«Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила» Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук, доцентом Павлом Кузенковым Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии Павлом Кузенковым, кандидатом исторических наук, доцентом, преподавателем византологии в Сретенской духовной семинарии. Окончил историко-филологический факультет Российского православного университета св. Иоанна Богослова, работал в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия». Основные статьи: Споры о возрасте мира в Византии VII–XI вв. (О трех мировых эрах: александрийской, «протовизантийской» и византийской)//Византийский временник. 2007. Т. 66 (91). С. 93–124; «Хронография» Георгия Синкелла – Феофана Исповедника: хронологический аспект//KANIΣKION: Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И.С. Чичурова. М., 2006. С. 156–168 и др., а также статьи в «Православной энциклопедии» и в «Большой российской энциклопедии» по истории Византии. – Павел Владимирович, как давно вы преподаете в семинарии курс византологии? – Византологию – предмет, посвященный политической истории и духовной культуре византийской цивилизации, в Сретенской семинарии я преподаю первый год. Мне очень этого хотелось. Одновременно архимандрит Тихон (Шевкунов) – наш ректор, предложил мне читать курс истории средних веков, на что я с радостью согласился. С отцом Тихоном мы познакомились весной 2007 года, когда меня пригласили принять участие в паломнической поездке братии Сретенской обители в Константинополь. Тогда я впервые посетил легендарный Царьград, немые, но еще живые святыни которого поразили меня до глубины души. С первых же минут общения с отцом архимандритом, которого я тогда узнал впервые, у меня возникло ощущение, что мы с ним давно и хорошо знакомы: настолько удивителен его дар располагать к себе собеседника открытостью и доброжелательным вниманием. Он сразу же познакомил меня со своим проектом фильма, посвященного величию и трагедии Византии. – Почему предмет «византология» выделен в отдельную семинарскую дисциплину?

http://pravoslavie.ru/35522.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Сретенском храме Заостровья новый настоятель храма совершил первую Литургию Возглавил богослужение один из старейших клириков епархии протоиерей Александр Козарик 17.01.2013 757 Время на чтение 3 минуты В Сретенском храме села Заостровье (Приморский район Архангельской области) новый настоятель храма иерей Петр Кузнецов совершил первую Божественную литургию, сообщает сайт Архангельской и Холмогорской епархии . Возглавил богослужение один из старейших клириков епархии протоиерей Александр Козарик. За Литургией пел хор Архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря. Многие из верующих причастились в этот день Святых Христовых Таин. В храм вернулись те прихожане, которые на долгое время не могли посещать церковь в родном селе. Люди открыто выражали свою радость, некоторые не скрывали слез, говоря, что очень долго ждали этого дня, надеялись и молились. По окончании Божественной литургии прихожане храма поблагодарили священнослужителей и хор за благолепное богослужение и вручили цветы настоятелю храма. Далее общение с прихожанами продолжилось в трапезной храма. Напомним , что 11 января на расширенном заседании Епархиального совета обсудили ситуацию, сложившуюся в храме в связи с деятельностью тогдашнего настоятеля храма, последователя учения отца Георгия Кочеткова иерея Иоанна Привалова. Участники заседания подчеркнули, что ломка всего строя приходской жизни проводилась отцом Иоанном без благословения и вопреки прямым запретам правящих архиереев епархии - епископа Пантелеимона (Долганова) (сейчас - митрополит Ярославский и Ростовский), приснопоминаемого епископа Тихона (Степанова) (+2010) и митрополита Даниила (Доровских). Епархиальный Совет единодушно призвал отца Иоанна Привалова к исправлению церковной жизни и принесению покаяния. Участники заседания также просили митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила назначить отца Иоанна клириком Свято-Ильинского кафедрального собора и благословить настоятеля собора, духовника епархии протоиерея Владимира Кузива взять священника под свое особое пастырское попечение. Владыка Даниил одобрил предложение духовенства епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/17/v_...

Москва. Сретенский монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор На территории Сретенского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Сретенского монастыря, ныне - единственный монастырский храм. Остальные церкви монастыря были уничтожены в 1930-х годах. Построен на месте древнего храма, известного с 1397 г., освящен в 1679 г. Пятиглавый, двухсветный храм. Вскоре после постройки к нему были пристроены с севера, юга и запада арочные крыльца. Из них сохранились только северное и западное, так как с юга в 1706 году был возведен придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году по заказу стольника С.Ф.Грибоедова мастерами костромской школы были выполнены росписи интерьера собора. Эти росписи считаются последним шедевром древнерусского искусства в Москве; они созданы уже в эпоху перехода к барокко. Храм был закрыт в 1920-е годы. В нем помещались последовательно общежитие, гараж, реставрационные мастерские. В 1958-1962 гг. проводилась реставрация. В 1991 году открыт как приходской храм, с 1993 года - подворье Успенского Псково-Печерского монастыря . В 1995 году с восозданием Сретенского монастыря приобрел нынешний статус. Сретенский собор находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

http://sobory.ru/article/?object=02411

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоялась конференция «Пятидесятничество и неопятидесятничество» 04.05.2023 337 Фото: Patriarchia.ru 27 апреля 2023 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате прошла конференция с международным участием «Пятидесятничество и неопятидесятничество», организованная кафедрой богословия СДА при участии её Научного центра патрологических исследований имени профессора А.И. Сидорова, сообщает Патриархия.ru. Пленарное заседание началось с приветственного слова и.о. ректора Сретенской духовной академии игумена Иоанна (Лудищева), в котором он отметил актуальность тематики конференции и важность свидетельства о православной вере лицам, пребывающим в этих заблуждениях. О проблематике изучения, полемики, классификации и динамике развития пятидесятничества и неопятидесятничества с докладами выступил доцент СДА Р.М. Конь. Тема пятидесятничества и неопятидесятничества как негативного фактора обороноспособности и духовной безопасности России была предметом доклада протоиерея Андрея Хвыли-Олинтера, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководителя секции «Духовная безопасность» Совета ветеранов Академии управления МВД РФ, полковника внутренней службы в отставке. Протоиерей Тигрий Хачатрян, проректор по научной работе Курской духовной семинарии, посвятил свой доклад теме адогматизма как характерной черты неопятидесятничества; вопросы триадологии и христологии были затронуты в докладе преподавателя Псковской духовной семинарии и Псковского университета иеромонаха Стефана (Селезнева) и Виктора Мицала (Польша). Иеромонах Стефан также представил гипотезу физиологической основы пятидесятнической глоссолалии. Эсхатологические взгляды пятидесятников были рассмотрены в докладе преподавателя Костромской духовной семинарии кандидата богословия священника Евгения Веселова. Иерей Павел Сержантов, доцент СДА, представил доклад «Алтайская формула неопятидесятничества и церковная миссия». Проблематика воцерковления бывших неопятидесятников была отражена в докладе протоиерея Димитрия Полохова, проректора по научно-богословской работе Саратовской духовной семинарии. Доцент Омского государственного педагогического университета и Омской духовной семинарии В.Б. Яшин подверг критическому анализу практику энкаунтера в неопятидесятничестве; иеромонах Паисий (Одышев), преподаватель Томской духовной семинарии, рассмотрел практику совершения исповеди у пятидесятников РОСХВЕ. Д.И Файдыш (Pacifica Graduate Institute, Калифорния, США) представила доклад «Эмоционализм: эпидемия " человека психологического " ».

http://ruskline.ru/politnews/2023/05/04/...

  разделы   рассылка  распечатать Откровения отца Иоанна. В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова) Источник:  Известия Книга составлена из реальных историй, произошедших в разные годы. Сегодня мы публикуем отрывок из рассказа об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Я увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда впервые приехал в Псково-Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: такой очень добрый старичок, весьма крепкий (ему было только семьдесят два года), вечно куда-то спешащий, даже суетливый, неизменно окруженный толпой паломников. Другие насельники монастыря выглядели гораздо строже, аскетичнее и даже солиднее. Обычно перед началом вечерней службы из братского корпуса Псково-Печерского монастыря стремительно вылетала странная процессия. Молодой монастырский эконом отец Филарет, подхватив под руку отца Иоанна, почти бегом тащил его за собой, так что тот еле-еле поспевал за своим келейником. Вслед за ними немедленно устремлялась толпа паломников, поджидавших батюшку на улице. Так, вместе, все они неслись через монастырский двор. Монашеские мантии и клобуки развевались, батюшка то и дело спотыкался, задыхался от бега, впопыхах все же пытаясь благословить кого-то из паломников и чуть ли не ответить на какие-то их вопросы. Отец Филарет на это страшно сердился, кричал своим пронзительным фальцетом то на батюшку, то на паломников, иногда даже отгонял их зонтиком. Наконец он проталкивал отца Иоанна в храм и побыстрее утаскивал его в алтарь. Надо сказать, что делал это эконом совсем не по зловредности, а потому, что в холодное время года отец Иоанн быстро простужался на улице. Когда же было тепло, батюшка рисковал вообще не дойти до храма, потому что люди, несмотря ни на какие уговоры, не отпускали его буквально часами. Мы с друзьями-послушниками, день за днем наблюдая эту картину, от души хохотали, пока со временем до нас не стало доходить, что так потешно волочащийся за сердитым монастырским экономом отец Иоанн на самом деле – один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее, как настоящее. Мы с удивлением и не без страха убедились на собственном опыте, что перед этим старичком, которого недоброжелатели насмешливо именовали " доктором Айболитом " , человеческие души открыты со всеми их самыми сокровенными тайнами, с самыми заветными стремлениями, с тщательно скрываемыми, потаенными делами и мыслями. В древности таких людей называли пророками. У нас в Православной церкви их именуют старцами.

http://religare.ru/2_86728.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Заостровский раскол преодолен Иерей Иоанн Привалов снят с должности настоятеля Свято-Сретенского храма села Заостровье 12.01.2013 3592 Вчера, 11 января, в Архангельской епархии прошло расширенное заседание Епархиального совета, сообщает епархиальный сайт . Участие в совещании приняли 20 священнослужителей - благочинные округов, руководители отделов, клирики и настоятели епархиальных храмов. В повестку дня заседания был внесен один вопрос: рассмотрение ситуации , сложившейся в Свято-Сретенском храме села Заостровье Приморского района Архангельской области. На заседании было отмечено, что духовенство епархии глубоко скорбит о тех нестроениях, которые на протяжении многих лет вносит в духовную жизнь своими церковными нововведениями последователь учения отца Георгия Кочеткова иерей Иоанн Привалов. Участники заседания подчеркнули, что ломка всего строя приходской жизни проводилась отцом Иоанном без благословения и вопреки прямым запретам правящих архиереев епархии - епископа Пантелеимона (Долганова) (сейчас - митрополит Ярославский и Ростовский), приснопоминаемого епископа Тихона (Степанова) (+2010) и митрополита Даниила (Доровских). Епархиальный Совет единодушно призвал отца Иоанна Привалова к исправлению церковной жизни и принесению покаяния. Участники заседания также просили митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила назначить отца Иоанна клириком Свято-Ильинского кафедрального собора и благословить настоятеля собора, духовника епархии протоиерея Владимира Кузива взять священника под свое особое пастырское попечение. Владыка Даниил одобрил предложение духовенства епархии. Выдержки из протокола расширенного заседания Епархиального совета в ближайшее время будут опубликованы на сайте Архангельской епархии и в официальном печатном издании - «Вестнике Архангельской митрополии». От редакции «Русской народной линии»: Решение митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила о снятии иерея Иоанна Привалова с должности настоятеля Свято-Сретенского храма села Заостровье, принятое в ответ на единодушную просьбу духовенства епархии, нельзя расценивать иначе как проявление отеческой любви и применение принципа икономии к клирику, учинившему так называемый «Заостровский раскол» .

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/12/za...

Коштуги. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сретения Господня Год постройки:1904. Адрес: Вологодская область, Вытегорский район, с.Коштуги. Координаты: 60.706042, 35.98965 Проезд:От г.Вытегры 38 км до п.Мегра, дальше поворот после моста на бетонку, по ней 16 км до развилки Горный Ручей-Коштуги. От развилки 7 км по грунтовке в сторону Коштуг. В сырую погоду не очень хорошая дорога. Не доезжая 500 м. до с.Коштуги поворот налево, по полевой дороге до кладбища, примерно 400 м. Церковь на самом кладбище. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сергей Леканов из г.Череповца, Вологодской обл., любезно предоставил сведения о с. Коштуги и фото, спасибо ему большое. Далее-цитата, с разрешения Сергея Леканова. Первое описание деревень на Коштуге находим в ПК за 1563 год " Дер. на Коштуге Иевлеевская,..Васюковская,...Кузминская..., Лукинская...,Марковская...,Гридинская. " . В ПК Панина и Копылова за 1628-29 г.г.: " Тогоже погоста волостка Куштуга. А в ней церковь св.пророка Ильи " . Далее следует описание дер. которые были " сожжены Литвою...и люди которые жили в них побиты...на Коштуге : д.Кузминская, Лукинская, Марковская, Могаевская... " По материалам сайта о Н.Клюеве (http://www.booksite.ru/klyuev/3_8.htm): «Церквей в приходе существует две: одна, построенная в 1693 году во имя великоустюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна, а другая, основанная в 1720 году (в 50 саженях от первой, на более высоком месте, так как кладбище при первой церкви, построенной на самом берегу реки, весною заливало водой, так что в продолжение 2-3 недель, случалось, не было возможности хоронить умерших). Вторая, более новая, церковь была с главным престолом в честь Сретенья Господня и с тремя приделами...» " ... Церковь называлась Сретенской, это можно подтвердить и примерами, взятыми из «Олонецких епархиальных ведомостей», из раздела «Перемены по службе»: «Рукоположен учитель Коштугской церковно-приходской школы Вытегорского уезда Николай Лутьев во дьякона с оставлением на занимаемой им учительской должности и с причислением к Коштугской Сретенской церкви сверх штата» (1902, И второй пример: «Крестьянин Олонецкого уезда Важинского прихода И.В.

http://sobory.ru/article/?object=35290

Революционное движение и Духовные Школы России в конце XIX — начале XX веков. Часть I Редакция сайта Православие.Ру начинает публикацию дипломов выпускников Московской Сретенской семинарии. Точнее сказать, это будет продолжение публикаций, поскольку один из дипломов - иеромонаха Иоанна (Лудищева) - был уже представлен на сайте и вызвал самый живой интерес читателей. Следующая дипломная работа, которую мы представляем вам - это труд студента пятого курса Юрия Филиппова «Революционное движение и духовные школы России в конце XIX - начале XX веков». Полтора года назад я предложил ему исследовать явление   участия студентов духовных школ в русских революциях. Особенно интересно было понять, каким образом те, кто изначально готовился стать пастырями Христовой Церкви, постепенно превращались в наемников, а то и волков, расхищающих стадо Божие: не секрет, что среди активных революционеров и большевистских руководителей было немало бывших семинаристов. Под руководством профессора Ольги Юрьевны Васильевой Юрий Филиппов прекрасно справился со сложной исследовательской задачей и, думаю, его работа будет интересна тем, кто любит и изучает отечественную церковную историю. Затем мы представим, с моей точки зрения, очень интересную работу студента пятого курса Максима Янышевского «Особенности религиозной жизни Советского Казахстана в 1930-1950 гг.», в которой собрано много неизвестных ранее материалов. И, наконец, вы сможете познакомиться с дипломом выпускника семинарии диакона Александра Колногорова о совершенно неизвестной для нас жизни старообрядческих скитов, ныне действующих в Центральной Сибири. Мы просим наших читателей не судить очень строго эти первые труды наших воспитанников и будем рады получить ваши отклики.   Ректор Сретенской Духовной Семинарии архимандрит Тихон ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ ПОСЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1884 Г . Санкт - Петербургские Духовные Академия и Семинария После реформы духовного образования 1867–69 гг. выходцам из всех сословий был открыт доступ в духовные школы, а выпускники семинарий получили право поступать в светские высшие учебные заведения. Но в 70-е годы уход выпускников семинарий в университеты и в светскую карьеру был настолько велик, что уже не хватало кандидатов на священнические места. «Духовенство все чаще пользовалось правом обучать своих сыновей в гимназиях, чтобы обеспечить им светскую карьеру и избавить от стесненного положения приходского священника или учителя семинарии и духовного училища. Раньше такого выбора не было», - пишет историк И. К. Смолич. Митр. Евлогий рассказывает о своем знакомстве с проф. Кудрявцевым, отец которого «был прекрасный, идеальный сельский священник, но не допускавший мысли, чтобы кто-нибудь из его сыновей последовал его примеру и принял священство, так тяжела была в его сознании доля священника».

http://pravoslavie.ru/2212.html

Старец Моисей Святогорец (1952–2014) более 35 лет подвизался на Афоне. Иконописец и песнотворец, духовный писатель и проповедник, он был наделен от Бога многими дарованиями. Книги старца, а их более 52, и статьи (их более тысячи) переведены на многие языки мира. Опытный духовник, он более 25 лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита великомученика Пантелеимона монастыря Кутлумуш. Страсти и их преодоление – один из главных вопросов, с которым приходят к духовникам как иноки, так и миряне. Этому посвящена книга старца Моисея Святогорца «Как убить страсти» – недавно в русском перевода она вышла в Издательстве Сретенского монастыря. Предлагаем читателям фрагмент из нее. Моисей Святогорец, монах. Как убить страсти/Пер. с новогреч. К. Норкин и Д. Солошенко. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 144 с. Страсть приводит к разрушению: страдает тело, с ним болит и душа. Это бессмысленное и противоестественное стремление души – лишнее и бесполезное действие, приводящее к печали, страху, похоти и наслаждению, от которого появляется сребролюбие, пьянство, распущенность, сопровождаемые завистью и недоброжелательством, которые, в свою очередь, преподносят смятение и беспокойство. Все это побуждает человека возомнить себя бессмертным уже на этой земле, омрачает его и терзает. Обладаемый страстями человек мучается, страдает, беспокоится и мечется. Еврипид говорит, что страсти мерзки и отвратительны, а Платон отмечал, что страсть есть подчинение удовольствию. В итоге получается, что управляемый страстью человек несвободен, он порабощен своими же собственными желаниями. Современные словари объясняют «страсть» как неосознанное напряжение ощущений, ненасытимую жажду, пламенное желание, воодушевленное рвение, инстинктивные порывы, гневную ненависть, ничем не ограниченную и неутолимую. Все это говорит нам о многом и многое напоминает. Страсти просто кишат в нас, они свили уже себе гнездышко, поскольку мы их давно-давно пригрели, мы их обсуждаем, о них заботимся, даже любим, постоянно оправдываем, поскольку мы считаем их небольшими по сравнению с тем, что творится в душе окружающих, и поэтому мы постоянно и систематично медлим с их искоренением.

http://pravoslavie.ru/97541.html

Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010