Мк.9:12 .  Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Господь здесь повторяет вопрос учеников, раскрывая его смысл. «Если правда то, что Илия должен приготовить евреев к принятию Меня как Мессии, то как – в этом суть вашего недоумения – сообразовать с этим то, что сказано в Писании о Сыне Человеческом, именно те пророчества, в которых говорится о враждебном отношении евреев к Мессии, о Его великих страданиях и уничижении?» Мк.9:13 .  Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Чтобы покончить с недоразумением, в котором пребывали ученики, Христос говорит: «Да, так сказано! Но я объясняю вам, что и с самим Илией, Моим предтечей, который уже пришел, люди, Мне враждебные, поступили жестоко. Они сделали с ним, что хотели – именно так, как в Писании предсказано о Сыне Человеческом, об отношении к Нему людей». «Как написано о нем», т.е. о Мессии, а не об Илии или Иоанне Крестителе. В Ветхом Завете не сказано, что пришедший Илия должен пострадать от людей, а о Мессии – сказано. Евангелист Марк нередко обозначает Христа просто местоимением 3-го лица ( Мк.1:32, 36 ; ср. Ин.20:15 ). Мк.9:14 .  Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Сказание евангелиста Марка об исцелении бесноватого отрока гораздо подробнее, чем сказание Матфея ( Мф.17:14–21 ). Прежде всего он сообщает, что народ и книжники спорили с учениками Христа, когда Христос после Преображения пришел к ученикам. Спор, конечно, шел о том, настоящая ли чудодейственная сила дана Христом ученикам. Ученики, оказалось, были не в состоянии исцелить приведенного к ним отрока. Мк.9:15 .  Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Народ изумился или, правильнее, был поражен удивлением, смешанным со страхом ( κθαμβεσθαι). Он был поражен неожиданным появлением Христа и, быть может, некоторыми остатками сияния, которое было на лице Христа во время Преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его Пророка ли и проч. Иудеи почитали Иоанна за пророка, но И. Христос говорит, что он даже выше пророка, потому что он не только пророк, но и предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь: ей, глаголю вам, и лишше пророка (да, говорю вам, он больше пророка). О нем, как о предтече, прибавляет Господь, было предсказано самими пророками: сей бо есть, о немже есть писано: се Аз посылаю ангела Моего и проч. Так предсказано о предтече Христовом у пророков Малахии (3:1) и Исаии (40:3). Приготовить путь, т. е. уровнять путь. Чит. в объясн. 3 ст. 3 гл. Не воста в (из) рожденных женами болий Иоанна Крестителя, говорит Господь еще о величии Иоанна. Но чтобы Иудеи не почитали Иоанна выше Его Самого, Господь прибавляет: Мний же (меньший) в царствии небесном, болий (больше) его есть. Под меньшим Господь разумеет Самого себя (Злат. Феофил. Евфим. Зигаб. и др.). Меньший по возрасту, ибо Спаситель был моложе Иоанна, и по мнению тех многих, которые говорили, что Он ядца и винопийца, тогда как Иоанн был великий постник; также говорили: не плотников ли Он сын? друг мытарей и грешников, и унижали Его. О царстве небесном чит. в объясн. 2 ст. 3 гл.). 12. же кртител досел нбное ндитс нждею и нждницы восхищаютъ дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его От дней Иоанна Крестителя, т. е. со времени явления его для проповеди о наступающем царстве Христовом, с того времени, как он указал на пришедшего Христа. Силою берется (нудится), не ожидается как грядущее, а уже берется как наступившее. Здесь разумеется и вообще трудность в достижении царства небесного; но особенно указывается та сила, та стремительность, с каковыми начали искать достижения царства небесного со времени проповеди Крестителя и явления Христа. Выражение силою берется взято от осады и взятия крепости или города. И таковые, употребляющие усилие, стремящиеся, и достигают, получают (восхищают) это царство (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Иисуса Христа» (см. Мф.1:1 ). «Сына Божия». Если евангелист Матфей, писавший свое Евангелие для христиан из иудеев, должен был показать им, что Христос происходит от праотцев иудейского народа – Давида и Авраама ( Мф.1:1 ), то евангелисту Марку как писавшему свое Евангелие для христиан из язычников не было надобности в подобном указании. Он прямо называет Христа Сыном Божиим – конечно, в смысле исключительном, как Единородного от Отца (см. Мф.16:16 ). Но если Евангелие, которое далее Марк предлагает своим читателям, исходит от Сына Божия, то оно, как бы говорит он, должно иметь непререкаемый авторитет для всех 3 . Мк.1:2 .  как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Мк.1:3 .  Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Мк.1:4 .  Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Эти три стиха представляют собой один период. «Согласно (союзу «как» в лучших греческих кодексах соответствует частица καθς, а не ς, как в нашем кодексе Receptus) с предсказаниями пророков Малахии ( Мал.3:1 ) и Исаии ( Ис.40:3 ), предсказавшими о пришествии Предтечи Мессии 4 , который подготовит народ иудейский к принятию Мессии, явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов». Таким образом, явление Иоанна не было чем-то совершенно неожиданным, оно давно уже было предсказано. Пророчество Малахии об Иоанне Предтече (см. комментарии к книге пророка Малахии) евангелист приводит раньше, чем пророчество Исаии, более древнего пророка, конечно, потому, что первое пророчество с большей определенностью говорит о пришествии Предтечи – Мессии, чем второе. Замечательно, что пророчество Малахии евангелист Марк приводит не по подлиннику и не по переводу Семидесяти, который в этом случае довольно точно повторяет мысль и выражение подлинника, а следует в этом месте евангелисту Матфею. Вместо выражения подлинного текста «пред лицем Моим» евангелист Матфей, а за ним и Марк, читает: «пред лицем Твоим». Следовательно, по переводу обоих евангелистов Бог у Малахии обращается к Самому Мессии с предсказанием о послании перед Его пришествием особого Ангела или предвестникаПредтечи. У пророка же содержится обращение Иеговы к иудейскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской». Этот страх — может быть, то, что более всего нам нужно сегодня. Не тот страх, панический и рабский, от которого нам надо избавиться. Как говорит псалом: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». «Страха ради иудейска» погибает сегодня Отечество наше и весь мир. Этот страх может быть побежден только страхом в библейском смысле — страхом человека, приближающегося к Богу. Тайна окружает событие рождения Предтечи. Сокровенные замыслы Божии неисследимы. Люди предпочитают, чтобы их жизнь наполняла пустая обыденность и ровное однообразие — только то, что поддается плоскому рациональному объяснению. Так им привычней и спокойней. Они страшатся собственной тени и не знают благоговейного страха, рождаемого бесконечной тайной Бога. «Все слышавшие положили это на сердце своем, и говорили: что отроча сие будет?» Что будет сей младенец — никто не знал этого. Надо было жить верой, принять прекрасный риск веры, которая ведет в неведомое. Мы знаем, что станет с этим младенцем, как будет он возрастать. Он уйдет в пустыню, подальше от людей, ближе к Богу. Он будет гласом, вопиющим в пустыне, что Мессия грядет. Затем последует его столкновение со всесильным Иродом. Взятие под стражу и заключение в темницу в каменной крепости, из которой он не выйдет. Здесь совершится усекновение его честной главы, которую принесут на блюде к возлежащим среди оргии. Это произойдет, когда ему будет немногим больше тридцати лет. Вот что отроча сие будет. Мир, отвергающий Бога, скажет: загубленная жизнь! Но рука Господня была с ним. «Младенец же возрастал и укреплялся духом». Слово Божие, видя все наперед, дерзает так говорить. Подлинный успех в жизни — не там, где мы, искушаемые честолюбием, стараемся достигнуть его. Загубить свою жизнь — это значит не исполнить волю Божию. Иоанн Предтеча — мужественный и сильный воин Христов — осуществит свое призвание. Он исполнит то, что Бог ждет от него. «Величаем тя, святый Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодови рождество твое». Мы предстоим перед этой жизнью с молитвой покаяния и радости. Это праздник радости — обещание прихода к нам нашего Господа. Больший из рожденных женами начинает свой путь навстречу Христу. И рождение всякого человека бывает ради встречи его с грядущим к нему Спасителем. С тем, Кто освещает нашу жизнь, уверяя нас в Своей любви и верности. Как бесконечно драгоценна человеческая жизнь, когда она соединена с Богом!

http://moral.ru/что-отроча-сие-будет/

Если мы видим, что тот или иной рассказ присутствует не в одном Евангелии, а в двух или в трех, то у нас всегда есть возможность сравнить: как евангелисты рассказали об одном и том же событии, что подчеркнул один евангелист, а на что обратил внимание другой. Такое сравнительное чтение евангельских отрывков всегда поучительно, ибо евангелисты — самовидцы и служители Слова, которые с самого начала общественного служения Господа Иисуса Христа были рядом с Ним, являясь свидетелями всего того, что происходило на их глазах. Каждый из них описал все, что он видел, но каждый описал немного по-своему, и у нас есть возможность, читая Евангелие и сравнивая эти свидетельские показания, видеть, как одно и то же событие преломляется через призму богословского видения и взгляда того или иного евангелиста. Мы слышим о том, как святой апостол Петр, пораженный этим видением славы Божией, говорит Спасителю: " Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии " (Мф. 17:4). Эти слова заставляют о многом задуматься. Каким образом Петр распознал, что те два мужа, которые явились Спасителю, были Моисеем и Илией? Ведь в иудейской традиции не было икон, не было портретов, все изображения людей были строго запрещены. Откуда он мог узнать, что это именно Моисей и Илия, а не какие-то другие лица? Во-первых, он мог об этом узнать из их беседы со Спасителем, потому что, как отмечает евангелист Лука, они беседовали с ним о Его исходе из жизни, то есть о том, что ему предстояло, о Его крестной смерти. Во-вторых, конечно же, это не было обычное явление и обычное событие то было событие, в котором особым образом действовал Святой Дух. Именно Святой Дух мог подсказать Петру, что люди рядом со Спасителем это Моисей и Илия, те двое ветхозаветных героев, которые жили ожиданием обетованного Мессии, которые были Его предшественниками и предтечами, ибо через Моисея был дан закон народу израильскому, а Илия был великим пророком. Неслучайно святого Иоанна Крестителя, который пришел, чтобы уготовать путь Спасителю, считали вторым Илией. Неслучайно и Сам Спаситель говорил, что если нужно, чтобы Илия пришел, то Илия уже пришел он пришел в лице Иоанна Крестителя ( И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф. 17:10-13)).

http://patriarchia.ru/db/text/4987106.ht...

Этот механизм сломался на Иоанне Крестителе и Христе, поскольку новая религия заявила о своей наднациональной сущности, но убийство Господа и Его Предтечи стало логическим завершением ветхозаветных взаимоотношений Бога и народного (в сущностном смысле) государства. Насилие против праведника — это следствие духовной медлительности, когда душа не способна распознать Божью правду в тот момент, когда она является. Душа опаздывает, реагируя на уже неактуальный вызов, отвечая Богу на тот вопрос, который Он задавал вчера. Получается нелепость, на которую обращает внимание первомученик Стефан: евреи держатся за храм Соломона, который когда-то был нужен и полезен, а сейчас скорее препятствует духовному росту. Еще более емко о том же говорит Господь: «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк 7:32–34). Спаситель упрекает евреев не только за привередливость, как бывает с больным или в плохом настроении человеком: «Ему все не так». Он указывает как раз на формальную справедливость упреков. В некоторых ситуациях действительно лучше поститься, а в некоторых, напротив, лучше есть и пить. Однако иудеев подвел формализм: в обоих случаях они дали неправильный ответ. Помните черепашку из мультика, которая не поспевала за метеорологической повесткой: весной надевала лыжи, а летом — калоши, чтобы не промочить ноги? А вот более авторитетный комментарий: «Когда Бог не желал, чтоб были жертвы, вы приносили жертвы; а когда желает, вы не приносите их; когда Он не хотел давать вам заповедей, вы требовали их; а когда получили, то нерадели о них. И еще, когда существовал храм, вы служили идолам; а когда Ему угодно, чтобы вы служили Ему без храма, вы делаете противоположное» (Иоанн Златоуст.

http://blog.predanie.ru/article/za-chto-...

В подобных случаях обычно ссылаются на девятую главу Евангелия от Марка, где повествуется о том, как трое апостолов сразу после чуда Преображения, свидетелями которого они были, спускаясь вместе с Учителем с горы Фавор, спрашивают Христа: (Мк. 9, 11-13). Объясняя это место, лукавые «перевоплощенцы» говорят: «Вот видите! — значит, Илия-то пророк воплотился в новое тело! Это его душа переселилась в тело Иоанна Крестителя, о котором Христос говорит, что «Илия пришел, и поступили с ним, как хотели»! Ведь именно Иоанн, называемый Предтечей, пришел перед Христом, проповедовал, а затем был убит». Лукавство здесь, дорогие братья и сестры, заключается, как и всегда, в заведомо ложной трактовке цитаты, вырванной из общего контекста Священного Писания. Но св. Церковь учит, что для правильного понимания того или иного сложного или спорного отрывка необходимо рассмотреть все аналогичные места Писания, говорящие о том же самом. Только тогда станет понятно — о чем идет речь. Итак, что же говорится, например, об Иоанне Крестителе и об Илие-пророке в Евангелии от Луки? Откроем первую главу: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн; И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; Ибо он будет велик пред Господом И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 13-17). Из прочитанного текста мы с вами узнаем, что не человек, и даже не пророк, а сам Ангел Божий (по учению Церкви это был архангел Гавриил) полностью развенчивает мифическую теорию переселения души пророка Илии в новое тело. Из слов Архангела становится совершенно очевидным, что новый пророк, который еще только должен родиться, будет иметь такую же духовную силу, какую имел прежде пророк Божий Илия, стяжав тот же самый Дух Божий. Но помимо этого текста мы должны принять во внимание и то пророчество, которое было изречено задолго до Рождества Христова пророком Малахией о будущем служении Илии-пророка, который ко времени Малахии был давно уже взят Богом из материального мира и перемещен в мир духовный. Из пророчества Малахии становится понятно, что Илия-пророк вновь появится на земле непосредственно перед окончанием земной жизни человечества, т.е. перед концом этого мира и наступлением Страшного Суда. Именно об этом и говорит Создатель устами пророка: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5-6).

http://pravoslavie.ru/48162.html

4. Самого даже Иоанна Крестителя за то, что народ видел в нем дивную святость, считали той самой единственно высокой и твердой горой, о которой написано: «и будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы» ( Мих 4.1 ). Ибо думали, будто он Христос, как говорится у Евангелиста: «когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он?» И даже спрашивали его, говоря: «ты ли Христос» ( Лк 3.15 )? Но если бы тот же Иоанн не был сам пред собою долиною, то не был бы исполнен духа благодати. Чтобы показать то, чем он был, он сказал: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» ( Мк 1.7 ). И опять говорит: «имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин 3.29–30 ). Вот он, когда по дивному совершению добродетелей был таков, что признаваем был за Христа, отвечает, что он не только не Христос, но и объявляет себя недостойным к развязыванию ремня у сапог Его, т. е. к исследованию таинства воплощения Его. Те, которые думали, будто он Христос, веровали, что Церковь – невеста его. Но он говорит: «имея невесту жених есть». Он как бы так сказал: я не жених, а друг жениха. Утверждал, что он радуется не за свой голос, но за голос жениха, ибо сердечно радовался не потому, что народ со смирением слушал его, говорящего, но потому, что сам внутренне внимал голосу истины, чтобы говорить перед народом. Он говорит, что эта радость исполнилась, потому что кто радуется за свой голос, тот не имеет полной радости. Поэтому он и присовокупляет: «Ему должно расти, а мне умаляться». 5. В этом деле рождается вопрос: чем возрос Христос? Чем умалился Иоанн, если не тем, что народ, видя воздержание Иоанна, смотря на удаление его от людей, думал, что он Христос; а взирая на Христа, ядущего с мытарями, ходящего среди грешников, верил, что Он не Христос, а Пророк? – Но когда, впоследствии времени, и Христос, признаваемый за Пророка, признан за Христа, и Иоанн, признаваемый за Христа, стал известным, как Пророк, тогда исполнилось то, что предсказал о Христе Предтеча Его: «Ему должно расти, а мне умаляться». Ибо во мнении народном и Христос возрос, потому что признан тем, чем был; и Иоанн умалился, потому что перестали называть его тем, чем он не был. Итак, и тот же Иоанн устоял в святости потому, что в смирении сердца продолжал ее; и многие пали потому, что стали высоко думать о самих себе: поэтому справедливо сказано: «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся», потому что смиренные принимают благодать, которую отталкивают от себя сердца гордых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

3. Живой на небе Согласно Священному Преданию, в истории человечества есть всего три человека, взятых на небо живыми: апостол Иоанн, Енох и Илия. Причем если о Енохе возможны различные толкования (в 5-й главе книги Бытия о его уходе из земной жизни сказано туманно: «не стало его, потому что Бог взял его»), а об Иоанне мы знаем только из Предания, то о пророке Илии конкретно сказано в Библии: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11). 4. Илия — предтеча Христа Согласно церковному преданию, основанному на пророчестве Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), пророк Илия станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю и будет убит за проповедь Христа, повторив тем самым судьбу Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» в качестве Предтечи Спасителя («Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12), — говорит Христос). О том, что Илия является одним из провозвестников Христа, свидетельствуют его чудеса. Во время засухи, последовавшей за грехи царя Ахава и народа Израиля, он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению — подобно тому, как Христос пришел к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, был принят язычниками. В доме вдовы Илия воскресил ее единственного сына, умершего от болезни — как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни. Еще одно чудо в доме вдовы — пока в нем находился пророк, не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука — предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его. 5. Илия — собеседник Христа О том, что Илия — величайший из пророков, Евангелие свидетельствует тем фактом, что лишь он и Моисей удостоились беседы со Христом во время Его Преображения на Фаворе. Есть разные объяснения, почему именно этих двух пророков избирает для беседы Христос.

http://pravmir.ru/10-faktov-o-proroke-il...

Народ вопрошал Иоанна: «что же нам делать?». И был им его ответ: «у кого две одежды, тот поделись с неимущим и у кого есть пища, делай тоже». Пришли к Иоанну креститься и мытари и вопросили: «Учитель, что нам творить?». «Не берите больше надлежащего», отвечал Иоанн. – А нам что делать? Спрашивали воины. Иоанн отвечал им: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». В то время, когда народ пришёл в недоумение и помышлял в сердцах своих о Иоанне: не Христос ли он? Иоанн ответствовал всем: «Я крещу вас водою, но грядет сильнейший меня, которому я не достоин преклонясь развязать ремень у сапог и понести сапоги, Тот будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата в руке Его и Он вывъет хлеб в гумне своём, и соберёт пшеницу в житницу свою, а солому сожжёт огнем неугасимым». ( Лк.3:1617 ). Ещё множество и других словес благовествовал Иоанн народу, увещая его покаяться. У Предтечи Христова были ученики; в том числе находились и будущие Апостолы Христовы Андрей Первозванный и Фаддей, принадлежавший к числу Семидесяти Апостолов. Первый был сын Ионы, бедного рыбака города Вифсаиды, брат Симона, в последствии Апостола Петра. Андрей, презирая житейскую суету, избрал жизнь безбрачную, и только что услышал о явлении из Иордана Иоанна, покинул дом отца своего, и соделался учеником Крестителя. В один день, и, как говорят день Воскресный 10 , пришёл на Иордан к Иоанну креститься Иисус от Назарета Галилейского. Иоанн узнал Его по внутреннему свету, и не осмеливаясь крестить Его, хотел удержать Иисуса, сказал: «мне надобно креститься от Тебя; и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос возразил: не удерживай; потому что так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допустил Его ко крещению, и Творец вселенной преклонил главу под руку Иоанна. Погрузясь в воду Христос, как не имеющий грехов, тотчас вышел из воды. Вдруг отверзлись над Ним небеса, и Иоанн узрел Духа Святого, в виде голубином сходящего с небес и опускающегося на Иисуса, и раздался с небеси глас:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010