Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на левом берегу Яузы. История Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Основными источниками сведений об основании А. м. являются жития прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях, отчасти противоречащих друг другу) и свт. Алексия , составленные иером. Пахомием Логофетом . По свидетельству жития свт. Алексия, мон-рь был основан при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , по-видимому ок. 1357-1358 гг., свт. Алексием, митр. Московским. Когда он возвращался из К-поля на Русь в 1354/55 г., на море поднялась буря и корабль начал тонуть, свт. Алексий дал обет: если избежит гибели, то построит мон-рь в честь святого, чей праздник случится в тот день. Корабль пристал к берегу 16 авг.- в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя. Житие сообщает, что святитель поместил в новопоставленном храме икону Спасителя, привезенную им из К-поля. Возможно, в воспоминание топографии К-поля впадавший в Яузу ручей получил название Золотой Рожок по аналогии с зал. Золотой Рог у входа в Босфорский прол. А. м. был возведен не только по обету святителя, но и по желанию вел. кн. Иоанна Иоанновича, давшего землю под строительство. Земли около мон-ря принадлежали вел. князю, о чем свидетельствует московская запись о душегубстве XV в., согласно к-рой судьи вел. князя рассматривали уголовные преступления на территории Заяузья до А. м. и Городища (Запись о душегубстве. С. 188). Известно, что А. м. в Москве принадлежала Ильинская слободка, к-рую вел. кн. Иоанн III Васильевич выменял у обители до 1504 г. (Духовные и договорные грамоты. С. 354). Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Первым игуменом и строителем А.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635, Москва - 6.03.1720, Голгофо-Распятский скит на о-ве Анзерском Соловецкого архипелага), прп. (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита. Источники Сведения об И. содержатся в 2 Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828-1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие И., архим. Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь преображения Господня мон-рь. Памятник известен в 3 списках XIX в., к-рые принадлежат к одной редакции, но представляют 2 варианта текста. Второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни И., известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении И. на Соловках - грамоту холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиеп. Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архим. Фирса (Шарапова) о приеме в мон-рь свящ. Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиеп. Варнавы, посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сент. 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архим. Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Святой Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архим. Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий мон-рь в 1861-1865 гг.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кольском у. Архангелогородской пров. и губ., на сев.-зап. побережье Белого м., у морского залива, названного по имени р. Канды. Местные народности, лопари и корела, называли залив Кандалахти («Кандский залив»), рус. поселенцы - Кандалакшская губа. По церковному преданию, монастырь основан прп. Феодоритом Кольским , вероятно, в сер. XVI в. (см.: Житие прп. Феодорита. Мурманск, 2006). Христианское просвещение жителей сев.-зап. побережья Белого м. связано с миссией, организованной архиеп. Новгородским свт. Макарием , в составе «священника с сеней от Рождества Христова инока Илии» и просветителя лопарей прп. Феодорита. Под 1526 г. Софийская летопись сообщает: «Приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, из Кандалакшской губы, усть Нивы реки, из дикой лопи и били челом государю и просили антиминса и священников церковь свящати, и просветити их святым крещением, и государь велел архиепископу Макарию послати из Новагорода от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша» (ПСРЛ. Т. 6. С. 289). Возведение храма близ устья р. Нивы стимулировало рус. крестьян и промышленников основать поселение, что привело к возникновению рус. «волости» (села) Кандалакша. Место Кандалакша известно с давних времен как поселение корелы; в период новгородского владычества они собирали дань «мягкой рухлядью» с аборигенов края - саамов (лопарей). Кандалакша на западе Белого м. и вост. поселение Варзуга являлись «отчинами родов корельских» и центрами сбора дани с зап. и вост. части Кольского п-ова соответственно. В 1517 г. этот порядок был подтвержден грамотой вел. кн. Василия III Иоанновича . В писцовой книге («Васильевой книге Агалина») в 1574 г. Иоанно-Предтеченская ц. уже не упоминалась, говорилось лишь о монастырском дворе, который в кон. XVI в. пребывал в запустении. Но на карте голл. купца С. ван Салингена 70-х гг. XVI в. храм на левой стороне р. Нивы присутствует ( Харузин. 1890. С. 460; Utsnitt av Simon v. Salingen kart over det nordligste Europa. [S. l.], 1601).

http://pravenc.ru/text/1470189.html

Махрищский монастырь находится в Александровском уезде, Владимирской Губернии, в 12-ти верстах от Александрова и в 35-ти от Троицкой Лавры, к востоку. Он стоит на берегу небольшой реки, называемой Махрища и впадающей под самим монастырем в реку Молокшу. Монастырь сей основан во второй половине XIV века. Основатель оного, Преп. Стефан Махрищский, современник Преп. Сергия, родился в Киеве от благочестивых родителей. Отданный в отрочестве в научение книжное, он показал скорые успехи в чтении и разумении Божественного писания; возрастал в благочестии, в чистоте и в просвещении разума. Достигнув совершенного возраста, решился избрать путь иночества, проложенный прославленными подвижниками Киевскими. По надлежащем искусе, Архимандрит Печерский постриг Стефана, нарекши ему сие имя, мирское же имя его неизвестно. Вскоре, Стефан, ревнуя великим образцам подвижничества, явил себя достойным быть примером для других: прежде всех он входил в храм Божий и после всех выходил из него; на молитве стоял неподвижно, не переходя с места на место, не преклоняясь на стену, «руце согбене имея, яко осужденник»; наставника своего в житии иноческом слушал беспрекословно, так что ни одно слово его не оставалось бесплодным для Стефана; служил братии, как последний раб и за свое смирение, кротость и безмолвие приобрел любовь от всех братий обители Печерской. Не мало времени жил он в монастыре Печерском, более и более, усовершаясь в подвигах иноческих. Но, Промысл Божий, посредством скорбного наведения, вызвал его с юга на север России. С того времени, как Гедимин, Вел. Князь Литовский (в 1320 году), овладел Киевским Княжеством и поставил в Киеве своего наместника, православные начали терпеть притеснения от Латин. С 1339 года, когда Казимир Король Польский, покорил своей власти всю Галицкую землю и Волынию, бедствия православных в Киеве чрезвычайно увеличились: преданный своему вероисповеданию, Казимир воздвиг гонение на православную веру, притеснял Русское духовенство и много зла делал православным христианам, отъемля у них церкви для Латинского Богослужения. В сие время, многие иноки оставили монастыри Киевские и перешли в другие места, где могли спокойно упражняться в подвигах поста и молитвы. Тогда же и Св. Стефан, помянув слово пророческое: изыдите от среды их и отлучитесь, и нечистоте их не прикасайтесь ( Ис.52:11 ), вышел из Киева с некоторыми из иноков и отправился с ними на север Руси по направлению к Москве, слышав, что там благодатью Христовой православная вера соблюдается не колеблемо. Св. Стефан прибыл в Москву в княжение Вел. Кн. Иоанна Иоанновича (1353–1359), которого нашел добре держащим скипетр великой России, поддерживающим православную веру, устрояющим монастыри, любящим священников, благотворящим убогим. Великий Князь с уважением принял Стефана, о благочестивой жизни которого слышал прежде и часто беседовал с ним о пользе душевной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Москва. Церковь Никиты мученика (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе. Церковь Никиты в Старой Басманной слободе Карта и ближайшие объекты Храм великомученика Никиты, что в Старой Басманной слободе, ранее именовался церковью во имя иконы Владимирской Божией Матери. В церкви придел во имя Святого Никиты великомученика. Построен в 1517 году великим князем Василием Иоанновичем. По преданию, Василий Иоаннович провожал до этого места принесенные из Владимира святые иконы. Потому с этого года и в плоть до 1683 года был сюда крестный ход. Когда старая церковь обветшала, ее перестроили в 1751 году. Архитектор Д.В. Ухтомский, который строил и церковь святителя Алексия, митрополита Московского, на Таганке. Связавшая храм и колокольню трапезная включила в себя стены находившегося на этом месте храма старой постройки. Выполнен в стиле барокко. Большие окна украшены живописными наличниками. Приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Был закрыт в 1933 году. Использовался как общежитие. В 1994 году отреставрирован. Древнейшая московская церковь, основанная Василием III предположительно в 1518 году, первоначально была деревянной, освящена во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Первый каменный храм, построенный на месте деревянной церкви, был возведен в 1685 году и простоял до середины XVIII века. В отстроенном храме придел освятили в честь Никиты Мученика. Строительство храма, сохранившегося до наших дней, иногда связывают с Петром I. В 1728 году на Новой Басманной улице в Капитановой слободе по чертежам самого Петра I был возведен новый храм Петра и Павла. Контраст между Петропавловским храмом на Новой Басманной и Никитской церковью на Старой оказался слишком разителен. Пострадавший во время пожара 1737 года Никитский храм жители слободы решили перестроить. Барочный храм великомученика Никиты в Старой Басманной слободе был возведен в 1745-1751 гг. на средства купцов А. Бабушкина, И. Кириллова, И. Рыбникова, В. Прохорова и др. Церковь освящена в 1751 году, главный престол - во имя иконы Владимирской Божьей Матери, придел - во имя Никиты Мученика, по которому и названа Никитской. Второй придел по просьбе купцов, на чьи пожертвования возводился храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектор Д.В. Ухтомский (по другим данным А. Евлашев или К. Бланк), по проекту которого был построен храм, задействовал в постройке старые стены храма, а из бывшей церкви устроил трапезную с двумя приделами, тем самым сохранив постройку XVII века. Новый храм в стиле елизаветинского барокко был возведен с восточной стороны, колокольня - с западной.

http://sobory.ru/article/?object=01882

Мужской, упразднённый. Находился в Вологодской Епархии в Тотемском уезде близ реки Сухоны в нынешних Авнежских волостях, кои прежде составляли Авнежское Княжество, от Вологды к востоку в 60 вёрстах. Он первоначально основан был Преподобным Стефаном, начальником бывшего Махрищского Троицкого монастыря (ныне приписного к Сергиевой Лавре) и учениками его, Преподобными Григорием и Кассианом, Авнежскими чудотворцами, при державе Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского около 1370 года (о Преподобном Стефане смотри в описании Махрищского монастыря). Преподобный Григорий был уроженец одного селения, ближнего к Стефанову Махрищскому монастырю, и в Махрищах Преподобным же Стефаном пострижен, а Алексием, Епископом Суздальским, хиротонисан в Иеромонаха. Потом, когда Преподобный Стефан, стужив пребыванием своим на Махрище, сошёл с учеником своим Григорием в Вологодские страны, то избрал для уединения своего с ним пустыню в Авнежском Княжестве близ Сухоны реки при потоке, называемом Юрьев, и поставил там церковь сперва во имя Святой Троицы, почему и именовался этот монастырь Авнежским Троицким; а потом вскоре и другую, во имя Великомученика Георгия, и около них соградили они кельи. Сему строению способствовал наипаче один из ближних к этой пустыни поселян богатый и отличного рода человек Константин Димитриевич, который много дал и подаяний Преподобному Стефану, а после от него в пустыне той и сам принял монашеское пострижение и наименовался Кассианом. Вскоре обитель сия прославилась во всех окрестностях, и сам Великий Князь Димитрий Иоаннович прислал в оную милостыню довольную и книги; но при том отозвал к себе в Москву Преподобного Стефана на прежнее Настоятельство в Махрищский монастырь. А потому он, оставляя сию обитель, поставил Настоятелем в ней Преподобного Григория, а келарем Преподобного Кассиана. По кончине сих Преподобных монастырь этот от нашествия Казанских Татар и Вятичей, тогда ещё не покорённых Российской державе, и часто набегавших на Вологодскую страну, весь до основания был разорён, и самое место оного заросло всё лесом. По некоторым запискам значится, что в сие самое нашествие убиты были и Преподобные оные Григорий и Кассиан лета 6900, Июня 17/15. А в 7032/1524 году одним Авнежским селянином при расчистке леса найдены мощи Преподобных сих, и поставлена была над ними часовня. В царствование же Царя Иоанна Васильевича в лето 7068/1560, по благословению Всероссийского Митрополита Макария, Игуменом Троицкого Махрищского монастыря Варлаамом возобновлён и выстроен вновь над гробами сих Авнежских Чудотворцев монастырь на Царское иждивение, и поставлены паки две церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На перекрёстке улиц Советской и Калинина до сих пор можно увидеть сохранившуюся часть некогда обширного комплекса Благовещенского женского монастыря. История женской обители на этом месте начинается с начала XVIII века – до этого здесь находился древний Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением, возникшим за пределами Кремля и Белого города, на той территории, которая в середине XVII века получит название Земляного города. В конце XVI века у восточной стены острога находился убогий дом, или богадельня, называемая «Царское богомолье». Далее, спускаясь к реке Кутум, тянулся Государев сад, пожертвованный в 1598 году Успенскому собору на вечный помин по скончавшемуся в тот год царю Фёдору Иоанновичу. При убогом доме находилось кладбище для погребения странных, т.е. бездомных или бедных. По преданию, на этом кладбище с давних времён стояла часовня с иконой Вознесения Господня. Жил при этой часовне чёрный священник (иеромонах) Мисаил, отпевавший усопших и служивший по ним панихиды. В 1604 году первый астраханский архиепископ Феодосий велел старцу Мисаилу «поставить храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа за острогом на бугре у убогого дома Царское богомолье и для погребения странных, и благословил его монастырь строити и братию собирати». Но монастырский храм выстроить не удалось из-за начавшейся в 1606 году великой смуты в Русском государстве, окончившейся только в 1614 году. Видимо, монастырь так оскудел, что долго не мог оправиться от обрушившихся на него напастей. Только в 1620 году было закончено строительство деревянного соборного храма. Позже под престолом главного алтаря соборной церкви на деревянном столбце была найдена надпись: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святого Вознесения Его преосвященным Ануфрием, архиепископом Астраханским и Терским, при Государе царе и Великом князе Михаиле Фёдоровиче всея России Самодержце и при его священно-Богомольце Святейшем Патриархе Филарете Московском и всея России на память обретения Святые Главы святаго славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Лета 7128 (1620) мая в 25 день».

http://sobory.ru/article/?object=24141

Немало явилось тогда церквей и в других городах и областях России. В Москве святитель Петр заложил (1324) близ своего двора первую в этом городе каменную церковь, собор Успенский, оконченный уже после его кончины. Иоанн Данилович Калита соорудил каменную церковь святого Иоанна Лествичника (1328) и собор Архангельский (1332), сделавшийся усыпальницею московских князей. Супруга Димитрия Иоанновича Донского воздвигла (1393) на своем дворе каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а сын Донского Василий Димитриевич создал собор Благовещенский . В области Угличской один князь Роман Владимирович угличский († 1285) построил в разных местах до 15 храмов . В Твери князь Михаил Ярославич вместе с матерью своею соорудил (1285–1289) каменный собор Преображения Господня на месте прежде бывшей деревянной церкви Косьмы и Дамиана . В Нижнем Новгороде великий князь Константин Васильевич воздвиг (1352) каменный собор Спасо-Преображенский, а князь Андрей Константинович — каменный собор Михайло-Архангельский (1358). В Серпухове князь Владимир Андреевич создал (1378) собор Троицкий. В Ростове епископ Григорий собственным иждивением обновил и почти вновь соорудил (1411) собор Успенский, обрушившийся после страшного пожара . В Пскове вновь сооружен (1365) собор Троицкий на старой основе, после того как он весь был разобран вследствие падения его верха. Не говорим о многих других церквах в этом городе, которые, особенно с половины XIV в., сооружались или обновлялись весьма часто, даже по две и по три в один и тот же год. Так в 1373 г. построены здесь две церкви, в 1383 — три, в 1384 — две, в 1394 — две, в 1398 — две, в 1421 — три . Вообще, о количестве церквей в разных городах наших того времени можем заключать из следующих данных. В Москве в 1336 г. сгорело 18 церквей; в 1342 г., когда погорел весь город, 28 церквей; в 1354 г., когда погорел один Кремль, 13 церквей; в 1415 г.— 15 церквей . В Нижнем Новгороде татары сожгли в 1377 г. 32 церкви. В Ростове во время пожара 1408 г. сгорело 14 церквей. Когда в 1413 г. погорели Тверь и Кострома, то в первом городе сгорело 20 церквей, а в последнем 30 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Неопубликованное произведение макарьевского книжника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 15 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Более ста лет назад Х. М. Лопарёв опубликовал интересный памятник письменности XVI века “Летописец и сказание ко учению и разсужение о фонианде 1 в кратце”, датировав его написание февралём “1558 года или следующего года” 2 . Автор расшифровал имя автора, которое он поместил в конце своего труда. Так стало известно имя нового писателя Макарьевской школы XVI века — старца Иосифа. В “Летописце” он обращается к царю с предложениями об обучении царевича Иоанна Иоанновича. Произведение носит филологическо-педагоги­чес­кий характер с элементом публицистичности и нарративности, так как в нём говорится и о ливонской войне, и о рождении наследника в царской семье; приведены также назидательные примеры из житий святых о воспитании. Позднее, в 1911 году, профессор Петроградского университета И. А. Шляпкин в статье, посвящённой духовному писателю XVI века Ермолаю-Еразму, опубликовал “Послание о составлении алфавитов” 3 . Поскольку в рукописи, по которой оно было опубликовано, находились творения, принадлежащие Ермолаю-Еразму, то И. Шляпкин определил это “Послание”, как принадлежащее перу Ермолая-Еразма. В контексте рассмотрения писательской деятельности Ермолая-Еразма И. А. Шляпкин пишет об авторе “Послания”: “Вероятно, ему принадлежит и Послание о изобретении алфавитов, адресованное уже не Грозному ; а своему покровителю Митрополиту Макарию” 4 . Заслугой И. Шляпкина явилась не только публикация данного послания, но и определение его адресата, поскольку его имя в послании не указано. Он пишет: «Послание о изобретении алфавитов адресовано к Первопрестольному пастырю, Митрополиту Московскому и всея России — “второму Филадельфу и книголюбцу” Макарию Писано оно по приказу Митрополита (повелел ми еси вмале преже сих дней от жития св. Стефана Пермского написати вкратце о составлении грамот, когда, кои, от коих человек, и в кое время и како)» 5 .

http://pravmir.ru/neopublikovannoe-proiz...

«Объявляем мы, Великий Государь, вашему Архиерейству, что в прошлом 7106 году, праведным судом Божиим, Великаго Князя Феодора Иоанновича, Самодержца всея Руси не стало; оставив земное царство, отошел он в вечное блаженство, а на великих государствах Российскаго царства учинился Царем Борис, и по вражию действию, и по злым умышлениям, и по ненависти Польскаго и Литовскаго Короля Жигимонта и Панов Рады, чрез многое их Короля и Панов нарушение крестнаго целования, явился у нас некоторый вор чернец, еретик именем Гришка Отрепьев, бежавший в Литву из Московскаго государства, за свои богомерзкия и скаредныя дела. Свергнув с себя черное платье и обручение Ангельского образа, и дав на себя врагам рукописание, что если не исполнит их воли, то будет отлучен от Бога, он назвался Царевичем Димитрием Угличским, Великаго Государя нашего, блаженный памяти Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея Руси Самодержца, сыном, а Царевича Димитрия Угличскаго не стало, до того времени за тринадцать лет. Вражьим действием и умышлением и вспоможением Короля и Панов Рады, дошел он до царствующаго града Москвы, достиг царскаго престола и Государем Московским наименован; но служилые и всяких чинов люди съехались изо всех государств в царствующий град Москву, и соединясь единомышленно, обличили того вора и злой смерти его предали. По убийстве же его, избранием всяких чинов всего Российскаго государства, был поставлен Государем из бояр, из рода Суздальских Князей, Князь Василий Иоаннович Шуйский; но Жигимонт Король и Паны Рады, умыслили наше Московское государство раззорить больше прежняго, нарушив перемирие и преступив свое и послов своих крестное целование, которое учинили с Царем Василием; наслали они на Московское государство другаго вора, родом Жидовина, и назвали его Царевичем Димитрием, как будто это был тот же, что был на Москве и с Москвы бежал. Этот другой вор, собравшись с Польскими и Литовскими людьми, пришел под Москву и стоял табором, города и уезды воевал и к Москве приступал, а Король, вопреки крестнаго целования, взял город Смоленск и, умыслив с изменниками Московскаго государства, Михайлом Салтыковым и его советниками, которые изменили Царю Василию и уехали к Королю, писменно приказывал боярам и всяких чинов людям: будто он, жалеючи о Христианстве, пришел в Московское государство, чтобы его успокоить и кровь унять и быть бы на Московском государств сыну его, Королевичу Владиславу, в нашей православной вере Греческаго закона, и в вере его он поручается, и чтобы государскаго чина и поведения не изменять и никакого зла в Московском государств не делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010