Некто Евлогий, ученик патриарха блаженного Иоанна Милостивого, великий подвижник, саном пресвитер, постился по два дня. А иногда и по целой неделе, вкушая только хлеб и соль, и был прославляем людьми. Он пришел в Панефос к авве Иосифу, надеясь увидеть у него подвижничество еще более строгое. Старец принял его радостно и предложил на трапезе все, что было у него. Увидя это, ученики Евлогия сказали старцу: пресвитер ничего не вкушает, кроме хлеба и соли; но авва Иосиф продолжал есть молча. Евлогий провел у него три дня и не слышал, чтоб он и ученики его занимались псалмопением, не видел, чтоб они молились, потому что подвиг их был тайный. Евлогий ушел с учениками своими, не получив пользы. По смотрению Божию сделался туман, они сбились с дороги и пришли опять к келлии старца. Став вне, они услышали, что в келлии совершается псалмопение. Постояв долго, они постучались. Авва Иосиф принял их с любовию. По причине зноя ученики аввы Евлогия налили воды в чаду и подали ему пить. Вода была из реки, но с примесью морской; такую воду всегда употребляли жившие с аввой Иосифом. Евлогий не мог пить этой воды и спросил старца: что это значит? Старец отвечал: брат, несколько недостаточный рассудком, прибавил по ошибки в речную воду морской. Евлогий пал в ноги старцу и сказал: авва! Ради Господа открой мне тайну подвижничества вашего: потому что когда мы были здесь, вы не занимались псалмопением; а когда мы нечаянно возвратились к вам, то застали вас занимающимися псалмопением. Также: вода прежде была хорошая, а теперь она оказалась соленою. Старец отвечал на это: сын мой! малая чаша вина и свежая вода были поставлены ради любви, а ту воду, которую ты вкусил теперь, братия употребляет постоянно. Иноку должно всегда содержать подвиг свой втайне, – не делать напоказ ничего, до самой безделицы. И научил старец Евлогия рассуждению помыслов, отсекши от него все начинания из самолюбия и человекоугодия. Евлогий сказал старцу: жительство ваше – точно по Богу. Он получил большую душевную пользу, начал с того времени вкушать предлагаемую ему пищу, а подвиг свой хранить втайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Несмотря на крайнюю физическую немощь, сознание Нины Михайловны оставалось на редкость ясным и трезвым. Каждая встреча с ней была каким-то большим испытанием и вместе с тем большим открытием. С ней не случалось истерик, я не слышала от нее капризов или жалоб. Конечно, сказывалась ее ученая степень и профессии искусствоведа и журналиста: она прекрасно ориентировалась с текущих событиях, очень интересовалась внешним миром Эту простую историю рассказала нам совсем молодая девушка. Она вместе с другими добровольцами помогает старикам, о которых печется Служба добровольцев «Милосердие». Из ее уст рассказ о старой больной женщине, каких в нашем городе — тысячи, звучит пронзительно больно. И вещи, к которым мы давно привыкли, вдруг видятся совсем по-иному. Мы научились, сталкиваясь с чужим страданием, беспомощностью или одиночеством, глушить свое чувство сострадания рассуждениями, что всем не поможешь, у самих проблем достаточно, а у одинокой старушки есть дети, которые обязаны о ней заботиться. Но, может быть, нужно просто взять и помочь? Наталья Иванова — участник программы «Общество друзей милосердия». Этот антикризисный проект запущен в день памяти св.Иоанна Милостивого 25 ноября 2008 года добровольцами службы «Милосердие» совместно с московской Комиссией по церковной социальной деятельности и Свято-Димитриевским сестричеством. Отдавая одну сотую своего дохода, вы поможете им в их служении одиноким старикам, детям-сиротам и инвалидам, больным, бездомным и другим нуждающимся людям. Подробнее о программе и способах помощи на сайте sos-miloserdie.ru Мама профессора Мы познакомились с Ниной Михайловной на Светлой седмице. Я была в команде добровольцев, которые объезжали на машине всех подопечных округа, поздравляли с Пасхой, дарили куличи и просто знакомились. Еще с нами поехал священник из близлежащего храма и его помощница. Сначала мы долго не могли попасть в подъезд — проблемы с домофоном. Затем ждали, пока Нина Михайловна (имя изменено. — Прим. ред. ) откроет дверь в квартиру. Наконец, дверь поддалась, и она предстала нашим взорам — маленькая, хрупкая, опирающаяся на костыли. Нина Михайловна пригласила нас пройти, но сама пошла первой. Три метра до кухни мы шли несколько минут. Она попросила помочь ей сесть на стул. Позже я поняла, насколько труден ей был этот путь от кровати до двери и от двери на кухню! А в тот день она была для меня просто одной из множества немощных бабушек, которых опекают добровольцы при храме св. царевича Димитрия. Мы начали действовать по программе: спели тропари, подарили кулич и яйца, начали что-то спрашивать. Она попросила очистить яйцо от скорлупы — ее пальцы, пораженные остеопорозом, уже не слушались. Я начала искать блюдце.

http://pravmir.ru/chuzhaya-babushka/

О духовнике и старцах Бывает так, что даже очень хороший духовник затрудняется ответить на какой-то вопрос, дать какой-то совет. Подходят очень часто: «Батюшка, благословите замуж». «За кого?» «Вот за этого». Думаешь: «Ой, Господи помилуй! Что же будет-то из такого брака!». А у них уже все налажено, они уже о свадьбе договорились. 26 октября, 2009 Бывает так, что даже очень хороший духовник затрудняется ответить на какой-то вопрос, дать какой-то совет. Подходят очень часто: «Батюшка, благословите замуж». «За кого?» «Вот за этого». Думаешь: «Ой, Господи помилуй! Что же будет-то из такого брака!». А у них уже все налажено, они уже о свадьбе договорились. Источник: Милосердие.ру С первой лекцией для друзей милосердия, добровольцев и всех желающих в лектории в поддержку Общества друзей милосердия в конференц-зале Первой Градской больницы выступил прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он рассказал о старцах, с которыми был лично знаком. После лекции отец Владимир ответил на вопросы о духовниках и старцах. «Мы очень благодарны отцу Владимиру за то, что он согласился прийти на нашу первую беседу, которая проводится для друзей милосердия. Общество друзей милосердия было создано почти год назад, в день памяти святого Иоанна Милостивого, — сказал во вступительном слове к лекции прот. Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковному социальному служению, настоятель храма царевича Димитрия при Первой Градского больнице. – Оно было создано в связи с кризисом, нам перестало хватать средств на дела милосердия. Наши детские дома, патронажная служба, богадельня, сестры по уходу, которые работают в разных больницах, школа, в которой учатся дети из детских домов и многодетных семей – все эти наши подразделения перестали получать достаточное финансирование от наших благотворителей. Поэтому мы решили создать общество, объединяющее людей, готовых пожертвовать сотую часть своих доходов для помощи тем, кто нуждается. Благодаря малым пожертвованиям этих небогатых людей мы просуществовали же год. Мы уже давно обещали нашим друзьям милосердия устраивать беседы с известными священниками на интересные нашим друзьям темы. И вот сегодня отец Владимир пришел к нам, чтобы начать этот цикл бесед».

http://pravmir.ru/o-duxovnike-i-starcax/

Очень непростой вопрос для христианской совести: подавать ли милостыню тому, в ком видишь неискренность; поступаться ли там, где это может быть воспринято как поблажка злу? Однозначный ответ трудно найти даже в специальных статьях, богословских трудах, где Священное Писание представляется в разном контексте. И, по всей видимости, это неслучайно. У добродетели не существует иного критерия, кроме совести. Господь призывает нас к одному: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). И в этом призыве вся глубина евангельских заповедей. Только так нужно подходить к Откровению: это не модель лучшего общественного уклада, не нравственная система, это путь к беспредельному совершенству конкретного человека! Поэтому всякие попытки определить точные границы евангельских добродетелей не могут быть оправданы. Мы обязаны доверять Христу, просто поверить в то, что Он знает этот мир, знает нас самих лучше, чем мы, поэтому не мог заповедать нам невозможное. От нас же требуется немного – просто поверить Творцу, довериться Ему, поступить по Евангелию, сделать всё возможное, чтобы невозможное сделал Господь. Святитель Иоанн Милостивый Одним из ярчайших примеров действенности евангельских заповедей является жизнь святителя Иоанна Милостивого . Будучи Александрийским патриархом, святой никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Святитель Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?». Мы наконец должны признать, что не мы и не наши благие цели – источник правды в этом мире, но единственно Бог. Есть два основных соображения, которые заставляют нашу совесть колебаться в подобных случаях. Во-первых, нас беспокоит забота о состоянии общества: как бы наша поблажка неправде не дала ей еще один повод к распространению.

http://pravoslavie.ru/75385.html

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Преподобный Даниил Столпник Преподобного отца нашего Даниила Столпника, сию ветвь райскую, возрастила Месопотамия . Он родился в селе, называемом Вифара и лежавшем около города Самосат , от христианских родителей Илии и Марфы. Мать его была неплодна и не рождала, и через это должна была переносить немало неприятностей и укоризн как от своего мужа, так и поношений со стороны родственников и родственниц. Однажды в полночь, находясь в состоянии сердечной тоски, она потихоньку вышла из своего дома и, простерши руки к Небу, обратилась к Богу с такою многослезною молитвою: — Господи Царю! Ты изначала создал мужа и жену и сказал им: раститеся и множитеся (Быт. 1:28). Ты даровал Сарре на старости Исаака, Анне — Самуила, Елисавете — Иоанна. Умилосердись же и над моим таким же несчастием и, милостиво призрев на меня, разреши мое неплодство, сними с меня позор и дай плод моему неплодному чреву, дабы я могла данное Тобою принести в дар Тебе, как некогда Анна принесла Тебе Самуила. Помолившись так сокрушенным своим сердцем и духом смиренным, Марфа вернулась к себе в дом и едва лишь заснула, как увидала во сне два больших и весьма светлых светильника, похожие видом на блюдо, постепенно спускающиеся с неба на ее голову. Утром, встав, она рассказала о видении своему мужу и родным, и они, всякий по своему, старались объяснить ей ее сон. Между тем этот дивный сон был предзнаменованием того, что от нее родится сын, который сиянием добродетелей своих затмит как бы самые звезды. Вскоре после этого Марфа зачала во чреве своем и родила сына; рождением этим она освободилась от причинявшего ей такую скорбь своего неплодства. Столь знаменательно было начало жизни блаженного Даниила на земле и так чудесно появился на свет тот, кто стал впоследствии поистине сыном света. До пяти лет отрок рос без имени, потому что родители не хотели сами дать сыну своему имя, но желали, чтобы тот, кто родился по дару от Бога, от Бога же получил себе и имя. Поэтому они привели его в один монастырь, принеся сюда и дары Богу, и просили игумена наречь имя их сыну.

http://pravoslavie.ru/89119.html

Приложения Из жизни отца Иосифа 324 Отец Иосиф был вторым келейником знаменитого Оптинского старца отца Амвросия. О последнем все духовные лица нашего поколения (то есть второй половины XIX столетия) хорошо знали. А о его преемнике, отце Иосифе, немногие теперь и помнят. Кое–что, – и больше именно чудесное, – хочется оставить потомству на память. Старец иеросхимонах Иосиф, в мире Иван Евфимович Литовкин, родился в 1837 году 2 ноября в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии. Родители его Евфим Емельянович и Мария Васильевна были милостивцами; иногда они раздавали милостыню тайно друг от друга; принимали в дом сборщиков–монахов. У них было шестеро детей. Второго они и назвали Иоанном, в честь святого Иоанна Милостивого, которого чтили особенно. Семи лет он, во время игры с товарищами, видел в воздухе Царицу Небесную и упал в обморок. Когда он пришел в себя, то его стали расспрашивать, что с ним случилось? Он сказал, что увидел Царицу. – Да почему ж ты думаешь, что видел Царицу? – спросили его. – Потому что на Ней была корона с крестиком. – Ну, а почему ж ты упал? На это он, потупив глаза, тихо сказал: – Около Нее было такое солнце... я не знаю, не знаю, как сказать, – добавил он быстро и заплакал. Случился в селе их пожар. Их новый дом только что был отстроен. Вблизи была церковь во имя Покрова Матери Божией. Протянув к ней ручки, он начал кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький». Кругом все сгорело, а дом Литовкиных остался цел. В 1848 году в их селе явилась холера, и скончалась и мать их; а отец умер раньше. На похоронах ее одиннадцатилетний Ваня воскликнул: – Царица Небесная! Что же Ты делаешь?! И сестра ушла в монастырь, и маму Ты у нас взяла?! После смерти родителей дети очень обеднели. Приезжала из монастыря сестра Александра. Она рассказывала потом: – Бывало, дети и Иван ухватятся ручонками за мой пояс и горько плачут: «Сестрица, возьми нас с собой в монастырь: нам здесь не с кем жить!» Так сердце просто кровью обливается, глядя на них. Эти слова Ваня даже и во сне все повторял.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

прот. Константин Борщ Часть шестая. Авторитеты имяславия (важные документы 2000 год) Великие светильники Церкви Христовой и сам Государь – имяславцы! В первую очередь к имяславцам можно определённо отнести великого светильника Церкви Христовой св. Иоанна Кронштадтского , на весь мир возгласившего: «О, Имя Сладчайшее, Имя Святейшее, Имя Всемогущее, Имя Господа нашего Иисуса Христа, победа моя Господи, слава Тебе!» «Когда ты про себя в сердце говоришь, или произносишь Имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа ... С верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержашевлу, всеуправляющему Имени. Вот почему заповедь Божия строго запрещает употреблять Имя Божие всуе, потому то есть, что Имя Его есть Он Сам, единый Бог в трёх Лицах, простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время незаключаемое , т. е. не ограничиваемое им и ничем сущим». Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением или воображённые в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трёх Лицах « 1083 . » Имя Божие есть Сам Бог « 1084 . » Имя Господа есть Сам Господь – Дух, везде сый и вся исполняяй « 1085 . » В Имени Иисус Христос, весь Христос – душа и тело Его, соединённые с Божеством " 1086 . Имяславцами стали Государь и Государыня Александра Феодоровна «13 февраля 1914 г. Царь Николай II дал имяславцам Высочайшую аудиенцию в Царском Селе. Приняты были иеросхимонах Николай, схимонахи Исаакий и Мартиниан, монах Манассия. Государь выслушал их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество... настолько была растрогана их печальной вестью, что не могла удержаться от слёз». В апреле Государь пишет письмо митрополиту Московскому Макарию , выражая благоприятное мнение об имяславцах. А 15 апреля на Пасху, в Ливадии Государь передал Обер-Прокурору В. К. Саблеру следующую записку: «В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и к ближним, душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Таин и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне – Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавиана разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение». (Ещё до суда Московской Синодальной Конторы в Киевском епархиальном собрании епископов также было рассмотрено их исповедание и признано вполне православным) 1087 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Прошло три года, как четыре православных епископа в Литве решились принять унию на известных условиях и заявить о том своему королю, и около двух лет, как король дал епископам торжественное обещание выполнить предложенные ими условия, насколько будет зависеть от него, и с тех пор дело как будто остановилось, и мы не видим никаких следов его. Знаем только, что в 1592 г. многие и из мирян в Галиции при виде плачевного состояния своей Церкви желали согласиться на унию, и папа принимал там некоторые меры для привлечения русских; знаем еще, что в 1593 г. на Владимирскую кафедру возведен был известный ревнитель унии Потей и сам князь Острожский писал к нему послание об унии,— и больше ничего. А между тем дело, начатое четырьмя епископами и королем, отнюдь не прекращалось: оно велось тайно и, хотя медленно, подвигалось вперед при участии, с одной стороны, епископов Кирилла Терлецкого и Ипатия Потея, а с другой — короля и его сенаторов, как духовных, т. е. латинских прелатов, так и светских. В 21-й день мая 1594 г. в гродский владимирский уряд явился со своими крылошанами владыка Луцкий Кирилл и просил внести в актовые книги лист, начинавшийся следующими словами: «Я, Кирилл Терлецкий, милостию Божиею экзарх, епископ Луцкий и Острожский, и мы, капитула, или крылошане, луцкой соборной церкви св. Иоанна Богослова, объявляем всем и каждому, что, по воле и промышлению Бога, в Троице славимого, и при усердном старании и содействии его королевской милости, пана нашего милостивого Сигизмунда III, и панов рад, духовных и светских, наступило давно желанное примирение и соединение, восстановилась братская любовь между двумя столько времени разрозненными по вере Церквами, Восточною и Западною, с признанием святейшего папы Римского верховным пастырем и наместником апостольским. А чтобы точнее утвердить это соединение и засвидетельствовать покорность святейшему отцу папе, его королевская милость определил послать в Рим двух особ, в Бозе велебного отца Ипатия Потея, прототрона, епископа Владимирского и Брестского, и меня, епископа Луцкого, и на разные дорожные потребности позволил мне своею грамотою заложить одно из церковных имений». Далее говорилось в листе, что Кирилл действительно заложил церковное имение Водирари на сорок лет гродскому владимирскому писарю Станиславу Кандыбе, заняв у него 2000 польских злотых . Вот до чего уже доведено было дело об унии! И однако ж, в нем недоставало еще самого главного и самого существенного. Король с своими сенаторами дал согласие на соединение Русской Церкви, находившейся в его владениях, с Римскою, но необходимо еще было согласие самих иерархов Западнорусской Церкви и во главе их митрополита: от их только лица и можно было вести речь об унии с Римским первосвященником. Король назначил послать в Рим двух депутатов из среды русских же святителей, но необходимо было, чтобы этим депутатам дали от себя уполномоченность все остальные их собратия. Верно, надеялись легко и скоро

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года Ссоры Московских князей, потомков Александра Невского, с Тверскими князьями, детьми его брата Ярослава Ярославича, напоминают нам старинные, более ста лет продолжавшиеся разногласия Олеговичей и Мономаховичей. Разница была в том, что прежде князья-враги явно ненавидели и часто истребляли друг друга в жестоких сражениях; теперь же они тайно клеветали в Орде и губили друг друга через Татарских царей! Так погибли Михаил и Дмитрий, то же угрожало и Александру Михайловичу! Ужасна была его судьба, когда после разорения его Тверского княжества он должен был бежать и напрасно просить пристанища и помощи у Русских князей! Никто не хотел принять его: все боялись гнева Узбека и его любимца, великого князя Иоанна Данииловича, которому было приказано от хана представить беглеца в Орду. В то время, когда всем Русским злые Татары казались такими ужасными, жители Псковской области показали редкий пример неустрашимости и великодушия: они осмелились стать защитниками бедного Александра Михайловича и не только приняли его к себе со всем семейством, но даже выбрали его своим князем и отделились от Новгорода. Никакие угрозы Узбека, великого князя и Новгородцев не могли заставить их выдать несчастного князя, тем более что ему покровительствовал и сильный Литовский князь Гедимин. Александр прожил во Пскове около десяти лет, между тем как Тверью управлял его брат Константин Михайлович. Но чужая сторона, несмотря на все свои выгоды, никогда не может быть для нас так же приятна, как родная, где мы в первый раз увидели свет, где выросли, где все места нам знакомы, где живут люди, которых мы привыкли любить с младенчества! Поэтому вы не удивитесь, милые мои читатели, когда я скажу вам, что Александр Михайлович все время, пока жил во Пскове, грустил по своей Родине — Твери и старался всеми силами возвратить себе эту наследственную область. Через десять лет он мог надеяться, что гнев Узбека уже утих, и решил ехать в Орду, чтобы полностью заслужить его милость. Он не обманулся: хану понравилась покорность и в то же время смелость, с которой князь сказал ему: «Царь верховный! Я заслужил твой гнев и отдаю тебе мою судьбу. Милуй или казни: если помилуешь, я прославлю Бога и тебя. Хочешь ли головы моей? Она перед тобой!» Узбек милостиво выслушал его и с улыбкой сказал своим вельможам: «Князь Александр кротостью и своим умом избавляет себя от казни!» И тогда же возвратил ему Тверское княжество.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010