«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития Это собрание житий иногда называют «историей палестинского монашества», т. к. они описывают жизнь самых выдающихся палестинских отшельников V-VI вв.: Иоанна Молчальника, Евфимия Великого, Саввы Освященного, Герасима, Кириака Отшельника, Феодосия Киновиарха. Ценность этих житий, в том, что Кирилл Скифопольский подвизался в тех местах, где жили его герои, разговаривал с очевидцами их жизни, не говоря уже о том, что некоторых палестинских подвижников, чьи жития он написал, Кирилл Скифопольский видел лично (Саввву, Кириака; житие Иоанна Молчальника он начал писать ещё при жизни святого). Читти пишет о житиях Кирилла Скифопольского: «[Кирилл Скифопольский]судя по текстам Житий, никогда не приукрашивает увиденное и не дополняет от себя услышанное им. Повеетвование его напрочь лишено избыточных или не относящихся к делу деталей; при этом мы не только видим замечательных подвижников — перед нами проходит полтора века истории этой незабываемой страны». Жития Житие св. Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы 1. Первым я предлагаю для повествования авву Иоанна, молчальника Лавры блаженного Саввы, как первенствующего перед всеми другими и временем и светлостью жизни. Сей просвещенный отец наш Иоанн происходил из армянского Никополя и имел родителями Енкратия и Евфимию; они гордились богатством и знатностью рода и выдавались во многих государственных начальствах, в воинских чинах, в городских старейшинствах, в вельможестве при царском дворе. Об них поведают многие рассказы и деяния Византийцы и Армяне. Но для того, чтобы сначала не доставить пресыщения моему повествованию, я охотно это опускаю, предполагая рассказать об нём только то, что известно почти всем, знающим его. Родился он, как сам рассказывал мне, в восьмой день января месяца, седьмого индиктиона, в четвертый год царствования боголюбивого Маркиана, и так как родители его были христиане, то он и воспитывался по–христиански со своими братьями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

Сам историк Кирилл, которому мы обязаны полным описанием жития святых Евфимия, Саввы, Феодосия, молчальника Иоанна, Кириака и всех современных обстоятельств Палестины, рассказывает о себе, что он был родом из Скифополя 114 . Когда, в последний год своей жизни, Савва Освященный пришел в город сей объявлять указы императора Иустиниана, благоприятные Церкви, епископ Феодосий встретил его со всем народом, а отец Кирилла, бывший при нем домоправителем, привел к нему отрока для принятия благословения. «Отныне я уже приемлю отрока сего как моего ученика, – сказал великий авва, – это чадо пустыни» и, обратясь к епископу, поручил наблюдать за ним. Святой отшельник посетил и дом родителей Кирилла; с тех пор епископ не преставал спрашивать их: «Что делает ученик блаженного Саввы? Научите его твердо читать Псалтирь и Апостол»; и он постриг его сам в первую степень церковную. Вместе с годами пробудилась в юном Кирилле жажда к пустыне; он воспользовался праздником обновления храма Иерусалимского, чтобы отпроситься в Св. град; нежная мать заповедала ему твердо держаться во всем советов молчальника Иоанна, чтобы не впасть в заблуждения оригенистов. Поклонившись Св. местам и Честному Кресту, Кирилл посетил и великую лавру, чтобы испросить наставления молчальника. – «Если хочешь освятиться, иди и поселись в обители великого Евфимия», сказал ему Иоанн; но юноша, по ветрености своей, в которой сам потом сознавался, предпочел идти в один из монастырей пустыни Иорданской и горько в том раскаялся; ибо он занемог в лавре Каламоновой и, одинокий, впал в уныние. Тогда предстал ему во сне блаженный Иоанн и сказал: «Ты был наказан за то, что ослушался, но встань и поди в Иерихон; там найдешь в богадельне Евфимиевой малорослого старца, который приведет тебя в обитель аввы, где и обретешь спасение». Юноша проснулся со свежими силами и, к общему изумлению иноков Каламоновых, причастившись, пошел пешком в Иерихон и оттоле в обитель Евфимиеву, где благосклонно принял его игумен Леонтий. С тех пор не преставал он испрашивать духовных наставлений у молчальника, который врачевал и недуги душевные и в его присутствии исцелил беснуемого, одним помазанием елея от лампады Честного Креста. Кирилл был свидетелем такого же исцеления и при мощах великого Евфимия. Некто Павел, болящий инок монастыря Мартириева, оставленный на ночь при гробе святого, видел его в сонном явлении и на утро присоединился к братии, поющей псалмы, но уже не хотел более удаляться из спасительной для него обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На Западе со Средневековья более известен, а на Востоке более превознесен (где в пятое воскресенье Великого Поста в его честь установлено особое празднество) Иоанн Лествичник — «автор «Лествицы» — настоятель монастыря на горе Синай. Это еще один великий свидетель монашеской духовности, опирающейся на призывание «имени Иисуса». О его жизни известно очень мало, и даже дата его смерти точно не установлена (принято считать, что его кончина имела место около 649 г.). Его знаменитая книга «Лествица» содержит более решительную склонность к евагрианству, чем «Главы» Диадоха, как это можно увидеть из подробной классификации страстей и чрезмерных форм аскетизма, которых Иоанн требовал от своих иноков и которые определенно окрашены оригенистским спиритуализмом. Этот экстремизм пришелся по сердцу французским янсенистам XVII в., которые поспособствовали популяризации «Лествицы» на Западе. Но позитивное учение Иоанна о молитве, подобно доктринам Макария и Диадоха, сосредоточено на личности и Имени Иисуса: тем самым оно свидетельствует о своем чисто христианском основании в Воплощении и вовлекает всего человека, а не только лишь его «ум». «Память Иисуса да соединится с дыханием твоим: и тогда познаешь пользу безмолвия»  . У Иоанна термины «исихия» (молчание, безмолвие, покой) и «исихасты» (молчальники) обозначают вполне конкретную отшельническую, созерцательную жизнь одинокого монаха, упражняющегося в «молитве Иисусовой». «Молчальник тот, кто явственно вопиет: Готово сердце мое, Боже (Пс. 56:8); молчальник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5:2). Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние перед Ним. Молчальник тот, кто существо Бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома…»  . Терминология, используемая Иоанном, завоюет впоследствии особенную популярность у поздневизантийских исихастов в XIII и XIV вв., которые практиковали соединение молитвы в уме с дыханием, и нельзя считать a priori невозможным, так как этот молитвенный прием знали еще на Синае во времена Иоанна. Во всяком случае Иоанн понимает «обожение» как общение всего человека с преображенным Христом. «Память Иисуса» означала именно это, а не просто «размышление» об историческом Иисусе или о каком–то частном эпизоде Его жизни. Предостережения против какого бы то ни было вызывания, посредством воображения, образов внешних относительно «сердца» — постоянная составляющая духовной традиции восточного христианства. Монах всегда призывается заметить в себе (своем «сердце») объективную реальность преображенного Христа, которая не есть ни образ, ни символ, но сама реальность Божиего присутствия, через таинства, и не зависимая от любой формы воображения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

К патриарху Илие привел однажды св. Савва молчальника Иоанна, извлеченного им опять из любимого уединения к заботливой должности эконома, и просил святителя рукоположить его в пресвитера. Уже патриарх шел в церковь Голгофы, чтобы совершить над ним таинство; – тогда Иоанн, видя, что не может долее таить своего сана, отвел в сторону патриарха и сказал ему: «Тебе, святой отец, открою тайну, которую прошу сохранить; иначе я буду принужден оставить сии пределы. Я епископ, и сознание грехов моих заставило меня оставить сан мой и бежать в пустыню, чтобы в ней искать милосердия Божия. Я полагал, однако, что доколе еще в сем возрасте, обязан я служить моим ближним, дабы и мне не укорительны были их услуги, когда изнемогу силами». Изумился патриарх глубокому его смирению и, призвав авву, сказал ему: «Инок сей открыл мне тайну, воспрещающую рукополагать его; итак оставь его в мире, не нарушая отселе ничем его спокойствия». Велико было огорчение святого игумена, ибо думал, что ошибся в молчальнике; он провел целую ночь в слезах и молитве, прося Господа открыть ему сию тайну, и услышал Ангельский голос: «Не бесполезный сосуд Иоанн, но сосуд избранный; не может епископ быть опять пресвитером». Не изумился и не устрашился Савва небесного явления, ибо он привык к общению с духовным миром; он только поспешил, с сердцем исполненным радости, в келию молчальника и, обняв его, сказал: «Отче Иоанн, ты от меня утаил данную тебе благодать, но Бог мне открыл ее!» – «Ах, отец мой, – отвечал ему блаженный молчальник, – слова твои меня огорчили, ибо теперь я должен буду оставить мое уединение, сделавшись всем известен». Но Савва умолил его остаться, обещая, пред лицем Божиим, никогда не открывать его тайны, и молчальник еще более уединился, уже ни с кем не говоря ни слова, кроме приносившего ему необходимую пищу. Однажды только вышел он из своей келии, чтобы приветствовать патриарха Илию, пришедшего на освящение храма; когда же возмущение иноков лавры побудило св. Савву оставить неблагодарных, то и молчальник скрылся в пустыню Руван, где провел шесть лет в пещере, питаясь дикими травами. Один из братий пришел разделить с ним уединение и, будучи не в силах переносить лишений пустынных, убеждал молчальника возвратиться на Пасху в лавру; но Иоанн зная, что там нет великого настоятеля, советовал ему вверить себя Господу, сорок лет питавшему шестьсот тысяч израильтян в пустыне; когда же непокорный ученик его оставил и, заблудившись в пустыне, возвратился после трех дней в пещеру Иоанна, он нашел ее исполненную хлебами, и покаялся в своем неверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Всех приходящих за советом Мефодий встречал у порога кельи, предлагал прикладываться к висевшей у него на груди иконе Пресв. Богородицы. Молча выслушивал просьбы и пожелания богомольцев и также молча писал ответ углем на стене кельи или веткой на земле. Встречу со старцем описал Д. Деменков (Посещение прп. Серафима в 1816 г. и в 1823 г.//Дивеевский правосл. календарь-сб. 2006 г. Дивеево, 2005. С. 53). Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г. Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г. В нач. 1805 г. на богомолье в Саровскую обитель приехали братья Путиловы Тимофей (впосл. Моисей , архим. Оптиной пуст.) и Иона (впосл. Исаия II , игум. Саровской пуст.), 29 окт. того же года Тимофей получил письмо от старицы московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря мон. Досифеи. В нем упоминается таинственный эпизод: братья привезли в своем экипаже в Саров безмолвного старца, встреченного на дороге и указавшего им путь (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 447. Л. 14-14 об.). Спустя некоторое время Тимофей покинул Саровскую обитель, став насельником Оптиной пуст. 4 апр. 1811 г. Иона, оставшийся в Сарове, сообщал брату, что мон. Мефодий «крайне болен и в болезни пострижен в схиму и переименован Марком... Теперь ему стало полехче и паки и замолчал». 22 апр. 1813 г. Иона писал: «Безмолвствующие отцы Серафим и Марко живы, и держат по-прежнему тесный путь, первый в обители затворясь в келлии, а последний в пустыне, отнюдь ни с кем не беседуют кроме Бога, и жительство их подобно безпечностию птицам небесным» (Там же. Ф. 213. Карт. 92. Д. 37. Л. 13-13 об., 31). В монастырской летописи о кончине М. М. записано: «Марко Схимонах, пополунощи в девятом часу, в день воскресный на 78 году ровно. А в обители жил 53 года; безмолвствовал более 20 лет» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 27. Л. 65).Тело старца было погребено с юж. стороны алтаря Успенского собора Саровского мон-ря; в 1833 г. рядом был похоронен и прп. Серафим Саровский. Почитание М. М. продолжалось и после его кончины. Так, в письме от 9 июня 1831 г. прп. Антоний (Путилов) обратился к игум. Исаии (Путилову) с предложением написать «на холсте портреты четверых вашея обители великих старцов», в т. ч. и М. М., «всех в малом виде на одной картине величиною не более в аршин или в аршин с четвертью; и оную при оказии или чрез почту прислать» (Там же. Оп. 1. Д. 389. Л. 24 об.). К 2016 г. обнаружить групповой портрет саровских подвижников не удалось.

http://pravenc.ru/text/2562264.html

Св. Иннокентии Иркутский († 1731 г.) своими честными мощами убедительно доказывает раскольникам, что наша православная Церковь есть истинная Церковь Христова, полная благодати Св. Духа. 27. Влм. Иакова перс.; п.: Романа, Палладия, обр. мощ. кн. Всеволода (Гавриила, 1191); п. Иакова, еп. ростовского; ик. Б. М. «Знамение». Св. Иаков Персянин († 421 г.) подвергнут был за исповедание христианской веры страшным мучениям. У него, по повелению Персидского царя Исдегерда, последовательно, один за другим, отрезали все члены тела, притом так, что каждый палец рук и ног отдельно. Несмотря на страшные мучения, св. Иаков немолчно прославлял Господа и, когда отрезали у него 4-й палец ноги, сказал: «Вскую прискорбна еси, душа моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, силою четвероконечного креста спасающего мя». На чудотворной иконе Знамение Божией Матери, находящейся в Новгороде, Спаситель изображен с обращенной к Себе ладонью руки, благословляющей именословно. 28. Пм. Стефана; м. Василия, Стефана нового, Григория, Григория, Иоанна, Иринарха и с ним седми жен. 29. Муч. Парамона и 370-ти, Филумена; п. Акакия синайск., Нектария печерск., свт. Иоанна, архиеп. новгор., свм. Авива некресского (груз. ц.). 30. Ап. Андрея первозванного, п. Фрументия, архиеп. индийского. Св. ап. Андрей Первозванный был распят на четвероконечном кресте (на подобие буквы X), но, «пришед ко кресту, не поругася, яко ныне врази Христовы поругаются», а сказал: «благословен буди крест, иже плотию Христовою освящен»; при этом «и инии велию честь и поклонение кресту сотвориша» (Кир. кн. л. 174 об.–175). Декабрь 1.      Пр, Наума; м. Анании перс., прв. Филарета милостивого. 2.      Прр. Аввакума; п.: Иоанна, Ираклемона, Андрея, Феофила, мц. Миропии; п. Афанасия печ.; Соломона арх. ефесск.; Стефана – Уроша сербск. 3.      Прр. Софонии; свм. Феодора, архиеп. александр.; пр. Феодула, Иоанна молчальника, Саввы звенигородского. В греческом монастыре Дионисиате (на Афоне) есть правая рука пр. Иоанна Молчальника († 558 г.), на которой три первые перста соединены вместе, а безыменный и мизинец пригнуты к ладони.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Много было в лавре преподобного Евфимия мужей, прошедших все степени подвижничества и достигших высокого нравственного совершенства; были старцы, исполненные благодатных даров. Кирилл, назидаясь примером их дивной жизни, старался на первых же порах соревновать им в подвигах поста, молитвы, терпения. Испытав на себе чудодейственную силу св. Иоанна Молчальника, Кирилл возымел к нему благоговейное уважение и детскую преданность; с благословения настоятеля часто оставлял свою обитель и являлся в Великую лавру для духовной беседы с облагодатствованным мужем; и святой старец полюбил молодого подвижника, охотно с ним беседовал, давал ему советы и наставления и руководил им в нравственно-духовной жизни. Посещал преподобный Кирилл, также с благословения настоятеля, и другие обители, например, Суккийскую и Фаранскую лавры, киновию Феодосия Великого, и в них он встречал мужей, опытных в духовной жизни, слова и наставления которых глубоко западали ему в душу и еще более усиливали в нем ревность к терпеливому несению тяжкого ига подвижничества. В 554 году Кирилл по указанию Иоанна Молчальника поступил в Новую лавру; он вошел в состав 120 отцов, избранных из разных обителей для заселения этой лавры, опустевшей по изгнании из нее оригенистов. И из этой обители Кирилл продолжал по временам посещать св. Иоанна и пользоваться его руководством и духовными советами. Здесь же, в Новой лавре, приступил он к совершению великого труда, стяжавшего ему вечную память в христианской Церкви: это составление жизнеописаний подвижников – Евфимия Великого и Саввы Освященного. Благоприятны были обстоятельства, в каких находился преподобный Кирилл, когда задумал описать жизнь и подвиги великих палестинских подвижников. Свежа еще была память о них не только в их обителях, но и в других местах Святой Земли; живы еще были иноки, жившие с преподобным Саввой, видевшие его дивные дела, зревшие его необычайные подвиги; встречались подвижники, слышавшие о св. Евфимии от старцев, его современников, и передававшие о нем, как он жил и подвизался, каков был по наружности, как обращался, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Димитрия Ростовского , повешенную на стене близь пальмы св. Саввы. Между бесчисленными кельями юдоли плача, утратившими названия своих отшельников, известна только та, в которой долго обитал св. Савва с матерью, и три другие на противоположных друг другу утесах: Ксенофонта и детей его Аркадия и Иоанна. Оба сына, отплывшие вместе из Царьграда, были разнесены кораблекрушением по разным берегам Сирии; долго искал их безутешный отец, доколе случай нечаянно не возвратил их друг другу, уже облеченных в иноческий образ, и лавра через многие годы соединила в тихом своем пристанище разлученных житейской бурей. Но посвятив себя Богу, они уже не сближались более в юдоли плача, и только на молитве, каждый стоя пред своей неприступной кельей, наслаждались издали взаимным лицезрением. Столь жестоко было отречение их от мира! Часть мощей их и поныне хранится в лавре. В тех же ущельях знаменитый молчальник Иоанн посвятил себя глубокому безмолвию, во избежание морской суеты. Когда игумен лавры, пораженный святостью его жизни, хотел чтобы его рукоположили священником, молчальник в ужасе бежал в Иерусалим и там с горькими слезами, втайне покаялся патриарху, что он уже епископ и скрылся из родины своей Армении, единственно для избежания архиерейства, которым обременил его народ. Тронутый смирением Иоанна, патриарх позволил ему по влечению сердца довершить подвиг безмолвия в вертепе. Но всех ближе была для сердца, по тем сладостным песням, какие часто его потрясают во святыне храмов, келья знаменитого певца духовного, Иоанна Дамаскина , который здесь посвятил Богу высшие думы свои. В башне Иустиниана показывают тесный приют его и над ним малый придел во имя Предтечи, устроенный самим Дамаскиным, где находилась и его могила, ныне упраздненная. Библиотека лавры, хранящаяся над церковью, поясняет, для чего избрал он предпочтительно башню сию жилищем, ибо со всем смирением христианина изобиловал он и всею мудростью мира. Дамаск, уже подвластный сарацинам, был местом его рождения, около половины седьмого века.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1 . Первым я предлагаю для повествования авву Иоанна, молчальника Лавры блаженного Саввы, как первенствующего перед всеми другими и временем и светлостью жизни. Сей просвещенный отец наш Иоанн происходил из армянского Никополя и имел родителями Енкратия и Евфимию; они гордились богатством и знатностью рода и выдавались во многих государственных начальствах, в воинских чинах, в городских старейшинствах, в вельможестве при царском дворе. Об них поведают многие рассказы и деяния Византийцы и Армяне. Но для того, чтобы сначала не доставить пресыщения моему повествованию, я охотно это опускаю, предполагая рассказать об нём только то, что известно почти всем, знающим его. Родился он, как сам рассказывал мне, в восьмой день января месяца, седьмого индиктиона, в четвертый год царствования боголюбивого Маркиана, и так как родители его были христиане, то он и воспитывался по-христиански со своими братьями. 2 . По прошествии некоего времени, когда родители его скончались о Христе, богоносный сей муж, разделив отцовское имение, посвятил себя Богу и выстроил в самом Никополе храм всепетыя Богородицы и Приснодевы Марии, и отрекся от житейских дел на восемнадцатом году жизни; взяв к себе десять братий, желавших спастись, он устроил там киновию. И во всё время своей юности он прилагал большое старание к воздержанию чрева и презрению гордости, зная, что пресыщение чрева не ведает ни бдения, ни здравомыслия, а гордость не выносит спокойствия, подвижничество же не может быть управлено без бдения, и чистоты, и смиренномудрия. Так подвизался он в юном возрасте и сохранял ум без парения и слово без осуждения, растворенное божественною солью; своих же учеников словом и делом направлял к подвижнической жизни: он, так как они были новоначальными, не обременял их игом канона, но и не дозволял, чтобы они оставались без трудов и упражнений, но ведя их постепенно и напаяя божественными источниками, приготовлял их плодоносить достойно званию. 3 . Когда наступил двадцать восьмой год его жизни и он сиял добродетелью, митрополит Севастийский, побужденный распространившейся о нём молвой и умоленный жителями города, называемого Колонией, призвал его, как бы для чего иного, а так как он прошел последование церковных степеней, рукоположил его во епископа названного города, так как епископ его скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Если же кто упоминает про деревья малого лаврского общежития, растущие при пути, тот да ведает, что это дело молитвы блаженного Саввы, который обрел глубокую землю и обилие дождевых вод потока, а также и дело отцов этого малого общежития, которые и доныне напаяют деревья в течении всей зимы водою потока. Даже, когда многие пытались сажать возле потока, где земля глубока и напаяли в течении всей зимы, они с трудом могли сохранить посаженное в течении только года, из-за большой, как сказано, сухости воздуха и силы зноя. 27 . Это немногое выбрав, я предал письму, опустив повествование об его подвигах за веру, которые он оказал в борьбе с учениями и поборниками Оригена и Феодора Мопсуестийского, и гонения, которые он претерпел, по Евангелию, за Апостольские заповеди. Но подвизания его я предоставляю рассказать другим писателям, ибо хорошо знаю, что многие, как и подобает, после его кончины потщатся описать его подвиги и гонения, и опасности, которые он вынес за правую веру, и победы и славное его житие, во всей, так сказать, с нами жизни, когда он сделался славным и знаменитым по жизни и блистанию своих добродетелей. 28 . Как я слышал из собственных святых его уст, он был рукоположен во епископа на двадцать восьмом году жизни, как сказано выше, и исполнил в епископстве девять лет, и оставался в Лавре первый раз двенадцать лет, из коих был в послушании шесть и безмолвствовал шесть, и оставался в Руве шесть лет, и, заключенный в келлию, в которой безмолвствует и до днесь, исполнил с Богом сорок семь лет. И вот, он достиг сто четвертого года жизни и весьма стар, светел лицом и душою весел и исполнен божественной благодати. Помолимся же мы, убогие, да укрепит его Господь паче и паче и завершит его течение в мире, а молитвами его помилует и нас убогих и грешников, написавших сие, во веки веков, аминь. Святой сей старец Иоанн епископ скончался в седьмой день месяца декабря, в Царство Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава и сила во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Памятники византийской литературы IV-IX веков : [Сборник переводов]/[Отв. ред. Л. А. Фрейберг]. - Москва : Наука, 1968. - 350 с./Кирилл Скифопольский. Житие св. Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы. 178-181 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010