Аскетизм, согласно Рачинскому, призван был служить развитию волевых качеств. Учитывая укорененность основ православной веры в народе, он полагал, что для приведения в гармоничное соответствие чувств и знаний, потребуется один-два года. Рачинский, несомненно, был прав в том, что, не завладев эмоциональной сферой учащихся, пробудить и них любовь к знанию было невозможно: даже высшие церковные чины в России признавали, что крестьянская вера идет от сердца, а не от ума 375 . Но возникал вопрос: способен ли священник – своего рода духовная жертва семинарской зубрежки – столь тонко подойти к учащемуся? Идеи Рачинского нашли развитие в педагогической теории небезызвестного И. Кронштадского. Труды пылкого протоиерея были направлены на воспитание личности законоучителя. Формально не выходя за рамки методики преподавания Закона Божия, он по существу разработал целостную систему воспитания. По мере развития ребенка, считал о. Иоанн, следует воздействовать на его ум, волю и сердце. Развивая их, необходимо использовать высшие (религиозные) силы духа, не забывая и страх Божий 376 . Приобщение детей к молитве, к «деятельному добру», воспитанию в них воли и духовной бодрости – такова задача церковной педагогики 377 . По мысли И. Кронштадского учительство в принципе можно доверить только священнику, единственно способному оказывать «благотворное религиозно-нравственное влияние на народ». Несомненно, во взглядах Рачинского и о. Иоанна было немало здравого. Но проводить подобные идеи следовало до освобождения крестьян, ибо теперь они раздражали либералов, вдохновляли консерваторов и вольно или невольно идеализировали общинный традиционализм. Между тем, былой синкретизм крестьянского мировосприятия подвергался необратимой эрозии. Это, в свою очередь, вело к накоплению в традиционалистской среде неотреагированной агрессивности, в результате чего понятие «страх Божий» стало противоестественным образом перекликаться с практикой общинного самосуда 378 Из других новейших исследований видно, что крестьяне предпочитали «свою» церковь и «свои» часовни, а не навязанных священников и «официальные» храмы 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время пения и чтения в церкви могут смущать тебя помыслы тщеславия и теряется спокойствие совести. Чтобы в себе это преодолеть вспомни о том, кто тебя на это дело благословил, о его желании, чтобы ты принимала деятельное участие в службах. «Перед тем, как выйти читать, – говорил старец – вспомни обо мне, детынька, вспомни, что далеко-далеко в пустыньке есть у тебя старичок отец Алексий, и скажи про себя: «Господи, молитвами отца моего духовного, старца иеросхомонаха Алексия, помоги мне». И посмотри, как будешь читать, все помыслы отойдут. Господи, и нас во время пения и чтения в церкви посещают помыслы тщеславия и теряется спокойствие совести. Прости нас и помоги всегда помнить, кто благословил нас на это дело и, уповая на его молитвы, читать порученное нам. И помоги, Господи, заметить духовную пользу от этого. Все помыслы нечистые и хульные отгоняй молитвой Иисусовой, а когда они очень уж будут докучать тебе, то ты, незаметно для других, плюнь на них и на диавола, тебя смущающего. Ведь вот, когда при крещении христианин сочетается со Христом, он и на диавола, и на дела его и дует, и плюет – так и ты делай!» Господи, мы не приучили себя отгонять молитвой Иисусовой помыслы нечистые и хульные, а когда они очень сильно докучают, то, незаметно для других, и плюнуть на них и на диавола. Прости нас, Господи, за забывчивость повторять уроки святого Крещения – дунуть и плюнуть на диавола и на дела его во время искушения нечистыми и хульными помыслами. О чтении духовных книг и Святого Евангелия старец говорил: «Не ленись читать Слово Божие и духовные книги. Слово Божие поддержит и укрепит тебя в Истине». В первую очередь старец советовал читать следующее: авву Дорофея , Иоанна Лествичника и Иоанна Кронштадского. Господи, прости нас, что ленимся читать Слово Божие и духовные книги, а, не читая их, мы ослабляем в себе усердие и не удерживаем себя в Истине. Прости нас, Господи. И еще первоочередные для нашего спасения книги: авву Дорофея , преподобного Иоанна Лествичника и святого праведного Иоанна Кронштадского, – мы не изучаем и многих важных понятий, относящихся к делу спасения, не осваиваем соответствующими делами. Прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Знающие ситуацию ему возражали: «Но тогда же умрут и его друзья! Нечего будет печатать?» «Вот тогда и сможете печатать, что хотите» – последовал такой ответ, т.е. и фантазировать, можно и гадать о нем. И после кончины Владыки Иоанна, по благословению Епископа Нектария, я продолжал редактировать и помещал разные безвинные статьи и воспоминания знавших Владыку, хотя и этим настораживал власть имущих. Св. Владыка Иоанн послал нам ангела-хранителя, в лице Епископа Нектария. Раз приехал Владыка Нектарий к нам в лес очень печальный и доверительно сообщил, что на нас готовится гонение, и по трем причинам: 1) за то, что мы все-таки печатаем о Владыке Иоанне, 2) за наше стояние против «Догмата Искупления» и 3) просто из зависти. Что же нам делать? Епископ Нектарий ответил: «Если вы, получив правдивое сообщение про Владыку Иоанна, не будете печатать, живя в свободной стране, то это будет грех». Я возразил: «Что же делать, ведь нам за это влетит!» Он перекрестился и сказал: «И слава Богу». Так мы печатали и страдали. Св. Иоанн Кронштадский Канонизация батюшки Иоанна Кронштадского готовилась еще до революции, и все годы советского периода чудеса за рубежом накапливались, и казалось естественным его прославить если не в России, то за рубежом. При Митрополите Анастасии был назначен уже год канонизации, но из-за того, что о.Иоанн Кронштадский был связан с монархией, все поместные церкви в угоду коммунистам отказывались из-за страха признавать это святое дело. Когда же Митрополит Анастасий умер, снова поднимался этот вопрос. На место его должен был по старшинству стать митрополитом Владыка Иоанн, но так как у него было много врагов-завистников, то поднялась смута, и архиереи разделились на два равных лагеря. К самому младшему из архиереев, недавно прибывшему из Австралии (а до этого из Китая) Филарету ночью пришел Владыка Иоанн и сказал: «Завтра меня изберут митрополитом, но я откажусь в твою пользу, с тем, чтобы ты первое, что сделал, прославил о. Иоанна Кронштадского». Поутру так и было.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Далее слово взял председатель Отдела внешних церковных связей, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Не зачитывая подготовленный доклад, он поставил актуальные вопросы: " Что самое главное в пастырстве? Почему за одним священником идут, а за другим – нет? Как научить священника быть духовным лидером? Как сделать так, чтобы неизбежный зазор между евангельским идеалом и образом жизни самого священника не отталкивал от него церковный народ? " Митрополит Кирилл убежден, что только " собственный религиозный опыт " может стать основанием для " неформальной проповеди, горячей молитвы, самопокаяния " пастыря. На примере пастырской деятельности св. прав. Иоанна Кронштадского выступавший показал, что, несмотря на внешние обстоятельства его жизни, которые смущали современников ( " шелковые рясы, собственный пароход и достаточно обеспеченный уровень жизни " ), он " ярко представлял людям свой богатейший религиозный внутренний опыт через свою молитву, свою проповедь " . Краткое пленарное заседание завершил священник Роман Аксенов, прочитав доклад " Опыт пастырского служения святого праведного Иоанна Кронштадтского, его учение о пастырстве и актуальность его наставлений в условиях современной церковной жизни " . Докладчик представил кронштадтского пастыря как " необычное явление в истории Церкви " , для которого молитва и богослужение были подлинным " источником жизни души " . Важной стороной пастырской практики св. прав. Иоанна Кронштадского докладчик считает обращение к опыту первохристианских общин. Далее были запланированы три секционные заседания: " Пастырь как созидатель приходской общины и ее молитвенной жизни " , " Пастырь как духовный руководитель. Пастырь и церковная Полнота " , " Пастырь и общество " , которые в результате соединились в одной аудитории. Среди участников секционного заседания была внучатая племянница отца Иоанна Кронштадтского, внучка его приемной дочери Светлана Шемякина. Священнослужителям, которых собралось около 30 человек, было предложено высказываться по волнующим их вопросам пастырской практики.

http://religare.ru/2_59258.html

В середине XIX века город Кронштадт, расположенный на острове в Балтийском море близ Санкт-Петербурга, был местом ссылки для тех, кто по разным причинам был удален из столицы — нищих, преступников, бродяг. Отец Иоанн, в 1855 году назначенный в кронштадтский собор св. апостола Андрея Первозванного, видел свою задачу в том, чтобы помочь изменить жизнь именно озлобленному, опустившемуся человеку. Он начал с того, что стал обходить трущобы и разговаривать с детьми. К нему подходили и взрослые. Священник пытался изменить отношение этих людей к Богу и к самим себе. На пожертвования верующих со всех концов России о. Иоанн создал Дом трудолюбия — трудовой и культурный центр, где могли бы начинать нормальную работу и жизнь обитатели кронштадтского «дна». Своей известностью о. Иоанн был обязан не только бескорыстию и благотворительности. Он прославился также как великий молитвенник и чудотворец. К нему на исповедь шли тысячи людей. Таинство Евхаристии о. Иоанн считал центром и смыслом церковной жизни. Он служил Литургию и причащался ежедневно. Исцеления, которые происходили по его молитве, были для него аргументом в пользу частого и осмысленного участия мирян в Таинстве Евхаристии, что в те времена отнюдь не было правилом. Церковный народ почитал его святым уже при жизни, но официальная канонизация о. Иоанна Кронштадтского состоялась в 1989 году. Его память празднуется 20 декабря (2 января) в день кончины праведника. Мощи святого праведного Иоанна Кронштадского почивают в Иоанновском монастыре на р. Карповке в Санкт-Петербурге. В настоящее время монастырь является одним из главных центров православного паломничества. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, отвечая на вопросы журналистов в канун 2008 года, сказал: «Будущий год в нашей Церкви будет посвящен празднованию 100-летнего юбилея преставления праведного Иоанна Кронштадского. Осмысление духовного наследия святого Иоанна — основная тема научно-богословских конференций и симпозиумов в 2008 г. Центральными праздничными мероприятиями года, посвященного Иоанну Кронштадскому, станут богослужения в дни памяти этого подвижника благочестии и молитвенника земли Русской».

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnye_daty_...

Это — первый памятник Иоанну Кронштадтскому в Москве и третий в России (после Кронштадта и Иркутска). 16 июня. ПРАВМИР. 14 июня 2015 года, в день 25-летия канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского, во Влахернском благочинии был открыт первый в Москве памятник Всероссийскому пастырю. Инициатором установки монумента выступил приход храма праведного Иоанна Кронштадского в Жулебино, — сообщает Седмица.Ru Это — первый памятник Иоанну Кронштадтскому в Москве и третий в России (после Кронштадта и Иркутска). Известный скульптор Андрей Голубев, чьи работы украшают Минск и Полоцк, трудился над созданием памятника на протяжении года. Для работы использовались многочисленные прижизненные портреты и фотографии святого Иоанна Кронштадского. Иоанн Кронштадтский, широко почитаемый в России святой, был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. С 1880-х годов на проповеди отца Иоанна собиралось ежедневно по 5-6 тыс. верующих. При жизни он имел славу «молитвенника и заступника» верующих, его приглашали к умиравшему Михаилу Салтыкову-Щедрину, на его руках скончался Александр III. Иоанн Кронштадтский основал ряд монастырей, храмов и благотворительных учреждений. Святой Иоанн первым в России создал в Кронштадте Дом трудолюбия, который принимал больных и нуждающихся. Именно здесь впервые в стране были организованы детские ясли. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 марта, 2024 17 октября, 2023 28 августа, 2023 24 февраля, 2021 26 декабря, 2020 29 июня, 2020 22 января, 2020 11 ноября, 2019 21 декабря, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-moskve-ustanovili-pe...

Отец Василий с семейством   в последний раз гостил у отца Михаила накануне своего ареста в 1929 году. Он погиб в Кемьском лагере по дороге на Соловки. В 2000 году отец Василий Надеждин прославлен в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Соборе новомучеников и исповедников Российских и почитается как священномученик Василий Московский Отец Михаил очень чтил отца Иоанна Кронштадского и, будучи уже епископом, рассказывал случаи, свидетельствовавшие о благодатной связи молодого батюшки с прославленным русским старцем. Однажды, в начале 30-х годов, он ночью нес портрет отца   Иоанна по опустевшей Москве из одного дома в другой. Времена были страшные, и приходилось соблюдать величайшую осторожность, так как святой Кронштадтский пастырь вызывал особую ненависть у богоборцев. Навстречу Владыке попался бесноватый, который с криком стал исповедовать отца Иоанна святым, а потом в страхе убежал прочь.   Как-то отцу Михаилу приснился сон, будто отец Иоанн просит его, ещё священника: «Исповедуй меня!» Отец Михаил смутился и стал отказываться, но отец Иоанн настаивал, и отец Михаил поднял было епитрахиль, но в ту же минуту проснулся. Днем к нему явились «товарищи» и стали допытываться, считает ли он отца Иоанна Кронштадского святым. Сначала отец Михаил замялся, а потом вдруг вспомнил слова Батюшки: «Исповедуй меня!» —   и ответил твердо и однозначно: «Да, считаю». В январе 1934 года храм в Ильинском закрыли и арестовали отца Михаила. Он был осужден на три года лагерей и отправлен на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ-1). Семью выселили из приходского дома, и матушка Вера Михайловна с шестерыми детьми и родителями отца Михаила ютилась в маленькой комнатке у знакомых в Можайске. Узнав об аресте отца Михаила, отец Владимир Амбарцумов организовал помощь его семье. Используя свои связи с бывшими «кружковцами» РХСД, он поручил семейству М.Н. Квитко   помогать родным отца Михаила и сам делал все возможное для осиротевшей семьи вплоть до своего ареста в 1937 году. Отец Владимир был расстрелян на полигоне в Бутове под Москвой. В 2000 году   он был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских .

http://pravmir.ru/esli-my-budem-ego-xval...

Как-то в проповеди я приводил в пример одного афонского подвижника, который вместо утрени молился со своими учениками в церкви Иисусовой молитвой. Неожиданно он воскликнул: " Пресвятая Троица, слава Тебе! " - и замолчал. Когда рассвело (а у них был обычай молиться до рассвета), ученики начали покашливать, чтобы обратить его внимание на то, что время молитвы уже кончилось, а он сидел с раскрытыми глазами и никак на их слова не реагировал. Тогда они опять сели, продолжали молиться, а заметив, что он зашевелился, окончили молитву, никак не показав, что видели, в каком состоянии он находился. То есть этот человек, упражняясь в молитве Иисусовой, пришел в созерцание Пресвятой Троицы. Из дневников святого праведного Иоанна Кронштадского мы знаем, что после Причащения Святых Таин он также ощущал в себе присутствие Отца, Сына и Святого Духа. И не только после Причащения. Мало говорят о том, что в жизни Иоанна Кронштадского есть очень важный момент, объясняющий причину его необыкновенного преуспеяния: он был делателем непрестанной молитвы. Помимо того, что он совершал положенные молитвословия и каждый день служил литургию, он еще и непрестанно призывал имя Господа Иисуса Христа (об этом рассуждает архиепископ Иоанн (Шаховской) в своем сочинении " Философия православного пастырства " , а также есть немало изречений, свидетельствующих об этом и в книге самого отца Иоанна " Моя жизнь во Христе " ). Поэтому, невзирая на то, что он находился среди людей, пребывал в суете, он сохранял внутреннее внимание, позволявшее ему трезвенно за собой следить. Он был очень ревностным человеком и взял на себя необыкновенный подвиг служения ближним - образно говоря, принял монашество среди мира, - и чтобы сохранить собранность, не поддаться суетным и греховным помыслам, ему необходимо было чрезвычайное напряжение сил. Кроме того, дьявол воздвиг против него хульную брань, на которую он иногда намекает в своих дневниках. Поэтому обратиться к Иисусовой молитве его заставила нужда. Молитва же эта привела его в состояние необыкновенной нравственной чистоты, так что по временам он созерцал в себе присутствие Пресвятой Троицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

741 Вениамин (Казанский; 17.04.187313.08.1922). 1897 – окончил СПбДА, иеромонах, препод. Рижской ДС. 1899 – инсп. С.-Петербургской ДС. 1902 – ректор Самарской ДС. 1905 – ректор С.-Петербургской ДС. 1910 – еп. (1917 – архиеп.) Гдовский, вик. Санкт-Петербургской епархии. В 1917 избран Петроградским архиереем, возведен в сан митрополита. Член Собора 19171918 гг. по должности. В 1922 арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и расстрелян. В 1992 причислен к лику святых (Обзор I. 260; ПЭ VII. 617623). 744 В ряде современных публикаций эта книга называется не «Беседничество как секта», а «Беседчики в Самарской епархии» (в качестве общего заглавия ошибочно приведено название первого раздела). 748 Колпаков Петр Иванович (18561925), житель с. Чагры Ставропольского уезда Самарской епархии. С 1911 старший у беседников в Чаграх. В 1915 организовал перенос в Чагры закрытой церкви из соседнего села. В 1965 г. при перезахоронении мощи старца оказались нетленными (Якубовский. 3741) 751 Кодратов Владимир, житель деревни Лугов Кропивенского Погоста Гдовского уезда, почитатель о. Иоанна Кронштадского. 753 Включение иоаннитами курения в число смертных грехов опирается на резкие высказывания о курении, встречающиеся во многих сочинениях св. Иоанна Кронштадского. Сам о. Иоанн курил, и курение было тем грехом, с которым он боролся долгие годы. Приведем, пользуясь любезностью Ю.В. Балакшиной, цитату из готовящегося к публикации дневника о. Иоанна за 1869 г.: «Ночь с 12 на 13 июня после бытия в гостях у Михаила Леопардова, курения сигары и питья крепкого чаю, спал хорошо, только к утру в правой руке сделалась боль, как бы от паралича: я спал на правом боку, боль очень сильная, так, что я едва мог выпрямить ее от боли; думаю, что это от табаку и от крепкого чаю. От курительного табаку омрачается и грубеет сердце, темнеет и грубеет кровь, приливы и ломоты делаются». 755 Пономарев Иван Артамонович, крестьянин д. Хорошево Плещеевской волости, по профессии – «художник-маляр».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Морской крестный ход в честь 185-летия Иоанна Кронштадского начнется в субботу 31 мая, 2013. Новостная служба Цель мероприятия — не только возрождение духовных традиций паломничества к святыням Русского Севера, но и привлечение внимания к Сурскому Иоанновскому женскому монастырю. 31 мая. ПРАВМИР. Морской крестный ход, посвященный 185-летию со дня рождения святого Иоанна Кронштадтского, начнется в субботу. Цель мероприятия — не только возрождение духовных традиций паломничества к святыням Русского Севера, но и привлечение внимания к Сурскому Иоанновскому женскому монастырю, сообщает Интерфакс-Религия . Участникам крестного хода, который выйдет из Кронштадта, предстоит проследовать на катерах около 2 тыс. километров по Неве, Ладоге, Свири, Онеге, Белому морю до Архангельска и далее по Северной Двине и Пинеге до села Сура. Во время остановок планируется совершение молебнов и крестных ходы с участием местных прихожан. Намеченный маршрут охватит три епархии: Санкт-Петербургскую, Петрозаводскую и Карельскую, Архангельскую и Холмогорскую. Святой праведный Иоанн Кронштадтский ежегодно совершал поездки в Суру. Возрождение монашеской жизни в селе началось в 1994 году с создания женской общины. Решение об открытии Сурского Иоанновского женского монастыря было принято на Священном Синоде 4 октября 2012 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/morskoj-krestnyj-xod-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010