Доказав, что болезнь и горестные ее следствия не ожесточили его сердца – что он умеет быть выше обыкновенных страстей человеческих и забывать личные, самые чувствительные оскорбления – Иоанн с прежнею ревностию занялся делами государственными, из коих главным было тогда усмирение завоеванного им Царства. Он послал Данила Адашева, брата Алексеева, с Детьми Боярскими и с Вятчанами на Каму; а знаменитых доблестию Воевод, Князя Симеона Микулинского, Ивана Шереметева и Князя Андрея Михайловича Курбского в Казань со многими полками. Они выступили зимою, в самые жестокие морозы; воевали целый месяц в окрестностях Камы и Меши; разорили там новую крепость, сделанную мятежниками; ходили за Ашит, Уржум, до самых Вятских и Башкирских пределов; сражались ежедневно в диких лесах, в снежных пустынях; убили 10000 неприятелей и двух злейших врагов России, Князя Янчуру Измаильтянина и богатыря Черемисского Алеку; взяли в плен 6000 Татар, а жен и детей 15000. Князья Иван Мстиславский и Михайло Васильевич Глинский воевали Луговую Черемису, захватили 1600 именитых людей, Князей, Мурз, чиновников Татарских и всех умертвили. Воеводы и сановники, действуя ревностно, неутомимо, получили от государя золотые медали, лестную награду сего времени: ими витязи украшали грудь свою вместо нынешних крестов орденских. – Еще бунт не угасал: еще беглецы Казанские укрывались в ближних и дальних местах, везде волнуя народ; грабили, убивали наших купцев и рыболовов на Волге; строили крепости; хотели восстановить свое Царство. Один из Луговых Сотников, Мамич Бердей, призвав какого-то Ногайского Князя, дал ему имя Царя, но сам умертвил его как неспособного и малодушного: отрубив ему голову, взоткнул ее на высокое дерево и сказал: «Мы взяли тебя на Царство для войны и победы; а ты с своею дружиною умел только объедать нас! Теперь да царствует голова твоя на высоком престоле!» Сего опасного мятежника горные жители заманили в сети: дружелюбно звали к себе на пир, схватили и отослали в Москву: за что Государь облегчил их в налогах. Несколько раз земля Арская присягала и снова изменяла: Луговая же долее всех упорствовала в мятеже. Россияне пять лет не опускали меча: жгли и резали. Без пощады губя вероломных, Иоанн награждал верных: многие Казанцы добровольно крестились, другие, не оставляя закона отцов своих, вместе с первыми служили России. Им давали землю, пашню, луга и все нужное для хозяйства. Наконец усилия бунтовщиков ослабели; вожди их погибли все без исключения, крепости были разрушены, другие (Чебоксары, Лаишев) вновь построены нами и заняты стрельцами. Вотяки, Черемисы, самые отдаленные Башкирцы приносили дань, требуя милосердия. Весною в 1557 году Иоанн в сию несчастную землю, наполненную пеплом и могилами, послал Стряпчего, Семена Ярцова, с объявлением, что ужасы ратные миновались и что народы ее могут благоденствовать в тишине как верные подданые Белого Царя. Он милостиво принял в Москве их старейшин и дал им жалованные грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитвенное стояние в Молодях 13 Августа 2017 года В 445-ю годовщину Битвы при Молодях 09.08.2017 1155 Время на чтение 26 минут В последнее полтора десятилетия активно возрождается народная память о великой Молодинской битве в эпоху Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Международная общественная организация «Русское Собрание» и «Русская Народная Линия» активно участвуют в этом процессе, на «РНЛ» неоднократно публиковались материалы, посвященные сражению при Молодях. Предлагаем вашему вниманию очерк Леонида Болотина, посвященный 445-й годовщине разгрома Крымско-Турецкой коалиции в 1572 году. Стояние «Бессмертного Полка» в 445-ю годовщину Битвы при Молодях 13 Августа Даты Молодинской битвы Когда-то знаменитое, а ныне полузабытое сражение Русских Вооруженных Сил против колоссального Крымско-Турецкого коалиционного войска при Воскресенском храме подмосковного села Молоди на берегу реки Рожаи состоялось 29 Июля - 2 Августа 1572 года (на исходе 7080-го года от Сотворения мipa), тогда те даты приходились на дни Седмицы Вторник - Пятницу. Так Битва датируется по Православному Юлианскому календарю, а по ныне действующему календарному Григорианскому стилю этим дням соответствуют 11-15 Августа. Вообще полевое сражение на протяжении почти пяти суток в XVI веке было явлением исключительным, уникальным. Многодневными и даже многомесячными были только осады крепостей и укрепленных городов. Правда, у Молодей в центре сражения на склоне холма под Воскресенским храмом русскими был устроен гуляй-город с небольшим рвом и валом, но назвать это крепостной осадой никак нельзя, а боестолкновения русских с крымчаками и турками проходили на протяжении фронта вдоль реки Рожаи на протяжении нескольких километров. Из-за неоднозначного восприятия нашими современниками такой календарной разницы некоторые широко «не раскрученные» события Русской Истории отмечаются по датам старого стиля, которые без должного пересчета переносятся на даты Григорианского календаря. Битву при Молодях http://dombyx.ru/history/1572_Bitva_Molodiax.htm некоторые энтузиасты отмечают ближе к 29 Июля - 2 Августа по Григорианскому календарю. Так, например, в 2015 году в Молодях проводился военно-исторический фестиваль http://www.kp.ru/daily/26410.4/3284674/ 25 Июля. В этом году аналогичные торжества были 29 Июля.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Это – настоящие книжники, изучающие с любовью и усердием, достойными лучшего дела, все знаменитые в старообрядчестве книги как харатейные, так и старопечатные. Они безошибочно знают и указывают все благоприятствующие им места из самых обширных книг и прочитывают из них целые страницы и главы наизусть. Этим они приобретают себе особенный почет и доверие между раскольниками и делаются их руководителями в делах религиозных. К сожалению, не получив надлежащего образования научного, они не только невежественно относятся к священным книгам, не умея отличить книги подлинной от подложной и места неповрежденного от испорченного, а осмеливаются еще являться истолкователями предметов священных. Но что это за толкования! Они как две капли воды похожи на мудрования древних книжников, которых изобличил Спаситель, называя их невежественными и слепыми. Как те говорили: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен ( Мф.23:16 ); так и наши старообрядческие книжники мудрствуют лукаво: «без покаяния нет спасения, а без грехопадения нет покаяния; значить нужно прежде согрешить, чтобы можно было потом спастись чрез покаяние»! Как не вспомнить при этом горьких слов Господа: слепые вожди слепых! а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф.15:14 ). И действительно, с такими руководителями раскольники все больше и больше ввергаются в бездну заблуждения. И у нас, в среде православных, есть также книжники, то есть ученые и просвещенные люди, занимающееся изучением и изъяснением предметов Божественных. Но встречается два рода ученых. Одни, по примеру древних святых отцов, уважают науку и занимаются ею; но, почитая науку служительницею религии, не преклоняются пред лжеименным разумом и содержат его в послушании вере. За такое безошибочное отношение к вере и науке они по справедливости почитаются светилами Церкви и духовного просвещения. Другие, ослепленные блеском книжной учености, раболепствуют перед наукою. Из угождения ее своенравным капризам, не замечая, что она нередко вземлется на разум Божий, они во имя науки готовы отречься от священнейших верований и драгоценнейших преданий церковных и являются, таким образом, изменниками веры и Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Книжники. Первоначально у древних иудеев книжниками назывались переписчики священных книг, которым усвоялось это имя с пояснением (книжники-скорописцы). Число их увеличилось особенно со времени иудейского царя Иосии. Их избирали обыкновенно из колена Левиина ( Нав. 21 ) и различали между ними книжников домовых или придворных и книжников людских ( 2Цар.8:14 ), то есть народных ( Мф.2:4 ). Во времена первосвященника Ездры образовался новый род книжников, изучавших священные книги еврейские и объяснявших их народу иудейскому. Их ученость была чисто библейская и, нужно сказать правду, отличалась точностью, как видно из евангельской истории, когда на вопрос Ирода, где Христос рождается, они отвечают ясно и немедленно: в Вифлееме Иудейском, и ссылаются на пророчество Михея ( Мф.2:4–6 ). Вскоре эти книжники впали в кропотливость и мелочность поразительную. Желая сохранить во всей точности и неповрежденности священные книги, они не только заучивали их наизусть, но сосчитали и знали, сколько в каждой книге содержится букв и знаков; могли даже сказать, сколько раз в известной книге употреблена буква иод или другие какие-нибудь. Их обыкновенно называли мазоретами. Для безошибочного чтения Библии они изобрели надстрочные и подстрочные знаки, заменяющие в еврейской письменности гласные буквы. Такого рода ученых еще в V веке христианского летосчисления встречал в Палестине блаженный Иероним Стридонский , называющий и по именам Лиддея и Вараввана, раввинов Тивериадского и Вифлеемского. Такого рода книжники существуют и между теперешними евреями с тою разницею, что они все свои силы обратили к изучению Талмуда и достигают и здесь замечательных результатов, без затруднения указывая в этой многотомной и многосоставной запутанной книге все нужные подходящие к данному случаю места. Перейдем теперь к нашему современному обществу и укажем и среди нас людей, которым с большею или меньшею основательностью можно усвоить название книжников. Прежде всего приходят на память знаменитые в старообрядческом раскольническом мире начетчики.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Так точно, как саддукеи, все они почти поголовно не верят в безсмертие души человеческой, в воскресение мертвых, в суд и воздаяние. Наши саддукеи пошли даже гораздо дальше древних: они не признают религии вообще, не верят ни во что сверхъестественное, отвергают возможность чудес, Промысл Божий, Самого Бога. Как древние саддукеи считали совершенную свободу необходимым условием для доброй жизни, так и наши хлопочут о свободе и либеральничают обо всех общественных и политических предметах самым крайним образом. Только часто оказывается, что они больше хлопочут не о свободе делать добро, которая и теперь никому не возбранена, а о полнейшей распущенности нравов, и обнаруживают не сдерживаемую никакими границами наглость и неприличие разговоров, поступков и обращения. Как в древности к саддукеям приставали только богатые и знатные, так и теперь таким настроением проникнуты люди, большею частью выделившиеся из народа своим образованием, положением и состоянием. Простой же народ остается верен завету своей религии и, покуда не развратили его эти гнусные учители распущенности, твердо держится благочестивых обычаев предков и священных уставов Церкви. Древние саддукеи отвергали всякий авторитет древних учителей и старцев и руководствовались указаниями философствующего разума. Наши новейшие саддукеи поступают точно так же, только, прогрессируя, идут много дальше: они не только пренебрегают авторитетом знаменитейших светил науки и искусства, а дерзают подрываться под самый авторитет Божественный, стараясь поколебать важность церковного предания, священных книг и вообще Божественного откровения. Они силятся вместо здравого учения веры и священных уставов Церкви утвердить какие-нибудь недозрелые положения своей науки и сомнительные результаты своих скороспелых исследований, а вместо священных имен христианства воздвигают на пьедесталы свои боготворимые ими авторитеты разных Контов, Люисов, Бюхнеров и подобных. Наконец, еще одна черта сходства современных саддукеев с древними: наши так же точно, как и те, по-видимому, не уважают власти и пренебрегают ею, пока ее не достигнут сами. И в то время, когда подобные люди становятся во главе какого-нибудь учреждения, забывают весь свой прежний либерализм и оказываются безцеремонными и своевольными деспотами и тиранами, требующими от подчиненных безпрекословного повиновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Наш батальонный командир, кап. Руэс, воплощающий в себе лучшие традиции испанских традиционалистов (карлистов) и исключительно сердечно и чутко относящийся ко всем нам, предоставил в распоряжение отца Иоанна свой автомобиль. Мы отправились на позицию, где стоит рота рекете, в которую входит самая большая группа русских. С вечера наши были предупреждены капитаном Руэсом о приезде батюшки, и чтобы они воздержались от еды ввиду предстоящей Литургии . Поездка по этой части Кастилии представляет  некоторые опасности. Здесь нет беспрерывной линии фронта, и, благодаря гористой и лесистой местности, маленьким группам красных удавалось несколько раз пробраться на нашу сторону и производить нападения на отдельных лиц. Мы с сержантом Р. зарядили наши винтовки, исходя из пословицы, что береженого Бог бережет. Местность, которую нам пришлось проезжать, очень красива и гориста. Местами горы покрыты сосновым лесом. На фоне пейзажа то тут, то там, расположены маленькие домики, выбеленные снаружи и покрытые красной черепицей, что носит особый местный колорит. Ехать пришлось около полутора часов. В разговоре с батюшкой мы не заметили, как прошло время, и мы оказались в деревне, где в боевом резерве стояли наши. Деревня — типичная кастильская деревня, приютилась на склоне горы. Полное отсутствие растительности, довольно беспорядочно построенные из сырца дома, опять-таки под красными черепичными крышами, узкие крутые тропинки, ведущие от одной группы домов к другой. Дома в большинстве случаев двухэтажные с довольно просторными комнатами. Мы приехали раньше назначенного времени, наши еще не были готовы. Старший группы — испанский капрал и русский доблестный офицер-первопоходник, Пётр Васильевич Б. вышел нам навстречу, а за ним и все остальные. Поднялись по крутой лестнице. Первое, что бросилось нам в глаза, это полочка в углу, с которой свешивался наш русский трехцветный флаг, и на которой стояло несколько иконок и теплилась лампада. По бокам, на выбеленных стенах, талантливо нарисованы поручиком Н.К.С. с одной стороны наш двуглавый орел, с другой — скрещённые шпаги; эмблема России и воинской доблести.

http://pravmir.ru/ispanskie-pisma-o-voin...

104 Впоследствии один из регистраторов назывался канцеляристом. По крайней мере в отчете обер–священника Иоанна Державина о суммах за 1807 и 1808 г. в составе членов его канцелярии значатся: секретарь Кузьмин с жалованьем 500 р., регистратор Смирнов 300 р., канцелярист Борзецовский 300 р. (Дело 1810 г., 586). 105 31 января 1802 г. колл. регистр. В. Дмитриев был уволен по прошению для определения к другим делам, а на его место в должность штатного регистратора определен канцелярист Ив. Лебедев, служивший в канцелярии Озерецковского. 106 Озерецковский определен из гимназистов особым именным Высочайшим указом, данным Правит. Сенату 16 мая 1800 г., в коем между прочим изображено: «в числе прочих канцелярских чиновников при полевом обер–священнике Озерецковском, положенных определить регистратором обучавшегося в гимназии академии наук Ал. Озерецковского, которому жалованье производимо будет из суммы на дух. департ. положенной». (П. С. 3. т. XXVI. 19,419, сн. Дело арх. Св. Синод, за 1800 г. 540 и 892). 107 Ходатайствуя об этом пред синодальным обер–прокурором и представляя основания для своего ходатайства, Моджугинский между прочим писал: «в течение 25 лет, по составу заведывания обер–священника по делам духовным, войска увеличились почти в четверо более прежнего, а по–сему дела и расходы по канцелярии против прежнего в четверо умножились; но штат служащих в оной, жалованье им и расходы по сие время одинаковы, чрез что канцелярские чиновники, коих только три человека, при всех деятельных и неусыпных трудах их, не в силах выполнять поступаемых от разных мест и лиц бумаг в надлежащее время, тем паче вести онын бумагам свойственный канцелярский порядок, коих в течении каждого года поступает. более 2000 нумеров, исходящих же может быть до 4000 и более: но по сему весьма ограниченному штату служащих исполняется оных при всей неусыпной поспешности слишком 2000 нумеров, то и полагаю главною причиною, что за множеством дел, а по малости канцелярских чинов, при вступлении моем в должность нашел я архив в совершенном безпорядке;. Жалованье же канцелярским чинам положенное, как выше упомянуто, конечно было соответственно тогдашнему времени, когда все жизненные потребности были весьма дешевы; ныне оные против прежнего в четверо почти сделались дороже, а посему положенный оклад жалованья на каждого служащего при канцелярии обер–священника не только недостаточен к возможному содержанию их, но даже совершенно беден и для одинокого кольми паче обязанных семейством, от чего предшественник мой нуждался, да и я уже таковую нужду предвижу, что согласить на таковой оклад жалованья чиновников сведующих невозможно будет». По приложенному при сем отношении штату в канцелярии обер–священника армии и флотов Моджугинский полагал иметь: секретаря с жалованьем 1200 р., помощника секретаря на жалованье 750 р. и регистратора с содержанием 600 р. и двух писцов на окладе по 400 р. каждому; и того на канцелярию 3350 р. и сверх сего на канцелярские расходы 600 р., всего же 3950 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В случае какого-нибудь смятения гостям первым сломят головы, замечает во второй половине XVII века голландец. Назначаемые в разные должности по посадам, они утесняли местных торговцев. Рассеявшись по всем пределам государства, их приказчики делали везде закупы и, пользуясь льготами, предоставленными хозяевам, подрывали второстепенных купцов. Приближенные к царю, гости умели сочетать интересы казны с собственными выгодами и подавали проекты монополий, которые были стеснительны для низших торговцев и обременительны для народа, а полезны только для собственного кармана гостей. При Алексее Михайловиче в особенности высшее московское купечество возвышалось в своем значении. Новоторговый устав 1667 года был преимущественно его делом. Он показывает стремление высшего купечества умножать свои выгоды, обогащая царскую казну. Низшие слои торгового класса в Москве были черные сотни и слободы, в городах посадские и слободские люди. По смыслу закона, они имели разные права. Вместе с торговцами сюда входили ремесленники и промышленники; впрочем, в самых посадах нередко последние составляли отдельные корпорации. Также в Переяславле-Залесском были оброчники, между которыми числились разные ремесленники: сапожники, купцы, хлебники; они получали от царя Иоанна Васильевича несудимые грамоты и, составляя часть посадской общины, в то же время были отдельными обществами. Посадские и слобожане носили вообще название людей с прибавлением эпитета: посадские или черных сотен, или такой-то слободы для отличия от сельских, носивших название крестьян. Число московских черных сотен при Михаиле Федоровиче простиралось до десяти; в указе о хлебном и калачном весе, для взвески хлебов и калачей, велено было из каждой сотни выбрать по одному целовальнику и, вследствие этого, приходилось выбрать десять целовальников. Кроме сотен, были еще полусотни, что видно, между прочим, из того же указа: черных сотен устюжские полусотни. В числе полусотен была мясничная, которой название указывает на ее занятие. Названия других сотен давались по местности, где они жили в частях города, например дмитровская, сретенская, покровская, ордынская; а некоторые носили название других городов, например новгородская, устюжская полусотня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Продолжая разговор, Попов привел другой пример контрреволюционного содержания. «Стахановское движение есть тоже такая попытка создать шумиху вокруг пустяковых вопросов; кроме этого, есть отрицание проблемы качества работы и погоня за количеством, успехом у масс эти методы работы пользоваться не могут». Я возражал Попову, что приведенные им примеры не отвечают действительности, но Попов настаивал на своем. Второй раз мне с Поповым пришлось встретиться 19 июня 1937 года, после вынесения приговора над шпионами-фашистами восьмерки Тухачевского... По поводу расстрела этой шпионской восьмерки Попов высказал свои контрреволюционные взгляды следующего содержания: «Расстрел восьми крупных военных работников, а также последние репрессии вообще показывают, что монолитность ВКП(б) есть мыльный пузырь, так как на самом деле мы видим уход из партии и расстрел самых видных ее деятелей, в прошлом ее организаторов. Законы революции вообще таковы, что самые ее видные деятели всегда пугаются широты и размаха того движения, которое они вызвали, и идут на эшафот, – так было во Французской революции, так происходит и сейчас в СССР». На мои вопрос о том, почему, по его мнению, везде разоблачают шпионов и диверсантов, Попов ответил: «Это явилось результатом того, что всех зажали, говорить позволяют и высказываться только в смысле восхваления и славословия. Нужно думать, что сейчас свирепствуют сильные репрессии, многие люди пользуются этим моментом для сведения личных счетов...» Надо заметить, что за последнее время Попов свою контрреволюционную деятельность активизировал; более откровенно, открыто стал высказывать свои контрреволюционные взгляды. Я приведу такой факт. В сентябре 1937 года Попов пригласил меня зайти к нему на квартиру, где, разговаривая на разные темы, Попов прямо высказал свои социально-политические взгляды; он говорил: «Я считаю абсурдными всякие разговоры о классовой борьбе; классовой борьбы не существует – все это вздор и чепуха. Я всегда был и остаюсь идеалистом, и, по-моему, не какая-то экономическая и классовая борьба является двигателем истории, а духовные интересы разных наций. Руководящая же роль в развитии истории, конечно, принадлежит религии».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Поэтому, если Иосиф, по родословию, происходил от Давида, то, ясно, и обрученная ему Мария происходит от Давида. Поэтому у иудеев и не было в обычае, чтобы родословия писались по женской линии. В заключении евангелист, как бы подводя итог всему сказанному, говорит, что родословие Иисуса Христа разделяется на три отдела, или эпохи, и что каждая эпоха состоит из четырнадцати родов. Мф.1:17 . Всех же родов от Авраама до Давида родове четыренадесят: и от Давида до переселения Вавилоискаго родов четыренадесят: и от переселения Вавилонскаго до Христа родов четыренадесят. Общее разделение родословия на три отдела или эпохи имеет в своем основании три весьма важных момента или состояния в жизни еврейского народа, после чего, по слову Божию, чрез пророков возвещенному, надлежало явиться Спасителю мира. Так, первая эпоха от Авраама до Давида обнимает начало образования еврейского народа и времена теократии до учреждения царской власти и явления царя, родоначальника Мессии. В это время народ был под управлением патриархов, или пророков. Вторая эпоха обнимает времена царей до потери народной самостоятельности с наступлением Вавилонского плена. Наконец, третья – времена восстановления народной самостоятельности под управлением первосвященников до явления Самого Мессии. Мессия по пророчествам должен был быть и Пророк, и Царь, и Первосвященник. Таким образом, три указанные эпохи, предшествующие явлению Его, были фактическим пророчеством о Нем. На три эти эпохи в приготовлении рода человеческого Сам Господь указал прикровенно в притче о делателях винограда( Мф.21:33–41 ; Лк.20:9 и след.) Весьма замечательна здесь и удивительная соразмерность родов во всех трех эпохах, на что не без причины обращает внимание читающих св. евангелист. От Авраама сменилось четырнадцать поколений или родов, как явился царь Давид, славнейший после Авраама из предков обетованного семени. Столько же родов сменилось от царя Давида до плена Вавилонского: царство пало, и едва часть народа отведенного в плен возвратилась в землю отцов. От плена ровно столько же еще родов прошло до совершенного порабощения иудеев римлянами: не следовало ли поэтому быть чему-нибудь особенному и в это время – как бы так продолжал св. евангелист? По пророчествам оставалось только явиться Спасителю мира – чаянию языков и утехи Израиля, как предсказал Иаков при благословении сына своего Иуды ( Быт.49:10 ). Но так как Спаситель мира явился согласно пророчествам из рода Авраамова и Давидова, так как все предсказанное сбылось на Нем, то мы и должны верить в Него, как бы так говорил евангелист.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010