202 Основанная в 425 г. Феодосием II при церкви в Халкопратиях (район Константинополя) со штатом из 28 учителей, она, по мнению Скабалановича, существовала до времени Фоки (602–610); была закрыта и вскоре вновь открыта Ираклием; ко времени прихода к власти исаврийской династии помещалась все еще в Халкопратиях при так называемой царской цистерне, имела 12 учителей и ректора; была снова в 726 г. закрыта Львом III Исав- ром, восстановлена частично в виде «публичной школы» во главе с Львом Математиком императором Феофилом при храме Сорока мучеников и полностью в 843 г. кесарем Вардой в Магнаврском дворце; пришла, по-видимому, в упадок в царствование Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцы и была восстановлена Константином IX Мономахом (в 1043 г. по новейшей датировке), учредившим для каждой науки кафедру, которая замещалась особым маистором (название, которое надо отличать от магистра, – чиновный ранг). Кафедру философии занял Михаил Пселл с титулом ипата философов, кафедру юриспруденции – Иоанн Ксифилин с титулом номофилакса, кафедру риторики – Никита с титулом магистра риторов и какую-то кафедру Иоанн Мавропод; местопребыванием «академии» стал храм Св. Георгия Тропеофора (Победоносца) при Манганском монастыре. 203 Однако все ученые последующего времени, фактически исходя из тех же данных, что и Скабаланович, дружно отказались от употребления термина «византийская академия», предпочтя ему название « Константинопольский университет». 204 По и в отношении правомочности его применения в последнее время высказываются сомнения. Не без оснований считается, что в Византии никогда не было университетов в том смысле, как они понимаются в отношении западноевропейского средневековья, т. е. «как свободных корпоративных объединений учителей и учеников для научной работы и профессионального обучения», располагавших «корпоративной автономией по отношению к церковным и государственным институтам». Как раз этот основополагающий признак, по мнению Вайса, полностью отсутствует у императорских учебных заведений Византии, которые прежде всего являются школами для обучения кадров государственно-чиновничьего аппарата (Funktionersschule).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

202 Скабаланович Η. Византийская наука и школы в XI веке//Христианское чтение. 1884. ч. 1. С. 352–353. Ср.: Самодурова 3. Г. Школы и образование//Культура Византии (IV – первая половина VII в. )М., 1984. С. 478–503; Она же. Школы и образование//Культура Византии (вторая половина VII-XII в.). М., 1989,с, 366–400; Гукова С. Н. Школа и образование в поздней Византии//Культура Византии (XIII-nepbaя половина XV в.). М., 1991. С. 395–411. 203 На самом деле в Манганах размещалась, по-видимому, лишь школа права. Сохранилась речь Иоанна Мавропода об освящении (в апреле 1047 г.) церкви Св. Георгия и школы, из которой «выйдут справедливость и закон... и прежде всего исполнение закона в судебной практике» (см.: LefortJ. Rhétorique et politiquë trois discours de Jean Mauropous en 1047//TM. 1976. T. 6. P. 265–303). 204 Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopol im Mittelalter. Leipzig; Berlin, 1926. S. 31 (впрочем, Фукс пользуется и понятием «академия». – Ibid. S. 29); Bréhier L. Notes sur lhistoire de lenseignement superieur à Cons- tatinoplë La légende de Léon lIsaurien incendiaire dc lUniversité//Byzantion. 1927–1928. T. 4. P. 13–28; Impellizzeri S. Lumanesimo bizantino del IX secolo e La genesi della «Biblioteca» di Fozio//Studi in onore di Gabriele Pepe. Bari, 1969. P. 29; Lemerle P. Le premier humanisme byzantin: Notes et remarques sur enseignement et culture à Byzance des origincs au X siecle. Paris, 1971. 327 p.; Kyriakis M. J. The University: Origin and early phases in Constantinople//Byzantion. 1971. T. 41. P. 161–182; Speck P. Die Kaiserliche Universitat von Konstantinopol. München, 1974. 120 S.; Anastati R. Luniversità a Bizanzio nellXI secolo//Siculor. Gymn., N. S., 1979. Vol. 32. P. 351–378; Browning R. Enlightenment and repression in Byzantium in the eleventh and twelfth centuries//Past and Present. 1975. Vol. 1. Ρ 7. 205 Weiss G., Oströmische Beamte im Spiegel der Schriften des Michael Psellos. München, 1973. S. 65. 208 Wolska Conus W. Lécole de droit et lenseignement du droit à Byzance au XI sieclë Xiphilin et Psellos//TM. 1979. T. 7. P. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Пселл уделял большое внимание творческому отношению к искусству слова. В трактатах «О соединении», «Стиль Григория Богослова , Василия Великого , Златоуста и Григория Нисского », «Спросившему, кто лучше писал стихи, Еврипид или Писида» он рассматривал различные виды речи и их компоненты, разнообразные способы сочетания слов, уподобляя их драгоценным камням. В творчестве христианских писателей, особенно Григория Назианзина (Богослова), он высоко оценивал их способность «делать многое единым», свойственное им «смешение фигур по-своему», использование «своих собственных сочетаний», открытых ими приемов, все то, что раскрывало силу их таланта и творческого вдохновения и помогало добиться «наилучшей гармонии» О своем литературном творчестве Михаил Пселл говорил: «Я один впитал в себя многих». Его первым литературным произведением был панегирик Константину IX Мономаху, в котором он описывал изнурительный и неблагодарный труд писца и рассуждал о характере василевсов, их изменчивом нраве, что считал вполне естественным явлением. В энкомии Иоанну Мавроподу Пселл осуждал тех, кто «не изучал египетскую, халдейскую и иудейскую мудрость, кто не познал эллинской науки и не использовал всего, что есть в них полезного». Лучшим произведением Михаила Пселла является новаторское по своему характеру мемуарно-историческое сочинение «Хронография», в котором центральное место отведено образу самого автора и его роли в событиях тех лет, что определило субъективную организацию исторического материала: «... я умолчал о многих значительных событиях ... но без затей сообщил о самом важном, о том, что всплыло в моей памяти, когда я писал». «Хронография» состоит из двух частей, первая из которых в свою очередь делится на семь разделов. В ней освещается столетний период византийской истории, начиная со смерти Иоанна Цимисхия в 976 г. и воцарения Василия II Болгароборца и кончая четырьмя годами правления Михаила VII Дуки (10711078) – 1075 г. Персонажи этого произведения – императоры (Василий II, Константин VIII, Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагон, Михаил V, Константин IX Мономах, Михаил VI, Исаак I Комнин, Константин X Дука, Роман IV Диоген, Михаил VII Дука) и императрицы раскрываются в движении, во взаимодействии с историческими событиями, в соотношении их внешнего облика с нравственными качествами, в переплетении «добрых поступков» с «дурными», высоких чувств с низменными побуждениями. Характеристики, данные историком, отличаются меткостью и точностью наблюдений, умением несколькими штрихами выявить сущность персонажа, то, что зачастую скрывается «под притворной маской».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде чем, однако, знакомить с обстоятельствами, при которых турки-сельджуки вошли в непосредственное соседство с империей, находим нужным сказать несколько слов об исторической обстановке, которая имеет объяснить поразительные успехи турок насчет Византии. Обратим внимание на некоторые подробности, относящиеся к 1047 г. и последующим годам. Прежде всего на это время падает громадное движение, поднятое Львом Торникием и имевшее ближайшей целью низвержение Константина Мономаха 15 , Это движение хорошо освещено в современном самому событию ораторском произведении, именно в речи митрополита Иоанна Мавропода, который по своему положению имел все средства собрать об нем точные сведения. Бунт Торникия потому получает в наших глазах особенное значение, что сам он, как показывает и его имя, не принадлежал к туземной служилой аристократии, а был иностранцем по происхождению, – был потомком знаменитой династии Багратидов, перешедшей на службу империи со времени царя Василия. Прозвание свое Торникий Лев получил от области Тарона, или Дарона, на границе с Персией и, следовательно, был владетельным князем в Армении. При царе Константине Мономахе в управлении Арменией и соседней Грузией, тоже вступившей в вассальную зависимость от империи, произведена была перемена, имевшая весьма плачевные результаты для охраны восточной границы. Оказывается, что византийское правительство перенесло обязательность военной службы армянских воинственных владетелей, привыкших к военному делу в постоянных столкновениях с соседними дикими племенами, на денежную повинность и тем не только лишило себя естественной и хорошо приспособленной к местным потребностям военной защиты, но и открыло как Армению и Грузию, так и свои собственные пределы для хищнических опустошительных набегов со стороны турок-сельджуков, тогда начавших приближаться к имперским границам. Собранные с Армении деньги были истрачены на нужды расточительного двора и на безрассудные личные потребности Константина Мономаха, между тем как для защиты границы необходимо было нанимать на казенные средства иноземные отряды. Среди военных людей принятая Мономахом мера подвергалась всяческим осуждениям и вызывала всеобщее раздражение. В особенности в Адрианополе, где был центр военного управления западными войсками, таилось глубокое недовольство против непопулярного женолюбивого царя, вследствие изнеженности и болезненности неспособного стать во главе войска и вести его против врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Ты видишь, что это уже слишком, что не оглядываться [вокруг себя], не прибегать к умозаключениям, а не задумываясь, без искусной сноровки [карабкаться] по кручам предположений есть неразумие и незнание самих себя. Если ты послушаешься меня хоть в чем-то, я тебе о тебе самом скажу вот что: не помышляй горделиво о том, чтобы сдвинуть гору, и не кичись тем, что не находишь услады в рассуждениях. Но найди равнину и лощину глубокую или разверзшееся ущелье или неописуемую, потайную пропасть в земле, спустись туда, спрячься на дне, склонись над нашими и над языческими книгами, поупражняйся сначала в силлогизмах и таким путем восходи к знаниям несиллогистическим... ПРИМЕЧАНИЯ 1. Иоанн Ксифилин (род. около 1010 г.) - друг юности Пселла, его товарищ по занятиям у знаменитого ритора Иоанна Мавропода. Один из самых образованных людей своего времени, Ксифилин возглавлял высшую юридическую школу в Константинополе до тех пор, пока, подобно Пселлу, не был вынужден удалиться в монастырь. В отличие от Пселла, Ксифилин после принятия монашества не вернулся к прежним занятиям и продолжал жить в монастыре вплоть до 1064 г., когда его избрали патриархом. Философские симпатии Ксифилина были на стороне Аристотеля, и настоящее письмо Пселла служит как бы отповедью византийского неоплатонизма аристотелизму. 2. Евномий и Аполлинарий Лаодикийский - христианские епископы IV в., противники никейского символа веры. Полемику с ними вели Афанасий Александрийский, Василий Кесарийский и др. 3. Намек на принятие Пселлом монашества. 4. Хрисипп, Клеанф, Зенон - философы-стоики III в. до н.э. 5. Речь идет, по-видимому, о философе-неоплатонике IV в. н.э., авторе комментариев к логическим сочинениям Аристотеля и учителе императора Юлиана. Воспроизведено по изданию: Памятники византийской литературы IX-XIV вв./Отв. ред.: Фрейберг Л.А. - М.,1969. - С.154-155. Перевод Т.А. Миллер; сделан по изданию: Pselli Miscellanea, Paris, 1876 (Bibliotheca Graeca medii aevi, ed. C.Sathas v.5), p.444.  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Но немногие достигали этой вершины, если же и достигали, то недолго на ней удерживались. Причиной тому было самое свойство предмета – догматики, – вспомним ссылку Пселла на двойственность первой философии в объяснение того обстоятельства, почему он занимался ею менее, чем второй философией. Представленные разъяснения могут способствовать установлению надлежащей точки зрения на характер византийской образованности XI в. Бесспорно, на образованности того времени лежал отпечаток церковности, результат этого стоит в согласии со школьным приемом обучения, объединявшим на всех стадиях содержание светское с духовным. Но было бы заблуждением утверждать, что религиозный элемент вытеснял и подавлял элемент светский, что богословская наука убивала науку светскую. Скорее светский элемент брал перевес над духовным, во всяком случае, он стоял на первом плане, а религиозный элемент привходил стороной, сообщая при этом свою окраску содержанию науки в целом. Взгляд, высказываемый некоторыми учеными исследователями о преобладании в Византии религиозного начала в сферах мысли и жизни, мы находим утрированным по отношению к школе и школьной науке. Некоторую неточность видим также в общепринятом взгляде на энциклопедичность, универсальность знаний в Византии. Взгляд этот справедлив в том смысле, что энциклопедичность была идеалом византийской образованности, справедлив он, далее, в смысле отсутствия специально духовных и специально светских школ, с разделением элемента светского и духовного в две различные области. Но взгляд неверен, если формулировать его так, что вообще византийская школа была рассадницей энциклопедизма. Такое положение было бы верно, если бы в каждой византийской школе преподавался весь круг наук. Но этого не было. В школе преподавалась лишь часть круга или одна из наук. До открытия византийской Академии при Мономахе были (употребляя с некоторой натяжкой знакомую нам терминологию) школы низшие или элементарные, средние и высшие. Образцом первой может служить та школа, в которой Пселл обучался от 6 до 8 лет, образцом второй – школа Никиты Фессалоникийского до поступления его на кафедру риторики в Академии, – предметами преподавания в этой школе были орфография, грамматика и пиитика, образцом третьей – школа Иоанна Мавропода, тоже до занятия им академической кафедры: в ней преподавались риторика, философия и законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

222 В Византии XI в. существовала государственная почта. На больших трактах на определенном расстоянии друг от друга были расположены станции с 4–6 быстроходными лошадьми в каждой. Содержались они, видимо, за счет ямской повинности крестьян окрестных деревень, 223 Восточная армия под командованием великого этериарха Константина осаждала в этот момент крепость Хелидоний, недалеко от Двина (в Армении). По приказу царя Константин снял осаду и перебросил свое войско во Фракию. Армия, однако, прибыла уже после поражения восстания Торника. 224 Лагерь Торника был разбит напротив Влахернского дворца у храма св. Бессребреников (в Космидии). 227 Пселл использует здесь редкое античное слово pyrforos (в нашем переводе: «жрец-огненосец»), намекая на имевшую хождение пословицу: oyde pyrforos eleifte (дословно: «не осталось и жреца»). Передать по-русски эту аллюзию не удается. 228 Торник безуспешно пытался взять осадой Редесто – единственный из македонских городов, сохранявший верность императору (Аттал., 28; Скил., 564). 231 Лев Торник вместе с Иоанном Ватацем укрылись в церкви города Булгарофиги, вблизи Адрианополя. 232 Торник и Ватац были ослеплены в канун рождества (27 декабря 1047 г.). Сохранилась большая речь Иоанна Мавропода, призывавшего царя проявить милосердие по отношению к заговорщикам. 233 Пселл считает себя искусным врачом (ср. с. 163). Он был автором медицинского сочинения и не упускает возможности щегольнуть медицинской терминологией, принятой в его время. 234 Константин IX страдал подагрой в тяжелой форме. Эта болезнь была весьма распространена в Византии. 235 В Афинах в V–IV вв. до н. э. регулярно составлялись и пересматривались списки граждан, подлежащих призыву на военную службу в качестве гоплитов. Эти списки, вероятно, и имеет в виду писатель. 237 Пселл не называет имени этого неудачливого заговорщика. Другие источники и вовсе о нем умалчивают. 239 В греческом тексте наоборот: «многочисленного». Принимаем поправку издателя. Речь идет об аланах, которых сам Пселл ниже называет племенем «не очень-то важным и значительным».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Прп. Иоанн Зедазнийский (VI в.) — основоположник монашества в Восточной Грузии, учитель и предводитель знаменитых 12 сирийских отцов, основатель монастыря Зедазени. Прп. Иоанн Жнец, калабрийский преподобный XI в., одинаково почитается как православными, так и католиками. То же самое можно сказать и о прп. Иоанне Чешском, жившем в IX в. В 24-м томе размещены статьи о ряде русских преподобных, таких, как Иоанн и Захария Киево-Печерские (кон. XI — нач. XII вв.), Иоанн и Макарий Соловецкие (XV в., ученики прп. Зосимы, основателя Соловецкого монастыря), Иоанн и Лонгин Яренгские (середина XVI в.). Отдельная статья посвящена свв. Иоанну и Павлу, римским мученикам IV в., пострадавшим за Христа при императоре Юлиане Отступнике, а также знаменитому римскому храму, возведенному в их честь. Том содержит и статью о блаженном Иоанне Мосхе, известном духовном писателе VI-VII вв., авторе знаменитого труда «Луг духовный», в котором он ярко описал свое путешествие по древним монастырям Египта и Палестины и аскетические подвиги их насельников. Среди святых по имени Иоанн следует также отметить великомученика Иоанна Нового, Сочавского, особо почитаемого Румынской и Русской Православными Церквями святого XIV в. Многочисленны в новом томе статьи, посвященные известным церковным деятелям Византии, которые, не будучи причтенными к лику святых, оставили тем не менее значительный след в истории православной культуры. В частности, заслуживают упоминания статьи о таких личностях, как Иоанн Евгеник, византийский духовный писатель и церковный деятель 1-й половины XV в., младший брат знаменитого св. Марка Эфесского, главного борца с Флорентийской унией; Иоанн Зонара, знаменитый византийский канонист, историк и церковный писатель XII в.; Иоанн Итал, крупный византийский философ XI в., ученик Михаила Пселла; Иоанн Кесарийский, богослов и полемист VI в.; Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский, духовный писатель XI в.; Иоанн Малала, хронист VI в.; и Иоанн Скифопольский, богослов VII в., апологет Халкидонского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

И. М. род. в Пафлагонии, предположительно в Клавдиополе ( Follieri. 1967. P. 6; согласно Карпозилосу, указания на Клавдиополь относятся не к И. М., а к его дяде, епископу этого города: Καρπζηλος. 1982. Σ. 23-24), однако уже в ранней юности переехал в К-поль, где завершил образование. Неск. лет спустя И. М. открыл в своем доме в К-поле школу. Точная дата неизвестна, но очевидно, что это произошло до 1034 г., когда туда пришел учиться Михаил Пселл, с тех пор их связывала крепкая дружба. После 1043 г. благодаря посредничеству Пселла И. М. был приближен ко двору имп. Константина IX Мономаха и принял участие в создании юридической школы в мон-ре вмч. Георгия в Манганах. Большинство исследователей склонны признавать за И. М. авторство устава этой обители, к-рый был написан в форме имп. законодательного постановления (новеллы). Наиболее ранняя датировка его создания (2-я пол. 1043) принадлежит Фольери, наиболее поздняя (апр. 1047) - Ж. Лефору. В дек. 1047 г. И. М. в качестве придворного ритора составил речь о восстании Льва Торника, в которой призвал императора проявить милость и человеколюбие по отношению к соратникам мятежника (Iohannis Euchaitorum Memropolimae. N 186. P. 178-195). Согласно Любарскому, после отставки Константина Лихуда в 1050 г. положение И. М., равно как и его друзей и сподвижников Пселла и Ксифилина, значительно ухудшилось. И. М. был вынужден принять назначение в Евхаиты, к-рое воспринимал как ссылку. После отъезда И. М. из К-поля его переписка с Пселлом стала интенсивнее. Судя по ней, И. М. надеялся вернуть себе прежнее положение, а Пселл выступал за него ходатаем перед императором (защищал от клеветников из Евхаит; готовил аудиенцию у императора; рассказывал в письмах, как император отнесся к посланиям И. М. из Евхаит). И. М. вернулся в К-поль после 1075 г. и принял постриг в мон-ре св. Иоанна Предтечи в квартале Петра. Именно ему приписывается энкомий основателю этого монастыря прп. Вару (BHG, N 212), впрочем, возможно, эта атрибуция ошибочна ( Lequeux. 2002).

http://pravenc.ru/text/471360.html

287-289 289-290 273-277 ИОАНН ИТАЛ (2-я пол. 20-х гг. XI в.- нач. 30-х гг. XI в. - после 1082), визант. философ, ученик Михаила Пселла 290-293 293-294 294-295 ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель 296-309 309-310 ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ [Иоанн Капистран, Иоанн из Капестрано] (1386-1456), францисканец, проповедник, политический деятель, св. католич. Церкви (пам. 23 окт.) 310-314 314-319 ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества 319-340 340-343 343-344 ИОАНН КЛАДА (2-я пол. XIV - нач. XV в.), лампадарий Великой ц. в К-поле, визант. мелург, учитель пения 344-349 349-351 ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне 351-352 ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 352-353 ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) 353-382 382-383 383-384 ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик 384-396 396-399 399-401 401-404 ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (VI-VII вв.), игум. Синайского монастыря, прп. (пам. 30 марта и в 4-ю Неделю Великого поста) 404-431 431-432 ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) 432-434 ИОАНН МАВРОПОД (после 1000? - после 1081?), свт. (пам. греч. 5 окт.), митр. Евхаитский, визант. писатель, интеллектуал 434-435

http://pravenc.ru/vol/xxiv.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010