Глава 3 1–6. Выступление Иоанна Крестителя. – 7–17. Проповедь Иоанна Крестителя. – 18–20. Взятие Иоанна Крестителя в темницу. – 21–38. Крещение и родословие Господа Иисуса Христа. Лк.3:1 .  В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, Лк.3:2 .  при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. Евангелист Лука – первый из писателей, вводящий евангельскую историю точными хронологическими указаниями в общую мировую историю, дает здесь точное определение времени, когда началось служение Иоанна Крестителя, Предтечи Мессии. «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» – правильнее: «как кесаря». Август, которому наследовал его пасынок, Тиверий, умер 19 августа 767 года. Но еще раньше, около 765 года, он назначил Тиверия своим соправителем. Откуда же евангелист считает пятнадцатый год? С начала ли его соправления Августу или с начала самостоятельного царствования? По всей вероятности, с начала его соправления Августу, так как ниже евангелист Лука говорит, что Христос крестился, будучи в возрасте около тридцати лет (стих 23). Принимая, что Христос родился в 749 году, и прибавляя к этому 30 лет, мы получаем 779 год, а вычитая отсюда 15 лет правления Тиверия, получаем 764 год, именно тот год, в который Август сделал Тиверия своим соправителем. «Понтий Пилат начальствовал в Иудее» (см. комментарии к Мф.27:2 ). Пилат правил с конца 778-го до 789 г. «Ирод» (см. комментарии к Мф.2:22 ) правил с 750 до 792 г., когда он был низложен. «Филипп, брат его», правил тоже с 750 г. до своей смерти в 786 году. Правил он Итуреей, под которой можно понимать древний Галаад (восточная сторона Иордана). Если Иосиф Флавий не упоминает названия этой области, то он подразумевал ее, по всей вероятности, под именем Ватанеи или же Авранитиды, о принадлежности которых к тетрархии Филиппа он сообщает (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 4). Трахонитская область также находилась к востоку от Иордана, выше Итуреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Двадцать третий день. Поучение 1-ое. Зачатие честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. (Троякий день рождения человека). I. В настоящий день, братия, празднуется зачатие св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 23 -го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошед к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, увидя вдруг ангела. Архангел сказал: «не бойся, Захария. Молитва твоя улышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречеши ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рождения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока исполнится мое предсказание» Между тем народ дивился, отчего Захария так замедлил в святилище. А он, вышед оттуда, не мог говорить. Народ понял, что он видел видение. Св. Захария возвратился в дом, и скоро св. Елисавета зачала предсказанного сына и долго таилась говоря: «Господь призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми за безчадие». II. Велика, без сомнения, была радость у праведных Захарии и Елисаветы по поводу предсказанного им рождения их великого пред Богом и людьми сына, св. Иоанна Крестителя. Радуются и многие другие люди по поводу ожидаемых,т.е. имеющих от них родиться детей. Даже в обычай вошло праздновать и веселиться в день рождения. Дабы наша радость по поводу этого семейного события имела разумное основание и обнаруживалась в христианском духе, сопровождаясь христианскими мыслями и чувствованиями, размыслим, братия, о днях рождения христианина. У всякого из нас, как истинного христианина, не один день рождения, а три. а) Первый день рождения есть тот, в который мы родились на сей свет, подобно всем людям. В этот день рождения мы получили от Господа Бога телесную жизнь и сделались человеками, т.е. лучшим созданием Божиим на земле, созданием, одаренным разумом, свободою воли и чувством. Как все мы родились весьма бессильными и немогущими помочь себе, то Бог вложил весьма нежную любовь к нам в сердце нашего отца, еще нежнейшую любовь в сердце нашей матери, и как бы сказал им: «старайтесь о рожденных вами, воспитывайте их, вверяю их вашей любви!» И как они старались об нас! Как любили нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Десница святого Иоанна Крестителя и Мальтийский орден О подоплёке трагических событий в Черногории 31.12.2019 4907 Время на чтение 4 минуты Столь решительное «наступление» черногорских властей на Черногорско-Приморскую Митрополию Сербской Православной Церкви поневоле даёт повод задуматься: кто стоит за спинами бывших комсомольцев и безбожников? И здесь мы должны вспомнить рассказ первого президента Черногории (1990-1998) Момира Булатовича о том, как Мальтийский орден предлагал ему 100 (!) миллионов долларов за возвращение великих христианских святынь в Рим (Десница святого Иоанна Крестителя, Частица древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери, написанная, по преданию, Апостолом Лукой). Тогда Момир Булатович, по его же словам, совершенно не представлял, какую святыню всего христианского мира хранит Сербская Православная Церковь. Напомним, что великие святыни христианского мира находились в Ромейской империи до захвата Константинополя католиками-крестоносцами в 1204 году. Затем они были перевезены крестоносцами сначала на Крит, а затем на Мальту, где расположился Мальтийский орден. В 1798 году Мальту захватил Наполеон. Мальтийские рыцари попросили защиты у Российского Императора Павла Петровича, который согласился принять титул Великого магистра Мальтийского ордена. Император планировал превратить Мальту в губернию Российской империи и создать на острове военно-морскую базу для обеспечения наших интересов в Средиземном море. В 1799 году великие христианские Святыни были привезены в Россию и 12 октября 1799 года торжественно внесены в церковь Гатчинского дворца. Затем их перенесли из Гатчины в Санкт-Петербург, где их поместили в придворной Большой церкви Зимнего дворца. В память об этом событии через год после передачи Святынь Святейший Синод нашей Церкви установил 12 октября 1800 ежегодное празднование перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Крестителя. Этот праздник торжественно отмечается Русской Православной Церковью до сих пор 25 октября (12 октября по юлианскому календарю).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/31/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Российское правосудие на страже куратора богохульной выставки в Манеже Веры Трахтенберг? Заметки адвоката об уголовном деле Людмилы Есипенко 04.02.2016 1533 Время на чтение 16 минут 2 февраля сего года совершился очередной акт беззакония, теперь уже в Апелляционной инстанции Московского городского суда в отношении православной христианки Людмилы Аркадьевны Есипенко, которая с 14 августа 2015 года - первого дня Успенского поста пыталась с помощью правоохранительных органов остановить преступные действия куратора кощунственной выставки в Манеже Веры Трахтенбер. Что же требовала Есипенко Л.А. от следствия и суда и за что сегодня безвинно страдает? Вероятнее всего за то, что кому-то очень невыгодно привлечение куратора выставки ВЕРЫ ТРАХТЕНБЕРГ к уголовной ответственности на основании многочисленных заявлений граждан Российской Федерации за организацию ею в Манеже " публичной демонстрации в выставочном зале Манеж Православных Святынь : Образа Иисуса Христа ( работ Сидура В.А. " Распятие Христа " , " Снятие с Креста " , " Вскрытие Креста " ), Святой Главы Предтечи Иоанна Крестителя (работ Марии Минаковой " Усекновение главы святого Иоанна Крестителя " ), направленной на формирование определенного оскорбительного для верующих христиан очернение, принижение Святых Образов Господа нашего ИИСУСА ХРИСТА, ПРЕДТЕЧИ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ, ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, уничижительное издевательство над Православием, Православными Святынями, над верующими христианами, унижение их человеческого достоинства, оскорбление их религиозных чувств " , с применением семантической метафоры, связанной с мифологией сатанизма в отношении Святого Предтечи Иоанна Крестителя (см. с.5, 8, 9 Заключения специалистов И.В.Понкина и В.И.Слободчикова - далее сокращенно - Заключение). Исследование экспертами работ художника Сидура Вадима Абрамовича ( ныне покойного) и художницы Марии Минаковой выявило, что " нет никаких оснований считать эти объекты сатирическими " ( с.9 Заключения). Европейский суд по правам человека подчеркивает, что " художник и лица, распространяющие его произведение, не обладают иммунитетом от возможных ограничений, предусмотренных пунктом 2 статьи 10 Конвенции (параграф 26 Постановления Европейского суда по правам человека от 25.01.2007 (окончат.-25.04.2007) по делу " Союз изобразительных искусств против Австрии " ), а также " агрессивное выражение идей может оказываться вне пределов зашиты свободы выражения, если таковое реализует беспричинное очернение (дениграцию), например, когда единственной самоцелью посягающего утверждения выступает оскорбление " . Это позиция совершенно четко прозвучала в ряде Постановлений ЕСПЧ (с.10,11 Заключения).

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/05/...

Отделение IV. Слова на освящение храмов 1. Слово по освящении храма Иоанна Предтечи, в Путивльском монастыре Будет бо велий пред Господем, и вина и сикера не имать пити. Лук. 1:15 . В сей обители, ревностью ее настоятеля и при помощи благотворителей, вновь построен храм, и ныне освящен в честь Крестителя Господня Иоанна. Это дает нам повод проследить размышлением те черты жизни Иоанна Крестителя, которые имеют близкое отношение к монашеству. Издревле он почитается первоначальником иноков и образцом. Обеты монашеские суть: нестяжание, воздержание и послушание. Иоанн Креститель до того был нестяжателен, что одежда его была устроена из верблюжьей шерсти, постелью для него служила голая земля, его жилищем – пустыня. Он питался пищей самою непитательною, диким медом и акридами, и совсем не употреблял пития, разгорячающего кровь и потемняющего рассудок. Воздержание свое довел он таким образом жизни до бесстрастия, пребывая равноангельным девственником. Послушание его было самое смиренное. Когда Христос шел к нему креститься, он ужаснулся, «како возложит руку раб на Владыку» 108 , но повиновался, видя, что Господь хочет сего. Не примером только своим Иоанн Предтеча предходит, чтобы в иноках уготовать Господу люди совершенны , но руководит их и своим покровительством. Впрочем, как о нем предсказано было, что он обратит ко Господу сердца многих, – следственно не всех, а способных и готовых: так и его благодатную помощь ощущают только те, которые избирают путь иночества не для земных целей, а для неба, ради спасения души. Сему подтверждением служат сказания из летописей иночества. Один подвижник, вопреки совету своего архиепископа, предпринял путешествие на Синай, и на пути заболел. Не могши идти далее, он близ Иордана нашел убежище в небольшой пещере. Ночью явился ему некто, и спросил: «куда ты идешь»? Старец отвечал: «на гору Синай». Явившийся советовал не ходить туда, но не убедил старца, и удалился. В следующую ночь повторилось видение, и на вопрос старца: «кто ты?» – явившийся сказал: «Я – Иоанн Креститель, и говорю тебе: не ходи, потому что эта небольшая пещера больше Синая. Сюда часто приходил Христос посещать меня. Останься здесь, и будешь здоров». – Старец согласился, и тотчас выздоровел; вскоре он устроил церковь , собрал братию, и основал монастырь. – Еще сказание: Один инок, ощущая в себе плотскую брань, хотел удалиться из монастыря. Является ему Иоанн Креститель, и говорит: «Терпи; я избавлю тебя от этой брани». Инок остался; но так как в тот монастырь приходили и женщины, то он, избегая соблазнов, вышел наконец оттуда. Невдалеке от обители является ему снова Иоанн Креститель и убеждает возвратиться. Видя, что инок колеблется, он трижды осенил его крестным знамением, и тот, возвратившись в обитель, не примечал более в женщине женщины 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи воззвах: стихиры на 4, Подобен: Небесных полков: Предтечу Иоанна и Крестителя Христова,/приидите согласно, вси вернии,/достойно почтим прилежно:/пророк бо сый пророчествует будущая,/яко служитель и таинник боголепен/неизреченных чудес Христовых. (2) Предтечу Иоанна и Крестителя Христова,/давайте согласно, все верные,/по достоинству почтим усердно:/ибо он, будучи пророком, предрекает будущее,/как служитель и участник богоугодный/неизреченных таинств чудес Христовых. (2) Ирод безумный/отсекает твою главу нещадно,/обличающу сего прескверный нрав;/Христос же тя, треблаженне,/яко Крестителя, главу содевает Церкви,/всех Содетель Господь и всех Избавитель. Ирод безумный отсекает беспощадно/главу твою, обличавшую его сквернейший нрав;/Христос же тебя, трижды блаженный,/как Крестителя делает главою Церкви,/Господь, Создатель всех и Искупитель. На блюде принести твою главу/Ирод беззаконный/скверней Иродиаде,/отсек со дерзновением,/повелевает, всеблаженне./О, чудо страшное, и преславно слышание!/Но Христова Церковь радостно празднует твое страдание. Ирод беззаконный повелевает,/отсекши с дерзостью твою, всеблаженный, главу/на блюде принести ее Иродиаде скверной./О, чудо страшное и необычайный слух!/Но Христова Церковь радостно/празднует твое страдание. Слава, глас 8: Предтече Спасов,/аще и убийством разреши Ирод тя, истины проповедника,/но уст твоих светолучная свеща/и сущим во аде веры сияние,/призывающи, светяше./Темже моли помиловатися душам нашим. Слава, глас 8: Предтеча Спасителя!/Хотя убийством Ирод и устранил тебя,/истины провозвестника,/но уст твоих светозарная свеча/и пребывавшим во аде, призывая их, светила веры сиянием./Потому моли/о помиловании душ наших. И ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. И ныне, Богородичен, глас тот же: Владычица, прими прошения рабов Твоих,/и избавь нас от всякого несчастья и печали.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Минея, 23 Сентября, Канон святаго Глас 6 Песнь 1 Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона видя потопляема,//Богу победную песнь поим, вопияше.  Припев: Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Неплодствующия души моей помышления неплодная исторгни,/неплодныя прозябение благохвалити начинающу,/твое во утробе материи святое зачатие.  Припев: Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Священный Захария, в храм вшед,/виде Божественнаго Ангела, ему яве возвещающа:/сына в старости, священниче, приимеши Предтечу.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Светильник Солнца славы светозарен/во чреве зачинается возсияти материи,/имже тьма разрешается страстей и неплодствия узы,/великий Предтеча.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Во чреве Твоем Владыку,/в Материи носима, Богородице Пречистая, чреве, видев,/взыграся яве Иоанн,/яко сущий Того Предтеча.  Песнь 3 Ирмос: Несть свят,/якоже Ты, Господи Боже мой,/вознесый рог верных Твоих, Блаже,/и утвердивый нас на камени//исповедания Твоего.  Припев: Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Неплоды днесь плод священный зачинает,/иже напоследок все неплодие душ секирою мысленною отсещи хотящ,/благодатию.  Припев: Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Оглохнув внутрь храма, Захария великий/глас Слова возвещением страшным приемлет/и светло величает Господа благоутробнаго.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Показавый стезю тверду верным покаяния,/повелением Ангела во чреве матерни прозябе,/Божественным Советом паче надежди, славный Предтеча.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Во чреве носимаго Христа Девы яко позна, иже из неплодове,/взыграся, провозвещая радость, пришедшую на землю/сетования вся избавити.  Седален, глас 4 Кадящу в храме Захарии священному,/Гавриил с Небесе предста, глаголя к нему:/яко в старости твоей возымевши плод благославен,/и неплодство первое Елисавети ныне разрешится абие, и неплодства рождение;/и, заченши, родит проповедника Иисусова же и Предтечу./Тех мольбами, Спасе мира, спаси души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-zacha...

Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Имя Феодора Студита – одно из самых значимых для древнерусской духовной жизни византийских имен. Уже в 1065 г. созданный им Студийский устав был введен в Киево-Печерском монастыре св. Феодосием Печерским . Творчество Феодора Студита , широко известное на Руси, помогало становлению оригинальной русской гомилетики. Преподобный Феодор Студит (759–826) вошел в историю как выдающийся аскет, церковный деятель и писатель. Приняв монашество в 22 года, он поселился в Саккудионском монастыре в Малой Азии и стал впоследствии его игуменом. В 798 г., спасаясь от набегов арабов на малоазийское побережье, преп. Феодор с учениками переезжает в константинопольский Студийский монастырь. С его деятельностью в этом монастыре связан знаменитый Студийский устав монашеской жизни. Судьба Феодора Студита складывалась весьма драматично. За обличение развода и нового брака императора Константина VI он был подвергнут истязаниям и ссылкам. Много бедствий пришлось претерпеть ему и за его борьбу с иконоборчеством. В истории церкви Феодор Студит остался как один из главных апологетов иконопочитания. Этой теме им посвящены три книги «Опровержений», затрагивается она и в иных его трудах. Отголоски полемики с иконоборцами находим и в публикуемом ниже Слове на рождество Иоанна Предтечи. Кроме того, Феодор Студит активно выступал против цезаропапизма за внутреннюю свободу церкви. Главным трудом Феодора Студита считаются написанные им Большой и Малый катехизисы, содержащие поучения к братии. Тексты из этих книг были известны на Руси уже в XI в. Перечисляя творения Феодора Студита , его жития (их два, и одно из них лежит в основе другого) говорят также о существовании «Похвальной книги», содержавшей слова к праздничным дням. Из этой книги в настоящее время известно 12 слов, в том числе Слово на рождество Иоанна Предтечи и Слово на усекновение главы Иоанна Предтечи. Возможно, особый интерес Феодора Студита к личности выдающегося пророка в определенный степени объяснялся наличием в Студийском монастыре великолепного храма Иоанна Предтечи. Но гораздо более важной нам представляется внутренняя связь этих двух подвижников. Не случайно одно из житий Феодора Студита, имея в виду обличение им безнравственности императора, прямо уподобляет его Предтече. Чтобы оценить всю меру мужества этого поступка, следует вспомнить, что новый брак Константин VI заключал с двоюродной сестрой Феодора Студита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава II. Жизнь Иоанна до призвания к апостольскому служению Родители Иоанна: Зеведей и Саломия. – Зажиточность их и знатность – Были ли они родственниками Спасителя – Время рождения Иоанна. – Воспитание Иоанна. – Посещение им синагоги. – Обучение ремеслу. – Двенадцатилетний возраст Иоанна. – Первый раз в Иерусалиме на празднике Пасхи. – Товарищи Иоанна. – Всеобщее напряженное ожидание Мессии. – Характеристика Иоанна. – Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне. – Глубокое влияние её на всех жителей Палестины – „Не Христос ли он“? – Иоанн идет на Иордан. – Иоанн ученик Крестителя. – Долго ли и постоянно ли он находился здесь? – „Се Агнец Божий“. – Первая встреча со Спасителем. – „Равви! Где живешь“? – „Пойдите и увидите“. – Первое призвание Иоанна Спасителем. – „Они пробыли у Него день тот“. – С какими думами возвращался Иоанн после этой беседы. – Первые ученики Спасителя. – Возвращение Иоанна с Христом в Галилею. – Брак в Кане Галилейской. – „Первое чудо“ Спасителя. – Возвращение Иоанна к прежним своим занятиям. – Был ли Иоанн женат до окончательного избрания в число учеников Спасителя? – Что говорят относительно этого апокрифы и древнее предание. Иоанн был сыном Завдия или Зеведея и Саломии 205 . Отец Иоанна был одним из галилейских рыбарей 206 . Это был довольно состоятельный человек. Занимаясь рыбною ловлею, он не довольствовался помощью двоих сыновей своих, а еще нанимал работников ( τος μισθωτος). Из всех упоминаемых в Св. Писании рыбарей только один Зеведей имел „работников“. Никифор и другие называют его „независимым рыболовом со своей собственной лодкой ( ιδιονακληρον)“ 207 . Геннисаретское озеро щедро вознаграждало их труды 208 . Так как Евреи издавна ели и очень любили рыбу 209 , то она всегда находила хороший сбыт. В Капернауме, Тарихее, Тивериаде шла самая оживленная торговля ею. С Геннисаретского озера она рассылалась по всей Палестине, преимущественно по большим торговым городам. Особенно большими партиями она отправлялась в Иерусалим. Сюда приезжали за рыбой даже Тиряне. В Иерусалиме был особый рыбный рынок; он находился около одних ворот; благодаря чему они стали постоянно называться „рыбными воротами“ 210 . Зеведей, ловивший рыбу со своими сыновьями и нанимавший еще „работников“, естественно мог быть зажиточным человеком. Как богатый человек, вероятно, он не довольствовался ближайшими рыбными рынками, а отправлял свою рыбу и в Иерусалим 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Рождество Иоанна Предтечи: от Ивана до Иоанна Почему Рождество Иоанна Предтечи празднуется сейчас и при чем тут Иван Купала 7 июля, 2021 Почему Рождество Иоанна Предтечи празднуется сейчас и при чем тут Иван Купала 7 июля празднуется Рождество Иоанна Предтечи. Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи пришлось на день празднования Ивана Купалы. Но давайте узнаем эту историю с самого начала! Рождество Иоанна Предтечи Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: « Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему » (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11). Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие, заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую-то логическую цепочку в череде евангельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это», а верующий… Верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, повторяет. Ведь для него — «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно. Не поражаться же произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного (здесь хорошо более емкое, украинское определение «сучасного») значения невозможно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божьего Промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в то же время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога. До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник — наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! помоги моему неверию  (Мк.9:24).

http://pravmir.ru/ivan-kupala-i-ioann-kr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010