В ходе работ в 2017-2019 г.г. была отреставрирована колокольня, воссозданы утраченные верхние ярусы, по двум нижним ярусам проведены реставрационные работы. Колокольня воссоздана. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru «Церковь Спаса Нерукотворного («Спасо-Пробоинская»)», 1696-1705 гг. Кирилло-Афанасьевского мужского монастыря является объектом культурного наследия регионального значения. Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Обитель имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь святителей Кирилла и Афанасия. Открытие обители было связано с обретением чудотворного образа Спаса Нерукотворного в 1612 году. «Церковь Спаса Нерукотворного («Спасо-Пробоинская»), 1696-1705 гг.» расположена на территории Кирилло–Афанасьевского монастыря в историческом центре города Ярославля и северным фасадом формирует парадную площадь монастырского двора. Каменное здание Спасо-Пробоинской церкви построено на месте одноименного деревянного храма, сооруженного в 1612 году «всеобщими силами (жителей Ярославля – Ред.) и в один день» и освященного во имя Нерукотворного образа Спасителя, избавившего Ярославль от морового поветрия. Первый храм сгорел в 1614 году и на его месте вновь была возведена деревянная церковь. После того, как пожары еще дважды уничтожали деревянные храмы этого прихода, жители города решили построить каменный храм. Грамота на его создание была получена 26 июня 1696 года. Строительство было завершено в 1705 году. Главный престол освятили во имя образа Нерукотворного Спаса, придел в алтаре (с южной стороны) - во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной — во имя преподобного Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Стенописи храма выполнены позднее, в 1741 году, известными ярославскими мастерами, чьи имена были указаны в храмозданной надписи на южной стороне здания. Спасо-Пробоинский храм неоднократно перестраивался в течении XVIII-XIX веков.

http://sobory.ru/article/?object=05737

«Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций» HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Перевод с новогреческого Александры Никифоровой «Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций» Старец Герман имел великое дарования духовничества: через таинство исповеди и причащения Святых Таин он даровал облегчение и врачевание многим, приходившим к нему со своими скорбями и горестями. Жемчужины его наставлений ценны тем, что извлечены они из глубин выстраданного подвигом духовного познания. Старец Герман Ставровунийский Кипр издревле называют «островом святых» благодаря сотням преподобных, мучеников и святителей, подвизавшихся здесь, сохранивших чистоту веры и крепостью духа отстоявших свою нацию у завоевателей — венецианцев, турок и англичан, оккупировавших остров на протяжении его многовековой истории. Традиция христианской добродетели, освященная евангельским Лазарем Четверодневным, занимавшим, согласно церковному преданию, епископскую кафедру на Кипре после воскрешения Господом из мертвых на протяжении тридцати лет, жива и поныне. Многие киприоты и сегодня помнят старца Германа из монастыря Ставровуни (1906-1982), его кротость и любовь к людям. Георгий — это его мирское имя — родился в деревне Авгору на Кипре от благочестивых родителей — Николая и Маргариты Хадзигеорги. Прочитав в детстве житие преподобного Иоанна Кущника, мальчик воспламенился желанием стать иноком. В 16 лет он пришел послушником в древний, знаменитый монастырь Ставровуни, наиболее строгий из кипрских монастырей. Там с XΙX века не угасали святогорские традиции, принесенные с Афона в 1889 году преподобным игуменом Дионисием (Христидисом) (1816-1902). В Ставровуни прошла вся дальнейшая жизнь старца Германа. В 24 года он был пострижен в монахи, в 29 - принял великую схиму. В 1952 году избран братией духовником и игуменом обители. С 1957 года, после преставления двух великих старцев Ставровуни - Киприана в 1055 году и Макария в 1957, он воспринял духовное попечение о женских монастырях св. Георгия Аламану и Преображения Господня в Каймакли, позднее обителей св. Мины, иконы Божией Матери Сфалангиотиссы, иконы Божией Матери " Живоносный Источник " . Старец Герман имел великое дарования духовничества: через таинство исповеди и причащения Святых Таин он даровал облегчение и врачевание многим, приходившим к нему со своими скорбями и горестями. Жемчужины его наставлений ценны тем, что извлечены они из глубин выстраданного подвигом аскезы и отказа от самоугождения ради непрестанного служения ближним духовного познания. Старец Герман рядом с главной святыней монастыря Ставровуни - частью древа Животворящего Креста Господня Из писем кипрского старца ΧΧ столетия Германа Ставровунийского Ваш комментарий Другие статьи этого раздела

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Глава I. От устья Дуная до Синопа. – Каварна, Варна, Сизеболи. Гераклея, Амастрис, Инеболи. Ветер, к счастью, был нам попутный, и через два дня и одну ночь, пройдя расстояние в двести пятьдесят миль, мы достигли скалы 809 , и пристани на побережье Мангалии, Кюстендже и Калиакры, имя которой – Каварна. Здесь, по нашим усиленным просьбам и мольбам, обращенным к капитану корабля, он стал с нами на якорь. В море мы провели самую печальную ночь: дул сильный ветер, и вследствие качки корабля мы во всю ночь не могли вкусить сладости сна. Поистине мы погибали и умирали от действия морского воздуха, и в желудке у нас решительно ничего не держалось. Лишь только мы увидели утреннюю зарю, как обратились с просьбой к капитану, и он, уступая нашим мольбам, высадил нас на берег, и мы пошли в вышеназванный город, расположенный на вершине холма. Остановившись в доме одного священника, мы пробыли у него до полудня пятницы, ибо ветер переменился; и здесь мы пришли в себя и наслаждались, вдыхая свежий воздух. Как скоро ветер снова стал попутным, с корабля прибыли за нами люди, и мы пошли с ними, как будто шли на заклание. На корабль мы возвратились с некоторым отвращением, и в субботу утром, проплыв расстояние в двадцать семь миль, мы прибыли к хорошо известному городу Варне с ее замком, расположенному также в области Румелии. На море между тем разыгралась сильнейшая буря. Из этого места мы отплыли в понедельник утром к городу Сизеболи, знаменитому своим монастырем Иоанна Крестителя, расположенным вблизи него на острове, – но впоследствии перемещенным турками, так как в каком-то году несколько человек донских казаков, измученные бурей на море, нашли убежище на этом острове. Турки немедленно выступили, чтобы напасть на них; но казаки, собрав свои силы в названный монастырь, перебили большое число турок, которые не могли одолеть их. Потом казаки сели на свои суда и удалились, Таким образом, монастырь, по повелению султана, был перемещен, чтобы казаки не могли в другой раз найти в нем убежище. Ветер носил нас теперь над пучинами моря, пока не приблизились мы к скале и пристани, лежащей от последнего города в расстоянии ста миль и носящей имя Карби; вблизи находится большой и хорошо известный остров, на коем расположена обитель Неусыпающих, о которой повествуется в житии св. Иоанна Кущника 810 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настоящее состояние монастыря Св. храмы и часовня В Жабынской пустыни в настоящее время находится четыре каменных храма; три внутри монастыря: а) соборный во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, холодный; б) теплый во имя Знамения Пресв. Богородицы с приделом в притворе во имя трех вселенских святителей, и в) церковь при архиерейском доме, двухъярусная: внизу рождества св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху во имя Вознесения Господня и г) один вне монастыря на протоке речки Жабынки – во имя святителя Николая. 1. Соборный храм построен в начале прошедшего столетия в 1708 г., восстановителем сей обители игуменом Тихоном, но не совершен сводами и крышею; в последствии вместо сводов сделан потолок, а крыша покрыта тесом; при строителе о. Сергие все ветхости сего храма были исправлены, а в 1811 г. крыша его покрыта железом, под нею устроено вместо бывшей одной пять голов с железными крестами, окованными по местам шинным железом, а снаружи обиты листовым, сделаны связи для оковки фонаря и вокруг церкви по пелину из шинного железа. Работы производил по подряду Тульский оружейный мастер Аким Васильев Кепанов за 734 руб. 50 коп. В 1838 г. при настоятеле Венедикте, собор расписан внутри, усердием Калужского купца Андрея Афанасьевича Чечихина. Высокий и стройный квадрат храма освещен окнами в два света: вверху с каждой из боковых сторон по три окна (с дуговыми перемычками), внизу с северной два, с южной одно; алтарь освещен 5-ю окнами; наружных украшений нет вовсе, кроме лопаток по углам и репчатого пояса (платбанта) вокруг всего храма, под карнизом крыши. С западной и южной стороны пристроены ко входным дверям две каменные низкие паперти, с дуговыми крытыми железом крышами и пролетами по сторонам, сделаны усердием преосвящ. Дамаскина, который погребен (1851 г.) при сем храме в могильном склепе устроенном, по его личному распоряжению, с южной стороны храма близ алтарной стены. У той же южной стены храма погребен, как показывает вставная извнутри в нее каменная с надписью плита, живший здесь на покое в начале прошлого столетия Болховского Оптина монастыря архимандрит Сергий. На плите изображено: „1721 года Генваря в 15 день в 5-м часу ночи преставился священно-архимандрит схимонах Сергий, на память преподобных отец Павла Фивейского и Иоанна кущника в Белевской Жабынской Макариевой пустыни, при бытности той обители отца игумена Тихона, бывшего ризничего в Москве при господине преосвященнейшем Иларионе митрополите Сарском и Подонском, и погребен на сем месте“. Свод храма опирается на два четвероугольных высоких столба, за ними устроены киоты для икон; как столбы, так равно стены и своды настоящей и алтаря расписаны живописными изображениями из св. истории ветхого и нового заветов. Фонарь средней главы, осмигранный сквозной, освящен 8–10 узкими окнами, а боковые на глухих подставах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

От Карей к морю, полтора часа ходу, шестой монастырь – Ставроникита, во имя святителя Христова Николая чудотворца; от Иверского монастыря до него, по берегу моря, один час ходу. Монастырь мал и беден, храм не велик, но прекрасен и весь иконописан. Имеет в себе чудотворную икону святителя Николая, не красками писанную, но изображенную мусиею. Сия икона обретена в море сицевым образом. 119. Чудотворная икона святителя Николая Когда Святейший Патриарх Константинопольский Иеремия был в России, в царствование благочестивого Российского царя, Феодора Иоанновича, и поставил в России первого Патриарха Иова: тогда, как сам царь, так и прочие россияне щедро наградили его. Он же, возвратившись в Константинополь, захотел поправить афонские монастыри, а паче обратил внимание на монастырь Ставроникиту, который был уже почти разрушен. Сей монастырь прежде был во имя Иоанна Предтечи. Когда же начали его строить, то почти построили снова. Когда воедино время рабочие ловили рыбу, то из моря неводом вытащили икону святителя Николая, мусиею изображенную: между очей на лбу мусия высорилась, и в той язвине вместилась устрица. То видевши, мастера и братия сказали Патриарху. Когда начали устрицу вытаскивать, то от иконы пошла кровь, которая и доднесь видна на иконе. Видевши Патриарх Иеремия сие чудо, преименовал монастырь во имя святителя Николая. Стоит монастырь на камени, на скале, над самым морем; скала вышины сажен десять; весьма мал и тесен. Имеет много от святых мощей частей и великий крест из Честнаго Древа. Братия общежития не имеют; воды мало, и та теплая; лесу очень мало, и то мелкий. Имеет двенадцать келий с церквами, но весьма бедные. Хлебопашества много. Хлеба и масла много продают, и вина про себя становится 20 . Огород имеется хороший. Под ведомством сего монастыря сначала не мало я проживал. 120. Монастырь Пантократор От Ставроникиты один час ходу – седьмый монастырь, Пантократор: храм во имя Преображения Господня. Храм порядочный и весь иконописан; имеет в себе чудотворную икону Пресвятой Богородицы. В этой обители хранится святое Евангелие Иоанна Кущника, которое написали ему родители. Довольно имеет от святых мощей частей и крест Честнаго Древа. Воды имеет не много, и та теплая; лесу, хлеба, вина и масла довольно. Общежития братия не имеют. Под ведомством сего монастыря находится русский скит Илии пророка и еще другое славное место – Капсал: прежде был Капсальский скит, но ныне стоит пуст. По Капсалу много келий и колиб, в которых много проживает братий, а наипаче русских. На Капсале находится знаменитая келия, нарицаемая «Достойно», в которой сию песнь пел Гавриил Архангел. Монастырь Пантократор много имеет богатых и бедных келий и колиб; и довольно имеет лесов и хлебопашества, садов и виноградников. Стоит на скале; от моря, от воды саженей двадцать. 121. Русский скит Илии пророка

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Библиотека Ксиропотама содержит 409 манускриптов и около пяти тысяч изданий. Тридцать византийских актов Ксиропотамского архива охватывают период между 956 и 1445 гг. Дошедший в оригинале в монастырском архиве акт прота Павла от 1081 г. содержит собственноручные подписи монаха Русского монастыря Кириака (Акт. Ксиропот. 6:63.68; 64.69). А в завещании Феодоса (Феодула) Скараноса (ок. 1270–1274) упомянут некий кредитор Рус (Акт. Ксиропот. 9:82.61; 86.88). 445 Обители, скиты, келлии Другими монастырями Афона являются: Кутлумушский монастырь, построенный в 988 г. и являющийся одним из древнейших на Святой Горе с библиотекой в 600 рукописей и 3500 печатных изданий; монастырь Пантократора, основанный в XIV в., в библиотеке которого хранится Евангелие Иоанна Кущника и еще 316 рукописей (в т.ч. 68 пергаментных манускриптов XI-XIV вв.); обитель Каракалла, основанная, по преданию, в XI в. и восстановленная в конце XIII в. византийским императором Андроником II Палеологом, хранящая около 300 рукописей; монастырь Филофея, восстановленный в XI в. на месте раннехристианского храма и древнего монастыря, хранящий около 250 рукописей; монастырь Симона Петра, основанный в середине XIV в.; монастырь св. Павла, легендой относимый к VIII в. (но первые упоминания относятся к X веку), с XIVb. населенный в основном сербами, чья библиотека насчитывает около 500 рукописей; монастырь Ставроникита, основанный в 1543 г. на месте обители св. Иоанна Предтечи; монастырь Ксенофонта, основанный в X веке, в библиотеке которого хранится 300 рукописей; монастырь Кастамонита, существующий с XI в. (под современным именем – с 1393 г.) и хранящий 110 манускриптов. На Афоне также находятся многочисленные скиты, как сравнительно небольшие, так и превосходящие своими строениями иные монастыри (например, св. Андрея), келлии, каливы, кафисмы, исихастирии. Архивы этих обителей еще нуждаются в специальном исследовании и выявлении материалов, связанных с русским присутствием на Святой Горе. II. Документы о земельных владениях Русского монастыря и просопографические данные о русских на Афоне в Х1-Х11 вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Афонской горе пристали мы кораблем с восточной стороны, к монастырю Пантократову, то есть Вседержителеву. 1421 А оная гора от материковой земли взялась и продолжается от ночи на полдень, с обеих сторон море, в длину 80-т верст, а поперег ея местами от моря до моря верст 15-т и болше, а в другом месте и 20-т или болше. 1-й Монастырь Пантократов на восточной стороне стоит близ моря, в коем началной храм Преображения Господня. Есть чудотворной образ Пресвятая Богородици, 1422 моши: глава апостола Андрея Первозваннаго, 1423 Иоанникия Великаго 1424 глава же, Иоанна Кущника – его Евангелие, 1425 Феодора Тирона и щита его часть, 1426 и протчих немало. Скит святаго пророка Илии, 1427 русской, от моря в гору версты 2-ве. В сем храме Ильи пророка и мощей части доволно. 2-й Монастырь, называемой Ставроникитской, ибо строитель его был Никита. 1428 Стоит на восточной же стороне, близ моря, от Рускаго скита верст 7-ми, в коем началной храм святителя Николая чудотворца и образ Николая Чудотворца, в прежние годы пришел по воде тот образ. 1429 И мощей доволно: кира Иоанна, Козмы и Дамиана, 1430 и протчих доволно. 3-й Монастырь Иверской, от иверскаго князя 1431 состроен, на восточной же стороне близ моря, в коем началной храм Успения Пресвятыя Богородици и чудотворной образ Пресвятыя Богородицы Иверской. А в другой церкве Богородицина икона: в шею ея лика варвар ударил ножем, и ныне кровь видна на шее. 1432 И мощей части много. 4-й Монастырь, называемой Филостей, ибо строитель его был Филостей. 1433 На восточной же стороне от моря в гору 3-ри версты, от Иверскаго расстоянием 10-ть верст. В нем началной храм Благовещения Пресвятыя Богородици, и мощей части немало. А Афонская гора, святогорские монастыри посему наречены. Когда Христос вознесься на небеса, и апостоли метнуша жребий, кому в которую страну идти проповедать христианскую веру, тогда и Богородица прия на себя жребий. И по жребию ей досталось оное место и гора Афонская, а в ней жители были все заблужденные идолопоклонники, кланялися идолом, а паче сказать – бесом, в них живущим. И Богородица по времени спустя собралась ехать во свою часть. И как она толко тронулась из Иерусалима, то во Афонской горе все идолы заплакали и сотворили плач велий, где-либо какой идол стояще. То народ все устрашились и думают: «Что будет сие? Все мы погибнем, ибо и боги наша погибают!» И стали спрашивать своих богов, отчего они плачут. И принужденые были Божиим промыслом, сказали, что Божия Матерь идет «и нас всех погубит, изгонит». И как Богородица кораблем приплыла ко брегу и вышла на брег, рекла: «Падите вы все, идолы!» По ея словесы все идолы пали и перекололись, и бесов всех изгна, и чудодействия не ста. 1434

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Б. Сорочан Хронологизированный перечень агиографических источников (персоналии) IV век Евсевий Памфил (330-е гг.). Жизнь Блаженного василевса Константина (324–337) Афанасий Александрийский (третья четверть IV в.). Житие Антония Египетского (ок. 250–356) Аноним (вторая пол. IVb.). Житие Пахомия Великого (ок. 290–346) Григорий Назианзин (370-е гг.). Панегирик сестре Горгонии (ум. 370–374) Григорий (конец IVb.). Элогиум Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Григорий (конец IV в.). Житие Григория Богослова , Патриарха Константинопольского (329 – ок. 390) Григорий Нисский (380 г.). Житие Св. Макрины (IV в.) V век Аноним (Vb.?). Повесть об убиенных Синаитах-мучениках (IV в.) Аноним (Vb.). Житие и чудеса Василия Великого (ок. 330–379) Аноним (Vb.). Житие Афанасия Великого , епископа Александрийского (ок. 295 – ок. 373) Аноним (Vb.). Житие Григория Нисского (ок. 335–395) Аноним (Vb.?). Житие Евпсихия (IV в.) Аноним (Vb.). Апокрифическая легенда об Авгаре (IV-V вв.) Аноним (Vb.). Житие Фоки Синопского (IV в.) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (IV в.) Тимофей, Патриарх Александрийский (Vb.). Чудеса муч. Мины (IV-V вв.) Палладий Еленопольский (нач. V в.). Диалог на Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Аноним (первая пол. Vb.). Житие Епифания, епископа Кипрского (ум. 402/403) Марк Диакон (ок. 350–430). Житие Порфирия, епископа Газского (ум. 419/420) Каллиник (ум. ок. 446). Житие Ипатии (366–446) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (V в.) Геронтий (?) (ум. ок. 484). Житие Мелании Младшей (Римлянки) (383–439) Аноним (вторая пол. Vb.?). Достопамятные предания о Пимене Великом (ум. ок. 450) Антонин (последняя треть Vb.). Житие Симеона Стилита (389–459) Аноним (Vb.). Чудеса Св. Феклы в Мериамлик (V в.) Аноним (V в.). Житие Иоанна Кущника (V в.) (переведено во второй пол. IX в. Анастасием библиотекарем) Мартирии Saints Notaires (V-VI вв.) Аноним (кон. V – нач. VI вв.). Житие Даниила Стилита (409–493) Аноним. Житие Св. Анины (вторая пол. V в., ум. до 500 г.) Александр Монах (V – первая пол. VI вв.). Сказание об обретении и воздвижении Святого Креста (IV в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие же нового представления благочинного протопресвитеру и доклада последнего Государю относительно того же предмета, в марте 1889 г. последовало согласие Императора на то, чтобы обить серебряными, позолочеными, согласно прежнему рисунку, орнаментами 84 боковые стороны, раки не две, а три, – не прилегающие к стене 85 , вместо старой железной устроить из меди новую сень и стенки, сохранив их прежний рисунок, и затем позолотить, 3) сень утвердить не на двух кронштейнах, как было прежде, а на четырех медных, позолоченых, колонках, 4) в медальоне, предназначенном для иконы преп. Сергия, написать совместно изображение и преп. Андрея Критского , 5) к плинтусу раки прикрепить серебряную дощечку с надписью: «Сия рака и сень возобновлена усердием коммерции советника Петра Арсеньевича Смирнова». Прошло пятьдесят лет со времени последнего возобновления иконописи и стенописи во храме, и оказалась существенная нужда в новой реставрации оных. Вследствие копоти и особенно пыли, стенопись и иконы в храме настолько потемнели, что некоторые изображения не только в своих отдельных частях, но и целиком, были скрыты, как напр. – иконы двунадесятых праздников в иконостасе, или же были сильно попорчены. Реставрация была произведена как в главном храме, так и примыкающем к нему пределе св. исповедников Гурия, Самона и Авива и, начавшись осенью 1911 г., окончилась весною 1912 г. Средствами к производству возобновления послужили 5000 р., оставленные на сей предмет по завещанию покойного начальника Московского дворцового управления генерал-лейтенанта Вавилы Алек. Кузнецова, и 2000 р., пожертвованные настоящим церковным старостой собора г. Сапожниковым. Реставратором был московский художник Г. И. Чириков, которым иконостас был в главном храме очищен, а равно и стены, недостающие части у икон и стенописных изображениях дорисованы в стиле, соответствующем сохранившим частям. Кроме главного храма во имя Преображения Господня, в соборе с древнего времени существовали малые церквицы или пределы, носившие разные названия. Так, в описной книге оружейной палаты за 1584 г. упоминается о пределе в честь святых: Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца 86 , в ружной книге от 1631 г. – трех исповедников Гурия, Самона и Авива, трех вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о и св. Спиридона, епископа Тримифунтского 87 , а в делах патриаршего приказа за 1632 г. – происхождения древа честного и животворящего креста Господня и в 1635 г. – еще св. Стефана, епископа Пермского, сорока мучеников, великомученика Мины и Архангела Михаила, причем последний предел вследствие того, что на храмовой иконе были написаны Архангелы Михаил и Гавриил, нередко назывался по имени последнего 88 . Что же касается до неодинакового названия других пределов, то оно, вероятно, объясняется тем, что, при неоднократных возобновлениях собора и пределов, последние получали новое название, не переставая в то же время носить и прежнее имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Евсевия епископа Самосатского, свв. столпников Даниила и Акакия, св. Иоанна Кущника, сорока мучеников, Фоки епископа Синопского, Климента Анкирского, Параскевы-Пятницы, св. девы Елены, св. Аверкия, Иоанна Милостивого, Марии Клеоповой, св. Ирины, муч. Феодосии, прор. Елисея, муч. Лазаря, Спиридония Тримифунтского, Григория Богослова , великом. Агафоника и святых младенцев, избиенных Иродом; рог прор. Самуила, из которого он, по преданию, помазал на царство Саула и Давида, сосуды алавастровые свв. жен мироносиц и многие чудотворные Образы Спасителя и Богоматери 39 . Следует прибавить к этому, что Константинополь считал своим просветителем и покровителем св. ап. Андрея, который по словам одного византийского сказания, был в древней Византии и в предвестие будущей славы ее собственными руками вырезал каменный крест, привлекавший в более поздние времена благочестивое внимание христианских паломников; а по словам другого сказания основал даже церковь в Пере – древн. Аргирополе. Из представленного голого и, разумеется, далеко не полного перечня византийских святынь, не трудно усмотреть, что большая часть из них была собрана сюда с разных концов тогдашнего христианского мира: Иерусалима, Рима, Александрии, Антиохии, Ефеса, Каппадокии, Халкидона, Кипра, Патр, Тарса, Медиолана, Доростолы, Сирмиума, Библоса и других малоизвестных городов и местечек; не трудно извлечь себе ясное понятие о том, что новый Рим очень рано, не позднее второй половины V столетия, приготовился к церковно-религиозному представительству для всего христианского Востока и выступил в роли серьезного соперника с древним Римом. События последующей истории: двойная осада и взятие последнего варварами, утрата Александриею в царствование импер. Юстиана своей гегемонии и вообще просветительного значения на востоке, упадок во второй половине VI века Сирии, ставшей потом центром мусульманской борьбы, опустошительные набеги на св. землю в VII-VIII столл. Арабов и Персов, как нельзя больше, способствовали сосредоточению общехристианской святыни в Константинополе, занимавшем к тому же весьма выгодное географическое положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010