Города, которым особенно угрожали турки, начинали пустеть. После захвата Каллиполи (Галлиполи) турками, часть населения Константинополя уехала на Запад. 1063 В 1425 году много людей уехало из Фессалоники, а некоторые из них отправились в Константинополь в надежде, что столица более безопасна, чем Фессалоника. 1064 Время было действительно критическим: Фессалоника была занята венецианцами и турки были близки к захвату города, что и случилось в 1430 г. Сильно уменьшившаяся территория империи и незначительность населения делали невозможным для правительства Палеологов содержание большой национальной армии. В результате она состояла из наемников различных национальностей. При Палеологах появляются испанские (каталонские) дружины, турки, генуэзцы и венецианцы, сербы и болгары. Были, также как и раньше, англосаксонские наемники, так называемые варяги или англо-варяги, 1065 и вардариоты тюркского происхождения. 1066 Не имея возможности хорошо оплачивать наемные иностранные части, правительство должно было выносить иногда высокомерное своеволие и ограбления целых провинций и более или менее крупных центров недовольными иностранцами, как то было, например, с кровавым прохождением по провинциям империи каталонцев. При слабом состоянии сухопутного войска Палеологи тщетно старались иногда хоть несколько возродить пришедший в упадок византийский флот. Мануил Палеолог смог кое-что сделать. Однако его преемник Андроник II снова пренебрег флотом, так что острова Архипелага, находившиеся под контролем империи, не были более защищены от пиратских нападений. 1067 Греческие корабли ничего не могли сделать против хорошо оснащенных и сильных флотов Генуи и Венеции или даже против турецкого флота, который тогда только зарождался. Черное и Эгейское море оказались полностью вне византийского контроля, и в XIV и в первой половине XV в. итальянские торговые республики были здесь полновластными хозяевами. Прежнее областное или фемное устройство империи, будучи нарушено латинским владычеством, не могло правильно функционировать при Палеологах. Для областного управления прежнего типа империя не имела достаточно территории. Прежний титул наместника фемы стратиг полностью исчез при Комнинах и был заменен на более скромный титул дуки (дукса). 1068 Термин “фема” иногда употреблялся современными исследователями для провинций Македония и Фессалия в XIV веке. 1069 Однако, провинция, отделенная от столицы турецкими и сербскими владениями, становилась своего рода деспотатом, правитель которого был почти независим от центральной власти. Обычно во главе такого нового государственного образования стоял один из членов императорской семьи. Так, в конце XIV века Фессалоника получила в качестве деспота одного из сыновей Иоанна V. Морейский деспотат также управлялся сыновьями или братьями императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1. Новеллы, простагмы и хризовулы. – После Льва Мудрого текущее светское законодательство в Византийской империи выражалось в различных новеллах, простагмах (повелениях) и хризовулах (грамотах с золотыми печатями), издававшихся Византийскими императорами или в качестве общих конституций (новеллы) 1561 , или в качестве конституций, вызванных отдельными случаями и содержащих в себе по большей части различные царские пожалования и предоставление привилегий (хризовулы) 1562 . Из 42-х лиц, царствовавших после Льва Мудрого , нам известны конституции (сохранившиеся или упоминаемые) 1563 следующих 37-ми императоров: 1) Романа Ликапена (920–945) 1564 , 2) Константина Порфирородного (945–959) 1565 , 3) Романа Младшего (959–963) 1566 , 4) Никифора Фоки (963–969) 1567 , 5) Иоанна Цимисхия (969–975) 1568 , 6) Василия Болгаробойцы (975–1025) 1569 , 7) Константина (1025–1028) 1570 , 8) Романа Аргира и Зои (1028–1034) 1571 , 9) Михаила Пафлагонянина (1034–1042) 1572 , 10) Константина Мономаха (1042–1054) 1573 , 11) Михаила Стратиотика (1056–1057) 1574 , 12) Исаака Комнена (1057–1059) 1575 , 13) Константина Дуки (1059–1067) 1576 , 14) Евдокии (1067–1068) 1577 , 15) Романа Диогена (1068–1071) 1578 , 16) Михаила Дуки (1071–1078) 1579 , 17) Никифора Вотаниата (1078–1081) 1580 , 18) Алексея Комнена (1081–1118) 1581 , 19) Иоанна Комнена (1118–1143) 1582 , 20) Мануила Комнена (1143–1180) 1583 , 21) Алексея Комнена II (1180–1183) 1584 , 22) Андроника Комнена (1183–1185) 1585 , 23) Исаака Ангела (1185–1195) 1586 , 24) Алексея Ангела (1195–1203) 1587 , 25) Алексея Дуки (1204–1206) 1588 , 26) Феодора Ласкириса (1206–1222) 1589 , 27) Иоанна Дуки Ватацы (1222–1255) 1590 , 28) Феодора Ласкариса II (1255–1258) 1591 , 29) Иоанна Дуки Ласкариса (1258–1261) 1592 , 30) Михаила Палеолога (1261–1282) 1593 , 31) Андроника Палеолога Старшего (1282–1327) 1594 , 32) Андроника Палеолога Младшего (1327–1341) 1595 , 33) Иоанна Палеолога под опекой (1341–1347) 1596 , его же без опеки (1355–1391) 1597 , 34) Иоанна Кантакузена (1347–1355) 1598 , 35) Мануила Палеолога (1391–1424) 1599 , 36) Иоанна Палеолога II (1424–1449) 1600 , 37) Константина Палеолога (1449–1453) 1601 . Очень многие из изданных этими императорами конституций касаются дел церковных, почему и приводятся иногда в канонических комментариях и сборниках, напр. у Вальсамона и Властаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ VIII ПАЛЕОЛОГ Имп. Михаил VIII Палеолог. Миниатюра из Исторических записок Георгия Пахимера. XIV в. (Monac. gr. 442. Fol. 174r) Имп. Михаил VIII Палеолог. Миниатюра из Исторических записок Георгия Пахимера. XIV в. (Monac. gr. 442. Fol. 174r) [Греч. Μιχαλ Παλαιολγος] (1224 или 1225 - 11.12.1282, близ дер. Пахомий, Фракия), никейский имп. (с 1 янв. 1259), визант. имп. (после 15 авг. 1261). Основатель династии визант. императоров Палеологов (1261-1453). Род. в знатной семье, состоявшей в родстве с 3 имп. фамилиями (Дуки, Ангелы, Комнины). М. П. был старшим сыном вел. доместика Андроника Палеолога († 1247) и его жены Феодоры. Его дед по материнской линии Алексей Палеолог, вступив в брак со старшей дочерью имп. Алексея III Ангела Комнина (1195-1203) Ириной Комниной, получил титул деспота и вел. дуки. М. П., отличавшийся красотой, веселым нравом и щедростью, пользовался известностью и всеобщим уважением ( Niceph. Greg. Hist. 3. 4). Свою карьеру он успешно начал на военном поприще. Уже в 1247 г. был назначен правителем македонских городов Меленик и Серры. Знатное происхождение, рано проявившиеся незаурядные способности политика и воина, равно как и слухи о пророчествах, предсказывавших ему обладание престолом (Ibidem), делали М. П. опасной фигурой в глазах императоров Никейской империи . Честолюбивый М. П. не раз попадал под подозрение св. Иоанна III Дуки Ватаца (1221-1254) и Феодора II Дуки Ласкаря (1254-1258). Впервые в лояльности М. П. усомнился Иоанн III Дука Ватац, к-рый в 1253/54 г. заставил его принести клятву верности императору в присутствии патриарха К-польского Мануила II Палеолога (1244-1255). После этого М. П. продолжал пользоваться милостями императора, хотя подозрительное отношение к нему сохранилось. М. П. получил должность вел. коноставла (командующего корпусом лат. наемников, находившихся на службе Никейской империи). Примерно в то же время он женился на Феодоре, племяннице императора, от брака с которой родилось 7 детей, в т. ч. буд. имп. Андроник II Палеолог . Кроме того, М. П. имел 2 незаконнорожденных дочерей.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Как психология личности, «Алексиада» остается документом первой важности; и с более общей точки зрения это книга безусловно замечательная. Наконец, – черта не лишенная величия, – эта женщина, политик и писательница в одно и то же время, полагала свое высшее честолюбие в желании продолжить свою жизнь и после смерти в том, что она считала лучшим в себе самой, в своей душе, в своей мысли. В конце 1077 года Алексей Комнин, будущий император, тогда еще только знатный человек с громадным честолюбием, увидал, что для достижения престола, которого он домогался, всего полезнее выгодный брак. Среди знатных аристократических родов не было тогда в Византии более знаменитого, как род Дук. Генеалоги выводили его происхождение от времен Константина Великого и утверждали, что предок этого рода, бывший в родстве с первым христианским императором, получил от него звание и титул дуки Константинопольского и отсюда происхождение фамилии, какую носили его потомки. Что бы ни думать об этой этимологии и об этих притязаниях, несомненно, что в конце XI века род Дук по богатству, могуществу, по значению, каким пользовался среди всех окружавших, был одним из самых славных в монархии; из него вышло несколько византийских императоров и занимавший в то время престол Михаил VII был одним из его членов. По этой именно причине Комнины и Дуки так не любили друг друга, ибо первый царь из фамилии Комнинов имел преемником одного из Дук, и одинаковое право на престол и одинаковое честолюбие возбудили в этих соперничающих родах лютую ненависть друг к другу. Поэтому для всех здравомыслящих людей, искренно заботившихся об общественном спокойствии, казалось, что будет вполне выгодно соединить браком представителей обеих враждующих семей и соединить, таким образом, на будущее время их притязания и их интересы. С другой стороны, тонкий политик, Алексей Комнин, сразу понял, какую могучую поддержку в будущем представляет такой брак для его честолюбивых планов. Поэтому, несмотря на сопротивление матери, он в конце 1077 года женился на юной Ирине Дуке, дочери Андроника Дуки, протовестария, протопроедра, великого доместика схол Востока, и внучке кесаря Иоанна Дуки. И поэтому также, когда в 1081 году Алексей лишил престола Никифора Вотаниата, все подумали, что военная и аристократическая революция, возведшая на престол нового императора, по знаменитому выражению, «только для того нарушила законность, чтобы вновь вступить в законные права». Комнин по рождению, через женитьбу вступившей в союз с Дуками, Алексей, даже с оружием в руках добиваясь императорской короны, в сущности лишь восстановлял естественные права, представителем которых он был; по слову одного писателя того времени, восставая против своего монарха, «он не только не заслуживал ни малейшего порицания, но совершал поступок, достойный похвал всех рассуждающих людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синодальное постановление всех архиереев Запада о венчании Феодора на царство мотивирует этот акт политическими заслугами, сопровождавшимися освобождением от латинян и скифов православной Церкви и ее устроением, а также происхождением «державного и святого государя и царя нашего господина Феодора Дуки»; но не дает ему титула самодержец ( αυτοκρατωρ). Венчание Феодора на царство привело к дальнейшему обострению отношений между Никейской и Эпирской Церквами. И ранее, после отказа эпирских архиереев присутствовать на Никейском Соборе, созванном в 1220 г. для унии с латинянами, возникал конфликт чуть не при каждом самостоятельном поставлении архиереев во владениях Феодора Дуки. Константинопольские патриархи Мануил и Герман нападали резко, но не всегда удачно, и их западные антагонисты Иоанн Навпактский и архиепископ Болгарии (Охриды) Димитрий Хоматиан (на кафедре с 1219 по 1235 г.) видимо превосходили никейцев как писатели и полемисты, и тон их был более достойный и спокойный. Напрасно патриарх называл себя необычным в подписях того времени титулом «Вселенский патриарх»; его, «вифинского архипастыря», тонко вышучивали и давали понять, что он может вызвать «священную войну». Крупнейшими из самостоятельно поставленных архиереев при Феодоре Дуке были преемник Педиадита на Керкирской митрополичьей кафедре ученик Акомината Афинского Георгий Вардан (с 1220 г., пережил 1235 г. и скончался в Италии, ведя полемику с латинянами) и упомянутый Хоматиан, ставший по смерти престарелого Иоанна Апокавка Навпактскою главою всей Церкви во владениях Феодора Дуки. Он был посвящен Иоанном Навпактским по решению Собора архиереев и по желанию Феодора Дуки, «которого, – пишет Апокавк в Никею, – мы признаем посланным от Бога царем». Выбор был весьма удачен: Хоматиан – один из крупнейших юристов и ученик пастырей Византии, сильный особенно в области гражданского права и обладавший ясным, при случае острым пером. От него остался большой том канонических разъяснений и ответов. Вследствие отказа тогдашнего Салоникского митрополита (Константина Месопотамита) венчать Феодора на царство короновал нового царя Хоматиан, носивший громкий титул архиепископа Первой Юстинианы (Охриды) и всей Болгарии (Западной Македонии). Этому титулу политическая независимость страны и блестящая личность Хоматиана придали небывалый блеск, сделавший Хоматиана особенно ненавистным Никейской Церкви; его называли чужестранцем и даже малообразованным, что было совсем неверно. Он чувствовал себя как патриарх Западной Церкви без титула, и тем чувствительнее для него было поспешное признание никейским царем и патриархом самостоятельности Сербской Церкви, притом в самых широких границах до Адриатики и Венгрии; эти области до того имели архиереев, поставленных «архиепископом Болгарии». Об этом событии, равно как о самостоятельности Болгарской Церкви, провозглашенной помимо Никеи, будет речь ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В другой перспективе рассматривает эти события Дука , который долгое время находился на службе у генуэзцев 1074 . В отличие от гуманиста Халкокондила, Дука пользуется народным греческим языком. Его доведенное до 1462 г. произведение отличается надежностью и свежестью повествования. Подчас оно в подлинном смысле драматично, как, например, при описании завоевания Константинополя. Как и Халкокондил, Дука предпосылает своему сочинению всемирно-исторический обзор, само же изложение событий начинается со вступления на престол Иоанна Кантакузина в 1341 г., становясь более подробным лишь с началом правления султана Баязида в 1389 г. 1075 Это сочинение сохранилось также в староитальянском переводе, который заполняет некоторые лакуны в оригинале (в Боннском корпусе напечатан после греческого текста). Более ограниченный временной отрезок византийской истории находит свое освещение в историческом труде Георгия Сфрандзи 1076 , который в своей оригинальной версии охватывает период с 1413 до 1477 г., а в возникшей позднее расширенной начинается с начала правления династии Палеологов 1077 . Друг императорской семьи и высокопоставленный византийский сановник при трех последних Палеологах, Сфрандзи отличается своим традиционным византийским мировоззрением как от Халкокондила, так и от друга генуэзцев Дуки. Также в отличие от Дуки он является жестким противником латинян. Его повествование содержательно, в нем уделяется особое внимание хронологической точности. Способ изложения в определенном смысле представляет собой компромисс между искусственным архаизмом Халкокондила и нарочитым вульгаризмом Дуки. Трое близко стоящих друг к другу по времени историков взаимно дополняют друг друга как в отношении фактологии, так и в способе восприятия действительности. Наиболее достоверным является, пожалуй, Дука 1078 . Наряду с трудами Халкокондила, Дуки и Сфрандзи следует также привлекать сочинение Критовула , уроженца острова Имброс (Имвриота). Если уже Халкокондил ставит турецкое государство в центр своего повествования, то Критовул, знатный грек, который стремится примириться с турецким владычеством и понравиться новым господам, совершает следующий шаг и пишет историю султана Мехмеда П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    114 После захвата Бари норманнами в 1071 г. византийцы, осознав мощь Норманнского государства, стали стремиться к союзу с Робертом Гвискаром, рассчитывая получить от него помощь для борьбы с сельджуками. Правительство Михаила VII Дуки готово было скрепить союз династическим браком: дочь Роберта Елена была привезена в Константинополь как невеста юного Константина Дуки, сына и номинального соправителя Михаила (впоследствии Константин былженихомАнны). После прихода к власти Никифора Вотаниата положение изменилось: феодальная аристократия, окружавшая этого императора, не одобряла норманнских симпатий Михаила VII. Низложенного императора даже обвиняли в том, что он собирался предать страну норманнам. Дочь «тирана» изолировали от ее жениха, остававшегося и при Вотаниате наследником престола, и бросили в византийской столице без средств к существованию. Естественно, что эти обстоятельства были использованы Робертом как предлог для вмешательства в византийские дела (см. об этом: Безобразов, Хрисовул императора Михаила VII Дуки; поправки Kurtz, BZ, 9, 1900, S. 280; Bibicou, Une page histoire diplomatique..., p. 43 sq.;cp.Mathieu, Guillaume de Pouille..., pp. 306, 352).     115 Мать Анны, Ирина, была дочерью Андроника, сына кесаря Иоанна Дуки (см. прим. 13).     116 Никифор Вриенний постоянно говорит о легкомыслии Михаила Дуки и о его неспособности заниматься государственными делами (Nic. Br., II, 1—2).    Яростно нападает на Михаила, предоставившего управление государством своему фавориту Никифорице, Михаил Атталиат (Attal., рр. 184, 187, 200, 211 и др.). Атталиат несколько тенденциозен (ему надо противопоставить Михаилу Никифора Вотаниата), но время царствования Михаила действительно ознаменовалось рядом неудач во внешней и внутренней политике империи.     117 Ср. описание Константина: Ал., I, 12, стр. 78—79; III, 1, стр. 117.     118 Дж. Баклер смущает то обстоятельство, что Анна говорит «одним дыханием» о брачном контракте Константина и Елены и о своих собственных несчастьях. Поэтому она предлагает перефразировать это предложение следующим образом: «Я не буду больше говорить о Константине; его жизнь и смерть имеют прямое отношение к печальной истории моей жизни, и прежде чем я перейду к ней, я должна кратко упомянуть о несчастном брачном контракте между Константином и Еленой и рассказать о войне, которая была его следствием и которая кончилась гибелью норманнских тиранов» (Buckler, Anna Comnena, р. 37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Феклы    1059, декабрь — отречение Исаака I Комнина от престола    1062 — рождение Никифора Вриенния (мужа Анны)    1071, апрель — захват Бари норманнами    1071, весна — смерть Мануила Комнина (брата Алексея I)    1071, 19 августа — поражение Романа Диогена при Манцикерте    1072—1073 — восстание болгар против Византии    1073 — поход Исаака Комнина против сельджуков    1073, конец-1074, начало- мятеж Руселя    ок. 1074 — рождение Константина Дуки (жениха Анны)    1075, 2 августа — смерть Иоанна Ксифилина    1074—1078 — пребывание Исаака Комнина на посту дуки Антиохии    1075 — начало спора об инвеституре    1076, февраль — посольство Генриха IV к Григорию VII    1077, январь — покаяние Генриха IV в Каноссе    1077 — женитьба Алексея Комнина на Ирине Дукене    1077, конец — восстание Никифора Вотаниата    1077—1078, начало — восстание Никифора Вриенния Старшего    1078, апрель — провозглашение Никифора Вотаниата императором    1078 — расторжение брачного контракта Константина Дуки и Елены    1078, лето — мятеж Василаки    1079 — начало восстания Никифора Мелиссина    1080, 29 июня — встреча Роберта Гвискара и Григория VII в Кепрано    1080, лето — появление Лжемихаила    1080, 1 октября — битва на р. Эльстер    1081, начало — прибытие Роберта в Бриндизи    1081, ок. февраля — назначение Георгия Мономахата дукой Диррахия    1081, 15 февраля — начало мятежа Комниных    1081, 1 апреля — захват Константинополя отрядами Комниных    1081, апрель — возвращение из Константинополя посла Рауля    1081, до 8 мая — венчание на царство Алексея и Ирины    1081, до 8 мая — распределение титулов Алексеем    1081, апрель-май — мирный договор Алексея с сельджуками    1081, после 8 мая — отречение патриарха Косьмы    1081, после 8 мая — провозглашение Константина Дуки соправителем Алексея    1081, май-начало июня- переправа Роберта    1081, 17 июня — начало осады Диррахия Робертом    1081, июнь (?) — обращение Алексея за помощью к венецианцам    1081, август — передача гражданской власти Анне Далассине    1081, август — выступление Алексея против Роберта из Константинополя    1081, ок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Весной 1156 г. К. разграбил антиохийский правитель Рейнальд де Шатийон; военачальники, епископы и игумены были взяты в плен и увезены в Антиохию, где за них потребовали выкуп. В это время дукой К. был племянник имп. Мануила I Комнина Иоанн. В 1157 и 1159 гг. остров пострадал от землетрясений, во время последнего только в Пафосской епархии было разрушено 14 церквей, в т. ч. базилика Пресв. Богородицы Лимениотиссы. В 1159 г., во время нападения егип. флота, в плен попал брат дуки К. Неизвестно, был ли он братом Иоанна Комнина или его преемника Алексея Дуки, также состоявшего в родстве с императором, 1-е упоминание о к-ром на посту дуки К. относится к 1161 г. Пираты, нанятые Раймондом Трипольским, опустошили остров в 1161 г.; причиной нападения послужила отмена сватовства Мануила I к его сестре. Помимо грабежа пираты убивали женщин, детей, священников и монахов, жгли церкви и мон-ри. Последний известный дука К., Андроник Синадин, также был женат на родственнице императора - внучке Алексея I. Имп. Мануил I Комнин дарует привилегии Махерасскому мон-рю на Кипре. Мозаика зап. фасада ц. свт. Григория Паламы в Махерасском мон-ре. 1998 г. Имп. Мануил I Комнин дарует привилегии Махерасскому мон-рю на Кипре. Мозаика зап. фасада ц. свт. Григория Паламы в Махерасском мон-ре. 1998 г. После того как Мануил I в 1158 г. отвоевал Киликию, ее дуки получили право собирать налоги с киприотов, напр. Андроник Комнин (впосл. визант. имп. Андроник I Комнин ) и Исаак Комнин. Последний в 1184 г. провозгласил себя независимым правителем К. Прибыв на остров, он предъявил поддельные имп. документы, подтверждавшие его полномочия. Исследователи считают Исаака сыном Ирины, дочери севастократора Исаака Комнина (брата Мануила I). Исаак заставил кипрских епископов избрать патриарха, чтобы тот совершил обряд венчания его на царство как императора. Действия против него центрального правительства были безрезультатны. Правление Исаака современники называют тираническим: из-за налогового гнета в трудном положении оказались не только простые люди, но и знатные киприоты, многие из к-рых покинули остров.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ДУКА Иоанн Дука [греч. Ιωννης Δοκας] (XIV в.), лаосинакт храма Св. Софии в К-поле, визант. мелург. В Пападики 1453 г. Athen. Bibl. Nat. 2406 его именем («Иоанна Дуки и лаосинапта (sic!)») надписано песнопение «Блажен муж» . Согласно каталогу И. и А. Саккелионасов, подобное указание содержится и в др. ранней рукописи - Athen. Bibl. Nat. 894 (XIV в.): «Иоанна Дуки и лаосинакта Святой Софии». В поствизант. рукописях часто встречается написание «Дука лаосинапт», без упоминания имени, из чего можно сделать вывод, что это др. мелург. Однако атрибуция одних и тех же песнопений в кодексах разных периодов и «Дуке лаосинакту», и «Иоанну Дуке и лаосинакту» подтверждает гипотезу, что речь идет об одном и том же человеке. Напр., мелос стиха из 1-й «Славы» песнопения «Блажен муж» в рукописи Athen. Bibl. Nat. 2406 имеет надписание «Иоанна Дуки и лаосинапта», а в рукописи XVIII в. Ath. Xeropot. 307 - «Дуки лаосинакта». В иерархии должностей Великой ц. лаосинакт занимал 3-й ряд в недельной пентаде чинов, после протопсалта и 2 доместиков 1-го и 2-го хоров. Статус лаосинакта и деятельность И. Д. в качестве мелурга высоко ценились, поэтому его имя часто встречается в рукописях и также присутствует в каталоге мелургов Никифора Кантуниариса Хиосского (см. автограф: Ath. Xeropot. 318. Fol. 147, нач. XIX в.). И. Д.- автор мелоса стихов 1-й кафизмы: «Блажен муж» (Анфология Ath. Iver. 949. Fol. 8, кон. XVIII в.; Пападики Ath. Xeropot. 307. Fol. 47v et al., 1767-1770 гг.; Пападики Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 21 et al.), «Вскую шаташася языцы» (Пападики Athen. Bibl. Nat. 2175. Fol. 69v, сер. XVIII в.; Meteor. Metamorph. 329. Fol. 51v, 1-я пол. XVIII в.), «Ты же, Господи, заступник мой еси» (Пападики Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 49v, 1743 г.), «Гласом моим ко Господу воззвах» (Анфологии Пападики Lesb. Leim. 8. Fol. 35v - 36, кон. XVIII в.; 238. Fol. 57v, 1700 г.; 459. Fol. 45-45v, 1700 г.; Ydra. Iliou 597 (33). Fol. 45, кон. XVII в.). Кроме того, в рукописях излагается ряд воскресных причастнов И. Д. (Анфология Ath. Doch. 324. Fol. 143 et al.). Лит.: Ps.-Codin. De offic.; Σακκελωνας Ι., Σακκελωνας Α. Ι. Κατλογος τν χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος. Αθναι, 1892; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας; Στθης. Χειργραφα. Τ. 2, 3; idem. Τ χεργραφα βυζαντινς κα μεταβυζαντινς μουσικς Μετωρα Κατλογος περιγραφικς τν χειρογρφων τς Ελληνικς Ψαλτικς Τχνης Βυζαντινς κα μεταβυζαντινς, τν ποκειμνων ες τς βιβλιοθκας τν ερν μονν τν Μετερων. Αθνα, 2006; Moran Neil K. Singers in Late Byzantine and Slavonic Painting. Leiden, 1986; Πολτης Λ., Πολτη Μ. Κατλογος τν χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος. Αθναι, 1991; Χαλδαικης Α. Τ χειργραφα βυζαντινς μουσικς νησιωτικ Ελλς Υδρα. Αθναι, 2005. Τ. 1. М. Струбакис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471152.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010