Император получает свое достоинство от папы, принимает от него благословение, коронуется им и возводится в сан. Это признал император Генрих VI, когда после получения короны от папы, нашего предшественника, после временного отпадения вернулся и просил папу опять водворить его вместе с золотой имперской державой на императорский престол» 1044 . Его новое письмо вождям Крестового похода резко отличается от предыдущих посланий: «Вы не пощадили ничего святого и не смотрели ни на возраст, ни на пол. Вы предались разврату, прелюбодеянию и дебошам перед лицом всего мира. Вы погрязли в своих греховных страстях, оскорбляя не только замужних женщин, но и женщин и дев, посвященных Спасителю. Вам было мало императорских сокровищ и имущества богатых и бедных, но вы захватили даже богатства Церкви и принадлежащее ей. Вы крали серебряные плиты алтарей, врывались в ризницы и забирали сосуды» 1045 . Это было обвинение, граничащее с анафемой, и, безусловно, первый признак резкого охлаждения отношений между Римом и Латинской империей. Таким образом, Латинская империя лишилась вследствие ссоры с Римской кафедрой необходимой духовной поддержки. А в связи с тем, что ее вожди и впоследствии не горели желанием положительно решить вопрос об объединении в единое христианское государство, они отторгли от себя потенциальную военную помощь многих европейских держав и, главное, Германского императора. Наконец, силы крестоносцев были слишком малы, чтобы подчинить себе хотя и разорванную на части, но все еще сильную духом и превосходящую их культурой и традицией византийскую нацию, по-прежнему заселявшую завоеванные территории Римской империи. Пройдет немного времени, и дух Византии начнет пробуждаться, чтобы воссоздать на разоренном месте, казалось бы, уже окончательно стертую со страниц истории Священную Римскую империю... 1014 Хониат Никита. Царствование Алексея Дуки Мурцуфла//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 2, глава 1. С. 244, 245. 1022 Хониат Никита. О событиях после взятия Константинополя//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 2, глава 9. С. 290. 1034 Грегоровиус Фердинанд. История города Афин в Средние века (от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания). М., 2009. С. 220, 221. 1039 Хониат Никита. Из Константинопольской истории//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 2, главы 1, 2. С. 334, 335.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1256 г. М. П., управлявший тогда областями Месофиния и Оптиматы, получил известие о приказе Феодора II Ласкаря арестовать его и бежал в Иконийский (Румский) султанат. Возможно, М. П. действительно готовил мятеж против императора ( Prinzig. 1998), хотя нельзя полностью исключать вероятность ложного доноса (Автобиография. 1885. С. 25). Султан Кей-Кавус II пытался сдержать монг. наступление и передал под командование М. П. отряд, к-рый состоял из пленных византийцев. Этот отряд, сражавшийся под никейскими знаменами, участвовал на стороне турок-сельджуков в сражении с монголами Байджу-нойона при Аксарае (14 окт. 1256), к-рое закончилось поражением сельджуков. М. П. был вынужден бежать в Кастамон. Заручившись от имп. Феодора II гарантиями безопасности, он вернулся в Никею и вновь получил должность вел. коноставла (1257). Однако в 1258 г. император, подозревавший М. П. в измене, отдал приказ о его аресте. М. П. во 2-й раз принес клятву верности императору и обещал в будущем не претендовать на верховную власть. Богоматерь Оранта (?). Имп. Михаил VIII Палеолог, предстоящий Иисусу Христу. Золотой солид. Аверс, реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Богоматерь Оранта (?). Имп. Михаил VIII Палеолог, предстоящий Иисусу Христу. Золотой солид. Аверс, реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Восхождение М. П. к трону началось после смерти имп. Феодора II (16 авг. 1258). Последний успел назначить опекунами своего 8-летнего сына Иоанна IV Дуки Ласкаря патриарха К-польского свт. Арсения Авториана (1255-1260, 1261-1265) и протовестария Георгия Музалона, который первоначально намеревался отказаться от этого назначения, однако был поддержан М. П. и согласился стать опекуном. 24 авг. 1258 г., во время панихиды по имп. Феодору II, совершавшейся на его могиле в Сосандрском мон-ре, заговорщики, к к-рым примкнул М. П., убили Музалона и 2 его братьев. Регентство перешло к М. П. как к лицу, исполнявшему обязанности вел. коноставла. В сент. 1258 г. он удостоился титула вел. дуки, а 13 нояб. был провозглашен деспотом и василеопатром. Получив доступ к гос. казне, М. П. щедро раздавал деньги чиновникам, военным, духовенству, пытаясь заручиться их поддержкой. На важные должности он назначил своих сторонников и родственников (так, его брат стал вел. доместиком), противники же М. П. были удалены из столицы. Вскоре М. П. был провозглашен императором Никейской империи. Свт. Арсений, первоначально не желавший признавать его правителем из-за опасений за жизнь Иоанна IV, все же согласился совершить коронацию М. П. (1 янв. 1259) при условии, что тот будет лишь соправителем Иоанна IV вплоть до совершеннолетия последнего. Однако, видя стремление М. П. отстранить Иоанна IV от власти, свт. Арсений временно удалился с Патриаршего престола. Новым патриархом стал Никифор II , к-рый вскоре скончался, после чего М. П. примирился со свт. Арсением и вернул его на престол.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Те сведения, которыми мы располагаем, в своей совокупности заставляют нас думать, что при нормальных условиях аутентичный письменный, надлежащим образом оформленный и засвидетельствованный акт был в глазах любого суда вполне достаточным средством доказательства, которое могло быть положено в основу выводов по делу. Конечно, доказательственной силой обладали прежде всего документы публичного характера, т. е. выпущенные каким-либо должностным лицом, представителем власти (императорские жалованные грамоты и указы, патриаршие сигиллии, составленные чиновниками финансового ведомства кадастры и описи – практиконы, судебные решения и т. д.), ибо «какое лицо, маленькое или большое, может осмелиться пренебречь императорским актом», – высокомерно говорится в грамоте Андроника II Палеолога от 1295 г. по поводу жалобы игумена Ватопедского монастыря на вымогательства налогов со стороны одного влиятельного сановника Провонеагоса. 895 Доказательственная и диспозитивная сила императорской грамоты ясно подчеркнута и в простагме Иоанна IIU Дуки Ватаца от 1237 г., адресованной дуке фемы Фракии Мануилу Контофресу по поводу освобождения от налогов париков монастыря Лемвиотиссы: «Передай настоящий орисмос моей царственности монастырю с тем, чтобы он мог его представить чиновникам, которые взимают налоги, и чтобы эти последние действовали согласно его содержанию». 896 Действительно, если взять, например, постановление вселенских судей от 1334 г. по делу о тяжбе между монахами Эсфигменского монастыря и жителями крепости Рендины, то увидим, что права на оспариваемую землю доказываются исключительно наличием у тяжущихся сторон древних хрисовулов, простагм, актов описи – практиконов, но не упомянуто ни одного частного акта. 897 В тяжбе между монастырями Лемвиотиссы и Стилла (1281 г.) по поводу оливковых деревьев и хорафиев решающим оказалось обращение судей к писцовой книге – практикону (частные документы не фигурируют). 898 Спор монастыря Лемвиотиссы с неким Михаилом Комнином Браной в 1286 г. (в издании Миклошича и Мюллера ошибочно – 1386 г.) решался судом на основе публичных документов, в частности хрисовула императора Иоанна Дуки Ватаца, которыми располагал монастырь и которым ничего не мог противопоставить Михаил Комнин Врана, кроме ссылок на старый обычай и долгое пользование (сомнений в подлинности представленных документов высказано не было, и монастырь получил полное признание прав на свои земли). 899

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    213 Убежище (Προσφγιον). По мнению Р. Жанена (Janin, La géographie..., рр. 382—383), Анна имеет в виду церковь или часовню Николая, входившую в ансамбль храма св. Софии.     214 В Византии, так же как и в западноевропейских странах, церковь имела право убежища (см. «Две византийские хроники», стр. 136).     215 Скорее всего это Роман Стравороман — протопроедр, великий этериарх, родственник Вотаниата (см.: Nic. Br., IV, 2; Skyl., р. 735; Zon., XVIII, 19). Известны еще два Страворомана (Мануил и Никифор), жившие примерно в это же время. Мануил — автор поныне неизданной речи к Алексею Комнину, Никифор — эпитафии отцу. Вряд ли прав К. Крумбахер, высказывающий предположение об идентичности одного из них упомянутому Анной (К. Крумбахер не знает об упоминании Страворомана Вриеннием, Продолжателем Скилицы и Зонарой). См. Krumbacher, Geschichte..., S. 464.     216 Греч. εγκλπιον («крестик») — амулет, который носили на груди.     217 Ирина, см. прим. 189.     218 См. Janin, La géographie..., рр. 410—411. По сообщению Зонары (Zon., XVIII, 21), Вотаниат поместил женщин в монастыре Каниклия (у Золотого Рога, см. Janin, La géographie. ... рр. 286—287).     219 Железные ворота (η Σιδηρα). В Константинополе известны трое ворот под таким названием (Janin, Constantinople byzantine, рр. 388—389). Имеются в виду ворота, находившиеся у Золотого Рога, около Петрия.     220 Влахернский храм богородицы — одна из наиболее древних и знаменитых константинопольских церквей. Церковь находилась в районе Влахерн (см. Janin, La géographie..., рр. 169—179).     221 Т. е. жена протовестиария.    Имеется в виду Мария, жена Андроника, сына кесаря Иоанна Дуки. Мария происходила из болгарского царского рода и приходилась внучкой последнему болгарскому царю Ивану-Владиславу (см. Златарски, История..., II, стр. 134 и сл.). Связь Комниных с потомками болгарской династии не случайна: тетка Марии, дочь Ивана-Владислава, Екатерина, была замужем за Исааком I Комниным (там же, стр. 123). С восторгом пишут о красоте Марии Вриенний (Nic. Br., III, 8) и Анна. Одна из дочерей Марии, Анна, была замужем за Георгием Палеологом, другая, Ирина, — за Алексеем Комниным (Nic. Br., III, 6). Η. Скабаланович («Византийское государство и церковь в XI в.», стр. 172, прим. 10) принимает Марию за жену кесаря Иоанна Дуки и, основываясь на тексте «Алексиады», ошибочно утверждает, что в Византии были дамы-протовестиарии на службе у императриц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ АВТОРИАН [греч. Αρσνιος Ατωρειανς] (1200, К-поль - 30.09.1273, Проконис), свт., Патриарх К-польский (нояб. 1254 - февр. или март 1260; июнь 1261-1265). Происходил из знатной к-польской семьи Феодора (или Алексея) Агаллиана, судьи дрома, и Ирины Каматиры. Отец в конце жизни принял монашество с именем Арсений. Сын, в Крещении Георгий, последовал его примеру и постригся с именем Геннадий, а после смерти отца взял его монашеское имя. Сначала А. А. подвизался в мон-ре на горе Оксия в Вифинии, затем переселился в обитель близ Аполлониадского оз. А. А. участвовал в посольстве, к-рое было отправлено в 1253 г. имп. Иоанном III Дукой Ватацем в Рим для переговоров по вопросу объединения Церквей. В нояб. 1254 г. по настоянию Никейского имп. Феодора II Дуки Ласкаря А. А. был избран Патриархом, хотя наиболее вероятным кандидатом считался Никифор Влеммид , славившийся ученостью и непреклонностью перед сильными мира сего. Первые годы правления были спокойными, но после смерти Феодора II начались смуты, связанные с отстранением от власти его малолетнего сына Иоанна IV Дуки Ласкаря . Патриарх вместе с Георгием Музалоном был назначен опекуном Иоанна IV, но Михаил Палеолог, распоряжавшийся гос. имуществом, присвоил себе полномочия регента, торжественно обещав отказаться от власти по достижении Иоанном совершеннолетия. Однако в янв. 1260 г. Михаил VIII Палеолог венчался на царство и заключил под стражу законного наследника. Все, чего мог добиться Патриарх, было сохранение жизни Иоанну IV. Вскоре Михаил VIII потребовал от А. А. добровольного отречения от Патриаршего престола. Тот отказался и был изгнан (февр.-март 1260), на его место возвели Никифора II , бывш. митр. Эфесского. Эти события вызвали церковный раскол, однако после смерти Никифора II имп. Михаил VIII примирился с А. А., к-рый в июне 1261 г. был возвращен на Патриарший престол. После освобождения К-поля и восстановления Византийской империи он торжественно венчал Михаила VIII на царство (сент. 1261). Но когда на праздник Рождества Христова, 25 дек. 1261 г., по приказанию Михаила VIII был ослеплен 9-летний Иоанн IV, Патриарх отлучил императора от Церкви.

http://pravenc.ru/text/76276.html

15 мая 908 г. ( Grierson, Jenkins. 1962) К. был коронован как соправитель Льва VI и его брата Александра. Через 4 года Лев умер, и дядя К. стал автократором. Имп. Александр не имел детей, но надеялся обзавестись ими, вступив в новый брак. Племянника он не любил, открыто выражая намерение отстранить его от престола и сделать евнухом, но за ребенка всякий раз вступались сановники ( Sym. Log. Chron. 134, 4. P. 295-296). Правление Александра оказалось недолгим: 6 июня 913 г. император скоропостижно скончался (ходили слухи, что он переусердствовал со снадобьями). Перед смертью он передал власть малолетнему К., назначив его опекунами патриарха Николая Мистика (вновь стал патриархом в мае 912), магистров Стефана и Иоанна Эладу, ректора Иоанна, мон. Евфимия и своих фаворитов, Василицу и Гаврилопула. К ним вскоре присоединилась и имп. Зоя. Христос на престоле. Константин VII Багрянородный и Роман I. Монета. Аверс, реверс. Х в. Христос на престоле. Константин VII Багрянородный и Роман I. Монета. Аверс, реверс. Х в. Смена правления произошла в момент резкого обострения внешнеполитической ситуации. Покойный император успел рассориться с опасным соседом, Симеоном Болгарским, и в К-поле со дня на день ждали вторжения болгар. Еще во время предсмертной болезни Александра патриарх Николай тайно пригласил в столицу популярного в армии и народе полководца, доместика схол Константина Дуку. Но когда тот 9 июня спешно явился в К-поль с небольшим отрядом, выяснилось, что регентский совет (куда вошел и Николай) не намерен уступать ему власть. Попытка Дуки захватить дворец силой не увенчалась успехом: он был оттеснен стражей и погиб. Его многочисленные сторонники подверглись жестоким казням и др. репрессиям. После подавления мятежа Дуки во главе правительства встали патриарх Николай и магистры Стефан и Иоанн Элада. В авг. к К-полю, не встречая серьезного сопротивления, подошли войска Симеона. Но взять город болгары не смогли, и они начали переговоры. Патриарх устроил встречу юного императора с сыновьями болг. правителя (обговаривались планы обручения К. с их сестрой) и символически венчал на трон Симеона во время личной встречи (913). Византийцы пытались иронизировать над деталями коронации болг. правителя (см., напр.: Theoph. Cont. P. 385). Однако для болгар это событие было важнейшей политической победой. Отныне Симеон считал себя равным по статусу «василевсу ромеев» и принял титул «цесарь и самодержец всех болгар и греков».

http://pravenc.ru/text/2057048.html

В соответствии с антимилитаристическим прекраснодушием и наклонностью к учёности заключил стареющий император свой второй брак. Евдокия Макремволитисса столь же красивая, сколь литературно-образованная женщина стала через него матерью шести детей. К ним присоединились три уже из предосторожности коронованных сына Дуки от первого брака. Умирающий император, исключительно занятый мыслью сохранить престол за своим домом, попытался связать императрицу и сенат письменными обещаниями и клятвой верности – среди византийцев безнадёжное предприятие. Евдокия, хотя и вжившаяся в атмосферу учёных педантов, где тон задавал отвратительный философствующий болтун и краснобай Пселл, доказала, что основательно извращённое риторическое образование не может совершенно сбить с пути рассудок умной женщины. Она поняла тот вред, который новый курс принёс государству. При наличности угрожающей от сельджуков опасности, только традиционный милитаризм мог дать спасение. Она вняла народному голосу, желавшему её вторичного брака с настоящим воином. Только таким способом мог быть положен конец вредному для всех влиянию разросшегося бюрократизма. При выборе супруга она, однако, ошиблась. Роман Диоген, стратиг Триадицы (Средец) был сын того Константина Диогена, который будто бы решился некогда поднять бунт славян против императора Романа III. На тридцатилетнего сына Константина, богатыря-великана с горячей кровью и почти безумно отважным честолюбием, пало со стороны недоверчивых бюрократов то же обвинение и, вероятно, с тем же основанием, что на отца. Евдокия, уже перешедшая за сорок лет, но всё ещё статная и обладающая пылким темпераментом, едва увидала видного, прекрасного Романа, как со всем жаром южанки полюбила его. Однако её письменное обещание не вступать во второй брак находилось в руках патриарха Иоанна Ксифилина. Лукавая женщина знала слабую сторону патриарха. Под предлогом выйти замуж за одного из его родственников, она добыла обратно компрометирующий документ и поразила столицу, обвенчавшись с Романом IV Диогеном в декабре 1067. Это была победа военной партии; ярость перехитрённой бюрократии сказалась частью в тихой, частью в открытой оппозиции её главарей: брата императора кесаря Иоанна Дуки, который вместе с двумя сыновьями располагал могущественной партией в сенате, негодующего патриарха и, особенно, язвительного ритора Михаила Пселла. К этому присоединилось то обстоятельство, что избалованные Дукой преторианцы варяги держали сторону партии старого двора уже по одному тому, что Роман был любим национальной армией. Только блистательный внешний успех мог сообщить престиж императору-солдату.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В 1152 г. началась Греко-венгерская война, которая имела своей целью для Византии захват областей между реками Дунаем и Савой и выход на Германо-венгерскую границу. Воспользовавшись династическими спорами, василевс объявил войну венграм и дал приказ войскам наступать. В 1153 г. василевс дошел до Галича и через три дня взял город штурмом. В это время его полководец Константин Ангел отбил нападение Сербского жупана и дал знать царю, что следует возвращаться, поскольку враги в подчиненной ему области становились все активнее. Тем не менее император не спеша прошелся по Сербии, разрушая крепости и города, попавшиеся ему на пути, и возвратился к Константину. Множество пленных сербов он приказал поселить возле Сердики, в Болгарии. Ввиду приближения зимы василевс вернулся в Константинополь 579 . На следующем этапе, в 1154 г., византийцы продолжали успешно наступать на венгров вплоть до 1156 г., после чего заключили далеко не безвыгодный для себя мир 580 . В конце лета 1158 г. Мануил I вновь направился в Сербию и возле города Наиса организовал лагерь своей армии. Здесь он узнал, что к сербам идет на подкрепление венгерская армия, а поэтому решил выдвинуться против нового противника и разгромить его до подхода союзника. Приблизившись к реке Саве, он перешел оттуда к реке Дрине, которая отделяет Боснию от Сербии, где авангардные части византийцев встретились с венграми и вступили в бой. Узнав об этом, василевс тут же направил подкрепления под командованием протосеваста Иоанна, и его войска одержали блестящую победу. Затем император продолжил маневр и возле реки Тары столкнулся с сильной армией сербов под командованием их жупана. Прекрасный полководец, Мануил I пошел на воинскую хитрость: зная о том, что римский обычай – трубить перед отбоем войску, известен неприятелю, он отдал соответствующий приказ, как будто византийцы собрались отходить ко сну. А сам приказал командирам полков выделить отборных воинов и, вооружив, приготовить к бою 581 . На рассвете царь во главе колонны своих воинов выступил из лагеря, часть из которых переодел фуражирами. Разведчики донесли, что неподалеку располагается все вражеское войско, значительно усиленное венгерской конницей. Но, обманувшись царской хитростью, враги попали в засаду и потерпели поражение. А заодно василевс, что называется, вытащил из объятий смерти солдат из полков Михаила Врана, которым угрожала серьезная опасность от врагов – она попали в засаду. Увидав, что его войско утомилось, император взял с собой только полки Иоанна Дуки и Иоанна Кантакузена и вместе с ними продолжил преследование. В завязавшемся бое, где василевс по обыкновению бился в первых рядах и сразился в поединке с архижупаном, Мануил I едва не погиб – удар вражеского меча пришелся в его шлем. Но, лично сразив в бою почти 40 вражеских воинов (!), царь одержал полную победу, результатом которой стали мирные инициативы сербов. Заключив соответствующий договор, Мануил I с честью и славой вернулся в Константинополь 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инд. 1. Есфиг. Грамота Григория Анатавла с м. Есфигменским о земле деревни Портареи. . . . . Февр. Инд. 11. Есфиг. Иосифа Митрополита Апрского, о земле м. Есфигменского близ Кастра Рендины. (Замечено содержание). Есфиг. Завещание Иоанна Великого Приммикирия, создателя м. Пандократорского. (Сокращен). Пандократ. Грамота Иоанна Дуки о передаче деревни Атулвы в околотке Ревеникии м. Дохиарскому. . . . . Мая. Инд. 8. Дохиар. Грамота Стефана Дуки Радина и Иоанна Радина о Перигардийском методе м. Дохиарского. 6927, Декаб. Инд. 12. Грамота… о деревнях м. Дохиарского, Диаволокамбе и Русеоне. Мая. Инд. 6. Грамота Эдессина, и Орфанотрофа о земле м. Дохиарскогою Март. Инд. 12. Грамота Феодоры Палеологини. Она завещала м. Филоеейскому деревню, Св. Георгия, на поле Серском, с озером и пастбищем. (Замечено содержание). 6885, Декабр. Инд. 15. Филоф. Статья 8. Питтакионы и сигиллионы Патриархов Цареградских Монастыри. Патриарха Николая к Царю Алексию Комину о Святогорцах. Его же к Святогорцам. Его же к Алексею Комнину о том, что Цареградские монахи не способны жить на Св. горе. Патриарха Харитона о послушании монахов Проту Св. горы. Сигиллион Патриарха Нифона о том, чтобы Проты Св. горы получали власть от Патриархов. Лавра. Примечание. С сих пор Цареградские Патриархи Начали иметь влияние на дела Св. Горы. 6) Сигил. Патр. Каллиста о даровании прав ставропигии м. Алипиеву на Афоне.(Замечено содержание). Кутлумуш. Сигил. П. Филофея о передаче Лавре Афонской метоха Живоносн. Источника в Цареграде. 6875, Февр. Инд. 5. Лавра. Сигил. П. Нила об имениях м. Кутлумушского. (Есть выметки). 6895 Окт. Инд. 10. Сигил. Патр. Антония о даровании прав ставропигии м. Кутлумушскому. (Замечено содержание). 6903, Июня. Инд. 3. Копия сигиллиона П. Антония об имениях м. Пандократорского. 6904 Февр. Инд. 4. Пандокр. Сигил. П. Матфея о разделении границ монастырей Св. Павла и Св. Дионисия. 6912, Сент. Инд. 12. Св. Павел. Сигил. П. Иосифа о соединении м. Алипиева с Кутлумушским. (Есть выметки). 6936 Мая. Грамота П.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1344 г. в Трапезунде произошел новый переворот. Никита Схоларий организовал убийство великого дуки (главнокомандующего) Иоанна, затем сверг Иоанна III, освободил М. и вернул его в Трапезунд. Иоанн был отправлен в заключение в мон-рь св. Саввы. На этот раз М. короновали как императора, но, оказавшись на троне, он, всем обязанный Схоларию, на нек-рое время перешел под его опеку. Никита Схоларий был назначен великим дукой Трапезунда, и без его согласия М. не мог что-либо предпринять. Тем не менее в Трапезунде росло недовольство засильем к-польской партии Схолария. Спустя нек-рое время из опасения нового восстания Схоларий вернул М. самодержавную власть. В нояб. 1345 г., воспользовавшись очередными волнениями в городе, М. приказал арестовать Схолария и неск. высших чинов Трапезунда. В это время сын М. Иоанн был выслан в К-поль и затем в Адрианополь, где содержался под стражей. Великим дукой Трапезунда М. назначил Иоанна Кавасита. Однако самостоятельное правление М. оказалось омрачено рядом неудач. В 1347 г. в течение неск. месяцев Трапезунд был охвачен эпидемией чумы. Кроме того, он испытывал военно-политическое давление различных сил как с Востока, так и с Запада. В 1346 г. турки захватили крепость Эноя. В 1348 г. началась война трапезундцев с генуэзцами: последние в ответ на произошедшую ранее резню генуэзских торговцев в Трапезунде захватили портовый г. Керасунт, 2-й по значению город Трапезундской империи. В мае 1349 г. в морском сражении генуэзская эскадра, пришедшая из Каффы, разбила трапезундский флот; Иоанн Кавасит и некоторые из военачальников, верных М., погибли. В Трапезунде вновь произошла резня, были убиты все оставшиеся в городе западноевропейцы. Осенью 1349 г. начались мирные переговоры М. с генуэзцами, на к-рых императору удалось договориться о возвращении Керасунта в обмен на передачу Генуе крепости Леонкастрон. Результатом войны стало усиление контроля генуэзцев над торговыми сделками Трапезунда. Из-за поражений авторитет М. в Трапезунде упал; он был вынужден освободить из-под стражи Никиту Схолария и вернуть ему пост великого дуки. 13 дек. 1349 г. в результате переворота, организованного Схоларием вновь при поддержке из К-поля, М. был свергнут, а 22 дек. трон занял прибывший из К-поля Иоанн, сын имп. Василия, к-рый принял имп. имя Алексей III Великий Комнин . М. был пострижен в монашество в мон-ре св. Саввы, а в 1351 г. выслан в К-поль, где находился под надзором.

http://pravenc.ru/text/2563728.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010