Елифаз Елифаз (Бог есть сила его) – имя двух лиц, упоминаемых в кн. Бытия и Иова: а) ( Быm. XXXVI, 4 и пр.) – сын Исава и Ацы и отец Фемана (ст. 11); б) ( Uob. II:11, IV:I ) – первый из наиболее влиятельных друзей Иова. В силу того, что он называется феманитянином, думают, что он был потомок Фемана, сына Елифазова. По мнению других, он был сын Исава, а если так, то Иов делается современником патриархов. Он первый отвечал Иову, вероятно, потому, что был старейшим и казался наиболее спокойным и красноречивым из собеседников. В своей речи к Иову он убеждает его в правосудии Божием (IV, V, XV, XXII). Вспомни же, говорил он Иову, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? ( Uob. IV, 7 ). Он старается придать вес своим словам то заявлением о таинственном видении, которого он удостоился в ночное время ( Uob.IV, 12 ), то указанием на свои знания и опытность: что знаешь ты, говорил он, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас? ( Uob.XV, 9 ), то, наконец, ссылкой на свои престарелые годы: и седовласый и старец, говорит он, есть между нами, днями превышающий отца твоего (ст. 10). До начала своей третьей речи Елифаз был спокоен, но затем с особой едкостью он нападает на Иова, обвиняя его в различных преступлениях: Верно злоба твоя велика и беззакониям твоим нет конца, восклицает он; верно ты брал залоги от братьев твоих ни за что... утомленному жаждою не подавал воды, голодному – хлеба, вдов отсылал ни с чем, сирот оставлял с пустыми руками... За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас, или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя ( Uob.XXII, 5–11 ). Сблизься же с Ним (с Богом), заключает он, и будешь спокоен, чрез это приидет к тебе добро (ст. 21 и сл.). Это несправедливое и жестокое обвинение Иова в разных мнимых преступлениях навлекло на Елифаза и на друзей его гнев Божий, и только всесожжение, принесенное ими Господу, и молитва Иова могли отвратить оный. Елифаз, без сомнения, заблуждался, полагая, что различные бедствия, посылаемые Богом человеку, служат единственно воздаянием за его грехи и преступления. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Глава XXII Изображение реки и древа жизни в новом Иерусалиме (1–2); блаженство праведников при полном отсутствии всего греховного (3–5). Заключение к Апокалипсису, состоящее в наставлении, как относиться к полученному Божественному откровению (6–10); указание на скорое пришествие Господа и на необходимость бодрствования (11–17); увещание от лица Иоанна и от Самого Господа Иисуса Христа. Благопожелание (18–21). Откр.22:1 .  И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Откр.22:2 .  Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. Откр.22:3 .  И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. Откр.22:4 .  И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. Откр.22:5 .  И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. Видение XXII главы хотя и относится к тому же новому Иерусалиму, но касается той ее стороны, в которой обнаруживается жизнь его обитателей. Иоанн видит воду жизни, которая течет через город от престола Агнца, ее вода будет именно тем питием, которое будет утолять жажду обитателей нового Иерусалима. Берега этой реки усажены деревом жизни, плодами которого будут питаться обитатели. Даже и листья этого дерева будут годны для употребления в пищу с пользою для организма (исцеление – в смысле дальнейшей ступени совершенства). Изображение блаженной жизни, данное в 1 и 2 ст., заканчивается новыми конкретными чертами, которыми укрепляется та истина, что будущая блаженная жизнь всех ее участников будет совершенно чужда и свободна всякого зла и греха: в новом царстве не будет проклятого. Новое царство будет исключительно Царством Божиим, которое будет состоять в теснейшем общении Бога с прославленными Его служителями. Близость к Богу и это созерцание Его вследствие близости отразится на самой жизни блаженных, как бы на их внешности: «имя Его будет на их челах» (ср. Откр.4:3 ). В будущем царстве снова восстановится первоначальное отношение человека к природе. Блаженные тогда явятся истинными царями обновленной природы, которая будет подчиняться им не воздыхая ( Рим 8:22 ), но свободно и охотно. Тогда все будет восславлено Богом: Бог над всем и всеми, люди и Ангелы – над внешнею природою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но в один из последних дней он был узнан в храме некоторыми малоазийскими иудеями, вероятно, пришедшими на праздник Пятидесятницы и с завистью смотревшими на успехи апостола в этой стране. Они «возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи израильские! помогите: этот человек всех повсюду учит против народа, и закона, и места сего; притом и эллинов ввел в храм и осквернил святое место сие» (27–28). Последнее обвинение ложно и основывалось единственнона том предположении, что Павел, приведя с собою в Иерусалим Трифона ефесского, непременно введет его и во храм, т.е. во внутреннюю часть храма, куда язычникам запрещалось входить как гласила надпись при входе. Запрещение было безусловное, и иудеи утверждали, что имеют право убить всякого язычника, даже и римлянина, нарушившего его. Кажется, и римская власть, не желая оскорблять религиозного чувства покоренных народов, готова была серьезно защищать неприкосновенность храма. Таким образом, по понятию иудеев, Павел совершил важное, преступление, вводя во храм, как предполагали иудеи, христианина ефесского, обратившегося из язычества и, в глазах их, не переставшего быть язычником. Их особенно раздражала и оскорбляла мысль, что человек, поколебавший закон в иудейских колониях, хочет теперь осквернить святыню храма, вводя туда язычника. Понятно, что такое обвинение взволновало толпу. Будучи христианином, подобно многим иерусалимским христианам, сам Павел не подвергся бы насилию, войдя в храм: иудействующие формы прикрывали несогласие между Евангелием и законом. Прошло почти двадцать лет после волнения, произведенного первым возвращением Павла в Иерусалим из Дамаска; теперь народ не знал ни его, ни его истории, ибо удивлялся, слыша его говорящим по-еврейски. Но обвинения со стороны малоазийских иудеев было более, чем достаточно, чтобы произвести сильное возмущение. Ст. 30-XXII, 2. Из внутренней части храма, где схватили Павла, волнение быстро распространилось к наружным частям, и вновь подоспевшая толпа помогла вытащить его к внешнему преддверию храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

14. Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. 15. Так как вы говорите: „мы заключили союз 1024 со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя“. Что слова стихов 9, 10 и 13 были насмешкою, доказывается возгласом пророка в ст. 14, который называет хульниками правителей народа. Это нам раскрывает состояние умов высших слоев общества при Езекии и указывает на те трудности, с которыми приходилось бороться пророку и благочестивому царю, даже после замены Севны Елиакимом (ср. гл. XXII) 1025 . Стих 15-й указывает на необычайную самонадеянность и насмешливую гордость правящих классов, как бы считавших себя застрахованными от несчастья, потому только что исполняли все законные обряды. Независимо от этого они, как видно из главы XXII (ср. и Ис. 30:2 ), надеялись на помощь Египта, ведя с ним тайно переговоры 1026 ; поэтому они не высказывают явно своих надежд, а облекают свой ответ в насмешливо кощунственную форму, в которой заметно явное неверие не только пророчествам, но и обетованиям, и даже богохульство. Пророк сам говорит за них, что они ищут убежища во лжи и прикрывают себя обманом. Это относится и до обрядового исполнения закона, при отсутствии всякой правды в сердцах их, и к тайным интригам их (повидимому помимо царя) с Египтом. 16 . Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. 17 . И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. Глаголет Адонаи Иегова: „Я полагаю в основание Сиона камень“. (Ср. Пс. 117:22 ). Сион в настоящем стихе очевидно – духовное царство, избранные народа, могущие принять с верою обетования; в будущем – та очищенная и просветленная семья верующих, которой Пастырь-сам Мессия. Он есть основание великого священного здания, которое есть Церковь Христова; если бы основной камень был вынут, то здание должно рушиться 1027 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

XXI:27). И не только страшит, но и грозно изгоняеть вон, говоря: „вне же чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» (Апок. XXII:15). Итак, уже и нет нам места на небесех; уже нас и не пустят туда, и изженут оттуда вон? – Но Господь наш, взирая на нас светлым и милосердым лицом, говорит: „не приидох призвати праведные, но грешные; токмо покайтеся – и сподобитеся равной чести со святыми и праведными. Где место Петру, отвергшемуся Мене и потом плакавшему горько, где место жене блуднице, плакавшей у ног Моих, где место блудному сыну, мытарю, разбойнику, – там будет место и вам, – только восплачите о грехах ваших, горько, как Петр, припадите к ногам Моим с покаянием, как блудница, обратитесь ко Мне, как блудный сын, смиритесь, как мытарь, сораспнитесь Мне, как благоразумный разбойник, покайтеся – и спасетесь, На небеси у меня готово место и для вас, и вы вместитеся во утробу милосердия Моего». (Извлеч. в соращ. из „Твор. св. Димитрия, митр. ростовского»).   3. Библейские тексты о вознесении Иисуса Христа    Пророчества возвещающие: поднимите, врата верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы. Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы (Пс. XXIII:7 – 9) . – (Посему и) сказано: восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам (Еф. IV:8). – Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. CIX, 1). – (Ибо) Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих (Деян. II:34, 35). – Вот раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится (Ис. LII:13).    Вознесение И. Христа предсказано Им Самим: отныне Сын человеческий воссядет одесную силы Божией (Лук. XXII, 69). Иисус же сказал им: еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня (Иоан. VII:33). – Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Ахава похоронили в Самарии, в Бет-Омри (дом Амврия), как называют этот город ассирийские надписи по имени отца Ахава. На престол восходит старший сын Ахава. Охозия, продолжающий действовать, как отец его, под влиянием и по наущению Иезавели. Где в это время находится великий пророк Господень Илия, мы не знаем. Он появляется лишь тогда, когда, по прошествии двух лет царствования, Охозия лежит на смертном одре (3 Ц. XXII, 51; 4 Ц. I). К Иосафату и царству Иуды мы возвратимся ниже, здесь же, для очертания деятельности пророков Господних, мы напомним, что царь Иуды из похода, не благословленного Богом, возвратился благополучно, но на пути в дом свой был укорен пророком Иуем за помощь, необдуманно поданную нечестивому Ахаву ( 2Nap. XIX, 1–3 ). Но в царстве Иуды благочестивый царь хранил заветы и закон Господень. Не так было во Израиле; там бодрствовал злой дух царей – язычница Иезавель, и об Охозии сказано, 3 Ц. XXII, 52, «что он ходил путем отца своего и матери своей... и служил Ваалу, и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева». Династия Амврия (3 Ц. XVI, 22) обречена на гибель. Начинается ряд неудач и несчастий. Вслед за смертью Ахава Моавитяне сбрасывают с себя иго Израиля (4 Ц. I, 1). В древнее время, при Судьях ( Cyд. III, 12–14 ), они господствовали некоторое время над Израилем, но когда Давид, укрепляемый силою Божиею, создавал и собирал по смерти Саула сильное царство, тогда он: «поразил Моавитян... и сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань» (2 Ц. VIII, 2). Когда произошло разделение царств, то Моавитяне сделались независимыми, но снова подпали под власть царства Израильского при Амврии, отце Ахава. Это явствует из известного в археологическом мире памятника царя Моавитского Месы 861 , который указывает, что Амврий (Омри) и сын его Ахав угнетали Моавитян в течение сорока лет. Очевидно, что памятник записывает восстание против Израиля и отложение от него при Охозии. Из 4 Ц. III» 4 мы узнаем, что «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сту тысяч овец и по сту тысяч неостриженных баранов».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вот об этой именно возвышенности говорится вероятно в 4 Ц. IX, 27, когда сказуется о бегстве Охозии: «Охозия, царь Иудейский, увидев сие, побежал по дороге к дому, что в саду 1000 . И погнался за ним Ииуй, и сказал: и его бейте на колеснице; (это было) 1001 на возвышенности Гур, что при Ивлеаме 1002 . «И побежал он в Мегиддон и умер там». Ст. 28. «И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его в городе Давидовом». Очевидно, что Ииуй настигал Охозию на подъеме, ведущем к Ивлеаму, каковой подъем назывался Гур; но Охозия ускользнул от рук преследовавших его. Но вслед за сим мы встречаем не объясненное до сих пор разноречие между приведенным нами 28-м стихом IX-й главы 4-й книги Царств и сказанием 2 Пар. XXII, 9. Последний текст говорит: «И велел он (Ииуй) искать Охозию, когда он скрывался в Самарии, и привели его к Ииую, и умертвили его, и похоронили его; ибо говорили: он сын Иосафата 1003 , который взыскал Господа от всего сердца своего». Всего вероятнее, что Охозия, ускользнув от преследовавших его, укрылся сначала в Мегиддоне 1004 , но, уверенный, что здесь его скоро откроют, перешел тайно в многолюдную Самарию, где он мог надеяться спрятаться и иметь возможность тайно пробраться в страну свою. Но на его несчастье его находят, и Ииуй приказывает убить его. Комментатор 4 Ц. IX, 27–28 и параллельного места в Паралипоменон так соединяет две расходящиеся редакции этого события: «И побежал Охозия в Мегиддон» (4 Ц. IX, 27), «и велел Ииуй искать Охозию; и взяли его, когда он скрывался в Самарии, и привели его к Ииую, и умертвили его» (2 Пар. XXII, 9), «и умер там» (4 Ц. IX, 27). В сказании о смерти Охозия прибавлено, – как мы видели, – что рабы его отвезли тело его в Иерусалим и похоронили его с отцами его. Ииуй очевидно не препятствовал отдать царю Иудейскому последние почести. Он убил Охозию, как родственника дома Ахавова, как внука – по матери его Гофолии – ненавистной Иезавели, как друга истребляемой династии, – но этим ограничивалось его повеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Трудно понять, как Иосафат, – настоявший на том, чтобы Ахав послал за истинным пророком Господним, – не послушался указаний Михея и не отказался следовать в поход за Ахавом. Надобно предположить, что он не посмел отказаться от необдуманно им данного на пиршестве при всем дворе обещания (3 Ц. XXII, 4; 2Nap. XVIII, 3 ), и если пошел, то с уверенности, что они потерпят поражение. Мы прибавим, что когда Иосафат после смерти Ахава возвратился в Иерусалим, то Иуй прозорливец, сын Анания, по повелению Божию упрекал его в том, что он помогал нечестивцу Ахаву, и объявил ему гнев Господень, хотя он прибавил: «впрочем и доброе найдено в тебе» ( 2Nap. XIX, 2–3 ). Известно, что Иосафат «истребил кумиры в земле Иудейской и расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Бога» 854 . И пошли цари Израиля и Иуды во главе войск своих на Рамоф Галаадский. Когда они остановились станом в стране 3аиорданской против войска, которое вывел Венадад Сирийский, чтобы защищать Рамоф, – то по-видимому Ахав получил тайное известие лазутчиков, что «Сирийский царь повелел начальникам колесниц, которых (начальников) у него было тридцать два, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем Израильским» (3 Ц. XXII, 31). Получение этого известия тайным путем и объясняет ст. 30. «И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды. И переоделся царь Израильский и вступил в сражение». Мы с другими комментаторами признаем, что стих 31-й означает, что Венадад Сирийский отдал приказание своим колесницам, – которые в то время заменяли кавалерию, – чтобы они во что бы то ни стало старались взять в плен царя Израильского 855 . Очевидно, что Венадад не забыл то унижение, – которое он испытал под Афеком, выпрашивая себе жизнь и свободу у Ахава, – и желал взять Ахава живого в плен, чтобы отплатить ему подобным же унижением. Вследствие данного Венададом своим колесницам приказания начальники их, усматривая сзади войск человека, одетого в царские одежды, производят колесницами сильную атаку, прорывающую линию Израиля. Убедившись однако, что бегущий от них на колеснице царь – не Ахав, они не рискуют продолжать атаку и спешат выйти из опасного положения, «поворотив», как говорит текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

23. Повем имя Твое братии Моей, посреде Церкве воспою Тя. 23. Возвещать буду имя Твое братии Моей, посреди Церкви – воспевать Тебя. 24. Боящиеся ГОСПОДА, восхвалите Его! все семя Иаковле прославите Его! да убоится же от Него все семя Израилево. 24. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова, прославьте Его. Да убоится же Его (страхом благоговения) все семя Израилево. 25. Яко не уничижи, ниже негодова нищаго, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя! 25. Ибо Он не уничижил и не отверг молитвы нищего, и не отвратил лица Своего от меня, и когда воззвал я к Нему, Он услышал меня. 26. от Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе: молитвы моя воздам пред боящимися Его! 26. От Тебя похвала моя (Ты научишь меня хвалить Тебя), – в собрании великом (в Церкви великой) буду исповедываться Тебе: молитвы мои воздам пред боящимися Его! VI. 27. Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят ГОСПОДА взыскающии Его: жива будут сердца их в век века. 27. Едят убогие, и до полноты насытятся, и восхвалят Господа ищущие Его: живы будут сердца их в век века. 28. Помянутся и обратятся ко ГОСПОДУ вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. 28. Будут воспомянуты и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена народов. 29. Яко ГОСПОДНЕ есть царствие, и Той обладает языки. 29. Ибо Господне есть царство, и Он обладает народами. 30. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя – Тому живет! 30. Ели, (трапезы вкусили) и преклонились пред Ним все тучные земли: разжиревшие и богатые перед Ним падут все кто сходят в землю, и душа моя – для Него живет! 31. И семя мое поработает Ему, возвестит ГОСПОДЕВИ род грядущий. 31. И семя мое послужит Ему, ведом будет (о себе возвестить) Господу род грядущий. 32. И возвестят правду Его людям рождшимся, яже сотвори ГОСПОДЬ! 32. И будут возвещать правду Его людям, имеющих родиться, которых сотворил Господь! 22 XXII Псалом – Давиду Псалом XXII-й положен Церковью к чтению готовящимся ко св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Об этом подробнее говорится в книге Исаии, в видении на Вавилон: «вот Я подниму на них мидян». И немного спустя: «и тот славный между царствами Вавилон, знаменитый в высокомерии халдеев, будет разрушен, как разрушил Господь Содому и Гоморру; он не заселится до конца» ( Ис. 13:17–19 ). И так, как он один раз говорит под образом меча о царе или скорее о царстве вавилонском, то удерживает метафору ( μεταφορν). Огнем ярости Моей, говорит, дохну на тебя, чтобы истребить тебя огнем и предать тебя в руки людей скудоумных и неискусных, не обладающих искусством ковать и острить мечи, чтобы ты не острился более, не отчищался и не блестел для избиения, но чтобы был пищей огню, и чтобы кровь твоя, которую ты пролил пред глазами всех, обратилась скорее на тебя, и чтобы ты был предан вечному забвению и погиб навеки; потому что [это] сказал Я, Господь, для которого сказать – тоже, что сделать. Глава XXII Ueз.XXII:1–16 . И было ко мне слово Господне, говорящее: и ты, сын человеческий, не будешь ли судить город кровей и показывать ему все мерзости его? И скажешь: так говорит Господь Бог: город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время его, и делавший идолов у себя, чтобы оскверняться! Чрез кровь твою, которая была проливаема тобою, ты согрешил, и идолами твоими, каких ты делал, ты осквернился, и приблизил дни твои и сократил время лет твоих. Поэтому Я отдал тебя на поругание народам и на посмеяние всем землям. Близкие и далекие от тебя будут торжествовать над тобою (или ругаться над тобою), оскверненный, прославившийся, великий падением. Вот князья Израиля пользовались каждый силою своею у тебя, чтобы проливать кровь. Отцу и матери наносили бесчестие (или отца и мать злословили) у тебя. Пришельцу делали обиду среди тебя. Сироту и вдову огорчали (или притесняли) у тебя. Святыни Мои вы презирали (Вульгата: ты презирал и осквернял), субботы Мои оскверняли. Клеветники (или разбойники) были у тебя, чтобы проливать кровь, и на горах ели у тебя. Злодеяние (или, как выразительнее стоит в еврейском, zemma, то есть распутство) совершали среди тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010