). 1154 Время этого обстоятельства но определено в точности. Виктор Туннонский пи­шет, что это было post consulatum Basilii, anno secundo (Migne, lat. ser. t. 68, col. 956), т. e. в 543 году. Гарнье предполагает, что в указанном месте нужно читать post consulatum Belisarii, anno secundo (not. ad cap. XXII Brev. Liberatï Migne ibid., col. 1044), и разумеет 537 год. Новейшие ученые колеблются между обеими этими датами. 1155 Виктор передает дело в следующем виде (Chronicon ad an. 543: Migne, lat. ser. t. 68, col. 956–957): «у Вигилия прежде, чем он был посвящен, Августа Феодо­ра выманила тайное рукописание, что, сделавшись папой, он – в видах уничтожения авторитета (in proscriptione) Халкидонского собора – осудить три главы, т. е. письмо Ивы Эдесского к Марию Персу, которое одобрено судом собора Халкидонского, признано пра­вославным и внесено в соборные деяния; потом Феодора, епископа Мопсуэстийского, со­борно похваленного в Антиохии при епископе той церкви Иоанне и в Халкидоне, и со­чинения (dicta) Феодорита , епископа Киррского, превознесенные возгласами (одобрительны­ми) Халкидонского собора вместе с самим Феодоритом». 1156 Письмо это приведено у Либерата (Breviarium, cap. XXII: Migne, lat. ser. t. 68, col. 1041); Виктор Туннонский ( Μ. 68, col. 957) сообщает только начало его без заключительных анафематств. Некоторые ученые, напр. Бароний (Annales, t. IX, р. 573: ad an. 538 n. 15. 16) и Гефеле (Conciliengeschichte. Bnd. II. S. 793. § 258), высказывали сомнение в подлинности этого документа, но, кроме обоих названных авторов, и Факунд (Liber contra Mocianum: Migne, lat. ser. t. 67, col. 861. D) знает о его существо­вании. – Что касается ссылки на последующий протест Вигилия против осуждения «трех глав», то на это нужно заметить, что подобный образ действий – тайного согласия с врагами Халкидонского собора и наружного неодобрения замыслов акефалов в угоду «синодитам», столь сильным на Западе, – был в характере означенного папы. Об нем еще Вальх (Historie der Ketzereien. Th. VIII. S. 6–7) справедливо выразился, что «такие примеры непостоянства, такие противоречия с своими мнениями и поступками трудно найти у какого-нибудь другого учителя во всей истории». Вигилий сразу встал между двух огней и всю жизнь вертелся между ними, подогреваемый с обеих сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Финансовые проблемы Святого престола обострились вследствие утраты авиньонскими папами их итальянских владений, а также из-за инфляции, поразившей всю Европу в конце XIV в. Авиньонские папы, особенно Иоанн XXII (более известный осуждением доктрины апостольской бедности), проявили большие способности и изобретательность в создании новой финансовой структуры, отвечавшей их интересам. Подробности управления папскими финансами Иоанн изложил в двух буллах в 1316 и 1331 гг. Доходы папства в XIV в. складывались из двух основных источников: 1) «добровольные» пожертвования, которые давались в награду за назначение на церковные должности и другие папские милости – «посещения» (visitationes), аннаты, servitia (Й.П. Кирш разделяет эти доходы на четыре статьи: census и визитации; буллы; servitia разное); дань ленных феодальных королевств (Неаполь, Сицилия, Сардиния и Англия) и доходы от Папской области в Италии. Наибольшие доходы поступали непосредственно в папскую казну и казну двора. Меньшие суммы шли нотариусам, привратникам, отдельным кардиналам и другим должностным лицам. Нотариусы (переписчики) получали обусловленные суммы за каждый документ, который они копировали, и за каждую услугу. При Иоанне XXII «добровольные» пожертвования стали считаться обязательными. Каждый папский дар имел определенную цену. Существовал прейскурант, который оставался в силе, пока не обновлялись подсчеты доходов от бенефиция. Отвечая на возражения, Иоанн XXII в булле от 1331 г. настаивал, что цены на такие услуги – это не цены на благодать, но стоимость труда, необходимого для написания соответствующих документов, однако на деле цены на услуги были гораздо выше, чем расходы на подготовку документов, и привилегии доставались далеко не бесплатно. Выплаты аккуратно фиксировались в учетных книгах, которые вели папские секретари. Эти записи сохранились в архивах Ватикана и стали доступными для изучения в 1878 г. благодаря либеральной политике Льва XIII. Так, архиепископ, епископ и аббат платили за папские послания, в которых подтверждалось их право на должность. Оплачивались также и назначения на менее важные церковные должности. Существовали цены на разного рода уступки, услуги и индульгенции, которые предоставлялись мирянам и священникам. Священник, рожденный вне брака; священник, который хотел отсутствовать в своем приходе; священник, который хотел получить рукоположение до достижения канонического возраста 143 , – все это нуждалось в разрешении, которое стоило денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая часть включает т.н. сборник декреталий Григория IX, составленный около 1234 г. и содержащий папские распоряжения, начиная с Александра III (1159–1181), разбитые на пять отдельных сборников (т.н. compilationes prima, secunda, tertia, quatra и quinta); деление на пять частей сохранилось и в сборнике Григория IX. В отличие от декрета Грациана, содержащего право в научной обработке – то, что римляне называли ius, – декреталии содержат прямые законодательные постановления (leges). Третью часть составляет дополнительный сборник папских декреталий и канонов, составленный по приказанию Бонифация VIII и посланный им в 1298 г. в университеты Болоньи и Парижа для руководства при обучении докторов. Сборник включает декреталии, изданные после Григория IX, а также постановления Лионских соборов 1245 и 1274 гг., разделяется на пять частей и, являясь дополнением к прежним пяти компиляциям декреталий, называется обыкновенно Sexta. Четвертую часть составляют т.н. Климентины – сборник папских декреталий, составленный в 1313 г. по приказу Климента V, одобренный консисторией и посланный в Орлеанский университет, занимавший тогда первое место; университеты Парижский и Болонский получили сборник только при Иоанне XXII (1316–1334). Климентины, составляя последний официальный сборник декреталий, называются поэтому Corpus iuris canonici clausum. После Климентин дополнения делались комментаторами и издателями отдельных частей источников канонического права. Шаппюи дополнил Климентины двумя сборниками, названными Extravagantes Joannis XXII (декреталии до времени этого папы) и Extravagantes communes (декреталии последующие, до Сикста V – 1585–1590). Выражение это означает, что новые сборники находятся вне официальных Климентия. Оба они составляют пятую книгу Corpus Iuris Canonici, разделенную на пять частей и называемую Corpus iuris canonici non clausum. Папа Пий V (1566–1572) в 1566 г. учредил комиссию из кардиналов и ученых–канонистов, которая стала называться «комиссией римских корректоров» (correctores romani). Задачей ее стала подготовка нового издания «Корпуса» вместо прежних, ввиду активной работы специалистов по критике его текста. В комиссию входили, в частности, кардиналы Уго Буонкампаньи (позже – папа Григорий XIII) и Феличе Перрети (позже – папа Сикст V), а основную роль в ней играли кардиналы Франческо Альчиати и Антонио Карафа. Корректоры провели работу по сличению прежних печатных изданий «Кодекса» с ватиканскими рукописями Декрета Грациана. Они стремились восстановить не оригинал текста Грациана 12 века, но оригинальные тексты источников, цитированных Грацианом. В этих целях они использовали дограциановы канонические тексты, тексты Соборов и свв. отцов. Ошибки Грациана выправлены в маргиналиях. Базовой задачей корректоров было не восстановить филологически безупречно источник 12 в., а выработать стандартный текст для практического использования с учетом средневековых глосс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Иоанне XXII (1316-1334) с выделением в канцелярии 2 отделов, по делам милостей и пожалований и по судебным делам, A. litterarum contradictarum была тесно связана с последним и со стоящим во главе него корректором. В XV-XVI вв. (особенно после Тридентского Собора ) значение A. litterarum contradictarum (с этого времени названия - officium contradictarum, Ufficio delle Contradette) постепенно падало из-за перераспределения ее функций между др. институтами курии (Rota Romana и верховным папским судом - Signatura apostolica ) и перенесения части юрисдикции в диоцезы. A. litterarum contradictarum была окончательно ликвидирована в XIX в., в наст. момент ее функции выполняет верховный папский суд (в первую очередь Rota Romana). Лит.: Ducange C. D. Auditor Contradictarum// idem. Glossarium mediae et infimae latinitatis. P., 1840. Vol. 1. P. 482-483; Bangen J. H. Die römische Kurie: Ihre gegenwärtige Zusammensetzung und ihr Geschäftsgang. Münster, 1854. S. 444; Försteman n J. Novae constitutiones audientiae contradictarum in curia Romana promulgatae A. D. 1375. Lpz., 1897; Barraclough G. Audientia litterarum contradictarum//DDC. Vol. 1. Col. 1397-1399; Herde P. Beiträge zum päpstlichen Kanzlei- und Urkundenwesen im 13. Jh. Kallmünz, 1967. S. 213-240; idem. Audientia litterarum contradictarum: Untersuchungen über die papstlichen Justizbriefe und die papstliche Delegationsgerichtsbarkeit vom 13. bis zum Beginn des 16. Jh.: In 2 Bd. Tüb., 1970; idem. Zur Audientia litterarum contradictarum und zur «Reskripttechnik»//Archivalische Zschr. Münch., 1973. Bd. 69. S. 54f.; idem. Die «Registra contradictarum» des Vatikanischen Archivs (1575-1799)//Palaeographica, diplomatica et archivistica: Studi in onore di G. Battelli. R., 1979. [Vol.] 2. P. 407-444; Sayers J. The Court of «Audientia Litterarum Contradictarum» revisited//Forschungen zur Reichs-, Papst- und Landesgeschichte: P. Herde zum 65. Geburtstag: In 2 Bd. Stuttg., 1998. S. 411-427. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)

http://pravenc.ru/text/76812.html

в Schönemann , Bibliotheca, vol. ii, p. 73 sqq. Английские переводы избранных трудов Августина – Dr. Pusey и другие в Oxford Library of the Fathers: Confessions, vol. i, 1839, 4 th ed., 1853; Sermons, vol. xvi, 1844, vol. xx, 1845; Short Treatises, vol. xxii, 1847; Expositions on the Psalms, vols, xxiv, xxv, xxx, xxxii, xxxvii, xxxix, 1847, 1849, 1850, 1853, 1854; Homilies on John, vols, xxvi, xxix, 1848 and 1849. Другой перевод – Marcus Dods и другие, Edinb. (T. and T. Clark), 1871–76, 15 vols., содержит «Град Божий», антидонатистские, антипелагианские, антиманихейские труды, послания, «О Троице», «Нагорная проповедь», «Согласование евангелий», «О христианском учении», «Enchiridion», «О катехетическом обучении», «О вере и символе веры », «Лекции об Иоанне» и «Исповедь». Пересмотренное издание, с новыми переводами и Prolegomena, ed. Philip Schaff , N. York, 1886–88, 8 vols. Немецкий перевод избранных произведений Августина – Kempten, Bibliothek Der Kirchenväter, 1871–79, 8 vols. II. Possidius (Calamensis episcopus, ученик и друг Августина): Vita Augustini (краткая, но достоверная, написана в 432 г., через два года после его смерти, в tom. x. Append. 257–280, ed. Bened., и почти во всех остальных изданиях). Benedictini Editores : Vita Augustini ex ejus potissimum scriptis concinnata, в 8 книгах (очень тщательно и подробно), в tom, xi, 1–492, ed. Bened. (в репринте Migne, tom. i, pp. 66–578). Биографии: Tillemont (Mem., tom. xiii); Ellies Dupin (Nouvelle bibliothèque des auteurs ecclésiastiques, tom. ii-iii); P. Bayle [Dictionnaire historique et critique, статья Augustin); Remi Ceillier (Histoire générale des auteurs sacrés et ecclés., vol. xi-xii); Cave (Lives of the Fathers, vol. ii); Kloth (Der heil. Aug., Aachen, 1840, 2 vols.); Böhringer (Kirchengeschichte in Biographien, vol. i. P. iii, p. 99 ff.); Poujoulat (Histoire de S. Aug. Par., 1843 и 1852, 2 vols.; то же самое на немецком, Fr. Hurter, Schaffh., 1847, 2 vols.); Eisenbarth (Stuttg., 1853); Pu. Schaff (St. Augustine, Berlin, 1854; English ed.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Pii V. Pontificis Maximi Jussu Editum Aliorumque Pontificum Cura Recognitum A.S. Pio X Reformatum et Benedicti XV Auctoritate Vulgatum), изданный при папе Иоанне XXIII в 1962 г. В качестве богословского обоснования литургической реформы 1570 г. в работе используется «Учение о Священном Жертвоприношении мессы», принятое на XXII сессии Тридентского собора. Для описания структуры и чинопоследования мессы Novus Ordo использованы «Чин мессы согласно римскому миссалу Католической Церкви» с параллельным русско-латинским текстом издания 2002 г., а также «Общие наставления к Римскому миссалу» в двух версиях – латинской (Institutio Generalis Missalis Romani) и англоязычной (General Instruction of the Roman Missal). В качестве богословских источников для изучения современной мессы использовались текст Конституции «О священной Литургии» (Sacrosanctum Concilium) II Ватиканского собора, а также документы, изданные Святейшим Престолом и подразделениями Римской курии (в частности, Священной Конгрегацией обрядов) в XX в. Особняком в этом ряду стоит Апостольское послание Бенедикта XVI Summorum Pontificum, в котором утверждается равноправие экстраординарного и ординарного чина мессы. Несмотря на увеличивающийся интерес к католическому богослужению, степень изученности предмета данной работы в Русской Православной Церкви невелика . Учитывая то обстоятельство, что перед автором не стояла задача проведения сравнительного анализа евхаристического богословия Католической и Православной Церкви, в диссертации использованы в основном работы католических богословов. Эти работы можно условно разделить на три части: (1) те, в которых проводится мысль о том, что Тридентская месса более точно отражает предание и вероучение Католической Церкви, а месса Novus Ordo представляет собой модернизированный церковный обряд, приспособленный к нуждам т.н. «современного» человека (например, статьи настоятеля традиционалистского католического священнического братства святого Пия X Бернара Фелле); (2) те, в которых утверждается, что месса Novus Ordo не содержит никаких отклонений от католической традиции и что ее появление было вызвано пастырской заботой Церкви о своих чадах (например, книга доцента Университета Святого Фомы в Сент-Поле Массимо Фаджоли «True Reform.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bogo...

Суждение Charles " a об авторе Апк. не выходит за пределы гипотезы. Это же касается и тех интерполяций, которые он старается установить. Исключение этих «интерполяций» иногда серьезно мешает правильному пониманию Апк. Так, напр., исключая как интерполяцию 1, 4, Charles получает основание для утверждения, – совершенно неправильного, – что в Апк. нет ясного учения о Св. Духе (ср. т. I, стр. CXIV). Послания к семи церквам были, по мнению Charles " a, написаны при Веспасиане, так как находятся в противоречии с тем предсказанием о всеобщем мученичестве, которое проходит через главы от IV-XXII (ср. Апок.2:25, 3:11 ). Но для защиты этого положения Charles " у пришлось исключить III, 10, как редакционную вставку, имевшую цель согласование послания с целой книгой. Не проще ли, в таком случае считать главы II-III написанными одновременно с последующею частью? Ведь и мнение Charles " a, будто Апк. содержит предсказание всеобщего мученичества, вызвало тоже возражение критики 16 . Суждение об источниках Апк. вообще не отличается убедительностью. Наиболее слабым местом является коренная и – надо признать – совершенно необоснованная реконструкция последних глав. В результате, комментарий Charles " a, как и книга Allo, не дает решения проблемы Апк. Радикализму Charles " a противостоит консервативное понимание, которое предлагается в вышедшем в 1924–1926 г.г. комментарии Zahn " a, престарелого корифея правой протестантской экзегетики в Германии, к которому мы сейчас и перейдем. Двухтомный труд Zahn " a построен проще, чем комментарии Charles " a и Allo. Книга тоже разделена на введение и комментарий в собственном смысле. Но греческий текст Апк. не дается, и нет особых экскурсов. Введение (т. I, стр. 1–130) также не отличается такою широтой затрагиваемых в нем тем, как введения Charles " a и Allo. Оно разделено на пять параграфов. §1 посвящен анализу древнего предания об авторе и дате Апк. Это предание об Апостоле Иоанне Заведееве, сохранившееся в Асии благодаря долгой жизни Апостола и ученика его Поликарпа и дошедшее до Иринея, написание относит Апк.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Среда. Благодарю Господа, удостоившего меня совершить непреткновенно раннюю литургию в Успенской церкви и оживившего, обновившего, возвеселившего меня причащением Святых Таин и потом потребившего верою моею и усиленной молитвой огорчение диавольское на дьячка за малое пение причастных стихов. Благодарю Господа, пособившего мне совершить публичную панихиду в торпедной мастерской по убиенном миной мастере Иоанне. Благодарю Господа, скоро принявшего мое покаяние в немилосердии и жестокосердии к двум нищим, настойчиво просивших у меня денег на обувь и даровавшего мне прощение и мир душевный, когда я сидел в Петровском саду. О, сладкое милосердие Божие! Благодарю Господа, простившего мне новое жестокосердие, когда я в покаянии молил Его о прощении, идучи в гимназию, и даровавшего мне величайшее духовное удовольствие в пятом, четвертом и шестом классах гимназии при чтении назидательных статей и брошюр. Вечер. Шесть часов. Величайший сделал я грех: бранил одного нищего и ударил его левою рукою сзади по шее в озлоблении на него за частое, неотступное попрошайство, хотя сам непрестанно прошу у Господа и получаю ежечасно и ежеминутно тысячу величайших благодеяний, несравненно превосходящих ничтожные мои скупые подачки из Божиих же мне даров. Каялся и еще каюсь пред Богом в злобе моей, в жестокосердии, в скупости, сребролюбии, сластолюбии, плотоугодии, неблагодарности, нелюбви, гордости, лености и нерадении, зависти, недоброжелательстве, лукавстве, презорстве к людям, непокорности Богу и Его закону любви, обиде, дерзости, своеволии и упрямстве, утаении, загрубении в грехах, неисправлении, непамятовании и забвении, злопамятовании, злорадовании, осуждении старших, равных и младших; непокорности начальству, подозрительности других в злобе и лукавстве, злой мнительности и мечтательности, невоздержании в пище и питье и в прочих бесчисленных грехах. Ты же, о пренеисчетная благостыня, Господи Боже, и еще помилуй мя имени ради Твоего святого и прости мне все прегрешения мои. Нищие люди Твои, Господи, достойны всякого уважения, любви, сострадания за агнчую кротость свою, ибо ярюсь и порицаю их часто, а они не пререкут, ни возопиют, кротки, как овцы, терпеливы, великодушны, незлобливы. А этого во мне нет: они в тысячу раз лучше меня, многострастного. Примири мя с ними, Господи, и их примири мне грешному; даждь мне любить их, как себя. О, да не разоряю всего закона Твоего, который есть любовь, гневом моим и озлоблением моим никогда, во век. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Коллегия кардиналов имела равное с папой право на servitia Только между 1316 и 1323 гг. кардиналы получили от servitia 234 047 золотых флоринов (ок. 39 тыс. флоринов в год), а за 18 лет понтификата Uoahha XXII папа и кардиналы разделили между собой около миллиона золотых флоринов. На местах, помимо десятины, взимались также платежи в порядке subsidia caritativa (милосердное вспомоществование) – первоначально это действительно были добровольные взносы по специальным обращениям пап в связи с неотложными нуждами Святого престола, но в авиньонский период они становятся обязательными, сумма их определялась на месте сборщиками, а неуплата грозила экскоммуникацией. Ежегодный доход папской казны при Клименте V и Иоанне XXII по некоторым подсчетам составлял от 200 до 250 тыс. золотых флоринов (для сравнения: доходы Филиппа Красивого составили в 1301 г. 267 900 фунтов – в 1317 г. золотой фунт равнялся 96 флоринам). Этого, однако, не всегда хватало на содержание двора и курии – иногда приходилось занимать средства: папы одалживали деньги у кардиналов, князей и ростовщиков. Так, Урбан V занял у кардиналов 30 тыс. золотых флоринов, Григорий XI – 30 тыс. флоринов у короля Наваррского и 60 тыс., а потом еще 40 тыс. – у герцога Анжуйского. Часто одалживались епископы и аббаты, чтобы оплатить свое утверждение в должности (servitium), и это обыкновение сохранялась вплоть до Реформации. В конце концов, епископы для пополнения своей казны добились от Св. престола права взимать платежи за визитации приходов своей епархии: эти платежи (поначалу представлявшие собой исполнение долга гостеприимства) со временем становятся денежными, в 1336 г. папа Бенедикт XII устанавливает их максимумы, a епископы прибегают к Св. престолу с просьбами вменить эти платежи (прокурации) в обязанность даже в тех случаях, когда визитация фактически не осуществляется, и получают такие разрешения. Епископы пытались также организовать для себя возмещение сумм, затрачиваемых на платежи курии, из диоцезных налогов, но папа Урбан V в 1369 г. запретил эту практику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010