О дате этого похода см. ниже, прим. 19.     13 Анна говорит о своей матери, жене Алексея — Ирине Дукене. Ирина была одной из трех дочерей протовестиария Андроника Дуки, сына кесаря Иоанна, о котором Анна неоднократно упоминает в своей истории. Алексей Комнин женился на Ирине в 1077 г. Инициатива этого брака исходила от семьи Дук, и он был заключен вопреки воле царствовавшего тогда Михаила Дуки и особенно матери Алексея, Анны Далассины, враждебно относившейся к дому Дук (Nic. Br., III, 6). Об Ирине см. Диль, Византийские портреты, вып. 2, стр. 41—65.     14 Исторический труд Никифора Вриенния носит название Yλη ιστοριας, т. е. «Материал для истории». Единственная рукопись сочинения Никифора, которая легла в основу существующих изданий, ныне утеряна (см. Moravcsik, Byzantinoturcica, I, Ss. 443—444). В I и II книгах «Алексиады» Анна широко пользуется трудом своего мужа (см. Предисл., стр. 19).     15 На самом деле сочинение Вриенния начинается с рассказа о первых Комниных — Мануиле и его сыновьях Исааке и Иоанне. Затем Вриенний действительно переходит к повествованию о царствовании Романа Диогена (1068—1071).     16 Произведение Никифора Вриенния кончается изложением событий 1079 г. О Никифоре Вотаниате см. прим. 57.     17 Климат Сирии византийцы считали непереносимым. См., например, описание путешествия в Сирию младшего современника Анны, Константина Манасси: «О дурной из дурных, всем ненавистный Тир! Какой язык ритора опишет твой тяжелый, удушливый воздух и губительный жар солнца?» (Horna, Das Hodoiporikon..., S. 335).     18 Царственный город, царица городов - так византийцы называли Константинополь.     19 Дата смерти Никифора Вриенния и соответственно время похода Иоанна II в Киликию и Сирию определяются недостаточно точно. Авторы общих работ (см., например, Ostrogorsky, History..., р. 336) относят обычно экспедицию в Киликию к весне 1137 г. Однако Никифор умер не позднее 1136 г., так как его имя включено в поминальный список в типике монастыря Пандократора, составленном в октябре 1136 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

1086, конец –1087, -начало (?) борьба Алексея с Илханом 1087, весна – поход Челгу на Византию 1087, 1 августа – солнечное затмение во время переговоров с печенегами 1087, лето – Алексей выступает в Адрианополь 1087 (?) – осуждение ереси Нила 1087 (?) – осуждение ереси Влахернита 1087, август –1090, начало- поражение Алексея от печенегов у Силистры, два мирных договора с печенегами 1087, сентябрь – – рождение императора Иоанна Комнина 1088, август 1088–1089 (?) – захват Чаканом островов и прибрежных городов 1089 (?) – изгнание Льва Халкидонского 1089 (?) – появление Лжедиогена 1089, конец-1090, начало (?)- встреча Алексея с Робертом Фризским 1090, весна – приход печенегов в Хариополь; поражение архонтопулов 1090, лето – прибытие всадников Роберта Фризского 1090, лето-осень – борьба Алексея с печенегами во Фракии 1090, осень-зима – экспедиция Константина Далассина против Чакана ок. 1090 – паломничество Петра Пустынника в Иерусалим 1091, начало – наступление печенегов на Константинополь 1091, 16–19 февраля – экспедиция Алексея в Хировакхи 1091, 29 апреля – окончательное поражение печенегов 1091, май – заговор Ариева и Умбертопула 1091, после мая (?) – разбирательство дела Иоанна Комнина 1091, лето-осень – кампания Алексея против сербов 1091, лето-осень – бегство Григория Гавры из Константинополя 1091, осень – укрепление Алексеем границ с Сербией 1091 – посольство Алексея к Урбану II 1091 (?) – назначение Феофилакта архиепископом Болгарским 1091 (?) – коронация Иоанна Комнина 1091–1092, осень-зима – подготовка Алексея к борьбе с Чаканом 1092, начало – вызов Иоанна Дуки из Диррахия 1092, весна – экспедиция Иоанна Дуки против Чакана 1092, лето – карательная экспедиция на Крит и Кипр 1092, лето-осень – обмен посланиями между Алексеем и Мелик-Шахом 1092, ноябрь – смерть Мелик-Шаха 1092 – избрание Килич-Арслана никейским султаном 1092 (?) – заседания синода, осудившего Льва Халкидонского 1092 (?) – переход Лжедиогена к куманам 1093, зима-весна – экспедиция Константина Далассина против Чакана; гибель Чакана

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Не решившись воевать, венгерский король отправляет посольство для перемирия с ромеями. Мануил с триумфом возвращается в Константинополь.) Книга 4 (1155г.) 938 (В ходе итальянской кампании византийская армия под командованием Иоанна Дуки побеждает в стычке у Барлетты.) Преследовавшие [их] ромеи с наступлением темноты вернулись в лагерь без потерь, за исключением кого-то из наемной конницы 939 . Эту ночь там же и провели, а с рассветом отправились в путь. Узнав об этом, Ричард 940 как можно скорее пустился оттуда, чтобы ромеи, окружив, не поставили бы его в безнадежное положение, и, придя в Антр 941 , оста­новился там. Дука 942 же, удержав при себе войско Палеолога 943 , пошел на Ричарда, войско которого, однако, значительно превосходило по численности ромеев, ибо их было не более шестисот, не считая пехоты, во много раз уступавшей, в свою очередь, пехоте Ричарда. У Ричарда же конницы было тысяча восемьсот, а пехотное войско – бесчисленным. Узнав о приближении ромеев, Ричард сам повел войско. Когда они уже подошли близко, ромеи, разделившись на три части, построились так: скифы 944 и лучники встали пешим строем с фронта, Дука с половиной всадников и частью скифов 945 держал тыл, а Васавила 946 с другими комитами 947 , имея остальную конницу, занял середину. Ричард, преисполненный яростной страстью и совсем не заботясь о [правилах] тактики, двинулся со своими всадниками, пока, врезавшись в гущу ромейского войска, не вступил в рукопашный бой, поскольку лучники с фронта не смогли ему оказать ни малейшего сопротивления. Затем и Васавилу натиском вынудил обратиться в бегство и со всей силой бросился на [воинов] Дуки. Там завязалась жестокая битва, и многие воины Ричарда пали. При виде огромной массы гибнущих войско утратило всякое представление [о происходящем]. Поднялся страшный шум, послышался треск ломающихся о щиты копий; сыпались частые стрелы, и ужас несся отовсюду, пока Ричард в стремительной атаке не заставил противников бежать. Тогда и сам Дука, раненный копьем, едва избежал плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем как Роман из Армении и Грузии направлялся в фему Колонию, в Константинополе произошел весьма для него неблагоприятный поворот дел. Пришедшие в столицу известия, весьма неблагоприятные и сами по себе, были умышленно преувеличены неблагожелателями царя и дали повод не считаться более с пленным царем, заключившим притом постыдный и обременительный мир. Отправляясь из того соображения, что Романа не выпустят турки на свободу без выкупа, правительница под влиянием настоятельных требований Иоанна Дуки и Пселла объявила царем старшего царевича, Михаила. Но пришедшее вслед за тем известие об освобождении царя из плена и об его приближении к пределам империи поставило в большое затруднение вновь организовавшееся правительство. Кесарь Иоанн Дука, опираясь на значительную партию, потребовал от правительницы манифеста о низвержении Романа, но так как Евдокия не согласилась на это, он взял ее под стражу и заключил в монастырь, а от имени Михаила VII объявлено было по всему царству о лишении власти Романа Диогена. В последовавшей затем междоусобной войне против несчастного Романа высланы были отряды под начальством сыновей кесаря, Константина и Андроника, которые нанесли ему поражение и лишили его поддержки преданного ему антиохийского дуки Качатура. Роман был осажден в Адане и должен был сдаться на волю победителя; он отрекся от престола, дал согласие принять монашеское пострижение, но за то ему обещана была полная безопасность, за которую поручились три епископа. В Константинополе, однако, этим не удовольствовались: кесарь приказал ослепить Романа, и эта операция произведена была так грубо и бесчеловечно, что Роман не вынес ее последствий и умер на острове Проти, где предполагал провести свои печальные последние дни. Это произошло в 1072 г. Воспитанник Михаила Пселла , Михаил VII Дука, занимал византийский престол до 1078 г. Он имел во время свержения Романа около 20 лет от роду и, следовательно, мог бы нести ответственность за жестокую расправу со своим вотчимом. Но это был человек без воли, весь находившийся в руках клики, захватившей правление в свои руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В октябре 1066 г. Дука вновь серьезно заболел. Опасаясь скорой смерти, он поручил своего сына Михаила заботам брата, кесаря Иоанна, и патриарха Uoahha VIII Ксифилина. Надеясь обеспечить права своего семейства на царство, по традиционному обычаю приказал патриарху венчать Михаила, Константина и Андроника на царство, как соимператоров. Не желая оставлять престол никому, кроме своих сыновей, Дука объявил императрицу Евдокию регентшей при условии, что она больше никогда не выйдет замуж. Помимо этого все члены синклита дали письменные расписки, что никого не выберут царем, кроме сыновей Константина X. Этот план, без сомнения, был предложен царю клерикальной партией, сплотившейся вокруг Константина X Дуки, и очень заинтересованной в том, чтобы сохранить свое влияние на государственные дела при малолетних императорах и слабой царице 33 . В мае 1067 г. император Константин X Дука скончался в возрасте 60 лет, завершив свое бесславное царствование, принесшее столько бед Римской империи 34 . Глава 2. Турки и норманны Между тем василевсу следовало всерьез озаботиться внешними проблемами и помимо чтения богословских книг обратить внимание на двух новых и очень могущественных врагов, возникших на Востоке и Западе, норманнов и турок. Перемолов за 400 лет арабскую силу, Византия уничтожила старый исламский мир; бедуины, «враги культуры», вернулись в свои пустыни и занялись старым ремеслом – грабежом. Однако они обеспечили долгую жизнь религии Мухаммеда, которая широко распространилась в Африке и Испании, найдя себе новых почитателей. Исламский мир стал космополитичным, и политическое влияние арабского элемента в нем практически сошло на нет 35 . Однако, сама не желая того, Римская империя открыла двери новым и очень опасным завоевателям, с которыми, как ни странно, эпизодически встречалась уже издавна. Турки-сельджуки, одна из ветвей турецкого племени гузы, являлись потомками хана Сельджука (985–1009), состоявшего в вассальной зависимости у Туркменского хана. Из киргизских степей они спустились в область Бухары, где приняли ислам .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Незадолго перед этим василевс направил Вриенния в Болгарию, чтобы усмирить восставших славян. И тот успешно справился с поручением. Но тут, как часто происходило в царских дворцах, кто-то оклеветал Никифора, нашептав императору, будто тот хочет стать царем. Приказом всесильного евнуха Никифорицы он был лишен должности дуки Диррахия и, возбуждаемый родственниками и народом, возглавил войско, состоявшее из македонцев и норманнов. В городе Троянополе он был провозглашен императором и, облаченный в царские одежды, в ноябре 1077 г. торжественно въехал в Адрианополь. На Дунае к тому времени прочно обосновались печенеги, образовавшие самостоятельное княжество, и половцы. У Вриенния не было никаких сил, чтобы противостоять ему, и ранее он купил с ними мир за баснословную сумму в 20 кентариев золота. Теперь это соглашение сыграло ему на руку: Никифор Вриенний включил печенежские и половецкие отряды в свое войско, чем существенно усилил его 95 . Новый узурпатор почему-то решил остаться на Западе, а к столице направил с армией брата Иоанна Вриенния – тот в декабре 1077 г. без труда достиг Босфора и имел все шансы взять Константинополь. Для противоборства мятежникам Парапинак срочно освободил Урселя, усилил его отрядами Алексея Комнина и договорился с другими печенежскими ханами о помощи. В некоторых фрагментарных сражениях императорские войска взяли верх, хотя Урсель, по обыкновению, тут же занялся грабежом византийцев и захватил город Ираклий. В принципе можно было с уверенностью сказать, что эта апостасия уже обречена на поражение, но еще более тяжелые известия поступали с Востока 96 . Стратиг фемы Анатолик, ведущий свою родословную от славных Фокидов, Никифор Вотаниат замыслил свергнуть Михаила VII Дуку. Новый претендент был стар даже по нынешним меркам – ровесник века, он уже достиг возраста 77 лет. Не так давно Вотаниата прочили мужем императрицы Евдокии, и благосклонность царицы к Роману IV Диогену в ущерб ему больно ударила по самолюбию старого полководца. Он еще тогда попытался организовать апостасию, но заговор раскрыли, а старого сановника сослали в провинцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К числу наиболее важных относятся обнаруженная в 1905 г. у южной оборонительной стены, довольно небрежно вырезанная крупными буквами надпись на обломке мраморной плиты весьма значительных размеров, скорее всего, о постройке какого-либо сооружения, осуществленной в Херсоне под руководством дуки и некоего лампротата («светлейшего») Феагена (?), очевидно, в правление владык Юстина II (565–578) и его супруги Софии 433 , а также найденная столетием раньше на Тамани надпись на массивной мраморной плите с изображением по сторонам двух Ник в венках и с пальмовыми венками в руках, которая служила украшением некоего пышного кесариона – to lampronen... k (ai) sarion, «императорского здания», «возобновленного» (ananeosen) в 590 г. в византийском Боспоре стараниями «раба по природе» (gnesios doulos) Евпатерия, стратилата и дуки Херсона, в ознаменование неких одержанных перед этим побед 434 . Эти важнейшие данные являются едва ли не единственными, позволяющими судить об отношении города к Византии, о составе его имперской администрации и изменении в ней во второй половине VI в. Особый интерес представляет группа ранневизантийских эпиграфических памятников из раскопок XIX – начала XX в., проанализированная C. А. Беляевым , которая свидетельствует о том, что в сооружении христианских храмов Херсона свою роль, и, похоже, немалую, сыграли частные пожертвования членов паройкии 435 . Данные о локализации херсонесского нищеприимного дома Св. Фоки и монастырской богадельни для больных и калек позволяют получить глиняный штамп с именем св. Фоки и склеп у западной оборонительной стены, вход в который закрывала массивная известняковая закладная плита с уникальной для такого херсонесского памятника надгробной надписью вв., упоминавшей имя усопшего раба Божьего Гота 436 . Прочие эпиграфические находки, за редким исключением (как, например, эпитафия Иоанна, «пресвитера Херсакеи»), имеют скорее характер граффити, нанесенных до обжига на керамические изделия (формочку для просфор, памятную глиняную просфору, штампы, крышку сосуда, водопроводную трубу, чашу, мисочки, тарелочки, горшочки), и смысл их далеко не всегда поддается верной расшифровке, порождая порой казусы 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, Филу принадлежат стихи с тематикой другого рода. У него можно найти темы и штампы продромовского круга – мотивы условного попрошайничества: Державный повелитель, обносился я! Хитон поистрепался, продырявился, И ворс на львиной шкуре, тонко стриженый, Весь вылез от мороза и попортился. И вот, нуждаясь страшно в одеянии, К тебе я припадаю!.. ИЗ ПОЭМЫ «О СВОЙСТВАХ ЖИВОТНЫХ» 446 Как молвят, изо всех животных злейшее Живет в земле Ливийской и имеет вид Весьма похожий на быка свирепого. Глядит оно, как будто разъяренный лев, Из–под бровей густых и нависающих. А глаз его по мере меньше бычьего, Налит густою кровью и притом вовек Не взглянет прямо, в землю потупляяся: Отсюда и прозванье катоблепово. С макушки зверя волосы обильные Нисходят гребнем и на лоб спускаются, И с конской гривой сходствуют. Великий страх Тому, кто с этим дивом повстречается! Зверь кормится корнями ядовитыми, Которых больше ни одно животное В рот не возьмет, а коль возьмет – отравится. Избычившись и в землю взор уставивши, Он распускает гриву и вздымает шерсть, Как будто вепрь, свирепо ощетинившись. И если рот его приоткрывается, Из недр гортани мерзостный исходит дух, Отравного зловония исполненный. Тот, на кого повеет дуновением, Лишится языка незамедлительно И навзничь в корчах яростных повергнется. Николай Ириник (XIII в.) Биографические сведения о Николае Иринике крайне скудны. Известно только, что он жил в Никейской империи в XIII в., был хартофилаком, т. е. хранителем архивных материалов, скорее всего, при царском дворе. Из произведений Николая Ириника известно одно стихотворение, написанное так называемым политическим стихом, по поводу бракосочетания никейского императора Uoahha III Дуки Ватаца (1222–1254) с дочерью императора Священной Римской империи и короля Сицилии Фридриха II Гогенштауфена, состоявшегося около 1244 г. В стихотворении раскрывается незаурядный талант автора. С большим поэтическим воодушевлением Николай Ириник рисует торжественный обряд венчания; поэтические образы–аллегории жениха и невесты, многочисленные сравнения, повторы, анафоры свидетельствуют о том, что автор знал и любил народные свадебные песни, в духе которых и написал свое стихотворение. В рукописи стихи названы четверостишиями, хотя первая часть (48 стихов) состоит из шести строф по восемь стихов; но поскольку два первых стиха и два последних повторяются, такое название справедливо. Каждая из последующих частей (всего восемь, около 120 стихов) представляет собой одну строфу с разным количеством строк, в которых повторяющихся стихов нет. Первую часть стихотворения исполняли два хора в церкви, остальные части – те же два хора при выходе свадебной процессии из церкви. КРАСНОРЕЧИВЕЙШЕГО ХАРТОФИЛАКА ГОСПОДИНА НИКОЛАЯ ИРИНИКА TETPACTUXI ПО СЛУЧАЮ БРАКОСОЧЕТАНИЯ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО, БОГОМ ПОСТАВЛЕННОГО, ВЕЛИКОГО ЦАРЯ ИОАННА ДУКИ И БЛАГОРОДНЕЙШЕЙ ЦАРИЦЫ АННЫ, БЕЗ ДВУХ ПЕРВЫХ СТИХОВ, ПРОИЗНЕСЕННЫХ ВСЛУХ И ПОВТОРЕННЫХ В КОНЦЕ 447

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФАЛИЙ [греч. Εθλιος] (2-я пол. VII в.), еп. Сулкийский. Известен благодаря исповеданию веры, в к-ром он отрекается от подписанного им ранее исповедания (μολοϒα), составленного неким Иоанном, секретарем дуки. Е. называет исповедание веры Иоанна монофелитским и открыто говорит, что оно было направлено против исповедания веры, составленного прп. Максимом Исповедником . Е., вероятно, был вынужден подписать это исповедание под нажимом визант. дуки Сардинии. В своем исповедании Е. провозглашает непоколебимой веру, изложенную на 5 Вселенских Соборах, а также принимает осудивший монофелитство Римский Собор 649 г. (I Латеранский) под председательством папы Мартина I и при участии прп. Максима Исповедника. В заключение он признает правосл. учение Максима Исповедника и осуждает его противников. Упоминание в исповедании Е. св. Максима, названного «блаженной памяти», и только 5 Вселенских Соборов дает основание датировать написание исповедания веры Е. периодом между смертью Максима Исповедника (662) и VI Вселенским Собором (680-681). Из послания друга и корреспондента св. Максима Исповедника мон. Анастасия известно, что на Сардинии была сильная оппозиция монофелитству и еще при жизни прп. Максим пользовался большим авторитетом среди верующих (Ep. Anastasii//PG. 90. Col. 133-135; MartRom. Comment. P. 220). Соч.: Confessio fidei//Die schriften des Neuen Testaments/Hrsg. H. P. von Soden. Gött., 1911. Tl. 1. Abt. 1. S. 637-682. Лит.: CPG, N 7742; Stiernon D. Euthalius of Sulci//EEC. Vol. 1. P. 304; Boscolo A. La Sardegna Byzantina e altogiudicale. Sassari, 1978. P. 52-53; Cosentino S. Byzantine Sardinia between East and West//Millenium: Jb. zu Kultur u. Geschichte d. ersten Jahrtausend n. Chr. B.; N. Y., 2004. Bd. 1. S. 329-368. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187622.html

Как только о решении василевса узнала царица, она, интуитивно поняв, что здесь все нечисто, с яростью набросилась на Пселла с криком: «Много обязаны мы тебе за совет! Хорошо же ты отплатил нам, убедив императора перейти к монашеской жизни!» Тот по обыкновению начал оправдываться, будто это – воля самого царя, и Исаак, к которому ворвалась Екатерина, подтвердил это. Но тут всех ждала еще большая неожиданность – Исаак I Комнин назначил императором не брата Иоанна и не его сына Алексея Комнина, а совершенно постороннего ему, более того – тайного и опасного конкурента Константина Дуку. Все были ошеломлены, но противиться последней воле «умирающего» не осмелились. Царица умоляла своего супруга пожалеть ее и детей, которым отныне придется оставить царский дворец и вести жизнь сирот, но император был непреклонен. На упреки в адрес Пселла он спокойно объявил, что жена по обычной для женщин привычке не дает ему выполнить благое намерение и слово его непреложно 20 . Почему был сделан такой неожиданный и несуразный выбор – остается только гадать. Нет сомнения, что имя Константина Дуки нашептали царю в минуту, после которой, как ему казалось, он должен был предстать пред Богом. И просто невероятно, что Лихуд и Пселл обошлись одними уговорами – очевидно, они ссылались на опасности, грозящие при другом кандидате на царство императрице и родственникам Исаака I; возможно, и даже почти наверняка, угрожали. Трудно представить, что «птенцов гнезда Керуллария» пугали такие «мелочи», как физическая расправа над несколькими людьми, пусть и царскими родственниками. И совершенно невероятно, что Исаак Комнин мог игнорировать права на императорский титул своего брата, доброго, умного и порядочного человека, без веских причин, самой ходовой из которых могла быть только смерть Иоанна и всех остальных родственников. Правда, по другой версии, Исаак I первоначально позвал к себе брата, куропалата Иоанна, и предложил тому царский венец, на что получил категоричный отказ. И только после этого Комнин распорядился передать власть Константину Дуке 21 . В принципе и такое событие могло иметь место, и оба сообщения утрачивают противоречие по отношению друг к другу, если мы допустим, что со стороны партии Лихуда – Пселла могла быть проведена предварительная беседа, обильно насыщенная угрозами, и с Иоанном Комнином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010