В 1976 г. число монашествующих достигло 10 чел. Реставрация монастырских зданий, начатая в 1987 г., продолжается до наст. времени. Для возрождения в И. П. с. монашеской жизни митр. Веррийский Пантелеимон (Калпакидис) обратился к игумену афонского мон-ря Симонопетра с просьбой направить в скит опытного монаха. Тот выбрал иером. Порфирия (Бацараса; игумен И. П. с. с 2007). В наст. время в И. П. с. подвизаются 4 монаха и неск. послушников. Скит формально возвратил себе достоинство ставропигиального (за службой поминается К-польский Патриарх), но игумен назначается Веррийским митрополитом. Главные источники доходов монашеской общины - продажа алюминия, стекла и др. вторсырья, собранных на городской свалке близ Верии, а также дров из принадлежащего И. П. с. дубового леса близ р. Альякмонас. Монастырский комплекс, состоящий из 3 дворов, с 3 сторон окружен мощными стенами, а с юга над ним возвышается отвесная скала из естественного пиерийского туфа. Перед входом в И. П. с. над источником св. воды построена каменная беседка. В 1-м дворе находятся резиденция игумена, книжная лавка и птичник. Вдоль сев. стены до пожара 1920 г. располагались кельи. Во 2-м дворе помимо нового соборного храма (кафоликона) находятся архондарик, трапезная, поварня, синодикон (зал для торжественных заседаний), колокольня и пещера, служившая в древности жилищем отшельников, а затем монастырским погребом. Новый кафоликон, освященный в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1835), представляет собой 3-нефную базилику с пристроенным позднее нартексом. Нефы разделены колоннами из каштанового дерева. В 2005 г. кафоликон был расписан артелью В. Фармакиса из городка Кранья-Эласонас. Иконостас был перенесен из др. церкви и дополнен фрагментами старого иконостаса кафоликона. Второй двор отделен от 3-го корпусом келий, в к-ром раньше располагалась резиденция игумена. Узкий проход рядом с маслобойней ведет в 3-й двор, где находятся кельи, здание семинарии и старый кафоликон в честь Преображения Господня (1325) с фресками XVIII в. (нек-рые исследователи ошибочно датируют их XIV в. и приписывают ученикам Мануила Панселина ). Относительно даты постройки старого кафоликона высказывались различные мнения: 1325 г., время пребывания в И. П. с. прп. Дионисия Олимпийского, ранее 1622 г. и 1622 г.

http://pravenc.ru/text/577924.html

Верийский скит Единственный и безоговорочный ответ на вопрос, когда жил преподобный Антоний, дает стенопись в храме Старой Верийской Митрополии, где святой изображен нагим, завернутым в гиматий – кусок ткани, со спутанными волосами и бородой. 8 декабря, 2014 Единственный и безоговорочный ответ на вопрос, когда жил преподобный Антоний, дает стенопись в храме Старой Верийской Митрополии, где святой изображен нагим, завернутым в гиматий – кусок ткани, со спутанными волосами и бородой. История монашества в греческой области Верия, а точнее – в Верийском скиту, позднее известном нам как монастырь святого Иоанна Предтечи, построенном несколькими километрами южнее города в труднопроходимых местах правого берега реки Алиакмон, тесно связана с личностью местночтимого святого – преподобного Антония. По сей день не удается датировать период его деятельности, а житие святого, дошедшее до нас в трех вариантах, содержащихся в кодексе 83 афонского монастыря Филофей, остается, по большей части, неопубликованным. В первом варианте жития и, по всей видимости, самом раннем, созданном анонимным епископом Касторийским, святой Антоний избрал для себя вид аскезы, которому следовали древнейшие отцы Святой Горы, такие как Петр Афонский (IX век). Как место его подвижничества в тексте указывается гора близ Верии, однако о наличии какого-либо организованного монашеского сообщества ничего не говорится. Подчеркивается, что почитался святой в храме Богородицы Камариотисской в Верии, где хранились его святые мощи. Напротив, во втором, более позднем варианте жития, созданного в монашеских кругах, Антоний представлен как монах, ведущий аскетическую жизнь в пустыне, взявший на то благословение у игумена некоего монастыря, существовавшего в этом районе. Преподобный Антоний Единственный и безоговорочный ответ на вопрос, когда жил преподобный Антоний, дает стенопись в храме Старой Верийской Митрополии, где святой изображен нагим, завернутым в гиматий – кусок ткани, со спутанными волосами и бородой и исторической подписью: “Преподобный Антоний Верийский, ради Христа юродивый”. Росписи датируются периодом с 1215/16 по 1224/5 гг. Упоминание о святом как о юродивом, а также несохранившееся свидетельство Зотоса Молоссоса (XIX) о том, что он видел службу святому, датированную 1050 годом, позволяют сделать вывод, что преподобный Антоний жил в X или, скорее, в XI веке. Как предполагается, после смерти святого место его аскезы стало центром притяжения для многих монахов.

http://pravmir.ru/veriyskiy-skit/

Мужской монастырь Иоанна Предтечи (Верия) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Иоанна Предтечи в Верии — ставропигиальный монастырь Константинопольского Патриархата. В монастыре находятся пещеры святителя Григория Паламы и преподобного Дионисия Олимпийского, а также частицы мощей многих святых. Величайшей реликвией обители является один из пальцев десницы Иоанна Предтечи. Содержание История [ править править код ] В книге Деяний Святых Апостолов имеются свидетельства того, что в Верии и в области Иматии проповедовал святое Евангелие апостол Павел. Судя по точности описаний, – это подтверждается и учеными, – проходил здесь и апостол Лука, следуя за своим учителем. Слово апостольское дало обильные плоды. И стали стекаться сюда все стремящиеся к беззаветному служению Богу и словно «одинокие птицы на кровле», селились они на обрывистых берегах реки Альякмон. И когда горы наполнились хижинами и пещерками, в которых ютились отшельники, то вся местность получила название «Скит, тот, что близ Верии» или Скит Верийский. После драматического периода иконоборчества началась новая страница истории монашества и в IX-X вв. множество монастырей расцветает в Пиерии: Святой Троицы, Преображения Господня, прп. Антония, свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата и другие. В их числе женский монастырь в честь Воскрешения Лазаря, который находился совсем недалеко от обители Иоанна Предтечи, на вершине холма и был разорен турками в XV в. Среди развалин монастыря сохранилась мраморная плита, свидетельствующая о там, что монастырь этот был построен в 900 году от Рождества Христова. Устная же традиция донесла до нас, что храм Честнаго Предтечи Крестителя Иоанна, к тому времени уже существовавший здесь, был «домом Господним» и духовным центром Скита Верийского, отсюда получившего свое название: Скит Иоанна Предтечи. Таким образом, понятно, что обитель Иоанна Крестителя берет свое начало задолго до девятого века, но из осторожности мы придерживаемся времени основания монастыря честь Воскрешения Лазаря как древнейшей датировки, и говорим, что история монастыря Иоанна Предтечи насчитывает 1100 лет.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ [греч. Τιμου Προδρμου Σκτη, Ιερ Μον Τιμου Προδρμου Πιερων, Σκτη Βροιας], мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 10 км от г. Верия (средневек. Веррия ), на высоте 220 м на склоне ущелья, по к-рому протекает р. Альякмонас (Альякмон). Точное время основания И. П. с. неизвестно. Также не установлено, когда мон-рь получил название скита (в любом случае это произошло ранее 2-й пол. XIV в.). Скит св. Иоанна Предтечи близ Верии Скит св. Иоанна Предтечи близ Верии В естественных пещерах, образовавшихся в туфовом склоне горы, издавна жили отшельники. По местному преданию, здесь принял монашеский постриг равноап. Климент Охридский († 916), ученик равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия . В XII в. (по др. сведениям, в поствизант. период) его честная глава была привезена в И. П. с. ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. Каз., 1848. С. 98) и украшена золотой маской, происходящей из македонских гробниц, расположенных недалеко от древнего г. Эги (ныне Вергина). С главой равноап. Климента совершались крестные ходы по окрестным селениям для исцеления людей и предотвращения падежа скота. В Х в. в окрестностях И. П. с. в одной из пещер жил прп. Антоний Новый Веррийский (2-я пол. Х - нач. XI в. или ранее 1000). Жития этого святого содержат противоречивые сведения: по одной версии, И. П. с. был основан на месте подвигов прп. Антония, по другой - перед тем как стать отшельником, он 20 лет прожил в И. П. с. ( Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Ο πολιοχος τς Βροιας σιος Αντνιος Νος. Βροια, 1996. Σ. 24, 41, 63, 89, 95, 116, 142). Ок. 1326 г. в И. П. с. пришел свт. Григорий Палама , к-рому явился вмч. Димитрий Солунский и велел подвизаться в этом месте. Вместе с Григорием Паламой в И. П. с. поселились его ученики - братья Макарий и Феодосий (впосл. скончавшийся в этой обители). Григорий Палама прожил в И. П. с. ок. 5 (по мнению др. исследователей, 10) лет. Он организовал живших в пещерах подвижников-аскетов в единую монашескую общину: каждые субботу и воскресенье они собирались в И. П. с. для совершения богослужения и общей трапезы.

http://pravenc.ru/text/577924.html

Это место зачатия Предтечи в прологе Евангелия от Луки находит себе полную параллель в Евангелии от Иоанна, где, непосредственно после небесного пролога, — пролог земных событий открывается так: «Был человек, посланный от Бога, имя ему: Иоанн» (Ин. 1,16). В Евангелии от Иоанна не говорится ни о рождестве Христовом, ни о рождестве Предтечи, а только об явлении миру Господа с Его Предтечей. Поэтому послание выражает в обобщенном виде все повествование св. Луки, удерживая вместе с тем то место, которое занимает оно в общем плане повествования. Рассказ Ев. от Луки начинается хронологическим указанием: «во дни Ирода царя Иудейского» (1, 5). В Евангелии от Матфея, которое, в отличие от Луки, начинается прямо с рождества Христова, такое же указание отнесено к этому последнему: Иисусу, «родившемуся в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя» (2). Это хронологическое указание, конечно, увеличивает важность повествуемого. Евангелист указует имя отца (и матери) Предте–чевых: иерей Захария из чреды Авиани. Давидом было установлено 24 чреды, из которых восьмая была Авиева (1 Пар. 24, 10 ср. Неем. 12, 17), для очередного исполнения богослужения. Имя Захария означает: вспомянутый Богом. О Захарии в Евангелии вне главы первой Ев. от Луки более не сообщается ничего. Но церковное Предание сохраняет о нем еще другие сведения. Прежде всего, оно почитает его первосвященником, а не священником . Иереем в Писании иногда называется и архиерей (Исх. 35, 1, Деян. 5, 24). В службе св. Захарии он прямо называется архиереем: «Кидарь положися на главе твоей, о пророче в начертании имущ истинное божественное священие». «Радуется тварь рождеством твоим, архиерее: ты бо прозябл еси покаяния проповедника» (Канон, п. 5, тропарь 1,2). «Егда кадило служения приносил еси архиерей, тогда Предтечи приял еси провозвещение» (п. 3, тр. 1). Предание изображает его тем первосвященником, который встречал Деву Марию при введении в храм, так именует его св. Церковь в службе Введения во Храм. На всем протяжении службы предпразднества (20 ноября) и праздника Введения во Храм (21 ноября) говорится о Захарии, как о священнике, вводящем Деву Марию, причем он именуется «Захария великий архиерей» (на мал. веч. ст. на Гос. Воз.), «Захария старец, родитель Предте–чев» (на литии стих, слава и ныне).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

«Внутренний вид Лавры на Афонской горе». Худож. П. Бирман. Акварель. 1835–1839 гг. (ГМИИ) Скиты зависят от мон-рей, на земле к-рых они расположены, что определяется заключенными между ними письменными и традиц. канонизмами и Патриаршим сигиллием (ст. 143). В Уставе перечислены 12 действующих на А. скитов, делящихся по своему устройству на обще- и особножительные. Общежительные: 1) скит во имя Успения Пресв. Богородицы (Мариинский, Βογορδιτσα) Свято-Пантелеимонова мон-ря, 2) скит во имя св. прор. Илии (Свято-Ильинский, Προφτου Ηλιο) при мон-ре Пантократор, 3) скит св. Иоанна Предтечи (Предтеченский, Τιμου Προδρμου) при Вел. Лавре, 4) скит во имя св. Андрея Первозванного (Свято-Андреевский, Серай, Αγου Ανδρου) при мон-ре Ватопед. Особножительные: 1) скит во имя прав. Анны (Αγας ρδβλθυοτεΑννης) и 2) скит во имя Св. Троицы (Кавсокаливийский, Αγας Τριδος τν Καυσοκαλυβων) при Вел. Лавре, 3) скит во имя вмч. Димитрия (Αγου Δημητρου) при Ватопеде, 4) скит во имя св. Иоанна Предтечи (Τιμου Προδρμου) при Иверском мон-ре, 5) скит во имя вмч. Пантелеимона (Αγου Παντελεμονος) при Кутлумуше, 6) скит в честь Рождества Пресв. Богородицы (Новый Скит, Να Σκτη) и 7) скит во имя вмч. Димитрия (Лакку, Αγου Δημητρου Λκκου) при мон-ре Св. Павла, 8) скит в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Εαγγελισμο τς Θεοτκου) при мон-ре Ксенофонт (ст. 142). Скиты представляют собой небольшие поселки, состоящие из хижин-калив, каждая из к-рых имеет 1-2 комнаты, храм и хозяйственные пристройки. В центре находится соборный храм (кириакон). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками и собором старцев. Скитские монахи занимаются сельским хозяйством, различными ремеслами и рукоделиями. С XVIII в. мн. скиты имели национальную принадлежность, отличную от того мон-ря, на землях к-рого они находились: скит Богородицы был болг. (до сер. 80-х гг. XX в.), Андреевский - рус., Ильинский - укр., Предтеченский - румын. (остается таковым до наст. времени). Подобное явление было характерно и для мн. келлий.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Апостолы Павел и Сила перенесли свою благовестническую деятельность в соседний город Верию, отстоявшую от Фессалоники в ста километрах, и там, по обычаю, проповедывали в синагоге. Проповедь имела успех, обратилось много иудеев, прозелитов, уверовало много «почётных женщин и из мужчин немало» ( Деян.17:12 ). Новообращённые особенно любили ежедневно разбирать с апостолом Ветхозаветное Писание, чтобы убедиться в согласии слова апостола с Писанием 48 . Так была заложена ап. Павлом Церковь в Верии. Однако пришедшие из Фессалоники иудеи возбудили народ против ап. Павла, и он должен был покинуть Верию, оставив в ней Силу и Тимофея 49 , который из Филипп последовал за ап. Павлом. Всего апостол пробыл в Фессалонике и Верии один месяц с небольшим (октябрь 50 г.). Из Верии ап. Павел в сопровождении некоторых верующих направился к «морю», т. е. Эгейскому морю, и, несомненно, морским путем прибыл в Афины, центр греческого образования, мировой мудрости и языческого богопочитания. Расстояние от Верии до Афин морским путём – пятьсот километров, и при попутном ветре путешествие могло закончиться в три – четыре дня. В Афинах великий апостол проявил всё величие духа, всю мудрость свойственную посланнику Христову. До сего времени он обращал свою проповедь или к обрядоверам-евреям, часто фанатикам, или к простецам-язычникам, чтителям бездушных идолов. Теперь в Афинах слово крестное надлежало возвестить «мудрым века сего» ( 1Кор.3:18 )– философам риторам, поэтам. Афины были центром языческой мудрости и языческого просвещения. Правда, Афины времён апостола были уже не те, чем они были в древности: последователи великого Платона превратились в жалких мечтателей, а мудрого Эпикура – в плотоугодников; суровые стоики представляли собой мелких лицемеров. Все разменялись на бесплодные рассуждения и горделивое самохвальство ( Деян.17:21 ). Город был полон идолов и языческих храмов. Образованная часть населения, вместе с философами, была равнодушна к религии, а простой народ был погружён в самое грубое суеверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Апостолам все же нельзя было, при таком возбуждении народа, остаться в Солуни, и они ночью вышли из города, где так обильно выросло и зацвело семя веры, ими посеянное, и направились к мирному городу Верии, в стороне от большого торгового пути. Отделяющие Верию от Солуни 90 верст, были ими пройдены, конечно, не без труда, особенно при переходе множества ручьев и речек, впадающих в реку Галиактом. Но они были утешены успехом своей проповеди в Верийской синагоге, куда они вошли. Они встретили евреев менее упорных, менее коварных, чем в Солуни и в других местах. Когда святой Павел изложил им свои обычные доводы из псалмов, из пророка Исайи и из пророка Аввакума, касательно Мессии, что Ему надлежало пострадать, умереть и воскреснуть опять, касательно веры как средства оправдания, то иудеи, даже вполне поняв цель и логическое заключение его доводов, не набросились на него с враждой, а оказались благомысленнее иудеев Фессалоников. Они были более великодушны, просты, искренни и преданы истине. Вместо того, чтобы гневно отвергнуть это новое Евангелие, они ежедневно и прилежно исследовали Священное Писание для того, чтобы проверить доводы и ссылки святого Апостола Павла с подлинным свидетельством слова Божия. Следствием этого было то, что как греки, так и многие из иудеев уверовали, не только мужчины, но и женщины из более почетных классов. Среди этих простодушных верейцев Апостол, наверное, провел несколько недель покоя, потому что два раза во время этого пребывания, святой Павел порывался опять идти к своим возлюбленным Фессалоникийцам, но непредвиденные обстоятельства препятствовали ему (см. 1Фес. 2:18 ). В Верии был приобретен Апостолом Павлом, один преданный и верный друг Евангелия, Сосипатр. Но вот до солунских евреев, врагов Евангелия и святого Павла, дошла весть о мирном успехе проповеди в Вереи, и они тотчас же отправили послов, для возбуждения там народа против Апостолов (см. Деян. 17:13 ). Еще раз святой Павел заблаговременно получил предостережение об этом от одного из своих преданных друзей. В виду этого, было положено Силе и Тимофею, против которых было меньше злобы евреев, остаться в Верии для руководства юной Церкви здесь, а святой Павел принужден был удалиться из города. Посему, братья-христиане проводили его по направлению к морю (см. Деян. 17:14–15 ), а потом в Афины, при этом Апостол приказал провожавшим его братьям, чтобы Сила и Тимофей, оставленные им в Верии для руководства Церкви, скорее пришли к нему ( Деян. 17:15 ). Было это, вероятно, осенью. Проповедь святого Апостола Павла в Афинах (Деян. 17:16–34)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

горы Афон прибыл новгородский уроженец Преп. Арсений Коневский, удалившийся затем от многолюдного братства на о. Коневец на Ладоге. Преподобный Савватий в 1429 г. отошел с Валаама на Соловецкий остров в Белом море. Там он положил начало монашеской жизни вместе с Преподобным Германом Соловецким. В одно время с Преподобным Савватием пребывали на Валааме его ученик и инок Геннадий, впоследствии Святой архиепископ Новгородский, знаменитый борец с ересью, составитель первого полного свода Священного Писания на славянском языке (1499 г.), Пасхалии на 1000 лет и Преп. Евфросин из рода князей Тепринских. В 1474 п пришел на Валаам Преп. Александр Свирский. На Валааме еще в 1930-е годы почиталась могила схимника Григория. Предание отождествляло его со шведским королем Магнусом II Смеком. В 1371 п король вел войну с русскими. Поднялась на Ладоге страшная буря, разметала все корабли. Спасся только сам король. На доске его принесло к берегам Валаама. Здесь он был присоединен к Православной Церкви, принял схиму (великий постриг) и через три дня скончался, оставив своим соплеменникам завет не воевать с Русью.             Скиты Скиты Валаамского архипелага: Скит Всех Святых (Белый скит); Святоостровский скит (преподобного Александра Свирского) восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года; Ильинский скит (уничтожен в 50-ые года, заново отстроен в 2006 году); Никольский скит; Предтеченский скит; Коневский скит (разобран в 1950-ых годах, ныне восстановлен); Свято-Авраамиевский скит (разрушен); Воскресенский скит (Красный скит); Гефсиманский скит; Смоленский скит (восстановлен в 2005 году); Свято-Владимирский скит (построен в 2007 году). Скиты на других остравах Ладожского озера: Германовский скит ( остров Сюскюансаари) с церковью Александра Невского, в настоящее время находится в руинированном состоянии; Сергиевский скит (остров Путсаари); Тихвинский скит (остров Воссинансаари) в наши дни не существует, все постройки скита были разрушены. [править]Возрождение жизни монастыря. Современность       Скиты подробнее   Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св.

http://isihazm.ru/1/?id=586

КАРПЕНСИОН. Монастырь Прусос. Мощи и икона: АРТА. Храм Св. Феодоры. Мощи: КАРДИЦА. Храм Успения. Мощи: мч. Василий Анкирский (IV в.) (глава). МОНАСТЫРЬ КОРОНА (к юго-западу от Кардицы). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СПИЛЕОТИССА (близ Кардицы): МОНАСТЫРЬ АГАФОНОС (30 км. к западу от Ламии, близ д. Ипати): МОНАСТЫРЬ АНДИНИТСАС (близ Ламии): Д. КСИНЬЯДА (29 км. от Ламии). Ксиньядский монастырь: МОНАСТЫРЬ ДУСИКУ (п-ов Магнисия, к востоку от Волоса; закрыт для женщин). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КСЕНИЯ (близ Волоса): ЛАРИСА. Кафедральный собор Св. Ахилия. Мощи: ТИРНАВОС. Храм Св. Апостолов. Мощи: Собор Панагия-Фанеромени. Мощи: МЕТЕОРЫ (скальные монастыри в 20 км. к северо-западу от Трикалы, близ Каламбаки). Монастырь Преображения («Большая Метеора»). Допуск посетителей – с 9.00 до 12.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме вторника (зимой – кроме вторника и среды). Мощи и икона: Монастырь Варлаама. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме пятницы (зимой – кроме четверга и пятницы). Мощи: Монастырь Св. Стефана. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме понедельника. Мощи: ЯНИНА. Храм Св. Георгия: МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ДИОНИСИЯ ОЛИМПИЙСКОГО (18 км. от д. Литохоро, на горе Олимп; закрыт для женщин): НАУСА, к северо-западу от Верии. Храм Пресвятой Богородицы. Мощи: МОНАСТЫРЬ КАЛИ-ПАНАГИЯ (4 км. от Верии): МОНАСТЫРЬ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (10 км. от Верии). Мощи: КОСТАНЬЯ, между Верией и Козани. Монастырь Панагия-Сумела: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-МАВРИОТИССА (3 км. к юго-востоку от Кастории; не действует): МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ (между д. Клисури и Варико, близ Кастории). Мощи и икона: Д. ОМОРФОКЛИСЬЯ (21 км. к северо-западу от Кастории). Храм Св. Георгия: ГУМЕНИСА (ном Килкис, к северу от Яницы). Монастырь Панагия-Гуменисса: САЛОНИКИ. Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники) . Мощи: Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники) . Мощи: Храм Св. Софии. Мощи: Церковь Панагия Ахиропиитос (Салоники) :

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010