Однако обстоятельства, да и, наверное, искренняя тоска по Родине, все же сделали свое дело и прошение отца Иоанна о возвращении в Россию было удовлетворено, и уже в 1907 году он вернулся домой.  Впереди были годы служения на приходах в Эстонии, входившей в то время в состав Российской империи, и возвращение в Петербург. Последним местом служения отца Иоанна стал Екатерининский собор в Царском селе. Случилось это в конце 1916 года, а уже спустя несколько месяцев последовала февральская революция и дальнейшие события стали развиваться стремительно, приближая страшный финал и долгие годы жизни без Бога и Церкви. 30 октября революционные отряды приблизились к Царскому селу, оставленному во избежании уличных боев казачьими отрядами генерала П.Н. Краснова. Был произведен артобстрел города, началась паника, многие жители устремились в храмы, как, видимо, в последнее место, где они надеялись обрести защиту. Настоятелем храма было принято решение о проведении молебна и крестного хода с особыми прошениями о прекращении междоусобной брани. Духовенство собора было арестовано большевиками, а отец Иоанн попытавшийся протестовать и добиться разъяснений, был избит, выведен на аэродром и расстрелян. Пули не убили священника мгновенно, поэтому разъяренные бандиты еще какое-то время добивали его прикладами и таскали по мостовой за волосы. Уже в больнице, готовя тело убиенного священника, внезапно не обнаружили его наперсного креста. Так сбылись слова, сказанные отцом Иоанном на десятилетии его служения: «… я не расстанусь с ним до моей могилы. Но ему не место в могиле. Пусть он останется здесь на земле для моих детей и потомков, как святая семейная реликвия». Крест наперсный найден не был, но потомкам остался мученический крест священника-миссионера Иоанна Кочурова, пресвитера Чикагского и Царскосельского. Погребен отец Иоанн был в усыпальнице собора. А в 1939 году собор был уничтожен. Церковь земная тесно соединена с Церковью небесной. В тот день, когда родился мой сын, обретенные мощи царскосельского пресвитера впервые были изнесены из алтаря Софийского собора для поклонения верующим. В этот день было официально объявлено об обретении его честных останков. Мы назвали сына в его честь, еще даже не очень-то и зная о жизненном пути и мученической кончине отца Иоанна.

http://pravmir.ru/myi-nazvali-syina-v-eg...

Однако унизительный мир с внешним врагом был кровно необходим советской власти для того, чтобы решить внутренние проблемы: в ответ на красный террор по всей России заполыхала Гражданская война. Несмотря на принципиальную аполитичность Патриарха – известно, что он отклонил предложения и князя Г. Н. Трубецкого, и бывшего обер-прокурора А. В. Карташева послать благословение Белой армии, – многие представители духовенства были обвинены в контрреволюции и убиты. 31 марта за Божественной литургией в храме Московской духовной семинарии Патриарх Тихон молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший помянул митрополита Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян. Предвидя возрастание гонений, Собор выработал «Определение о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь ». Согласно этому определению было решено установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день вечером всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников. По завершении второй сессии Поместного Собора святителю Тихону удалось совершить пастырскую поездку в Петроград. В 1918 году такая возможность у Предстоятеля Русской Церкви еще была. Впоследствии советская власть будет гораздо жестче контролировать жизнь Предстоятелей Церкви, не позволяя ни Патриарху Тихону ни его приемникам по Патриаршей кафедре никаких пастырских поездок по стране. 29 мая (11 июня) Патриарх Тихон прибыл в Петроград. По реакции народа визит Патриарха походил на памятные питерцам приезды в город святого Иоанна Кронштадтского , чьи слова, обращенные к святителю Тихону: «Теперь, владыка, садитесь вы на мое место» с. 41] – стали поистине пророческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В Ленинградской области отметили 90-летие со дня гибели первого российского новомученика Москва, 14 ноября 2007 г. 13 ноября отмечалось 90 лет со дня гибели первого российского новомученика — протоиерея Иоанна Кочурова. Накануне, 12 ноября в Софийском храме города Пушкина викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Петергофский Маркелл возглавил всенощное бдение, сообщает Патриархия.ru. 13 ноября в этом же храме совершил Божественную литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Владыке сослужили епископ Маркелл, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд), духовенство Софийского храма. За богослужением митрополит Владимир совершил священническую и диаконскую хиротонию. После Литургии владыка Владимир отслужил молебен перед иконой отца Иоанна, находящейся в Софийском храме. Затем духовенство во главе с епископом Маркеллом отправилось на место гибели новомученика у храма святой великомученицы Екатерины, где у поклонного креста также был отслужен молебен. На богослужениях присутствовали руководство города Пушкина и внучатая племянница отца Иоанна Татьана Кочурова. Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой семье. Поступил в Данковское духовное училище, а затем в Рязанскую духовную семинарию, которую закончил в 1891 году. В этом же году он поступил в Петербургскую духовную академию. По окончании академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника епископом Алеутским и Аляскинским Николаем и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго. Уже в первые 3 года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. При обоих храмах работали детские церковные школы. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение нового храма благословил святитель Тихон, будущий Российский Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 году во время отпуска в Россию.

http://pravoslavie.ru/24839.html

Русская Православная Церковь ХХ век 31 марта Государь император Николай II 1905 год – Члены Святейшего Синода подготовили и подписали специальное обращение к государю императору Николаю II, в котором поблагодарили его за «почин делу великому, вечному и святому» — рассмотрению дела о церковных преобразованиях. Указав на благо восстановления соборного начала, «теперь не действующего», иерархи подчеркнули, что в нем заключаются творческая сила и высшее нравственное достоинство Церкви, «а управляющие Поместными Церквами патриархи и митрополиты… стараются о том, чтобы обычное течение церковной жизни продолжалось в строгом согласовании с соборными постановлениями». Члены Святейшего Синода, таким образом, заявили, что инициатор реформ — сам государь, а они — лишь исполнители высочайшей воли. Священномученик Владимир (Богоявленский). Икона. Кон. ХХ в. 1918 год – За Божественной литургией в храме Московской Духовной семинарии святитель Тихон молился о упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший Патриарх помянул митрополита Владимира (Богоявленского), протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян. 1922 год – Святейший Патриарх Тихон вызван на допрос в ГПУ. Святитель был вызван на допрос повесткой. На ее обороте патриарх написал, что прибыть не сможет из-за того, что вечером у него богослужение. В ответ на это патриарху была направлена новая повестка, где указывалось, что допрос переносится на 13:00 того же дня. 31 марта патриарх давал письменные показания (не сохранились). Видимо, это было сделано в ответ на требование, которое прозвучало на допросе 28 марта: в трехдневный срок определить свое отношение к карловацкой иерархии и изъятию церковных ценностей.

http://pravoslavie.ru/5403.html

В июне 1905 года отец Иоанн принял активное участие в заседаниях подготовительного съезда епархиального духовенства в Ольдфордже, на котором под руководством святителя Тихона обсуждались вопросы, связанные с подготовкой первого Собора в истории Алеутской и Североамериканской епархии. Именно на этом съезде 20 июля 1905 года в торжественной обстановке произошло чествование отца Иоанна в связи с 10-летием его священнического служения. В церкви Святого Архистратига Михаила города Ольдфорджа в присутствии большой группы епархиального духовенства, возглавлявшейся преосвященным Рафаилом, епископом Бруклинским, отцу Иоанну были поднесены золотой наперсный крест и приветственный адрес. Менее чем через год после празднования 10-летнего юбилея своего священнического служения отец Иоанн был удостоен со стороны высшей церковной власти одной из почетных священнических наград, достойно увенчавшей его поистине подвижнические приходские труды в Алеутской и Североамериканской епархии. Указом Святейшего Синода от 6 мая 1906 года отец Иоанн был возведен в сан протоиерея8. В священническом служении отца Иоанна в Северной Америке наступал качественно новый период. Став благодаря своей выдающейся пастырско-приходской и епархиально-административной деятельности одним из наиболее авторитетных протоиереев епархии, отец Иоанн во все большей степени привлекался высоко ценившим его святителем Тихоном к решению важнейших вопросов епархиального управления. В мае 1906 года отец Иоанн был назначен благочинным Нью-Йоркского округа Восточных штатов9, а в феврале 1907 года ему суждено было стать одним из наиболее активных участников I Собора Североамериканской Православной Церкви в Майфилде, ознаменовавшего преобразование быстро увеличивающейся Алеутской и Североамериканской епархии в Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Америке, на основе которой со временем возникла Православная Церковь в Америке. Снова на родине Возвращение отца Иоанна летом 1907 года в Россию не только ознаменовало для него начало служения в знакомой ему по годам студенческой жизни Санкт-Петербургской епархии, но и поставило его перед необходимостью применить свои пастырские дарования на уже частично освоенном им в Америке поприще духовного просвещения.

http://e-vestnik.ru/analytics/ioann_koch...

Крестный ход затянулся. Сумерки сменились вечером. В руках молящихся зажглись свечи. Пел весь народ. Как раз в эти минуты из города отходили казаки. Священников предупреждали об этом. «Не пора ли прекратить моления?!» «Мы исполним свой долг до конца! – заявляли они. – И ушли от нас, и идут к нам – братья наши! Что они сделают нам!?» Желая предотвратить возможность боев на улицах Царского Села, командование казачьих частей вечером 30 октября стало выводить их из города, и утром 31 октября, не встретив какого-либо сопротивления, в Царское Село вступили большевистские отряды. Один из безымянных очевидцев последовавших затем в Царском Селе трагических событий в письме выдающемуся петербургскому протоиерею Ф.Н. Орнатскому , которому самому вскоре довелось принять мученическую смерть от богоборческой власти, безыскусными, но в этой безыскусности глубоко проникновенными словами повествовал о страстотерпчестве, выпавшем на долю отца Иоанна. «Вчера (31 октября), – писал он, – когда большевики вступили вкупе с красногвардейцами в Царское, начинался обход квартир и аресты офицеров, а о. Иоанна (Александровича Кочурова) свели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили за то, что священники, организуя крестный ход, молились будто бы только о победе казаков, что, конечно, на самом деле не было и быть не могло. Остальных священников вечером отпустили, таким образом, одним мучеником за Веру Христову стало больше. Почивший хотя и пробыл в Царском Селе недолго, но снискал себе всеобщие симпатии, и на его беседы стекалась масса народу». Уже упоминавшийся выше петроградский корреспондент воспроизвел ужасающую картину мученической гибели отца Иоанна и последовавших за ней событий с дополнительными подробностями. «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров запротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной… Его таскали за волосы, и кто-то кому-то предлагал “прикончить его как собаку”. Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель думы вместе с одним из гласных, как сообщает “Дело народа”, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было…»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Родной святой Что же помогло решить вопрос со строительством нового Екатерининского собора? «Празднование 300-летия Царского Села, — объяс­няет отец Геннадий, — которое планировалось на государственном уровне». Жители со своей стороны выступили с инициативой, что к этой дате надо воссоздать собор. Главным опасением отца Геннадия было то, что такое грандиозное строительство не найдет необходимых средств. Но был создан благотворительный фонд, который сумел эту трудность во многом преодолеть. Поддержка была и со стороны петербургских властей: администрации, губернатора Валентины Матвиенко и вице-губернатора Виктора Лобко. Причем не только моральная, но и финансовая. Строительство храма сплотило царскоселов. Когда не хватало кирпичей, жители самостоятельно их покупали и приносили на стройку. Так большая часть горожан приняла участие в восстановлении долгожданного храма. Работы велись очень быстро. Буквально за два года храм был построен заново. Появились благотворители, которые сделали раку для мощей Иоанна Царскосельского. И во время празднования 300-летия Царского Села, летом 2010 года, Святейший Пат­риарх Кирилл освятил собор. Отец Геннадий с радостью рассказывает, что с момента, когда начали добиваться восстановления собора и когда были обретены мощи Иоанна Царскосельского, жизнь в городе стала меняться. Пушкин считался абсолютно коммунистическим городом. Теперь же его администрация все городские мероприятия начинала с молебна в храме. Для царскоселов священномученик Иоанн Кочуров стал родным и близким. Многих детей крестили с его именем. Местные молодежные организации и спортивные клубы взяли его имя.   В ноябре этого года, к 100-летию трагической гибели святого, открыты городские выставки, проходят научные конференции как в Пушкине, так и в Петербурге, готовится к печати книга о его жизни. Царскосельское благочиние издало акафист и подарочные иконы. А 13 ноября, в день гибели отца Иоанна в Екатерининском соборе, по традиции была отслужена архиерейская служба, на которую, как и ожидалось, собрался полный храм.

http://e-vestnik.ru/history/tsarskoselsk...

Цесаревич Алексей за рулём автомобиля " Бебе-Пежо " . Осенью 1898 года участок Волхонского шоссе от станции Александровская до станции Стрельна стал площадкой и маршрутом для первого в Российской империи автопробега. Водители получили возможность обучаться в Императорской школе шоферов, открытой при Императорском гараже. Самым юным автолюбителем в России стал десятилетний наследник Алексей Николаевич, которому подарили небольшой автомобиль «пежо». Машинка была на ходу и юный водитель с удовольствием катался на ней по коридорам Александровского дворца и аллеям парка. 12 За организацию крестного хода вокруг Екатерининского собора во время артобстрела Царского Села большевики расстреляли протоиерея Иоанна Кочурова Протоиерей Иоанн Кочуров служил вторым священником в Царскосельском городском соборе святой великомученицы Екатерины с 1916 года служил . В октябре 1917 года казачьи войска генерала Краснова, верные Временному правительству, столкнулись в Царском Селе с большевистскими войсками. 30 октября красная артиллерия обстреливала город. Под обстрелом отец Иоанн с другими служителями прошли крестным ходом с молитвами о прекращении междоусобной брани. Спустя день Красная армия заняла Царское Село. Священников, которые возглавляли крестный ход, арестовали. Иоанна Кочурова расстреляли на царскосельском аэродроме. Его сын-гимназист был рядом и видел гибель отца. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал протоирея отца Иоанна Кочурова в декабре 1994 года. 13 На месте взорванного Екатерининского собора хотели поставить памятник Пушкину, а поставили памятник Ленину Воссозданный Екатерининский собор. Фото: Александров, wikipedia.org Екатерининский собор взорвали в июне 1939-го. К моменту взрыва собор уже стоял разграбленный, без крыши, без мебели, с вывезенным иконостасом. Порубленные топорами образа были свалены в кучи, а потом сожжены в подвале храма, в печах. Освободившееся место сначала отвели под памятник А.С. Пушкину. Хотели разместить рядом с памятником игровые площадки для детей, фонтаны, бассейн, разбить сквер или пушкинский парк. Были даже планы сделать из площади пантеон, посвященный великим людям дореволюционной эпохи.

http://foma.ru/15-faktov-o-tsarskom-sele...

95-ю годовщину мученической кончины протопресвитера Иоанна Кочурова отметили в Царском Селе 14 ноября 2012 г. 20:20 95-ю годовщину мученической кончины протопресвитера Иоанна Кочурова отметили 13 ноября 2012 года в Царском Селе. В нижнем храме Екатерининского собора были совершены праздничная Божественная литургия и молебен. Богослужения возглавил благочинный Царскосельского округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Геннадий Зверев в сослужении настоятелей храмов благочиния. Определением Архиерейского Собора 1994 года протоиерей Иоанн Кочуров, настоятель Екатерининского собора, зверски убитый большевиками в этот день (31 октября по ст.ст.) 1917 года, назван первым в ХХ веке русским православным пастырем, принявшим мученическую кончину от богоборческой власти. На месте взорванного в 1939 году собора выдающегося зодчего Константина Тона долгое время стоял памятник Ленину. Храм был восстановлен лишь в 2010 году. «Мы уже забыли, как службы проходили между грудами кирпичей и арматур. Сегодня по молитвам священномученика Иоанна возрождаются наши святыни, воссоздаются храмы», — отметил в проповеди отец Геннадий. Помолиться о своем прадеде пришла жительница Пушкинского района Санкт-Петербурга Татьяна Кочурова. Она в течение двух десятилетий собирала фотографии и документы, касающиеся отца Иоанна. В семье Кочуровых долго хранились ряса и пальто батюшки с дырами от пуль. Как рассказала Татьяна Николаевна, по эпистолярному семейному архиву Кочуровых один из потомков новомученика написал жизнеописание священника и его родных. В октябре 1917 года духовенство Екатерининского собора на свой страх и риск приняло решение о крестном ходе по Царскому Селу с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Через несколько дней большевики вступили в Царское Село. Священнослужители были арестованы. Отец Иоанн за бесстрашные проповеди подвергся избиению, затем его полуживого красногвардейцы волокли по шпалам к Царскосельскому аэродрому. Там на глазах 17-летнего сына он был расстрелян. Тело было похоронено в крипте собора. Новый Екатерининский собор — точная копия храма, в котором прошли последние годы жизни отца Иоанна. Строители обещают завершить отделочные работы в верхнем храме к 7 декабря — престольному празднику собора. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Слово архипастыря произвело на всех сильное впечатление, у многих видны были слезы. По окончании Литургии в усыпальнице собора состоялась заупокойная лития у гроба о. Иоанна. После службы владыка посетил семью почившего в церковном доме»20. Таким образом, вторично, на этот раз устами епархиального архиерея, помина­вшего убиенного священнослужителя своей епархии, Русская Православная Церковь определяла гибель отца Иоанна как мученическую кончину. Глубокой скорбью отозвалась эта кончина и в сердцах участников Поместного Собора, проходившего в Москве и поручившего протоиерею П. А. Миртову «составить проект послания от лица Собора с извещением о подробностях кончины безвременно почившего отца Иоанна Кочурова, павшего жертвой ревностного исполнения обязанностей своего звания»21. Выражая сложившееся на Поместном Соборе искреннее убеждение в том, что в лице убиенного отца Иоанна Русская Православная Церковь обрела нового священномученика, Святейший Патриарх Тихон, хорошо узнавший отца Иоанна за годы многолетнего совместного служения в Алеутской и Североамериканской епархии и с тех пор исполнившийся к нему глубокого уважения, направил проникновенное письмо вдове почи­вшего пастыря Александре Кочуровой. «С великой скорбью Священный Собор Православной Российской Церкви, а с ним и мерность наша приняли известие о мученической кончине отца протоиерея Иоанна Александровича Кочурова, павшего жертвой ревностного исполнения своего долга, — писал будущий исповедник Святейший Патриарх Тихон. — Соединяя молитвы наши с молитвами Священного Собора об упокоении души убиенного протоиерея Иоанна, разделяем великое горе ваше и делаем это с тем большей любовью, что мы близко знали почившего отца протоиерея и всегда высоко ценили его одушевленную и проникновенную пастырскую деятельность. Храним в своем сердце твердое упование, что, украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова. Проникнутый горячим участием к осиротевшей семье вашей, Священный Собор постановил предложить Святейшему Синоду оказать ей необходимое воспособление.

http://e-vestnik.ru/analytics/ioann_koch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010