Василий III Иоаннович пришел к власти в результате борьбы придворных группировок, начавшейся после смерти в марте 1490 г. старшего сына Иоанна III от 1-го брака – князя Иоанна Иоанновича Молодого, женатого на Елене Волошанке, дочери правителя Молдавии Стефана Великого. Их сын великий князь Димитрий Иоаннович внук был наследником престола по прямой нисходящей линии, а В. И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с которого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см. Василий II Васильевич), столкнулись 2 принципа наследования. После смерти великого князя Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но Василий III Иоаннович (хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга великого князя Иоанна III, была тверской княжной). Позже Иоанн III принял решение сделать наследником внука. Приближенные Василия III Иоанновича сообщили ему о намерении отца «пожаловати великим княжением Володимерским и Московским» князя Димитрия и рекомендовали «отъехать» от отца и расправиться с племянником, они даже организовали заговор с тайным крестоцелованием Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 4. С. 200). Иоанн III жаловался на сына церк. Собору (по-видимому, в кон. окт. – нач. ноября 1497), в дек. Василий III Иоаннович был подвергнут домашнему аресту («посади его за приставы на его же дворе»), 6 наиболее активных заговорщиков были казнены, многие заключены в тюрьму. Мать Василия III Иоанновича великая княгиня София также подверглась опале, были казнены ее служанки («бабы с зелием», «бабы лихие»). В февр. 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля прошла торжественная церемония поставления на великое княжение Димитрия Иоанновича. В ранней («повествовательной») редакции чина поставления объем прерогатив Димитрия Иоанновича очень широк – «великое княжество Владимирское, Московское, Новгородское и Тверское», в более поздней («формулярной») редакции названы «великое княжество Владимирское и Новгородское».

http://sedmitza.ru/text/955087.html

Предполагается, что это был 1-й храм, освященный во имя прп. Иоанна Лествичника. С нач. XIX в. делались попытки объяснить выбор посвящения. А. Ф. Малиновский считал, что престол устроен во имя патронального святого среднего сына Иоанна Калиты - Иоанна II Иоанновича ( Малиновский. 1992. С. 42-43). И. М. Снегирёв полагал, что вел. князь учредил храм во имя своего небесного покровителя ( Снегирёв. 1842-1845. С. 6). Г. И. Истомин пытался объединить оба мнения, предположив, что храм освящен во имя св. вел. князя и его сына ( Истомин. 1893). На княжеских печатях Иоанна Калиты, в т. ч. при духовных грамотах, изображен его небесный покровитель св. Иоанн Креститель. Определение сходным образом соименного святого Иоанна Иоанновича затруднено. Так, согласно наблюдениям сфрагиста А. В. Орешникова, на аргировуле при духовной грамоте князя изображен свт. Иоанн, патриарх Иерусалимский ( Орешников А. В. Мат-лы к рус. сфрагистике//Тр. Моск. нумизматического об-ва. М., 1903. Т. 3. Вып. 1. С. 123-124. Табл. 1. Рис. 4). Это определение единично (почитание свт. Иоанна, патриарха Иерусалимского, в рус. агиографических памятниках не прослеживается) и не подтверждается находками новгородских княжеских печатей (всего 21), среди к-рых есть 2 экз. с оттиском св. Иоанна Крестителя (по мнению В. Л. Янина и П. Г. Гайдукова, оттиск относится к ранней группе печатей, когда в Новгороде не знали, во имя какого святого крещен князь), в остальных случаях представлено изображение воина, идентифицируемого по фрагментам надписи как св. Иоанн Воин (см.: Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 69-71). По мнению Забелина ( Забелин. 1905. С. 75-76), в выборе посвящения и замысле строительства имела значение политическая мотивация - храм был сооружен по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской кн. Александр Михайлович. Несмотря на то что версия Забелина сохранила актуальность, следует подчеркнуть ее гипотетический характер (ср.: Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 171-172). Вероятность того, что прп. Иоанн Лествичник был небесным покровителем Иоанна Иоанновича, следует из летописного сообщения XV в.: «В лето 6834… родися великому князю Ивану сын Иоанн марта в 30 на паметь Иоанна Лествичника» (Московский летописный свод кон. XV в.//ПСРЛ. Т. 25. С. 167).

http://pravenc.ru/text/577898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Поставление Димитрия Иоанновича на великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 560 об.) Поставление Димитрия Иоанновича на великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 560 об.) (10.10.1483 - 14.02.1509), вел. кн. Владимирский, Московский, Новгородский и всея Руси (1498-1502), внук вел. кн. Иоанна III Васильевича , сын вел. кн. Иоанна Иоанновича Молодого и Елены, дочери молдав. господаря Стефана Великого. Отец Д. И., уделом к-рого была присоединенная в 1485 г. Тверская земля, являлся наследником и соправителем Иоанна III. После смерти Иоанна Молодого 7 марта 1490 г. Д. И. не был провозглашен наследником престола, а Тверская земля была дана в удел 2-му сыну Иоанна III Василию (см.: Василий III Иоаннович ). Источники 1490-1497 гг. не содержат сведений об участии Д. И. в управлении гос-вом. Постепенное возвышение Д. И. началось с сер. 90-х гг. XV в. Осенью 1495 г. он сопровождал деда в его поездке в Новгород. В авг. 1497 г. Иоанн III «с внуком, и з детми, и з боляры» встречал приехавшую из Рязани сестру кнг. Анну (ПСРЛ. Т. 8. С. 234). В этом известии Д. И. поставлен выше сыновей вел. князя. Когда к осени 1497 г. стали ясны намерения Иоанна III сделать Д. И. своим соправителем, дети боярские из окружения Василия принесли последнему тайно присягу верности и предложили уехать на север и захватить казну, находившуюся в Вологде и на Белоозере. В дек. 1497 г. заговор был раскрыт, кн. Василий был посажен «за приставы на егоже дворе», организаторы заговора казнены, а «иных детей боярских велел князь велики в тюрму пометати» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 530-531). 4 февр. 1498 г. Д. И. был торжественно провозглашен вел. князем и соправителем деда. Возведение Д. И. на великокняжеский трон было произведено по новому, ранее неизвестному обряду. Составленный в связи с этим событием чин поставления был затем использован при создании чина коронации Иоанна IV Васильевича (1547) и его преемников.

http://pravenc.ru/text/178203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ III ИОАННОВИЧ (25.03.1479, Москва - 3.12.1533, там же), вел. кн. владимирский, московский и всея Руси, сын вел. кн. Иоанна III Васильевича и Софии, дочери морейского деспота Фомы, младшего сына визант. имп. Мануила II Палеолога . В. И. пришел к власти в результате борьбы придворных группировок, начавшейся после смерти в марте 1490 г. старшего сына Иоанна III от 1-го брака - кн. Иоанна Иоанновича Молодого , женатого на Елене Волошанке, дочери правителя Молдавии Стефана Великого. Их сын вел. кн. Димитрий Иоаннович внук был наследником престола по прямой нисходящей линии, а В. И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с к-рого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см. Василий II Васильевич ), столкнулись 2 принципа наследования. После смерти вел. кн. Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но В. И. (хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга вел. кн. Иоанна III, была тверской княжной). Позже Иоанн III принял решение сделать наследником внука. Приближенные В. И. сообщили ему о намерении отца «пожаловати великим княжением Володимерским и Московским» кн. Димитрия и рекомендовали «отъехать» от отца и расправиться с племянником, они даже организовали заговор с тайным крестоцелованием В. И. (ПСРЛ. Т. 4. С. 200). Иоанн III жаловался на сына церковному Собору (по-видимому, в кон. окт.- нач. нояб. 1497), в дек. В. И. был подвергнут домашнему аресту («посади его за приставы на его же дворе»), 6 наиболее активных заговорщиков были казнены, многие заключены в тюрьму. Мать В. И. вел. кнг. София также подверглась опале. В февр. 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля прошла торжественная церемония поставления на вел. княжение Димитрия Иоанновича. В ранней («повествовательной») редакции чина поставления объем прерогатив Димитрия Иоанновича очень широк - «великое княжество Владимирское, Московское, Новгородское и Тверское», в более поздней («формулярной») редакции названы «великое княжество Владимирское и Новгородское».

http://pravenc.ru/text/150787.html

Феодор Иоаннович (род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) – сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей «собирателей земли Русской» из дома Иоанна Даниловича Калиты. Феодору было три года, когда умерла его мать Анастасия Романовна в 1560 г.; в следующем 1561 г. отец его вступил во второй брак с дочерью черкесского князя Темрюка, в православном крещении получившей имя Марии. Из тех немногих сведений, которые сохранились за время детства и юношества Феодора и старшего его брата Иоанна, видно, что царь Иоанн Васильевич брал их с собой в загородные поездки, например в 1564 г. в подмосковное село Черкизово на медвежью охоту: «и повеле по островом осеки осечи и медведи пущати, и тешился там не по один день». Весной 1569 г. вся царская семья отправилась в далекий путь на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь; Феодору было 12 лет, и эта поездка произвела на него сильное впечатление. Ему, очевидно, захотелось иметь в монастыре свою особую келью, подобно тому, как была келья у Иоанна, существовавшая для остановок во время приездов его в монастырь. Неизвестно, отважился ли царевич просить об этом отца, или сам царь пожелал сделать ему удовольствие, но в приходной книге Кирилло-Белозерского монастыря под 1570 г. находим сведение о том, что царевич Феодор пожаловал в монастырь 500 руб., да «на свою келью 100 руб.» и что в этой келье он велел поставить образ Богоматери на золоте, обложен «серебром сканью», а в венце 3 камня, да 6 жемчугов. Судя по тому, каким рисуется Феодор Иоаннович впоследствии, когда он уже стал царем, можно полагать, что в детских и отроческих годах он был тихим, робким и способным к восприятию лишь того, что поражало его в природе или действовало непосредственно на его душу. Вследствие этого весьма понятно, что, с одной стороны, присутствие на медвежьей охоте в семилетнем возрасте, с другой стороны, поездка на север и пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре глубоко поразили Феодора. Позднее, во время своего царствования, имея возможность следовать своим личным вкусам, он предавался богомолию и посещал монастыри, но в то же время находил утеху в «медвежьих комедиях» и охотах на медведей, которые заканчивались иногда довольно печально для участвовавших в них охотников, как мы увидим ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Симеон Иоаннович Гордый, великий князь Московский Симеон Иоаннович, прозвищем Гордый, сын великого князя Иоанна Даниловича Калиты, великий князь Московский. 31 марта 1341 г. не стало вел. князя Иоанна Даниловича Калиты. Русские князья спешили в Орду, где должен был решиться вопрос о преемнике скончавшегося великого князя. Симеон с братией (Иваном и Андреем), Константин Тверской, Константин Суздальский, Василий Давидович Ярославский и «прочии князи Рускии» летом 1341 г. были уже в Орде, а «тое же осени выиде из Орды на великое княжение князь Семен Иванович» и «все князи Рускиа под руце его даны». 1 октября 1341 г. в. князь С. И. «седе на столе в Володимери». С. И. вступал на великокняжеский стол при очень счастливых для себя условиях. Московское княжество, выдержав тяжелую борьбу с Тверью за права на великокняжеский стол, несомненно занимало уже первенствующее положение между всеми русскими княжествами. Счастливое географическое положение гарантировало Москве быстрый прирост населения. Умело поставленное частное великокняжеское хозяйство обеспечивало все возраставшее благосостояние княжества. Трудами Иоанна Даниловича упрочились вполне дружественные отношения между Москвою и Ордою. Наконец, предшественники С. И. в общих чертах наметили ту политическую программу, следуя которой великий князь обеспечивал благосостояние и верный рост Московского княжества. Личными своими качествами С. И., как нельзя лучше, отвечал запросам времени. Проникнутый всецело традициями своих предшественников, умудренный практической деятельностью отца, имея и сам уже достаточный навык в делах правления, С. И. имел все данные, чтобы с блеском продолжать дело первых московских князей-собирателей. Деятельность московских князей-собирателей представляет из себя вполне законченное целое. И в этом целом деятельность каждого отдельного московского князя – звено, прочно скрепленное со звеньями последующим и предыдущим. Вступая на великокняжеский стол, московский князь, сообразно с установленною предшественниками практикою, разрешает ряд вопросов, составляющий широкий круг обязанностей великого князя всея Руси, и ввиду потребностей своего времени намечает новые задачи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Димитрий Иоаннович, святой благоверный царевич Димитрий Иоаннович, святой царевич-мученик, сын Иоанна Васильевича Грозного и пятой жены его, Марии Феодоровны. Летом 1580 года царь Иоанн Васильевич отпраздновал пятую свою свадьбу. Женился государь без церковного разрешения, но свадьбу правил по старине; во отцово место был на свадьбе царевич князь Феодор Иванович, материно же место занимала царевича Феодора царица Ирина Феодоровна. Из рода Нагих взял себе жену Иоанн Васильевич. Сыграли свадьбу; покаялся царь, что вступил в брак без церковного разрешения, и для искупления вины своей лишил себя на время причастия, хотя к исповеди и ходил. Невеселая жизнь выпала на долю молодой царицы. Скоро охладел к ней Иоанн Васильевич и весною 1582 года задумал уже вступить в новый брак. В Англию для окончания дела о союзе, дружбе и любви между царем и королевою отправлен был дворянин Феодор Андреевич Писемский, которому, между прочим, поручено было сватать за царя родственницу королевы, «княжну Хантинскую». При московском дворе не повезло и родственникам царицы Марьи Феодоровны. Хотя, по некоторым известиям, царь и жаловал кое-кого из Нагих, тем не менее никто из них в особом приближении у него не был. Отец царицы, Феодор Феодорович, думал снискать себе любовь царя клеветою на Бориса Феодоровича Годунова, но за «оболгание» жестоко был наказан. Этот сам по себе незначительный факт, рассказываемый Латухинской Степенной книгой, вскрывает, что враждебные отношения Нагих к Годунову создались очень рано, еще при жизни Грозного. Пока шло дело о сватовстве царя, у Марии Феодоровны, 19 октября 1582 года, родился сын Димитрий, «а прямое ему имя Уар». С рождением царевича не улучшилось положение царицы. Правда, дело о сватовстве шло медленно и неуспешно, королева давала ничего не значащие и мало определенные обещания, тем не менее Иоанн Васильевич не оставлял мысли о новом браке. Незадолго до 18 марта 1584 года по Москве ходили слухи, что у Боуса, посла королевы, вновь был разговор с царем о его браке и что Боус будто получил от царя согласие в том, чтобы наследование престола принадлежало по смерти Иоанна сыну царя от предполагаемого брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Б Багрец. См. Сукно. Байберек, бамберек, банберек Байберек, бамберек, банберек – ткань из крученого шелка, гладкая или с золотыми и серебряными узорами 42 ; по описям: Бухарская, Китайская, Турецкая. Название этой ткани происходит от Греческого βαμβχηρος. Около половины XVII столетия аршин Турецкого байберека ценился в 30 алтын 43 . Из байберека шились: кафтаны, ферези, чюги, телогреи, верхи на рукавах 44 . – Байберековый сделанный или сшитый из байберека. «Верхней кафтан байберековой маковой, золотной холодной» 45 . Байдана, бадана Байдана, бадана – (Араб. бадан и бадана lorica curta acbrevis, по Арабско-Латин. словарю Г. В. Фрейтага, 1830 г.) доспех в виде рубахи, из плоских довольно крупных колец, длиной до колен, с рукавами до локтей и ниже. Если этот доспех был в длину немного ниже пояса и с рукавами выше локтей, то назывался полубайданою, полубоданьем 46 . «Бадана Мисюрская с сеченым колцом, с мишенью, без ожерелья; ворот и рукава и по подолу пушена в три ряда медью золоченой» 47 . – «Полубайдана, на ней три мишени медные, посеребрены» 48 . Банделер. См. Берендейка. Бармица. См. Шелом. Бармы, барма Бармы, редко барма, драгоценное, украшенное священными изображениями, широкое оплечье 49 , которое, до времен Петра Великого, возлагали на себя русские государи при венчании на царство и при других торжественных случаях. Как принадлежность княжеского и царского сана, бармы, вместе с золотой шапкой и такой же цепью с крестом, были преемственным наследием великих князей и царей русских. Великий князь Иоанн Данилович Калита (1328 г.) завещал сыну своему Иоанну «коц великий з бармами», а другому сыну Андрею «скорлатное портище сажено з бармами» 50 ; сын Калиты Иоанн (1356) завещал также сыну своему Дмитрию бармы 51 . Тоже находим и в последующих завещаниях великих князей: Димитрия Иоанновича (1389 г.) 52 , Василия Дмитриевича (1423 и 1424 г.) 53 , Василия Васильевича (1462 г.) 54 . В 1498 г. великий князь Иоанн III Васильевич, благословляя внука своего Дмитрия Иоанновича «при себе и после себя великим княжеством», в Успенском соборе возложил на него шапку Мономахову и бармы 55 , которые, по устранении Дмитрия от престола, сделались достоянием другого сына Иоанна Василия Иоанновича (1502 г.) 56 ; а сын последнего Иоанн IV Васильевич, в 1547 г., торжественно «венчан бысть прародителя его венчанием царя великаго князя Владимира Мономаха животворящим крестом и царским венцем и диадемою, еже древле тем животворящим крестом и венцем царским и диадемою венчан бысть на царство Русское прародитель его князь великий Владимир» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ИОАННОВИЧ Молодой (15.02.1458, Москва - 7/8.03. 1490, там же), старший сын и соправитель Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , рожден в 1-м браке вел. князя с Марией Борисовной - дочерью Тверского вел. кн. Бориса Александровича. Не позднее 1471 г. отец объявил И. И. соправителем, наиболее ранний документ, фиксирующий титул вел. князя у И. И.,- договор Иоанна III с Вел. Новгородом, заключенный в авг. 1471 г. В 1472 г. И. И. участвовал в закладке нового здания Успенского собора Московского Кремля и в перенесении мощей митр. св. Петра , в 1479 г. присутствовал на освящении Успенского собора. Во время похода на Москву в 1472 г. хана Большой Орды Ахмата, остановленного в кон. июля на Оке, И. И. был отправлен отцом в Ростов. 12 нояб. 1472 г. И. И. присутствовал на свадьбе Иоанна III с Софией (Зоей) Палеолог . От имени младшего вел. князя были отправлены дары Римскому папе и братьям вел. кнг. Софии. В заключенном 12 янв. 1474 г. договоре Вел. Новгорода и Пскова с Дерптом И. И. назван, как и отец, «царем всея Руси»; это 1-й случай использования царского титула в отношении рус. князей в офиц. документе. А. Контарини, побывавший в Москве в 1476 г., писал, что И. И. состоит в «немилости» у отца, т. к. «нехорошо ведет себя с деспиной», т. е. с Софией Палеолог. Однако эта «немилость» (факт не подтверждается отечественными источниками) не повлияла на статус И. И. Во время поездок Иоанна III в Новгород в 1476 и в 1479 гг., а также во время похода русских войск в кон. 1477 - нач. 1478 г., положившего конец новгородской самостоятельности, Москвой управлял И. И. В кон. 1479 г., когда Иоанн III вновь находился в Новгороде, на службу в рус. столицу приехали братья крымского хана Менгли-Гирея Нурдовлат (Нур-Даулят) и Хайдар. В янв. 1480 г. И. И. послал отцу в Новгород известие о мятеже братьев Иоанна III князей Андрея Угличского и Бориса Волоцкого. Когда на Москву летом 1480 г. двинулся хан Большой Орды Ахмат, Иоанн III направил И. И. к «Берегу», т. е. к Оке. Ахмат обошел окский рубеж и вышел по территории Великого княжества Литовского к р. Угре. И. И. вместе со служилым кн. Даниилом Холмским и дядей Андреем Васильевичем Меньшим возглавил рус. войска, противостоявшие Ахмату на Угре в течение осени. Согласно др. летописному своду, Иоанн III, находившийся под влиянием нек-рых лиц из его окружения, сомневался в возможности противостоять Орде. Он приказал сыну вернуться в Москву, но И. И. отказался. Когда кн. Даниил Холмский, получивший от Иоанна III поручение привезти сына силой, начал просить И. И. ехать в Москву, князь ответил: «Леть ми зде умерети, нежели к отцу ехати».

http://pravenc.ru/text/471249.html

Житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864-1918) Протоиерей Иоанн Восторгов Выдающийся организатор миссионерского дела и яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 30 января 1867 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн, был сыном профессора Владимирской духовной семинарии магистра богословия Александра Восторгова. Мать протоиерея Иоанна - Татьяна Ксенофонтовна. В марте 1868 г. семья переехала в станицу Ново-Алексеевскую (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. " ...смиряюсь пред Божиим промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному народу, - слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества. Стою здесь пред вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа... заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, - те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика; не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели. " Иоанн Восторгов по окончании в 1887 г. Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента), был назначен 15 августа того же года надзирателем за учениками Ставропольского Духовного училища. 30 сентября того же 1887 года он назначается штатным учителем русского и церковно-славянского языков в том же училище. Обязанности свои исполнял усердно и хорошо, о чем свидетельствуют отмеченные в Послужном списке вознаграждения, выдававшиеся с разрешения Преосвященного епископа Владимира. К 1887 г. относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова: " Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов, " Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцев-раскольников о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает как рано определились церковно-аполологетические устремления будущего блестящего защитника церкви от различных противоцерковных течений.

http://pravoslavie.ru/smi/1450.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010