13. Поездка к старообрядцам на Дон в 1878 году Старообрядцы хутора Белоусова Верхнекурмоярской станицы, изъявившие желание присоединиться к святой церкви, по обряду единоверия, обратились к преосвященнейшему Александру, архиепископу Донскому, с просьбой вызвать к ним меня для совершения над ними присоединения к церкви. Они подали преосвященному и другое прошение, в котором объяснили, что желают, чтобы вызваны были на собеседование со мной их австрийского поставления священники и некоторые беспоповские начетчики, которых они в прошении наименовали. Цель белоусовцев вызвать меня и своих учителей на собеседования была та, чтобы посредством сих собеседований показать своим собратьям, что они не без основания приняли решение оставить старообрядчество и присоединиться ко святой церкви, а притом и себя еще более утвердить в сем решении: они помнили, как я был у них в Белоусове и беседовал во вторую мою поездку на Дон 1874 году; с тех пор возникло в них и желание беспристрастно рассуждать о святой церкви и о своем от церкви удалении. Преосвященнейший Александр, обратив внимание на прошение белоусовцев, писал ко мне, – спрашивал, могу ли я приехать на Дон, и, в случае моего согласия, намеревался писать официально к московскому владыке, митрополиту Иннокентию. Я объяснился об этом деле с владыкой митрополитом; и он разрешил мне ехать на Дон без всяких официальных переписок, о чем и велел преосвященнейшего Александра уведомить. Я собрался в дорогу в январе месяце и 7-го числа выехал из Москвы в Новочеркасск. Преосвященнейший Александр принял меня милостиво и снабдил нужными для путешествия по его епархии документами. Надобно сказать, что до сих пор я лично не видал преосвященнейшего Александра, но весьма хотел видеть его и получить от него благословение, и вот почему. Когда я принял решение присоединиться ко св. церкви и, совсем оставив Пруссию, ехал в Киев, то бывши в Ковно, где преосвященнейший Александр был епископом (викарием Литовским), и по некоторым обстоятельствам, не имея возможности явиться к нему лично, послал своего спутника Иоанна с письмом, в котором просил у преосвященного благословения, и чрез письмо же получил от него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

(† 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Вязниковский, Верижник. Сведения о М. сообщают «Книга, глаголемая Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) и «Перечни российских чудотворцев» (списки XVIII-XIX вв.): «Святой праведный трудник и пустынник Михаил верижник в монастыре Успения Богородицы и святаго Николы, иже на Клязьме реце в Мстерской волости Государеве, новый чудотворец» (Описание о российских святых. С. 268; РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 115 об., XVIII в.; Мих. Q. 532. Л. 229-229 об., XVIII в.; Q. I. 382. Л. 52, XVIII в.; СПбДА. А II/63. Л. 45-45 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). По предположению В. В. Баранова, Богоявленская слобода, преобразованная впосл. во Мстёрскую вол., возникла в кон. XVI в. на погосте рядом с «монастырьком Иоанна Милостивого», к-рый существовал уже в 1-й четв. XVI в. (он упом. в духовной грамоте И. В. Ромодановского 1521-1922 гг.; Баранов. 2008. С. 20). Первые сведения о Богоявленской слободе относятся к 1609/10 г.: с этого времени и до 1628/29 г. она находилась во владении кн. Г. П. Ромодановского, а затем перешла к его сыновьям. Как следует из писцовых книг Суздальского у. «Письма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витовтова» за 1628-1630 гг., в вотчине Ромодановских находился муж. мон-рь: «...погост Богоявленская слободка на реке на Мстере, да на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостиваго древяна вверх, а в церквах образы, книги и ризы и колоколы и всякое церковное строение вотчинниковы; а у церкви на церковной земле келья чернаго попа Лариона, келья другова чернаго попа Конона, да келья крылошеника Моисея да келья другова крылошеника Арсения, да келья старца и оной двор попа Евфимия...» ( Голышев. 1865. С. 107). Богоявленская ц. до ее перестройки в 1683-1687 гг. имела придел в честь Успения Пресв. Богородицы, поэтому мон-рь называли еще и Успенским (Храмозданная грамота митр. Суздальского Илариона на ц. Богоявления от 27 февр. 1683; см.: Там же. С. 111). В писцовых книгах XVII в. не упоминается о существовании в Богоявленской слободе церковных престолов, освященных во имя свт. Николая Чудотворца. Однако в Иоанновской ц. хранилось напрестольное печатное Евангелие, вложенное в 1649 г. диак. Ионой «в дом Николы Чудотворца по своих родителех... при игумене Герасиме да при едином священнике Митрофане, да при старце Василие, да при старце Тарасие и при всей братии» ( Он же. 1870. С. 59; Евангелие, впрочем, могло поступить в мон-рь и из др. обители).

http://pravenc.ru/text/2563614.html

А.Н. Надеждин Должностные лица Ректоры 1) Феогност Лебедев (тверск. сем.), магистр спб. академии 1827 г., бакалавр моск. акад. сначала по церк. словесности, потом по нравственному богословию; пострижен в монашество в 1832 г. а в 1833 г. определен ректором вологодской сем. с настоятельством в Толгском ярославском монастыре. В июне 1841 г. перемещен в спб. семинарию. В сент. 1842 г. уволен, по прошению, от профессорства и оставлен только ректором, на полном ректорском окладе, с поручением его особому надзору богословского класса, и чтоб удобнее мог иметь «бдительный надзор за семинарией и подведомственными ей низшими училищами». Бывши членом конференции спб. академии, с янв. 1842 г. состоял членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии наук. В мае 1848 г. посвящен в епископа острогожского, викария воронежской епархии. В 1852 г. епископ вологодский, в 1856 г. тобольский. Скончался архиепископом псковским в 1869 г. 2) Христофор Эммаусский (твер. сем.), кандидат спб. акад. 1819 г., был учителем в киевской и орловской семинариях, затем приходским священником орл. епархии. Овдовев в звании протоиерея, принял монашество в 1833 г., был настоятелем Троицкого Оптина монастыря и вскоре Комиссией дух. уч. назначен в ректоры волынской сем. с настоятельством в Загаецком Иоанна Милостивого заштатном монастыре. В 1848 г. был вызван в Спб. на должность чередного архимандрита и в июне определен ректором спб. семинарии, получив в 1849 г. в управление Новоторжский Борисоглебский монастырь. В том же году ездил ревизором в новгородскую семинарию. С 1850 г. епископ ревельский, викарий спб. епархии. В 1856 г. епископ вологодский, а в 1860 г. – вятский, но в том же году, по прошению, уволен в Спасо-Суморин монастырь, с управлением им. † 1872 г. 3) Иоанникий Горский (яросл. сем.), магистр спб. акад. 1837 г., профессор нижег. сем., инспектор и профессор богословия в киевской семин., потом академии, исправлял должность ректора киевской акад. и в 1846 г. сделан ректором ярославской сем. и архимандритом второклассного монастыря. В апр. 1850 г. перемещен в спб. сем. В янв. 1855 г. викарий старорусский, в 1856 г. епископ саратовский, в 1860 г. архиепископ варшавский; скончался херсонским архиепископом в 1877 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бронницы. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Кирпичное здание собора сооружено в 1696-1705гг. Типичная композиция посадского храма здесь сочетается с декоративными элементами московского барокко. Основной объем представляет собой бесстолпный сильно вытянутый вверх трехсветный четверик с пятью тесно поставленными главам. Он несколько напоминает деревянные посадские храмы. Низкие помещения трехчастной апсиды и трапезной зрительно увеличивают высоту четверика. Трапезная была увеличена в длину в 1865г. Стены и своды трапезной внутри обработаны лепными барочными картушами, обрамляющими живописные панно, подновленные во второй половине XIXb. У алтаря собора с южной стороны находятся захоронения двух декабристов - М.А. Фонвизина и И.И. Пущина, друга А.С. Пушкина. Над могилой Фонвизина установлено бронзовое распятие, над могилой Пущина - статуя ангела в традициях скульптуры классицизма. К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705). В близлежащих дворцовых владениях к тому времени уже существовали каменные храмы. Но следует отметить, что подлинная, не перестроенная церковь, осталась лишь в Бронницах. Поэтому здесь мы имеем уникальный образец каменной церковной архитектуры начала XVIII столетия: храм дошел до нас практически без изменения своего внешнего облика.

http://sobory.ru/article/?object=00378

В 1920 г. вернулся на Зап. Украину, присоединенную к Польше. Принял в Почаевской лавре монашеский постриг с именем в честь вмч. Пантелеимона Целителя. 13 дек. 1920 г. рукоположен во диакона, 21 июля 1922 г.- во иерея. Прошел полный курс обучения в иноческо-богословской школе при Почаевской лавре. В 1924 г. окончил Волынскую ДС в Кременце, в нач. 1925 г. поступил на открывшийся при Варшавском ун-те православный богословский фак-т (учился заочно). В том же году был назначен настоятелем Георгиевской ц. во Львове - единственного правосл. храма в Галиции. Приложил много усилий к организации правосл. жизни бывш. укр. греко-католиков, активно возвращавшихся из унии во 2-й пол. 20-х гг. ХХ в. Привлек к деятельности по возрождению Православия в Галиции студентов богословского фак-та в Варшаве, причем нек-рые приняли монашество в Почаевской лавре. Один из них - иером. Вениамин (Новицкий ; впосл. архиепископ) - стал ближайшим помощником П. Совместно с иером. Вениамином П. основал миссионерскую школу для подготовки специалистов из местных жителей по просвещению униатов. Вместе со львовским Ставропигийским ин-том организовал издание ж. «Bockpecehie», в к-ром освещалась тема возрождения Православия в Галиции. Был возведен в сан игумена. 2 февр. 1927 г. избран председателем правления Православного братства в честь Почаевской иконы Божией Матери. В конце того же года назначен благочинным новообразованных правосл. приходов на территории Львовского и Краковского воеводств. Всего П. удалось вернуть из унии ок. 30 бывш. греко-католич. общин (ок. 3 тыс. верующих). В 1928 г. он окончил богословский фак-т Варшавского ун-та. В 1929 г. указом митр. Варшавского Дионисия (Валединского), первоиерарха неканонично провозглашенной автокефальной Польской Православной Церкви, П. был назначен настоятелем Иоанна Милостивого святителя Загаецкого мужского монастыря на Волыни и возведен в сан архимандрита. В 1933 г. назначен наместником Почаевской лавры. Принимал меры по восстановлению внутренней уставной жизни обители, возрождению ее традиций. В 1934 г. в лавре была открыта 6-летняя богословская школа для иноков. Были проведены наружные ремонты Успенского собора, братского корпуса и др. строений. Польск. власти пытались провести «ревиндикацию» лавры, передав ее католикам, но П. удалось защитить юридические права обители в судах, не допустив изъятия лавры у правосл. Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578870.html

Великий Новгород. Воскресенский монастырь на Мячине. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1136. (первое письменное упоминание). Адрес: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Обороны Координаты: 58.507848, 31.275951 Проезд:По дороге от Кремля на Юрьев монастырь по ул.Троицкой (Пролетарской), за Белой (Алексеевской) башней поворот к р. Волхов по ул. Обороны (Воскресенской) до конца Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Точная дата основания монастыря неизвестна. Впервые он упоминается в летописях в связи с пожаром в 1136 г., следовательно основан примерно в начале XII в. К концу этого столетия здесь имелись два деревянных храма – главный в честь Воскресения Христова (также именуемый в честь Уверения апостола Фомы) и надвратный, с довольно редким посвящением во имя святого Иоанна Милостивого. Наличие двух церквей косвенно свидетельствует об особом почитании обители и богатых вкладах. Каменное строительство начинается здесь в 1195 г. Летопись сообщает: «заложи церковь святого Въскресения камяну в манастыри владыка Мартурии (Мартирий), и възделаша до дьверии около до осени», а на следующий год храм был завершен и освящен. В XV в. он был разобран и уцелел в виде археологических остатков – фундаментов и рядов кладки ниже уровня земли. По конфигурации плана церковь очень напоминала храмы Благовещения на Мячине (в Аркажах) - 1179 г. и Петра и Павла на Сильнище (Синичьей горе) - 1185-1192 гг. Имелись три алтарных выступа, три портала, трехчастное членение стен лопатками, четыре опорных столба внутри, хоры с внутристенной лестницей, вероятно, один барабан с главой. Храм был расписан фресками. В 1463-1464 гг. архиепископ Иона разобрал Воскресенский храм и возвел его заново «по старой основе» с приблизительным повторением древних форм. Ученые относят это строительство к серии «реставраций» архиепископов Евфимия II и Ионы. При сохранении основных особенностей древнего храма (повторение плана, внутренней структуры, архаичное закомарное покрытие и величественное сдержанное образное решение), в XV в. появляется немало нового. Внутри устраивается деревянное междуэтажное перекрытие и оборудуется невысокое подцерковье, использовавшееся для хозяйственных целей. Становятся иными форма и размещение окон и дверей, делаются деревянные крыльца для входа в церковь. Главные фасады акцентированы вверху популярным в тот период «ковровым» декором в виде чередующихся рядов бегунца и поребрика (особым образом поставленного кирпича), а в нижней и средней зонах – вкладными каменными крестами. После реконструкции Воскресенский храм стал похож в декоративном решении на церковь Дмитрия Солунского, перестроенную годом ранее. Вероятно, оба храма возводила одна артель.

http://sobory.ru/article/?object=49253

Византийская агиография и гимнография IX столетия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Византийская агиография IX век был эпохой расцвета агиографического жанра. Мученические и исповеднические подвиги страдальцев за почитание икон стали темой житий и мартирий, написанных после преодоления иконоборческой ереси. Стефан, который, возможно, служил диаконом в храме Святой Софии, исполняя также должность нотария и рефендария, и участвовал в деяниях VII Вселенского Собора, составил, по его же словам, через 42 года после казни соименного ему святого Стефана Нового (следовательно, около 810 г.) его житие с подробным описанием мученического подвига защитника икон, казненного по приказу императора Константина Копронима. Житие Стефана Нового послужило образцом для позднейших агиографических произведений Это житие послужило образцом для позднейших агиографических произведений о святых, пострадавших от гонителей икон: в 820-е годы монахом Феостириктом было написано житие Никиты Мидикийского – исповедника, пострадавшего при возобновлении гонений на иконопочитателей. В те же годы было составлено анонимное житие святителя Иоанна Готского, родившегося в Тавриде, ставшей в VIII столетии прибежищем для монахов, гонимых за почитание икон, там же хиротонисанного во епископа и подвизавшегося в противостоянии иконоборцам. В этом ряду стоят и жития патриархов Константинопольских Никифора Исповедника и Мефодия, знаменитых духовных писателей: преподобного Феодора Студита, преподобных Феодора и Феофана Начертанных, а также знаменитого историографа Феофана Исповедника. Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и ис­по­вед­ник Сте­фан Но­вый В IX веке написаны были и жития угодников не из числа мучеников и исповедников. Высокими литературными качествами и незаурядным своеобразием отличается написанное монахом Никитой житие его деда и восприемника святого праведного Филарета Милостивого, внучка которого по имени Мария стала супругой императора Константина VI, несчастного сына святой Ирины.

http://pravoslavie.ru/144078.html

Возглавляли крестный ход руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга протоиерей Максим Плетнев, настоятель храма святителя Иоанна Милостивого на ул. Доблести в Санкт-Петербурге протоиерей Валерий Швецов, председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинг радской области иерей Евфимий Добрянский. Всего в крестном ходе в этом году приняло участие шесть священников. Погода в целом благоприятствовала участникам молитвенного шествия – был легкий морозец, шел небольшой снег. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем, после 11 часов дня, участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Валерий Швецов. По окончании литии отец Валерий произнес краткую проповедь. «Наш крестный ход есть возрождение добрых и славных трезвеннических традиций. Это значительная веха в нашей деятельности, и неслучайно именно 1 января мы совершаем это славное деяние. В этот день, с одной стороны, мы празднуем память святого мученика Вонифатия, который показывает нам примером своей жизни, что возможно восстать из греха и ада до высот райской жизни. С другой стороны, этот крестный ход есть призыв ко всем верующим людям с тем, чтобы начать молитвенно и в бодрствовании новый год, чтобы его провести в христианском доброделании и трезвении», - отметил о. Валерий.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/03/vo...

Возрождение святыни земли Эстонской Ильинский храм 2 августа 2005 года в Васкнарве в Ильинском скиту Пюхтицкого монастыря был освящен правый придел храма в честь Иоанна Крестителя после капитального ремонта. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма совершил митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий в сослужении многочисленного духовенства. За праздничным богослужением молились настоятельница Пюхтицкого монастыря игумения Варвара с сестрами, присутствовали представители местных властей, председатель городского собрания города Кохтла-Ярве Валерий Корб, многочисленные гости. Храм был переполнен молящимися. Утром колокольный трезвон возвестил о прибытии Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Корнилия в Васкнарву. В обновленном храме Его Высокопреосвященство был встречен Настоятельницей монастыря игуменией Варварой и духовенством. Два монастырских хора попеременно пели «входное». Освящение храма началось после того, как Владыка митрополит, облачившись во все священные одежды и особую белую одежду, одеваемую поверх, с сонмом сослужащего духовенства вошли в алтарь, где Его Высокопреосвященство совершил кропление святой водой, помазание миром и другое по чину освящения, читая при этом особые молитвы. Торжественно и молитвенно совершалось освящение престола правого придела при пении указанных уставом псалмов. Затем последовало освящение храма, при котором совершалось каждение всей церкви, кропление святой водой и помазание миром крестообразно стен храма. После завершения чина освящения храма митрополит Корнилий, предшествуемый священниками и диаконами, направился в левый Никольский придел для перенесения святых мощей, приготовленных для новоосвященного престола. Торжественно при большом стечении народа совершался крестный ход с мощами вокруг новоосвященного храма. Во время крестного хода особо молились и просили Милостивого Господа молитвами пророка Илии послать благословение храму и молящимся в нем. После крестного хода митрополит Корнилием освятил антиминсы. Закончился чин освящения храма уставными многолетиями.

http://pravoslavie.ru/1951.html

Впервые об И. упоминается в послании 431 г. пресв. Урания к Пакату. По словам Урания, перед смертью св. Павлину Милостивому, еп. Ноланскому, явились свт. Мартин Милостивый, еп. Турский, и И., «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя» ( Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum//PL. 53. Col. 861). О мученичестве И. известно из лат. актов (см. Акты мучеников ), сохранившихся в неск. редакциях. Наиболее древние - составленные в VII в. т. н. Болонские акты (названы по ркп. XII в. из Болоньи). Акты со вставками и с дополнениями из др. редакций были опубликованы в 1744 г. А. Маццокки ( Mazzocchi A. S. In vetus marmoreum Sanctae Neapolitanae Ecclesiae Kalendarium Commentarius. Neapoli, 1744. Vol. 1. P. 269-279; впосл. неоднократно переизд.). Критическое издание было осуществлено в 1940 г. Д. Маллардо. Вероятно, уже в 1-й пол. VIII в. Болонские акты были известны прп. Беде Достопочтенному , их появление в англосакс. Британии можно связать с деятельностью прп. Адриана, настоятеля мон-ря святых Петра и Павла в Дуроверне (ныне Кентербери), бывш. аббата мон-ря Лукуллан близ Неаполя. В средние века большей известностью пользовались Ватиканские акты, расширенная версия Болонских актов, к-рые были составлены в VIII-IX вв. Именно Ватиканские акты легли в основу литургических чтений в честь И. в рим. богослужебных книгах и стали источником для кратких сведений о святом в Мартирологе Адона Вьеннского (под 19 и 23 сент.), а также для поэтического переложения Флодоарда Реймсского ( Flodoardus Remensis. De triumphis Christi apud Italiam. VIII 5//PL. 135. Col. 735). В X-XI вв. были составлены Путеольские акты, или Мученичество св. Прокла (ActaSS. Sept. T. 6. P. 761-794; при подготовке к публикации болландист Я. Стиллинг получил копию Путеольских актов из куриального архива г. Поццуоли). В IX-XI вв. в герм. мон-ре Райхенау было составлено Мученичество святых Феста, Соссия, Евтихия и Акутия. Этот текст наиболее близок к Ватиканским актам, важным дополнением является сказание о перенесении мощей 4 мучеников в Райхенау в 871 г. Сведения об И. содержатся также в Актах св. Соссия (т. н. Легенда Иоанна Диакона), составленных ок. 900 г. по указанию Неаполитанского еп. Стефана III диаконом ц. Сан-Дженнаро аль Ольмо Иоанном в связи с перенесением мощей мч. Соссия из Мисена (ныне Мизено) в Неаполь.

http://pravenc.ru/text/200381.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010