После падения коммунистического режима в 1989 г. и начала демократических преобразований в стране БПЦ получила определенную независимость от гос. власти. Вместе с тем было прекращено и гос. субсидирование Церкви, однако вмешательство во внутренние дела Церкви продолжалось. Правительство Союза демократических сил во главе с Ф. Димитровым предприняло шаги с целью добиться раскола в БПЦ. 9 марта 1992 г. возглавляемая М. Спасовым дирекция вероисповеданий при Совете Министров на основании выводов парламентской комиссии по вероисповеданиям (председатель иером. Христофор (Сыбев)) издала постановление, в к-ром избрание Патриарха Максима в 1971 г. признавалось незаконным. Синоду было предложено подготовить и провести избрание нового Патриарха «с точным соблюдением требований устава» БПЦ ( Николай (Севастиянов), иером. 1996. С. 3-5). Воспользовавшись тем, что нек-рые члены Синода поддержали данное решение, 25 мая 1992 г. дирекция вероисповеданий вопреки всем каноническим и законодательным нормам утвердила новый состав Синода во главе с митр. Пименом Неврокопским, что фактически означало возникновение раскола в БПЦ. В новый Синод кроме митр. Пимена вошли митрополиты Стефан Великотырновский, Панкратий Старозагорский, Софроний Доростоло-Червенский, Каллиник Врачанский и др. Раскольники во главе с Христофором (Сыбевым), к-рый был хиротонисан во епископа Макариопольского, в ночь на 1 июня 1992 г. захватили Синодальную палату. Попытки Патриарха Максима и др. архиереев возвратить являвшееся собственностью БПЦ здание были пресечены органами гос. власти (здание было возвращено законному Свящ. Синоду в 1994). Между раскольниками и законным Свящ. Синодом во главе с Патриархом Максимом началось открытое противостояние, предметом к-рого стало недвижимое имущество БПЦ. Раскольники захватывали храмы, канцелярии митрополитов, ряд др. зданий и помещений, начали рукополагать своих «митрополитов» и «епископов». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Рильском мон-ре. 1998 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Рильском мон-ре. 1998 г.

http://pravenc.ru/text/149675.html

С 70-х гг. XIV до кон. XV в. система болг. мон-рей не существовала как целостный организм; о мн. обителях можно судить лишь по сохранившимся развалинам и данным топонимики. Дряновский мон-рь Дряновский мон-рь Население - светские и духовные лица - по собственному почину и на собственные средства восстанавливало мон-ри и храмы. Среди сохранившихся и восстановленных мон-рей - Рильский, Бобошевский, Драгалевский, Куриловский, Карлуковский, Этропольский, Билинский, Роженский, Капиновский, Преображенский, Лясковский, Плаковский, Дряновский, Килифаревский, Присовский, Патриарший Св. Троицы под Тырново и др., хотя и их существование постоянно находилось под угрозой из-за частых нападений, грабежей и пожаров. Во многих из них жизнь замирала на продолжительные периоды. При подавлении 1-го Тырновского восстания 1598 г. большая часть восставших укрылась в Килифаревском мон-ре, восстановленном в 1442 г.; за это турки вновь разрушили обитель. Пострадали и окрестные мон-ри - Лясковский, Присовский и Плаковский. В 1686 г. во время 2-го Тырновского восстания также пострадали мн. обители. В 1700 г. центром т. н. восстания Марии стал Лясковский мон-рь. При подавлении восстания пострадали эта обитель и соседний Преображенский мон-рь. Традиции средневек. болг. культуры сохранялись последователями Патриарха Евфимия, эмигрировавшими в Сербию, на Афон, а также в Вост. Европу: митр. Киприаном († 1406), Григорием Цамблаком († 1420), диак. Андреем († после 1425), Константином Костенецким († после 1433) и др. В самой Болгарии оживление культурной деятельности происходило в 50-80-х гг. XV в. Культурный подъем охватил запад бывш. территории страны, центром стал Рильский мон-рь. Он был восстановлен в сер. XV в. стараниями монахов Иоасафа, Давида и Феофана при покровительстве и щедрой финансовой поддержке вдовы султана Мурада II Мары Бранкович (дочери серб. деспота Георгия). С перенесением туда мощей прп. Иоанна Рыльского в 1469 г. обитель становится одним из духовных центров не только Болгарии, но и слав.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Рилски-Манастир. Рильский монастырь. Манастир " Свети Иван Рилски " Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 930. Архитектор:Павел Йоанов Ссылки:   Адрес: Координаты: 42.134107, 23.340153 Проезд:Расположен на северо-западе горного массива Рила, в 117 км к югу от Софии в долине реки Рильская (левый приток реки Струма) на высоте 1147 м над уровнем моря. Изменить описание Добавить фотографии Рыльский монастырь (болг. Манастир «Св Иван Рилски.») - крупнейший ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Церкви. Основан в конце X века. В 1983 году был включён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Анжела Усманова 5 июня 2012 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рильский монастырь это один из символов Болгарии и предпочитаемый туристический объект. Он построен в дебрях лесов гор Рила между реками Рилска и Друшлявица, на высоте 1147 м над уровнем моря. От Софии до обители почти 120 км, от Благоевграда - 41 км. Основана была Рильская святая обитель в первой половине Х в. История ее непосредственно связана с первым болгарским отшельником Св. Иоанном Рильским, оставшимся в этих местах, предавшись посту и молитве. Первоначально монастырь находился близ пещеры, которую святой избрал своей обителью. После кончины в 946 г. тленные останки этого монаха были похоронены рядом с пещерой, где он находил уединение. По приказу царя Петра (правил в 927-969 гг.) мощи Рильского чудотворца были перенесены в Средец (София) и тогда, вероятно, он был канонизирован в лик святых. Мощи были возвращены в Рильскую святую обитель в 1469 г. На протяжении веков, особенно во времена турецкого рабства, это место было средоточием духовной, просветительской и культурной жизни Болгарии. В годы Болгарского возрождения (XVIII–XIX в.) рильские монахи открыли почти 50 подворий в крупнейших населенных местах, где одни из наиболее образованных иноков проповедовали, открывали келейные школы, приводили в монастырь паломников. В 1961 г. это удивительное болгарское достояние было объявлено Национальным музеем " Рильский монастырь " , в 1976 г. - Национальным историческим заповедником, а в 1983 г. ЮНЕСКО включило этот объект в Список мирового культурного наследия. В 1991 г. государство восстановило монашеский статус обители, отменив предыдущий как «Национального музея «Рильский монастырь». В 1992 г. в 73 газеты „Державен вестник” Рильский монастырь, Хрельова башня, церковь и монастырские постройки были объявлены групповым архитектурным, художественным и историческим комплексом национального значения.

http://sobory.ru/article/?object=27842

Крупнейшим центром графики в период возрождения стал Самоков. В типографии Н. Карастоянова печатались иллюстрированные книги и отдельные гравюры, изготовленные его сыновьями и др. художниками и предназначавшиеся для паломников: рядом с панорамой мон-ря или храма помещались образы их небесного покровителя, портреты средневек. ктиторов, изображения хранящихся святынь, пояснительные надписи. Подобные гравюры печатали Рильский, Троянский, Бачковский, Лопушанский, Германский и др. мон-ри. Мастерами-граверами самоковской школы был отпечатан своеобразный путеводитель с обозначением мест, к-рые проходили паломники по пути из Самокова в Рильский мон-рь. Широко были распространены книжные иконы, воспроизводившие почитаемые образы святых. II. Прикладное искусство. В посл. четв. XVIII в. из Греции и Афона в Б. стали попадать церковные предметы из дерева, украшенные резьбой в стиле т. н. левантинского (вост.) барокко, к-рый приобрел популярность у болг. резчиков. Композиция и структура иконостасов усложнилась, шире стала применяться резьба с разнообразными растительными мотивами и изображениями птиц, животных, людей. Рельеф стал многоплановым, передающим пространственную глубину, образы приобрели реалистические черты. Единство фигур и растительного орнамента с сер. XIX в. сменилось тенденцией к их обособлению. В нижней части деревянных резных иконостасов помещались сцены на сюжеты ВЗ и НЗ, житий святых. Лучшие образцы резьбы представлены в церквах Богородицы в Созополе (80-е гг. XVIII в.), Митрополичьей в Самокове (1793 и 30-е гг. XIX в.), Богородицы в Пазарджике (30-е гг. XIX в.), прор. Илии в Севлиеве (30-е гг. XIX в.) и др. Монументальностью отличается иконостас главной церкви Рильского мон-ря, созданный самоковским мастером А. Теладуром и его помощниками в 30-х гг. XIX в. В XVIII-XIX вв. цехи золотых дел мастеров имелись во всех крупных городских центрах: наиболее значимые - в Софии, Видине, Пловдиве и Враце, где производились все виды церковной утвари (кресты, потиры, дискосы, дарохранительницы, рипиды, кадильницы, паникадила, мощевики, оклады напрестольных Евангелий, икон и т. д.). При их изготовлении применялись традиц. техники, за исключением эмали, особенно техника филиграни; в орнаментации широко использовались мотивы барокко и рококо. Богатые коллекции церковной утвари этого периода хранятся в Рильском и Бачковском мон-рях, в ЦИАМ и СНИМ. В упадок приходит искусство церковной вышивки: в XIX в. изготовление шитых церковных облачений продолжал лишь мастер Николай Павлович из г. Враца.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Особенностью ранней живописи К. м. являются редкие иконографические сюжеты, напр. «Преломление хлеба в Эммаусе» (впервые в болг. искусстве) и «Избиение Вифлеемских младенцев» (в отличие от афонской традиции без образов Ирода и Елисаветы с Иоанном Предтечей). В. Пандурски считал, что последняя композиция (в 1599 в полном афонском варианте она же появилась в ц. св. Стефана в Несебыре, в XVII в.- в храмах Рождества Христова и св. Афанасия в Арбанаси и в костнице Роженского мон-ря) отражала тяжелое положение болгар во время австро-тур. войны, начавшейся в 1592 г. В росписи храма впервые изображены болг. мученики периода османского владычества Николай Новый Софийский и Георгий Новый Софийский. В ранней росписи точно переданы иерархические отличия святых, некоторые святители и пророки подобно афонским образцам изображены с позолоченными нимбами. Иконография сцен «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресв. Богородицы», «Омовение ног» также отражает афонское влияние. На фресках 1816 г. повторена тематика ранней живописи, в сценах «Предательство Иуды» и «Суд Пилата» солдаты изображены в тур. фесках. Эти фрески богато украшены орнаментом и отражают тенденции времени болг. возрождения. Из фресок 1830 г. на вост. стене среднего притвора сохранились неск. сцен из цикла о жизни прп. Иоанна Рильского и его племянника Луки («Иоанн с Лукой в горах», «Иоанн с Лукой возле пещеры и идущий отец Луки», «Отец забирает Луку у Иоанна» и «Погребение Луки»), по сторонам от входа поясные изображения Христа и прп. Иоанна (справа), Пресв. Богородицы и Иоанна Крестителя (слева), над входом - образ Иоанна Рильского с надписью, к-рую П. Мутафчиев прочитал как «Стайко дьяк» ( Мутафчиев. 1973. С. 261): А. Василиев считал, что это имя изографа ( Василиев. 1965. С. 615). На сев., зап. и юж. стенах притвора сохранились сцены мытарств, к-рые на основании сходства с фресками в церквах св. Луки и Покрова Пресв. Богородицы в Рильском мон-ре иногда приписывают Томе Вишанову ( Мавродинов. 1957. С. 77). Эта живопись эпохи болг. возрождения далека от традиц. канонов и сохраняет элементы реалистического пейзажа, детали народной одежды, простонародные черты.

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Последовавшая 28 августа 1943 г. смерть правившего с 1918 г. царя Бориса III была с глубокой скорбью воспринята Болгарской Церковью. В кафедральном соборе св. кн. Александра Невского состоялось торжественное отпевание царя, которое совершили 11 митрополитов в сослужении с сотней представителей черного и белого духовенства, последние слова о заслугах и служении почившего монарха произнес председатель Синода митрополит Неофит. Проститься с телом царя пришли около 300 тыс. человек. Вплоть до его погребения 6 сентября по решению Синода ежедневно совершались поминальные службы. Похоронили Бориса III согласно его желанию в Рильском монастыре (позднее при коммунистах захоронение было вскрыто, и тело тайно погребли во Враньском парке, лишь хранившееся в специальном сосуде сердце царя в 1993 г. было вновь положено в его гробницу в Рильском монастыре). На сороковой день после кончины, 6 октября, в храмах Софии и Пловдива были совершены поминальные службы, как и через полгода после смерти царя. Кроме того Синод провел траурное заседание и обратился к народу с особым утешительным посланием. [xvi] В октябре 1943 г. на собрании, посвященном памяти монарха в актовом зале Софийского университета председатель философско-общественного отдела Болгарской Академии Наук протопресвитер Стефан Цанков выступил с докладом на тему «Царь Борис III, как человек и как государь», в котором отметил, что почивший «все свое царствование чувствовал и заявлял себя и словом и делом преданным сыном родной Церкви». В январе 1944 г. газета Зарубежной Русской Церкви «Православная Русь» опубликовала статью о. Стефана «Покойный царь болгарский Борис, как религиозно-нравственная личность». Сама же редакция газеты отмечала, что «царь Борис был сердечным другом русского народа, всегда подчеркивал он, чем обязана Болгария России, и за эту свою благодарную преданность России много претерпел он». [xvii] Архиерейский Синод РПЦЗ выразил Болгарской Церкви свое сочувствие в связи с кончиной монарха и в ответ получил благодарственное письмо митр. Неофита от 19 октября 1943 г. [xviii]

http://bogoslov.ru/article/600839

Г. осуществил 1-е научное издание Рильских глаголических листков (Рилски глаголически листове. София, 1956) в кириллической транслитерации с параллельным греч. текстом. По его мнению, помимо «Паренесиса» св. Ефрема Сирина Рильские листки содержат великопостные исповедальные молитвы и неск. не идентифицированных по содержанию фрагментов. На основании палеографического анализа Г. сделал выводы, что листки написаны одной рукой и графика памятника (в особенности частые и разнообразные лигатуры) связывает его с деятельностью учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия. Указал на сходство письма листков с Ассеманиевым Евангелием . Особое внимание уделил вопросу первоначального слав. перевода «Паренесиса» св. Ефрема Сирина, предположив, что еще при жизни св. Мефодия были переведены избранные места «Паренесиса», а во время правления царя Симеона (893–927) был сделан полный перевод, к-рый получил широкое распространение. Поддержал мнение И. И. Срезневского, В. Ягича и др. о том, что по особенностям фонетики, морфологии и лексики Рильские листки относятся к восточноболг. памятникам 2-й пол. Х в. Результатом многолетнего изучения начального периода развития слав. эпиграфики стала одна из главных монографий Г.— «Старобългарски глаголически и кирилски надписи от IX и X в.» (София, 1961). Проанализировав граффити из баптистерия Круглой церкви в Преславе и ряд др. надписей, Г. пришел к выводу, что при болг. кн. Борисе и царе Симеоне бытовали 2 азбуки: глаголица, созданная св. Кириллом, и кириллица, возникшая в Преславе и представлявшая в тот период греческо-слав. письмо, в к-ром к греч. буквам для обозначения слав. фонем добавлялись стилизованные под греч. глаголические буквы. В доказательство Г. приводил свидетельство архиеп. Охридского Димитрия II Хоматиана о реформе графической системы, проведенной свт. Климентом Охридским, и то обстоятельство, что глаголицей были написаны абецедарии и богослужебные тексты, а кириллицей — светские памятники. Основную библиографию см.: Грашева Л. Гошев И.//КМЕ. Т. 1. С. 516–519.

http://pravenc.ru/text/546346.html

В Болгарии состоялся паломнический поход в честь святого Иоанна Рыльского Чудотворца 9 августа, 2011. Новостная служба Все участники преодолели достаточно длинный путь от Софии до Рыльского монастыря, преодолев три горы – Витошу, Рилу и Верилу. Поход возглавляли несколько клириков Болгарской Церкви. 9 августа. ПРАВМИР. 6 августа 2011 года официально закончился паломнический поход в честь святого Иоанна Рыльского Чудотворца (в этом мероприятии участвовали клирики и миряне Болгарской Православной Церкви). Как известно, святой Иоанн является духовным покровителем всего болгарского народа, поэтому он весьма почитаем в стране. Данный поход проводится второй год подряд. Все участники преодолели достаточно длинный путь от Софии до Рыльского монастыря, преодолев три горы – Витошу, Рилу и Верилу. Поход возглавляли несколько клириков Болгарской Церкви. Ход из Софии сопровождался молитвами. Паломники следовали через Черный Пик до деревни Клисур, где местные жители встретили путешествующих хлебом-солью. На протяжении всего пути верующие читали Акафист святому Иоанну Чудотворцу , прикладывались к иконе. Молитвы, духовные чтения и беседы сопровождались достаточно тяжелыми подъемами и спусками в горах. Паломники преодолели знаменитые Семь озер и озеро Молитвы. После этого на острове группа была встречена проводником Стояном Бербатовым из Благоевграда, который и сопровождал паломников до самого монастыря. Прибывшие в Рыльский монастырь паломники удостоились посещения храма-гробницы святого Иоанна и поклонения мощам чтимого чудотворца. После этого в Рыльском монастыре было совершено вечернее богослужение и Божественная литургия. Также прибывшая группа верующих общалась с местными журналистами. Справка: Преподобный Иоанн Рильский (болг. Иван Рилски, около 876 село Скрино на правом берегу реки Струмы — 946 Рильский монастырь) — святой Болгарской Церкви, наиболее почитаемый святой покровитель болгарского народа. Подвизался на территории современных Болгарии и Македонии, в пещере гор Рила.

http://pravmir.ru/v-bolgarii-sostoyalsya...

В годы господства османов, монастырь выступал в роли хранителя болгарского языка и культуры. Во времена болгарского Национального Возрождения (XVIII—XIX века), монастырь сгорел в пожаре (1778, 1833), но был восстановлен. Вся страна собирала деньги. Именно тогда территория монастыря приобрела нынешний облик. В 1844 Неофит Рильский учредил при монастыре школу. В монастыре хранятся мощи Иоанна Рыльского и чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») с тридцатью двумя четырёхугольными перегородками с мощами святых, одна из трех самых чтимых икон в Болгарской Православной Церкви В 1976 монастырь был признан национальным историческим памятником, а в 1983 — объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1991 монастырь подчиняется Священному Синоду Болгарской Церкви. 25 мая 2002 папа Иоанн Павел II посетил монастырь во время своего паломничества в Болгарию. Монастырские строения [ править править код ] Современный комплекс монастыря имеет форму неправильного четырехугольника и занимает территорию в 8800 м², центром её является внутренний двор, где расположены башня и главная церковь. Главная церковь [ править править код ] Внутреннее убранство монастырского храма Кафоликон монастыря был построен в середине XIX века (архитектор Павел Йоанов) на месте небольшой церкви 1343 года. Церковь увенчана 5 куполами, имеет три алтаря и два придела. В этой церкви расположены знаменитые фрески (в том числе и Захария и Димитра Зографов) и иконы. Заселёная часть [ править править код ] Здесь расположена древняя библиотека. В библиотеке, исключительно богатой книжным материалом, собиравшимся веками, хранятся ценные памятники болгарской письменности — около 250 рукописных книг XI—XIX вв., 9 тыс. старопечатных изданий, нотные записи, гравюры времени Болгарского возрождения. Монастырский музей [ править править код ] Музей, расположенный на территории монастыря, имеет в своём собрании 35 тыс. экспонатов. Это и богатая коллекция икон, и произведения прикладного искусства, культовые и этнографические предметы. Монастырский музей известен прежде всего Крестом Рафаила — уникальным образцом резьбы по дереву, на котором изображены 104 религиозные сцены и 650 миниатюрных фигур. Монаху Рафаилу создание этого шедевра (окончен в 1802 г.) стоило 12 лет жизни и зрения. Скиты и Метохи [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рильский_мужск...

Мытарство сребролюбия и скупости. Фрагмент росписи ц. Рождества Пресв. Богородицы Рильского мон-ря, Болгария. 40-е гг. XIX в. Мастер З. Зограф Мытарство сребролюбия и скупости. Фрагмент росписи ц. Рождества Пресв. Богородицы Рильского мон-ря, Болгария. 40-е гг. XIX в. Мастер З. Зограф Феофил I , архиеп. Александрийский († 412), в проповеди «На исход души и о суде» (CPG, N 2618) говорит о М. как о суде с традиц. элементами судопроизводства: обвинительной и оправдательной сторонами. Эта краткая проповедь хорошо известна благодаря включению ее как изречения Феофила в алфавитный сборник Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 200-201). «Предстают перед ней (душой.- Д. А.) все начала и власти тьмы и о всех согрешениях, ведомых и неведомых - от рождения и до того последнего часа, когда она покидает тело,- напоминают ей и рьяно ищут обвинения. А ангельские силы стоят лицом к лицу со врагом, приводя в оправдание те или иные добрые дела, если душа их совершала... Таков срок ее терзаний - до тех пор, пока праведный Судия не вынес ей приговор». В рукописной традиции эта проповедь бытовала вместе с другой краткой гомилией - «О стоянии человека на судилище Христовом и о часе смертном» свт. Кирилла , архиеп. Александрийского († 444). Вместе оба текста, надписанные именем свт. Кирилла, появляются в «Выдержках из Св. Писания и творений св. отцов» прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 96. Col. 156). Существует также текст, в котором обе гомилии объединены в переработанном виде с добавлениями из текстов др. авторов. Это сборное сочинение под названием «Об исходе души и о Втором пришествии» было приписано свт. Кириллу Александрийскому ( Суг. Alex. Hom. div. 14; Russell N. Introduction// Idem. Theophilus of Alexandria. L.; N. Y., 2007. P. 51). Гомилия «Об исходе души и о Втором пришествии» возникла в егип. монашеских кругах в V в. ( Daley B. E. «At the Hour of our Death»: Mary " s Dormition and Christian Dying in Late Patristic and Early Byzantine Literature//DOP. 2001. Vol.

http://pravenc.ru/text/2564534.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010