Никифор Каллист передает также, что игумен Александр перенес свой монастырь от церкви св. Мины к самому устью Понта. Антоний, говоря о службах св. Софии, кратко замечает: «И есть в Цариграде Неусыпающий монастырь: по вся бо недели по церквам неизменно стоят чрез нощь до света, молящи Бога; и тако творят присно; покаянных отцев белцев не держат, но иноков старых и умеющих заучите закону Господню». Можно предполагать, что сам Антоний не был в главном монастыре, расположенном далеко от города и лишь видел службы монахов этой обители, живших в монастыре, находившемся на берегу, недалеко от Ипподрома 82 . Известно, что обители этого имени находились и в других частях византийской империи. Одним из монахов этой обители был Иоанн Калибит, более известный у нас под именем Иоанна Кущника, живший во второй половине V столетия (между 450 – 70 гг.). Вскоре по его смерти, по словам Кедрина, его знатные родители magister militum Евтропий и Феодора построили на месте кущи, им оставленной при своем доме, где он и прожил неузнанный, церковь в память ему или большой странноприимный дом. Часть мощей его была перенесена при папе Формозе в эпоху иконоборства в 706 г. в Рим, в Транстевере, но голова сохранялась в Константинополе, и Антоний 83 , описывая церкви по берегу Золотого Рога от св. Лаврентия, упоминает: «и святый Иоанн Кущник лежит у врат двора своего (небольшая часовня), и крест его на железне пососе». Из этих, хотя косвенных данных, мы можем извлечь себе, однако же, ясное представление о том, что во второй половине V стол. Константинополь уже приготовился к своему представительству для всего христианского Востока, и что народное религиозное движение было настолько уже сильно, что не только не стеснялось нерасположением иди даже еретичеством императоров, напр. Анастасия, но лишь усиливалось и развивалось от этих стеснений. Заслуга Юстиниана состояла именно в том, что он, поняв назначение и роль столицы в христианском мире, приложил всю свою прозорливую политику к достижению ясно усмотренной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Леонтьевское. Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Леонтия Ростовского. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ярославская область, Большесельский район, с. Леонтьевское Координаты: 57.707614, 38.757813 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Храм во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных построен в 1800 г. на средства крестьянина М.В.Орешникова. В 1905 г. на средства прихожан и пожертвования крестьянина Е.Е.Новикова проведены реставрационные работы. Закрыт в 1934 г. Возвращен Русской Православной Церкви в 1997 г. Храм во имя Святителя Леонтия, епископа Ростовского, чудотворца, построен в 1730 г. на средства прихожан на месте одноименной деревянной церкви. В 1842 г. перестроена трапезная. Село Новолеонтьвское (Леонтьевское). В селе церквей две: Леонтьевская и Михайловская, обе каменные, прочные. Первая о двух престолах: летний - в честь св. Леонтия, Ростовского чуд., зимний – в честь препод. Иоанна Кущника. Первоначально построена в 1730 г., зимняя перестроена в 1842 г. старанием прихожан. Михайловская церковь об одном престоле - в честь архистратига Михаила, церковь осенняя, каменная, прочная, построена в 1800 г. прихожанином дер. Зайкова, крестьянином Михаилом Васильевичем Орешниковым. Церковной земли 82 десятины 1210 кв. саж. Церковных домов три: для жительства священника, для жительства диакона и церковная сторожка; все дома деревянные, прочные. Церковного капитала в процентных бумагах 6856 руб. Прихожан муж. пола 786, жен. 899. Леонтьевский погост с церковью и жительство причта расположены по обоим берегам реки Юхоти: церковь в низине, а жительство причта на возвышенной равнине. В приходе новосельское земское училище, детский приют, богадельня, последняя содержится на пожертвования. Библиотек две: при Новосельском волостном правлении – земская и при Новолеонтьевской церкви - церковно-приходская. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик; причтового капитала в процентных бумагах 7470 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01335

Но в то время, как резчики печатей довольствовались изображением Архистратига с копьем и щитом, иконописцы избрали для моленной иконы тему ангельского славословия: архангел держит пред собою образ Спаса Эммануила, Бога, с нами присно сущего, в образе отрока или младенца, с крестным нимбом Спасителя, именословно благословляющего, и надписью имени I с X с . В нашей иконе все черты иконографической темы присутствует: архангел держит медальон образа Эммануила левой рукою у груди, в правой держит копье (острие на рисунке опущено, оно изображено на иконе поверх нимба). Голова архистратига повязана диадемою (концы повязки видны за ушами) с драгоценным камнем посреди; на архистратиге царский лорон, обернутый вокруг тела, как диаконский орарь, по образцу изображений архангелов, установившихся в 10–12 веках. Весьма возможно, что изображаемая здесь, икона относится к абассинскому мастерству, откуда происходит ее грубая, варварская неумелость в изображении фигуры, одутловатость лиц, уродливый рисунок рук и убогая живопись. Икона копирует однако греческий образец, но варварски заботливо передавал убор из драгоценных камней и в тоже время искажая основные контуры лиц. Судя по многим признакам письма, икона была исполнена не ранее 16 века. 4. Фрагмент иконы грузинского письма (таб. 4) по-видимому, четвертая часть иконы, на которой было некогда 12 святых, а ныне уцелело только три погрудных изображения (и остатки трех подобных). Грузинские надписи, начиная с верху, называют: св. Алексия, человека Божия, св. Иоанна Каливита, или Кущника к св. Константина. Первые два святых известны, что касается св. Константина, то проф. Петров полагает необходимым искать этого святого между святыми этого имели в Грузии 4 . Между грузинскими святыми имени „Константина», по словам проф. Н. И. Петрова , известны следующие: «Константин, сын царя Ираклия, 7 века; Константин, князь аргвентский, пострадавший в 8 веке, вместе с князем Давидом, за исповедание веры от Халифа Эмиль-ель-Муменима в царствование Льва Исаврянина, и Константин князь грузинский, пострадавший на 80 году своей жизни в Багдаде за исповедание И.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

3 Коллекции древних восточных икон и образщиков древней книжной живописи, завещанные преосв. Порфирием (Успенсхим) Церковно-археологическому Обществу при Киевской Духовной Академии, брош., 41 стр., Из журн. «Труды Киев. Дух. Акад.» за мес. Сент. и Окт. 1886 г. 4 Коллекции восточных икон, стр. 12. Цагарелли, Памятники грузинской старины в Св. Земле и на Синае Правосл. Палестинский Сборник, вып. 10, 1888, стр. 137–8. 5 Пр. Порфирий, основываясь на тех же особенностях письма и притом на особой свежести сохранения красок иконы, относит икону к очень позднему времени, а именно в 17 стол предполагая, что «святцы» были посланы на Синай из Москвы в 1689 году при Петре 1 и пр. и пр., – соображения анекдотического характера Проф. Петров, усмотрев древний характер письма, отодвигает время иконы назад, но не решается идти выше 15 века. Для нас типы и характер живописи служат безусловным указанием более ранней эпохи. 6 Пр. Порфирий, там же, грузинскую надпись переводит именем Иоанна Кущника (Каливита). Проф. Петров читает имя Iecce Калыкыти, но в этом произношении имени не видит этого святого, но неизвестного Иессея, Исе, святого епископа 6 века. Одежда представляет отшельника, не епископа, и, кроме того, Преос Парфирий указывает особую примету святого: он держит в левой руке Евангелие в богатом окладе, с камнями, а сам одет в рясу с козырем, напоминающую капуцинскую, и о нем известно, что он «всю жизнь носил на своих персях то Евангелие, которое дала ему мать его, когда он был еще малый отрок». 7 См. таблицу 8 фототипического альбома, приложенного к моему исследованию «Памятники христианского искусства на Афоне», ныне издаваемому при 2 отделении Академии Наук. 9 см мое сочинение «История и памятники византийской эмали» СПБ. 1892 г. изд. А.В. Звенигородского, стр. 184. 10 Подробный перечень различных черт стилизации 2 периода процветания византийского искусства, см в 6 главе французского моего издания «Histoire de l " art Byzantin considéré principalement dans les miniatures» Tome 2 Paris. 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Черновицко-Буковинскую епархию 5 декабря 2014 г. 11:17 3-4 декабря 2014 года  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий  посетил Черновицко-Буковинскую епархию . 3 декабря, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Предстоятель Украинской Православной Церкви  совершил всенощное бдение в Свято-Духовском кафедральном соборе города Черновцы. Его Блаженству сослужили архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , епископ Ирпенский Климент и епископ Хотинский Евсевий . 4 декабря, в праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил слежение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Введенского женского монастыря города Черновцы. Его Блаженству сослужили архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон , епископ Банченский Лонгин , епископ Ирпенский Климент и епископ Хотинский Евсевий. Кроме престольного торжества в этот день отмечалось 110-летие со дня основания Введенской обители. За Божественной литургией, после чтения Евангелия Блаженнейший владыка поздравил сестер, прихожан и паломников с праздником. Митрополит Онуфрий обратился к пастве с проповедью , в которой рассказал о смысле праздника и значении Церкви в жизни человека. По окончании Литургии Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил крестный ход вокруг центрального храма монастыря, а также вручил церковные награды священнослужителям и благотворителям обители. Женский Введенский монастырь в Черновцах был основан в 1904 году усилиями митрополита Буковины и Далмации Владимира (Репта). Монастырь находился на углу современных улиц Буковинской и Кармелюка недалеко от целого комплекса лечебных учреждений, включавшего Буковинскую детскую и Буковинскую краевую больницы. Поэтому основным служением сестер обители, как отмечалось в уставе, стал уход за больными и помощь санитарным службам в случае бедствий (эпидемий, наводнений и т.п.). Монахини также помогали детским приютам. Монастырь действовал до 1960 года. Затем монастырские постройки были отобраны властью, а сестер переселили в Крещатицкий монастырь. Через два года монастырь был ликвидирован окончательно. Монахини перешли в другие монастыри, а некоторые несли монашеский подвиг в миру. Введенский женский монастырь был восстановлен в 1994 году, после указа президента Украины о возвращении религиозным организациям культового имущества. На территории возрожденного монастыря был сооружен новый Свято-Троицкий собор с подземным храмом в честь преподобного Иоанна Кущника. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3864341.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ВЕЛИЧКОВСКИЙ (рубеж 40-х и 50-х гг. XVII в.- сент. 1701, Полтава), свящ., поэт. Происходил из священнического рода, получил образование, вероятно, в Киево-Могилянской коллегии в 60-х гг. XVII в. Его учителем и покровителем был игум. Варлаам (Ясинский ; впосл. митрополит Киевский). С нач. 70-х гг. XVII в. И. В. служил в Чернигове (возможно, перед этим - в Новгороде-Северском) у Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) . Был близок к сотрудникам типографии при Черниговской архиепископской кафедре, вероятно, и сам принадлежал к «товариству куншту типографського», выполнял функции редактора и корректора. В Чернигове И. В. жил не менее 10 лет. Здесь он женился на дочери полтавского протопопа Луки Симеоновича Марии и был рукоположен во иерея. С 1687 г. И. В. жил в Полтаве, предположительно с этого года и до смерти служил в Успенском соборном храме. Стал родоначальником династии священников, служивших в этой церкви, был дедом схиархим. прп. Паисия (Величковского) . Известен судебный процесс, к-рый велся в 1698 г. между И. В. и полтавской жительницей Катрой Павловной из-за спорного участка леса. Один из наиболее ярких представителей стиля барокко в укр. поэзии, И. В. известен как автор панегириков, эпиграмм, лирических и курьезных сочинений религиозного и светского содержания, теоретик фигурного стихосложения, переводчик. В основе его панегирика «Lucubratiuncula» (лат.- ночной труд), написанного в 1680-1683 гг. (на польск. яз. с вставками на латинском; единственный сохранившийся печатный экземпляр (Чернигов, 1684), происходящий из б-ки С. В. Величко, находится в РГАДА (ОРИ-иностр. 17918)), лежит евангельская притча о зерне, которое дает богатые плоды. Зерно символизирует архиеп. Лазаря (Барановича), плоды - его добрые дела. В духе лит. традиций барокко в панегирике представлены как библейские (Богородица, апокалиптический Агнец), так и античные образы (Минерва, Сизиф, Тантал, Ахилл). Приводятся польск. и лат. цитаты из Библии и сочинений Овидия. Текст «Lucubratiuncula» состоит из 272 строк, поделенных на 68 сапфических строф. Панегирик гетману И. Самойловичу «Дедаловы вирши» (1687) построен на древнегреч. мифе о Дедале и содержит призыв к реализации веры в делах и советы правителю: «церкви муровати», «учених любити», «наукам патроном особливым быти». И. В. преподнес текст в дар Самойловичу вместе с образом прп. Иоанна Кущника, патрона гетмана. Текст панегирика вошел в летопись С. В. Величко (1720) как исторический документ.

http://pravenc.ru/text/469842.html

Следует предупредить будущего послушникао том, что монашество – это крестоношение, что он вступает в жизнь подвижническую, в своем идеалесамую трудную на земле, но и благодатную. Нужно объяснить, какие труды, и, возможно, лишения ждут человека на этом пути, обрисовать его положение – равное и одинаковое со всеми братиями обители, которых ему предстоит учиться любить, носить их тяготы. В беседе следовало бы дать представление о том, что монашество – это евангельская жизнь. Не нужно думать, что человек сам знает и понимает такие прописные истины, что Евангелие – не просто книга для чтения, и нужно стремиться исполнять то, что в ней написано, что Христос в Своей земной жизни и страданиях оставил нам образ и сказал: «Научитеся от Мене, яко кротокесмь и смирен сердцем»(Мф. 11, 29). В большинстве случаев современные люди об этом не задумываются. Необходимо сказать о цели монашества, о том, что слушаясь и смиряя себя, утомляясь, претерпевая испытания, скорби, борясь со страстями, монашествующие выражают любовь к Богу, стремление угодить Ему, соединиться с Ним, обожиться. И если кандидат в братство воспримет все сказанное и выразит согласие проводить именно такую жизнь, тогда можно вести речь о вступлении в монастырь. На вступительной беседе настоятель должен дать некоторую начальную базу, на которой он как отец братства будет взращивать и воспитывать будущего монаха.Все сказанное станетдля поступающего в монастырь как бы «стартовой страничкой». И когда, в течение послушнического искуса или дальнейшей монашеской жизни, он будет борим страстями, встанет перед трудностями, если в его душе охладеет ревность по Богу, появится недовольство, его поведение изменится к худшему, и он будет роптать и предъявлять кому-либо претензии, его можно будет вернуть к«стартовой страничке». Так игумен Вифинскойобители Неусыпающихпрп. Маркелл (V век) предупреждал пришедшего к немупрп. Иоанна Кущника: «Сын мой! не под силу будет тебе нести иноческие подвиги и соблюдать строгие посты, так как ты еще очень молод.

http://bogoslov.ru/article/4717943

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАРИН ПЕРСИЯНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Марин Персиянин, Римский (+ 269 ), мученик . Память 6 июля . В царствование императора Клавдия II (268-270) святой Марин с женой Марфой и сыновьями Авдифаксом и Аввакумом пришел из Персии в Рим , чтобы поклониться гробам святых апостолов Петра и Павла. В то время на Римскую Церковь обрушились жестокие гонения и казни. Святой Марин с женой и сыновьями стали служить христианам, заключенным в темницах, и погребать тела казненных мучеников. В одной из тюрем они встретили узника по имени Кирин и с любовью служили ему, как претерпевшему многие истязания за веру во Христа. Гонение распространялось и захватывало все большее число христиан. В то время 260 христиан, среди которых был трибун Власт, посланные по приговору суда копать землю у саларийской дороги, были расстреляны из луков. Марин и его семья, узнав об этом жестоком убийстве, вместе с пресвитером Иоанном стали по ночам уносить тела мучеников и хоронить их в катакомбах. Вернувшись затем в темницу, где был заключен святой Кирин, они не нашли его, так как накануне его казнили, а тело бросили в Тибр. Исполняя свое святое служение, святые Марин, Марфа и их сыновья извлекли из реки тело святого мученика и предали его земле. Святые труженики были приняты христианами, которые продолжали тайно совершать богослужения во главе со святым епископом Каллистом, и скрывались у них от преследователей. В довершение великих подвигов милосердия святая семья удостоилась послужить Господу принятием мученической кончины. Язычники обезглавили мужественного исповедника Валентина пресвитера и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия , а вместе с ним были арестованы и преданы мучениям и жившие у них святые подвижники из Персии. По повелению императора, в 269 году святые Марин, Авдифакс и Аввакум были обезглавлены, а святая Марфа утоплена в реке. Мощи святых мучеников находятся в Риме , в церкви святого Иоанна Кущника , а мощи святого Валентина - в храме святой мученицы Параскевы . Использованные материалы Редакция текста от: 09.02.2009 21:47:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/12181.html

В этих словах инок почувствовал, что отрока призывает к Себе Сам Бог. Он клятвенно обещался взять его с собою при возвращении назад, и таким образом расстались. По отбытии инока в Иерусалим, блаженный Иоанн, желая жить по Евангелию, стал просить своих родителей приобрести для него Евангелие, чтобы, учась в нем словам Христовым, научиться совершать и дела, угодные Христу. Родители весьма порадовались при виде такого усердия сына к Божественному Писанию. Они тотчас наняли искусного писца, чтобы тот изготовил красивый список Евангелия; потом они обложили его золотом и украсили драгоценными камнями, чтобы сына их привлекали к усердному чтению книги не только сладость написанных внутри ее слов Христа, но и внешняя красота книги. Изготовив такое Евангелие, они подарили его сыну. С радостью приняв святую книгу, Иоанн стал усердно читать ее; сердце его услаждалось словами Христовыми, и он, возгораясь со дня на день все большею любовью к Богу, с нетерпением ждал возвращения из Иерусалима инока, которому открыл тайну своего сердца. По прошествии долгого времени, инок тот возвратился и был встречен Иоанном с великой радостью. – Вот, сын мой, я возвратился, как обещал, – сказал инок, – и если хочешь, возьму тебя с собою в монастырь. Блаженный Иоанн отвечал: – Благодарю Бога, возвратившего тебя в добром здоровье, удостоившего меня вновь увидеть тебя. Я готов в путь. Но что нам делать, если родители не захотят отпустить меня? Мать моя очень чувствительна сердцем, и когда она узнает, что я хочу оставить их, то будет обливать землю слезами и удержит меня, воспрепятствовав, таким образом, моему желанию. Умоляю тебя, отец мой, уйдем отсюда тайно, чтобы никто из моих родных и знакомых не знал ни о моем отбытии, ни о дороге, какой я ушел. – Сделаем, сын мой, так, как ты хочешь, – сказал инок, – и пусть Бог исполнит желание сердца твоего. Так они пришли на берег моря к пристани корабельной и, найдя корабль, стали просить владельца его, чтобы он отвез их в обитель неусыпающих. Но тот потребовал с них в уплату за провоз много золота, ибо говорил, что ожидает для корабля большого груза, равно как и для найма его для обратного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Второй храм В 1490 году — во время перестройки Кремля при Иване III монастырь был перенесён на другое место, где был основан Новоспасский монастырь. Древний собор, покинутый монахами, приобрел статус дворцового. К собору с южной стороны были пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым. Перестройку собора относят к правлению Василия III — 1527 год. Памятник пострадал во время пожара 1554 года. В делах Оружейной палаты 1584 г. упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. В ружной книге Оружейной палаты 1631 г. означены приделы: 1) Трехъ Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела. С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения. Третий храм В 1767 году, когда Екатерина II начинала перестройку Кремля, храм был возобновлён, но требовал капитального ремонта, что и было поручено архитектору Яковлеву. Масштаб предпринятых работ источниками не зафиксирован и порождает споры среди историков архитектуры. Перед разборкой храма в 1932 году были опубликованы данные, что при екатерининской перестройке Кремля храм был заново переложен в первоначальных формах, однако не столько из первоначального материала (известняк), сколько из кирпича. По тем временам это было обычным явлением (ср. судьбу старого собора в Можайске), причём перед разборкой, как правило, проводились тщательные обмеры. Впрочем, такой способ реставрации неизбежно искажал и внешний вид и внутреннее устройство древних памятников. Сохранились акварельный рисунок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет некоторым авторам предполагать его руководящую роль в реконструкции памятника. Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдор Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». В 1812 году французские солдаты разорили храм. В 1850—60-х годах по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера храм отреставрировали и заново расписали. При этом его постарались по возможности освободить от позднейших архитектурных привнесений.

http://sobory.ru/article/?object=21398

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010