А любовью истины он называет Христа: « за то », — говорит, « что они не приняли любви истины ». Христос был и то и другое, и приходил ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истинное значение всего. « Но возлюбившие », — говорит, — « неправду ». Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в замешательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях — и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит (апостол), только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих. Об этом говорит Христос: « Илия должен придти прежде и устроить все » (Мф. 17:11). Потому об Иоанне сказано, что он (предъидет пред Господом) « в духе и силе Илии » (Лк. 1:17), так как он не творил ни знамений, как Илия, ни чудес. « Иоанн », — сказано, — « не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно » (Ин. 10:41). Что же значат слова: « в духе и силе Илии »? То, что (Иоанн) будет проходить то же самое служение. Как Иоанн был предтечею первого пришествия (Христа), так Илия будет предтечею второго и славного Его пришествия, и блюдется для этого. Не будем поэтому бояться ничего: (апостол) встревожил умы слушателей, но не сделал того, чтобы они считали настоящее свое положение несчастным, напротив, показал, что за это надлежит благодарить (Бога). Потому и присовокупил: « Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через (в) освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению » (ст. 13). Как избрал к спасению? Это объяснил (Апостол), когда сказал: « через   освящение Духа », то есть, освятил вас духом и истинною верою, от чего и зависит наше спасение, а не от дел, ни от подвигов, но от истинной веры. Вот опять « в» (ν) употреблено вместо « через» (δι). « В освящение », — говорит, — « Духа, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа » (ст. 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

У Малахии есть предсказание о пророке и предтече Иоанне Крестителе, который должен придти для приготовления людей к принятию Христа: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится. Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (Мал. 3:1–2, см. Марк 1:1 и Мт 11:14, 17:12). Следующее пророчество Малахии, подобное первому, говорит о предтече Христа и, очевидно, относится к Его второму пришествию: «Вот Я пошлю к вам Илию Фесфитянина пред наступлением дня Господня великого и страшного, и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я придя не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5, сравни От. 11:3–6).   Содержание книги пророка Малахии следующее: благоговения в народе (1:6-14) и у священников (2:1–9), жестокость и отступление от Бога (2:10–16), пренебрежение Божьими обещаниями и заповедями (2:17-3:6), неуплата десятин (3:7-12), о суде Божием (3:13-4:3), последний призыв к покаянию (4:4–6). Все предсказания пророков, за исключением тех, которые относятся к последним временам, исполнились, и часто — с поразительной точностью. В особенности дороги нам предсказания о Спасителе мира, о Церкви и благодати Божией, подаваемой верующим. Утешительно в пророческих книгах еще то, что как бы зло временно ни ликовало, оно будет полностью истреблено Богом и правда восторжествует; вечная жизнь и блаженство — вот что ждет верующих! «Золотой» Вавилон (Историко-археологическая заметка А. А. Опарина) «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия» (Дан. 4:27). Так говорил в 569 году царь Вавилона Навуходоносор, гордо оглядывая со стен царского дворца великолепие своей столицы. И действительно было чем залюбоваться: великолепные дворцы и храмы, роскошные сады с удивительными растениями, геометрически прямые улицы, по которым двигались тысячи и тысячи людей, которые казались царю какими-то жалкими червяками, жизнь которых зависит от одного его слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Евангелист противопоставляет здесь относительный свет народного развития великому свету, который воссиял с пришествием и деятельностью Спасителя. Первый свет, народный, мог казаться евангелисту мраком и сенью смертной в сравнении с этим великим светом. Мф.4:17 .  С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Слова эти буквально почти сходны со словами Мф.3:1–2 , где он говорит о начале проповеди Крестителя. Но какой смысл имела теперь та же проповедь в устах Иисуса Христа? Объясняя эти слова, некоторые (Штраус) высказывали даже мнение, что не Иоанн считал себя предтечей Христа, а Сам Христос считал Себя предтечей Иоанна; но такое мнение уже совсем не оправдывается никакой исторической критикой. Гораздо лучше объяснять дело так, что первоначальная проповедь Христа была продолжением проповеди Иоанна и, как продолжение, имела поначалу внутреннюю связь с ней. Однако смысл первоначальной проповеди в устах Иоанна и Иисуса Христа был не одинаков. Разница, как можно думать, заключалась в следующем. Иоанн говорил как бы так: покайтесь, потому что скоро придет (явится) Царь и приблизилось Его Царство. Иисус Христос: «приблизилось Царство». Следуя порядку постепенности, Он не выставлял Себя перед народом Мессией, а проповедовал, как пророк, связавший Свою деятельность с предшествующей деятельностью Иоанна как пророка. Но проповедь Христа скоро сделалась Евангелием Царства ( εαγγλιον τς βασιλεας), тогда как об Иоанне этого не говорится (хотя в Лк.3:18 о нем и употреблено слово εηγγελζετο). Таким образом, первоначально проповеди Иисуса Христа и Иоанна были сходны, но вскоре наступает так называемая дифференциация. Мф.4:18 .  Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, (Ср. Мк.1:16 .) Слово «проходя» ( περιπατν) указывает на неоднократное посещение Галилейского озера, хотя и не имеет здесь того смысла, какой придавался ему в греческой классической прозе – для обозначения учительского общения философов (перипатетики) со своими учениками, и в это время – обучения их и споров.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. 2. Но не по одной только указанной причине Христос везде именует его Илиею, но и для того, чтобы показать, что Он говорит совершенно согласно с ветхим заветом, что пришествие это совершилось по пророчеству. Потому и присоединяет: прииде, и не познаша его, но сотвориша о нем вся, елика восхотеша. Что такое значит, вся елика восхотеша? Ввергли в темницу, поругались, умертвили, принесли главу его на блюде. Тако и Сын человеческий имать пострадати от них. Видишь, как благовременно Он опять напоминает им о страдании? Он уже утешил их страданиями Иоанна; и не этим только, но и тем, что вскоре начинает совершать великие чудеса. Когда говорит Он о страданиях, то тотчас же творит чудеса; и, как можно заметить, Он и прежде слов этих и после, и вообще при всяком случае поступал так. Тогда начат сказовати..., яко подобает Ему ити во Иерусалим, и много пострадати ..., и убиену быти (Матф. XVI, 21). Когда же? Тогда, как исповедывали, что Он Христос и Сын Божий. И еще на горе напоминал им о страданиях, когда показал им чудное видение, и когда о славе Его разговаривали пророки. Окончивши историю об Иоанне, Он присовокупил: тако и Сын человеческий имать пострадати от них; и немного спустя, когда изгнал беса, которого ученики не могли изгнать, живущим им в Галилеи, рассказывает евангелист, рече им Иисус: предан имать быти Сын человеческий в руце человек грешник, и убиют Его, и в третий день востанет (Матф. XVII, 22, 23). Так поступал Он для того, чтобы величием чудес уменьшить чрезмерность печали, и чтобы как-нибудь их утешить. Так и здесь, напомнивши о смерти Иоанновой, доставил им великое утешение. Если же кто спросит: почему Он и теперь не послал Илию, когда столько благодеяний свидетельствуют о Его пришествии? — отвечаем: потому, что и теперь признающие Христа за Илию не уверовали в Него; и ясно говорится: одни Тебя почитают Илиею, другие Иеремиею (Матф. XVI, 14). Но между Иоанном и Илиею не было иного различия, как только по времени.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Отдание чести Святым Дарам Честь Святым Дарам воздает Высокопреосвященный Константин, архиепископ Курганский и Шадринский. Призвав народ молиться Богоматери (что хор и делает, воспевая Ей песнь Достойно есть…), священник (или епископ) тихо продолжает: …О святом Иоанне Пророке, Предтече и Крестителе, о святых славных и достохвальных апостолах, о святых (перечисляет имена), память которых мы сегодня празднуем, о всех святых Твоих – по молитвам их, посети нас, Боже. (Рус.) Эта тайная священническая молитва из Литургии св. Иоанна Златоуста представляет собою уникальное явление! В ней отражены взгляды первохристианского времени. В первой части этой молитвы мы не просим святых молиться за нас или вместе с нами, как обычно бывает, но молимся сами за них! Приносим Тебе эту молитву о почивших в вере… Молились о святых лишь в первом – начале второго века христианской эры. Но уже во втором веке сформировалось убеждение, что святые в нашей молитве не нуждаются. Они и так с Богом, это они молятся о нас. Несколько слов об этом. Около 100 года по Рождестве Христовом Евангелист Иоанн приводит слова Спасителя, в которых Господь называет праведников Своими друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин. 15, 14 ). Более того, Спаситель обещает принять их сразу после смерти в небесные обители: «Пойду и приготовлю вам место… и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин. 14, 3 ). Несомненно, что Христос выполняет обещание. И в Откровении мы читаем, что Иоанн Богослов видит под небесным жертвенником «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». И далее: «И возопили они [души убитых за Христа праведников] громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (6, 9-11). То есть здесь мы видим, что мученики имеют возможность общаться с Богом и от Него уже получили награду.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 18-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 10 зач., 3, 19–22 Тогда Ирод четвертовластник, обличаемый от Иоанна за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись молился: отверзлось небо и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в тебе Мое благоволение! Проповедь святого Иоанна Предтечи произвела в Иудее потрясение, оживившее в народе ожидание Мессии. «Все спрашивали о Иоанне: «Не он ли Христос?» Но власть не дремала. Тот, кого Христос назовет «лисицей» ( Лк.13:32 ), боялся, как бы этот религиозный подъем не нарушил общественное спокойствие. Он не мог забыть обличений Предтечи за Иродиаду, жену брата его, и за другие преступления. Он «прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу». От того, что для него были невыносимы обличения Предтечи, все должны были быть лишены возможности слушать его наставления и советы. Неужели из-за этого должен был умолкнуть глас вопиющего в пустыне? Но так должна быть испытана вера учеников. И так должно было быть наказано неверие тех, кто отверг его. Так становится он Предтечей Христовым – не только в проповеди, но и в страдании. Он должен теперь уступить место Господу – утренняя звезда, исчезающая при восходе солнца. Евангелие от Луки рассказывает о взятии под стражу Иоанна прежде повествования о Крещении Господа, хотя оно было почти через год после выхода Спасителя на проповедь. Цель этой перестановки – показать, что подготовительное время завершилось. Тот, Кто должен придти, пришел. Еще раз обозначен смысл служения Предтечи по отношению ко Христу. И нам предлагается краткое описание Крещения Господа от Иоанна. В Евангелии сказано, что когда крестился весь народ, то Господь тоже крестился. Христос хотел креститься последним среди людей, и после всех. Он увидел, какое множество народа было приготовлено таким образом для принятия Его, и тогда явился миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Проповедь Иоанна Предтечи Иоанн, сын праведных Захарии и Елисаветы, с юных лет продолжал жить в пустыне и там проводил время в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. А пищею его были акриды (дикие растения) и дикий мед. Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение. Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное» , то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство. Давно уже Бог не посылал еврейскому народу пророков. Со времени последнего пророка Малахии прошло больше четырехсот лет. Поэтому, услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди , народ со всех сторон собирался послушать его. Кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордане, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову крещаемого. Поэтому Иоанн Предтеча называется Крестителем . При этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. Крещение Иоанново означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека кающегося и уверовавшего в Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов. Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддукеи – вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: «кто внушил вам бежать от будущего гнева?» то есть кто научил вас, что вы своими силами можете избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни. «Сотворите же достойные плоды покаяния», то есть покажите добрыми делами раскаяние свое. «И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Помните, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Образ Предтечи в пророческих книгах Священного Писания Ветхого Завета Святой Иоанн Креститель был послан, чтобы при­го­то­вить людей к встрече с ожи­да­е­мым Мес­сией. Статья посвящена образу святого Иоанна в пророческих книгах Ветхого Завета, а также толкованиям этого образа у святых отцов и библеистов. Статья Святой Иоанн Предтеча является одной из самых интересных фигур в Священном Писании. Он – последний ветхозаветный пророк, хотя жил уже в Новом Завете. Об этом пишет святой Андрей Критский в одной из стихир на литии на Великой вечерне под праздник Рождества пророка Иоанна: «Пророков предел и начало апостолов…» . Его строгая подвижническая жизнь в пустыне сравнивается с жизнью пророка Илии , что особенно видно в службе праздника Рождества Иоанна Предтечи, в которой и приводятся такие яркие примеры: «В старости родиши сына той бо приидет силою Илииною» и «Иже духом и силою пришед путь Господень исправити» . Во всех четырех Евангелиях святые апостолы описывают Предтечу и его проповедь, а евангелист Марк даже с него начинает благовестие. Сам Господь наш Иисус Христос говорит, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Эти факты свидетельствуют нам о важности угодника Божьего. Православная Церковь совершает память святого Иоанна семь раз в году, отдавая должное его удивительной жизни и трудам. Образ святого пророка рассматривался еще в пророчествах книг Ветхого Завета, что вызывает интерес. Слова о Крестителе Господнем, произнесенные до его рождества угодниками Божьими, нашли отражение не только в Священном Писании Нового Завета, но и в толкованиях святых отцов, в литургической жизни нашей Православной Церкви и даже в иконописи. Пророчество о святом Иоанне в Книге пророка Исаии и его святоотеческое толкование Служение святого пророка Исаии проходило в царствование Озии, Иоатама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских, то есть между 829 и 716 гг. до Рождества Христова . Именно его пророчество, помещенное в начале сороковой главы, мы рассмотрим первым. Мы находим такие удивительные слова: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40:3-4).

http://bogoslov.ru/article/6167241

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 3.13. Утешительные пророчества. Христос и Церковь Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Следующая часть с 40 главы и до конца книги иногда называют книгой Утешения. Если до этого преобладали обличения, преобладали грозные и страшные пророчества: о том, что будет распахан Иерусалим, разрушен будет храм, – тут уже звучит утешение, что вернутся изгнанники и что явится царствие Божие: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Господь Бог ваш» (Ис. 40:1). Если раньше было «куда бить вас?», то теперь говорится: «утешайте народ Мой, – почему? – потому что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся; ...и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40:2-5). Здесь мы видим известное пророчество об Иоанне Предтече (и текст этот читается в качестве паремии на службе в его честь 24 февраля), который сам о себе говорил: «Я глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1:23; Ис. 40:3). О чем же этот глас? О том, что «всякий дол да наполнится», то есть, все смиренное возвысится, «всякая гора и холм да понизятся», то есть, все гордое будет приведено к смирению, и явится слава Божия. И дальше есть здесь пророчество, о котором я уже говорил. Эти слова – слова о том, что будет ровная дорога, на которой не будет ям и гор, по которой легко идти, тоже относятся и к возвращению иудеев из Вавилона, и к приходу Христа, и о том, что Кир, Персидский царь, вернет народ обратно в его землю и даст указание на восстановление Иерусалима и храма Господня. Это спасение, эта радость, это утешение, оказывается, связано с явлением Некоего раба Господня или Отрока Господнего, о Котором много здесь говорится.

http://sedmitza.ru/lib/text/431438/

Скачать epub pdf СИЛА ПРАВОСЛАВНОГО ПАСТЫРЯ (Письмо к Другу). «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи!» ( 2Кор. 12:9 ). Задумывался ли ты, Дорогой Друг, над словами Спасителя: «Вы не называйтесь учителями, ибо у вас один учитель, Христос, все же вы братья. Отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец-Наставник, Христос» ( Мф. 23:8–10 ). Каков смысл этих слов, нашего Господа? Один мудрый святитель нашей русской Церкви говорил, что эти слова относятся, главным образом, к святителям и вообше духовным руководителям верующих. Как понимать слова Христовы здесь? Господь показывает, нам, что в собственном смысле Учителем истины является Он Сам – Богочеловек, что раздаятелем благодати Его Он – Спаситель. Мы же – Его лишь приставники. Все от Господа, все чрез Него и в Нем лишь имеет силу, как и сказал Спаситель Своим ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). У Святителей и вообще учителей духовных всегда есть опасность забыться в своей высоте, особенно у епископов, известных и ученых руководителей, есть иногда стремление закрыть своей ничтожной личностью кроткий лик нашего Спасителя и Бога. Здесь причина появления разных сектантов, лжеучителей, лживых мыслей и лживых христиан и пророков, именно в том, что несколько выделяющиеся по экстазу или духовной жизни делали центром внимания не Христа Богочеловека, а самих себя жалких людей... Начальником этого направления является диавол, лучший из ангелов, но потом захотевший собою затмить Самого Бога, и чрез сие низринутый с неба, от общения с Богом и светлыми ангелами, но увлекший за собой часть ангелов. Вот нужно всем, стоящим высоко на свещнице церковной, смиряться постоянно и сознавать, что без Христа Спасителя – мы ничего, что только с Ним можно делать много добра... Здесь особенно поучителен пример славного пророка Божия – Иоанна Крестителя. В чем величайший подвиг сего славного пророка, коему от рожденных женами нет равного после Спасителя и Божией Матери? В его смирении, в том, что он, славный пророк и предтеча, на коего обращены были взоры всего Израиля и которого все считали за долгожданного Мессию, не воспользовался своим положением для своего возвышения, а смиренно преклонился пред кротким Агнцем мира, грядущим на Иордан. «Когда народ был в ожидании, повествует св. Евангелист Лука, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви – Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Лк. 3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010