В Евангелии от Иоанна повествуется о том, как апостол Фома отнёсся с недоверием к рассказам своих товарищей о том, что к ним приходил Воскресший Христос. И тогда Господь явился им вторично. «Когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:26-27 ). К слову, всегда болезненно отношусь к утвердившейся, увы, в обиходе традиции прибавлять к имени этого святого апостола обидную – если не оскорбительную – характеристику неверующий. Главное, что это позволяем себе мы, унылые и грешные, забывая о том, что этот ученик Христа окончил свою жизнь мученически: его, живого, подняли на пять копий язычники в Индии, куда он дошёл с благовестием. Это он-то неверующий?! И кто тогда мы? Мне же хотелось сказать сейчас всё же о другом: читая это место в Евангелии, всякий раз содрогаюсь от мысли о том, что он всё-таки вложил перста в рёбра, в рану (!) своего Учителя. Какое несвоевременное послушание, Ему ведь больно! «Устами нечестивых разрушается град» Энергия слова В проповеди, произнесённой в 1945 году, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками. А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, отучить его болтать праздно, говорить слова нечистые, три года носил под языком камешек и тем сдерживал его». И далее святой и великий учёный продолжает свою мысль: «Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: “Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается” ( Прит. 11 ). Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которую вам надо знать. Надо вам знать, что сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

Принцип изображения предмета в обратной перспективе (слева) и в прямой (справа) Прямая перспектива в картине Отличие третье Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой – левкас – просвечивает сквозь красочный слой. Подобная сотканность изображений из света заставляет нас обратиться к таким богословским понятиям, как исихазм и гуманизм, которые, в свою очередь, выросли из евангельского свидетельства о Преображении Господа нашего на горе Фавор. Обратная перспектива в иконе Лик на иконе (слева) и лицо на картине (справа) По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет ( Мф. 17:1-2 ). Середина XIV столетия была ознаменована длительной полемикой между двумя богословскими направлениями, которые по-разному трактовали природу Божественного фаворского света: исихастами и гуманистами. Гуманисты считали, что свет, которым просиял Спаситель, – это свет, который был явлен Спасителем в определенный момент; свет этот имеет сугубо физическую природу и потому доступен земному зрению. Исихасты, что в переводе с греческого означает «безмолвники», или «молчальники», утверждали, что свет этот присущ природе Сына Божиего, но прикровенен плотию, и поэтому увиден может быть только просветленным зрением, то есть глазами высокодуховного человека. Свет этот – нетварный, он изначально присущ Божеству. В момент Преображения Господь Сам отверз очи ученикам, чтобы они смогли узреть то, что недоступно зрению обыденному.

http://azbyka.ru/ikona-i-kartina

86) Яко же воду жизни, охотно пей поругание ( Иов.34:7 ) от всякого человека, желающего напоить тебя сим питием, очищающим от похотения. Тогда глубокая непорочность воссияет в душе твоей, и свет Божий не померкнет в сердце твоем. 87) Если кто и видит, что его старанием упокоено братство; то да не хвалится в уме своем; потому что воры кругом. Не выпускай из памяти сказанное: егда сотворите вся повеленная, глаголите, яко раби неключими есмы, яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк.17:10 ). Суд о трудах наших узнаем во время исшествия своего. 88) Общежитие есть земное небо. Посему постараемся привести сердце свое в такое же расположение, какое имеют ангелы, служащие Господу. Пребывающие на сем небе иногда как бы окаменевают сердцем, а иногда также утешаются умилением сердца, чтобы и самомнения им избежать, и облегчить труды слезами. 89) Небольшой огонь размягчает великий кусок воска; так нередко и приключившееся нам малое бесчестие внезапно смягчает, услаждает и изглаждает в сердце всякую свирепость, нечувствительность и ожесточенность. 90) Видел я однажды, что двое сидели скрытно, наблюдали труды, и подслушивали воздыхания подвижников. Но один делал сие, чтобы соревновать, а другой, чтобы при случае укоризненно выставить на позор, и Божию делателю воспрепятствовать в прекрасном делании. 91) Не будь неразумным молчальником, и не приводи других в смущение и огорчение. Не будь и медлителен в поступках и в походке, когда велено тебе поспешить. В противном случае, ты хуже беснующихся и смятенных. Не редко видел я, как говорит Иов, что души болезнуют этим и по медлительности нрава, а иногда и по готовности на все, и дивился, как разнообразен порок. 92) Кто – не один, а вместе с другими, тот не столько может получить пользы от псалмопения, сколько от молитвы; потому что при слитности поющих голосов делается невнятным смысл псалма. 93) Неослабно борись с мыслью своею; и когда носится она и туда и сюда, собирай ее воедино. От делателей послушания Бог не взыскивает еще молитвы, никогда ничем не развлекаемой. Не унывай, когда мысль твоя расхищается; но благодушествуй, непрестанно заставляя ум свой возвращаться в себя самого. Ненарушимая собранность ума свойственна только ангелу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Комната, занятая библиотекою, убрана портретами известных старцев, украшавшими некогда келлию почившего в Бозе скитского Старца Иеросхимонаха о. Макария. На основание скитской библиотеки поступила келейная библиотека Старца, согласно его желанию; она заключает в себе до 1000 нумеров рукописей и книг разных названий, разделенных на 8 отделений: I. Рукописей 133 II. Книг Св. Писаний и толкований на оный 37 III. Книг богослужебных 96 IV. Писаний Св. Отцев 94 V. Духовно-нравственных 347 VI. Исторических 219 VII. Духовных журналов (каждый год имеет свой 85 VIII. Книг разного содержания (медицинских, хозяйственных, учебных и т. п.), не вошедших в число первых 7 отделов по своему содержанию 55 Итого 1106 А как несколько экземпляров книг одного наименования обозначены одним номером; тогда как, например в VII отделении, каждое из изданий обители имеется в 12 экземплярах: то число томов библиотеки доходит таким образом до 1500. Замечательные рукописи и книги: Из отделения рукописей заслуживают внимания по своей древности: 1) 80 постнических слов св. Исаака Сирина , в ¼ д. л., Болгарского перевода, писана полууставом. На обороте последнего листа надпись: «сиа книга медоточнаа, иже во святых Отца нашего Исаака; написася в Святей горе Афонстей, в святей и велицей лавре Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Афанасия, желанием и трудом и ексодом грешнаго Гавриила в лето 6897», т. е. в 1389 году. Известно, что древнейшия из написанных на бумаге списков Греческого перевода (с Сирского) книги св. Исаака Сирина , сделанного Авраамием и Патрикием «философами и молчальниками» обители св. Саввы Освященного; каков например хранящийся в Московской Патриаршей библиотеке, – относящийся (как видно из описания на стр. 81) к XIV столетию; а именно к 1355 году 308). Из нашей рукописи видно, что Славянский перевод сих слов, сделанный первоначально на Афоне (и именно в одном столетии с Греческим, по замечанию изыскателя Афонских древностей Архимандрита Порфирия), для Болгар, в лавре св. Афанасия некиим Старцем Иоанном. Рукопись эта привезена из Палестины скитским Иеромонахом о. Леонидом, в 1859 г., в дар Старцу Иеросхимонаху Макарию; а по кончине его сделалась собственностью скитской библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Я же, будучи юным и суетным, преслушал его заповедь и спустился к Иордану, желая поселиться в одном из тамошних монастырей. И я не только не совершил благополучного пути, но еще проболел тяжкою болезнью в течении шести месяцев в Лавре Каламоновой. Когда же я был в большой скорби и страхе, ради странствия и недуга, и ради того, что я не сочетался дружине, явился мне во сне сей просвещенный старец, говоря так: «Так как ты преслушал мою заповедь, то достаточно наказан. Теперь же, восстав, иди в Иерихон и обрящешь некоего старца монаха в странноприимнице обители аввы Евфимия; последуй за ним и спасешься». Восстав от сна и тотчас укрепившись, я приобщился Пречистых Таин и вкусив пищи, пошел пешком в Иерихон, так что отцы удивлялись толикой внезапной перемене. И так придя, я поселился в обители иже во святых Евфимия, в июле месяце, шестого индиктиона, и с того времени я часто ходил к старцу, исповедывая ему всё о себе. Еще будучи в Скифополе, я познакомился с его учениками, приходившими в наш дом, как в свою странноприимницу и получавшими от моих родителей ежегодно некое благословение для лаврской общины и божественного отца; они весьма прилежали к нему и к лаврским отцам с тех пор, как дом наш удостоился присутствия иже во святых отца нашего Саввы; вследствие этого и моя мать дала мне, когда я уходил, сказанные заповеди. Вследствие этого и я с большим дерзновением приходил к нему и наслаждался его увещаниями и молитвою, в особенности ныне, когда он повелел мне оставить пребывание в новой Лавре и поселиться в старой, что я и сделал, Богу благоволившу. Но об этом после. 21 . Спустя долгое время, я пришел к святому старцу, будучи отягчен неким сатанинским помыслом и, исповедав ему оный и приняв от него молитву, тотчас получил освобождение. И когда я сидел около его двери и наслаждался его божественным учением, некто Георгий привел к нему своего бесновавшегося сына и повергши его перед его дверью, ушел. И когда отрок лежал и кричал, старец, узнав, что он имеет нечистого духа, сжалился и сотворил молитву о нём и, помазав его елеем Святого Креста, восставил его здравым, и так как лукавый дух тотчас ушел, отрок очистился от того часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

24 . Василина, услышав это, возымела еще большее желание видеть святого старца собственными очами и помышляла, переодевшись в мужское платье, придти к нему Лавру и сказать ему о себе. И когда это было открыто ему ангельским видением, он ей дал знать, говоря: «Знай, что если ты и придешь, то не увидишь меня; не тревожься, но оставайся, и где бы ты ни была, я предстану тебе во сне и возвещу, что вложит мне Бог». Она, услышав это и уверовав, в яве получает видение: се является ей во сне святый старец, говоря: «Се Господь послал меня к тебе, скажи мне, что ты хочешь?» Она же, рассказав ему о себе, получила полезный ответ и удалилась, благодаря Бога, и описала пришедшему ученику старца его одежду и вид. Это я слышал от самой оной диакониссы Василины. 25 . Место, где заключился сей святой старец, к Западу имеет весьма высокий утес, занимающий место стены и к нему прикреплена кровля келлии. Камень же утеса весьма сух и безводен, так что не доставляет никакой влаги келлии. Однажды, сей святой старец, взяв семя одной смоквы, сказал своим ученикам Феодору и Иоанну: «Слушайте меня, чада, если человеколюбие Божие дарует семени сему и камню сему силу для плодоношения, то знайте, что Бог дарует мне Царство Небесное». И сказав это, он прилепил к оному твердому камню семя смоквы. Бог же, соблаговоливший, чтобы прозяб сухой жезл Ааронов, Сам повелел, чтобы этот твердый и сухой камень произрастил на показание последующим родам, какую благодать получил Его раб. И святой старец, увидев росток, благодарил Бога со слезами; росток этот понемногу поднимаясь вверх, дошел до крыши, которую и открыли; коротко сказать, через три года, он принес три смоквы. Старец взяв их и облобызав со слезами, вкусил, благодаря утвердившего его Бога, и по не многу дал ученикам. И се древо вопит, свидетельствуя о добродетели старца. С тех пор, как богоносный сей старец вкусил смокв, он стал готовиться к исходу. 26 . Когда же святой достиг глубокой старости, ученик его отворил жилище его для служения ему. И я, войдя к нему и увидев страшное чудо растения, тщательно соображал, как оно вкоренилось и камень получил трещину, но не мог найти и в изумлении сказал: «О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко не испытаны судове Его и неизследовани путие Его» ( Puмл. XI, 34 )! И те, которые в течении долгого времени ознакомились по опыту с Лаврою блаженного Саввы, знают, что ни открыто, ни в саду не родится смоква, ни другое дерево, по причине большого зноя и сухости воздуха Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Скит Иоанна Молчальника. Часовня. Не действует.   Год постройки:приблизительно 509 - 559. Адрес: Вопрос модератора :Действует?. Изменить описание объекта Скит Иоанна Молчальника. В середине VIII века Леонтий Дамаскин в своем житии Стефана Савваита указывал, что монахи сохраняют традицию, в соответствии с которой затворническая келья Иоанна Молчальника находилась к северу от ядра лавры, на восточном берегу Кедронского потока. Это совпадает с тем местом, на которое указывают как на скит Иоанна Молчальника в настоящее время. Расположено оно на восточном берегу Кедрона между Мар-Саббой и церковью св. Софии. В новелле, посвященной смоковнице, чудесным образом выращенной Иоанном на голой отвесной скале, Леонтий дает следующее описание: «Место, в котором святой старец вел затворническую жизнь, имеет к западу высокий обрыв, на который опирается крыша кельи». Кирилл Скифопольский указывает, что обрыв был гладкой скалой без единой трещины, подчеркивая тем самым чудесный характер произрастания смоковницы. Все эти описания совпадают с особенностями указываемого места. Скит частично высечен в скале, частично встроен в вертикальную скальную расщелину и состоит из двух частей: с запада башня, имевшая три яруса, сообщение между которыми осуществлялось по приставным лестницам, а с востока в глубине скалы высеченные в ней келья Иоанна, водяная цистерна на уровне третьего яруса башни и часовня над кельей. Внешняя стена башни, закрывающая расселину в скале, имеет высоту в 11,5 м. Толщина стены у основания около метра, на уровне третьего яруса скита около 75 см. Нижний вход в башню расположен на высоте более трех метров от ее основания. В 3,5 метрах выше пола нижнего яруса в башне были деревянные перекрытия второго яруса, от которых сохранились пазы глубиной в 30 см. На втором ярусе имеются четыре разноразмерных окна. Высота второго яруса составляла 2,2 м, судя по пазам, сохранившимся от перекрытий третьего и последнего яруса. На уровне третьего яруса древняя внешняя стена башни обрушилась, но в настоящее время восстановлена монахами.

http://sobory.ru/article/?object=08645

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Безмолвник (Молчальник), Савваит, еп., прп. - житие Иоанн Безмолвник (Молчальник), Савваит, еп. Празднование: 12 апреля (30 марта), 16 (3) декабря. Преподобный Иоанн Молчальник (затворник) родился около 454 года в городе Никополе Армянском в семье военачальника Енкратия и супруги его Евфимии. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву. На доставшуюся ему после смерти родителей часть имения юноша Иоанн построил церковь во Имя Пресвятой Богородицы. С 18 лет Иоанн вместе с десятью иноками жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии, митрополит Севастийский рукоположил 28-летнего Иоанна в епископа Колонийской Церкви. Приняв церковное правление, преподобный не изменил строго аскетического образа жизни. Под влиянием святителя жили по-христиански и его близкие – брат Пергамий (приближенный императоров Зенона и Анастасия) и племянник Феодор (приближенный императора Юстиниана). На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник, муж сестры святителя – Марии. Новый правитель стал властно вмешиваться в духовные и церковные дела. В Церкви начались нестроения. Тогда святой Иоанн отправился в Константинополь и через архиепископа Евфимия просил императора Зенона защитить Армянскую Церковь от грубых посягательств. Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Со слезами молил он Бога указать место, где ему жить и спастись. Явилась яркая звезда, которая привела Иоанна в Лавру преподобного Саввы. Иоанн, скрывший свое епископское достоинство, был принят в число братии простым послушником. По поручению святого игумена Саввы (память 5 декабря) преподобный Иоанн более 4-х лет выполнял самые тяжелые работы на строительстве странноприимного дома и монастыря для новоначальных монахов. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счел его достойным рукоположения во пресвитера. Святителю пришлось открыть тайну Патриарху Иерусалимскому Илии (494–517). По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве. Четыре года провел преподобный Иоанн в келлии, никого не принимая и не выходя даже в церковь.

http://pravicon.com/info-2492

Сам историк Кирилл, которому мы обязаны полным описанием жития святых Евфимия, Саввы, Феодосия, молчальника Иоанна, Кириака и всех современных обстоятельств Палестины, рассказывает о себе, что он был родом из Скифополя 114 . Когда, в последний год своей жизни, Савва Освященный пришел в город сей объявлять указы императора Иустиниана, благоприятные Церкви, епископ Феодосий встретил его со всем народом, а отец Кирилла, бывший при нем домоправителем, привел к нему отрока для принятия благословения. «Отныне я уже приемлю отрока сего как моего ученика, – сказал великий авва, – это чадо пустыни» и, обратясь к епископу, поручил наблюдать за ним. Святой отшельник посетил и дом родителей Кирилла; с тех пор епископ не преставал спрашивать их: «Что делает ученик блаженного Саввы? Научите его твердо читать Псалтирь и Апостол»; и он постриг его сам в первую степень церковную. Вместе с годами пробудилась в юном Кирилле жажда к пустыне; он воспользовался праздником обновления храма Иерусалимского, чтобы отпроситься в Св. град; нежная мать заповедала ему твердо держаться во всем советов молчальника Иоанна, чтобы не впасть в заблуждения оригенистов. Поклонившись Св. местам и Честному Кресту, Кирилл посетил и великую лавру, чтобы испросить наставления молчальника. – «Если хочешь освятиться, иди и поселись в обители великого Евфимия», сказал ему Иоанн; но юноша, по ветрености своей, в которой сам потом сознавался, предпочел идти в один из монастырей пустыни Иорданской и горько в том раскаялся; ибо он занемог в лавре Каламоновой и, одинокий, впал в уныние. Тогда предстал ему во сне блаженный Иоанн и сказал: «Ты был наказан за то, что ослушался, но встань и поди в Иерихон; там найдешь в богадельне Евфимиевой малорослого старца, который приведет тебя в обитель аввы, где и обретешь спасение». Юноша проснулся со свежими силами и, к общему изумлению иноков Каламоновых, причастившись, пошел пешком в Иерихон и оттоле в обитель Евфимиеву, где благосклонно принял его игумен Леонтий. С тех пор не преставал он испрашивать духовных наставлений у молчальника, который врачевал и недуги душевные и в его присутствии исцелил беснуемого, одним помазанием елея от лампады Честного Креста. Кирилл был свидетелем такого же исцеления и при мощах великого Евфимия. Некто Павел, болящий инок монастыря Мартириева, оставленный на ночь при гробе святого, видел его в сонном явлении и на утро присоединился к братии, поющей псалмы, но уже не хотел более удаляться из спасительной для него обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития Это собрание житий иногда называют «историей палестинского монашества», т. к. они описывают жизнь самых выдающихся палестинских отшельников V-VI вв.: Иоанна Молчальника, Евфимия Великого, Саввы Освященного, Герасима, Кириака Отшельника, Феодосия Киновиарха. Ценность этих житий, в том, что Кирилл Скифопольский подвизался в тех местах, где жили его герои, разговаривал с очевидцами их жизни, не говоря уже о том, что некоторых палестинских подвижников, чьи жития он написал, Кирилл Скифопольский видел лично (Саввву, Кириака; житие Иоанна Молчальника он начал писать ещё при жизни святого). Читти пишет о житиях Кирилла Скифопольского: «[Кирилл Скифопольский]судя по текстам Житий, никогда не приукрашивает увиденное и не дополняет от себя услышанное им. Повеетвование его напрочь лишено избыточных или не относящихся к делу деталей; при этом мы не только видим замечательных подвижников — перед нами проходит полтора века истории этой незабываемой страны». Жития Житие св. Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы 1. Первым я предлагаю для повествования авву Иоанна, молчальника Лавры блаженного Саввы, как первенствующего перед всеми другими и временем и светлостью жизни. Сей просвещенный отец наш Иоанн происходил из армянского Никополя и имел родителями Енкратия и Евфимию; они гордились богатством и знатностью рода и выдавались во многих государственных начальствах, в воинских чинах, в городских старейшинствах, в вельможестве при царском дворе. Об них поведают многие рассказы и деяния Византийцы и Армяне. Но для того, чтобы сначала не доставить пресыщения моему повествованию, я охотно это опускаю, предполагая рассказать об нём только то, что известно почти всем, знающим его. Родился он, как сам рассказывал мне, в восьмой день января месяца, седьмого индиктиона, в четвертый год царствования боголюбивого Маркиана, и так как родители его были христиане, то он и воспитывался по–христиански со своими братьями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010