22. Первое заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. 23. Святейший Владыка принял мэра Москвы С.С. Собянина в рабочей Патриаршей резиденции. 24. Встреча с председателем Российского детского фонда писателем А.А. Лихановым в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 25. Расширенное заседание Епархиального совета г. Москвы в Храме Христа Спасителя. 27. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная, день памяти митрополита Киевского и всея Руси Феогноста. Литургия в Успенском Патриаршем соборе Кремля. 29. Годовщина терактов в московском метрополитене . Лития по жертвам трагедии  в домовом храме в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 30. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 31. Вручение указов о назначении  правящим архиереям новообразованных епархий Северного Кавказа. АПРЕЛЬ 1. Пятница 4-й седмицы Великого поста, день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии. Литургия Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня на Болвановке. 3. Неделя 4-я Великого поста, день памяти прп. Иоанна Лествичника. Литургия в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Зиновия (Корзинкина) во епископа Элистинского и Калмыцкого. 4. Утреня вторника 5-й седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 5. Встреча с народной артисткой СССР Г.П. Вишневской в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 6. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии в России Масахару Коно в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 7. Благовещение Пресвятой Богородицы и день преставления Патриарха Московского и всея России Тихона. Литургия в Благовещенском соборе Московского Кремля. 8. Канун субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста). Утреня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

22. Первое заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. 23. Святейший Владыка принял мэра Москвы С.С. Собянина в рабочей Патриаршей резиденции. 24. Встреча с председателем Российского детского фонда писателем А.А. Лихановым в резиденции в Чистом переулке. 25. Расширенное заседание Епархиального совета г. Москвы в Храме Христа Спасителя. 27. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная, день памяти митрополита Киевского и всея Руси Феогноста. Литургия в Успенском Патриаршем соборе Кремля. 29. Годовщина терактов в московском метрополитене. Лития по жертвам трагедии в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 30. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди, прошедшая в Чистом переулке. 31. Вручение указов о назначении правящим архиереям новообразованных епархий Северного Кавказа. АПРЕЛЬ 1. Пятница 4-й седмицы Великого поста, день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии. Литургия Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня на Болвановке. 3. Неделя 4-я Великого поста, день памяти прп. Иоанна Лествичника. Литургия в Храме Христа Спасителя. В ходе богослужения архимандрит Зиновий (Корзинкин) был рукоположен во епископа Элистинского и Калмыцкого. 4. Утреня вторника 5-й седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 5. Встреча с народной артисткой СССР Г.П. Вишневской в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 6. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии в России Масахару Коно в резиденции в Чистом переулке. 7. Благовещение Пресвятой Богородицы и день преставления Патриарха Московского и всея России Тихона. Литургия в Благовещенском соборе Московского Кремля. 8. Канун субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста). Утреня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1394801...

  На воскресном всенощном бдении после Великого славословия выносится на поклонение Крест. В понедельник и среду на 1-м часе также совершается поклонение Кресту. В пятницу перед литургией Преждеосвященных Даров, после поклонения, Крест уносится в алтарь.   Неделя 4-я Великого поста.   Преподобного Иоанна Лествичника   Тропарь воскресный гласа   Тропарь, глас 1-й Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.  Кондак, глас 4-й На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне отче наш.   Суббота Акафиста (На утрени торжественно поется акафист   Пресвятой Богородице. )   Тропарь, глас 8-й Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная. Стихира, глас 6-й Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная. Радуйся, купино неопалимая. Радуйся, глубино неудобозримая. Радуйся, мосте к небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде. Радуйся, Божественная стамно манны. Радуйся, разрешение клятвы. Радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь.   Неделя 5-я Великого поста.   Преподобной Марии Египетской   Тропарь воскресный гласа   Тропарь, глас 8-й В тебе, мати, известно спасеся еже по образу; приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. Кондак, глас 3-й Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вторая неделя Великого поста (память св. Григория Паламы ). В настоящее время особенно усердно надо праздновать сему святителю, боровшемуся против еретиков, смешивавших Бога и Его энергию (Божество), потому что близкая к этой ереси наша ересь, имябожническая, еще не изжита 345 . На утрене, как и в предшествующую неделю, вместо полиелея («Хвалите имя Господне...»)  –  непорочны (17-я кафизма). На вечерне  –  великий прокимен: «Не отврати лица Твоего...». 3-я седмица Великого Поста.    Неделя третия (Крестопоклонная). На утрене вынос св. Креста и поклонение ему. Взирая на Крест Христов и вспоминая страдания на нем Спасителя, мы научаемся легче и безропотнее переносить свое малое бремя поста. А его еще осталось до св. Пасхи не меньшее количество. 4-я седмица Великого Поста. Понедельник. После утрени, за первым часом, поклонение св. Кресту, как и в неделю: подходят молящиеся с двумя предварительными поклонами к Животворящему Древу, целуют его, кладут после сего поклон ему (и другой настоятелю) и отходят каждый на свое место. Вместо «Стопы моя...» поется тогда «Кресту Твоему...» и во все время поклонения  –  стихиры: «Приидите, вернии...», «Днесь Владыка твари...» и прочие. Среда. Поклонение св. Кресту на первой часе, как сказано. На литургии преждеосвященных Даров прибавляется особая ектения об оглашенных 346 . На трапезе  –  без масла. Пяток. Последний раз поклонение св. Кресту и отнесение его в алтарь. Четвертая педеля Великого поста (память преп. Иоанна Лествичника ). Тому знаменитому подвижнику, с мыслями и рассуждениями которого читатель уже так хорошо познакомился на предшествующем пространстве моих книг, Церковь посвящает ныне целую неделю. Заслуга немалая была, следовательно, перед нею сего святого, и это же служит лучшим ручательством истины и правильности его аскетического учения (почему и у меня оно едва ли не положено в основу сего труда). И кого более кстати воспомянуть теперь, в дни св. Четыредесятницы, цель которой  –  помогать человеку в борьбе со страстями и в украшении себя добродетелями, как не того, который изъяснил и расположил все это в превосходной «Лествице» и сам явил образец духовной красоты и постничества?

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Первое основное требование для всех православных христиан – заглянуть в свою душу, посмотреть в свое сердце, разобраться, что там делается, отобрать плохое, гнилое и злосмрадное, греховное и выкинуть его вон, подойдя к таинству покаяния. Что нам мешает это сделать? Прежде всего, пожалуй, суета нашей жизни. Нам некогда, нам надо спешить, у нас столько дел и мы так устаем, что для главного, основного, для маленького внимания к жизни нашей души времени нет. А случается, что мы духовно просто спим, ничего особенного на душе не чувствуем, думаем, что еще будет время покаяться и совершенно забываем, что час нашей кончины нам совершенно неизвестен, что быть может, он уже при дверях. И Церковь нас будит: „Душе моя, душе моя, возстани, что спиши, конец приближается”... А бывает еще и так: мы знаем свою скверну, знаем свой грех, но не хотим его изгнать из нашей души и из нашей жизни и отходим ради этого иногда не только от таинства покаяния, но даже и от Церкви вообще, находя для этого то или иное объяснение. Бывает и еще положение: человек заглядывает в свою душу, в свое сердце и вдруг начинает сомневаться, буря помышлений на него находит и он не решается подойти к таинству покаяния. В таком случае, братья и сестры, надо вспомнить отца бесноватого отрока, о котором сегодня читалось в Евангелии и вспомнить его молитву: „Верую, Господи, помоги моему неверию”. Душе моя, душе моя, возстани, что спиши? конец приближается. Сердце чисто созижди во мне, Господи, и дух прав обнови во утробе моей. Спасе, спаси мя! 4-ая неделя Великого Поста III 4-ое воскресенье Великого Поста посвящено памяти преп. Иоанна Лествичника . Преп. Иоанн называется „Лествичником”, п.ч. написал особое руководство для духовной жизни, разделенное на 30 ступеней. По этим ступеням духовной лестницы человек должен восходить от совершенства к совершенству. Память преп. Иоанна Лествичника напоминает нам не только его и его душеспасительное сочинение, но и говорит нам вообще о жизни духовной. В духовной жизни человек должен совершенствоваться постепенно, как бы поднимаясь по ступеням. Этими ступенями в нашей жизни бывают дни говения и таинства исповеди. Нам надо стараться улучшаться от исповеди к исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!» Аминь. Неделя 4-я Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника 1 Великим постом смотришь в душу свою и видишь, как легко согрешить, как легко жить беспечно, без Господа Бога и как трудно побороть грех, заставить себя меньше грешить, как трудно молиться, пойти в церковь , почитать Евангелие. Почему это? Да ведь вообще падать, катиться вниз просто; для этого не требуется никаких усилий. Подниматься же гораздо труднее, без некоторого усилия никак не взойдешь на гору. В жизни нашей духовной часто мы просто катимся вниз и как иногда быстро и глубоко падаем! Пока стоишь, еще ничего, но, только двинься вниз, страшно не только сказать, но и подумать даже, до чего доходит человек, да еще носящий имя христианина, в своем падении. В четвертое воскресенье Великого поста совершается в Церкви память преподобного Иоанна Лествичника . Назван он Лествичником, потому что написал книгу «Лествица», в которой учит о восхождении христианина к Богу. В этой книге преподобный Иоанн говорит о 30 ступенях, о 30 победах духовных на пути восхождения к Богу. Не сразу человек может оказаться наверху духовной жизни. По этому пути надо двигаться постепенно – от ступеньки к ступеньке, от исповеди к исповеди, от одной духовной победы к другой. Но нужно двигаться, нужно подниматься. При этом лучше вниз и не смотреть: можно сорваться, упасть, расшибиться до смерти. Лучше нам вверх смотреть, на тех, кто уже поднимается, на тех, кто уже поднялся, на святых угодников Божиих и на Самого Господа Иисуса Христа, Который наш Помощник и Покровитель. Сорваться вниз легко, но падать страшно. Подниматься труднее, но тот, кто в этом потрудится, жалеть не будет. Да будет же для каждого из нас нынешний Великий пост хотя бы одной ступенькой вверх в жизни нашей духовной. Аминь. 2 Половина святых дней Великого поста уже прошла. Как мы их провели? Что, собственно, от нас требуется Великим постом? Первое, основное требование для всех православных христиан – заглянуть в свою душу, посмотреть в свое сердце, разобраться, что там делается, отобрать плохое, гнилое и злосмрадное, греховное и выкинуть его вон, подойдя к Таинству Покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

В наше время многие миряне спрашивают: с какой стати им, людям XXI века, поступать в соответствии с правилами, написанными монахами и для монахов еще в седой древности? Зачем им читать монашеские книги, в которых нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся? Вот и 4-я неделя Великого поста посвящена монаху, жившему 1,5 тысячи лет назад. Насколько же актуальны писания преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, в XXI веке? Неужели в них есть что-то для нас ценное? Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Сергия Правдолюбова , священника Димитрия Шишкина и диакона Валерия Духанина . Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря      «Все основные проблемы человеческой жизни коренятся в наших страстях и грехах, с которыми мы не умеем бороться» Диакон Валерий Духанин Диакон Валерий Духанин , кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии: – Мне сразу же вспоминаются слова известного психолога Уильяма Джемса, который, прочитав аскетические слова преподобного Исаака Сирина , сказал: «Да это же величайший психолог мира!» Оказывается, святые отцы-аскеты, жившие в древнее время, знали тайны жизни и загадки человеческой души лучше самых известных психологов нашего мира. У Николая Васильевича Гоголя настольной книгой была именно «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Гоголь часто обращался к ней за разрешением вопросов своей духовной жизни. А известный философ Иван Киреевский, увлекавшийся Гегелем, Шеллингом, когда по просьбе своей глубоко верующей жены взял в руки «Отечник», то был настолько поражен мудростью простых святоотеческих изречений, что с этого момента посвятил себя Православной Церкви. То есть мы видим, что представители светской культуры изумлялись глубине писаний святых отцов, видели там подлинную мудрость. Конечно, писания святых отцов – не развлекательная литература, которая уносит душу в заманчивые фантазии. Святоотеческая письменность читается с усилием, но она вносит в душу благодатный мир, открывает глаза на собственное состояние и на то, что же нам нужно делать.

http://pravoslavie.ru/69533.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 12 апреля - память преподобного Иоанна Лествичника 11.04.2003 Преподобный Иоанн Лествичник, достигнув 16-летия, удалился на гору Синай, где после 4-х лет послушаний принял постриг. Духовным наставником у него был старец Мартирий, под его руководством преподобный Иоанн подвизался 19 лет. См. также: Неделя преп. Иоанна Лествичника После смерти старца преподобный решил жить в уединении, в пустыне у подошвы Синая. Каждые субботу и воскресенье он приходил на Литургию и приобщался Святых Таин. Время, свободное от молитв, преподобный Иоанн посвящал чтению и переписыванию Священного Писания и духовных книг. После 40 лет пустыннического жития преподобный Иоанн был избран игуменом Синайской горы, тогда ему было уже 75 лет. Он пробыл настоятелем 4 года, а затем вновь уединился в молчании. Во время управления монастырем и была написана знаменитая “Лествица райская”. В ней дается руководство к иноческой жизни, которая, по мысли преподобного Иоанна, представляет собой путь непрерывного и трудного восхождения подвижника на небо по лестнице духовного самосовершенствования, что требует от человека полного самоотвержения и усиленных подвигов. “Лествица” предполагает, во-первых, очищение от греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей, а во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Соответственно она разделяется по содержанию на две части: в первой говорится о пороках, противных христианской жизни, вторая раскрывает понятие о нравственных и религиозных добродетелях. Такие столпы духовной жизни, как святой Феодор Студит, святой Сергий Радонежский, святой Иосиф Волоколамский и другие, считали “Лествицу” наилучшим руководством для спасения. “Лествица” стала любимой книгой в монастырях и особенным почитанием пользовалась в России. Из жития преподобного Иоанна Лествичника мы видим, что в его восхождении к совершенству было три основных ступени: - оставление мира; - труды послушничества; - уединение и безмолвие.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=82

Подпишитесь на наш Телеграм Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться . История возникновения Четвертое воскресенье Великого поста посвящено преподобному Иоанну Лествичнику – монаху Синайской горы, который жил в VI–VII вв. и пребывал в аскетическом подвиге в течение 67 лет. Как минимум с X века Иоанн Лествичник почитался как святой. Согласно студийской традиции богослужебного устава, его память совершалась только 30 марта. Но иерусалимский устав предписывал отмечать, кроме этой даты, еще и в 4-ю Неделю Четыредесятницы. Изначально богослужебные тексты святому были немногочисленны, а сам день памяти не имел праздничных особенностей. Но постепенно ситуация менялась, в результате чего стали появляться дополнительные молитвы святому. Значимость преподобного и его подвигов для Церкви возрастала, и его память стали выделять особым образом. Для древних христиан пост заключался в лишении ежедневной Евхаристии. Но если нет Евхаристии, то нельзя отметить должным образом и память особо чтимого святого. В связи с этим все праздники (памятные даты) переносились на субботу и воскресенье, когда совершалась Литургия святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста. Так, перенесли с будней и стали совершать почитание в воскресный день двух преподобных: в 4-ю НеделюИоанна Лествичника, а в 5-ю – Марии Египетской . В великопостный период память святому появляется в греческих рукописях только в XIV столетии. А в славянской Постной Триоди (богослужебной книге, которая содержит молитвы подготовительных дней и Недель к Великому посту, непосредственно Четыредесятницы и Страстной седмицы ) службы преподобному Иоанну не было вплоть до середины XVII века. Значение Главное аскетическое творение преподобного Иоанна«Лествица» (лестница). Он указывал на необходимость духовного учительства не по книгам, а из собственного опыта: «Истинный учитель тот, кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, т. е. действием осияния, и не требует прочих книг». Труд состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Число тридцать – не случайно. Оно указывает на число лет земной жизни Спасителя до Его выхода на проповедь и общественное служение.

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

Апостол дне, ко евреем, зачало 313: Надеемся о вас возлюбленнии: Другий за упокой, к коринфяном, зачало 163: Первый человек от земли перстен: Аллилуиа, мертвых. евангелие дне, марка, зачало 31: Изыде Иисус от предел тирских и сидонских: и за упокой, Иоанна, зачало 16: Аминь аминь глаголю вам: яко слушаяй словесе моего: Причастен: Радуйтеся: Другий: за упокой: блажени, яже избрал: Неделя 4-я святых постов    На Велицей Вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и анатолиевы 4: и минеи 3. Инии же последнейшии определиша петися последованию святаго Иоанна лествичника. Стихиры, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! отче иоанне преподобне: Слава, глас 5: преподобне отче: И ныне, богородичен 1-й гласа. На литии стихиры по обычаю. На стиховне стихиры октоиха. Слава, святаго, глас 2: На земли ангела: И ныне, о чудесе новаго! Ныне отпущаеши: таже, Богородице Дево: трижды. и благословение хлебов, по обычаю. А идеже несть бдения, глаголем тропарь воскресн. Слава,    Тропарь святаго, глас 1: Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси богоносе Отче наш иоанне: постом, бдением, молитвою, небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих к тебе. слава давшему ти крепость: слава венчавшему тя: слава действующему тобою всем исцеления.    И ныне, богородичен. На Утрени, по обычаю последований. Каноны: воскресный с богородичным на 6: и триоди на 4, глас 5: и святаго на 4, глас 8. Катавасиа: отверзу уста моя: По 3-й песни,    Кондак святаго, глас 4. Подобен: явился еси: На высоте Господи воздержания, истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче иоанне Отче наш.    Седален, глас 5. Подобен: Странное: Пречистый крест твой: Слава, преподобнаго, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Добродетельми к небеси возсиявый: И ныне: На престоле херувимском седяй: По 6-й песни, кондак и икос воскресн. и чтем синаксарий. По 9-й песни, Светилен воскресн: Слава, преподобнаго: Подобен: Жены услышите: Мира благострастия: И ныне: господьтвенно богородицу тя исповедуем: На хвалитех стихиры воскресны 4: и анатолиевы 4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010