Полемическая антиеретическая тематика была затронута в докладах профессора Богословского факультета Софийского университета имени святого Климента Охридского (Болгария) Ивана Христова «Антиеретическая полемика Феодорита Кирского в " Шестодневе " Иоанна Экзарха» и доцента Сретенской духовной академии кандидата богословия Р.М. Коня «Значение ересиологического наследия блж. Феодорита Кирского для современного сектоведения». Христологической проблематике были посвящены доклады Павла Патрунина (Костромская духовная семинария) «Христология блж. Феодорита Кирского: истоки, основные тенденции и терминология» и профессора Санкт-Петербургского государственного университета, профессора Сретенской духовной академии доктора исторических наук, кандидата филологических наук, кандидата богословия протодиакона Владимира Василика «Свт. Кирилл Александрийский и блж. Феодорит Кирский: вражда и примирение». О внимании к личности и наследию Феодорита Кирского в отечественной научно-богословской традиции рассказали в своих докладах доцент Вологодской духовной семинарии кандидат богословия священник Даниил Горячев («Блж. Феодорит Кирский в русской богословской и философской традиции XX-XXI вв.») и доцент, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии кандидат богословия протоиерей Двмитрий Юревич («Оценка экзегезы блж. Феодорита Кирского профессором СПбДА Н.Н. Глубоковским»). Отдельные аспекты идейного и письменного наследия Кирского архипастыря были освещены в докладах насельницы Горненского женского монастыря, сотрудницы Русской духовной миссии в Иерусалиме кандидата теологии инокини Екатерины (Копыл) («Блж. Феодорит Кирский в контексте патристической традиции богословия святых мест»), профессора Сретенской духовной академии доктора философских наук В.И. Коцюбы («Понятие " богословие " в наследии блж. Феодорита Кирского»), старшего преподавателя, зам. заведующего кафедры восточно-христианской филологии и Восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Г. Головниной («Подвижники из " Истории боголюбцев " блж. Феодорита Кирского в сирийских источниках»), магистра богословия священника Глеба Рябинина («Понятие " диакрисис " в трудах блж. Феодорита Кирского») и клирика храма Преображения Господня г. Владивостока, преподавателя Центра подготовки церковных специалистов Владивостокской епархии игумена Антония (Каменчука) («Методологический подход в изложении блж. Феодоритом Кирским учения о Промысле Божием»).

http://patriarchia.ru/db/text/6087851.ht...

В плане образования хочу отметить профессора Александра Александровича Волкова – преподавателя риторики, с которым мы занимались и во внеурочное время, индивидуально, замечательного профессора древнерусской словесности Александра Николаевича Ужанкова, к мнению которого я всегда прислушивался и давал свои труды на рецензию. То же могу сказать и о профессоре Ларисе Ивановне Маршевой и Галине Ивановне Трубицыной, преподающих стилистику русского языка и церковнославянский язык, отца Владимира Вигилянского, читавшего в первые годы существования Сретенской семинарии факультативный курс православно ориентированной журналистики, о профессоре Васильевой Ольге Юрьевне, у которой я учился в семинарии и сейчас продолжаю обучение в Академии госслужбы. Они многое для меня сделали. Вообще у нас очень отзывчивые преподаватели, с ними легко и приятно работать. Их можно в любой момент о чем-то попросить, и они всегда готовы помочь и советом, и делом. И конечно, я очень рад работать под руководством моего непосредственного начальника и в прошлом однокурсника по семинарии – проректора, иеромонаха Иоанна (Лудищева). Слаженно работается с секретарем Ученого совета Сретенской духовной школы протоиереем Николаем Скуратом, дежурными помощниками – моими друзьями. – Дмитрий Владимирович, а каким проректором был отец Амвросий (Ермаков) – ныне епископ Гатчинский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ? – В пору своего проректорства он преподавал нам литургическое богословие и церковное пение. Спрашивал он строго. У меня нет голосовых данных, и, разумеется, возникли определенные трудности. Могу сказать, что отец Амвросий понимающе и снисходительно отнесся к моей проблеме. Впоследствии я стал работать у него в проректорской. – Поддерживаете ли вы в настоящее время отношения со своими сокурсниками? – Моими сокурсниками, как я говорил, в основном были насельники Сретенской обители, где они подвизаются и ныне. Сейчас они уже все в священном сане, и я хожу к ним на исповедь. Что же касается выпускников последующих наборов, то и они не забывают свою семинарию. Ребята всегда приходят на престольный праздник обители. Практически все окончившие семинарию уже рукоположены и несут церковные послушания.

http://pravoslavie.ru/30621.html

Иоанн, игумен (Лудищев Дмитрий Владимирович) Дата рождения: 23 февраля 1974 г. Дата хиротонии: 2003 г. Дата пострига: 2 января 2003 г. День ангела: 2 января Страна: Россия Биография: Родился 23 февраля 1974 г. в г. Красноармейске Московской области. Крестился в 15 лет. По окончании средней школы поступил в Московский медицинский стоматологический институт имени Н.А. Семашко. После окончания института проходил обучение в ординатуре при кафедре инфекционных болезней в КИБ 2 г. Москвы. В 1999 г. поступил в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В течение пяти лет исполнял послушание врача при медицинском кабинете обители, а также работал на книжном складе, в казначействе монастыря. Окончил специалитет Сретенской духовной семинарии. 2 января 2003 г. наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) пострижен в мантию с наречением имени Иоанн в честь прав. Иоанна Кронштадтского. В том же году рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. В 2004-2018 гг. исполнял послушания благочинного монастыря и проректора Сретенской духовной семинарии . Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 19 мая 2018 г. назначен и.о. наместника Сретенского монастыря. В 2018-2019 гг. и с 20 октября 2020 г. — настоятель храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста г. Москвы. Будучи благочинным обители, занимался изучением ее истории. В результате этой работы появились статьи об историческом прошлом Сретенского монастыря: его игуменах и строителях в XVIII и XIX веках, жизни обители в годы Отечественной войны 1812 года, во время революции и в первые десятилетия XX века. Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 49 ) назначен наместником Сретенского монастыря. 20 декабря 2021 г. в Санкт-Петербургской духовной академии защитил кандидатскую диссертацию на тему «Московский Сретенский монастырь в контексте социально-экономической и религиозной истории Москвы в XVIII — начале XX вв.». 18 июля 2022 г. за Литургией в Троице-Сергиевой лавре поставлен во игумена, игуменский посох вручил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5992136...

38.  Житие иеромонаха Никона. – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 39.  Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в духе Святом: поучения, беседы/пер. с сербского С. А. Луганской. – М.: Новоспасский монастырь, 2010. 40.  Поучения старца Фаддея Витовницкого. Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя. Перевод с сербского Александра Логинова. Минск.: Изд. Дмитрия Харченко, 2011. 41.  Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский Патерик. М.: Самшит-издат, 1997. 42.  Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Пастырскому богословию. – М.: Самшит, 2001. – 43.  Иоанн (Маслов), архим. Слово о крестоношении.//Журнал Московской Патриархии. – 1977. – N 7. 44.  Иоанн (Маслов), схиарх. Избранные письма и проповеди. Под общ. Ред. Н.В. Маслова. 2-е изд. – М.: Самшит-издат, 2004. 45.  Иоанн (Маслов), схиарх. Святитель Тихон Задонский и его учение о спсении. – М.: Самшит-издат, 1995. 46.     Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна Маслова. Под. Ред. Н. В. Маслова. – М.: Самшит-издат. 2011. 47.  Письма Глинских старцев. – М.: Самшит-издат, 2007 48.  Как бороться с помыслами. Изложение учения Святых Отцов Праославной Церкви. – М.: 2005. 49.  Православный молитвослов. - М.: Сретенский м-рь, 2008, - 275 с. Преподобный Антоний Великий. Послания. С предисловием епископа Каллиста Диоклийского. Единецко-Бричанская Епархия, 2002. – 46 с. Добротолбие в 5 томах. Т. 1. Преподобный Марк Подвижник. К тем, которые думают оправдаться делами, 226 глав. Гл. 170. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. – 520 с. Цит по: Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М.: Акадеи. Печатн. Дом, 2000. – 127 с. Добротолбие в 5 томах. Т. 5. Преподобный Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах и проч. Гл. 62.– М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. – 186 с. Добротолбие в 5 томах. Т. 3. Святитель Феодор Едесский. Сто душеполезнейших глав. Гл. 14.– М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. – 322 с. Добротолбие в 5 томах. Т. 2. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу, душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 163..– М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. –188 с.

http://bogoslov.ru/article/3220495

Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей. Ее иконы называются - «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость». Вышедшая в издательстве Сретенского монастыря книга рассказывает читателям о чудотворных иконах Богоматери. [Интернет-журнал/Общество] Ольга Кирьянова " Учение святых апостолов напоминает нам, что единство невозможно без самоотверженной и искренней любви. Как и в апостольские времена, сегодня следовать путем, указанным Господом Иисусом Христом и пройденным великими подвижниками благочестия, все также трудно " , - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви на открытии пятой ежегодной церемонии вручения премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2004 год. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Как понимать Гл 5:16-17 1-го Послания Иоанна Богослова? Что значит " согрешить к смерти " ? Речь идёт о самоубийцах? [Интернет-журнал/Общество] Елена Лебедева Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм Московского университета. Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Уважаемый батюшка, скажите, пожалуйста, как поступить с обручальным кольцом, которые сняли с моей покойной бабушки и отдали мне на память? Следует ли его освятить святой водой, несет ли оно на себе что-то негативное? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

http://pravoslavie.ru/archive/050125

10 марта 1924 года из отдела по делам музеев Главнауки в Моссовет поступила телефонограмма 54, в которой отдел по делам музеев «в ответ на телефонограмму 2028 просил сообщить ему, в каких именно помещениях в Сретенском монастыре нуждается Московское окружное управление Союза связи для устройства клуба, так как из упомянутой телефонограммы не видно, на что претендует Московское окружное управление Союза связи» . 13 марта 1924 года поступила телефонограмма 2160 в Главмузей: «В дополнение к телефонограмме 2028, управление делами президиума Моссовета просит сообщить, какие помещения Сретенского монастыря вами могут быть предоставлены под клуб Союзу связи» . В ответ на телефонограмму за 2160 отдел по делам музеев Главнауки Наркомпроса 14 марта 1924 года доводил до сведения президиума Моссовета, что «с его стороны не встречается препятствий к утилизации надвратной церкви Сретенского монастыря для культурной цели при условии сохранения в неприкосновенности внешнего старинного облика этой церкви и находящихся близ нее колокольни и древнейшей в Москве церкви Марии Египетской . Что же касается главного собора, то он является одним из интереснейших в Москве памятников XVII века, сохранившим фрески того же времени и замечательные образцы древнерусской деревянной скульптуры и резьбы, а поэтому не может получить никакого назначения, могущего исказить его внешний или внутренний художественный облик. При этом в случае ликвидации общины верующих Сретенского монастыря, несшей до сих пор охрану и ремонт его древних памятников, отдел музеев просит возложить на окружное управление Союза связи, которому будет предоставлена под клуб надвратная церковь, охрану и ремонт вышеуказанных музейных зданий. В случае, если бы надвратная церковь Сретенского монастыря оказалась бы неподходящей для клуба, отдел музеев, со своей стороны, может указать как на помещения, вполне пригодные под клуб, на новые большие церкви: 1. Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь в Китай-городе), 2. Успение в Газетном пер. В последней церкви община верующих уже ликвидирована, и помещение стоит пустое, хотя его можно было бы вполне утилизировать под спортивный зал» .

http://pravoslavie.ru/57818.html

Антон Поспелов, отвественный секретарь сайта "Православие.ру" 19 июня 2020, 12:17 Ответ редакции: Уважаемая Ольга! Дискуссия развернута на двух сайтах: Православие.Ru и сайте Сретенской семинарии. Договоренность об этом имеется между прот. Павлом Великановым и мной. Комментарии к статьям -- это как раз " место для дискуссии " священников и мирян. Принцип нашего форума на протяжении многих лет - давать возможность высказаться всем, кроме тех, кто использует нецензурную брань, оскорбительно отзывается о священноначалии Церкви. Любые оценочные суждения уместны на форумах, оспаривать их призваны участники дикуссии. Ольга 19 июня 2020, 12:00 Теперь Сретенской семинарией управляет владыка Амвросий, пастырь Церкви, светлый человек! Поэтому слушайтесь, кайтесь, если кому завидно или обидно, но обсуждать его на ресурсе, который практически принадлежит владыке Тихону (Шевкунову) это конечно лихо. По-моему, проблема наших пастырей ещё и в том, что сами они редко прибегают к таинству исповеди. Егор Андреев 19 июня 2020, 11:53 Прочитал в Фейсбуке комментарий прот. Павла Великанова на статьи прот. Вадима Леонова и иером. Иоанна. Умиляет его менторский тон и оценочная позиция - " что такое хорошо, а что такое плохо " . По-видимому, он априори считает себя " право имеющим " , а остальные - это " твари дрожащие " , оттого и тон такой. Видно, что уважаемый соруководитель Сретенской семинарии не настроен на адекватную дискуссию, иначе не применял бы приемов угроз и манипуляций. Но когда сказать нечего, натворил дел, то - лучше выставить себя обиженным и переложить ответственность на других. Это странно, ведь человек, занимающийся " академической " деятельностью, всегда должен быть открыт к критике, это, собственно, его хлеб... Ольга 19 июня 2020, 11:51 Всё-таки напишу.Благодарю отца Вадима и портал Православие.ру за эту дискуссию.Во-первых,мы все-одна семья, православные христиане,хотим мы этого или не хотим.А во-вторых,мы болеем душей за то,чтобы хороших пастырей, духовных, настоящих отцов,в первую очередь, было больше. Ведь их днем с огнем не найдешь.Все хотят, мечтают, молятся о духовных отцах, это факт.А где их взять?Как их вырастить?Благодарю портал за то,что мы это прочитали, все высказывания и каждый сделал вывод.Отец Вадим вызвал у меня ещё большее уважение.Спасибо,что узнала ещё и иеромонаха Иоанна.Уже начала читать его статьи. Уважение им и доверие.А к сожалению, о. Павла Великанова читать не буду,и о. Стефана-тоже. Доверия нет.

http://pravoslavie.ru/131966.html

Ольга М. 25 июня 2020, 17:09 Ирина, проблема не в чьих-то личных обидах, которые Вы и назвать не можете. Новая команда, прежде всего, ломает то, что создано до них. Они действуют как большевики - разрушают " до основанья, а затем. Мы наш, мы новый мир построим... " . Они привносят не частные изменения, а меняют православный фундамент духовной жизни на секулярный и протестантский. В этом проблема, поэтому такой мощный резонанс. Ирина 25 июня 2020, 14:53 Иоанна, полностью согласна с вами. В точку написали. И кто сказал, что никаких изменений быть не должно? Каждый человек всегда и везде привносит что-то своё. Неужто никаких изменений нет в Псковском монастыре с приходом митр.Тихона? Речь изначально шла о Сретенской семинарии, хотя прослеживалась большей частью личная обида прот.Вадима на руководство, потом уже перекинулись на сам монастырь, пошли речи о неких изменениях, теперь и ярких, сколько желчи в комментариях читателей, и ни одного конкретного примера, где же именно так всё ужасно. Мирян точно нельзя подпускать к внутренней жизни монастыря, она сокровенна. Да и жизнь эта, доступная мирянам сейчас, не ужасна совсем. Иоанна_ 25 июня 2020, 13:40 Как можно обсуждать " яркие изменения в Сретенском монастыре " (то есть уже не только в семинарии) БЕЗ наместника, БЕЗ братии, дорогой владыко, дорогие братья и сестры??? " Внутреннее состояние монастырской жизни может пережить только монах " ,- сказал в своей воскресной проповеди наместник Троице-Сергиевой Лавры епископ Парамон. Поэтому НЕ НАДО тянуть мирян к участию в монастырской жизни! А если они сами слишком тянутся - останавливать. Когда же миряне считают, что они с монастырём " одна семья " , чуть ли не качают права, чего-то требуют - это глубоко нездоровая ситуация. От всей души желаю сил и мудрости владыке Амвросию и братии святой Сретенской обители! Ольга 25 июня 2020, 12:58 Мир всем! Спаси Господи вас батюшка! Александр Стекольников 25 июня 2020, 12:24 Честно скажу, особо в эти дискуссии не вникал. Этот мой комментарий здесь второй. Внедрение психологии и интернет каналов для пиара себя в интернете-это не разномыслие-это замена духовной жизни на душевную и к православному христианству это отношения не имеет какой бы сан не носили те, кто этим занимаются и те, кто этому учат. Чтоже касательно прошлого сретенской семинарии, то оно тоже не было идеальным. Сильный крен в патриотизм тоже ничего хорошего не нес. Лично я буду держаться подальше теперь от нового издания вместо издания Сретения. Для меня публикация трудов протестантского еретика там в качестве первой книги о многом говорит.

http://pravoslavie.ru/132118.html

После венчания делалась запись в метрической книге. На основе этой записи выдавался документ о законном супружестве. Поэтому поручители (свидетели) должны были не только присутствовать при совершении таинства, но и ставили подписи в метрической книге. В настоящее время таинство брака отделено от формально-юридической регистрации. Поэтому присутствие поручителей (свидетелей) во время венчания не является уставным требованием, а лишь обычаем. Что это за чтение «На стражи моей стану», когда и почему оно исчезло? иеромонах Иов (Гумеров) Наш церковный Устав восходит к богослужебной практике иерусалимской Лавры преподобного Саввы Освященного. В древних монастырях всенощные бдения продолжались 8 – 10 часов. На утрени по 3-й и 6-й читались толкования на Евангелие и поучения. В 10-й главе Типикона говорится о толкованиях святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта. Поучения брались из Маргарита, Пролога, Синаксаря. Сейчас всенощное бдение длится 2,5–3 часа. Все чтения по 3-й и 6-й песней канона опущены. Сохранилось лишь 2 чтения: Огласительного слова св. Иоанна Златоуста и Жития преподобной Марии Египетской. На Святую Пасху по третьей песни читалось «Слово 45-е на Святую Пасху» святителя Григория Богослова : «На стражи моей стану говорит чудный Аввакум…» (Творения, СПб., б.г., т.1, сс.661–680). Что означают слова из 3-й утренней молитвы: «…и избави мя от … диавольскаго поспешения…»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Церковно-славянское слово «поспешение» означает «действие, усердный труд, ревностная забота». В молитве мы просим Бога помочь нам избежать во всякое время и в любом деле соучастия бесовских сил. Когда надо делать поклон после крестного знамения? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Поклон надо делать только после того, как совершено крестное знамение. Иначе можно сделать его искаженно. О практике чтения тайных молитв на литургии священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В чинопоследование литургии входят молитвы, которые священник читает не вслух, а «тайно».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из него мы, в частности, узнаем, что «первый глоток свободы христиане Турции получили при хане [sic! — М. Б. ] Хати Серифе (1839)» (с. 12), а христиане Понта начали открыто исповедовать свою веру «после указа султана Хатти Хумаюна 1856 года» (с. 12–13). На самом деле никакого «хана Хати Сериф» и «султана Хатти Хумаюна» никогда не существовало и не могло существовать: в данном случае «хат-ти шериф» — это указ, изданный султаном Абдул Меджидом (3 ноября 1839 года), согласно которому было обещано равное покровительство всем турецким подданным, а «хат-ти хумаюн» — эдикт того же султана от 18 февраля 1856 г. Кроме того, ни по одной из указанных интернет-ссылок невозможно найти материалы, на которые ссылается автор(ы) предисловия: ни текст рукописи архим. Трифона «О положении христиан в мусульманском государстве…», ни текст документа, содержащий ответы Константинопольского патриарха Иоанна XIV Калеки жителям-христианам оккупированных территорий. Тем не менее, несмотря на отмеченные нами недостатки, можно только приветствовать издание (кстати, прекрасно оформленное с множеством замечательных иллюстраций) переводов на русский язык столь важных источников по истории Церкви, приобретающих особую актуальность в настоящее время, и пожелать издательству Сретенского монастыря дальнейших успехов на почве церковно-научного книгоиздания. Также учтены и включены тексты следующих изданий: Балканские новомученики. М, 2000; Святой праведный Иоанн Русский: Житие. Новые чудеса. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995; Явления и чудеса священномученика Ефрема, Неамакринского Чудотворца. М, 2003. С текстами некоторых из них можно также познакомиться на сайте Сретенского монастыря: http://www.pravoslavie.ru . Михаил Бернацкий Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 2024 р. 16 2023 р. з друзями

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202553...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010