Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Йордан Николов (25.12.1871 (6.01.1872), Кюстендил - 29.07.1947, София), выдающийся болг. историк, археолог, этнограф и филолог. Окончил педагогическое уч-ще в Кюстендиле (1889), затем Высшую школу в Софии по специальности «славянская филология» (1892). В 1892-1894 гг. изучал романские языки и лит-ру в ун-те Лозанны (Швейцария). По возвращении преподавал франц. язык и лит-ру в гимназии г. Сливена, а с 1899 г.- в Высшей школе в Софии (с 1904 ун-т). В 1906 г., чтобы иметь возможность путешествовать по обл. Македония и посещать Афон, входившие в то время в состав Османской империи, И. поступил на службу в болг. торговое агентство в Фессалонике. В 1909 г. в звании доцента вернулся к преподавательской деятельности в Софийском ун-те, с 1917 г. профессор, с 1925 по 1942 г. зав. кафедрой болг. лит-ры. В 1920-1923 и 1927-1930 гг. преподавал болг. язык в Национальной школе живых вост. языков в Париже, заложил основы франц. болгаристики. Член Болгарского ученого об-ва с 1909 г. (с 1911 Болгарская АН), Рус. археологического ин-та в К-поле с 1912 г., Славянского ин-та в Праге с 1932 г. Исследовательские интересы И. были в первую очередь сосредоточены на Македонии и ее церковной истории. В своей 1-й книге (Съверна Македония. София, 1906) И. описал историю и культуру населения родного ему Кюстендилского края, уделив особое внимание истории Брегальницкой и Вельбуждской епископий. В 1908 г. ученый издал том собранных им во время путешествий материалов по истории болгар в Македонии с раннего средневековья до нач. ХХ в., к-рый впосл. пополнял новыми свидетельствами, полученными в ходе дальнейших путешествий (Български старини из Македония. София, 1908, 19312, 1970р). К этому кругу работ также принадлежат исследование о св. Иоанне Рильском и об основанном им Рильском мон-ре (Св. Иван Рилски и неговият монастир. София, 1917) и работы о средневек. мон-рях и храмах в Беренде, Земене и Бачкове, об Охридской архиепископии.

http://pravenc.ru/text/200481.html

Еще один великий святой, о котором в новом томе повествует крупная статья, — прп. Иоанн Лествичник, знаменитый подвижник монашеской жизни VI-VII вв., игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения», чрезвычайно популярного как в Византии и средневековой Руси, так и среди современных православных верующих. Помимо упомянутых древних святых в новом томе не менее значимое место занимает и такой великий подвижник нового времени, как протоиерей Иоанн Сергиев — св. Иоанн Кронштадтский (1829-1909 гг.), который является сегодня одним из самых почитаемых русских святых. Посвященная ему статья не только содержит множество фактов, уточняющих жизненный подвиг Кронштадтского пастыря, но и изобилует редкими фотоматериалами, которые дают редкую возможность совершенно по-особому ощутить, сколь близко во времени отстоит от нас уникальное по своему характеру служение этого пастыря-праведника. Еще один святой, подвизавшийся в сравнительно недавнее время, — св. Иоанн Русский (+1730 г.). Это один из самых почитаемых в Элладской Православной Церкви святых, который, между тем, является нашим соотечественником: солдат-украинец, служивший в русской армии, он попал в плен к туркам, где и прославился своей праведной жизнью. Агиографическую тему продолжает статья, рассказывающая о прп. Иоанне Рильском (Х в.). И сегодня он остается одним из самых почитаемых святых Болгарской Церкви. В то же время этого основателя знаменитого Рильского монастыря хорошо знают и русские православные верующие. 24-й том содержит статью, посвященную еще одному святому, которого с некоторым основанием мы также можем считать своим земляком — прп. Иоанну Кассиану Римлянину. Этот выдающийся подвижник монашеской жизни, богослов и духовный писатель конца IV — V вв., был уроженцем Скифии, т.е. происходил из Северного Причерноморья. Ученик св. Иоанна Златоуста, он впоследствии стал одним из основателей западного монашества. Из статей нового «Православной Энциклопедии» читатель может узнать и о житиях множества иных святых, также носивших имя Иоанн. Среди преподобных, оставивших заметный след в истории православного монашества, особого упоминания заслуживают: прп. Иоанн Ликопольский — египетский подвижник IV в.; прп. Иоанн Кущник, подвижник монашеской жизни V в.; прп. Иоанн Молчальник — византийский подвижник 2-й пол. V — VI вв.; прп. Иоанн Карпафийский — византийский подвижник, о жизни которого почти ничего неизвестно, но который является автором 2 сотниц глав, одна из которых включена в «Добротолюбие»; прп. Иоанн Отшельник, палестинский подвижник VI в.; прп. Иоанн Постник, знаменитый византийский подвижник XI-XII вв.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

Катерина 7 ноября 2019, 20:27 Дорогой Серафим, спасибо Вам за то, что поделились Вашим чудом. Лидия 4 ноября 2019, 15:05 Святой Преподобный Иоанне, моли Бога о болящей р.Б. Лидии Олег 2 ноября 2019, 06:06 Отче Иоанне прошу умоли Бога быть мне преуспевающим, чтобы я смог обеспечивать мою жену и чтобы она приехала ко мне и мы жили с ней до глубокой старости в мире и согласии во славу Иисуса Христа и нам на радость. Помоги дочери нашей Ангелине выйти замуж за доброго и работающего православного парня. Серафим 2 ноября 2019, 01:02 Желаю всем сильной веры в Бога и святого Йоанна, который помог мне самым невероятным способом - я думал, что святой Йоанн подскажет как решить проблему, но я не ожидал, что он сам ее решит-причем каким-то Небесным способом - технически я не могу это объяснить. Слава Богу и святому угоднику Йоанну Рильскому. Серафим 2 ноября 2019, 00:58 Продолжение: Это невозможно поверить, но все работало и мои многочисленные тесты показали полную работоспобность приложения. Я не могу это технически объяснить - это было невозможно. Я многократно до этого тестировал, перезапускал все связанные приложения и нужная функциональность не работала. Это настоящее чудо - святой Йоанн все как-то сделал работающим. Это конечно для меня невероятно-это по земному невозможно. Это произошло сегодня 01.11.2019. Спасибо тебе отче Йоанне - ты меня сегодня спас и сделал героем на работе - коллеги остались очень довольными, что я вовремя завершил проект. Спасибо Богу, Богородице и святому Йоанну. Серафим 2 ноября 2019, 00:52 Хочу поделиться чудом, которое произошло сегодня по молитве святого Йоанна. Сегодня его праздник и перед уходом на работу я ему постарался помолиться было мне как-то тяжело признаюсь. Кроме всего прочего я попросил святого Йонна и Богородицу помочь мне на работе с проблемой над которой я работал некоторое время-она связана с приложением, которое не работало.Решение было готово, но многие тесты причем несколько дней показали, что оно не работает.Я готовился к тяжелой битве и как-то было неприятное ощущение так, как я не знал как решить проблему. Утром сегодня я пришел на работу и стал тестировать перед тем как все снести и искать новое решение. Все заработало. Продолжение.

http://pravoslavie.ru/125132.html

Хотя они являются поздними версиями, нек-рые мотивы в них восходят к более ранним текстам, подобным «древнейшему» Житию прп. Иоанна Рильского. Возможно, что т. н. народные жития передают на разговорном языке древние протографы. С перенесением мощей прп. Иоанна Рильского в Тырново (1195) преподобный стал общеболг. покровителем. С XIII в. посвященный ему цикл агиографических произведений непрерывно обогащался. Самое распространенное из проложных Житий прп. Иоанна Рильского, названное Й. Ивановым «первым» проложным Житием ( Иванов . 1936. С. 52-57), отражает в полной мере патриотические идеалы Второго Болгарского царства. Акцент в тексте сделан на перенесении мощей преподобного в Тырново и на восхвалении Иоанна Рильского как покровителя «единородного ему болгарского народа», престольного города и царя. Время создания текста нельзя определить точно. По характеру это Житие скорее связано с культурным подъемом в правление царей Калояна (1196-1207) или Иоанна Асеня II (1218-1241), но списки текста с XIII до сер. XIV в. неизвестны. Лист из проложного Жития прп. Иоанна Рильского. Драганова минея. Кон. XIII в. (РГБ. Гиг. 42. 1725) Лист из проложного Жития прп. Иоанна Рильского. Драганова минея. Кон. XIII в. (РГБ. Гиг. 42. 1725) В 3-й четв. XIV в. свт. Евфимием Тырновским было написано высокохудожественное пространное Житие прп. Иоанна Рильского, источниками к-рого были «древнейшее» Житие, греч. Житие, написанное Георгием Скилицей, и «первое» проложное Житие (Там же. С. 37-51, 59-73). Цель автора - рассказать «красиво, по достоинству» о жизни и деяниях преподобного, потому что, как отмечает Евфимий Тырновский, до него об Иоанне Рильском писали «неискусно и грубо». В этом произведении, как и в др. Житиях, составленных свт. Евфимием, автор делает акцент на мистическом озарении преподобного, описывая его подвиги сообразно с понятиями исихазма. Свт. Евфимий использовал мотив «древнейшего» Жития о неосуществленном желании болг. царя Петра встретиться со святым и включил в Житие послание прп.

http://pravenc.ru/text/182317.html

2004. С. 60-74 и др.). Однако в наст. время, после исследований И. Добрева ( Добрев. 2002; Он же. 2007. С. 38-139), можно считать доказанным, что древнейшие каноны в честь И. Р. были написаны лишь во 2-й пол. (3-й четв.?) XII в. на греч. языке Георгием Скилицей и вскоре переведены на славянский. Более древние слав. гимнографические тексты в честь святого, возможно, могут быть выявлены в будущем лишь среди песнопений малых форм. Толчком для разысканий Добрева явилось открытие Б. С. Ангелова, к-рый нашел указание на переводной акростих с именем Георгия (исследователь справедливо отождествил его со Скилицей) при каноне 1-го гласа в ряде рус. списков службы И. Р. ( Ангелов. 1977. С. 59-65). В поисках соответствия акростиху Добрев сделал обратный перевод на греческий начальных слов всех известных слав. канонов святому и обнаружил акростихи (либо их остатки) с указанием на авторство Георгия Скилицы в канонах 1 («Иоанне, тебя прославлю в Сердике. Георгиос»), 2 («Прославляю те ныне, Иоанне. Скилица»), 4 (с акрофонией «Ск[ил]ица») и 6-го (где читаются имена Иоанн и Георгий) гласа; но при этом акростих, выявленный в 1-м из них, не совпал с обнаруженным Ангеловым. Как убедительно показал Добрев, первоначально Скилица написал цикл канонов на 8 гласов для исполнения в рамках седмичного богослужения в субботу на утрене. Позднее отдельные каноны цикла были использованы слав. книжниками для создания служб на дни памяти И. Р. (19 окт. и 18 авг.). В наст. время текст цикла известен в 2 списках (XV в. и 1656 г.; Б-ка Рильского мон-ря. 1/26 и 1/29), возможно не в полном составе: каноны 3, 5, 7 и 8-го гласа не имеют акростихов (но Добрев обнаружил в них текстологические и стилистические параллели с подписными). Позднейшая (вплоть до возвращения мощей в Рильский мон-рь в 1469) традиция гимнографии, посвященной святому, состоит по преимуществу в использовании канонов Скилицы (в сочетании со специально написанными песнопениями малых форм) для создания служб на дни памяти. Первичность молебного канона на 8 гласов по отношению к праздничным службам объясняет факт использования одних и тех же канонов при праздновании разных событий: известно, что в Скопской Минее 1451 г.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Иллюстрированные житийные циклы формируются обычно в главном культовом центре, т. е. там, где возникает почитание святого, или там, где его культ получает особую значимость из-за перенесения мощей н превращения его в святого покровителя данного короля, города или государства. «Классическим» можем назвать путь, по которому развевается культ болгарского отшельника св. Ивана Рильского (876–964). Именно в Рильском монастыре, образовавшемся на месте подвига и погребения аскета, там, где сохранялись его мощи, начинается формирование культа. Здесь еще в X–XII вв. возникает агиографическая литература о святом, гимны в его честь, названные Ст. Кожухаровым «гимнографическим циклом об Иоанне Рильском»; здесь появляется его икона-портрет, разрабатывается иконография его житийного цикла, который представлен в сокращенном варианте в росписи часовни оборонительной башни монастыря, воздвигнутой в XIV в., по подобию Афонских монастырей, протосевастом Хрельо и называемой Хрелевой башней 87 . Эта последняя фаза в оформлении культа святого связана с обновлением монастыря в XIV в. (т. е. два века спустя после возникновения самого раннего жития) и осуществляется век спустя после получения святым общегосударственного значения через перенесение его мощей в столицу болгарского государства Тырново. Итак, здесь я уделяю специальное внимание тем святым, чей культ, первоначально имевший ограниченное локальное значение, позднее приобретает народный или общегосударственный характер (каким является культ св. Ивана Рильского) или распространяется на новые регионы православной ойкумены. Не меняя своей сакральной эклессиологической сущности, культ этих святых развивается, расширяется, даже переживает особую актуализацию (по сравнению с другими культами) при определенных исторических обстоятельствах. Именно эти обстоятельства вызывают вполне заметные изменения в оформлении данного культа. В некоторых случаях они стимулируют обогащение агиографической и гимнографической литературы, в других же – создание изобразительных житийных циклов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окрестности Тырнова получили название Малой Святой горы благодаря множеству возведенных там мон-рей (Преображенский, Килифаревский и Св. Троицы - все в руинах). В правление царя Иоанна Асеня II (1218-1241) были основаны знаменитые скальные мон-ри в среднем течении р. Русенски-Лом, в окрестностях с. Иваново, действовавшие до кон. XIV в. Располагавшаяся здесь т. н. Засыпанная церковь была освящена во имя св. Архангелов (сохр. фрагменты росписи - цикл чудес архангелов) и являлась одной из самых ранних. Наиболее известной постройкой комплекса является церковь, сооруженная при царе Иоанне Александре (1341-1371), относящаяся к числу лучших памятников периода позднего палеологовского искусства. В эпоху 2-го Болгарского царства активные контакты с Византией сохраняла Месемврия, что отразилось в архитектуре многочисленных церквей этого небольшого города. В различной степени сохранности до нас дошли храмы XIII-XIV вв.: св. Параскевы (XIII в.), св. Феодора (XIII-XIV вв.), св. Иоанна Алитургитоса (сер. XIV в.), Христа Пантократора (сер. XIV в.) и св. Архангелов (XIV в.). Церкви св. Иоанна Алитургитоса и Христа Пантократора относятся к к-польскому типу храма на 4 колоннах с предапсидным пространством; остальные представляют собой однонефные постройки с куполом. Вероятно, с запада они имели нартекс с колокольней в виде башни. Характерная черта этих храмов - фасад, отделанный декоративной кладкой и украшенный керамическими и каменными элементами. Фрески средневек. церквей Месемврии практически не сохранились, однако уцелел ряд икон того периода. Церковь во имя св. Архангелов в Месемврии. XIV в. Церковь во имя св. Архангелов в Месемврии. XIV в. Среди сохранившихся монастырских построек выделяется башня-донжон в Рильском мон-ре, т. н. Хрелёва башня с часовней на верхнем этаже, сооруженная в 1335 г. Фрески часовни современны постройке и представляют оригинальную иконографическую программу с изображением Софии Премудрости Божией и сюжетов псалмов 148-150. Типичными являются маленькие однонефные сводчатые церкви, часто не имевшие притвора, строившиеся как усыпальницы семейства местного феодала или в память к.-л.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Заслуживает особого внимания публикация, посвященная выдающемуся церковному деятелю и духовному писателю Западной Руси конца XVI — начала XVII в. иноку Иоанну Вишенскому. В ней не только рассказывается о жизненном пути этого замечательного подвижника монашеской жизни, окончившего свои дни на Святой Горе Афон, но и дается подробный анализ его литературных трудов. В новом томе энциклопедии помещен цикл статей о 23 Римских Папах, носивших имя Иоанн. Он открывается публикацией о Папе Иоанне I (VI в.), которого причисляет к лику святых и Православная Церковь. Представляет интерес материал об Иоанне VII (конец VII — начало VIII в.), последнем епископе Рима греческого происхождения. Не менее важна статья об Иоанне VIII, в период понтификата которого в IX в. произошло множество судьбоносных для стран Европы и Византии событий, существенно отразившихся на отношениях между Римом и Константинополем. Деятельность большинства последующих Пап с именем Иоанн — вплоть до Иоанна XXII (XIV в.) — была теснейшим образом связана с утверждением папского главенства в западном мире. В ряду понтификов с этим именем особняком стоит лишь Иоанн XXIII — глава Католической Церкви, чья деятельность пришлась уже на 50-е — 60-е годы ХХ века. В историю католицизма он вошел как великий реформатор, созвавший Второй Ватиканский собор и положивший начало грандиозным преобразованиям во всех сферах жизни Католической Церкви. XXIII-й том также содержит множество статей, рассказывающих о епископах Коптской, Сиро-Яковитской, Несторианской и других Церквей, носивших имя Иоанн. Среди материалов тома — статьи о знаменитых византийских императорах Иоанне I Цимисхии, Иоанне II Комнине, Иоанне III Дуке Ватаце, Иоанне IV Дуке Ласкаре, Иоанне V Палеологе, Иоанне VI Кантакузине, Иоанне VII и Иоанне VIII — из династии Палеологов. Все они играли исключительно важную роль не только в государственно-политической, но и в церковной жизни Империи Ромеев. В этом византийским василевсам не уступали и великие князья Московские, впоследствии по праву считавшие себя их преемниками. В XXIII томе содержатся статьи, рассказывающие об Иоанне I Калите, Иоанне II Красном, Иоанне III, трудами которых русские земли объединились вокруг Москвы в единую великую державу, свободную от ордынского ига. В статье об Иоанне III особый интерес представляет анализ перемен, происшедших при этом государе в государственно-церковных отношениях.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Святитель Иоанне, помоги спасти души рабам божиим Николаю, Галине, младенцу Феодору, и всем православным христианам! Игорь 2 июля 2017, 13:01 Святитель отче Иоанне, моли Бога о нас! Вразуми, по спасению нашему о создании семьи, воспитанию детей в вере и благополучно получить образование! Непраздной Любови выносить и родить здорового ребенка! р.Б. Наталия 25 января 2017, 15:31 Святителю отче Иоанне Шанхайский чудотворец, моли Бога о нас грешных. Прости меня р.Б. Наталию. Natalia 2 января 2017, 11:44 Святой Иоан! Я узнала о тебе совсем недавно, но надеюсь и верю что ты поможешь и мне. Помоги рабе божьей Н. избавится от греха винопития. Помоги и спаси! р.Б.Наталия 29 ноября 2016, 15:46 Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас! Наталья 28 ноября 2016, 10:32 Святителю, отче Иоанне моли Бога о нас. Помоги нашей семье обрести мир и любовь. Умоли Господа нашего Иисуса Христа даровать здравие духовное и физическое крестнику моему Евгению. О становлении на путь православия с покаянием и верою р.Б.Татианы. Помоги моему сыну Иоанну с жилищным вопросом. людмила 22 августа 2016, 15:41 Отче Иоанне помоги мне найти работу по душе с достойной зарплатой и в хорошем коллективе: моли Бога о нас Владимире Марии Людмиле помоги моей дочери встретить порядочного человека верующего и из хорошей семьи людмила 19 августа 2016, 14:37 Святиелю отче Иоанне помоги мне найти хорошую работу подуше.в хорошем коллективе и достойную зарплау Инна 9 августа 2016, 19:59 Святителю Отче Иоанне помоги мне найти хорошую работу в Киеве с хорошей зарплатой и хорошым колективом и продержатся на ней! Отче Иоанне моли Бога о нас! Inna 9 августа 2016, 19:46 Святитель Иоанне помоги мне рабе Божей Инне найти хорошую работу с хорошей зарплатой и порядочнными людьми(с хорошым колективом) и что бы продержатся на этой работе и заработать денег! Моли Бога о нас отче Иоанне! Елена 8 августа 2016, 17:09 Святителю отче Иоанне, умоли Господа даровать здравие,спасение и прощение грехов. Умоли Господа даровать честное супружество.

http://pravoslavie.ru/76855.html

Том содержит множество статей, рассказывающих о подвиге новомучеников ХХ в., носивших имя Иоанн. Среди них особое внимание обращает на себя публикация о первых жертвах развязанных большевиками гонений на Церковь и духовенство — священномучениках протоиерее Иоанне Кочурове (1917 г.) и протоиерее Иоанне Восторгове (+1918 г.). Среди новомучеников, чей подвиг также нашел отражение в материалах XXIII тома, — св. Иоанн (Пашин, +1938), епископ Рыльский, св. Иоанн (Поммер, +1934 г.), архиепископ Рижский и всея Латвии, св. Иоанн Васильевич Попов (+1938 г.), крупный русский богослов, патролог. Отдельная публикация сообщает о расстрелянном в 1941 г. епископе Печерском Иоанне (Булине). Вызывают интерес публикации, сообщающие о св. Иоанне, епископе Готском (VIII в.), св. Иоанне Реомском (V-VI вв.), галльском подвижнике, одном из основоположников западного монашества. В новом томе энциклопедии присутствуют материалы, рассказывающие о четырех митрополитах Киевских XI-XII вв. греческого происхождения, носивших имя Иоанн. Статья, посвященная иеросхимонаху Иоанну (Попову, +1738 г.), сообщает об основателе знаменитой впоследствии Саровской Успенской пустыни. В материалах нового тома нашли отражение жизнь и деятельность многих архиереев Русской Православной Церкви ХХ века, носивших имя Иоанн. В частности, опубликованы материалы об архиепископе Горьковском и Арзамасском Иоанне (Алексееве, +1966 г.), архиепископе Ульяновском и Мелекесском Иоанне (Братолюбове, +1968 г.), митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде, +1989 г.), архиепископе Костромском и Галичском Иоанне (Лавриненко, +1985 г.), митрополите Псковском и Порховском Иоанне (Разумове, +1990 г.), митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве, +1995 г.), митрополите Киевском и Галицком Иоанне (Соколове, +1968 г.), Патриаршем Экзархе всея Украины. Из ныне здравствующих иерархов Русской Православной Церкви в статьях нового тома отмечены архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов), председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата; архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко), глава Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев), епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010